ГЛАВНАЯ О ПРОЕКТЕ ВХОД / РЕГИСТРАЦИЯ
Вход

У меня есть логин и пароль

E-mail или логин

Пароль

Регистрация

Я новый пользователь

 

Восстановление пароля

Я забыл пароль

E-mail или логин


Хельсинки. Кафедральный собор Успения Пресвятой Богородицы.

Успенский собор


Собор. Действует.  
Престолы:Успения Пресвятой Богородицы
Архитектурные стили:Эклектика, Псевдорусский стиль
Год постройки:1868.
Архитектор:Горностаев Алексей Максимович
Адрес:
г. Хельсинки, Pormestarinrinne 1

Координаты:60.168528, 24.959863


Добавить фотографию
Сортировка:


Кафедральный собор Успения Пресвятой Богородицы - Хельсинки - Финляндия - Прочие страны
Олег Гусаров
7 июня 2007
Кафедральный собор Успения Пресвятой Богородицы - Хельсинки - Финляндия - Прочие страны
Сергей Прохоров
8 апреля 2017
Кафедральный собор Успения Пресвятой Богородицы - Хельсинки - Финляндия - Прочие страны
Илья Лепетян
6 июля 2016
Кафедральный собор Успения Пресвятой Богородицы - Хельсинки - Финляндия - Прочие страны
Илья Лепетян
19 февраля 2015
Кафедральный собор Успения Пресвятой Богородицы - Хельсинки - Финляндия - Прочие страны
Успенский кафедральный собор
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Воронов Юрий Викторович
23 июня 2013
Кафедральный собор Успения Пресвятой Богородицы - Хельсинки - Финляндия - Прочие страны
Наталия
15 марта 2013
Кафедральный собор Успения Пресвятой Богородицы - Хельсинки - Финляндия - Прочие страны
Наталия
15 марта 2013
Кафедральный собор Успения Пресвятой Богородицы - Хельсинки - Финляндия - Прочие страны
Наталия
15 марта 2013
Кафедральный собор Успения Пресвятой Богородицы - Хельсинки - Финляндия - Прочие страны
Олег Гусаров
7 июня 2007
Кафедральный собор Успения Пресвятой Богородицы - Хельсинки - Финляндия - Прочие страны
Олег Гусаров
7 июня 2007
Кафедральный собор Успения Пресвятой Богородицы - Хельсинки - Финляндия - Прочие страны
Олег Гусаров
7 июня 2007
Кафедральный собор Успения Пресвятой Богородицы - Хельсинки - Финляндия - Прочие страны
Олег Гусаров
7 июня 2007
Кафедральный собор Успения Пресвятой Богородицы - Хельсинки - Финляндия - Прочие страны
Олег Гусаров
7 июня 2007
Кафедральный собор Успения Пресвятой Богородицы - Хельсинки - Финляндия - Прочие страны
Олег Гусаров
7 июня 2007
Кафедральный собор Успения Пресвятой Богородицы - Хельсинки - Финляндия - Прочие страны
Олег Гусаров
7 июня 2007
Кафедральный собор Успения Пресвятой Богородицы - Хельсинки - Финляндия - Прочие страны
Андреева Ирина
18 июня 2009
Кафедральный собор Успения Пресвятой Богородицы - Хельсинки - Финляндия - Прочие страны
HD Андреева Ирина
18 июня 2009
Кафедральный собор Успения Пресвятой Богородицы - Хельсинки - Финляндия - Прочие страны
HD Андреева Ирина
18 июня 2009
Кафедральный собор Успения Пресвятой Богородицы - Хельсинки - Финляндия - Прочие страны
Фотографировал для каталога мой сын Богданов Иван
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Александр Богданов
17 марта 2008
Кафедральный собор Успения Пресвятой Богородицы - Хельсинки - Финляндия - Прочие страны
Анна
26 января 2013
Кафедральный собор Успения Пресвятой Богородицы - Хельсинки - Финляндия - Прочие страны
Анна
26 января 2013
Кафедральный собор Успения Пресвятой Богородицы - Хельсинки - Финляндия - Прочие страны
Анна
26 января 2013
Кафедральный собор Успения Пресвятой Богородицы - Хельсинки - Финляндия - Прочие страны
Анна
26 января 2013
Кафедральный собор Успения Пресвятой Богородицы - Хельсинки - Финляндия - Прочие страны
Анна
26 января 2013
Кафедральный собор Успения Пресвятой Богородицы - Хельсинки - Финляндия - Прочие страны
Памятная доска внутри храма
Наталия
15 марта 2013
Кафедральный собор Успения Пресвятой Богородицы - Хельсинки - Финляндия - Прочие страны
Андреева Ирина
18 июня 2009
Кафедральный собор Успения Пресвятой Богородицы - Хельсинки - Финляндия - Прочие страны
Рис. из журнала "Всемирная Иллюстрация".
Андрей Агафонов
1 января 1895
Кафедральный собор Успения Пресвятой Богородицы - Хельсинки - Финляндия - Прочие страны
Рис. из журнала "Всемирная Иллюстрация".
Андрей Агафонов
1 января 1875
Кафедральный собор Успения Пресвятой Богородицы - Хельсинки - Финляндия - Прочие страны
Русская Православная Успенская Церковь в Гельсингфорсе. Альбом "Петербург.Москва.Финляндия.1898г"
Т.
??
Кафедральный собор Успения Пресвятой Богородицы - Хельсинки - Финляндия - Прочие страны
С сайта http://humus.livejournal.com/
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Сергей и Маша Поповы
??
Кафедральный собор Успения Пресвятой Богородицы - Хельсинки - Финляндия - Прочие страны
с сайта http://andcvet.narod.ru/more.htm#28
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Александр Богданов
??




