Почаевская Успенская лавра, в местечке Почаев, в 20 верстах от города Кременца, в 25 верстах от железнодорожной станции Рудня, в 8 верстах от австрийской границы, на высокой каменистой горе. Она основана, по мнению одних, в 1240 году иноками, искавшими убежище от нашествия Батыя в горах Почаева, по мнению других — в 1557 году! Ныне она занимает в числе других лавр четвертое место. Существует сказание, что Богоматерь явилась на горе Почаевской одному подвижнику, стоящею на камне, в столпе огненном. Под стопою Богоматери камень растаял, как воск, образовав вдавленный оттиск правой стопы Ее и источив воду живую. С того времени след стопы Богоматери является не оскудевающим источником чудес. В сей стопе Богоматери и по сие время находится никогда не истощающийся источник, прославившийся своею целебную силою. Стопа находится в Успенском соборе по правую руку от входа. Поклонники могут видеть стопу Богоматери, наклоняясь для этого в небольшое отверстие, устроенное у подножия стопочного ковчега, над самым целебоносным источником. Так как стопа находится под полом Храма, то прикладываться к ней нет возможности, почему поверху ковчега поклонникам предлагается для целования изображение стопы Богоматери.
Долго держалась в православии обитель, славная строгим благочестием и святостью жизни своих иноков, но и она, попущением Божиим, поддалась иезуитским козням и польскому насилию. Около 1721 года она перешла в руки униатов и была в их обладании 110 лет (1720 — 1831 годы). Все здесь — и богослужение, и характер, и быт иноков стало образовываться в духе латинства: введены были латинские праздники и посты, изображения латинских и униатских святых и проч. Но и во время владения Почаевской обителью униатов, Божия Матерь не переставала проявлять свою благодатную силу; ее испытывали на себе не раз сами враги православия и со своей стороны старались содействовать величию святой обители. Так, знаменитая в Почаевской лавре Великая соборная церковь Успения Божией Матери сооружена в 1780 году на средства польского магната гр. Потоцкого, после одного поразительного чуда, совершившегося над ним в виду обители. Построена она на месте соборной Свято-Троицкой церкви, воздвигнутой еще при жизни преподобного Иова игумена Почаевского. В 1831 году 10 октября император Николай I повелел передать Почаевский монастырь в распоряжение православного духовенства (см. 10 октября). С того времени в Почаевской лавре православие опять засияло своим чистым, благодатным светом.
Соборная Успенская церковь лавры принадлежит к лучшим произведениям строительного искусства в России. Здесь находится знаменитая Почаевская икона Божией Матери, чествуемая как православными, так униатами и католиками у нас в России и заграницей. Эта святая икона была привезена из Царьграда греческим митрополитом Неофитом в имение Анны Гойской (на Волыни) в 1559 году. Проезжая через Волынь, митрополит Неофит остановился для отдыха в имении Орля (ныне Урля), в 9 верстах от Почаева. Владелица этого имения, русская православная помещица Анна Тихоновна Гойская, пригласила к себе митрополита. Пробыв здесь несколько дней, митрополит, перед отъездом своим, благословил гостеприимную хозяйку иконой Божией Матери. Гойская поместила икону в своей домашней часовне. Первые явления чудодейственной силы иконы были обнаружены домашними Гойской, замечавшими неоднократно необыкновенное сияние вокруг иконы. Вскоре и сама Гойская сделалась свидетельницей чуда, когда, по молитве перед иконой, совершенно прозрел ее родной брат, бывший слепым от рождения. Считая себя недостойной обладать чудотворной иконой, Гойская в 1597 году передала ее Почаевской обители. Икона написана в византийском стиле на липовой доске, в высоту 6 и одна четверть и в ширину 5 и одна восьмая вершков. Богоматерь изображена на этой иконе, склонившейся своей головой к Богомладенцу, сидящему на Ее правой руке; левая же рука Ее держит плащ, обвивающий ноги и спину Богомладенца,Который левую руку положил на правое плечо Богоматери, а правою рукою благословляет. Кругом иконы, на ее раме, помещены изображения святых: пророка Ильи и святого Мины — с левой стороны, первомученика архидиакона Стефана и преподобного Авраамия — с правой стороны, святых Параскевы, Екатерины и Ирины — внизу иконы; имена эти написаны по-славянски. В 1675 году (20 июля) молитвами перед этой святой иконой Почаевская обитель была чудесно избавлена от турок. Во время владения обителью униатов икона была коронована (в 1773 году) венцами, присланными от папы Климента XIV.
