ГЛАВНАЯ О ПРОЕКТЕ ВХОД РЕГИСТРАЦИЯ

Тискады. Церковь Троицы Живоначальной.

Tiskādu Vissvētās Trijādības pareizticīgo draudze


Тискады. Церковь Троицы Живоначальной
Деревянная церковь. Действует. (вся деревянная архитектура в каталоге →
Престолы:Троицы Живоначальной
Год постройки:1878.
Адрес:
Латвия, Резекненский район, пос. Тискады, ул. Резекнес 6
Rēzeknes iela 6, Tiskādi, Silmalas pagasts, Rēzeknes novads, Latvija

Координаты: 56.451883, 27.068851
Проезд:Автобусом из Резекне (17 км)



Церковь Троицы Живоначальной, , Тискады, Резекненский край и г. Резекне, Латвия
Илья Лепетян
24 сентября 2011
Церковь Троицы Живоначальной, , Тискады, Резекненский край и г. Резекне, Латвия
Илья Лепетян
24 сентября 2011
Церковь Троицы Живоначальной, , Тискады, Резекненский край и г. Резекне, Латвия
Илья Лепетян
26 августа 2010
Церковь Троицы Живоначальной, Маковки.<br>, Тискады, Резекненский край и г. Резекне, Латвия
Маковки.
Владимир Ткаченков
16 июля 2014
Церковь Троицы Живоначальной, Новая маковка с крестом.<br>, Тискады, Резекненский край и г. Резекне, Латвия
Новая маковка с крестом.
Владимир Ткаченков
16 июля 2014



Карта и ближайшие объекты


Приблизить
Отдалить
Развернуть



Статьи


Александр Вишнёв  18 сентября 2007

Тискады - большое старообрядческое село, в которое в 1877 году был перемещён из Резекне иеромонах Мелитон. Его стараниями, по распоряжению епархиального начальства, на пожертвования разных боготворительных лиц и деньги в сумме 1705 рублей 50 копеек, в 1878 году в Тискадах была построена деревянная церковь для единоверцев, более 200 человек которых перешли из старообрядцев к единоверию. Церковь освящена 5 июня  1878 года Преосвященным Викторином, епископом Полоцким и Витебским. Зданием деревянная, на каменном фундаменте, в связи с колокольнею. Престол один во имя Святой Троицы. Отец Мелитон служил в приходе по ноябрь 1885 года.

Ближайшие церкви – Резекненский городской собор в 18 верстах. Священник – Феодор Львович Журавский, сын псаломщика, 27 лет (на 1900 г.), род. в селе Глазове Невельского уезда Витебской губернии. Окончил Витебскую Духовную семинарию в 1895 году. Рукоположен во священника к Тискадской единоверческой церкви с 21.02.1899 года. С 27.09.1936 года настоятелем в приходе состоял отец Иоанн Романов. Прихожан: на 1900 год - мужчин – 178 и женщин – 186 чел., на 1936 год – всего 350 человек. В 1982 г. храм закрыли. Иконы, утварь куда-то вывезли, а церковные книги сжигали прямо во дворе. Как любой дом, который остается без хозяина, храм потихоньку начал разрушаться. По распоряжению Владыки Александра Тискадский храм Святой Троицы зарегистрировали в Синоде и назначили его настоятелем отца Николая Рудзейша.

Латв. ГИА, фонд 4754, опись 2, дело 187 за 1900 год, лист 39 по 50. Ведомость о церкви Тискадской Свято-Троицкой единоверческой.

С.П.Сахаров «Православные церкви в Латгалии», изд.Рига, 1939 г. Стр. 151-153.


Людмила Клешнина
 
Людмила КлешнинаАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)  14 июня 2009

После присоединения Инфляндии к России (1772) стали актуальными не только вопросы о воссоединении униатов с православными и об ограничении католического влияния в крае, но и появилась необходимость миссионерской работы, направленной на искоренение раскола. В 1800 году императором Павлом было узаконено единоверие. Светская власть была уполномочена увещевать раскольников к принятию единоверия, и только в случае отказа дозволялось производить обыски, конфискацию богослужебных предметов и запечатывание моленных. При переходе в единоверие староверам разрешалось переделывать молельни в православные церкви. Первые единоверческие приходы в Инфляндии появились в царствование Николая I – в Креславке (1839) и в Динабурге (1851). Единоверческие священники, как правило, посвящались в сан из старообрядческих наставников, при переходе их в единоверие. Миссионерская деятельность была направлена также на создание сети церковно-приходских школ и школ грамоты. Периодом интенсивной миссионерской работы в крае следует назвать 1870-е годы. До 1904 года Режица была местом пребывания епархиального миссионера Витебской губернии. Как подвижники-миссионеры в крае были известны епископ Викторин (Любимов) и иеромонах Мелитон. Почти все единоверческие храмы региона были возведены на частные пожертвования. Основными деятелями единоверия в Режицком уезде были состоятельные купцы И.Алейников, Л.Масленников, Г.Сеньков, Ю.Чернецов. В новых условиях экономической жизни ради эффективного предпринимательства приходилось жертвовать верой и укладом жизни.