Добавить статью/комментарий
Статью добавил(а): Svet,  22 июня 2011

Это кирпичное здание в византийско-славянском стиле. Построено в 1868 году.

Источник: Helsinki this week. №3, June 94.


Статью добавил(а): Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Качалин Александр Анатольевич,  16 января 2014

Архитектурный стиль Успенского собора определяют как псевдовизантийский или русско-византийский с элементами романского. По некоторым данным, в качестве образца для собора послужила старинная церковь XVI века в Коломенском, недалеко от Москвы. Исследователи также отмечают, что Горностаев во многом ориентировался на деревянное зодчество Русского Севера, вот только деревянную резьбу заменил более прочной кирпичной кладкой.

Успенский собор представляет собой квадратное в плане сооружение с выступающей полукруглой алтарной частью и трехъярусной колокольней с южной стороны. Колокольня соединена с основной частью храма многоступенчатой галереей. Общая высота собора — 51 м. Снаружи нарядный краснокирпичный храм украшают выступы, колонки, углубления, карнизы, рельефы, а венчает его обширный центральный шатер (главный купол) с позолоченной главой. Крыльцо с западной стороны поддерживают две гранитные колонны. Главный купол окружают 12 переливающихся на солнце маленьких позолоченных главок по периметру собора и еще одна над колокольней, что оживляет силуэт собора и делает его особенно живописным. Тринадцать основных главок символизируют Христа и 12 апостолов. Также существует мнение, что каждая главка напоминает горящую свечу и олицетворяет душу христианина, стремящегося к высшему идеалу. Интенсивно-красные стены храма красиво контрастируют с зелёными куполами и золотом луковичных глав.Интерьер Успенского собора в Хельсинки очень просторный и светлый, с обилием легких красочных орнаментальных византийских росписей, покрывающих арки и своды храма.

