ГЛАВНАЯ О ПРОЕКТЕ ВХОД РЕГИСТРАЦИЯ

Рюминское. Церковь Тихвинской иконы Божией Матери.


Рюминское. Церковь Тихвинской иконы Божией Матери
Церковь. Действует.  
Престолы:Тихвинской иконы Божией Матери, Космы и Дамиана Римских, Николая Чудотворца
Архитектурный стиль:Классицизм
Год постройки:Между 1806 и 1808.
Адрес:
601630 Владимирская область, Александровский район, с. Рюминское

Координаты: 56.5211, 38.7812
Проезд: северо-восточный выезд из г.Александрова направлением на пос. Балакирево 15 км. В конце посёлка главная улица переходит в промзону, возле ворот с красной вывеской "Газмаш" левый поворот. Асфальтированный проезд на протяжении 4 км плавно переходит в жестокую помесь асфальта с плитами щебнем и гравием ... нажмите чтобы увидеть полное описание проезда северо-восточный выезд из г.Александрова направлением на пос. Балакирево 15 км. В конце посёлка главная улица переходит в промзону, возле ворот с красной вывеской "Газмаш" левый поворот. Асфальтированный проезд на протяжении 4 км плавно переходит в жестокую помесь асфальта с плитами щебнем и гравием. Там, где нет луж, стоит пыль. При расчёте маршрута учитывать возможный простой на сильно нагруженном ж/д переезде (1 км от Александрова, пос. Светлый) и сезонность проезда.



Церковь Тихвинской иконы Божией Матери-Рюминское-Александровский район-Владимирская область
Автор: n241am33
Снято: 16 октября 2010 Добавлено: 27 сентября 2011
Условия использования фотографии нужно согласовать с автором.
Церковь Тихвинской иконы Божией Матери-Рюминское-Александровский район-Владимирская область-n241am33
n241am33
16 октября 2010
Церковь Тихвинской иконы Божией Матери-Рюминское-Александровский район-Владимирская область-Олег Щёлоков
Панорама с востока
Олег Щёлоков
13 мая 2007
Церковь Тихвинской иконы Божией Матери-Рюминское-Александровский район-Владимирская область-Иванов  Дмитрий
Завершение основного объема храма
Иванов Дмитрий
27 июня 2013
Церковь Тихвинской иконы Божией Матери-Рюминское-Александровский район-Владимирская область-Олег Щёлоков
Южная стена основного объёма в интерьере. Отбитая на стенах более тёмным колером филёнка удивительным образом совпадает с линией горизонта открывающейся из окон церкви панорамы окрестностей.
Олег Щёлоков
13 мая 2007
Церковь Тихвинской иконы Божией Матери-Рюминское-Александровский район-Владимирская область-Олег Щёлоков
Полы основного объёма
Олег Щёлоков
13 мая 2007
Церковь Тихвинской иконы Божией Матери-Рюминское-Александровский район-Владимирская область-Олег Щёлоков
Купол ротонды в интерьере. К сожалению из-за отсутствия кровель росписи практически утрачены. С момента каталогизации храма в Своде памятников прошло совсем немного, по историческим меркам времени, - около 20 лет, поэтому остается лишь зрительно сопоставить следующее описание: "В куполе изображена Новозаветная Троица в окружении херувимов, в простенках барабана - фигуры святых в рост в узких гризайльных обрамлениях"...
Олег Щёлоков
13 мая 2007
Сортировка:

Церковь Тихвинской иконы Божией Матери, Вид с северо-запада<br>, Рюминское, Александровский район, Владимирская область
Вид с северо-запада
Иванов Дмитрий
27 июня 2013
Церковь Тихвинской иконы Божией Матери, , Рюминское, Александровский район, Владимирская область
n241am33
16 октября 2010
Церковь Тихвинской иконы Божией Матери, Панорама с востока<br>, Рюминское, Александровский район, Владимирская область
Панорама с востока
Олег Щёлоков
13 мая 2007
Церковь Тихвинской иконы Божией Матери, , Рюминское, Александровский район, Владимирская область
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Каменев Андрон
30 октября 2021
Церковь Тихвинской иконы Божией Матери, , Рюминское, Александровский район, Владимирская область
HARD 777 LINER (Flash rockin' man)
23 августа 2014
Церковь Тихвинской иконы Божией Матери, , Рюминское, Александровский район, Владимирская область
HARD 777 LINER (Flash rockin' man)
23 августа 2014
Церковь Тихвинской иконы Божией Матери, Вид с севера<br>, Рюминское, Александровский район, Владимирская область
Вид с севера
Иванов Дмитрий
27 июня 2013
Церковь Тихвинской иконы Божией Матери, , Рюминское, Александровский район, Владимирская область
n241am33
16 октября 2010
Церковь Тихвинской иконы Божией Матери, Вид с юго-востока<br>, Рюминское, Александровский район, Владимирская область
Вид с юго-востока
Олег Щёлоков
13 мая 2007
Церковь Тихвинской иконы Божией Матери, Вид с востока<br>, Рюминское, Александровский район, Владимирская область
Вид с востока
Олег Щёлоков
13 мая 2007
Церковь Тихвинской иконы Божией Матери, Завершение основного объема храма<br>, Рюминское, Александровский район, Владимирская область
Завершение основного объема храма
Иванов Дмитрий
27 июня 2013
Церковь Тихвинской иконы Божией Матери, Нижний фасад снесенной колокольни<br>, Рюминское, Александровский район, Владимирская область
Нижний фасад снесенной колокольни
Иванов Дмитрий
27 июня 2013
Церковь Тихвинской иконы Божией Матери, Средняя часть храма, вид с юга<br>, Рюминское, Александровский район, Владимирская область
Средняя часть храма, вид с юга
Иванов Дмитрий
27 июня 2013
Церковь Тихвинской иконы Божией Матери, Южный фасад основного объема храма<br>, Рюминское, Александровский район, Владимирская область
Южный фасад основного объема храма
Иванов Дмитрий
27 июня 2013
Церковь Тихвинской иконы Божией Матери, Колонна южного фасада храма<br>, Рюминское, Александровский район, Владимирская область
Колонна южного фасада храма
Иванов Дмитрий
27 июня 2013
Церковь Тихвинской иконы Божией Матери, Средняя часть храма, вид с севера<br>, Рюминское, Александровский район, Владимирская область
Средняя часть храма, вид с севера
Иванов Дмитрий
27 июня 2013
Церковь Тихвинской иконы Божией Матери, Контрфорс южного фасада<br>, Рюминское, Александровский район, Владимирская область
Контрфорс южного фасада
Иванов Дмитрий
27 июня 2013
Церковь Тихвинской иконы Божией Матери, Апсида, вид с севера<br>, Рюминское, Александровский район, Владимирская область
Апсида, вид с севера
Иванов Дмитрий
27 июня 2013
Церковь Тихвинской иконы Божией Матери, Апсида с "линией волны" в плане, дань барокко<br>, Рюминское, Александровский район, Владимирская область
Апсида с "линией волны" в плане, дань барокко
Олег Щёлоков
13 мая 2007
Церковь Тихвинской иконы Божией Матери, Основание луковицы центральной главы с интересной обработкой картин кровли мягкой выколоткой<br>, Рюминское, Александровский район, Владимирская область
Основание луковицы центральной главы с интересной обработкой картин кровли мягкой выколоткой
Олег Щёлоков
13 мая 2007
Церковь Тихвинской иконы Божией Матери, Апсида, вид с юга<br>, Рюминское, Александровский район, Владимирская область
Апсида, вид с юга
Олег Щёлоков
13 мая 2007
Церковь Тихвинской иконы Божией Матери, Южная стена основного объёма в интерьере. Отбитая на стенах более тёмным колером филёнка удивительным образом совпадает с линией горизонта открывающейся из окон церкви панорамы окрестностей.<br>, Рюминское, Александровский район, Владимирская область
Южная стена основного объёма в интерьере. Отбитая на стенах более тёмным колером филёнка удивительным образом совпадает с линией горизонта открывающейся из окон церкви панорамы окрестностей.
Олег Щёлоков
13 мая 2007
Церковь Тихвинской иконы Божией Матери, Интерьер колокольни, оформление западного входа в храм<br>, Рюминское, Александровский район, Владимирская область
Интерьер колокольни, оформление западного входа в храм
Олег Щёлоков
13 мая 2007
Церковь Тихвинской иконы Божией Матери, Винтовая лестница на площадку звона колокольни<br>, Рюминское, Александровский район, Владимирская область
Винтовая лестница на площадку звона колокольни
Олег Щёлоков
13 мая 2007
Церковь Тихвинской иконы Божией Матери, Полы основного объёма<br>, Рюминское, Александровский район, Владимирская область
Полы основного объёма
Олег Щёлоков
13 мая 2007
Церковь Тихвинской иконы Божией Матери, Интерьер церкви, вид на широко раскрытую порталом алтарную часть<br>, Рюминское, Александровский район, Владимирская область
Интерьер церкви, вид на широко раскрытую порталом алтарную часть
Олег Щёлоков
13 мая 2007
Церковь Тихвинской иконы Божией Матери, Северная стена апсиды в интерьере<br>, Рюминское, Александровский район, Владимирская область
Северная стена апсиды в интерьере
Олег Щёлоков
13 мая 2007
Церковь Тихвинской иконы Божией Матери, Интерьер церкви, вид на запад<br>, Рюминское, Александровский район, Владимирская область
Интерьер церкви, вид на запад
Олег Щёлоков
13 мая 2007
Церковь Тихвинской иконы Божией Матери, Паруса основания ротонды в интерьере. За счет времянки-перекрытия, разделившего когда-то основной объём, живопись на высоте от четырех метров и выше вполне сохранилась<br>, Рюминское, Александровский район, Владимирская область
Паруса основания ротонды в интерьере. За счет времянки-перекрытия, разделившего когда-то основной объём, живопись на высоте от четырех метров и выше вполне сохранилась
Олег Щёлоков
13 мая 2007
Церковь Тихвинской иконы Божией Матери, Фрагмент орнаментальной росписи арки западного входного портала в основной объём церкви<br>, Рюминское, Александровский район, Владимирская область
Фрагмент орнаментальной росписи арки западного входного портала в основной объём церкви
Олег Щёлоков
13 мая 2007
Церковь Тихвинской иконы Божией Матери, Купол ротонды в интерьере. К сожалению из-за отсутствия кровель росписи практически утрачены. С момента каталогизации храма в Своде памятников прошло совсем немного, по историческим меркам времени, - около 20 лет, поэтому остается лишь зрительно сопоставить следующее описание: "В куполе изображена Новозаветная Троица в окружении херувимов, в простенках барабана - фигуры святых в рост в узких гризайльных обрамлениях"...<br>, Рюминское, Александровский район, Владимирская область
Купол ротонды в интерьере. К сожалению из-за отсутствия кровель росписи практически утрачены. С момента каталогизации храма в Своде памятников прошло совсем немного, по историческим меркам времени, - около 20 лет, поэтому остается лишь зрительно сопоставить следующее описание: "В куполе изображена Новозаветная Троица в окружении херувимов, в простенках барабана - фигуры святых в рост в узких гризайльных обрамлениях"...
Олег Щёлоков
13 мая 2007
Церковь Тихвинской иконы Божией Матери,  50-ые годы прошлого столетия. Колокольня еще на своем месте.<br>, Рюминское, Александровский район, Владимирская область
50-ые годы прошлого столетия. Колокольня еще на своем месте.
kanter44
??
Церковь Тихвинской иконы Божией Матери, Вид на паперть (50-тые годы прошлого века).<br>, Рюминское, Александровский район, Владимирская область
Вид на паперть (50-тые годы прошлого века).
n241am33
??



