Строительство Никольской церкви напрямую связано с основанием города Таганрога - несмотря на то, что эти события разделяют целых восемь десятилетий. Появление храма, освящённого во имя любимейшего на Руси святого, именно на этом месте было определено ещё при закладке города Петром I. Первой военно-морской базой России стал не Азов, а город, основанный в 1698 году на мысу Таганий Рог, от которого и получил своё название - Таганрог. Историческая часть города и сейчас расположена на этом выдающемся в море высоком мысе, действительно очень удобном как для устройства маяка, так и для строительства порта. Никольский храм находится там же, и его колокольня всегда была хорошо видна с воды. Может возникнуть соблазн предположить, что храм стоит чуть ли не на месте старого маяка, однако это маловероятно. Дело в том, что, по преданию, церковь строили там, где была палатка Петра, обозначавшая центр всего русского лагеря во время закладки морской крепости и порта. Это и есть тот факт, что связывает основание города со строительством храма.
Почему же основание города и строительство храма, имеющего в том числе и памятное значение, разделены столь долгим сроком? Во-первых, в описываемую эпоху в новых городах весьма редко сразу начиналось каменное строительство, тем более в военных условиях, в которых жил тогдашний Таганрогский порт. Через пять лет после основания Таганрога будет заложен Санкт-Петербург, и вскоре Пётр запретит вообще всякое каменное строительство где бы то ни было ещё, кроме новой столицы, дабы именно там собрать все наличные отечественные строительные силы. Стоит отметить, что первые десятилетия жизни Таганрога были крайне нестабильными. Несмотря на завоевание стратегического плацдарма на Азовском море, Азовский поход в целом закончился неудачей, и вплоть до подчинения Крымского ханства положение России на юге оставалось весьма шатким. После одного из поражений Таганрогскую крепость вообще пришлось срыть по договору с турками; долгое время город существовал под властью Османской империи, а вновь отойдя к России, не имел права иметь укреплений.
Окончательно Таганрог стал полноценным городом лишь в 70-е годы ХVIII века, но практически сразу же потерял своё исключительное значение: после присоединения Крыма был основан Севастополь - как новая военно-морская база, а Таганрог превратился в исключительно торговый порт - впрочем, один из крупнейших в империи. Никольский храм начали строить буквально через несколько лет после окончания очередной русско-турецкой войны. На тот момент в Таганроге имелась только небольшая деревянная церковь Михаила Архангела - её очевидным образом не хватало для растущего города. Так как Таганрог в те годы имел особое стратегическое значение для государства, недостатка в финансировании строительства, в том числе и храмового, здесь не было. Почти одновременно приступили к строительству сразу нескольких церквей, причём завершены они были в кратчайшие сроки. Ходатайство о возведении храма во имя святителя Николая Чудотворца датируется 1777 годом, которое было удовлетворено сразу же при получении. Автором документа являлся главнокомандущий Азовской флотилией и Таганрогским портом контр-адмирал Федот Алексеевич Клокачёв. Посвящение храма не случайно: флотское командование задумало построить его в "морском" квартале, а покровителем моряков, как и вообще всех плавающих и путешествующих, издавна считался святитель Николай Мирликийский. И хотя церковь не получила специального "морского" статуса, как некоторые Никольские храмы в других приморских городах, смысл посвящения был именно в этом. Поначалу церковь даже именовали "Николой морским", но это название не прижилось. Строительных материалов и рабочих рук хватало, и работа продвигалась споро. Уже через год, в 1778 году, храм закончили, а вскоре и освятили. Первым его настоятелем назначили прибывшего из Воронежской епархии священника Исидора Ляхницкого.
