ГЛАВНАЯ О ПРОЕКТЕ ВХОД РЕГИСТРАЦИЯ

Веска. Храмовый комплекс. Церкви иконы Божией Матери "Знамение" и Покрова Пресвятой Богородицы.


Веска. Храмовый комплекс. Церкви иконы  Божией Матери
Храмовый комплекс. Не действует.  
Престолы:Покрова Пресвятой Богородицы
Год постройки:Между 1794 и 1800.
Адрес:
Ивановская обл., Ильинский р-н, с. Вёска

Координаты: 56.891115, 39.976367
Проезд:Проезд от Аньково через Перлевку и Радино. Разбитая грунтовка. От Пустоши дороги нет.








Карта и ближайшие объекты


Приблизить
Отдалить
Развернуть



Статьи


Иван Матершев  5 февраля 2009

ВЕСКА (ВЕСКИ) ХРАМОВЫЙ КОМПЛЕКС: ЦЕРКОВЬ ЗНАМЕНИЯ И ПОКРОВА, рубеж 18-19 вв.

Расположен на чуть повышенном берегу р. Ангелка, в центре села, посреди прямоугольной площади. Холодная церковь Знамения с колокольней (1794— 96) доминирует в комплексе, а также над соседней застройкой и окружающей открытой местностью. В 1800 г. строится теплая церковь Покрова - невысокое здание, поставленное восточнее, ближе к реке. В сер. 19 в. участок был обнесен каменной оградой (утр.). К западу от комплекса сохранились деревянные постройки нач. 20 в. - жилые дома, амбары, одноэтажная бревенчатая церковноприходская школа. Несмотря на утраты (главы храмов и колокольни, алтарная часть Знаменской церкви) комплекс обладает силуэтной выразительностью. С моста через речку открывается компактная группа объемов, постепенно нарастающих от широкого алтаря Покровской церкви к высокой шатровой колокольне Знаменского храма. Пример распространенных в области сельских церковных комплексов, в архитектуре которых формы и приемы барокко и классицизма сочетаются с традициями древнерусского зодчества.

Церковь Знамения выстроена из кирпича и побелена по кладке. В 1-й пол. 19 в. пристроили северный придел и западный притвор, соединившие трапезную с колокольней (ныне алтарь и притвор разобраны, и колокольня вновь стоит отдельно). В архитектуре памятника сочетаются древнерусские мотивы (особенно в облике колокольни) с барочной композицией объемов и декором. Колокольня поставлена на продолжении продольной оси храма. На двусветный четверик водружен крупный восьмерик с суженными диагональными гранями (часть его окон заложена). Над ним, значительно отступая от края карниза, поднимается граненый купол, несущий восьмигранный световой барабанчик с крупной чешуйчатой главой. Квадратная в плане трапезная по ширине равна четверику, а по высоте - его первому ярусу. Весомости объемов храма и трапезной противостоит подчеркнутая стройность восьмигранной колокольни на очень высоком (до конька кровли трапезной) четвериковом основании. Над арками звона колокольня увенчана шатром с тремя рядами слухов. Фасады четверика завершены фронтонами, а посредине разделены широким карнизом. Стены храма и трапезной с приделом имеют развитый барочный декор, напоминающий столичную архитектуру 2-й четв. 18 в. В нем особенно выделяются фигурные наличники с лучковыми сандриками, ушами и фартуками. Помимо формы и скупого декора колокольни (лопатки на углах, ширинки и фигурные ниши на гранях столпа) связь с древнерусскими прототипами угадывается в упрощенном перспективном портале трапезной, где сохранились кованые двери. Центральный объем перекрыт восьмилотковым сводом на трехступенчатых тромпах. Устремленности пространства вверх способствуют глубокие ниши с массивными перемычками в три уступа, объединившие окна первого и второго света. Невысокая трапезная имеет коробовый свод с торцовым лотком и распалубками над проемами; в приделе - уплощенный коробовый свод с лотком, вытянутым к востоку.

Масляная роспись, фрагментарно сохранившаяся на стенах храма и в своде трапезной, типична для провинциальной живописи 2-й пол. 19 в. и расположена в пять ярусов на северной и южной стенах. Сцены "Страстей" занимают два верхних яруса: в восьмерике, между оконными проемами. На выступающих простенках в четверике в три яруса изображены святые. В нишах между окнами первого и второго света - композиции на тему "Блаженств". Новозаветные сцены на западной стене написаны в четыре яруса. Орнамент-плетенка обрамляет евангельские композиции в трапезной и в виде фриза проходит над окнами первого света в основном объеме. Церковь Покрова построена из кирпича и побелена по кладке. Главы на храме и притворе утрачены. Интересный пример местной трактовки классицизма при сохранении барочных изогнутых купольных покрытий. Невысокие объемы алтаря, храма, трапезной и притвора образуют протяженную композицию, своеобразие которой состоит в том, что одноглавый приземистый основной четверик по высоте близок квадратному в плане притвору под высокой изогнутой кровлей (ранее заканчивалась главкой), возвышающемуся над низкой трапезной. Необычен и полуовальный в плане, сильно вынесенный алтарь со спрямленной восточной стенкой. Фасады алтаря и четверика членятся трехчетвертными колоннами с невысокими импостами над ними, в завершении стен — трехчастный антаблемент. На боковых фасадах полуколонны образуют подобие портика и делят стену на три равных участка. Каждый такой участок включает проем в прямоугольном обрамлении и ложное круглое окно над ним с нарисованной расстекловкой. Аналогично оформлены и фасады западного притвора. Прямоугольные окна трапезной частью ложные. В них также дано изображение светлого переплета с темными "стеклами".

Центральный объем и притвор перекрыты сомкнутым сводом; трапезная - коробовым сводом с лотком на торце и распалубками над окнами в глубоких нишах; алтарь - сферическим сегментом с широкой распалубкой над плоской восточной стеной. В конхе апсиды сохранилась характерная для нач. 19 в. композиция "Да молчит всякая плоть", выполненная клеевыми красками в стиле барокко: в центре Христос - "Царь царем", внизу - престол с коленопреклоненными Вселенскими святителями. Масляная живопись на своде храма типична для кон. 19-нач. 20 в.; четыре евангельские сцены отделены друг от друга орнаментом - плетенкой.

Березин, Добронравов, 1896, с. 460-461. Из книги «Свод памятников архитектуры и монументального искусства России. Ивановская область. Часть 2», М., Наука, 2000, с. 274-276



Комментарии и обсуждение


Ваш комментарий будет первым.