ГЛАВНАЯ О ПРОЕКТЕ ВХОД / РЕГИСТРАЦИЯ
Вход

У меня есть логин и пароль

E-mail или логин

Пароль

Регистрация

Я новый пользователь

 

Восстановление пароля

Я забыл пароль

E-mail или логин


Балаково. Церковь Троицы Живоначальной.


Церковь. Действует.  
Престолы:Троицы Живоначальной, Александра Невского, Казанской иконы Божией Матери
Архитектурные стили:Модерн, Неорусский стиль
Год постройки:Между 1909 и 1911.
Архитектор:Ф.О. Шехтель
Адрес:
Саратовская обл., г. Балаково, Набережная ул. 1

Координаты:52.04463, 47.78725
Проезд:в старом городе, севернее плотины ГЭС


Добавить фотографию
Сортировка:


Церковь Троицы Живоначальной - Балаково - Балаковский район - Саратовская область
Sam Samov
7 августа 2009
Церковь Троицы Живоначальной - Балаково - Балаковский район - Саратовская область
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)uchazdneg
4 апреля 2015
Церковь Троицы Живоначальной - Балаково - Балаковский район - Саратовская область
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)uchazdneg
4 апреля 2015
Церковь Троицы Живоначальной - Балаково - Балаковский район - Саратовская область
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)uchazdneg
4 апреля 2015
Церковь Троицы Живоначальной - Балаково - Балаковский район - Саратовская область
южный фасад
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)uchazdneg
4 апреля 2015
Церковь Троицы Живоначальной - Балаково - Балаковский район - Саратовская область
панорама с северо-запада
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)uchazdneg
4 апреля 2015
Церковь Троицы Живоначальной - Балаково - Балаковский район - Саратовская область
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)uchazdneg
4 апреля 2015
Церковь Троицы Живоначальной - Балаково - Балаковский район - Саратовская область
Мозаика на северном фасаде
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Валерий Антипин
5 июня 2011
Церковь Троицы Живоначальной - Балаково - Балаковский район - Саратовская область
западный входной портал
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)uchazdneg
4 апреля 2015
Церковь Троицы Живоначальной - Балаково - Балаковский район - Саратовская область
мозаика на южном фасаде
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)uchazdneg
4 апреля 2015
Церковь Троицы Живоначальной - Балаково - Балаковский район - Саратовская область
мозаика на северном фасаде
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)uchazdneg
4 апреля 2015
Церковь Троицы Живоначальной - Балаково - Балаковский район - Саратовская область
вид с хор на иконостас
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)uchazdneg
4 апреля 2015
Церковь Троицы Живоначальной - Балаково - Балаковский район - Саратовская область
паруса и свод основного объема, вид с хор
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)uchazdneg
4 апреля 2015
Церковь Троицы Живоначальной - Балаково - Балаковский район - Саратовская область
1911 год.Источник:Е.И. Кириченко книга Федор Шехтель. — М.: Стройиздат, 1973. — 141 с. с сайта
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Качалин Александр Анатольевич
3 февраля 1911
Церковь Троицы Живоначальной - Балаково - Балаковский район - Саратовская область
Рис. из журнала "Зодчий"
Андрей Агафонов
1 января 1911
Церковь Троицы Живоначальной - Балаково - Балаковский район - Саратовская область
Фото из журнала "Церковь".
Андрей Агафонов
1 января 1911
Церковь Троицы Живоначальной - Балаково - Балаковский район - Саратовская область
мозаика по проекту М.Врубеля
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Василий Шелёмин
19 мая 2007




Добавить статью/комментарий
Статью добавил(а): Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Валерий Антипин,  12 октября 2010

История храма Святой Троицы в Балаково: к 150-летию Ф.О. Шехтеля.

