ГЛАВНАЯ О ПРОЕКТЕ ВХОД РЕГИСТРАЦИЯ

Игнатьево. Церковь Георгия Победоносца (новая).


Игнатьево. Церковь Георгия Победоносца (новая)
Церковь. Действует.  
Престолы:Троицы Живоначальной, Георгия Победоносца, Параскевы Иконийской
Год постройки:Между 1863 и 1868.
Архитектор:Н.И. Финисов
Ссылки: Ссылка на портале prihod.ru 
Адрес:
Московская область, Раменский район, село Игнатьево, д. 29.

Координаты: 55.600561, 38.511571





Сортировка:

Церковь Георгия Победоносца (новая), , Игнатьево, Раменский район и гг. Бронницы, Жуковский, Московская область
Юрий Моченов
1 сентября 2023
Церковь Георгия Победоносца (новая), , Игнатьево, Раменский район и гг. Бронницы, Жуковский, Московская область
evg.izmailov
27 января 2013
Церковь Георгия Победоносца (новая), , Игнатьево, Раменский район и гг. Бронницы, Жуковский, Московская область
Вадим Павлов
16 июня 2012
Церковь Георгия Победоносца (новая), , Игнатьево, Раменский район и гг. Бронницы, Жуковский, Московская область
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)etienne
11 июля 2007
Церковь Георгия Победоносца (новая), , Игнатьево, Раменский район и гг. Бронницы, Жуковский, Московская область
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)etienne
11 июля 2007
Церковь Георгия Победоносца (новая), , Игнатьево, Раменский район и гг. Бронницы, Жуковский, Московская область
Илья Смирнов
25 мая 2003
Церковь Георгия Победоносца (новая), , Игнатьево, Раменский район и гг. Бронницы, Жуковский, Московская область
Алексей Кротов
5 августа 2017
Церковь Георгия Победоносца (новая), , Игнатьево, Раменский район и гг. Бронницы, Жуковский, Московская область
Алексей Кротов
22 января 2013
Церковь Георгия Победоносца (новая), , Игнатьево, Раменский район и гг. Бронницы, Жуковский, Московская область
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Валерий Антипин
11 апреля 2010
Церковь Георгия Победоносца (новая), , Игнатьево, Раменский район и гг. Бронницы, Жуковский, Московская область
Илья Смирнов
25 мая 2003
Церковь Георгия Победоносца (новая), , Игнатьево, Раменский район и гг. Бронницы, Жуковский, Московская область
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Валерий Антипин
11 апреля 2010
Церковь Георгия Победоносца (новая), , Игнатьево, Раменский район и гг. Бронницы, Жуковский, Московская область
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Валерий Антипин
11 апреля 2010
Церковь Георгия Победоносца (новая), , Игнатьево, Раменский район и гг. Бронницы, Жуковский, Московская область
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)etienne
11 июля 2007



Карта и ближайшие объекты


Приблизить
Отдалить
Развернуть



Статьи


В середине XIX в. стараниями гжельских купцов по проекту архитектора Финисова возвели каменный храм во имя Живоначальной Троицы. Закладка первого камня церкви состоялась 5 мая 1863 г. Возведение храма было вверено протоиерею Стефану Лебедеву и церковному старосте Федоту Рушнову. В строительстве, наряду со многими местными жертвователями, участвовала и царская семья. 16 декабря 1868 г. освятили южный придел великомученика Георгия, 26 ноября 1871 г. - северный придел великомученицы Параскевы, 10 июля 1877 г. - главный престол Святой Живоначальной Троицы. Однако название церкви осталось прежним. Храм отличается мощной кладкой из красного кирпича. Среди многочисленной утвари - образцы гжельского фарфорового искусства. Иконостасы позолоченные. После революции богослужения продолжались. В 1935 г. сняли колокола. Лишь однажды, в 1941 г., храм закрылся на один месяц. Среди святынь храма: частицы мощей святителя Николая Чудотворца, великомученика Георгия Победоносца, великомученика и целителя Пантелеймона, великомученицы Параскевы Пятницы, святых апостолов Петра и Павла, частицы Гроба Господня, Животворящего Креста Господня.