Внутреннее оформление собора выполнено по эскизам архитектора Горностаева. Центральный купол опирается изнутри на четыре массивные колонны, высеченные из монолитного камня (местной гранитной скалы) и искусно отполированные.Верхняя часть центрального свода и арочное перекрытие над алтарной частью представляют собой голубое звездное небо, причем над алтарной частью на фоне звездного неба изображен символ Святого Духа — голубь. Над главной алтарной аркой помещено изображение Господа Саваофа, а высоко в арке над клиросом — изображения святых Иоанна Златоуста и Василия Великого. В западной части храма в арке изображены апостолы Иуда Фаддей и Матфий. В парусах центрального купола помещаются овальные изображения московских святителей: Петра, Алексия, Ионы и Филиппа, а на арках свода — библейские изречения на славянском языке: «Приидите ко мне, все труждающиеся и обремененнии и Аз упокою вы», «Величит душа моя Господа, и возрадовася дух мой о Бозе спасе моем», «Верующий во мя имут живот вечный» и «Благословен грядыи во храме святыя славы Твоея». В местах смыкания четырех массивных гранитных колонн и арочных сводов написаны образы апостолов: Иакова брата Господня, Филиппа, Андрея, Иакова Зеведеева, Фомы, Иакова Алфеевва, Варфоломея и Симона Кананита.Резной двухъярусный иконостас украшен богатой позолотой. Иконы написаны в академическом стиле. Они были выполнены в Санкт-Петербурге русским художником Павлом Шильцовым на полотне по золотому фону. Над Царскими вратами помещена картина «Тайная вечеря» по Леонардо да Винчи, а по сторонам от нее на втором ярусе иконостаса — евангелисты Матфей, Марк, Лука и Иоанн с символами. Над Тайной вечерей возвышается икона Воскресшего Христа Спасителя.В планировке интерьера Успенского собора в Хельсинки прослеживаются византийские традиции. Обширное подкупольное пространство увеличивается за счет отсутствия сидений, а относительно близкая постановка колонн к стенам создает впечатление целостности: весь видимый богомольцами объем храма воспринимается как единый общий зал. Это впечатление дополнительно усиливается тем, что внутренние стены собора окрашены в цвета, близкие по оттенку к гранитным колоннам.

Торжественная закладка Успенского собора состоялась 15 августа 1862 года в присутствии великих князей Алексея Александровича и Николая Константиновича, совершавших плавание по Балтийскому морю. Это произошло уже при новом генерал-губернаторе бароне П. И. Рокасовском. На начальном этапе строительством руководил сам архитектор Горностаев. Но он не отличался крепким здоровьем и 18 декабря 1862 года умер в возрасте 54 лет. После его смерти работы продолжил И. А. Варнек. В проект Горностаева он никаких изменений не внес, только звонницу заменил колокольней.

Окончание строительства собора ускорилось благодаря назначению и прибытию в Хельсинки в 1866 году нового генерал-губернатора Финляндии графа Н.В. Адлерберга.

http://www.mishanita.ru/2013/04/08/19875/


Статью добавил(а): Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Качалин Александр Анатольевич,  21 декабря 2014

Глазам прибывающих в Хельсинки (Гельсингфорс) морем открывается живописная панорама города, в которой доминируют силуэты двух храмов. В центре - белый лютеранский собор, восточнее от него краснокирпичный православный Успенский собор, построенный на самой высокой гранитной скале острова Катаянокка. Он - главный храм Хельсинского православного прихода.

Какие причины побудили православных построить в Хельсинки грандиозный собор на самом видном месте города? В 1827, когда была освящена Свято-Троицкая церковь, количество православных в городе не превышало 600 человек. Накануне Крымской войны их число достигло уже 1 500, а, по некоторым источникам, - даже 2 000 человек. Летом это число возрастало на одну-две тысячи приезжих. В связи с войной в городе сильно увеличился гарнизон.

В 1854 настоятелем в Гельсингфорс был назначен Николай Попов. 24-летний священник, только что окончивший Петербургскую Духовную академию. Энергичный пастырь сразу понял, как нужна новая церковь. Троицкая была маленькой и тесной. В большие праздники богомольны стояли даже на улице. Потребность в новом, обширном и благолепном храме, вероятно, усилилась еще потому, что новопостроенный лютеранский собор совершенно заслонил маленькую православную церковь.

