ГЛАВНАЯ О ПРОЕКТЕ ВХОД РЕГИСТРАЦИЯ

Хельсинки. Церковь Троицы Живоначальной.

Святотроицкий храм


Хельсинки. Церковь Троицы Живоначальной
Церковь. Действует.  
Престолы:Троицы Живоначальной
Год постройки:1827.
Архитектор:Карл Людвиг Энгель
Адрес:
Unioninkatu 31, Helsinki

Координаты: 60.171111, 24.951111



Церковь Троицы Живоначальной, , Хельсинки, Уусимаа, Финляндия
Илья Лепетян
19 февраля 2015
Церковь Троицы Живоначальной, , Хельсинки, Уусимаа, Финляндия
Илья Лепетян
19 февраля 2015
Церковь Троицы Живоначальной, , Хельсинки, Уусимаа, Финляндия
Илья Лепетян
19 февраля 2015
Церковь Троицы Живоначальной, , Хельсинки, Уусимаа, Финляндия
Наталия
15 марта 2013
Церковь Троицы Живоначальной, Вид с юга<br>, Хельсинки, Уусимаа, Финляндия
Вид с юга
Наталия
15 марта 2013
Церковь Троицы Живоначальной, , Хельсинки, Уусимаа, Финляндия
Анна
26 января 2013
Церковь Троицы Живоначальной, , Хельсинки, Уусимаа, Финляндия
Олег Гусаров
7 июня 2007
Церковь Троицы Живоначальной, , Хельсинки, Уусимаа, Финляндия
Олег Гусаров
7 июня 2007
Церковь Троицы Живоначальной, , Хельсинки, Уусимаа, Финляндия
Илья Лепетян
19 февраля 2015
Церковь Троицы Живоначальной, , Хельсинки, Уусимаа, Финляндия
Олег Гусаров
7 июня 2007
Церковь Троицы Живоначальной, , Хельсинки, Уусимаа, Финляндия
Олег Гусаров
7 июня 2007
Церковь Троицы Живоначальной, , Хельсинки, Уусимаа, Финляндия
Олег Гусаров
7 июня 2007
Церковь Троицы Живоначальной, , Хельсинки, Уусимаа, Финляндия
Олег Гусаров
7 июня 2007



Карта и ближайшие объекты


Приблизить
Отдалить
Развернуть



Статьи


Александр Качалин
 
Александр КачалинАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)  21 декабря 2014

Окруженная деревьями Свято-Троицкая церковь входит в состав православного Хельсинского прихода, главным храмом которого является Успенский собор столицы. Старейшая православная церковь городе, она освящена в 1827 году.

По указу Императора Александра I столицей Великого княжества Финляндского стал в 1812 город Гельсингфорс. В том же году был Высочайше утвержден генеральный план реконструкции города, пострадавшего в ноябре 1808 от сильного пожара. В 1820-е в городском центре стал формироваться ампирный ансамбль, создателем которого был знаменитый архитектор Карл Людвиг Энгель. План реконструкции центра предусматривал постройку православного храма, доставление проекта которого было поручено Энгелю.

До постройки Троицкой церкви православные обращались к священнику полковой церкви местного Петровского пехотного полка или ходили в маленький госпитальный храм, который был рассчитан только на больных и едва вмещал 50 человек. После присоединения в 1809 Финляндии к России русское гражданское население в Гельсингфорсе стало быстро расти и за двадцать лет увеличилось до 200 человек, составив примерно 3% от общего числа жителей. Свой храм стал крайне необходим.

Его решено было возвести в незастроенном центре. Когда строительство небольшого однопрестольного храма было закончено, здесь стояло только здание сената; не было ни огромного лютеранского собора, который сегодня возвышается над Сенатской площадью и заслоняет Троицкую церковь, ни зданий университета и его библиотеки. Чтобы построить православный храм в Гельсингфорсе, надо было подумать о деньгах. В 1814, по докладу генерал-губернатора графа М. И. Сперанского, состоялось Высочайшее повеление отчислять 15% пошлины на привозимую в Финляндию соль для построения двух церквей: сперва лютеранской, потом православной. На лютеранскую требовалось собрать 900 тыс. руб., а к 1825 собрана была едва треть. На кирку, следовательно, пришлось бы собирать деньги еще в течение целых 20 лет и только после этого надлежало приступить к сбору средств на главный храм.