Алексей Кротов
 
Алексей Кротов  29 декабря 2023

Георгиевская церковь в селе Игнатьево на Глинковском погосте была построена в 1863 году на средства прихожан. Это одна из пяти церквей Гжели – небольшого подмосковного региона, знаменитого своим глиняным промыслом. Успенская церковь в селе Гжель, Вознесенская в Речицах, Покровская в Карпово и Георгиевская церковь в Игнатьево были построены почти одновременно в 1859-1864 годы, а еще одна старообрядческая в Новохаритоново – в 1912 году. В селе Игнатьево в начале XIX столетия начиналось гжельское производство фарфора. История прихода описана в сохранившейся церковной летописи, которую вели священники Георгиевского храма вплоть до 1926 года.

Архитектор и журналист С. Б. Мержанов отмечал особенную черту гжельской местности – ровного и открытого пространства, которое пересекают вертикали церковных колоколен и заводских труб фарфоровых предприятий. Георгиевский храм в Игнатьево, в отличие от 4 других упоминавшихся гжельских церквей стоит в отдалении от Егорьевского шоссе и отличается от них изящным шатровым пятиглавием и колокольней с «часомерьем».

Вот что писал С. Б. Мержанов в статье 1991 года «Неизвестная Гжель» о церкви в Игнатьево: «Церкви «о пяти главах» строившиеся в ту пору, старались перенять у XVIIIвека сложность декоративного наряда, многоцветие внешнего облика. Строители храма во имя Георгия Победоносца в селе Игнатьево как раз и пытались следовать этим принципам. И хотя декор в виде многочисленных бусин, поясков, валиков, кокошников, будучи суховатым по прорисовке, явно уступает избранным прототипам, местные мастера сделали все возможное, чтобы придать храму нарядность». Село Игнатьево в старину также называли «Глинковским погостом» из-за богатых глиной почв. В Игнатьево и смежной деревне Володино зародилось производство фарфора в Гжели. Братья Куликовы из деревни Володино около 1800 года, как считается, самостоятельно вывели состав фарфоровой массы. Их дядя Павел Куликов, незадолго до этого вернувшийся с Перовской фарфоровой фабрики немца Отто, подсмотрел у племянников состав фарфора и в 1802 году организовал в Володино собственную фабрику. Желая сохранить технологию в тайне, Павел Куликов взял в помощники не гжельца, а постороннего крестьянина по прозвищу Сологай. Только Сологай знал, кроме самого Куликова, состав массы и устройство горна. Предприимчивые люди из села Игнатьево долго не могли узнать секрета фарфора, но через 6-7 лет им удалось, наконец, угощая вином, выведать у Сологая технологию Куликова. Из-за этого предательства между Сологаем и Куликовым вышла ссора, которая закончилась трагедией – Сологай сильно ударил Куликова, от чего тот скончался, а его самого, наказав плетьми, отправили в солдаты. После столь печального окончания деятельности основателей фарфорового производства в Гжели, промысел перешел к фабрикантам села Игнатьево: Копейкину, Семенову, Сучилкину, Елкину и другим. Приход в Игнатьево «на Глинках» существовал, по меньшей мере, с 1587 года.

В 1768 году старинная деревянная церковь великомученика Георгия Победоносца на Глинковском погосте сгорела. Случилось это через два часа после обедни по вине двух дьячков, которые впоследствии были направлены за свое нерадение на покаянные труды в монастырь. В 1771 году священники села Игнатьево Никита Тимофеев и Василий Леонтьев обратились в Московскую духовную консисторию, чтобы им позволили перенести на место пепелища пустовавший деревянный храм с Петропавловского погоста на Клязьме, в котором службы не совершались. Духовные власти одобрили это прошение, и в 1773 году перенесенная на новое место церковь была освящена. Старая Георгиевская церковь сгорела со всей утварью, многими иконами и антиминсом, однако в огне уцелели два древних запрестольных креста, царские врата, 16 икон и два резных образа святых великомучениц Варвары и Екатерины. Об этом свидетельствует интересный документ «Церковная летопись Георгиевской «на Глинках» церкви села Игнатьево Богородского уезда». Эта рукопись, большие отрывки из которой опубликовал историк Анатолий Полюлях, велась с 1868 по 1926 год последовательно несколькими местными священниками: Стефаном Лебедевым, Иоанном Рудневым, Николаем Троицким, Павлом Архангельским и Александром Некрасовым. В летописи, в частности, отражена история соперничества между двумя гжельскими приходами: Игнатьевским и Речицким.