В 1832 году, в память возвращения в лоно Православной Церкви, был установлен обычай, и доселе сохранившийся в лавре, — читать еженедельно в субботу, после литургии, акафист перед чудотворной иконой Пресвятой Богородицы. Эта святая икона висит над царскими воротами Успенского собора лавры и посредством особенного механического прибора спускается для благоговейного лобзания каждый раз после утрени до начала поздней обедни, также после каждой обедни и вечерни, а в другие времена — по желанию поклонников. Кроме Почаевской иконы Божией Матери,в Успенской соборной церкви находится рака с восемнадцатью драгоценными частицами святого животворящего древа и мощей святых Филиппа и Варфоломея,святого Василия Великого, святого Амвросия Медиоланского, великомученицы Варвары и других. Все частицы расположены на богатой серебряной доске, покрывающей раку. Иконостас этого храма называется «царским» и устроен императором Александром Николаевичем в память посещения им лавры в 1859 году.
Над горним местом замечательно величественное изображение явления Божией Матери в столпе огневом на скале Почаевской. Большим уважением паломников в Успенской церкви пользуется также копия с иконы Божией Матери Почаевской, называемая «Стопочною», пожертвованная в лавру за спасение от холеры в 1847 году киевскими доброхотными христолюбцами. С 1891 года в лавре находится список с чудотворной иконы Пресвятой Богородицы, находящейся в монастыре Пантократа (т.е. Вседержателя) на святой Афонской Горе и именуемой «Геронтисса». Это наименование святой иконы имеет следующее объяснение. Один умирающий игумен Пантократского монастыря, сподобившийся откровения о времени своей кончины и желавший причаститься св. Тайн, послал просить очередного иеромонаха поспешить совершением литургии; иеромонах было оставил эту просьбу без должного внимания; но вдруг он услышал от находившейся в алтаре иконы Богоматери строгий голос повелевший ему немедленно исполнить просьбу игумена; после этого святая икона и стала называться «Герондиса» или «Геронтисса», что значит (по переводу этого греческого слова на русский язык) — старица, игумения, начальница, настоятельница (геронтами называются на Афоне настоятели монастырей). Богоматерь на этой иконе изображена во весь рост, без Богомладенца; в воспоминание того, что по молитве игумена монастыря перед этим чудотворным образом Богоматери двукратно наполнились монастырские опустевшие елейные сосуды, — на этой иконе изображен сосуд с текущим через края елеем. Имеющийся в Почаевской лавре список этой святой иконы, на котором Матерь Божия изображена весьма художественно, на золотом фоне, в Византийском стиле, был прислан в благословение Почаевской обители от русского на Афоне монаха святого мученика Пантелеймона, по просьбе Высокопреосвященного Модеста, архиепископа Волынского. Он находится в соборе на алтарной стене по правую сторону престола и священнослужители испрашивают перед этой святой иконой благословение на начало служб. На самой окраине горы Почаевской находится пещерная церковь преподобного Иова (см. 28 октября). Здесь почивают открытые 29 августа 1659 года мощи преподобного в серебряной раке, устроенной в 1842 году, и рядом с ними находится пещера, в которой подвизался преподобный Иоан при жизни. Ежегодно (с 1903 года) 28 октября с особенным торжеством совершается обнесение мощей преподобного Иова вокруг Великой лаврской церкви. Ниже пещерной церкви находится церковь преподобных Антония и Феодосия; здесь в одной из ниш за завесой скрывается дубовый гроб, обитый шелковой материей, в котором первоначально почивали мощи преподобного Иова.
Из других храмов Почаевской лавры особенно замечательна теплая Свято-Троицкая церковь, сооруженная в напоминание старинной Свято-Троицкой церкви, над которой явилась Богоматерь с преподобным Иовом для избавления обители от нападения татар в 1675 году. Колокольня в Почаевской лавре с золотым верхом поднимается от плоскости Почаевской горы на 29 саженей. При лавре имеется второклассная школа с двухгодичными при ней курсами для подготовления к служению в должностях псалмщиков и диаконов и вместе с этим помощников священникам в преподавании закона Божия в начальных школах. При лавре также находится больница, странноприимница, древлехранилище, учебно-ремесленное заведение, иконописная мастерская и издавна существует типография, где печатаются богослужебные и другие книги и листки религиозно-нравственного содержания, а также книжная лавка. Почаевская лавра вносит не малую лепту в дело народного просвещения: своим торжественным богослужением, своими поучениями, назидательными картинами, типографией, иконной лавкой, изданием «Почаевского Листка» и раздачею его богомольцам в дни многолюдных собраний. Торжественное, благолепное богослужение, стройное, согласное пение в Почаевской лавре оставляют глубокий след в посетителях. Не только простой народ с умилением отзывается о почаевских обеднях, акафистах и молебнах и с нетерпением ждет возможности вторично побывать в Почаеве, но и интеллигентный люд, прослушав службу Божию в лавре, выносит отсюда самое отрадное впечатление. Вообще Почаевская лавра служит оплотом православия и русской народности в древне-русском крае.
Из книги С.В. Булгакова «Русские монастыри в 1913 году».