ГЛАВНАЯ О ПРОЕКТЕ ВХОД / РЕГИСТРАЦИЯ
Вход

У меня есть логин и пароль

E-mail или логин

Пароль

Регистрация

Я новый пользователь

 

Восстановление пароля

Я забыл пароль

E-mail или логин


Звенигород. Саввино-Сторожевский монастырь. Собор Рождества Пресвятой Богородицы.


Собор. Действует.  
Престолы:Рождества Пресвятой Богородицы, Саввы Сторожевского
Год постройки:Между 1405 и 1407.
Адрес:
Московская область, г. Звенигород (Одинцовский район), Городок, 5.

Координаты:55.728018, 36.816262




Добавить фотографию
Сортировка:


Саввино-Сторожевский монастырь. Собор Рождества Пресвятой Богородицы - Звенигород - Одинцовский городской округ и ЗАТО Власиха, Краснознаменск - Московская область
вид со звонницы, справа - дворец Алексея Михайловича
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)uchazdneg
3 февраля 2013
Саввино-Сторожевский монастырь. Собор Рождества Пресвятой Богородицы - Звенигород - Одинцовский городской округ и ЗАТО Власиха, Краснознаменск - Московская область
Надежда Лаврова
26 января 2013
Саввино-Сторожевский монастырь. Собор Рождества Пресвятой Богородицы - Звенигород - Одинцовский городской округ и ЗАТО Власиха, Краснознаменск - Московская область
Сергей Чернов
18 ноября 2011
Саввино-Сторожевский монастырь. Собор Рождества Пресвятой Богородицы - Звенигород - Одинцовский городской округ и ЗАТО Власиха, Краснознаменск - Московская область
Опалев Александр
18 октября 2011
Саввино-Сторожевский монастырь. Собор Рождества Пресвятой Богородицы - Звенигород - Одинцовский городской округ и ЗАТО Власиха, Краснознаменск - Московская область
Гордиенко Анатолий
23 февраля 2010
Саввино-Сторожевский монастырь. Собор Рождества Пресвятой Богородицы - Звенигород - Одинцовский городской округ и ЗАТО Власиха, Краснознаменск - Московская область
Собор Рождества Пресвятой Богородицы, монашеские кельи
Борис Акулов
октябрь 1999
Саввино-Сторожевский монастырь. Собор Рождества Пресвятой Богородицы - Звенигород - Одинцовский городской округ и ЗАТО Власиха, Краснознаменск - Московская область
МОРПЕХ879
30 ноября 2016
Саввино-Сторожевский монастырь. Собор Рождества Пресвятой Богородицы - Звенигород - Одинцовский городской округ и ЗАТО Власиха, Краснознаменск - Московская область
Роман Полианчик
25 декабря 2014
Саввино-Сторожевский монастырь. Собор Рождества Пресвятой Богородицы - Звенигород - Одинцовский городской округ и ЗАТО Власиха, Краснознаменск - Московская область
Роман Полианчик
25 декабря 2014
Саввино-Сторожевский монастырь. Собор Рождества Пресвятой Богородицы - Звенигород - Одинцовский городской округ и ЗАТО Власиха, Краснознаменск - Московская область
Александр Шутов
2 августа 2013
Саввино-Сторожевский монастырь. Собор Рождества Пресвятой Богородицы - Звенигород - Одинцовский городской округ и ЗАТО Власиха, Краснознаменск - Московская область
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Жукова Анна
19 сентября 2012
Саввино-Сторожевский монастырь. Собор Рождества Пресвятой Богородицы - Звенигород - Одинцовский городской округ и ЗАТО Власиха, Краснознаменск - Московская область
Ксения
15 ноября 2011
Саввино-Сторожевский монастырь. Собор Рождества Пресвятой Богородицы - Звенигород - Одинцовский городской округ и ЗАТО Власиха, Краснознаменск - Московская область
МОРПЕХ879
4 апреля 2011
Саввино-Сторожевский монастырь. Собор Рождества Пресвятой Богородицы - Звенигород - Одинцовский городской округ и ЗАТО Власиха, Краснознаменск - Московская область
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Сергей и Маша Поповы
27 февраля 2009
Саввино-Сторожевский монастырь. Собор Рождества Пресвятой Богородицы - Звенигород - Одинцовский городской округ и ЗАТО Власиха, Краснознаменск - Московская область
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Сергей и Маша Поповы
27 февраля 2009
Саввино-Сторожевский монастырь. Собор Рождества Пресвятой Богородицы - Звенигород - Одинцовский городской округ и ЗАТО Власиха, Краснознаменск - Московская область

