Сельцо Вербилки издавна находилось в Дмитровском уезде Московской губернии. Хотя ближайшим храмом к Вербилкам (3 км) был Козлов погост с церковью Усекновения главы Иоанна Предтечи (ныне село Ново-Гуслево), но он находился уже во Владимирской епархии, а жители фабричного села относились к приходу церкви Вознесения села Нового, ныне села Ново-Никольского на Дубне, до которого было около 6 км.
Население Вербилок росло, и возникла необходимость в своей церкви. Есть сведения, что среди требований к М.С. Кузнецову во время забастовки 1905 года рабочие выдвинули и постройку православного храма. Кузнецов и его окружение из фабричной администрации принадлежали к старообрядчеству, часть к поповскому согласию, часть – к беспоповскому. Матвей Сидорович устроил близ берега Дубны старообрядческий молитвенный дом, о котором сохранилось мало сведений.
На основании Указа Московской Духовной консистории от 8 марта 1894 года священнику Василию Протопопову из села Нового разрешили совершать в Вербилках всенощное бдение, и с этого года службы совершались в здании фабричной школы. В этой школе приходским священником велось преподавание и Закона Божия. В 1903 году администрация фабрики построила особое здание для школы, а всенощные бдения продолжались совершаться в здании старой школы. Затем они прекратились из-за ветхости здания.
Фабричные рабочие, привыкшие к всенощным бдениям и требам, были опечалены и обратились к директору фабрики Александру Николаевичу Соколову с просьбой построить православный молитвенный дом. Летом 1911 года постройка началась, и к сентябрю того же года деревянное здание было готово. Соколов, видимо, как старообрядец не испросил благословения епархиальных властей на строительство. Поэтому местный благочинный, протоиерей Георгий Гусев и новый священник села Нового отец Алексий Флерин были удивлены, увидев молитвенный дом в Вербилках. Возникло подозрение, что он построен для старообрядцев. Но подозрение вскоре рассеялось.
Здание молитвенного дома было устроено с разрешения Дмитровской Земской управы. Духовный следователь 6-го округа Дмитровского уезда священник Александр Успенский Троицкой церкви села Ольявидова сообщил в консисторию, что он осмотрел здание в присутствии отца Алексия Флерина и фабричного урядника Чунина. Икон в молитвенном доме никаких не было (одни голые стены), тем более что постройка была окончена совсем недавно. Богослужения в нем еще не совершались.
Отец Александр сделал подробные замеры здания. Кроме того, в деле 1911 года имеется чертеж здания, но, к сожалению, имя автора проекта неизвестно. Молитвенный дом имел в длину 24 аршина (17 метров), не считая пятигранного алтаря, который имел в длину 2 метра. Ширина здания – 18 аршин (почти 13 метров). Внутреннее пространство размером около 12 на 16 метров не имело никаких опорных столбов и не имеет их до сих пор. Немного скругленный свод столь значительной площади держится без опор благодаря оригинальной конструкции стропил. Высота здания – 4 с лишним метра.
В своем прошении об освящении молитвенного дома на имя митрополита Московского Владимира (Богоявленского, священномученик) рабочие писали: «При фабрике в настоящее время постоянно живут до 1200 душ обоего пола, кроме семейств, православного исповедания… Так как фабрика, на коей мы жительствуем, отстоит от нашей приходской церкви (при с. Ново-Никольском) в 6-ти верстах, следствием чего является то прискорбный факт, что православное население сравнительно редко посещает свой приходской храм».
8 декабря 1911 года было вынесено следующее Определение: «Так как здание, предполагаемое для молитвенного дома, уже выстроено, то, признавая полезным для православного населения существование молитвенного дома, разрешить выстроенное здание обратить в молитвенный дом, для чего предписать благочинному осмотреть оное здание и преподать строителям советы, какия иконы и подсвечники должны быть… и за сим освятить оное и дозволить совершать в нем приходскому причту все те богослужения, какия вообще позволительно совершать в молитвенных домах, а самый молитвенный дом писать в клировых ведомостях приходской (т.е. Ново-Никольской) церкви».