Материалы музея архитектуры им. А.В. Щусева свидетельствуют, что Московское архитектурное общество (МАО) в 1908 году организовало конкурс имени Анисима Михайловича Мальцева на составление проекта храма в Балакове. В состав жюри по присуждению премий вошли Ф. Шехтель, С. Новаковский, Ф. Богданович, И. Машков, И. Курдюков, А. Мейснер, Л. Кекушенев, С. Соловьев, Д. Сухов, А. Латков и объявившие конкурс братья Мальцевы. На выставке конкурсных проектов старообрядческой церкви в Балаково[10] было представлено, как сообщает журнал «Церковь»[11], 34 проекта из Москвы, Петербурга, провинции и даже из-за границы. Условием для участников конкурса было использование при проектировании нового храма образцов древнерусского зодчества до XVII века в формах, используемых до времени раскола Церкви. По решению жюри были премированы проекты архитекторов И.С. Курдюкова (I премия) и Ф.Ф. Федоровского (II премия). Интересно, что III премию получил проект будущих лидеров советской архитектуры, студентов Института гражданских инженеров Виктора и Александра Весниных.

Однако в представленных на конкурсе проектах не была решена полностью поставленная Мальцевыми задача, поэтому они обращаются к председателю жюри Федору Шехтелю с просьбой выполнения проекта и строительства храма.

Проект, выполненный Шехтелем, как он сам пишет в пояснительной записке, «прост и ясен». Это «шатровый бесстолпный храм из белого камня с тремя главами, символизирующими Животворящую Троицу, с колокольней и баптистерией (крещальней). Монументальный объем четверика с четырьмя щипцами венчает восьмигранный барабан со щелевидными окнами, каждая грань которого завершена кокошником, переходящая в грандиозный шатер, вертикали главного объема». Шехтель ответственно и с большим вниманием отнесся к проектированию храма. Вопросы, относящиеся и к его планировке, и к архитектурным формам, он обсуждал с Мальцевыми и при этом постоянно консультировался со знатоком духовной культуры старообрядцев и толкователем Священного Писания Павлом Петровичем Шибановым. В архиве музея архитектуры им. А.В. Щусева имеется их переписка по поводу внешнего и внутреннего оформления церкви.

Образное решение храма, созданного Шехтелем, построено на использовании мотивов псково-новгородского зодчества в сочетании с чрезвычайно мощным шатровым завершением. Тема Троицы нашла отражение в трехкратном повторении формы шатра в венчании основного объема, колокольни и крестильни, в мотиве тройных арочных окон на фасадах храма и в других элементах архитектурного декора.

Торжественная закладка храма в Балакове состоялась 28 июля 1909 года. Строительство храма, начатое в 1910 году, было завершено к осени 1912-го — в октябре подняли 17 колоколов. Строителем храма являлся, по сведениям местных историков, некий инженер Антонов, который работал под непосредственным наблюдением архитектора Федора Шехтеля[12]. В течение 1912–1913 года Шехтель работал над завершением наружной отделки храма.

Участок для строительства церкви архитектор Шехтель выбрал на высоком берегу реки Балаковки, так, чтобы храм просматривался с Волги, где он замыкал перспективу обширной Амбарной площади. В разлив с Волги подходили пароходы и хлебные грузовые баржи к балаковской хлебной пристани, примыкающей к Амбарной площади. Храм стал доминантой многолюдной площади и оставлял у приезжих самые благоприятные впечатления о Балаково.

«Церковь в Самарской губернии поражает искусно решенной задачей шатрового перекрытия большой площади»,— писал критик и искусствовед В. Я. Курбатов. В 1911 году журнал «Зодчий» поместил фотографию с проекта этого храма: «Староверческая церковь в г. Балаково Самарской губернии... строится на средства А.М. Мальцева на 1200 приходящих. Стоит она над Волгой и сооружается из жигулевского камня размером 10x13 вершков; им же облицованы главный шатер и шатры над крестильной и колокольней. Мозаичные панно на северном и южном фронтонах и над главным входом исполняются в мозаичной мастерской В. А. Фролова в Петербурге. Иконостас и ризы в пяти ярусах будут выложены серебряной вызолоченной басмой. Церковь исполняется по проекту Ф.О. Шехтеля»[13]

Необычность архитектурного облика храма и оригинальность его конструкции широко отмечались в прессе того времени. «Старообрядцами, приемлющими священство Белокриницкой иерархии, после богослужения в существующем уже много лет деревянном храме совершена торжественная закладка нового каменного храма во имя Святой Троицы. Храм сооружается в древнем новгородском стиле и будет построен весь, от основания до верха, не из кирпича, а из глыб белого жигулевского камня, причем так, чтобы, насколько возможно, и швов не было заметно. Стоимость постройки этого храма будет огромна, как передают, около 500 тысяч рублей. И это в селе, хотя и большом, бойком и торговом»[14].