Михалыч
24 марта 2007
Саввино-Сторожевский монастырь. Собор Рождества Пресвятой Богородицы - Звенигород - Одинцовский городской округ и ЗАТО Власиха, Краснознаменск - Московская область
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Павел
27 марта 2005
Саввино-Сторожевский монастырь. Собор Рождества Пресвятой Богородицы - Звенигород - Одинцовский городской округ и ЗАТО Власиха, Краснознаменск - Московская область
Собор Рождества Богородицы, вид с юго-востока
Александр Викторович Шипилин
28 марта 2004
Саввино-Сторожевский монастырь. Собор Рождества Пресвятой Богородицы - Звенигород - Одинцовский городской округ и ЗАТО Власиха, Краснознаменск - Московская область

Юрий Менделеев
25 марта 2001
Саввино-Сторожевский монастырь. Собор Рождества Пресвятой Богородицы - Звенигород - Одинцовский городской округ и ЗАТО Власиха, Краснознаменск - Московская область
oldboy
24 января 2015
Саввино-Сторожевский монастырь. Собор Рождества Пресвятой Богородицы - Звенигород - Одинцовский городской округ и ЗАТО Власиха, Краснознаменск - Московская область
Саввинский придел.
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Евгений Ермаков
19 мая 2013
Саввино-Сторожевский монастырь. Собор Рождества Пресвятой Богородицы - Звенигород - Одинцовский городской округ и ЗАТО Власиха, Краснознаменск - Московская область
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Жукова Анна
20 сентября 2012
Саввино-Сторожевский монастырь. Собор Рождества Пресвятой Богородицы - Звенигород - Одинцовский городской округ и ЗАТО Власиха, Краснознаменск - Московская область
Саввинский придел
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Архиповы Маргарита и Владимир
10 марта 2012
Саввино-Сторожевский монастырь. Собор Рождества Пресвятой Богородицы - Звенигород - Одинцовский городской округ и ЗАТО Власиха, Краснознаменск - Московская область
Саввинский придел
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Архиповы Маргарита и Владимир
10 марта 2012
Саввино-Сторожевский монастырь. Собор Рождества Пресвятой Богородицы - Звенигород - Одинцовский городской округ и ЗАТО Власиха, Краснознаменск - Московская область
Саввинский придел
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Архиповы Маргарита и Владимир
10 марта 2012
Саввино-Сторожевский монастырь. Собор Рождества Пресвятой Богородицы - Звенигород - Одинцовский городской округ и ЗАТО Власиха, Краснознаменск - Московская область
Николай Аксёнов
15 ноября 2010
Саввино-Сторожевский монастырь. Собор Рождества Пресвятой Богородицы - Звенигород - Одинцовский городской округ и ЗАТО Власиха, Краснознаменск - Московская область
Матишо
22 мая 2009
Саввино-Сторожевский монастырь. Собор Рождества Пресвятой Богородицы - Звенигород - Одинцовский городской округ и ЗАТО Власиха, Краснознаменск - Московская область
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Юрий Булкин
3 апреля 2016