Стремясь быстрее получить нужную сумму, православные города обратились с просьбой о содействии к генерал-губернатору графу А.А. Закревскому. В своей петиции они сообщали, что готовы понести расходы до 10 тыс. руб. Генерал-губернатор не заставил долго ждать: часть необходимых 40 тыс. руб. была выдана из казны, другая собрана среди православных горожан.

5 августа 1824 Синод одобрил проект Энгеля, и в том же году он был Высочайше утвержден. 28 апреля 1825 Закревский положил первый камень в фундамент будущего ампирного храма площадью 405 кв. м. Подряд на постройку принял на себя коммерции советник Е. И. Ушаков, который позднее стал первым церковным старостой. Торжество освящения состоялось 14 августа 1827 - его совершил епископ Ревельский Никанор. викарий Санкт-Петербургской епархии. Граф Закревский в собственноручном письме митрополиту Санкт-Петербургскому Серафиму сообщал: Освящение произошло при величайшем стечении народа, и Преосвященного Никанора не только прихожане, коих он пленил своим обращением и прочувственным словом, но и лютеране всюду и уважительно сопровождали.

К освящению из гарнизонной церкви Давидовской крепости в так называемой старой Финляндии привезли иконостас, а Закревский прислал образ Христа Спасителя в богатой серебряной ризе. Нынешний одноярусный белый иконостас в ампирном стиле, украшенный коринфскими полуколоннами и позолотой, был сделан позднее в Пе- тербурге на средства братьев Николая и Павла Синебрюховых, вла- дельцев пивоваренного завода в Гельсингфорсе. Граф Владимир Алексеевич Мусин-Пушкин, сосланный в Финляндию за участие в восстании декабристов и женившийся здесь на сестре Авроры Карамзиной, известной в Финляндии своей благотворительностью, подарил в 1830 церкви два посеребренных бронзовых паникадила. На средства купца И. Грачева был приобретен большой колокол весом в 1200 кг и повешен на колокольне, возвышающейся над входом. Все внутреннее убранство храма создано было прежде всего усердием прихожан и старост.

Из старинных икон в нем заслуживает внимания образ прп. Давида Солунского из одноименной церкви Давидовской крепости. Икон написана во время русско-шведской войны, а именно 6 декабря 1789, о чем свидетельствует сохранившаяся надпись. У солеи стоят два богатых киота с образами. Образ Божией Матери Всех скорбящих радости в массивной серебряной ризе был сооружен в память спасения Царской семьи от гибели 17 октября 1888 при крушении поезда в Борках.

Другая икона есть точная копия иконы Смоленской Божией матери и была перевезена из Свеаборгской крепости во время ее бомбардировки в августе 1855 кораблями англо-французского флота.

Первым священником Троицкой церкви, которая считалась временной, был назначен о. Александр Малоземов, ранее служивший в полковой церкви Петровского пехотного полка. Распоряжением генерал-губернатора Закревского он был освобожден от платежа городских налогов и казенных податей. До 1867 постоянного хора в церкви было - пел хор, составленный из прихожан, членов семей офицерских чинов и учеников местной школы.

Троицкая церковь не раз подвергалась капитальным ремонтам, но её внутренний вид при этом не менялся. Первый ремонт был проведен в 1876, и тогда же деревянная ограда была заменена чугунной. В 1897 был приобретен новый большой колокол весом четыре тонны, для которого пришлось старую деревянную колокольню заменить каменной, на ярус выше прежней. Последний крупный ремонт прошел в начале 1980-х.

Церковь посещали три русских Императора. Когда в 1831 в Гельсингфорс приехал Николай I, его экипаж остановился у храма и Государя на паперти встретил настоятель. Позже здесь бывали Императоры Александр II, Александр III и в 1885 - Цесаревич Николай Александрович.