Отец Николай обратился за помощью к генерал-губернатору графу Ф. Ф. Бергу, который содействовал лютеранам и католикам в построении собственных церквей. Генерал-губернатор не промедлил, и первый документ об Успенском соборе датирован мартом 1857 - в нем поднят вопрос о необходимости нового обширного православного храма который наружным благообразным великолепием и большею вместительностью соответствовал бы... общему усердию религиозному. В апреле 1859 граф Берг уже просил у обер-прокурора Синода Разрешения пригласить в Гельсингфорс для этой цели академика архитектуры Алексея Максимовича Горностаева, знакомого графу, вероятно по работам на Валааме. Проект, составленный С. И. Барановским, (профессором местного университета, ему не понравился.

Летом 1859 архитектор Горностаев приехал в Гельсингфорс и опре-делил скалистый холм на острове Скатудден (Катаянокка) как место для будущего храма (первое место было вблизи лютеранского собора). В том же году зодчий составил чертежи, которые 12 января 1860 были Высочайше утверждены. Обер-прокурор Синода граф А. П. Толстой сообщил пожелание Государя освятить новый храм во имя Успения Пресвятой Богородицы с приделами во имя блг. кн. Александра Невского и свт. Николая Чудотворца, но храм в конечном итоге стал однопрестольным, так как места для приделов не хватило.

Осенью 1860 с Горностаевым был заключен контракт. Начался сбор средств и пожертвований. На постройку Бергу удалось исхлопотать у Синода 15 тыс. руб., к которым Император добавил 20 тыс. руб. К началу работ общенародный сбор принес 31 тыс. руб., но газета Северная почта продолжала печатать о нем объявления. По Высочайшему повелению 25 тыс. было отпущено из Капитула орденов, от московского купечества дано 20 тыс.; Цесаревич, будущий Император Александр III, в ознаменование бракосочетания с принцессой Дагмарой (Марией Феодоровной) прислал 2 000 руб. Постройка собора обошлась в 223 тыс. руб., и эта сумма была собрана с помощью добровольных пожертвований.

Председателем строительной комиссии был назначен генерал-майор Г. Е. Глебов, начальник штаба войск в Финляндии, членами - гарнизонный инженер-капитан Титов, настоятель Свято-Троицкой церкви о. Николай Попов и три местных купца. Строительная комиссия была подчинена канцелярии генерал-губернатора.

Торжественная закладка храма происходила 15 августа 1862 в присутствии и при участии вел. кнн. Алексея Александровича и Николая Константиновича, совершавших плавание по Балтийскому морю. Ру- ководил стройкой сам Горностаев, который, не отличаясь крепким здоровьем, 18 декабря 1862 скончался в возрасте 54 лет. Строительство продолжил академик И. А. Варнек, только что завершивший возведение собора в Свеаборге по чертежам К. А. Тона. В проект Горностаева он не внес изменений, только звонницу заменил колокольней.

Освящал новопостроенный храм в воскресенье, 13 октября 1868 епископ Выборгский Павел, викарий Петербургского митрополита в сослужении настоятеля Свято-Троицкой церкви прот. Николая Попова, свеаборгского Александре-Невского собора прот. Павла Львова и двух архимандритов. На освящении присутствовали Финляндский генерал-губернатор граф Н. В. Адлерберг и все начальствующие лица. После освящения состоялся парад, в котором участвовали Гельсингфорсское юнкерское училище, три стрелковых роты, два батальона пехотного Печорского полка, батарея артиллерийской бригады и два взвода казачьих команд.

