ГЛАВНАЯ О ПРОЕКТЕ ВХОД РЕГИСТРАЦИЯ

Бережок. Карачевский Воскресенский мужской монастырь.


Бережок. Карачевский Воскресенский мужской монастырь
Монастырь. Действует.  (все монастыри в каталоге →)
Год основания:2004.
Ссылки: Ссылка на портале prihod.ru 
Адрес:
Россия, Брянская обл., Карачевский р-н, с. Бережок, пер. Набережный, 18А

Координаты: 53.111599, 34.962297





Карачевский Воскресенский мужской монастырь, , Бережок, Карачевский район, Брянская область
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Василий Шелёмин
24 августа 2004
Карачевский Воскресенский мужской монастырь, , Бережок, Карачевский район, Брянская область
Алексей Кротов
23 декабря 2012



Карта и ближайшие объекты


Приблизить
Отдалить
Развернуть



Статьи


Сергей и Маша Поповы
 
Сергей и Маша ПоповыАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)  19 ноября 2012

Воскресенская церковь – церковь недавно возрожденного Воскресенского мужского монастыря, или Тихоновой пустыни, существовавшего здесь с XVI столетия. Расположена на левом берегу реки Снежети в центре села (бывшая городская слобода Бережок), доминирует в окружающем пейзаже. В конце XVI века иеромонахом Тихоном здесь был основан Воскресенский монастырь, называемый также Тихоновой пустынью. До конца XVII века все постройки монастыря были деревянными. По описанию сына антиохийского патриарха архидиакона Павла Алеппского, посетившего обитель в 1654 году на пути в Москву, деревянный соборный храм Воскресения отличался своей стройностью и высотой. Поставленный на высокий подклет и окруженный галереей с тремя входами, он имел трехчастное построение с расположенными над каждой, частью главами, легкими и изящными. Весьма высокой была и восьмигранная колокольня, завершенная куполом… В 1680 году пустынь была приписана к Ново-Иерусалимскому Воскресенскому монастырю.

В конце XVII - начале XVIII века на вклад великой княгини Татьяны Михайловны, дочери царя Михаила Федоровича, сестры царя Алексея Михайловича, построен соборный храм Воскресения. В 1745 году он числится уже каменным. В 1764 году пустынь упразднена, а собор стал приходским храмом. В состав прихода вошли бывшие монастырские крестьяне, проживавшие в слободах: Бережок и Рясник и в деревнях: Бойковой, Трыковке, Мокрой и Мылинке.

На основании ходатайства Преосвященного Феофилакта, Епископа Брянского и Севского, определением Священного Синода Русской Православной Церкви от 17 августа 2004 года, Карачевский Воскресенский монастырь был возрожден. 

Информация с сайта Седая Брянщина

 


Алексей Кротов
 
Алексей Кротов  5 сентября 2018

Карачев - один из древнейших русских городов. Считается, что он древнее Москвы, поскольку впервые упоминается в летописи под 1146 годом. Входил он тогда в Черниговское княжество. Когда в 1246 году Черниговское княжество прекратило своё существование, Карачев стал центром удельного княжества Карачевского, а потом попал под власть Литвы. В 1503 году Карачев присоединяется к Великому княжеству Московскому и становится одним из ключевых звеньев в линии укреплений против крымских татар.

Во второй половине ХVI века в этих местах подвизался монах Тихон. В местечке Бережок на берегу Снежети он возвёл храм со столпом, на верху которого устроил себе келью. Там молился, а заодно осматривал с высоты окрестности. Если он замечал приближение неприятельских полчищ, то звоном колокола предупреждал об этом горожан. Что касается самого села, то оно изначально возникло как пригородная слобода Карачева. В писцовых книгах ХVII столетия указано, что оно входило в состав Подгородного стана Карачевского уезда и являлось слободой Воскресенского мужского монастыря. Когда в 1764 году монастырь упразднили, село получило статус приходского. Известно, что в ХIХ веке в Бережке имелся свой винокуренный завод, а к концу столетия там открылась школа грамоты.

