Первой волостью от Каргополя была Большешальская волость, бывший центр которой (Большая Шалга) называется теперь деревня Казаково. Она находится в 10 км от Каргополя. Бывший центр волости расположен на месте бывшего погоста - в 2-3 км от д. Казаково на проселочной дороге, уходящей от тракта вправо. Если проехать через д. Казакову ещё 7 км, то на боковой проселочной дороге можно попасть в д. Малую Шалгу (в XVI-XVII в.в. - Личкова Шалга). Места здесь болотистые, а сухие участки, пригодные для земледелия и окруженные лесом, назывались шалга.
Названия волостей Большая Шалга и Малая Шалга сложились не позднее XVI в., а в середине XVII в. в них входило соответственно 30 и 6 деревень.
В конце XIX в. (данные 1888 г.) в Большешальском приходе насчитывалось минимум 27 деревень, в 1920 г. - 25 селений и 1 хутор. В деревнях жили мастеровые люди: сапожники, кузнецы, портные, плотники. В Большой Шалге было много столяров - сказалась, видимо, близость Каргополя. Катали валенки, делали деревянную посуду. Почти в каждом хозяйстве имелось гумно, скотный двор, жернова, ткацкий станок. Мельницы строили сообща... В одной из деревень был смолокуренный завод.
В 1970-е г.г. было принято решение сделать д. Казаково образцово-показательным поселком и застраивать его по специальному проекту. В результате сейчас в деревне много домов типовой застройки и перевезенных из брошенных деревень. На сегодняшний день бывшая волость Большая Шалга почти полностью разрушена. Жилыми остались три деревни. Традиционная застройка практически нигде не сохранилась.
В документах XVI в. на погосте в Большой Шалге упоминается только одна церковь Рождества Христова. В XVII в. уже две - Рождества Христова и Николая Чудотворца. В 1730-е г.г. новая Рождественская церковь и Никольская сгорели. По данным 1824 г. на погосте "две церкви: первая во имя Рождества Иисуса Христова одноэтажная, с теплою папертью и приделом Благовещенья, 1743 г., и вторая двухэтажная, внизу во имя Святителя Николая Чудотворца, а вверху во имя свм. Антипы, 1740 г., - обе деревянные..."
Когда-то погост окружала ограда с воротами, обращенными к дороге на Каргополь.
Рождественская церковь после пожара была отстроена и освящена в 1762 г. Она представляла собой немного вытянутый вверх восьмерик на четверике, шатер с крутыми гранями, слегка выгнутыми наружу, и главкой на шейке. С востока к основному объёму храма примыкала четырёхстенная алтарная абсида, крытая бочкой. Внутри шатра до сих пор сохранились леса, установленные строителями храма в середине XVIII в. С запада к основному объему примыкала трапезная, над её кровлей возвышалась глава на восьмигранном барабане, установленном в юго-восточном углу.
В интерьере церкви были "небеса" с изображениями архангелов и евангелистов. Они, как и в Саунино, были выполнены известными онежскими мастерами Богдановыми-Карбатовскими во второй половине XVIII в. Сейчас "небеса" демонтированы и хранятся в Каргопольском музее. В храме сохранились некоторые угловые участки росписи.
Теперь памятник находится в плачевном состоянии. Сначала обрушилась главка трапезной, а позже вся трапезная была разобрана.
Никольская церковь в начале 1830-х г.г. из-за ветхости была разобрана, а к 1853 г. на её месте была построена каменная церковь в честь Покрова Пресвятой Богородицы. Она представляет собой каменное здание с куполом и колокольней, верх которой украшает острый высокий шпиль с крестом.
Когда начались гонения на церковь, в храмах сделали зернохранилища.
Обе церкви сохранились до нашего времени. Рождественский храм ждёт своей реставрации. Больше повезло Покровской церкви; она отремонтирована силами прихода д. Казаково, и в ней проводятся службы.
http://kenozerjelive.ru/karg-niandoma.html