В 1781 году село Чистое Поле получило статус уездного города Казанского наместничества (с 1796 года - Казанской губернии). А для уездных городов полагался главный городской собор. 57 лет - именно столько понадобилось, чтобы окончательно подтвердить статус Чистополя как уездного российского города постройкой величественного белокаменного собора на высоком берегу широкой и полноводной Камы. Трёхпрестольный кирпичный собор во имя святителя и чудотворца Николая Мирликийского был спроектирован в традициях русского классицизма. Собор был построен и освящён в 1838 году. В работе над проектом участвовали такие известные отечественные зодчие, как П.Г. Пятницкий, В.Е. Морган, Ф.И. Петонди, П.В. Тихомиров. Основной проект Никольского собора в Чистополе создал знаменитый архитектор Пётр Григорьевич Пятницкий, прославившийся своей величайшей работой - возведением главного здания Императорского Казанского университета. Со временем проект Никольского собора был отчасти изменён архитектором Василием Егоровичем Морганом, который с одинаковым успехом создавал собственные проекты и доводил до совершенства работы коллег. Он возвёл немало зданий, в том числе и в классических традициях, дополняя их стилевыми находками в области архитектурной эклектики. Следующим зодчим, приложившим руку к возведению Чистопольского собора, был зодчий итальянского происхождения Фома Иванович Петонди. Он снабдил Никольский собор надёжной оградой из камня - на высоком цоколе, с воротами в виде арки, с круглыми колоннами. Для строительства большого собора требовались немалые средства. Деньги дали известные своей благотворительностью чистопольские купцы и предприниматели, братья Поляковы, Григорий и Дмитрий Андреевичи. Впоследствии меценаты были похоронены на территории храма; каменные надгробия братьев Поляковых сохранились и по сей день. В знак глубокой признательности города и Церкви Григорий и Дмитрий были удостоены особой чести: приделы построенного на их средства Никольского собора были освящены в честь их святых небесных покровителей: правый придел - во имя Григория Нисского, левый - во имя святого великомученика Димитрия Солунского.
В течение 1870-х годов происходило обновление интерьеров внутренней части собора. Работы велись по проекту архитектора Петра Валериановича Тихомирова. В 1901-1902 годах началось новое кардинальное обновление внутреннего убранства Никольского собора, прежде всего, благодаря известному купцу 1-й гильдии и предпринимателю Ивану Леонтьевичу Мешковичеву. Он лично заказал на свои деньги изготовление богатого соборного иконостаса известному мастеру позолотных дел, казанскому купцу и владельцу мастерской Тюфилину. Михаил Александрович был ярким представителем семьи резчиков иконостасов Тюфилиных: этим занимались его отец Александр Петрович и сын Александр Михайлович. К 1902 году на средства Ивана Леонтевича была построена в пределах Никольского храма часовня, спроектированная в псевдорусском стиле. Она исполняла также и хозяйственную функцию: в ней был вырыт глубокий колодец, который использовался для слива воды. Подобно многим другим православным соборам России Никольский храм с самого начала своей истории играл роль архитектурной доминанты всего города. От собора вдоль всего города была проложена главная, согласно регулярного плана застройки Чистополя, высочайше утверждённого Николаем I ещё в 1829 году, Екатерининская (нынешняя Карла Маркса) улица, включавшая в себя главные городские объекты, такие как почта, телеграф, отделение полиции, учреждения местного земства, здания казначейства, банков, учебных заведений. Начиналась она как раз от Никольского собора, а завершалась у Казанско-Богородицкой церкви, именуемой горожанами кладбищенской.
С 1917 года жизнь в Чистополе кардинально изменилась. Прихожане сумели уберечь лишь два храма из шести: кладбищенскую Преображенскую церковь и величественный собор Свт. Николая Чудотворца. Остальные были уничтожены. Однако и Никольский собор в советские времена закрывался, причём неоднократно. В первый раз прихожане оказались перед закрытыми дверьми собственного храма в 1927 году. Колокола собора тогда были пущены на переплавку, а высокая колокольня взорвана; внутри было разграблено убранство и полностью уничтожены три богатых иконостаса ручной работы. Спустя пять лет, в 1932-м году, Никольский собор снова открыли, но лишь для того, чтобы передать его представителям так называемой обновленческой церкви. Три года власти пытались привлечь сюда прихожан, дабы идеологически перековывать людей с помощью послушных им "обновленцев", называемых в народе не иначе как "красными попами". Однако авторитет этой по сути марионеточной организации, стремившейся посеять раскол в православном мире, был невелик: собор всё больше пустовал, и под сводами храма поселилось долгое эхо, потому что прихожане обходили это место стороной. Власти видели, что храм посещает с каждым днём всё меньше людей; их недовольство "обновленцами" росло, и они решили прекратить неудавшийся идеологический эксперимент.
