Храм во имя Рождества Иоанна Предтечи – есть остаток упраздненного Староладожского Иванского монастыря. Храм находится в двух верстах от Староладожского Николаевского монастыря, на возвышенном месте левого берега реки Волхова, прозываемом Малышевою горою.
Из надписи, писанной полууставом на таблице из белого железа, хранящейся в монастырской ризнице, видно, что храм построен и освящен в 1695 г. На таблице сказано: «…Построен сей святой храм честного и славного Пророка и Предтечи, Крестителя Господня Иоанна, святого рождества его, при державе Благочестивейшего Великого Государя нашего Царя и Великого Князя Петра Алексеевича, всея великой и малой, и белой России, Самодержца, при Великом Господине Святейшем Андриане, Патриархе Московском и всея России. А построися сия святая Божия Церковь благословением Великого господина, Преосвященного Корнилия, Митрополита Великого Новгорода и Великих Лук, в первое лето Архиерейства его, лета 7203 года, от Рождества Христова 1695 г. А иконостас устроен и святые царские двери также, и святые иконы поновлены в оной же церкви Рождества святого Иоанна Крестителя в 1738 году тщанием того монастыря строителем иеромонахом Михаилом на собранные деньги от доброжелательных вкладчиков».
При Иоанно-Предтеченской церкви устроен придел в честь св. великомученицы Параскевы, образ которой по указу преосвященного Корнилия, митрополита Великого Новгорода и Великих Лук, в 1688 г. был перенесен из часовни Песецкого погоста в Иоанно-Предтеченский монастырь. В найденной при бумагах монастырского архива старинной записке сказано: «указу Преосвященного Корнилия, Митрополита Великоновогородского и Великолуцкого, Зеленецкого монастыря игумену Никодиму велено из часовни Песецкого погоста образ великомученицы Параскевы перенесть в Староладожский Иоанно-Предтеченский монастырь, что на Малышевой горе, также и часовню 1688 года, и где же святая ее икона стоит и поныне честного Рождества Иоанна Предтечи в приделе».
В Предтеченской церкви по временам были производимы исправления. Из оставшихся бумаг монастыря дошли об этом следующие известия: в 1738 г. царские двери и иконы были поновлены, 1823 г. июля 3 дня, в полдень, повредило молниею при сильном громовом ударе крышу и разбило в щепы два образа: Божией Матери и Иоанна Богослова, находившиеся вверху над иконостасом пред распятием Господним.
Ветхость Предтеченской церкви доходила до того, что ее предполагали разобрать, но поступивший в 1836 г. в число братства иеромонах Феофан, из купеческого сословия, своим старанием и иждивением возобновил церковь и колокольню, подвел фундамент из цоколя кругом всей церкви. В 1853 г. все главы на Иоанновской церкви перекрыты вновь гонтом и окрашены на сумму, пожертвованную купцом Славным. В текущем году разрешена новая ремонтировка церкви.
Храм во имя Рождества Предтечи одноэтажный, холодный, пятиглавый, построен из кирпича с плитою, на фундаменте из булыжного камня, обнесен вокруг по низу с наружной стороны цоколем и путиловскою плитою. С северо-западной стороны к Иоанновскому храму пристроены: теплый придел во имя св. великомученицы Параскевы, трапеза, паперть и колокольня каменные.
Общий вид храма квадратный, с двумя выступами против алтарей, у главного о семи гранях, а у придельного о пяти гранях. Кровля храма, придела, паперти и колокольни деревянная, крашеная медянкою и мумиею на масле. На соборном храме пять глав и на приделе одна глава, покрыты деревянным гонтом. Над соборными главами восьмиконечные кресты с шарами, деревянные, крашеные белою краской, с железными цепями; на придельной главе крест железный, сквозной, с надделанными железными крестами, крашеный.
Соборный храм от придела и от паперти отделен каменными стенами. Придельный храм отделен от трапезы также каменною стеною. Длина соборного храма с папертью и выпуклыми алтарными стенами двенадцать сажен; ширина вместе с приделом десять сажен восемь вершков; вышина до папертной крыши две сажени восемь вершков, до придельной и трапезной крыши две сажени два аршина, от придельной крыши вышина главки с крестом три сажени один аршин; вышина до крыши соборного храма пять сажен четыре вершка, а от крыши вышина главного купола с крестом семь сажен два аршина.