Пока шло строительство, Анисим Мальцев за огромные деньги приобрел несколько сот драгоценных дониконовских икон, которые в 1915 году были размещены в храме. Иконостас и ризы выложены серебряной вызолоченной басмой. В храме имелись уникальные мозаичные панно — иконы «Троица», «Спас Нерукотворный», «Знамение».

Анисим Мальцев всего несколько месяцев не дожил до освящения церкви. 10 февраля 1914 года, собираясь на свои хутора по хозяйственным делам, он скоропостижно скончался. Хоронили Анисима Михайловича с большими почестями всем городом.

Его брат Паисий достроил храм. В газете «Заволжье» сказано: «На днях состоялась закладка придела старообрядческой церкви, построенной на средства умершего А.М. Мальцева. На торжество закладки прибыл епископ Мелентий с духовенством. Торжество привлекло большую толпу народа»[15].

Разрушение храма

Начиная с 1919 года, из Троицкого храма изымалось церковное имущество: серебряная утварь, канделябры, иконы, сусальное золото с главок. Затем государство наложило непомерный налог на здание, и старообрядческая община, в связи с отсутствием средств, вынуждена была письменно отказаться от здания. Так старообрядцы потеряли свой храм.

После перехода здания церкви к государственным властям председатель горсовета А. Карпухин в 1930 году посылает в Ленинград запрос о ценности здания. Из письма директора Центральных государственных реставрационных мастерских (ЦГРМ) И. Грабаря следует, что здание не является памятником архитектуры и не состоит на охране государства[16], но имеется приписка: «Среди имущества церкви представляет особую ценность иконная живопись (мозаичные панно), которая является памятником монументального искусства и находится в ведении Главнауки».

В 1930 году одновременно с разрушением всех церквей города разрушаются шатры центрального объема и колокольни Троицкого храма. Разобрана верхняя звонница, все апсиды, алтарная преграда. Со второго яруса колокольни сбросили знаменитый колокол. Он разбился, драгоценные осколки милиция собрала и куда-то вывезла. Сохранился акт осмотра здания Белокриницской церкви 1930 года с заключением: здание надлежит приспособить под городской театр. О судьбе приобретенных А. Мальцевым ценных древнерусских икон ничего не известно. Трагикомическая подробность: театр получил имя Чапаева. Здание было страшно изуродовано, алтарь превращен в сценическую коробку.

Мозаика «Спас Нерукотворный» закрашивалась масляной краской ежегодно, но на каждую Пасху краска осыпалась, а лик Иисуса Христа появлялся вновь. Имеется фото советского периода, на котором видно закрашенное краской мозаичное панно «Спаса Нерукотворного», а с главного фасада взирает с огромного плаката вождь пролетариата.
«Чапаевский» театр ввиду недостаточной востребованности населением был закрыт. Здание пустовало и разрушалось. Затем церковь использовалась под зерносклад. От проекта Шехтеля не сохранилось ничего. Искалеченный храм узнать было невозможно. Таким он остался в моей детской памяти.

В 1964 году здание было передано на баланс завода им. Ф.С. Дзержинского. Заводу был нужен клуб, и он разрушил то, что не успели разрушить до него.

Возвращение

В 1976 году, вернувшись из Саратова в родной город Балаково, я посетила храм, который использовался как дворец культуры завода. Яркие впечатления об увиденном проекте Шехтеля в Москве помогли понять, как чужеродны и уродливы проведенные новшества.

