Первое известное упоминание о Трахонееве, а точнее Козодавлеве, как называлось село раньше, найдено в духовной грамоте князя Ивана Юрьевича Патрикеева (1419-1499), составленное не позднее 5 февраля 1499 года: "А сел своих даю сыну своему Василью: ...да ему ж даю у Москвы, на Клязьме, село Козодавле, и с деревнями, со всем тем, как было за мною". Таким образом, на сегодняшний день возраст храма Успения Пресвятой Богородицы уже перевалил за полтысячи лет. Немногие церкви химкинской земли могут гордиться столь почтенным возрастом. После опалы князя Ивана Патрикеева село Козодавлево с окрестностями перешло в царскую казну, а в середине ХVI века было пожаловано боярину Василию Юрьевичу Траханиотову, внуку Юрия Мануиловича Траханиотова, прибывшего в Московию в свите Софии Палеолог, ставшей женой Ивана III. Так Козодавлево, Успенское тож, стало центром подмосковной вотчины Траханиотовых почти на 250 лет. Во время Траханиотовых храм Успения Пресвятой Богородицы оставался деревянным и содержался в основном на средства владельцев вотчины по причине малолюдности и бедности прихода. "За Иваном да за Микифором Васильевичи Троханиотовыми старое отца их вотчина: село Козодавлево на реке Клязьме, а в нем церковь Успение Пречистые Богородицы, древяна, клецки" - таким было первое описание Успенского храма. Термин "древяна клецки" означает, что деревянная церковь была построена клетью - простым прямоугольным срубом из брёвен, так же, как строились жилища простых людей. В 1764-1766 гг. стараниями Николая Ивановича Траханиотова, надворного советника, при селе построили новое здание церкви из соснового бруса, рубленого "в лапу".
В 1797 году село Трахонеево было продано генерал-поручику Петру Сергевичу Свиньину и гвардии штабс-капитану Евграфу Лаврову. Вскоре бывшая вотчина Траханиотовых была разделена между наследниками Свиньина и Лаврова. Свиньиным отошла соседняя деревня Ивакино, а за Лавровыми осталось Козодавлево, которое стало называться Успенское-Трахонеево. Смена владельцев не принесла существенных изменений в жизни храма. Причт по причине бедности вынужден был обращаться за помощью к владельцам имения, вплоть до дров на отопление домов. В соседнем Ивакино в 1835 году Свиньиными была отстроена новая каменная церковь, а по решению Московской духовной консистории храм в Трахонеево должен был остаться кладбищенским. Однако трахонеевский причт воспротивился переселению к новому месту служения. Так ивакинская каменная церковь не стала приходской, а старая деревянная трахонеевская ветшала от года к году. Значительные изменения в жизни храма начались во второй половине ХIХ века, когда земли дворянства стали выкупаться купечеством. Большое старое поместье стало делиться между различными хозяевами. Новые владельцы приобретали от нескольких единиц до сотен десятин. Среди новых скромных владельцев земли при Успенском-Трахонеево была и Евлампия Гавриловна Шмелёва, овдовевшая купчиха, матушка будущего выдающегося русского писателя Ивана Сергеевича Шмелёва. Она приобрела землю примерно в 1893 году и в тёплое время года постоянно проживала в собственном загородном доме. Жизнь на даче в Трахонеево стало для Шмелёва знаковым и, возможно, определившим его дальнейшую писательскую стезю событием. Первый, ещё юношеский рассказ "У мельницы" был навеян пребыванием Ивана Сергеевича именно в Трахонеево-Успенском. 14 июля 1895 года в новом, только что отстроенном каменном храме Успения Пресвятой Богородицы в селе Успенском-Трахонеево Иван Сергеевич, будучи студентом, венчался с Ольгой Александровной Охтерлони.
