ГЛАВНАЯ О ПРОЕКТЕ ВХОД РЕГИСТРАЦИЯ

Заборье. Церковь Богоявления Господня (Георгия Победоносца).

Богоявленская (Георгиевская) церковь


Заборье. Церковь Богоявления Господня (Георгия Победоносца)
Церковь. Не действует.  
Престолы:Илии Пророка, Георгия Победоносца, Богоявления Господня
Архитектурный стиль:Барокко
Год постройки:1780.
Адрес:
Россия, Архангельская обл., Ленский р-н, с. Заборье

Координаты: 61.941661, 48.448892
Проезд:Находится в северной части крупного острова на р.Вычегда, летом попасть можно только по воде. Ближайший населенный пункт - п.Гыжег на правом берегу Вычегды, на а/д Яренск - Котлас (строящаяся). Церковь можно разглядеть с возвышенного уч-ка трассы в р-не д.Малая Толша, а также сквозь деревья с нескольких точек на правом берегу правого рукава Вычегды



Церковь Богоявления Господня (Георгия Победоносца), вид с юго-запада<br>, Заборье, Ленский район, Архангельская область
вид с юго-запада
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)uchazdneg
13 сентября 2008
Церковь Богоявления Господня (Георгия Победоносца), вид с северо-востока<br>, Заборье, Ленский район, Архангельская область
вид с северо-востока
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)uchazdneg
13 сентября 2008
Церковь Богоявления Господня (Георгия Победоносца), фрагмент западного фасада<br>, Заборье, Ленский район, Архангельская область
фрагмент западного фасада
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)uchazdneg
13 сентября 2008
Церковь Богоявления Господня (Георгия Победоносца), вид с юга<br>, Заборье, Ленский район, Архангельская область
вид с юга
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)uchazdneg
13 сентября 2008
Церковь Богоявления Господня (Георгия Победоносца), вид с юго-востока<br>, Заборье, Ленский район, Архангельская область
вид с юго-востока
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)uchazdneg
13 сентября 2008
Церковь Богоявления Господня (Георгия Победоносца), вид с севера<br>, Заборье, Ленский район, Архангельская область
вид с севера
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)uchazdneg
13 сентября 2008
Церковь Богоявления Господня (Георгия Победоносца), венчание основного объема, вид с северо-запада<br>, Заборье, Ленский район, Архангельская область
венчание основного объема, вид с северо-запада
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)uchazdneg
13 сентября 2008
Церковь Богоявления Господня (Георгия Победоносца), свод и световой барабан основного объема<br>, Заборье, Ленский район, Архангельская область
свод и световой барабан основного объема
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)uchazdneg
13 сентября 2008
Церковь Богоявления Господня (Георгия Победоносца), вид на алтарную часть<br>, Заборье, Ленский район, Архангельская область
вид на алтарную часть
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)uchazdneg
13 сентября 2008
Церковь Богоявления Господня (Георгия Победоносца), алтарная часть<br>, Заборье, Ленский район, Архангельская область
алтарная часть
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)uchazdneg
13 сентября 2008
Церковь Богоявления Господня (Георгия Победоносца), вид на запад из основного объема<br>, Заборье, Ленский район, Архангельская область
вид на запад из основного объема
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)uchazdneg
13 сентября 2008
Церковь Богоявления Господня (Георгия Победоносца), северный вход, вид изнутри<br>, Заборье, Ленский район, Архангельская область
северный вход, вид изнутри
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)uchazdneg
13 сентября 2008



Карта и ближайшие объекты


Приблизить
Отдалить
Развернуть



Статьи


Анонимный участник  2 апреля 2010

Шеномский приход Вологодская губерния - Яренский уезд Современное местоположение: Ленский р., Архангельская обл.