До 1860 года в приход Георгиевской церкви, кроме села Игнатьево, входило 10 деревень: Речицы, Жирово, Володино, Новохаритоново, Бахтеево, Турыгино, Меткомелино, Кузяево, Фрязино и Коломино. В 1859 году в Речицах был построен большой каменный храм Вознесения Господня, и часть старого игнатьевского прихода отошла к новой церкви. Священник Стефан Лебедев в приходской летописи вспоминал, что в начале его служения старая деревянная церковь в Игнатьево всегда была полна молящихся, которые приходили на богослужения, несмотря на большое расстояние и сильные морозы. Уже в два или три часа ночи богомольцы приходили к церкви, дожидаясь начала утрени в сторожке. Все это время они читали вместе жития святых, а затем рассуждали о том, насколько соответствует их жизнь прочитанному. Любители церковного пения составляли два клироса, и всегда находились желающие из числа прихожан звонить на колокольне, читать шестопсалмие или кафизмы. После строительства в 1863 году в Игнатьево новой каменной церкви, которая сохранилась до сего дня, священник отметил упадок благочестия прихожан. Он с грустью писал: «А вот теперь и теплый храм, и оный отпирается за долго до удара в колокол в чаянии усердных богомольцев… Увы! И в сторожке нет никого, и после звона «во вся» придешь в храм, и здесь встречаешь усердников всего только четыре-пять-шесть человек! Уже потом наполняется храм Божий… На клиросах нет никого, кроме одного псаломщика только, разве к литургии соберутся любители пения, и то далеко-далеко не то, что в деревянном храме, при морозах трескучих. Не грустно ли сие?»

Одной из причин упадка церковной жизни в этот период могли быть раздоры между священниками церкви в Игнатьево и соседней церкви в Речицах в 1860-1864 годы. Переведенный в новую Вознесенскую церковь священник Константин Попов обманным путем, как сказано в летописи, записал в новый приход несколько сотен крестьян из 6 деревень старого игнатьевского прихода. Это вызвало возмущение крестьян, привыкших молиться в Игнатьево на погосте у могил своих родителей и предков. Раздор между двумя соседними церквями был улажен в 1864 году после того, как митрополит московский Филарет разрешил всем недовольным вернуться в старый приход церкви великомученика Георгия. Кроме этого временного и мнимого разделения в Гжели существовал и реальный раскол: исстари здесь были сильны позиции старообрядчества. В 1912 году в соседней с Игнатьево деревне Новохаритоново возле Егорьевского тракта был построен старообрядческий храм. Эта изящная шатровая церковь в неорусском стиле строилась на средства уроженца Новохаритоново фабриканта Ивана Емельяновича Кузнецова – двоюродного брата «фарфорового короля» Матвея Сидоровича Кузнецова. Архитектурный проект старообрядческой церкви был составлен зодчим Борисом Михайловичем Великовским. Может быть, неслучайно этот храм освятили, как и церковь в Игнатьево, во имя великомученика Георгия. От берега пруда Новый БАМ два расположенные друг напротив друга Георгиевских храма как будто соперничают в окружающем их пейзаже.

В конце упоминавшейся приходской летописи Георгиевской церкви в Игнатьево есть две записи, сделанные в 1906 году – о поджоге злоумышленником сенного сарая приходского священника о. Александра Некрасова и в 1926 году – о краже серебряной ризы с иконы великомученицы Параскевы. Оба события будто предвещали эпоху гонений на церковь. Однако, к счастью, церковь в Игнатьево избежала печальной участи большинства церквей и не закрывалась в советские годы. Действующим оставался и соседний Вознесенский храм в селе Речицы. Утраченной оказалась деревянная Георгиевская церковь в Игнатьево конца XVIII века, которую разобрали в 1957 году. Здесь стоит сказать, что в богоборческое революционное время храм был передан старообрядцам. Но со смертью последнего настоятеля (о. Зиновия) в 1929 г. богослужения прекратились. Храм опустел, и местные власти своевольно заняли его под зернохранилище. По решению председателя колхоза в 1957 г. храм был разобран. История же Георгиевской церкви села Игнатьево в советский период изобилует не только трагическими событиями, но, прежде всего примерами стойкости подвижников христианской веры.