Саввино-Сторожевский монастырь. Собор Рождества Пресвятой Богородицы - Звенигород - Одинцовский городской округ и ЗАТО Власиха, Краснознаменск - Московская область
Фото из журнала "Светоч и Дневник писателя".
Андрей Агафонов
1 января 1911
Саввино-Сторожевский монастырь. Собор Рождества Пресвятой Богородицы - Звенигород - Одинцовский городской округ и ЗАТО Власиха, Краснознаменск - Московская область
Фото из журнала "Художественные сокровища России".
Андрей Агафонов
1 января 1903
Саввино-Сторожевский монастырь. Собор Рождества Пресвятой Богородицы - Звенигород - Одинцовский городской округ и ЗАТО Власиха, Краснознаменск - Московская область
Фото из журнала "Художественные сокровища России".
Андрей Агафонов
1 января 1903
Саввино-Сторожевский монастырь. Собор Рождества Пресвятой Богородицы - Звенигород - Одинцовский городской округ и ЗАТО Власиха, Краснознаменск - Московская область
Фото из журнала "Художественные сокровища России".
Андрей Агафонов
1 января 1903
Саввино-Сторожевский монастырь. Собор Рождества Пресвятой Богородицы - Звенигород - Одинцовский городской округ и ЗАТО Власиха, Краснознаменск - Московская область
Фото из журнала "Живописная Россия".
Андрей Агафонов
1 января 1902
Саввино-Сторожевский монастырь. Собор Рождества Пресвятой Богородицы - Звенигород - Одинцовский городской округ и ЗАТО Власиха, Краснознаменск - Московская область
http://нэб.рф/catalog/000199_000009_002367013/viewer/
Андрей Агафонов
1 января 1893
Саввино-Сторожевский монастырь. Собор Рождества Пресвятой Богородицы - Звенигород - Одинцовский городской округ и ЗАТО Власиха, Краснознаменск - Московская область
Артур 955
1 января 1890
Саввино-Сторожевский монастырь. Собор Рождества Пресвятой Богородицы - Звенигород - Одинцовский городской округ и ЗАТО Власиха, Краснознаменск - Московская область
Фото с сайта http://andcvet.narod.ru
Андрей Агафонов
??
Саввино-Сторожевский монастырь. Собор Рождества Пресвятой Богородицы - Звенигород - Одинцовский городской округ и ЗАТО Власиха, Краснознаменск - Московская область
Фото с сайта http://andcvet.narod.ru
Андрей Агафонов
??
Саввино-Сторожевский монастырь. Собор Рождества Пресвятой Богородицы - Звенигород - Одинцовский городской округ и ЗАТО Власиха, Краснознаменск - Московская область
Фото из книги Грабарь И.Э. "История русскаго искусства".М 1910-1913
Андрей Агафонов
??
Саввино-Сторожевский монастырь. Собор Рождества Пресвятой Богородицы - Звенигород - Одинцовский городской округ и ЗАТО Власиха, Краснознаменск - Московская область
Фото из книги Грабарь И.Э. "История русского искусства" М. 1910-1914.
Андрей Агафонов
??
Саввино-Сторожевский монастырь. Собор Рождества Пресвятой Богородицы - Звенигород - Одинцовский городской округ и ЗАТО Власиха, Краснознаменск - Московская область
http://and110.ucoz.ru/XR/10/sam01.html
Т.
??




Добавить статью/комментарий
Статью добавил(а): Александр Викторович Шипилин,  9 июня 2004