В 1988 году меня избрали председателем Балаковского городского общества ВООПИК (Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры). В то время в городе не было поставлено на учет и охрану ни одного памятника. Тогда я начала готовить паспорта. В первую очередь на лучшие памятники архитектуры, в том числе — на храм Шехтеля. Были выполнены архитектурные обмеры, фотофиксация, анализ состояния несущих конструкций, которые буквально трещали от варварского использования, собран архивный материал. В государственном архиве Самары удалось найти выполненный в 1909 году проект (чертежи в синьках с автографами автора) с пояснительной запиской.

Между тем в стране происходили перемены. Ко мне как председателю ВООПИК обратился протоиерей Анатолий Шумов с просьбой оказать помощь в возвращении здания церкви. Упрашивать меня не пришлось. Однако я поставила условие: храму должен быть возвращен прежний облик, который должен соответствовать проекту Шехтеля. Получив согласие и увидев готовность Церкви решать эту задачу, я оформила ходатайство в областной совет ВООПИК.

В 1989 году здание было официально передано Русской Православной Церкви. И с первых дней началось активное восстановление храма под руководством отца Анатолия Шумова, который отдавал этому делу все свои силы. В восстановлении церкви участвовало много людей: администрация города, специалисты и руководители многих организаций и предприятий, архитекторы, строители, художники, прихожане. Восстановление оказалось многотрудным делом, оно было связано с бесчисленными проблемами. Каждое помещение, конструкция, узел, материал требовало единственно достоверного решения.

В 1990 году студентка Балаковского института техники, технологии и управления (БИТТиУ) Лилия Веселова под моим руководством сделала дипломную работу — проект восстановления церкви Святой Троицы в Балаково. Работа содержала архитектурные предложения и расчеты, необходимые для восстановления конструкций шатров, укрепления стяжки барабана, все это потом пригодилось при выполнении работ. В 1993 году архитектор Дмитрий Голубинов из Саратова выполнил рабочие чертежи и сметы архитектурной реставрации храма.

Когда освободили северную сторону от танцевального зала, взору балаковцев открылась сияющая золотом в утренние часы яркая мозаика «Знамение».

В 1995 году неожиданно умер всеми почитаемый отец Анатолий. Как и Анисим Мальцев, он не дожил до окончания работ. Работу продолжил протоиерей Константин Фролов.

В 1996 году восстановили шатер с главкой и крестом, затем звонницу колокольни. Было выполнено инженерное обследование несущих конструкций центрального шатра и выявлен разрыв стяжки основания барабана. Вес шатра с внутренним куполом составлял 220 тонн. Дальнейшее воссоздание было невозможно без обеспечения необходимой несущей способности конструкций. Проект Д. Голубинова ответа на эту проблему не давал. Были привлечены специалисты БИТТиУ В. А. Аридов и А.А. Землянский, которые выполнили расчет и рабочие чертежи по обеспечению несущей способности опорного кольца барабана. Пригодились здесь и первые предложения проекта Лилии Веселовой.

В 1999 году металлический каркас[17] огромного центрального шатра был установлен на 8 башмаков барабана. Шатер увенчан позолоченной шлемообразной главой с крестом, приобретенной на средства, выделенные администрацией города.

С того момента, как епархию возглавил Епископ Саратовский и Вольский Лонгин, восстановление храма получило дополнительный импульс. В январе 2004 года настоятелем храма становится протоиерей Александр Волков — ныне игумен Амвросий. При содействии и участии благотворителей продолжается активная реставрация храма. Обновлены полы, окна, отреставрирована зимняя церковь, деревянные детали храма: дубовые резные двери, настил, антресоли хоров. В храме появилось новое убранство, утварь, иконы.

До полного завершения остается много работы — выполнение иконостаса, росписи храма по эскизам автора и изготовление мебели. Но уже сейчас можно сказать: мы приближаемся к замыслу великого зодчего Шехтеля. Храм, словно птица феникс, восстает из пепла.