Скудные сведения, почерпнутые из клировых ведомостей и устного предания, позволяют, к сожалению, лишь кратко описать это судьбоносное время. Последствием анархии и произвола, воцарившихся в России после октябрьской катастрофы, является самовольный захват приходской земли в 1917 г. местными крестьянами. Предположительно, в это же время (1917 - 1919 гг.) общине верующих становится невозможно содержать два храма, и деревянный храм передают старообрядцам. В каменном храме православные богослужения продолжались, несмотря на бедственное положение и гонения, которые обрушились на священнослужителей и прихожан. В 1926 г. за короткий срок были похищены серебряные ризы с икон мч. Параскевы (весом 4 ф.) и св. Георгия (3,5 ф). В 1935 г. были сняты колокола. По рассказам очевидцев, огромный колокол весом в 285 пудов был сброшен с колокольни и разбился.

В это время производились массовые аресты священнослужителей. В те годы в округе закрывались храмы по решению местных властей. Но Георгиевский храм избежал этой участи. Лишь однажды, в 1941 г. храм был закрыт на месяц. Настоятелем в это время был о. Александр Некрасов (настоятель с 1909 по 1957 год). У оставшегося в одиночестве после ареста диакона о. Александра местные власти под угрозой физической расправы требовали ключи от храма. О. Александр был вынужден скрываться, совершая Литургии по ночам. По истечении месяца, когда гонения прекратились, в храме возобновились открытые богослужения. Выведенный за штат по причине преклонного возраста и по состоянию здоровья о. Александр был заменен, поочередно, сначала о. Борисом, затем о. Михаилом. Оба по ходатайству «двадцатки» были удалены из прихода. Во главе прихода был поставлен о. Анатолий Кургаев (настоятель с 1957 по 1990 год), благодаря которому убранство храма в значительной степени обновилось: храм был подключен к электросети (середина 60-х), установлено паровое, а затем газовое отопление (начало 80-х), перекрыта новым железом крыша и купола. Своим ревностным служением Господу о. Анатолий снискал любовь и уважение прихожан. После его смерти в 1990 году настоятелем храма был назначен о. Валентин (Тимаков), являвшийся настоятелем по ноябрь 2002 года. В настоящее время настоятелем служит иерей Геннадий Иванов.

С сайта: https://mosregtoday.ru/news/Истории святынь Подмосковья/Антон /Саков."Георгий на Глинках" в Игнатьево и с сайта: https://rechitzkiy.narod.ru/text/sledhistori.html


Алексей Кротов
 
Алексей Кротов  29 декабря 2023

Когда здесь впервые была построена церковь, никто не знает. Первое упоминание о ней относится к 1587 г.: «Церковь Страстотерпца Христова Георгия деревянная, построенная изстари «на погосте у речки Дорки», находилась в 1587 г., Московскаго уезда, в дворцовой Гжельской волости…» Были у храма и другие названия: Глинский погост при деревне Игнатовской на речке Дорке, просто Глинский погост, Георгиевская на Глинках и другие. В разных названиях церкви так часто звучало слово «глинки», наверное, потому, что стояла она на почвах, из которых добывали знаменитую гжельскую глину. Что касается упоминания «погоста» в названии храма, у многих это слово ассоциируется с кладбищем. И действительно, Георгиевская церковь находится при местном кладбище. Интересным фактом является то, что Георгиевская церковь располагалась не в удельном селе, как другие гжельские храмы, а в помещичьем, хотя земля, на которой она стояла, являлась церковной собственностью. До отмены крепостного права в 1861 г., прихожанами ее были и помещичьи, и удельные (государственные) крестьяне.