Карта и ближайшие объекты


Приблизить
Отдалить
Развернуть



Статьи


Олег Щёлоков
 
Олег Щёлоков  17 мая 2007

ЦЕРКОВЬ ТИХВИНСКАЯ, нач. 19 в.

Живописно расположена на высоком берегу р. Сера, в центре древнего, известного еще с XV в. села. Первоначально дворцовое, оно с кон. XVII в. сменило ряд владельцев, среди которых были Ф.П. Салтыков и князь-кесарь И.Ф. Ромодановский. С сер. XVIII в. село принадлежало помещикам Шубиным, и на средства этой семьи вместо деревянной в 1806-08 гг. построена существующая церковь. Кирпичные стены оштукатурены и окрашены. Разрушены верхние ярусы колокольни и частично портики храма, утрачено перекрытие трапезной. Хороший пример сельского храма типа ротонда на четверике в формах зрелого классицизма. 

На высоком четверике поставлена немного меньшая в поперечнике стройная световая ротонда. Плавно вогнутыми участками стен четверик соединяется с полукружием чуть пониженной и суженной апсиды; с запада к нему примыкает еще более низкая, но расширенная трапезная. Нижний ярус колокольни связан с последней промежуточным притвором. Южный и северный фасады четверика, где расположены боковые входы, оформлены четырехколонными тосканскими портиками (их фронтоны и внутренние колонны к настоящему времени утрачены). Верхняя часть стен четверика над скатами фронтонов покрыта частым рустом вперебежку. Основу убранства трапезной, апсиды и ротонды составляют расположенные в мерном ритме пилястры в простенках и на углах, поддерживающие широкий гладкий фриз скромно профилированного антаблемента; капители пилястр в виде прямоугольной накладки украшены розеткой. Пилястры и фриз образуют на фасадах членения наподобие крупных прямоугольных филенок. В нижних объемах храма в филенках вписаны накладные арки с подчеркнутыми замковыми камнями и отрезками импостов, проемы здесь прямоугольные. В нишах ротонды - арочные окна с замковыми камнями и подоконными филенками. Фасады первого яруса колокольни помимо пилястр обработаны лопатками на углах.

Основное пространство храма раскрыто аркой в алтарную часть и объединено арочным проемом с трапезной. Барабан ротонды опирается на паруса и подпружные арки, перекинутые между сдвоенными пилонами, усиливающими углы. Апсида перекрыта конхой. Вход на колокольню - по винтовой лестнице из перехода между колокольней и трапезной. В храме сохранилась масляная живопись кон. XIXв. В куполе изображена Новозаветная Троица в окружении херувимов, в простенках барабана - фигуры святых в рост в узких гризайльных обрамлениях. Под лепным карнизом, отделяющим барабан от четверика, в парусах среди вязи гризайльного орнамента написаны евангелисты. На западной стене четверика помещены евангельские сюжеты. Проемы окон и проходов - в лепных обрамлениях. 

По материалам Свода памятников архитектуры и монументального искусства России / Гос. ин-т искусствознания М-ва культуры РФ. – М.: Наука, 1998. Владимирская область: в 6 ч. Ч.1 / Отв. Ред. Вл.В. Седов. – 2004. (С.679-680) 

 Церковь практически не имеет прихода и фактически недействующая. Последняя служба состоялась в 2006 г. (год назад от момента фотосъёмки).


Галина КлимочкинаАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)  22 января 2016

Село Рюминское находится в 105 верстах от губернского города и в 15 от уездного. Село Рюминское вел. князем Василием Васильевичем в 1460 г. завещано было княгине Марье Ярославне, с того времени и почти до конца XVII ст. Рюминское и было в числе государевых дворцовых сел. Известно, что царь Федор Алексеевич во время своего богомольного похода в Переславль Залесский в 1676 г. проходил через Рюминское и ночевал здесь.

