Самое старое каменное здание на Ижме, да и во всем Печорском крае,— церковь села Ижмы. Начата постройка в 1803 году (по другим данным - 1806), окончена в 1828 году. Церковь большая, двухрамовая: нижний храм - Преображенский (зимний), верхний - Ильинский (летний).Церковь строилась долго - четверть века. Несмотря на то, что она долго строилась, строилась прочно, известку разводили на твороге (по местной легенде). Проект храма, как полагалось, был заказан губернскому архитектору и утвержден духовной консисторией. Хотя проект не сохранился, но бесспорно, что исполнен он был в традициях зрелого классицизма, о чем свидетельствует и осуществленная постройка. Планировка четкая, простая: прямоугольник притвора и трапезной, квадрат храма и крупная апсида полуциркульного очертания. Здание кирпичное, оштукатуренное снаружи и внутри, междуэтажное перекрытие — балочное, по столбам, верхний храм бесстолпный, перекрыт сомкнутым сводом. Снаружи, по северному и южному фасадам, четверик храма выделен декоративным портиком с полуколоннами, над фронтоном прорезаны круглые люкарны — второй свет верхнего помещения. Оконные проемы значительной величины, прямоугольные, с полуциркульным завершением, без отделки. Фронтоны и карнизы украшены модульонами. Судя по этим элементам, можно заключить, что перед нами произведение провинциального классицизма, но чем больше всматриваешься в здание, тем больше ощутима двойственность его облика: архитектурные идеи классицизма столкнулись здесь с традициями народного деревянного зодчества. Иначе говоря, идея вертикального решения побеждает идею горизонтального членения здания.
Главенствующим в объеме здания является храмовый четверик. Хотя он и выделен портиками (которые хочется сравнить с поздней обшивкой деревянных церквей в «классическом» духе) и имеет вверху скошенные углы. Монолит его напоминает деревянные прототипы — срубы кубоватых церквей, как и покрытие барочной формы напоминает кубоватые покрытия. На кровле водружен массивный восьмигранный деревянный световой барабан с крупной главой. Столь крупная глава с чешуйчатым покрытием неприемлема для классических построек, но естественна в деревянном зодчестве. При близком рассмотрении памятника барабан с главой представляются излишне грузными, но на удалении, благодаря своему завершению, постройка приобретает четко выраженный столпный силуэт. Народные мастера при возведении здания дополнили по-своему проект архитектора-классициста. В целом получилось грузно, но внушительно. Ижемские оленеводы могли гордиться своим храмом — второго такого на всем Севере не было.
Внутри храм был расписан стенной живописью. В верхнем помещении сохранился резной пятиярусный иконостас. Была построена и отдельно стоящая трехъярусная каменная колокольня со шпилем (1833—1835), не сохранившаяся. По описанию, колокольня была украшена дорическими портиками, имела высоту 24 сажени (около 50 м). В 1862 году невдалеке от каменного храма была возведена деревянная пятиглавая летняя Успенская церковь. Это здание, хотя и перестроенное, существует поныне.
Источник: Гунн Г.П. По нижней Печоре. – М.: Искусство, 1979. – С. 14-17.
http://www.nbrkomi.ru/kk/base/raiony/izhma/kultura/arhitektura/