Собор Рождества Богородицы Саввино-Сторожевского монастыря

Собор сооружен из белого камня в 1405 г. на средства князя Юрия Дмитриевича. Крестовокупольный четырехстолпный одноглавый храм - один из немногих уцелевших памятников московской архитектуры рубежа XVI-XV вв. Фасады, верх апсид и барабана декорированы поясами белокаменной резьбы. Порталы перспективные с килевидным верхом. Завершение с тремя ярусами закомар в XVIII-XIX вв. было заменено четырехскатной кровлей, восстановлено в результате реставрации в 1972г. Луковичная глава относится к XVII в. В интерьере стены столбы и своды покрывают фрески 1656 г., выполненные группой царских мастеров во главе со Степаном Рязанцем и очищенные в 1970-1971 гг. от поздних записей. Иконостас и часть икон относятся к XVIIв. В 1650-х гг. к собору с южной и западной сторон были пристроен одноглавый Саввинский придел, перекрытый сомкнутым сводом, две паперти и западное крыльцо. Над южной папертью расположена ризница, первоначально соединявшаяся крытым переходом с царским дворцом. Раньше существовало южное крыльцо с наружной лестницей, арки южной паперти были открытыми.


Статью добавил(а): Алексей Кротов,  25 октября 2017

Хотя летописных сведений о строительстве в Саввино-Сторожевском монастыре каменного Рождественского собора не сохранилось, чаще всего в литературе называется вполне "безусловная" дата освящения храм - 1405 год. В 1389 году Дмитрий Иоаннович завещал своему сыну Юрию "Звенигород со всеми волостми, и с тамгою, и с мыты, и с бортью, и с селы, и со всеми пошлинами". В Звенигородском княжестве он затеял великое строительство. Уже в 1390-х годах здесь вырос удивительный Успенский собор на Городке. Следом настал черёд "собственного" монастыря. В это время в осиротевшей после кончины преподобного Сергия Радонежского Троицкой обители настоятельствовал Сергиев ученик и постриженник преподобный Савва Сторожевский. Князь Юрий Звенигородский, крестник "игумена земли Русской", часто бывал в монастыре и, поражённый святостью жизни преподобного Саввы, выбрал его, как обычно утверждается, в качестве духовного отца, пожелав иметь святого всегда рядом с собой. Князь молил преподобного, "да пребудет у него, и да созиждает монастырь в отечестве его близ Звенигорода, идеже есть место, зовомо Сторожи". Старец внял мольбе честолюбивого князя и, покинув Троицкую обитель, в 1398 году пришёл в Звенигородский удел, основав в нём обитель в честь Рождества Пресвятой Богородицы. Вскоре в новом монастыре срубили деревянный храм. Однако князя Юрия, щедро благотворившего Саввину монастырю, не устраивала маленькая, неприметная обитель; в "его" монастыре, по княжьему мнению, должна была красоваться каменная церковь. Учитывая, что преподобный Савва отошёл ко Господу в 1407 году и, согласно ряду свидетельств, был погребён уже в новом каменном храме, исследователи "выводят" 1405 год как наиболее вероятную дату освящения Рождественского собора Саввинской обители.

Богородице-Рождественский собор честно делил радости и скорби с самой обителью, знавшей в своей истории периоды и упадка, и расцвета. Но что бы ни происходило, соборный храм всегда находился под защитой своего основателя и строителя, чему сохранились многочисленные свидетельства. При Алексее Михайловиче, часто приезжавшим сюда на богомолье, были обретены мощи преподобного Саввы Сторожевского (в 1652 году). Именно при нём в монастыре началось большое строительство, так с западной стороны Рождественского собора вырос внушительный царский дворец. Любопытно, что дворец этот соединили с соборным храмом крытым переходом, который вёл в "малую палату", где царь с семьёй обычно стоял во время богослужений. Ныне этого перехода нет. Внешний вид Рождественского собора в те годы сильно изменился - его обнесли галереей с запада и юга, а в юго-восточном углу устроили придел преподобного Саввы (1659 г.). Галерея - "вся из каменного хрусталя" (слюды), как отмечал Павел Алеппский, сопрвождавший Патриарха Антиохийского Макария в сер. 1650-х годов. Он же восхищённо писал об "удивительно блестящей позолоте" соборных куполов. В храме тогда появился новый иконостас - высокий, резной, вызолоченный. Иконы для него написали "жалованные живописцы" Оружейной палаты Яков Тихонович Рудаков и Степан Григорьевич Рязанец. В 1735 году ликвидировали древнее позакомарное покрытие собора, заменив его четырёхскатной крышей, устроили чугунный пол ("куплено в соборную церковь на пол чугунного железа 200 пудов").