В 1688 г. цари Петр и Иоанн Алексеевичи пожаловали Рюминское своему ближнему боярину, ставшему тестем царя Иоанна, Федору Петровичу Салтыкову со всеми угодьями с правом продать ее, заложить и в приданое дать, только не отдавать ее в монастырь по душе; в случае неимения никаких прямых наследников пожалованная вотчина отписывается опять на государя.

От Салтыковых Рюминское перешло во владение князя Ив. Фед. Ромодановского, который получил его в приданое за женой своей Настасьей Салтыковой. В 1722 г. Рюминское поступило в приданое дочери князя Ромодановского Екатерине, которая была выдана замуж за графа Головкина, но в 1742 г. Головкин был сослан в Сибирь и его приданная вотчина была отобрана в казну. В следующем году эта вотчина пожалована императрицей Елизаветой Петровной генерал-майору Алексею Шубину и роду этих помещиков Рюминская вотчина принадлежала до упразднения крепостного права в 1861 г.

В патриарших окладных книгах под 1628 г. в селе Рюминском значится «церковь св. чудотв. Козмы и Дамиана», подобными записями церковь отмечена в 1641 г., 1642 г., 1654 г., 1622 г., 1712 и 1746 гг., что свидетельствует о непрерывном существовании церкви в Рюминском, но были ли какие-нибудь перестройки ее, сведений о том не сохранилось.

В 1754 г. церковь сгорела и вместо нее построена новая, приобретенная из упраздненного Симеоновского монастыря, которая и была освящена в 1777 г. в то же наименование. Храмозданная грамота дана преосвящ. Антонием, епископом Переславским, 25 февраля 1775 г.

В 1806 г. местные помещики Шубины решили построить каменный храм, который и был освящен в 1808 г., тогда же построена и каменная колокольня. Крест на нем вверху имеет корону, а внизу полумесяц. Престолов в нем три: в холодной – в честь Тихвинской иконы Божией Матери, в приделах теплых – во имя св. бессреб. Козьмы и Дамиана и св. Николая чудотворца.

Утварью, ризницей, св. иконами и богослужебными книгами церковь снабжена достаточно. Из св. икон замечательны: икона Тихвинской Божией Матери в серебряной вызолоченной ризе, древнего письма, приложена она храмоздателем Шубиным: икона эта особенно чтима в приходе; икона Казанской Божией Матери в серебряной ризе, древнего письма и икона св. бессреб. Козьмы и Дамиана в житии, древнего письма.

Церковные документы хранятся в целости: копии метрических книг с 1798 г., исповедные росписи с 1820 г. Причта по штату положено: священник и псаломщик. На содержание его получается: проценты с причтового капитала 50 руб., доходы от служб и требоисправлений до 500 руб., хлебного сбора до 100 руб., от земли пахотной и сенокосной до 100 руб. – всего около 750 руб. в год. Дом у священника церковный, у псаломщика собственный, на церковной земле.

Земли при церкви: усадебной 1200 кв. саж., пахотной 20 дес. и сенокосной 8 дес., кустарника около 7 дес., вырубки 28 дес. План и межевая книга на эту землю имеется. Приход состоит из села Рюминского, сельца Горьева и деревень: Копылихи, Свинкина, Мазолова, Калинина и Зубцова, в коих по клировым ведомостям числится 522 души муж. пола и 578 жен. В селе Рюминском имеется церковно-приходская школа.

В.Г. Добронравов, В.Д. Березин «Историко-статистическое описание церквей и приходов Владимирской епархии» выпуск 2. Губ. гор. Владимир, Типо-Литография В.А. Паркова, 1895 г.


Алексей Кротов
 
Алексей Кротов  30 декабря 2020

Свято-Тихвинский храм, что возвышается на пригорке в селе Рюминское, которое привольно раскинулось в 5 километрах от города Балакирево, был выстроен в начале ХIХ века. Но, как свидетельствуют документы, деревянная церковь располагавшаяся в этом селении известна аж с ХV столетия. В Патриарших окладных книгах за 1628 год записано: "церковь святых чудотворцов Козмы и Дамиана в селе Рюминском дани десять алтын с полушкою, по наказу гривна". Подобные записи о церкви были также за 1641, 1642, 1654, 1692, 1712 и 1746 года. В 1774 году деревянная церковь сгорела. В 1775 году духовными властями было дано разрешение на приобретении, перевозке и установки новой деревянной церкви в селе Рюминском, в вотчине генерал-майора Алексея Шубина, из упразднённого Симеоновского монастыря. Храмозданная грамота дана была преосвященным Антонием, епископом Переславским, 25 февраля 1775 года. К 1777 году была собрана и освящена новая деревянная церковь, а колокольня к 1781 году была построена только наполовину. К началу 1781 года также был не доделан иконостас церкви. Переславский епископ распорядился "верхний ярус иконостаса докончить, а без того священнослужения не дозволять".