Возведение каменного здания для храма происходило с мая 1877 года по июль 1892 года. Началу строительства способствовали священник Иоанн Иоаннов Кротков, диакон Иоанн Васильев Белорастов, дьяк Егор Васильев Успенский и церковный староста Василий Афанасьев Малинкин при активном участии купцов 1-й гильдии Константина Викторовича Осипова, местного помещика и банкира, и Николая Александровича Крестовникова, совладельца бумагопрядильной фабрики в соседней деревни Поляны. Помимо них посильную помощь в строительстве нового здания оказали и другие благотворители: купец 2-й гильдии Пётр Николаевич Туманов, купчиха 1-й гильдии Евдокия Филипповна Чижова и статский советник Алексей Семёнович Боголепов. Автором проекта "каменной пристройки" к старому деревянному зданию стал московский архитектор Андрей Николаевич Стратилатов. Кроме этого, он спроектировал приделы: левый во имя Успения Пресвятой Богородицы и правый во имя святителя Николая, а также трапезную. Автором колокольни стал другой московский архитектор - Василий Фёдорович Баранов. За 15 лет возведения каменного здания сменился настоятель храма. Вместо переведённого в 1888 году в Павловский Посад отца Иоанна Кроткова им стал священник Виктор Алексеевич Глаголев, известный своим учительством в церковно-приходских школах округи. Также сменился и церковный староста. Им стал московский мещанин Сергей Васильевич Любочкин, проживавший в соседней деревне. Оба они сделали немало полезных и добрых дел для Успенского храма и прихожан. Отец Виктор Глаголев продолжал заниматься просвещением крестьянских детей. В 1889 году, благодаря его усилиям и финансовой помощи местного помещика К. В. Осипова, при храме была построена и открыта своя собственная церковно-приходская школа на 80 учеников, где отец Виктор продолжил преподавательскую деятельность. Позже отец Виктор Глаголев, оставаясь священником в Трахонеево, стал благочинным 7-го округа Московского уезда, а в 1909 году ушёл из жизни, отдав более 20 лет служению в Успенской церкви на благо прихожан.
После декрета 1918 года об отделении церкви от государства фактическое управление церковным имуществом перешло в руки местных депутатов. Стараниями священника Димитрия Николаевича Саввинского в 1925 году жители села Трахонеево, сельца Воскресёнки и деревень Клязьма, Свистуха, Терехово и Ивакино организовали "Древле-православную" церковную общину и получили право безвозмездного пользования церковным имуществом. В 1927 году отца Димитрия перевели служить в другое место, где и начались недобрые отношения с властью. В 1928 году он был обвинён в антисоветской агитации и незаконном сборе средств среди населения и арестован. Отправлен в ссылку в город Козлов (ныне Мичуринск) Тамбовской губернии. Дальнейшая его судьба неизвестна. Реабилитирован отец Димитрий был в 1993 году. Одним из последних настоятелей Успенской церкви стал Алексий Сергеевич Знаменский. Его служба в Трахонеево была недолгой, всего лишь с 1935 по 1936 год. В 1937 году он был в очередной раз арестован и заключён в коломенскую тюрьму, обвинённый в критике колхозов и в даче денег взаймы прихожанам. В том же году отец Алексий был приговорён тройкой НКВД к десяти годам заключения и отправлен в БамЛаг на строительство Байкало-Амурской железнодорожной магистрали. Вскоре после прибытия в Тайшет он заболел и скончался в лагерной больнице. В 2006 году протоиерей Алексий Знаменский был причислен к Собору новомучеников и исповедников Церкви Русской.
Служение в храме было прекращено в 1938 году, а само здание долгие годы использовалось в качестве литейной мастерской комбината художественных работ города Химки, что нанесло чудовищный вред храму. Старинная деревянная часть храма была утрачена в начале 1970-х гг., разобранная из-за ветхости. В августе 1996 года было принято решение о передаче Успенского храма РПЦ в праздник Успения Пресвятой Богородицы. А 28 августа 1997 года, спустя ровно год после возвращения церкви Московской епархии, прошла первая служба, во время которой вернулись храмовые иконы, сохранённые местными жителями: Успения Пресвятой Богородицы и Иверский образ Пресвятой Богородицы. И вновь мелодично зазвучали колокола, созывая прихожан со всей округи на Богослужения. Нещадная эксплуатация здания не по назначению и почти 60-летнее отсутствие истинного хозяина потребовало чрезвычайных усилий настоятелей и прихожан по восстановлению храма. В течение нескольких лет здание приводилось в порядок, однако реставрационные работы и обустройство территории продолжаются и сейчас.
Из журнала: "Московские Епархиальные ведомости", №4/2019/И. В. Кувырков. Успенский храм в Химках