В 1935 году собор снова был закрыт. Сначала здесь устроили различные складские помещения, а затем здание перешло под ведомство своего нового и грозного хозяина - Народного комиссариата внутренних дел. В 1937-1938 гг., по некоторым сведениям, в подвале храма проходили массовые расстрелы безвинных людей, в том числе и прихожан собора. Позже помещение храма использовалось в качестве тюрьмы. В течение всей Великой Отечественной войны здесь размещалось пересыльное тюремное отделение для тех советских солдат и офицеров, которые считались изменниками Родины и малодушными преступниками-дезертирами. Но даже сам вид собора, торжественный и величавый, вдохновлял людей на трудовые подвиги, а таких знаменитых литераторов, как, Арсений Тарковский, Леонид Леонов, Борис Пастернак, приехавшие в эвакуацию в этот камский городок, - на создание новых произведений, строки которых были навеяны видом куполов Никольского храма или его стройных каменных колонн, напоминавших об античности, о времени и вечности. По окончании войны Никольский собор использовали для сугубо хозяйственных нужд. Так продолжалось долгие годы, и всё это время прихожане упорно боролись за возвращение любимого храма в лоно Церкви. Лишь в 1990 году Никольский собор наконец-то вернули верующим - одним из первых в епархии - полуразрушенным, разорённым, без колокольни... Событие, которого столько ждали сотни и тысячи людей, совершилось, пора безвременья миновала, настало время для реставрации и обустройства святыни.
Сегодня Никольский собор выглядит весьма торжественно, величаво и даже монументально, как и подобает главному собору города. Его фасады - характерный пример позднего классицизма, пятиглавие же и крестообразная форма в плане - традиционные элементы псевдорусского стиля. Четверик основного объёма завершается пятиглавием: центральная глава в виде ротонды и её миниатюрные копии по углам. Барабаны глав прорезаны высокими окнами в форме арок. В подоконной области большого барабана устроены рельефные парапеты из небольших столбиков-полубалясин. Центральный вход в храм, а также северные и южные фасады украшают и существенно дополняют портики с четырьмя колоннами. Выступающие впереди фасадов портики ионического ордера из-за лёгкости пропорций и прихотливого декора, имеют по четыре колонны, за которыми располагаются изящные пилястры также с ионическими капителями. Колонны храма весьма напоминают те, что обрамляют главный вход в Казанский университет, ведь оба здания спроектировал архитектор П.Г. Пятницкий. Над притвором возвышается четырёхъярусная колокольня, выполненная в виде поставленных друг на друга четвериков, последний ярус цилиндрический. Колокольня собора была разрушена в 1927 году. 73 года сохранялся лишь её нижний ярус. Только в 2000 году, благодаря финансированию со стороны чистопольского часового завода "Восток", колокольня была восстановлена и увенчана короной и крестом, колокола для неё были отлиты в Москве. Подобно некоторым основным деталям главного здания храма, колокольня также декорирована пилястрами коринфского ордера. Во второй половине ХIХ века внутреннее помещение собора было расписано специально приглашёнными живописцами из Палеха, из мастерской авторитетного иконописца Ивана Багирова. Кроме того, настенные фрески выполнил известный художник Владимир Померанцев. Современная же роспись Никольского собора создавалась художниками из Казани и Чистополя, профессионалами высокого класса, а нынешний соборный иконостас расписывали художники-профессионалы из Москвы. В 2002 году реставрация собора завершилась, ему был возвращён первоначальный вид. Храм освятил тогдашний архиепископ Казанский и Татарстанский Анастасий. А в 2012 году собору вернули статус кафедрального.
Из журнала "Православные Храмы. Путешествие по Святым местам". Выпуск №260, 2017 г.