В церкви бережно хранился антиминс на жёлтом атласе, освящённый 10 марта 1772 года Переславским епископом Геннадием. Богослужебные сосуды были серебряными, а потир даже внутри был вызолочен. Напрестольное евангелие обложено зелёным бархатом, евангелисты по углам которого были выполнены в серебряном исполнении. Много, правда, утвари сгорело в пожаре 1774 года, что-то было вынесено из огня благочестивыми прихожанами. В 1806 году на средства братьев Василия и Ивана Петровичей Шубиных в Рюминском начинается строительство нового, но уже каменного храма с колокольней. Сей храм был освящён в 1808 году в честь Тихвинской иконы Божией Матери протоиереем Владимирского кафедрального собора Иоанном (Певницким). В тёплых приделах были позже устроены и освящены ещё два придела - во имя бессребренников Козьмы и Дамиана и во имя святителя Николая Чудотворца благочинным Александровского Успенского женского монастыря священником Петром Васильевичем Лихаревым. Пол в церкви сначала был деревянным, а в 1839 году его выстлали из белой плитки-лещади. К колокольне с южной стороны была пристроена каменная сторожка. На самой же колокольне звонили в четыре колокола: два старинных, весом в 87 пудов и 26 пудов, и два вновь отлитых в 1857 и 1858 годах весом 141 и 50 пудов.

В Рюминской церкви находились чтимые иконы: 1) Тихвинской Божией Матери в серебряной вызолоченной ризе весом 20 фунтов (копия снята в 1753 году и подарена храмоздателем В. И. Шубиным, 2) Казанской Божией Матери в серебряной ризе с надписью: "Сей образ пожертвован при бракосочетании Н. А. Коровкина с Елизаветой Дмитриевной Шубиной", 3) Святых бессребренников Космы и Дамиана в житии древнего письма, из прежней деревянной церкви. В 1843 году храм был оштукатурен, а стены расписаны, в 1870 году роспись поновлена на пожертвование мещанина из Сергиева Посада, уроженца села Рюминского Алексея Яковлевича Бочёнкова. В 1871 году на его пожертвование сделаны новые иконостасы, в 1872 году ему было преподано благословение Священного Синода с грамотой на пожертвование в церковь села Рюминского плащаницы стоимостью 120 рублей, семисвечника в 80 рублей и 2 тысячи рублей деньгами. Причта по штату полагалось - священник и псаломщик. На их содержание было: процентов с причтового капитала 50 рублей; от земли пахотной и сенокосной до 100 рублей; от хлебных сборов до 100 рублей; от служб и требоисправлений до 500 рублей, а всего до 750 рублей в год (конец ХIХ века). Дом у священника был церковный, у псаломщика собственный на церковной земле. С приходом новой власти после Октябрьской революции, храм был обложен большими налогами, а весной 1922 года в нём было произведено изъятие особо ценных церковных ценностей в рамках кампании под лозунгом "В помощь голодающим Поволжья".

В 1938 году с арестом священнослужителя богослужения в храме прекратилось, но церковная община какое-то время продолжала выплачивать налог за церковное строение. В 1940 году верующие собрали подписи с просьбой во ВЦИК открыть храм "как очаг культуры для верующих, а особенно для престарелых". В связи с этим местные власти подготовили ответное ходатайство в государственный орган власти о закрытии Тихвинского храма на основании решений общественных собраний граждан селений Рюминское и Балакирево, членов колхоза "Красное Заречье" и колхоза им. Сталина, а также Александровского райисполкома. 16 мая 1940 года исполкомом Ивановского облсовета за №921 было принято решение: "Религиозная община, пользовавшаяся этой церковью, распалась, церковь в связи с этим для культовых целей в течение ряда лет не используется и находится в бесхозном состоянии; в связи с чем договор с религиозной общиной на пользование указанной церковью рассторгнуть, церковь эту, как молитвенное здание, ликвидировать и передать Александровскому райсовету для использования под культурно-просветительские цели. Предлагалось использовать здание помещения для использования динамомашины, которую к сентябрю того же года устроил сын священника В. В. Прозоров, учившийся в Московском институте механизации и электрификации сельского хозяйства. На самом деле, здание бывшего храма использовалось под кинотеатр, затем под зерносклад колхоза им. ХХI съезда, в качестве избирательного пункта, позже здесь расположился сельский клуб. В 1950-е годы был разобран ветхий портал северного входа, а также верхние ярусы колокольни, утрачена глава. В 1980-х гг. клуб закрыли и здание храма постепенно стали разбирать местные жители на кирпичи.

9 июля 1993 года в полуразрушенной церкви Тихвинской иконы Божией Матери благочинный Александровского церковного округа протоиерей Борис Толкачёв совершил первый молебен. Прихожане очистили храм Божий, от настенных надписей, от мусора, битого кирпича и других предметов присутствия человека, не относящихся к этому сакральному месту. Полноценные восстановительные работы в храме начались с весны 2007 года. Была возвращена и Тихвинская икона Божией Матери, обнаруженная одной семьёй на чердаке своего дома. 25 декабря 2007 года в храме отслужили молебен на освящение купольного креста. Сейчас во всём храме вставлены окна, установлена вновь главка с крестом, здание церкви покрыто новой кровлей, стены оштукатурены и выкрашены в бело-оранжевый колер, ведутся внутренние работы. 9 июля 2014 года, в праздник Тихвинской иконы Божией Матери, была совершена первая Божественная литургия, которую провёл настоятель храма в селе Рюминское, протоиерей Иоанн Девликамов.

