Характерный пример сельского приходского храма с развитым фасадным декором в стиле барокко. Церковь стоит на невысоком взгорке при кладбище на северной окраине села. Дата освящения церкви – 1778 г., кроме основного престола, посвященного Богоявлению, в храме имелся придел Николая Чудотворца. В нач. 20 в. к колокольне с юга была пристроена небольшая палатка. Возможно, тогда же церковная территория, включавшая и приходское кладбище, была обнесена кирпичной оградой, ныне утраченной. Вместо утраченного коробового свода в трапезной сделано плоское перекрытие. На кладбище у церкви сохранилось несколько надгробий нач. 20 в. с металлическими крестами на кубообразных кирпичных постаментах. Среди них одно своеобразное – с двумя постаментами объединенными общим профилированным цоколем. Кирпичные стены здания (кроме палатки) побелены по обмазке.
Объемная структура церкви традиционна: к двусветному четверику, завершенному высокой четырехскатной кровлей и увенчанному луковичной чешуйчастой главой на цилиндрическом барабане, с востока примыкает невысокая слегка зауженная полуциркульная апсида, а с запада повторяющая габариты храма трапезная, по высоте уравненная с алтарем. Трехъярусная колокольня, состоящая из четвериков, почти равных по площади, завершена гуськовой кровлей с люкарнами, над которой вознесен высокий шпиль на четырехгранном барабане-резонаторе. Поздняя палатка, низкий объем которой выступает за линию южного фасада церкви, крыта на один скат.
Все объемы здания объединены невысоким цоколем, частично скрытым под культурным слоем. Боковые фасады храмового четверика имеют традиционную трехосевую композицию с расположенными по центрам входами. Края фасадов (с небольшим выпуском углов) подчеркнуты пилястрами с профилированными базами и капителями, а центральная ось проемов выделена легким ризалитом – над ними раскрепован венчающий антаблемент с мелкими сухариками в карнизе. Оконные проемы с очень пологими перемычками заключены в рамочные наличники с ушами и сережками, увенчанными лучковыми сандриками. В наличниках нижних окон под профилированными подоконниками помещены прямоугольные щиты, в верхние наличники включены лежачие надоконные нишки, а подоконники опираются на изящные ступенчатые кронштейны. Исключительно пластичны порталы арочных входов, где опирающийся на двухслойные пилястры полуциркульный архивольт с замком объединен с высоко поднятым профилированным полуциркульным сандриком с заплечиками. В образованной между ними фигурной нише находится небольшой киот-ниша для иконы. Обрамления окон апсиды и трапезной повторяют убранство нижних проемов четверика, но здесь вместо подоконников выложен плоский ступенчатый фартук с парными слезками по краям. В простенках проемов апсиды поставлены пилястры, крепующие профилированный карниз, а трехоконные фасады трапезной, как и четверик, отмечены пилястрами на краях и легкой раскреповкой по центру. Цилиндрический барабан главы прорезан четырьмя арочными окнами в наличниках, а простенки между ними декорированы филенчатыми пилястрами, крепующими несложный карниз.
Все четверики колокольни прорезаны арками и украшены двухпилястровыми портиками с развитыми карнизами, композиция которых от яруса к ярусу варьируется. В нижнем четверике пилястры, поставленные с выпуском углов, несут пологий фронтон, наложенный на высокий глухой аттик-полуярус; в среднем пилястры портика, также увенчанного фронтоном, оставляют открытыми скругленные углы четверика, а в верхнем в углы врезаны трехчетвертные колонны, пилоны арок украшены вертикальными филенками. Роль венчающего элемента в верхнем ярусе играют круглые люкарны, включенные в фигурные фронтоны. Четырехгранный барабан под шпилем, прорезанный арочными окошками, украшен пилястрами, акцентирующими срезанные углы.
Внутри четверик храма перекрыт четврехлотковым сводом с круглым отверстием световой главы в шелыге. Алтарная апсида с конхой, усложненной распалубками над окнами, на всю высоту открыта в храм. В трапезную ведет широкая арка. На восточной стене трапезной, ныне имеющей плоское перекрытие, расположена неглубокая скругленная ниша, обозначавшая алтарь южного придела. Окна в храме и трапезной помещены в нишах.
В основном объеме храма сохранились фрагменты настенной живописи 3-й четв. 19 в. Клейма на своде имеют ступенчато-арочные очертания. Их рамы оформлены пышным растительным орнаментом в гризайли. На северной и южной сторонах западной стены изображены фигуры неизвестных святых в клеймах арочной формы. Избранные святые расположены и в откосах окон второго света. В перемычках оконных проемов, очерченных тянутыми рамами, на облачных фонах написаны херувимы. Цветовая гамма клейм холодная, серовато-синяя, фоны между клеймами – серовато-красноватые.
Библиография: Беляев И. Статистическое описание соборов и церквей Костромской епархии. СПб., 1863. С. 178; Известия императорской археологической комиссии (ИИАК). СПб., 1909. Вып. 31. С. 237, № 606; Баженов И.В. Краткие статистические сведения о приходских церквах Костромской епархии. Кострома, 1911. С. 152-153; Памятники архитектуры Костромской области. Вып. 11: Нерехта и Нерехтский район. Кострома, 2009. С. 221-223.
http://svodokn.ru/object/101525418?open=true