Церковь в д.Заборье (на фото) называется Богоявленской (у меня есть метрика о рождении моего деда). Приход назывался Шоном (Шеном), упоминается в 1490г., он включал в себя, если верить источникам, свыше 50 деревень и 7 тыс чел. Где находился погост до строительства каменной церкви- это большой вопрос. Нынешняя Богоявленская церковь (1780г.) находится на другом берегу р.Прость (рукав Вычегды), напротив дер.Шономы, на острове реки Вычегда. Спасибо автору фото за то, что добрался туда. Остров во время половодья затапливается на несколько дней. Шеномская волость была очень протяженная. В начале 20 века была построена у д.Карпово новая церковь, при ней - кладбище. Церковь эту разобрали на кирпичи местные жители, от нее ничего, кроме воспоминаний, уже не осталось. Богоявленскую частично спасла ее удаленность и труднодоступность. Жители островных деревень (Заборье и Залужье) все-таки частично разобрали, говорят, она была больше. Последнего священника Мысова арестовали, судьба его не известна, а детей его спрятал местный заборский житель К.Тупысев. Жалко церковь, ее бы хоть законсервировать, но местные жители не религиозны, а состоятельных благотворителей нет. Может быть кто-нибудь разместит здесь старинные фото из архивов (личных, епархиальных, государственных)
28 мая 2013.
Спасибо за интересный комментарий. Но абсолютно очевидно, в метрике Вашего деда указана вторая (и главная) приходская каменная церковь, большая летняя трехпрестольная Богоявленская, построенная в 1825 году, об этом есть в статье. Эта церковь не сохранилась. А сохранилась небольшая однопрестольная Георгиевская церковь 1780 года, она и запечатлена на фото. Наверняка Вам будет интересно почитать свежий сюжет про некоторые церкви Ленского района
http://uchazdneg.livejournal.com/154987.html, там есть и фотография страницы о Шеномском приходе из книжки Н.П.Воскобойниковой, на которую я ссылаюсь, и ссылка на рассказ про мое посещение Георгиевской церкви в 2008 году.
17 июня 2013,
uchazdneg.
Ув. Лариса Торопова (
parishes.mrezha.ru) предоставила выписки из клировых ведомостей за разные годы.
За 1797 г.:
...церковь Богоявления Господня. Каменная. Приделы вмч. Георгию и св. Пророку Илии. На востоке Богоявленская, еще не построена.
За 1893 г.:
Престолы: Богоявленский - освящен в 1820 г., Ильинский освящен в 1816 г., Георгиевский - в 1785 г.
За 1917 г.:
Построена в 1780 г. Каменная.
В совокупности эти данные, материалы Н.П. Воскобойниковой, сведения из епархиального описания прихода, а также важное замечание "Жители островных деревень (Заборье и Залужье) все-таки частично разобрали, говорят, она была больше" позволяет сформулировать новую непротиворечивую версию каменного храмостроительства в Шеномском приходе:
В 1780 г. построена теплая одноэтажная церковь. По крайней мере на 1786 год она числилась Георгиевской и была единственной каменной наряду с деревянной Ильинской. К тому времени уже была благословенная грамота от 1785 года на строительство большой двухэтажной трехпрестольной Богоявленской церкви, тогда же, видимо, существующая церковь была освящена в честь Св. вмч. Георгия Победоносца. На 1797 год речь идет уже о Георгиевском приделе строящейся Богоявленской церкви. Ее строительство велось до 1825 года, при этом в 1816 г. был освящен нижний Ильинский престол ("справа"), а в 1820 г. - холодный летний Богоявленский верхний храм ("на востоке"). Увенчанный собственным куполом и ярусным барабаном с главкой (определенно в местной барочной стилистике XVIII века) Георгиевский храм 1780 года, судя по всему, при этом был обращен в придельный и располагался непосредственно слева от нижнего Ильинского храма. Эта-то часть церкви и уцелела после масштабных разборок XX столетия и запечатлена на фотографиях. Сложно предполагать точную объемно-пространственную композицию трехпрестольной церкви (отдельно отметим не вполне внятные планировочные акценты в источниках), но судя по самостоятельному сохранившемуся двухсветному южному фасаду Георгиевской церкви, она располагалась достаточно обособленно, сопрягаясь с остальными объемами Богоявленского храма лишь небольшой частью общей стены, либо через какой-то переход. Подобное в православной архитектуре встречается. Например, в этом ансамбле
https://sobory.ru/photo/?photo=59222 Никольская церковь является отдельной постройкой, а вот Покровская смыкается с Успенской и служит ее приделом, хотя и смотрится вполне обособленно. (Однако чаще мы видим обратные примеры. Так, в Кириллово-Белозерском монастыре сразу четыре самостоятельные церкви объединены общим контуром и имеют смежные стены, а Владимирская церковь и вовсе целиком встроена в планировочную схему Успенского собора:
https://sobory.ru/article/?object=09311).
Резюмируя вышеизложенное, можно с равным правом считать сохранившийся фрагмент как уцелевшим древнейшим Георгиевским приделом разрушенной Богоявленской церкви 1825 года, так и исторической (существовавшей на 1786 год) самостоятельной Георгиевской церковью 1780 года, "очищенной от позднейших наслоений" (как бы двусмысленно это ни звучало). Эту дуаль (а также информацию о существовавших престолах) я постарался отразить в названии. И все-таки остаюсь при мнении, что с датировкой 1780 лучше согласуется именно посвящение Георгию. А менять датировку на 1825 или 1780-1825 нет видимых оснований.
Считаю полезным также привести сведения о характере прилегающей территории непосредственно к югу от сохранившейся церковной постройки. Со слов местных, рядом с церковью располагалось кладбище. Следов его мне не удалось обнаружить, однако примерно в 5-7 метрах к югу от алтаря расположена огороженная одиночная могила с крестом и табличкой из нержавейки. Дата смерти указана вроде бы 1973 год. Явных указаний на церковный сан я не запомнил, как и фамилии покойного. Фотографии, увы, тоже не сохранилось. Но в целом по характеру растительности местность к югу от церкви несколько отличается от окружающей, вполне возможно, тут и располагались какие-то постройки, хотя видимых артефактов (остатков кладки, кирпичей, бугров и ям на месте стен и объемов) не припоминаю.
2 июля 2013,
uchazdneg.