С сайта: www.alexandrov-obitel.ru/История Александровской земли/Церкви/Рюминское


Максим Кораблин  1 ноября 2022

Село Рюминское было завещано великим князем Василием Васильевичем Тёмным (1415-1462) жене, княгине Марье (дочери Ярослава Владимировича, удельного князя малоярославецкого), с которой он состоял в браке с 1433 г. У них родились Юрий, Иван (будущий Иоанн III), Юрий Младший, Андрей Большой Горяй, Семён, Борис, Андрей Меньшой, Анна. В 1485 г. Марья Ярославна умерла. Почти до конца XVII в. Рюминское оставалось в числе государевых дворцовых вотчин. В документах оно уже в середине XV в. называется селом, значит, в нём была церковь.

В патриарших окладных книгах под 1628 г. записано: «Церковь святых чудотворцов Козмы и Дамиана в селе Рюминском… дани десять алтын с полушкою, по наказу гривна». Подобными записями церковь отмечена в 1641, 1642, 1654, 1692, 1712 и 1746 гг., что свидетельствует о её непрерывном существовании. По писцовым же книгам 1674-1678 гг.,в Рюминском с деревнями значатся 114 дворов крестьянских, 2 бобыльских, 41 пустых, земли 1416 чети на поле, сена 3479 копен, лесу повёрстного на версту в длину и ширину. В 1676 г. царь Феодор Алексеевич во время своего богомольного похода в Переславль-Залесский ночевал в Рюминском. В книге Сытного двора около того же времени записано, что в селе на пустоши Горьево построены винокурня и мельница на р. Серой. В 1679 г. они отданы Успенскому монастырю Александровской Слободы. В 1688 г. цари Пётр и Иоанн Алексеевичи пожаловали Рюминское своему ближнему боярину, ставшему тестем царя Иоанна, Фёдору Петровичу Салтыкову «с деревнями, со крестьяны и с пустошьми, с пашнею, с сенные покосы и со всеми угодьями», «в род неподвижно» с правом продать, заложить и назначить в приданое, только не отдавать в монастырь по душе, в случае же отсутствия прямых наследников вотчина будет отписана на государя.

Фёдор Петрович Салтыков, сын доверенного лица царя Алексея Михайловича боярина Петра Михайловича Салтыкова (ум. 1690), руководившего судом над патриархом Никоном, был комнатным стольником. Во всех источниках, описывавших время стрелецкого бунта 1682 г., сообщалось, что Фёдор Петрович Салтыков был убит стрельцами. Летописец (1619-1691 гг.) сообщает о событиях 15 мая 1682 г. в Кремле: «…стольника Федора Петровича стрелец прободе копием, и свергоша с Верху от Спаса к большому Успенскому собору…на копия же, не зная, чаяли — Нарышкин, а сказати сам про себя не успел, что Салтыков, исторопился; и извлечен за град на площадь, и положа на полсти, принесли по отцу в дом, глаголюще, яко не зная убиша, чаяли — Нарышкин».

«Божья воля!» — сказал сказал умудренный годами старый боярин, и велел угостить пришедших. Значение слова «убить» в современном русском языке сузилось, об этом свидетельствует слово «убиться» — имеющее значение -сильно ушибиться. В XVII в. «убить» — не обязательно «до смерти», так было и с Фёдором Петровичем. Он был изранен и потерял сознание, но выжил, и в 1683 г. был пожалован в бояре. На его дочери Прасковьи женили среднего сына царя Алексея Михайловича, Иоанна Алексеевича. Другая дочь, Федора Петровича, Настасья Фёдоровна Салтыкова, вышла замуж за Ивана Фёдоровича Ромодановского (ум. 1730), который и получил с. Рюминское за женой в приданое.

Князь Иван Федорович унаследовал от отца, Фёдора Юрьевича Ромодановского звание князя-кесаря (во время отлучек царя Петра из Москвы, в походы ли, в Великое посольство за границу, в поездки ли по стране, боярин Федор Юрьевич Ромодановский становился наместником, правителем России, официально нося титул «кесарского величества»). По смерти Фёдора Юрьевича, Пётр I обратился к его сыну с письмом: «Как словесно вашему величеству били челом, так и письменно доносили, дабы благоволили дела приказу Преображенского принять так, как блаженной памяти отец ваш управлял». Иван Фёдорович был прямодушным, кротким и добрым, придерживался старинного образа жизни, очень любил охоту, имел прекрасно обученных ястребов и кречетов. Он смягчил нрав своего ведомства, применял пытки только в крайних случаях.