На момент завершения строительства Никольский храм был самым крупным в Таганроге и некоторое время исполнял роль соборной церкви. Правда, продолжалось это совсем недолго, так как практически одновременно приступили к возведению ещё более крупного Успенского храма, который вскоре, а именно в 1780 году, и стал таганрогским собором. Этому не помешал даже тот факт, что первоначально Успенский собор выстроили в дереве, каменная же его "версия" появилась лишь в ХIХ столетии. До нашего времени ни Михайло-Архангельская церковь, ни Успенский собор с его удивительной ротондой не сохранились. Никольская церковь, по большому счёту, тоже не сохранилась. Просторное и величественное здание, которое мы видим сейчас, практически целиком выстроено в наше время, за исключением нескольких стен. Первоначально храм выглядел не столь внушительно, как сегодня. Как и другие церкви Таганрога, он был в значительной степени деревянным, каменными имея только фундамент и основания стен. В какое время стены и кровлю заменили на каменные, до конца не ясно, но судя по всему, это произошло вскоре после строительства в городе каменных домов, так как архитектура храма должна была соответствовать новой архитектурной моде. Однако старинные описания и изображения подтверждают, что храм всегда выглядел примерно одинаково, то есть замена дерева камнем была чисто техническим, а не концептуальным поновлением.
Никольский храм создан в стиле, который к 1770-м годам уже "вышел из моды" и, смотрелся несколько старомодно, но для приграничной провинции, остававшейся практически на военном положении, был вполне органичным. Здесь присутствует классический купольный восьмерик на четверике; эта форма, чрезвычайно широко использовавшаяся в русском барокко, по большей части в первой половине ХVIII века. Широкий, близкий к классицизму купол говорит о достаточно поздней трактовке этой формы, однако и такая трактовка была тогда уже старомодной. Впрочем, авторы храма, кажется, и не стремились создать выдающееся произведение архитектуры, ограничившись более функциональными задачами. Население Таганрога росло, церковь оказалась посреди оживлённого района и сразу обзавелась обширным приходом. Основу его составляли семьи моряков и рыболовов, живших на Таганьем Роге. Эти люди, конечно, с воодушевлением приняли новую церковь, посвящённую главному их заступнику. Постепенно, по мере потери Таганрогом военного значения, Никольский приход по своему профессиональному составу становился всё более "мирным", однако не терял связи с морем. Изменения в статусе города отразились и на храме - точнее, его убранстве. В 1803 году многие колокола, иконы и прочая утварь Никольской церкви отправились в Севастополь, сменивший Таганрог в роли главного морского порта. Местом их нового пребывания назначили одноимённый таганрогскому Никольский храм, который в это время как раз строился и пользовался особым попечительством молодого императора Александра I. Горькая ирония истории заключается в том, что больше двух десятилетий спустя сильно изменившемуся Александру было суждено умереть в том самом Таганроге, откуда по его велению вывезли немало ценных церковных предметов. В их числе - и ставший потом знаменитым Херсонесский колокол, который ныне украшает Карантинную бухту Севастополя. Отлили колокол в 1778 году в Таганроге именно для Никольской церкви. Прошли годы. Старые иконы заменили новыми, а в 1822 году матрос Дмитрий Иванов построил возле храма дом для школы и причта. К тому времени Таганрогское благочиние входило уже не в Воронежскую, а в Екатеринославскую епархию. Ещё один дом возвели при храме гораздо позже, в 1865 году.
В ХIХ веке Таганрог окончательно превратился в тихий провинциальный город. В первой половине столетия разве что уже упомянутая скоропостижная смерть царя в 1825 году вывела его на секунду на первый план русской истории. В 1844 году была выстроена новая деревянная колокольня Никольского храма, взамен обветшавшей старой, а уже в 1855 году храм буквально попал под обстрел во время Крымской войны. События Крымской войны не ограничились одним Севастополем. В мае 1855 года объединённая англо-французская эскадра появилась на рейде Таганрога и дважды обстреляла практически беззащитный город. Артиллерии в Таганроге не имелось, и занять город союзникам, казалось бы, не составляло труда, однако англичане и французы потерпели здесь чувствительную неудачу, отправившись после этого в сторону Мариуполя. Во время осады и боевых действий в Никольской церкви о спасении города и его жителей молился его настоятель священник Даниил Ручкин. Никольский храм сильно пострадал от того варварского обстрела, но выстоял. В его стены попало не менее семи ядер. Одно из них при реставрации решили оставить в стене навсегда - как грозное напоминание о тогдашней осаде. Ядро в южной стене колокольни стало достопримечательностью не только храма, но и всего Таганрога. Сама же реставрация затянулась - после поражения России в Крымской войне средств катастрофически не хватало.