В 1775 году Екатерина II почтила своим визитом "первокласный" монастырь, где присутствовала в Рождественском соборе на литургии, которую служил сам митрополит Платон (Левшин), после изволила обедать и отдыхать в настоятельских покоях ("Царицыны палаты"). После чего отбыла в Москву. По общему "настроению" монастырский ХIХ век ничем бы не отличался от ХVIII столетия, если бы не пребывания в монастыре французов в 1812 году. Ещё в августе, в ожидании французских "гостей", из обители вывезли самые ценные вещи и реликвии, но многое осталось на месте - и французы устроили форменный грабёж. Впрочем, это не удивительно, так как они поступали во всех русских монастырях; удивительное и любопытное заключается в другом: в том, что грабёж этот коснулся всех монастырских зданий, за исключением одного - именно Рождественского собора. Свой храм спас его святой строитель, преподобный Савва, явившись ночевавшему в царском дворце предводителю французов Евгению де Богарне и пообещав ему, что он вернётся во Францию живым, после того как войска покинут Россию, в обмен на то, что тот не тронет собор. После этого ошеломлённый Богарне выставил возле соборного храма охрану, запретив солдатам входить в него.

Одно из важнейших событий ХIХ века - замена в 1847 году сени над ракой преподобного Саввы на новую, бронзовую с накладным серебром, и установление в связи с этим местного праздника 17 (30) июля в честь перенесения мощей святого. В это время собор обзаводится каменным крыльцом с шатровым верхом. В 1870-е годы в нём устроили духовое отопление, проложив в полах обложенные кирпичом калориферные керамические трубы. Последняя перед революционным погромом реставрация в храме шла в 1912-1913 годах. Палехские мастера поновили росписи и промыли иконы иконостаса ХVII века. В ходе предпринятой реконструкции отказались от чугунного пола, выложив его метлахской плиткой. В марте 1919 года красноармейцы с местными властями совершили кощунственное вскрытие мощей преподобного Саввы. В апреле 1919 года святые мощи основателя Саввинской обители увезли на Лубянку. С этого и началось разграбление монастыря, окончательно закрытого в июле 1919 года.

Показательный факт: в 1923 году решётку, стоявшую перед иконостасом Рождественского собора, сняли и приспособили для ограждения памятника Карлу Марсу. В обители беспрестанно менялись хозяева: беспризорники, представители карательных органов, военные, медики, музейщики... Для Рождественского собора эта советская чехарда закончилась в 1947 году, когда храм передали Звенигородскому музею. Закрепление за собором музейного статуса позволило начать в нём научную реставрацию. С конца 1950-х годов реставрировались созданные в ХVII веке храмовые фрески и иконы иконостаса. Второй этап этих работ относится уже к 1970-м годам. Одновременно, в 1971-1973 годах, собору вернули первоначальный облик - купол храма засверкал позолотой, было восстановлено позакомарное покрытие. Новые времена принесли новые веяния. В июле 1990 года состоялось малое освящение Рождественского собора. В стенах храма (ещё музейного!) вновь зазвучала молитва; впервые более чем 70-летнего перерыва в соборе отслужили литургию. В августе 1998 года, когда широко праздновалось 600-летие Саввино-Сторожевского монастыря, преподобный Савва вернулся своими мощами в родную обитель. Ковчег с мощами положили в возобновлённую раку, а праздничное богослужение тогда возглавил Патриарх Алексий Второй.

Из журнала "Православные Храмы. Путешествие по Святым местам". Выпуск №132, 2015 г.