Надежда Попова, профессор, доктор архитектуры, Почетный архитектор России
Журнал "Православие и современность" №10 (26) 2009 год http://www.eparhia-saratov.ru/index.php?option=com_content&task=view&id=6569&Itemid=3
«Православие и современность» Информационно-аналитический портал Саратовской епархии


Статью добавил(а): Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Валерий Антипин,  4 июля 2011

Престолы: главный — во имя Животворящей Троицы, второй придел — во имя святого благоверного великого князя Александра Невского. Имеется приставной престол, в честь Казанской иконы Пресвятой Богородицы.

Освящен: главный - в 1989 году иерейским чином, 2 мая 2009 года Епископ Саратовский и Вольский Лонгин совершил Чин Великого освящения придела во имя святого благоверного князя Александра Невского.

Настоятель: иеромонах Амвросий (Волков).

Богослужения: c понедельника по субботу литургия в 8.00, вечернее богослужение в 17.00; в воскресенья и праздники ранняя литургия в 7.00, поздняя литургия в 9.00, вечернее богослужение в зимнее время в 17.00, в летнее время в 18.00. Храм открыт ежедневно с 7.00 до 20.30. Священник дежурит в храме с 7.00 до 15.00.

Службы, действующие при храме: воскресная школа для взрослых и для детей. Преподаются: Закон Божий, литургика, церковно-славянский язык, культура православной церкви. При школе действует кружок иконописи, библиотека.

Церковно-социальная деятельность: ведется проповедническая деятельность через местную районную газету «Балаковские вести», местное радио и телевидение. Выпускается ежемесячное приложение к газете «Балаковские вести» — «Троицкое слово». Приход взаимодействует с МУЗ "Психоневрологический диспансер", домом ветеранов Великой Отечественной войны, детскими домами г.Балаково, детским приютом "Забота" и ведет совместную церковно-социальную деятельность.

Построен: В 1911 году.

Архитектор: Ф. О. Шехтель.

Из истории: После Указа о веротерпимости 1905 года балаковский купец Анисим Михайлович Мальцев, принадлежавший к старообрядцам, приемлющим белокриницкую иерархию, задумал построить в селе Балаково храм во имя Пресвятой Троицы, «в параллель» к уже существовавшему в Балаково Свято-Троицкому храму Русской Православной Церкви, где настоятелем некогда был святой праведный Александр Юнгеров.

По данным 1905 года, к балаковской «белокриницкой» общине принадлежал 741 человек, в том числе 334 мужского пола. С целью разработки проекта храма А.М. Мальцев обратился к академику архитектуры Ф.О. Шехтелю, бывшему хорошим знакомым брата Анисима Михайловича, Паисия, входившего в старообрядческую общину на московском Рогожском кладбище. Мастер выполнил проект в 1909 году и несколько раз в течение 1910 – 1914 годов лично приезжал в Балаково для контроля за ходом строительства. Строительство вел инженер Антонов.

Основное здание храма было закончено к 1911 году, но колокольня и крестильня, а также внешняя отделка храма были завершены только к 1913 году. Слева от главного входа была построена зимняя шатровая церковь. Для экономии топлива в будни зимой там совершались богослужения и крещение. В 1911 году по картонам И.О. Чирикова петербургский мастер В.А. Фролов выполнил наружные мозаики храма — Рублёвскую Троицу над западными вратами храма, икону Божией Матери «Знамение» над северными и Нерукотворенный Образ Спасителя над южными. В 1914 – 1916 годы крестильня храма была перестроена. В 1914 году храм был освящен, предположительно старообрядческим епископом Саратовским Мелетием (Картушиным; †1934). В 1915 году купола храма были покрыты сусальным золотом.

В годы Советской власти: Приход был, по обычаю богоборцев, обложен непосильными налогами, и в 1929 году община храма была вынуждена подписать документ о «добровольной» передаче храма властям ввиду неуплаты долгов государству. После закрытия храма специально вызванный из Москвы И. Грабарь «установил», что храм «не представляет никакой архитектурной ценности» и подлежит уничтожению, но, Промыслом Божиим, он, единственный из всех балаковских церквей, сохранился до нашего времени.