Храм полностью восстановили только в 1866 году - по проекту городского архитектора Н. В. Трусова. Тогда же были сооружены придел, освящённый во имя великомученицы Параскевы, и новая, на этот раз уже каменная, колокольня. Чуть позже добавилась трапезная, и храм несколько непропорционально вытянулся в длину, что, впрочем, искупалось серьёзным увеличением его внутренней площади. Новые постройки оформили довольно скромными украшениями в стиле ампир. Вторая половина ХIХ века выдалась относительно благополучной и по-провинциальному спокойной. В Таганроге к тому времени выросло немало больших и благолепных храмов. Главным украшением города был Успенский собор; в его церковном хоре в те годы пел маленький Антон Чехов, родившийся в 1860 году. Семья Чеховых была очень набожной, и отец семейства Павел Егорович, державший лавку колониальных товаров, являлся исправным прихожанином. Рядом с ним в храме всегда можно было увидеть и трёх его сыновей. Примерно в это время прихожанином Никольского храма был пришедший из Черниговской губернии блаженный Павел Таганрогский, чьи мощи теперь почитаются как главная святыня церкви и, вероятно, всего Таганрога. Старец жил неподалёку в небольшой избушке.
Судьба Никольского прихода в советскую эпоху сложилась трагически, но при этом необычно. Храм пережил самые страшные годы гонений на Церковь, не был закрыт, в нём совершались богослужения. Разрушили его - почти до основания - уже в послевоенные годы. В 1922 году большевики изъяли из храма "церковные ценности", а именно иконы с ризами (правильнее сказать, ризы с иконами - для новой власти более ценными представлялись драгоценные металлы), всю золочёную утварь и несколько бриллиантов, украшавших особо ценные реликвии. Это не помешало продолжение богослужебной жизни прихода, существенно, впрочем, поредевшего под влиянием агрессивного коммунистического агитпрома. Однако то, что пощадили большевики, уничтожила война - в Великую Отечественную, спустя почти сто лет после памятного обстрела союзной эскадрой, Таганрог вновь стал полем битвы. На этот раз в огне погибли все сохранившиеся деревянные части церкви. Обрушился купол, что привело старейшую и основную часть храма в полную негодность. Но жизнь в нём ещё теплилась. Закрыли Никольскую церковь лишь в конце 1950-х годов, взорвав при этом колокольню, мозолившую глаза представителям власти. От храма осталась лишь коробка стен придела и трапезной, в облике которых уже практически ничто не напоминало о бывшей "церковности" этих помещений. В них устроили клуб настольного тенниса, но он просуществовал недолго. Далее бывший храм передали под нужды автохозяйства, автохозяйство сменил склад, а потом здание оказалось вовсе заброшено. В позднесоветское время храм представлял собой руинированные остатки стен. Сохранился небольшой фрагмент ограды, а храмовая территория превратилась в "самочинную" мусорную свалку.
Скорому возвращению Никольского храма Церкви способствовала подготовка к празднованию 300-летнего юбилея Таганрога, которая началась в конце 1980-х годов. В 1988 году городской исполком ходатайствовал "о разрешении на реставрацию Никольской церкви и открытии в ней православного прихода". Разрешение получили в начале следующего года. Работы предстояли долгие и трудные, слишком тут всё было запущено: с храмовой территории вывезли только под сотню КАМАЗов с мусором. Однако уже весной того же года удалось освятить первый временный алтарь в Пятницком приделе. С 26 апреля 1989 года ведёт новая история храма. Важнейшее событие в новейшей истории храма случилось в июне 1999 года, когда в него перенесли обретённые мощи блаженного Павла Таганрогского. С обретением "своего" святого завершился десятилетний процесс возрождения этого храма, и символично, что произошло это в последний год уходящего тысячелетия.
Из журнала "Православные Храмы. Путешествие по святым местам". Выпуск №147, 2015 г.