Квадратный в плане собор возведен в русско-византийском стиле с элементами романского. Его венчают 13 главок - одна большая над шатром и 12 маленьких, делая живописным силуэт собора. Среди 12 глав... возвышается обширный купол с позлащенною через огонь главою, венчающею всю церковь. Снаружи здание высотой 51м украшено выступами, колонками, углублениями, карнизами, рельефами. Внутри главный шатер опирается на четыре пилона, высеченных из местной гранитной скалы. Крыльцо с тремя спусками поддерживается двумя гранитными колоннами. Наружный вид собора в восторженном тоне описал известный художественный критик В.В. Стасов, считавший Успенский собор вершиной творчества А.М. Горностаева.

Арки и своды храма покрыты орнаментальной росписью. В парусах главного свода помещены овальные изображения московских святителей: Петра, Алексия, Ионы и Филиппа, а по карнизам арок - цитаты Библии. Двухъярусный иконостас - резной и украшен богатой позолотой. Иконы иконостаса написаны в академическом стиле академиком П. С. Шильцовым на полотне по золотому фону.

В память об освящении храма была выбита медаль. Две золотых медали генерал-губернатор Адлерберг поднес Государю и Государыне. За свои труды были награждены многие лица: главный подрядчик и крупный жертвователь Я. Л. Чернышев возведен в звание коммерции советника, И. А. Варнек получил золотой перстень с брильянтами: П.С. Шильцов награжден орденом св. Станислава 3-й степени, а настоятель о. Николай Попов - орденом св. Анны 3-й степени и т. д.

Утварь для церкви пожертвовали частные лица: купеческая вдова Д. Салтыкова - серебряную дарохранительницу, запрестольный серебяный крест и две хоругви, гельсингфорсский купец Н. В. Табунов - плащаницу большого размера и гробницу к ней. Бронзовое позолоченное паникадило на 144 свечи было изготовлено по заказу графа Адлерберга. Московские купцы А. И. Хлудов и Н. Ф. Шубин подарили собору восемь колоколов, из коих самый большой весит 300 пудов (около пяти тонн) и т. д.

В 1872 Успенская церковь стала кафедральным собором, а Троицкая - приписной к нему.

В первые годы в соборе было мало икон. Они поступили, главным образом, после 1918 и накануне последней войны. Среди них обращает на себя внимание икона прп. Серафима Саровского с мощами, старинные иконы: вмч. Варвары и свт. Николая Чудотворца и чудотворная Козелыцанская икона Божией Матери. Последняя икона - молитвенное благословение св. прав. о. Иоанна Кронштадтского родителям тяжело больной девочки, которая выздоровела по его молитвам. В 1940 она была привезена из Успенской церкви в Выборге, вместе с тремя вышеназванными.

Сегодня в приходе Успенского собора насчитывается около 17 000 зарегистрированных членов. Настоятелем служит прот. Вейкко Пурмонен. Ему помогают 9 священников, 2 дьякона и 7 регентов-псаломщиков. Один из священников окормляет только русскоязычных прихожан и служит на церковно-славянском языке, один занимается с молодежью и детьми.

Кроме собора на территории прихода в самой столице действуют следующие храмы: старейший в Хельсинки храм Пресвятой Троицы, домовая церковь ап. Иакова и вмц. Екатерины, церковь прор. Илии на кладбище, в новых кварталах Хельсинки - церковь Вознесения Господня в Вантаа, прп. Германа Аляскинского в Эспоо, в других городах: в Ханко равноапп. кн. Владимира и Марии Магдалины, в Порвоо - Преображения Господня, в Ярвенпяя - Казанской иконы Божией Матери.

http://russian-church.ru/viewpage.php?cat=finland&page=1

Комментарии и обсуждение



Внести изменения в объект

Что нужно изменить:

Пожалуйста, не забывайте указывать источник ваших данных.

Добавить статью или комментарий

Текст статьи

Если Вы не являетесь автором статьи – не забудьте, пожалуйста, указать источник


Пожалуйста, войдите на сайт или зарегистрируйтесь. Анонимно вы можете отправить лишь небольшое уточнение. Добавлять в каталог полноценные статьи могут лишь зарегистрированные авторы.




Добавить фотографию

Только зарегистрированные пользователи могут добавлять фотографии в каталог.