Деревянная церковь значилась однопрестольной, хотя существует упоминание о том, что «7160 (1652) года, января в 15 день, запечатана благословенная грамота, по челобитью Московскаго уезда, Гжельской волости, церкви святого мученика Георгия попа Стефана с прихожаны, на три престола …» Однако трёхпрестольным храм станет только во второй половине XIX века вместе со строительством его в камне. Согласно записям церковной летописи, в 1751 г. был освящён деревянный храм, построенный «тщанием прихожан» на месте сгоревшего, и бытовало мнение, что именно он сохранился до середины XX века. По сведениям других источников, и эту церковь постигла участь её предшественницы: «Священники означенной Георгиевской церкви Никита Тимофеев и Василий Леонтьев, донесли Духовному Правлению, а последнее 10 июля 1768 г. Консистории, что в том же году после окончания обедни Георгиевская церковь часа через два, неизвестно отчего, загорелась и сгорела со всею церковной утварью и антиминсом. Виновными в небрежном наблюдении за тушением огня оказались дьячки Димитрий Семенов и Алексий Димитриев, за что и отосланы в монастырские труды на месяц. Из Петропавловского погоста, по прошению священника и прихожан, тогда же дозволено перевезти праздную церковь в Глинковский погост на время, с тем, чтобы прихожане в скорости вместо оной устроили каменную или, по крайней мере, хорошую деревянную».

Перевезённую деревянную церковь освятили 27 марта 1773 г. Но нет ничего более постоянного, чем временное – так она и осталась в с. Игнатьево и простояла там до 1957 г. Построили эту церковь без единого гвоздя из осиновых брёвен, а ее главу покрывала черепица. По преданию Свято-Троицкая Сергиева Лавра пожертвовала в Георгиевский храм пятиярусный резной иконостас, а также иконы. Со временем небольшая деревянная церковь стала тесной для столь многочисленного прихода, что послужило поводом для прихожан и причта обратиться в 1937 г. к митрополиту с просьбой разрешить строительство каменной церкви рядом с деревянной. Разрешение было получено в 1838 г., однако, так уж получилось, что новую церковь к 1860 г. построили в с. Речицы. Только 30 октября 1862 г. митрополитом Филаретом (†1867) подписан Указ, благословляющий строительство нового храма в с. Игнатьево. Проект нового каменного храма был разработан архитектором Н.И. Финисовым (1830-1893).

В мае 1863г. состоялась закладка первого камня новой церкви. У северного входа, на внешней стене, сохранилась памятная плита с надписью, которая гласит: «В лето 1863 в 9 день мая заложен сей храм в царствование государя императора Александра II по благословению Преосвященнейшего Митрополита московского и коломенского Филарета по проекту архитектора Финисова при священнике Стефане Лебедеве и старосте церковном крестьянине Федоте Герасимове Рушнове с прихожанами». Строительство шло на пожертвования благотворителей и прихожан. Уже в 1865 г. была построена колокольня, а на ней размещены часы, что совсем не характерно для сельских храмов. 16 декабря 1868 г. состоялось освящение Георгиевского придела, 26 ноября 1871 г. освятили придел во имя святой великомученицы. Параскевы Пятницы, а 10 июля 1877 г. – центральный придел, Троицкий. Именно по главному приделу храм должен был бы называться Свято-Троицким, но сохранил до сегодняшнего дня своё прежнее название: Георгиевский. В 1887 г. на колокольном заводе Андрея Самгина в Москве для храма был отлит большой колокол. Весил он 285 пудов (4560 кг).

В 1889 г. художником Никитой Прокофьевичем Щепетовым были расписаны стены церкви; в 1890 г. расписан холодный храм. К 1 октября 1892 г. московский художник Денисов изготовил по собственным эскизам четыре киота из чёрного морённого дуба и написал пятнадцать икон (эти работы сохранились в храме и по сей день). В 1893 г. он же расписал трапезную. В 1900 г. около каменного храма заложена кирпичная ограда и окончена в 1901 г. В 1902 г. в ограде поставлены железные решётки. Так постепенно формировался облик Георгиевской церкви, который в основном и сохранился до наших дней. После Октябрьской революции богослужения в храме продолжались, он закрывался для служб только на короткое время в 1941 г. В числе святынь Георгиевской церкви: частицы мощей святителя Николая Чудотворца, великомученика Георгия Победоносца, великомученика и целителя Пантелеймона, великомученицы Параскевы Пятницы, святых апостолов Петра и Павла, частицы Гроба Господня, Животворящего Креста Господня.

С сайта: https://azbuka.ru/palomnik/Георгиевский храм в Игнатьево



Комментарии и обсуждение


Церковь великомученика Георгия Победоносца в с.Игнатьево Раменского района является объектом культурного наследия регионального значения (Постановление Правительства МО от 15.03.2002 г. № 84/9).

Кирилл Аминов 17 марта 2015 г.

17 марта 2015.