В 1931 году была произведена реконструкция храма под драматический театр: были разрушены алтари, на месте главного, Троицкого, алтаря была пристроена сцена со всеми необходимыми для ее функционирования помещениями, кокошник над главным входом вместе с мозаичной иконой Пресвятой Троицы был срублен. Вместо него по проекту В. П. Зябкина был сделан второй этаж, заканчивающийся фронтоном над балкончиком с балюстрадой, и все здание стало трехэтажным. Был также снесен главный шатер и срублен шатер колокольни, а свод укрыли обычной железной кровлей.

Неоднократно предпринимались попытки закрасить икону Спаса Нерукотворного, но краска не удерживалась на мозаике. Другая же икона, «Знамение», после перестройки здания оказалась в недоступном для обозрения месте и поэтому дошла до наших дней неповрежденной. В 1932 году эти две работы были поставлены на государственный учет Главнауки как памятники монументального мозаичного искусства, а само здание признано памятником архитектуры рубежа XIX – XX веков и взято под охрану государства.

В 1964 году начата вторая перестройка здания под клуб завода им. Ф. Э. Дзержинского.

В наши дни: В 1961 году в Балаково был открыт молитвенный дом, освященный в честь Казанской иконы Божией Матери. В 1977 году был освящен престол, на который был возложен антиминс разрушенного в 1930-е годы храма во имя Пресвятой Троицы. В 1989 году здание старообрядческого Троицкого храма было передано Русской Православной Церкви, и на престоле его был положен антиминс, торжественно перенесенный из молитвенного дома. В том же году в храме был освящен приставной престол в честь Казанской иконы Божией Матери. К началу 1997 года была восстановлена звонница храма, повешены колокола, и на Рождество 1997 года впервые после десятилетий молчания над Балаково зазвучал колокольный звон. В 1999 году в приделе был освящен престол во имя святого благоверного великого князя Александра Невского, но богослужения в приделе начались только с июля 2003 года.

К храму приписаны:
- молитвенный дом в честь Казанской иконы Божией Матери в Балаково,
- часовня в честь Воскресения Господня на кладбище №2 города Балаково
- строящаяся часовня во имя святого благоверного князя Александра Невского на кладбище №3 города Балаково.

В 2007 году в храме велись ремонтные работы. Заменены окна в приделе святого благоверного князя Александра Невского, подвальном помещении храма; полы в Александро-Невском приделе на керамо-гранитную плитку. Очищена часть стен храма от масляной краски, прошпаклевана и оштукатурена. Заменена электропроводка Александро-Невского придела.

http://www.eparhia-saratov.ru/index.php?option=com_content&task=view&id=350&Itemid=150

Комментарии и обсуждение

Добрый день! В описании храма я обнаружила 1 неточность. В строительстве храма принимали участие не только Мальцевы. Так уж принято было, видимо, в советское время, что говорили только о том, кто организовывал строительство. Но деньги на строительство храма выделяли не только Мальцевы и бОльшую часть средств - купцы Расторгуевы, которые тоже в этом списке не единственные, были и другие купцы-староверы, ассигновавшие средства на строительство. Свидетельствуют об этом и архивные документы, записи, которые не так давно были подняты в вольских архивах и даже опубликованы. Считаю не справедливым умалчивание имён людей, внёсших свой вклад в эту сокровищницу культуры России. За более достоверной информацией можно обратиться к действующим представителям староверческой общины в г. Балаково.
8 июля 2014.


Внести изменения в объект

Что нужно изменить:

Пожалуйста, не забывайте указывать источник ваших данных.

Добавить статью или комментарий

Текст статьи

Если Вы не являетесь автором статьи – не забудьте, пожалуйста, указать источник


Пожалуйста, войдите на сайт или зарегистрируйтесь. Анонимно вы можете отправить лишь небольшое уточнение. Добавлять в каталог полноценные статьи могут лишь зарегистрированные авторы.




Добавить фотографию

Только зарегистрированные пользователи могут добавлять фотографии в каталог.