Стены снаружи и внутри, и своды внутри грубо оштукатурены и отбелены известью. Внутри соборного храма главный купол открытый, с восемью просветами для окон. Поддерживается он четырьмя квадратными столбами, из коих два с усеченными углами на квадратных пьедесталах, обложенных шлифованною плитою. С южной стороны паперти входное крыльцо между трех пролетов каменной колокольной стены; на площадку крыльца вход по ступеням, коих в прямой линии с правой стороны по шести, а с левой семь, все из путиловской плиты. Пролет, ведущий от крыльца в паперть, полуциркульный. Полы в алтарях, в храмах, в трапезе, в паперти из путиловской плиты.
Окон в главном алтаре три, в храме понизу и поверху восемь, в придельном алтаре два, из коих одно узкое, в храме два, в трапезе три, в паперти шесть. На крыше придельной церкви, трапезы и паперти три слуховых окна. Кроме того, из трапезы придельного храма есть выходная дверь. В северо-западном углу трапезы устроена небольшая келья, для которой отделено одно окно из трех трапезных.
В главном алтаре по линии иконостаса, между столбами устроены деревянные антресоли с таковою же решетчатою перегородкою. На антресоли вход по узкой деревянной лестнице, устроенной с левой стороны близ каменного столба. Над серединою решетки вверху написаны облака, в коих три херувима… По бокам два ангела, один стоящий, а другой склонившийся на колена. На самой решетке в один ряд изображены двенадцать херувимов. Все изображения живописные.
Предалтарный иконостас исправлен вместе с храмом в 1840 г. при помощи благотворителей, старанием сего монастыря иеромонаха Феофана. Иконостас пятиярусный, столярной работы, с резьбою по местам, окрашен белою краской, а резьба золоченная. Царские двери прорезные насквозь и сплошь золоченые. Вышина иконостаса четыре сажени один аршин двенадцать вершков, ширина пять сажен.Придел во имя св. великомученицы Параскевы: в алтаре на горнем месте образ Тихвинской Божией Матери; за жертвенником резное изображение распятого Господа на деревянном кресте. Предалтарный иконостас возобновлен в 1840 г. усердием иеромонаха Феофана. Иконостас двухъярусный, столярной работы, крашен белою краскою и местами золоченный. Царские двери с полуциркульным верхом простой работы, укреплены на двух квадратных колоннах… Высота иконостаса шесть аршин восемь вершков, ширина восемь аршин восемь вершков.
Иоанно-Предтеченская колокольня построена в 1695 г., а в 1840 г. возобновлена иеромонахом Феофаном, на иждивение благотворителей. Колокольня восьмигранная, построена из кирпича в смешении с плитой, одним боком примыкает к паперти Предтеченской церкви, а другим опирается на два контрфорса, соединенные между собою и со стеною паперти тремя арками. Под означенными арками находятся три лестницы, у коих площадки образуют входное крыльцо в церковь.
Вход на колокольню устроен из паперти в одну дверь; ход на колокольню ведет сначала стеною на возвышении пятнадцати каменных ступеней, а потом двумя деревянными с поворотом лестницами о девятнадцати ступенях. Во входе на колокольню для света устроены четыре окна, а где висят колокола, находятся восемь пролетов, огороженных деревянными перилами с решеткой. На колокольне крест деревянный, крашеный, главка покрыта деревянным гонтом, а крыша тесом, и окрашена медянкою на масле. Стены колокольни внутри и снаружи отбелены известью. Вышиною колокольня с крестом и главою от низу 13 саж., а длиною и шириною по 2 саж. и 1½ аршина.
На колокольне находятся четыре колокола: один большой, другой – средний и два маленьких. На колоколах сохранились надписи. На большом колоколе написано: «лета 7112 (1604 г.) к Вознесенью и к Рождеству Иоанна Предтечи на Малышеву гору в Ладогу слито два колокола при Благоверном Господаре Царе и великом Князе Борисе Федоровиче всея Руссии при его благоверной Царице великой Княгине Марии при их Благородных чадах Царевиче Федоре, Царевне Ксении и преосвященном Митрополите Исидоре Великого Новограда и при настоящем игумене Дионисии». На среднем колоколе написано: «Si Deus Pro Nobis Quis Contra Nos /т. е. «Если Бог за нас, кто может быть против нас»/, Anno 1643 С 0 S F М. Rom 8». На колоколе изображены два единорога, стоящие на задних ногах…
«Историко-статистические сведения о С.-Петербургской епархии». Издание С.-Петербургского Историко-статистического комитета. Выпуск 2, Санкт-Петербург 1871 г. Печатня В. И. Головина, Владимирская, дом № 15