В 1718 г. царь Пётр устроил князю-кесарю Ромодановскому торжественный въезд в Петербург по правилам приёма иноземной царствующей особы «первого градуса». Царь встретил князя Ивана с пышной свитой за городом, посадил его в карету на одну сторону, сам, с генерал-поручиком И.И. Бутурлиным, сел на места напротив. При въезде в Петербург, в честь высокого гостя был произведен артиллерийский салют, а когда Ромодановский вошел в царский дворец, то его встретила царица Екатерина Алексеевна, поклонилась в пояс, поднесла ему золотую рюмку с водкой. Ромодановский подолгу жил в Петербурге, принимал у себя царя или на правах старого друга и выдающегося вельможи, положение которого было совершенно исключительным, запросто, без предупреждения и просьбы об аудиенции, навещал царя. По подписании Ништадтского мира, положившего конец Великой Северной войне, длившейся более 20 лет, царь Пётр, после благодарственного молебна в Троицком соборе в Петербурге, прежде всего отправился к князю-кесарю и доложил ему о заключении мира. В то время как Ромодановский проживал в Петербурге, Москвой управлял вице-губернатор Иван Лукич Воейков, он не имел таких полномочий, какие были у князя Ивана Фёдоровича, и Москва постепенно приходила в упадок, о чём Воейков не раз докладывал в Сенат.

Наивысшим взлётом служебной деятельности князя Ивана Фёдоровича была коронация в Москве императрицы Екатерины Алексеевны в 1724 г. В ноябре 1723 г. вышел манифест о коронации императрицы Екатерины Алексеевны. Коронация могла состояться только в Успенском соборе Московского Кремля. С весны 1724 г. Москву начали приводить в порядок. Уже в феврале Двор начал съезжаться в Москву. Коронация состоялась 7 мая. Царь Пётр сам возложил корону на голову Екатерины. Екатерина стояла пред Петром на коленях. Она плакала и пыталась обнять его колени. Он поднял её, улыбаясь, и подал ей эмблему царского достоинства — державу, но символ власти — скипетр -оставил у себя. Французский посол отметил, что над Екатериной, против обыкновения, был совершен обряд помазания, так что этим она признана правительницей и государыней после смерти государя, своего супруга. Начались многодневные пиры, гуляния и ассамблеи, всё это сильно утомляло князя Ивана Фёдоровича. Он управлял Москвой до коронации императрицы в 1724 г., и после окончания празднеств, попросился в отставку, чувствуя, что служба становится ему тяжела.

После кончины императора Петра, когда на престол взошла императрица Екатерина I, князь Иван Фёдорович перестал называться князем-кесарем, но вскоре ему был пожалован высший гражданский чин действительного тайного советника. Летом 1725 г. Иван Фёдорович вернулся в Москву, чтобы управлять Преображенским приказом. Князь подчинялся только императрице и был недосягаем и президентами коллегий и Сенатом. Только Верховный Тайный Совет добился от Ромодановского предоставления кратких выписок о наиболее важных делах, в 1726 г. князь Иван Ромодановский был награждён высшим орденом Российской империи — Святого апостола Андрея Первозванного. В 1727 г. император Пётр II снова назначил его генерал-губернатором Москвы. Летом 1727 г. в Московский Новодевичий монастырь была переведена монахиня Елена, бывшая жена Петра I, бабушка царствовавшего тогда императора Петра II. В начале 1728 г. в Москву переехал императорский двор для коронации нового императора, который совершил торжественный въезд в объявленную единственной столицей Москву 4 февраля. Князь Иван приводил москвичей к присяге императору Петру II. В 1729 г. при полном изнеможении сил Иван Фёдорович попросил отставки. С его смертью прекратился род князей Ромодановских.

Единственная дочь князя Ивана Фёдоровича Ромодановского, Екатерина Ивановна (1702-1791), вышла замуж в 1722 г. за графа Михаила Гавриловича Головкина (1699-1754). Село было частью её приданого. Головкин — в 1722 г. посол в Берлине, при императрице Анне — сенатор, в 1741 г. при правительнице Анне Леопольдовне произведён в вице-канцлеры, ему были поручены внутренние дела государства. Он советовал правительнице объявить себя императрицей. После переворота, устроенного цесаревной Елисаветой Петровной, его приговорили к смерти, но казнь была заменена вечной ссылкой в Сибирь с конфискацией имущества. В 1741 г. жена сопровождала его на Колыму. Императрица Елисавета прислала сказать, что Екатерина Ивановна непричастна к преступлению мужа, сохраняет звание статс-дамы и всё своё имущество, но ответом было: «На что мне почести и богатства, когда не могу разделять их с другом моим? Я любила мужа в счастии, люблю и в несчастии и одной милости прошу, чтобы с ним быть неразлучно». Проведя 15 лет в Среднеколымске, Екатерина Ивановна после смерти мужа привезла его тело, залитое в гробу мёдом, через всю страну, чтобы похоронить на родине, в Москве.

В 1743 г. село пожаловано генерал-майору Алексею Яковлевичу Шубину (1707-1766). Сын бедного владимирского помещика из окрестностей Александрова, он начал службу в 1721 г. солдатом Семёновского лейб-гвардии полка, произведён в прапорщики. Красивая наружность, предприимчивость и ловкость сделали его первым любимцем цесаревны Елисаветы Петровны. Вскоре, по приказанию императрицы Анны Иоанновны, Шубин был арестован и отправлен на Камчатку, где насильно обвенчан с камчадалкой. Вступив на престол, императрица Елисавета вспомнила о Шубине. После долгих поисков его в 1743 г. привезли в Петербург и за «невинное терпение» произвели из прапорщиков прямо в генерал-майоры Семёновского полка, наградили орденом Святого Александра Невского и пожаловали богатые поместья, куда он и удалился в следующем году, уволившись от службы. После него село перешло к сыну, капитану Ивану Алексеевичу Шубину. Роду этих помещиков рюминская вотчина принадлежала до упразднения крепостного права в 1861 г.