В сотной с писцовых книг И.Г. Огарева и подъячего Ф. Юрьева 1585-1586 г.г. упоминается погост Шоном, на погосте - церковь во имя прор. Илии и церковь во имя вмч. Георгия. "А в церкви Ильи пророка государево поставленье в киоте образ Николы чюдотворца, а у него на верхнем поле писан Деисус, а по сторонним полям писаны угодники на золоте, да у чюдотворца ж Николы цаты серебряны золочены…"

Материалы по истории Европейского Севера СССР. Северный археографический сборник. - Вып.1. - Вологда, 1970. - С.453

В 1780 г. построена каменная церковь. Престолы: в честь Богоявления, освящен в 1820 г.; в честь Пророка Илии, освящен в 1816 г.; в честь вмч. Георгия, освящен в 1785 г. Существовала часовня, в которой по временам находились две особенно чтимые иконы: Божией Матери Владимирской в серебряной ризе и свт. Николая Чудотворца - в медной ризе. В описи церковной они значились с 1812 г. Возвращены были в церковь в 1878 г. Вместо ветхой деревянной часовни была построена новая, по указу Вологодской ДК от 7 апреля 1878 г. Часовня в д. Княжинье, построена в 1898 г. (приписана к Ошлапецкой церкви?). Священник: Иоанн Павлов 1585-1586 г.г. Дьячок: Богдан Лукин 1585-1586 г.г. Пономарь: Кирилл 1585-1586 г.г.

Источники: Клировые и исповедные ведомости Печорского, Усть-Сысольского и Яренского уездов за 1797-1921 г.г. и другие документы из фондов Национального архива Республики Коми (фонды №№ 229, 230, 231). Документы по истории народа коми. Писцовая и переписные книги Яренского уезда XVII в. - Сыктывкар, 1985. Материалы по истории Европейского Севера СССР. Северный археографический сборник, вып.1. - Вологда, 1970. • Краткое историческое описание приходов и церквей Архангельской епархии. - Архангельск. Вып. 1 - 1894 г., вып. 2 - 1895 г., вып. 3 - 1896 г. • Архангельские епархиальные известия, Архангельские епархиальные ведомости. Вологодские епархиальные ведомости.

Примечания: Все имена приведены к их церковному написанию. Например, Иаков (Яков), Иоанн (Иван), Стефан (Степан) и т.п. В списках церковного причта показаны год начала и год окончания служения на приходе в той или иной должности. Если точные даты составителю неизвестны, то в скобках указываются первый и/или последний известный год служения.

Составитель: Лариса Торопова


uchazdneg
 
uchazdnegАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)  19 мая 2013

И всё-таки сохранившаяся церковь не Богоявленская (та была двухэтажной и трехпрестольной), а Георгиевская. Ниже с сокращениями глава с описанием Шеномского прихода из книги Н.П.Воскобойниковой "История церковного строительства на территории Ленского района Архангельской области (Яренского уезда) в XV - XX вв. Сыктывкар, 2000.".

Шеномский Ильинский приход

С 1585 г. по 1646 г. на Шеномском погосте стояли две деревянные церкви, холодная, шатровая церковь во имя Ильи Пророка и теплая клецкая церковь во имя Егория (великомученика Георгия) с трапезою. В 1657 г. церковный староста и прихожане Ильинского прихода в своей челобитной просили разрешения построить в волости новую церковь во имя великомученика Геогрия в виду ветхости старой. По-видимому, в 1676 г. церковь была построена.

В 1707 г. на погосте стояли две церкви: теплая в честь Богоявления и холодная во имя Ильи Пророка. Богоявленская церковь была одноглавая, двухпрестольная (престолы в честь Богоявления и во имя Ильи Пророка были на одном основании), крест и главы церкви были покрыты белым железом. Богоявленская церковь сгорела 3 апреля 1777 г.

В 1778 г. архиепископом Великоустюжским и Тотемским Иоанном была дана храмоздатная грамота на строительство вместо сгоревшей новой церкви. Одноэтажная церковь была построена в 1780 г.