Статью добавил(а): Алексей Кротов,  26 октября 2017

Рождественский собор Саввино-Сторожевского монастыря относится к так называемому "раннемосковскому зодчеству". Выясняя генеалогию этого храма, искусствоведы обычно сравнивают его с двумя церквами - более ранним звенигородским Успенским собором на Городке и Троицким собором Троице-Сергиевой Лавры. Все эти храмы выстроены князем Юрием Звенигородским, все они типологически близки, хотя при ближайшем рассмотрении выясняются и некоторые отличия. Если говорить о близости, то следует назвать три характерные особенности для "раннемосковского зодчества".

Вот цитата архитектора-искусствоведа Д.Ю. Палкина: "...во-первых, необязательность соответствия внутренних и внешних членений, или "система смещённых соотвтствий", во-вторых, это применение ступенчатых арок, подчёркивающих вертикальную динамику, и, в-третьих, это типично московское завершение посредством двух или более ярусов закомар". В Рождественском соборе, в отличие от упомянутых Успенского и Троицкого соборов, мы видим полное соответствие внешних и внутренних членений. С другой стороны, если в Успенском соборе на Городке наблюдается вертикальное устремление объёма, то в двух монастырских храмах налицо своеобразная горизонтальная динамика - они, благодаря выбранным пропорциям основного объёма, как бы слегка оседают на землю. Характерно в этом смысле устроение апсидных лопаток - в Рождественском соборе они "обрываются" на уровне среднего уровня трёхрядного фриза, словно "запрещая" наметившийся рост. Собственно, и ощущения от всех трёх храмов - несмотря на их очевидную близость - различны: в этом смысле Рождественский собор выглядит более уютным, камерным, простым и ясным, но это та простота, которая очевидным образом устремляется к "золотому сечению". В сечении основной объём является почти квадратом (14,4 Х 14,5 м). Храм стоит на довольно высоком подклете - высотой около полутора метров. Северный и южный фасады ассиметричны: боковые их деления имеют неодинаковую ширину (западные шире восточных).

Большую роль в создании образа храмов "ранней Москвы" играет внешний декор. Он достаточно прост и скуп, находя своё выражение в нескольких декоративных поясах, но тут мы видим парадокс - эта скупость чуть ли не более выразительна и поразительна, нежели чрезмерность и некоторая "навязчивость" декорировки, например барочных церквей позднейшей эпохи. "Фасадный" фриз Рождественского собора почти повторяет соответствующий пояс Успенского собора на Городке, однако он становится более плоскостным, более плотным, более геометричным. Тут намечается некоторая функциональность и програмность - такой фриз легче повторять в других храмовых постройках. Переход от основного объёма к барабану осуществляется с помощью трёх рядов характерных килевидных кокошников (закомары в виде кокошников). Вероятнее всего, они должны были сформировать вертикальный "вектор" храма, но странным образом этого не произошло - основной объём собора всё равно остаётся "приземистым". На протяжении почти 250-ти лет кокошники были скрыты под устроенной в 1735 году четырёхскатной кровлей. Как уже было сказано, что основной тип "раннемосковского зодчества" - это одноглавый четырёхстолпный храм. В данном случае глава опирается на световой барабан с высокими узкими окнами-бойницами, украшенный трёхрядным декоративным поясом. Этот пояс совпадает по исполнению с фризом, идущим в верхней части апсид, за исключением нижнего ряда, где на барабане появились сплетенные пучки растений. Апсиды Рождественского собора понижены относительно основного объёма, что вкупе с другими соответствующими элементами, формирует "приземистость" постройки. Характерная особенность апсид - лопатки, делящие их на части. Апсиды, подобно фасадам и барабану, украшены декоративным резным поясом. Средняя апсида в диаметре вдвое больше боковых и значительно дальше выступает на восток.