В наши дни среди храмов Финляндской Православной Церкви только в Троицкой церкви регулярно служат по-церковнославянски, следуя новому стилю.

http://russian-church.ru/viewpage.php?cat=finland&page=2


Галина КлимочкинаАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)  13 сентября 2018

Православная Троицкая гельсингфорская церковь находится в Гельсингфорсе, в столице великого княжества Финляндского, в 412 верстах от Санкт-Петербурга. Об истории этой церкви известно следующее: до 1827 г. жители Гельсингфорса обращались по религиозным требам к священнику Петровского пехотного полка, имевшего в Гельсингфорсе походную церковь. Троицкая же церковь устроена в 1820 г. тщанием финляндского генерал-губернатора графа Л. А. Закревского и усердием православных обывателей города. Церковь каменная; построена она на сумму до 40 000 руб. ассигн., частью выданную от финляндской казны, по представлению графа, частью собранную от жителей. Церковь эта однопрестольная, освящена в 1827 г. 14 августа преосвященным Никанором, тогдашним викарием петербургской епархии. Прежний антиминс сдан, за ветхостью, епархиальному начальству; нынешний антиминс священнодействован тем же архипастырем 1853 г. 20 декабря, подписан им же в бытность его уже митрополитом.

Касательно построения храма существует следующая запись на малом деревянном кресте, который находится на жертвеннике: «Заложен храм 28 апреля 1825 года по ходатайству его превосходительства финляндского генерал-губернатора господина генерал-адъютанта и кавалера Арсения Андреевича Закревского и по усердию и тщанию греко-российского общества. Освятися храм сей во имя Святыя Живоначальныя Троицы его преосвященством Никанором, епископом Ревельским, викарием С.-Петербургским 14 августа 1827 года». Метрические записи ведутся с 1827 г.

Причта, по Высочайше утвержденному штату, при Троицкой церкви полагается: священник, диакон, дьячок, пономарь и просвирня. Первым священником при здешней церкви был Александр Малоземов, в 1853 г. переведенный к Ямбургскому собору. С 1854 г. настоятельствует магистр богословия протоиерей Николай Попов. По штату 1826 г. 16 июня на содержание причта отпускается из финляндской казны: священнику 385 руб. 71 ½ коп. сер., диакону 300 руб. сер., причетникам по 214 руб. 28 ½ коп. сер., кроме того, за преподавание закона Божия в городских школах полагается священнику в год 115 руб. сер. Тоже почти количество составляется из доходов за исправление треб.

Земли при церкви нет, и причт земледелием не занимается. Причт помещается в двух деревянных домах, купленных и содержимых на церковную сумму.

Прихожане Троицкой церкви живут частью в Гельсингфорсе, частью в городе Борго. Это лица военного звания служащие и отставные, статские, купцы, мещане и крестьяне. Многие занимаются торговлею, подрядами, ремеслами; русские крестьяне из Ярославской губернии числом до 10 человек занимаются огородничеством и для этого арендуют места на городской земле. По исповедной росписи 1863 г. значилось прихожан мужеского пола 614 душ, женского – 379, всего 993.

Между прихожанами есть много образованных, а грамотных – большая часть. С 1861 г. существует здесь особая русская школа для детей обоего пола, она открыта местными священнослужителями по совещанию с прихожанами. Доселе школа помещалась в квартире диакона, а ныне, по ходатайству генерал-губернатора, на помещение для школы разрешено отпустить из государственного казначейства единовременно 8 000 руб. сер. и на эту сумму построен каменный дом при участии здешнего купца Никифора Табунова, который еще при самом открытии школы пожертвовал в пользу оной 8 000 руб. сер. В школе преподаются: чтение, письмо, молитвы, священная история и катехизис, грамматика, арифметика и география. Мальчикам закон Божий преподает настоятель церкви, а девочкам диакон, оба возмездно.

Прихожане усердно соблюдают уставы св. церкви, в храм Божий ходят исправно. Особых церковных праздников и крестных ходов в приходе нет. Все русские праздничные обычаи соблюдаются и здесь, как например, украшение домов березками в день Святой Троицы; на масленице те же увеселения и угощения.

В 1 ½ верстах от города находится кладбище и на нем – часовня во имя св. пророка Илии, в которой, накануне 20 июля, совершается всенощное, а в самый праздник молебен с водоосвящением, а потом общая панихида. После панихиды для желающих служат литии на могилах. Кроме этой часовни есть еще другая, небольшая, при самой церкви. В ней особенного богослужения не совершается.

«Историко-статистические сведения о С.-Петербургской епархии». Издание С.-Петербургского Историко-статистического комитета. Выпуск 4, С.-Петербург. Печатано в типографии Департамента уделов, Литейный проспект д. 39, 1875 г.



Комментарии и обсуждение


Ваш комментарий будет первым.