В течение 1874-1878 годов Тискады неоднократно посещал епископ Викторин, беседовал со старообрядцами. Судьбоносной стала Светлая неделя 1876 года, когда состоялась пятичасовая беседа миссионеров с наставниками в присутствии нескольких сотен народу. В Духов день 1877 года на земле, подаренной крестьянином Широким, было вымерено место для церкви. Осенью состоялась закладка храма. Строительство велось на средства Л.И.Масленникова и Г.З. Сенькова. Строительством руководил иеромонах Мелитон. К весне 1878 года церковь была почти готова, начались службы по старинным книгам. Освящение состоялось 5 июня 1878 года. Интерьер храма был украшен старинными иконами, привезенными из Московской единоверческой церкви. Дорогие иконы пожертвовали обер-прокурор Синода К.П.Победоносцев и управляющий канцелярией В.К.Саблер. На горнем месте была установлена каменная плита с высеченным «осьмиугольным» крестом и текстом : «Во славу Святыя, единосущныя, животворящия и неразделимыя Троицы Отца и Сына и Св.Духа. Создася и освятися церковь сия при державе Благочестивейшего Государя Императора Александра Николаевича и приосвященнейшим Епископом Викторине от сотворения мира 7385 от Рождества Христова 1878 года». На престоле имелось два антиминса. Первый холщовый - священнодействован первым патриархом Иовом и выдан в 1878 году епископом Викторином из Витебского кафедрального собора, второй получен от епископа Тихона после ремонта в 1903 году. На колокольне было установлено несколько колоколов. Крупнейший из них весом 20 пудов, был отлит на заводе Орлова (1895) в Санкт-Петербурге.

В масштабах епархии тискадскому единоверческому приходу отводилась важная роль. В Тискады иеромонах Мелитон был назначен настоятелем церкви в 1978 году и пробыл здесь семь лет. За это время его трудами были построены единоверческая церковь (1878), колокольня (1881), дом для священника (1879) и две школы – в Тискадах и Штыканах. Первоначально приход был небольшим – 39 душ. За время своего служения о.Мелитону удалось присоединить 147 душ, крестить 41. Иеромонах Мелитон скончался от простуды в 1885 году, не успев построить запланированные им школы в Ломах и Войнове, церковь в Режице в память избавления от опасности императора Александра II. В памяти местных жителей он остался подвижником, молитвенником, безкорыстным тружеником и милостивцем, отдававшем все, что имел, неимущим и голодным. Вплоть до конца 20 века в храме хранились его железные вериги с тремя железными крестами и двумя замками, которые он носил на себе, четки и икона преподобного Мелитона. Иеромонах Мелитон скончался и был похоронен в Витебске. В 1903 году высказывалось предложение о перенесении праха о.Мелитона в Тискады, но оно не было осуществлено.

Ремонт храма проводился в 1903 году на частные средства К.Н.Кузнецова, Г.З.Сенькова, И.Н.Дюбина, на пожертвования о.Иоанна Кронштадтского и Преосвященного Тихона, епископа Полоцкого и Витебского. В 1913 году на средства Синода была обновлена колокольня. В 1936 году в храме было 350 прихожан. В советское время церковь действовала как православная, приход уменьшился, его окормляли священники Резекненского собора. В конце 20 века церковь была закрыта. Старинные облачения и архив церкви при закрытии были сожжены, часть имущества передана в Резекненский собор, часть – в Латгальский культурно-исторический музей. В 2005 году началось восстановление храма.

К тискадскому храму была приписана каменная церковь имения Александрополь. Строилась она в 1898-1901 годах на средства генерал-майора Аркадия Энгельгарда как церковь-школа. При церкви был возведен дом для сторожа и учителя. Согласно завещанию, после кончины (7 января 1912 года) А.Энгельгарда похоронили под храмом. Завещанием были предусмотрены средства на дальнейшее содержание церкви-школы. Во время войны храм пострадал, в начале 1920-х годов был разгромлен, затем его безуспешно пытались превратить в костел. В конце 1950-х годов Александропольскую церковь сломали на кирпич.

Источники информации: В. Никонов «Староверие Латгалии», Резекне 2008, стр. 206-234. С.П. Сахаров «Православныя церкви въ Латгалии», Рига 1939, стр.151-153.



Комментарии и обсуждение


Как жаль, что в результате непрофессионального восстановления эта интересная церковь потеряла свой неповторимый единоверческий лик. "Слепая" обшивка сруба и неуклюжие главы сделали ее современным самостроем. В противостоянии храма и моленной (https://sobory.ru/article/index.html?object=10378) староверы оказались более последовательными в сохранении своего наследия.

10 января 2012, Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное) Людмила Клешнина.


Поделитесь своей информацией.  Не забывайте указать источник ваших данных.  Зарегистрируйтесь, если вы не хотите чтобы ваш комментарий остался анонимным.