Пристройки "обросли" храм в середине ХVII века, при царе Алексее Михайловиче. Они в отличие от основного здания, построенного из белого камня, возводились из кирпича. В юго-восточном углу - придел преподобного Саввы Сторожевского, стилистически стремящийся подражать основной постройке. С юга и запада - галерея, причём южная её часть надстроена вторым этажом - туда некогда вёл крытый переход из дворца Алексея Михайловича; позже это помещение занимала ризница. Внутреннее пространство Рождественского собора наследует устройству Успенского собора на Городке. Так же, как и на Городке, четыре столпа здесь заметно сдвинуты к стенам - с целью максимально увеличить ширину центральных нефов. Впрочем, есть и отличия. Во-первых фасадное членение лопатками строго соответствует расположению пилонов, которые в плане стали квадратными, а не крестчатыми (как в Успенском соборе), и более "тонкими". Кроме того, исчезли хоры. Вообще, в соборном храме Саввино-Сторожевского монастыря заметно стремление к некоторой зальности. "Некоторой", потому что это конечно, не классическая зальность, характерная для позднейших храмов, а лишь её "призвук" но этот "призвук" сообщает Рождественскому собору очень приятные камерность и уютность. Изначально в храме не имелось иконостаса; его роль, как в древних церквах, исполняла алтарная преграда, которая в 1913 году, при очередной реставрации, помогла ответить на вопрос, был ли как-то украшен только что построенный собор. Дело в том, что именно на алтарной преграде реставраторы обнаружили остатки фресок, относящихся, скорее всего, к началу ХV века, то есть ко времени строительства Рождественского собора. Искусствоведческий анализ открытых и позже реставрированных фресок показал, что они созданы мастерами круга преподобного Андрея Рублёва, который, как известно, в ту пору работал в Звенигороде.

В 1430-х годах в храме появился иконостас "от стены до стены", закрывший алтарную преграду. Следующая кардинальная реконструкция интерьера состоялась в середине ХVI столетия - видимо, по желанию царя Алексея Михайловича, благоволившего Саввиной обители; именно тогда храм приобрёл "примерно" современный вид. В частности, собор был полностью расписан артелью под руководством иконописца Степана Григорьевича Рязанца и каменщика Карпа Тимофеева. В артель входили 29 царских жалованных и кормовых мастеров, известных ныне поимённо. Был установлен и сохранившийся до наших дней пятиярусный иконостас, закрывший восточные столпы. Иконы для верхних четырёх рядов исполнили тот же Степан Рязанец, а также Яков Тихонович Рудаков, прозываемый Казанцем. В нижний ряд поместили разновременные образа, некоторые из которых, возможно, были современны самому собору. Впоследствии в храме появились новые росписи: в ХVIII столетии, в 1835 и 1913 годах. Начиная с 1960-х годов росписи Рождественского собора неоднократно реставрировались. Сохранившиеся иконы иконостаса с 1960-х годов хранились в Звенигородском музее (утрачеными оказались лишь образа местного чина, а также убранство нижнего яруса иконостаса и царские врата). В 1998 году, к 600-летию Саввино-Сторожевского монастыря, они вернулись на своё законное место.

Из журнала "Православные Храмы. Путешествие по Святым местам". Выпуск №132, 2015 г.

Комментарии и обсуждение

Интересный факт: в 2001 году в России выпущена почтовая марка, посвященная храму Рождества Богородицы.
3 сентября 2011, Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное) Александр Богданов.


Внести изменения в объект

Что нужно изменить:

Пожалуйста, не забывайте указывать источник ваших данных.

Добавить статью или комментарий

Текст статьи

Если Вы не являетесь автором статьи – не забудьте, пожалуйста, указать источник


Пожалуйста, войдите на сайт или зарегистрируйтесь. Анонимно вы можете отправить лишь небольшое уточнение. Добавлять в каталог полноценные статьи могут лишь зарегистрированные авторы.




Добавить фотографию

Только зарегистрированные пользователи могут добавлять фотографии в каталог.