В 1784-1786 гг. на погосте еще стояли две церкви: каменная во имя великомученика Георгия и деревянная во имя Ильи Пророка. К 8-20 марта 1785 г. относится благословенная грамота епископа Иоанна на строительство каменной двухэтажной церкви с двумя престолами: в верхней холодной церкви в честь Богоявления, а в нижней теплой - во имя Ильи Пророка с приделом во имя великомученика Георгия. Колокольня была с церковью в одной связи. Полностью строительство Богоявленской церкви было закончено в 1825 г. Богоявленский престол был освящен в 1820 г., по правую сторону престол во имя Ильи Пророка - в 1816 г., а теплый придел по левую сторону первоначально был освящен в 1785 г., а вторично после переделки - в 1889 г. Деревянная колокольня с пятью колоколами была построена вместо старой ветхой в 1765 г.

С 1902 по 1915 г. в деревне Карповой Шеномского прихода велось строительство каменного храма, которое было признано целесообразным еще в 1895 г. из-за малой вместимости приходского храма и расположения его на окраине прихода в сырой местности, затопляемой весенними разливами. Строился храм устюжским цеховым мастером А.Диокаловым, а иконостас для храма был изготовлен в Устюге Великом мастером Архиповым.

В 1934 г. Шеномская Богоявленская церковь уже не функционировала.

Известно, что в 1675 и в 1685 гг. в дер. Голяшевой Горе стояла деревянная часовня во имя святителя Николая.

В дер. Княжине часовня была построена в 1838 г. вместо ветхой. По указу Вологодской духовной консистории от 7 апреля 1878 г. разрешено было ее заменить новой, которая была построена только в 1898 г.



Комментарии и обсуждение


Церковь в д.Заборье (на фото) называется Богоявленской (у меня есть метрика о рождении моего деда). Приход назывался Шоном (Шеном), упоминается в 1490г., он включал в себя, если верить источникам, свыше 50 деревень и 7 тыс чел. Где находился погост до строительства каменной церкви- это большой вопрос. Нынешняя Богоявленская церковь (1780г.) находится на другом берегу р.Прость (рукав Вычегды), напротив дер.Шономы, на острове реки Вычегда. Спасибо автору фото за то, что добрался туда. Остров во время половодья затапливается на несколько дней. Шеномская волость была очень протяженная. В начале 20 века была построена у д.Карпово новая церковь, при ней - кладбище. Церковь эту разобрали на кирпичи местные жители, от нее ничего, кроме воспоминаний, уже не осталось. Богоявленскую частично спасла ее удаленность и труднодоступность. Жители островных деревень (Заборье и Залужье) все-таки частично разобрали, говорят, она была больше.  Последнего священника Мысова арестовали, судьба его не известна, а детей его спрятал местный заборский житель К.Тупысев. Жалко церковь, ее бы хоть законсервировать, но местные жители не религиозны, а состоятельных благотворителей нет. Может быть кто-нибудь разместит здесь старинные фото из архивов (личных, епархиальных, государственных)
28 мая 2013.

Спасибо за интересный комментарий. Но абсолютно очевидно, в метрике Вашего деда указана вторая (и главная) приходская каменная церковь, большая летняя трехпрестольная Богоявленская, построенная в 1825 году, об этом есть в статье. Эта церковь не сохранилась. А сохранилась небольшая однопрестольная Георгиевская церковь 1780 года, она и запечатлена на фото. Наверняка Вам будет интересно почитать свежий сюжет про некоторые церкви Ленского района http://uchazdneg.livejournal.com/154987.html, там есть и фотография страницы о Шеномском приходе из книжки Н.П.Воскобойниковой, на которую я ссылаюсь, и ссылка на рассказ про мое посещение Георгиевской церкви в 2008 году.
17 июня 2013, Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное) uchazdneg.

Ув. Лариса Торопова (parishes.mrezha.ru) предоставила выписки из клировых ведомостей за разные годы.

За 1797 г.:
...церковь Богоявления Господня. Каменная. Приделы вмч. Георгию и св. Пророку Илии. На востоке Богоявленская, еще не построена.

