Строительство кирпичной Смоленской церкви в селе Ново-Горбово (Горбово, Горбово-Масальское) - вотчине секунд-майора князя И. М. Кольцова-Масальского, началось по храмозданной грамоте 1758 года. В 1763 году основной объём здания - двухэтажный храм и трапезная были в основном закончены, а нижняя церковь - мученицы Евдокии - освящена. Верхняя же летняя церковь Одигитрии Смоленской ещё не была освящена даже в 1796 году. После освящения нижней церкви здание, видимо, достраивалось ещё в течение нескольких лет. С севера и юга были возведены одноэтажные сводчатые галереи-паперти, а с запада - примыкающая к ним колокольня.
Сохранившиеся архивные документы ничего не говорят о строительстве этих объёмов. Известно лишь, что в 1763 году колокольни при церкви ещё не было и колокола висели на столбах. О более поздним происхождении папертей свидетельствуют хорошо читающиеся в натуре швы от их примыкания к основным объёмам. Очевидно, при строительстве папертей колокольня была объединена с трапезной в обоих ярусах небольшим притвором. В интерьере, на восточной стене первого яруса колокольни сохранились следы срубленного при этом фасадного декора. Несколько позднее над папертями появился второй, деревянный ярус, который перестроили в кирпиче в 1882-1884 годах. Открытая аркада первого яруса в это время была частично заложена и её проёмы превращены в окна. В боковых стенах храма и трапезной прорубили широкие арочные проходы, объединив внутреннее пространство церкви с галереями. В эти же годы по сторонам колокольни были возведены крытые лестницы, ведущие на второй ярус галерей.
Смоленская церковь расположена в стороне от села, на крутом холме, господствующем над широкой поймой реки. Двухэтажное кирпичное, оштукатуренное, на белокаменном цоколе здание выстроено в стиле барокко. Храм, апсида и трапезная сложены из кирпича размером 26 (27) х 12 (12,5)х8 (7,5) см, колокольня - 24 (25)х11,5 (12)х7 (7,5) см, галереи 1-го яруса - 27 (25)х13х7,5 (8) см. Система кладки верстовая. Раствор известковый. Развитая продольно-осевая композиция, основанная на идентичных поэтажных планах, складывается из бесстолпного четверика храма, развитой апсиды, небольшой квадратной бесстолпной трапезной с небольшим притвором и массивной двухъярусной, трёхэтажной столпообразной колокольни. С севера и юга к церкви примыкают двухэтажные паперти, почти полностью скрывшие боковые фасады здания. Нижняя паперть, бывшая некогда открытой, принадлежит изначальной композиции. Верхняя паперть, 1880 годов, послужила для расширения верхней церкви. Основным элементом объёмной композиции постройки служит верхняя холодная церковь. Её двусветный одноглавый четверик, завершённый горизонтальным карнизом, поднимается над смежными пониженными равновысотными помещениями алтаря, трапезной и пристроек.
Храм увенчан глухим квадратным барабаном со срезанными углами и гранёной луковичной главкой с "юбкой" и ажурным крестом ХVIII века. Боковые фасады храма расчленены филенчатыми лопатками на три равные прясла. Аналогичные лопатки имеются на алтаре и углах трапезной (следы лопаток видны и на стенах нижней церкви). Этажи разделяет белокаменный пояс, стены основных частей здания завершают развитие, раскрепованные на лопатках сложно профилированные карнизы из лекального кирпича. Окна в верхней церкви двух типов: нижние высокие с полукруглым верхом и верхние прямоугольные, небольшие, с лучковой перемычкой. Проёмы обрамлены плоскими гладкими наличниками с "ушами" и трёхчастным замком, нижние обладают слабо развитым прямоугольным "фартуком". Почти все окна нижнего яруса утрачены при расширении здания, на боковых фасадах от них сохранились отдельные элементы. Их характер определяется по сохранившимся, но искажённым поздней штукатуркой образцам в алтаре и колокольне. Галереи первого яруса здания, представлявшие собой открытую рустованную аркаду на столбах, впоследствии превращены в закрытые помещения. Их узкие пролёты, заложенные снизу, превращены в окна. Галереи второго яруса по характеру близки первоначальным, но фасады их лишены рустовки. В обработке фасадов колокольни использованы мотивы, общие с основным зданием.
Архитектурные формы памятника значительно огрублены штукатуркой, появившейся на фасадах впервые в 1880-х гг. Все помещения, как в первом, так и во втором этаже здания, объединены между собой широкими арочными проёмами. В боковых стенах храма и трапезной они появились в конце ХIХ века при расширении обеих церквей за счёт галерей. Апсиды обоих храмов перекрыты конхами. Помещение нижнего храма перекрыто лотковым сводом с распалубками от прежних, утраченных ныне окон, в верхней церкви - высоким четырёхдольным сомкнутым сводом. Трапезная в обоих этажах перекрыта полулотковым сводом с распалубками над местами бывших окон. Притворы и все галереи перекрыты коробовыми сводами. Все ярусы колокольни имели сводчатые перекрытия.
Из метрики на церковь за 1887 год известно о существовании под храмом фамильной усыпальницы Кольцовых-Масальских. При натурном обследовании храма в 1980-х годах склеп обнаружить не удалось. Убранство интерьера Смоленской церкви не сохранилось. Полы утрачены. Иконостасов нет, штукатурка со стен осыпалась. Полностью разрушены лестницы, ведущие на второй этаж здания, а также южная сторона галерей. Своды во многих местах провалились, в том числе в колокольни. В стенах имеются проломы. Кровли сорваны, а на сводах выросли деревья. Вот таким храм был представлен взору путешественника в конце 1980 - середины 2000-х годов. С 2010 года начались работы по восстановлению Смоленской церкви села Ново-Горбово.
С сайта: https://mosculture.ru/objekt_mo/tserkov-smolenskoj-ikony-bozhiej-materi-v-novo-gorbovo-1796/