Воскресенский монастырь развивался достаточно быстро. Так, согласно архивным записям, при игумене Мисаиле за обителью числилась вотчина "по реке Снежети вниз левый берег по Брянский рубеж с упалыми речками и рыбными ловлями и с бобровыми гоны и с хмелевыми болоты". Также ей принадлежало "в городской осыпи" место в длину 12 саженей и поперёк 10 саженей, где очевидно, находился монастырский ходный двор, в котором укрывались иноки во время нападений татар". В Смутное время поляки и литовцы разграбили и сожгли Восресенский монастырь. Более десяти лет обитель стояла разорённой, а после постепенно начала возрождаться - в прямом смысле слова из пепла. Побывавший в Карачеве в 1654 году архидиакон Павел Алеппский в своих записках указывал, что в обители стоит возведённый из кедра храм в честь Воскресения Словущего с высокой колокольней. Однако к концу столетия храм начал ветшать. Неизвестно, смогли бы его привести в порядок своими силами, если бы участие в его судьбе не приняла царская семья. В конце ХVII века (предположительно в 1697 году) на Тихонову пустынь обратила внимание дочь царя Михаила Фёдоровича Романова - царевна Татьяна Михайловна. Именно она выделила средства на строительство в обители нового храма вместо давно обветшавшего деревянного.

Как сказано в монастырской летописи, новая каменная церковь в Воскресенском монастыре построена "коштом" царевны Татьяны Михайловны. Новый храм был двухъярусным. Нижний был освящён в честь иконы Божией Матери "Одигитрия", а верхний - в честь Обновления храма Воскресения Христова. При этом у нижнего храма имелся придел Тихона Амафунтского. Именно там было решено устроить гробницу над могилой преподобного Тихона Карачевского. При этом Воскресенский монастырь вместе с вотчинами, в которых числилось 2498 душ, сначала приписали к Новоиерусалимскому Воскресенскому монастырю, а после, со всеми угодьями, к городу Болхову. Дело в том, что там предполагалось создать епископскую кафедру, правда, эта идея в итоге так и осталась нереализованной. Никаким ремонтом в обители, похоже, никто не занимался: к 1745 году Воскресенская церковь совсем обветшала. Паперть провалилась, в приделе святого Тихона пошли трещины. Из всех монастырских вотчин за обителью осталась только одна - в селе Покровском. Однако традиционные ярмарки не прекратились. Их закрыли только в 1764 году, когда монастырь был упразднён, а Воскресенский храм сделали приходским. Правда, в состав его прихода вошли жители нескольких соседних слобод и деревень. Из святынь в храме тогда имелась ростовая икона святителя Тихона, местночтимый Смоленский образ Божией Матери и икона Святителя Николая Чудотворца. Известно также, что в церковной ограде было несколько могил. К югу от алтаря были погребены схимонах Иоаким и воевода Яков Тимофеевич Хитрово; с северной стороны покоился ещё один представитель рода Хитрово - генерал-майор Яков Захарович, а также полковник Добровольский и Пашков.

В ХIХ веке финансовое положение храма улучшилось. Так, в 1822 году при обители было решено построить колокольню, а через семь лет - обнести церковь сплошной каменной оградой. Рядом появились торговые ряды. В начале ХХ столетия в селе открылась церковно-приходская школа, в которой обучалось более сорока детей. А в 1906 году прихожане собрали средства для перестройки южного придела и паперти с лестницей, которая соединяла храм с колокольней.

Однако пришла новая власть большевиков, и храм закрылся. В нём хранили сначала зерно, затем - удобрения. Всё это губительно сказалось на церковных интерьерах, в частности росписях. Во время Великой Отечественной войны, когда город захватили немцы, они в Воскресенской церкви держали пленных. Потом там снова ненадолго возобновились службы. Рассказывают, что в 1943 году во время артиллерийских обстрелов храм служил бомбоубежищем для многих местных жителей. Вскоре после освобождения Карачева от фашистов храм снова был закрыт. Карачевские атеисты стали настаивать на сносе здания, но власти на это не пошли: слишком много построек было уничтожено войной, и в бывшей церкви было решено снова организовать склад. На сей раз селитры. Состояние же храма никого не интересовало. Долгие десятилетия он так и стоял - постепенно разрушаясь.

В 1990-х годах храм всё же начали приводить в порядок, основную часть работ выполнили мастера под руководством архитектора Н. А. Максименко. Богослужения в Воскресенском храме возобновились в 1998 году. Здесь, как и много лет назад, чтут память о преподобном Тихоне, молятся перед его вновь написанной иконой (прежняя, древняя, говорят, исчезла во время войны). А в начале ХХI века по ходатайству Преосвященного Феофилакта, епископа Брянского и Севского, Священный Синод распорядился возродить под Карачевым Воскресенский монастырь. Это произошло в августе 2004 года. Ради сохраниения памяти о преподобном Тихоне Карачевском в 2009 году было решено отметить 400-летие со дня представления основателя Воскресенского монастыря в селе Бережок.

Из журнала "Православные Храмы. Путешествие по святым местам". Выпуск №308, 2018 г.



Комментарии и обсуждение


Ваш комментарий будет первым.