За 1893 г.:
Престолы: Богоявленский - освящен в 1820 г., Ильинский освящен в 1816 г., Георгиевский - в 1785 г.

За 1917 г.:
Построена в 1780 г. Каменная.

В совокупности эти данные, материалы Н.П. Воскобойниковой, сведения из епархиального описания прихода, а также важное замечание "Жители островных деревень (Заборье и Залужье) все-таки частично разобрали, говорят, она была больше" позволяет сформулировать новую непротиворечивую версию каменного храмостроительства в Шеномском приходе:

В 1780 г. построена теплая одноэтажная церковь. По крайней мере на 1786 год она числилась Георгиевской и была единственной каменной наряду с деревянной Ильинской. К тому времени уже была благословенная грамота от 1785 года на строительство большой двухэтажной трехпрестольной Богоявленской церкви, тогда же, видимо, существующая церковь была освящена в честь Св. вмч. Георгия Победоносца. На 1797 год речь идет уже о Георгиевском приделе строящейся Богоявленской церкви. Ее строительство велось до 1825 года, при этом в 1816 г. был освящен нижний Ильинский престол ("справа"), а в 1820 г. - холодный летний Богоявленский верхний храм ("на востоке"). Увенчанный собственным куполом и ярусным барабаном с главкой (определенно в местной барочной стилистике XVIII века) Георгиевский храм 1780 года, судя по всему, при этом был обращен в придельный и располагался непосредственно слева от нижнего Ильинского храма. Эта-то часть церкви и уцелела после масштабных разборок XX столетия и запечатлена на фотографиях. Сложно предполагать точную объемно-пространственную композицию трехпрестольной церкви (отдельно отметим не вполне внятные планировочные акценты в источниках), но судя по самостоятельному сохранившемуся двухсветному южному фасаду Георгиевской церкви, она располагалась достаточно обособленно, сопрягаясь с остальными объемами Богоявленского храма лишь небольшой частью общей стены, либо через какой-то переход. Подобное в православной архитектуре встречается. Например, в этом ансамбле https://sobory.ru/photo/?photo=59222 Никольская церковь является отдельной постройкой, а вот Покровская смыкается с Успенской и служит ее приделом, хотя и смотрится вполне обособленно. (Однако чаще мы видим обратные примеры. Так, в Кириллово-Белозерском монастыре сразу четыре самостоятельные церкви объединены общим контуром и имеют смежные стены, а Владимирская церковь и вовсе целиком встроена в планировочную схему Успенского собора: https://sobory.ru/article/?object=09311).

Резюмируя вышеизложенное, можно с равным правом считать сохранившийся фрагмент как уцелевшим древнейшим Георгиевским приделом разрушенной Богоявленской церкви 1825 года, так и исторической (существовавшей на 1786 год) самостоятельной Георгиевской церковью 1780 года, "очищенной от позднейших наслоений" (как бы двусмысленно это ни звучало). Эту дуаль (а также информацию о существовавших престолах) я постарался отразить в названии. И все-таки остаюсь при мнении, что с датировкой 1780 лучше согласуется именно посвящение Георгию. А менять датировку на 1825 или 1780-1825 нет видимых оснований.

Считаю полезным также привести сведения о характере прилегающей территории непосредственно к югу от сохранившейся церковной постройки. Со слов местных, рядом с церковью располагалось кладбище. Следов его мне не удалось обнаружить, однако примерно в 5-7 метрах к югу от алтаря расположена огороженная одиночная могила с крестом и табличкой из нержавейки. Дата смерти указана вроде бы 1973 год. Явных указаний на церковный сан я не запомнил, как и фамилии покойного. Фотографии, увы, тоже не сохранилось. Но в целом по характеру растительности местность к югу от церкви несколько отличается от окружающей, вполне возможно, тут и располагались какие-то постройки, хотя видимых артефактов (остатков кладки, кирпичей, бугров и ям на месте стен и объемов) не припоминаю.
2 июля 2013, Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное) uchazdneg.