Молитвенный дом стал храмом благоверного князя Александра Невского в 1916 году. Первым служителем был отец Михаил Богоявленский. До этого он служил в церкви в Козлове и был законоучителем в вербилковской школе. После того, как дом Богоявленских сгорел но неосторожности одной из служительниц, отец Михаил вернулся в Козлово, а в Вербилки прислали нового священника – отца Дмитрия Копытина. После Вербилок он служил во Введенском храме в селе Орудьево. В войну он был репрессирован и сослан, вероятно, на Соловки.
В 1922 году талдомская газета «Крестьянин и рабочий» (№20) писала: «На Кузнецовской фабрике иконы до сих пор висят. Висит громадная икона в конторе, еще больше по отделениям фабрики… Не фабрика, а целый иконостас. Конечно, старое заводоуправление в этом виновато, а больше всего виновен в этой икономании бухгалтер фабрики Лука Лебедев. Служит он около 35 лет на фабрике, а поэтому и думает по-старому, и порядки у него старые. Когда он приходит в контору, то служащие сейчас же вытягиваются в струнку, затем читается молитва, и потом садятся работать». Лука Лебедев был старообрядец-беспоповец. 8 ноября 1922 года местком постановил иконы снять.
Но Вербилковский храм продолжал действовать. К концу нэпа и началу коллективизации ситуация обострилась, и церкви стали усиленно закрывать. В 1929 году газета «Кустарный край» (№33) напечатала: «Вербилковскую церковь посещают исключительно старики и старухи. Помещение она занимает большое и хорошее, когда ясли ютятся в крошечной комнатке. Комсомольская организация на общем собрании молодежи высказалась за закрытие церкви и передачу ее под ясли. Предложение принято…»
6 декабря 1929 года на общем собрании в Вербилковском клубе якобы все высказались почти единогласно (против одного или двух голосов) за закрытие церкви и передачу под культурно-бытовое помещение. В это время здесь служил третий священник, отец Иоанн, о котором сохранились смутные сведения, что когда закрывали храм, он отрекся от сана, жил до войны в Вербилках и работал на заводе. Из газет известно, что в 1930 году священник еще возглавлял одну из похоронных процессий, но в начале следующего года, еще до закрытия храма, священника в храме уже не было.
В 1931 году голоса о необходимости закрытия Вербилковского храма не стихали, но Кимрский (Вербилки и Талдом на короткое время входили в Кимрский округ) окружной исполком задерживал дело. Это связано со статьей Сталина «Головокружение от успехов», где признавалось, что рядовых верующих записывают в эксплуататоры лишь за их убеждения. Борьба с религией в эти годы продолжалась осторожнее. Известно, что церковь была закрыта к концу 1931 года, и в ней устроили детский сад на 80 детей. Иконы выносились из храма, складывались на берегу Якоти и сжигались. Сняли кресты, разобрали купол, сделали солидную пристройку со стороны паперти. Зимой 1958 года детский сад переехал в новое здание, а в этом разместился санаторий-профилакторий для ослабленных детей. Но прежде был сделан небольшой ремонт. Разобрали алтарь и с этой стороны выстроили закрытые веранды-спальни. Внешний вид здания полностью изменился. Если до этого в нем еще узнавалась церковь, то теперь оно превратилось в обычное длинное здание прямоугольной формы. Капитальный ремонт, начатый в конце 80-х годов, еще более изменил внешний и внутренний вид здания. Перекрыли крышу, исчезла ее сферичность, сделали кирпичную пристройку. В ноябре 1996 года но благословению митрополита Ювеналия в Вербилках вновь был открыт православный приход, которому 1 апреля 1997 года передали здание бывшей церкви. Силами прихожан и администрации поселка был произведен ремонт. На праздник Пасхи состоялась первая служба во вновь открытом храме. Теперь богослужения проводятся регулярно, и постепенно здание приобретает свой прежний вид.
При храме действует воскресная школа, где проводятся занятия по Закону Божию. В приходской библиотеке около 250 книг.
Информация предоставлена настоятелем Храма Архангела Михаила в г.Талдоме Московской области священником И. Шугаевым