… третья группа состояла всего из двух деревень по левому берегу реки Халуй — притока Чурьеги, это Ближной (теперь Большой) и Дальней (теперь Малый) Халуй…
… Прежде каждая деревня имела центр — шатровую часовню, которая являлась своего рода ориентиром. Потому-то часовни ставились на наиболее видных местах, например на пересечениях дорог, выступах берега или на небольших площадях. Существующие постройки… относятся к XIX — началу XX вв., но большинство из них поставлено на старых местах. Расположение деревень соответствует ситуации на карте 1778 г., а потому можно думать, что нынешняя планировка в общих чертах отражает состояние по крайней мере XVIII в.
Центром деревни Большой Халуй была несохранившаяся часовня Иоанна Богослова. Она стояла у самого берегового откоса, между двумя съездами к мосту. Ее хорошо было видно и от первого порядка домов, и с дороги, идущей прямо от монастыря. Чуть дальше, в южном конце деревни, в излучине реки располагалась еще одна часовня — Александра Ошевенского. В отличие от других, она как бы спряталась внизу, у самой воды.
Ильинская часовня в деревне Малый Халуй и теперь стоит на пересечении улицы, идущей вдоль берега реки, и дороги на Кенозеро. Таким образом, два шатра часовни замыкают перспективу в деревне с четырех сторон.
М.И. Мильчик, Ю.С. Ушаков, «Деревянная архитектура русского севера». Ленинград, Стройиздат, 1980