Церковь в 1754 г. сгорела, вместо нее поставили другую, приобретённую и собранную на новом месте на средства капитана лейб-гвардии Семёновского полка Ивана Алексеевича Шубина. Она была перевезена из упразднённого Симеоновского монастыря и освящена в 1777 г. в то же наименование (Святых бессребреников Козьмы и Дамиана). Храмозданная грамота дана преосвященным Антонием, епископом Переславским, 25 февраля 1775 г.

В 1806 г. надворный советник Василий Иванович и гвардии прапорщик Пётр Иванович Шубины решили построить каменный храм, который и был освящен в 1808 г., тогда же возведена каменная колокольня. Престолов в храме было три: в холодной части в честь Тихвинской иконы Божией Матери, в приделах — Бессребреников Козьмы и Дамиана и Святителя Николая Чудотворца. В 1843 г. храм оштукатурен и стены расписаны, в 1870 г. роспись поновлена на пожертвование мещанина Сергиева Посада, уроженца с. Рюминского Алексея Яковлевича Боченкова. В 1871 г. на его же пожертвование сделаны новые иконостасы.

Причта по штату полагалось — священник и псаломщик. На их содержание было: процентов с причтового капитала 50 руб.; от земли пахотной и сенокосной до 100 руб.; от хлебных сборов до 100 руб., от служб и требоисправлений до 500 руб., а всего до 750 руб. в год (конец XIX в.). Дом у священника был церковный, у псаломщика собственный на церковной земле.

С 1869 г. при храме служил священник Феодор Загорский, он окончил семинарию со званием студента (т.е. в числе полутора десятка лучших учеников), награждён скуфьёй, был членом благочиннического совета. Им в 1870 г. открыта в собственном доме церковноприходская школа. В 1875 г. за неимением подходящего помещения она закрыта, но в 1884 г. вновь открыта в церковной сторожке. В 1885 г. в школе обучались 18 мальчиков и девочка. В 1900 г. протоиерей Феодор Загорский назначен, после кончины протоиерея Иакова Елпатьевского, настоятелем храма с. Орехово (ныне г. Орехово-Зуево). Его сын Николай Фёдорович Загорский (1886-1938) не пошёл по стопам отца, стал адвокатом, членом Московской областной коллегии защитников. Он родился в с. Рюминское (ныне Александровского района Владимирской области), проживал в Орехово-Зуеве по адресу: Сенная площадь д. 3, расстрелян в 1938 г. по обвинению в руководстве группой меньшевиков Орехово-Зуевского района и контрреволюционной агитации. Он был мужем учительницы биологии Н.Е. Загорской.

Дочь управляющего имением Мария Никитична Амбарова (р. 1868) до 1907 г. занималась сельским хозяйством вместе с отцом, по 1919 г. была монашкой в Переславле, затем проживала в с. Рюминском с братом, впоследствии раскулаченным. Амбарова помогала церкви, община верующих избрала её старостой. Арестована 28 января 1932 г. Обвинялась «в антисоветской агитации и распространении контрреволюционных слухов». «Тройкой» при ПП ОГПУ по Ивановской области лишена права проживания в ряде областей России и выслана на 3 года.

С 1934 по 1944 г. в храме с. Рюминское служил священник Вонифатий Иванович Соколов (1879-1970). Он окончил семинарию и, в 1905 г., Санкт-Петербургскую Духовную академию. Преподавал в Екатеринославской Духовной семинарии. Женился, был рукоположен во священника. Его супруга, Вера Георгиевна (1885-1950), сопровождала его при переводах с прихода на приход. С 1918 по 1934 г. о. Вонифатий Соколов служил в г. Козлове, потом в с. Рюминское Ивановской области. С 1944 г. — в Москве, до 1958 г. — в церкви Иоанна Воина, с 1958 по 1961 г. — был настоятелем Петропавловской церкви в Лефортово. В 1961 г. вышел за штат.

Храм в с. Рюминском в 1950-е гг. закрыт и разорён, разрушена колокольня. В храме фрагментарно сохранилась роспись.

В наше время храм возвращен верующим и восстанавливается.

В приходе с. Рюминского, сельце Горьеве, была великолепная усадьба, построенная А.Я. Шубиным, с обширными хоромами и чудным тенистым парком.

Источник: https://al-eparhiya.ru/churchs/aleksandrovskoe-blagochinie/rumenskoe/



Комментарии и обсуждение


Храм Тихвинской иконы Божией Матери с. Рюминское в настоящее время является приписным к Храму Рождества Пресвятой Богородицы п. Балакирево. Молебны по праздничным дням. Ведётся восстановление храма. Настоятель прихода - протоиерей Иоанн Девликамов.
21 декабря 2009.

Согласно предоставленным в 1962 г. Владимирским облисполкомом в Совет по делам Русской православной церкви при Совете министров СССР сведениям, по данным на 1 января 1961 г. церковь использовалась под склад [ГАРФ. Ф. Р-6991. Оп. 2. Д. 330. Л. 126].

3 апреля 2013, Андрей Ершов.