ГЛАВНАЯ О ПРОЕКТЕ ВХОД / РЕГИСТРАЦИЯ
Вход

У меня есть логин и пароль

E-mail или логин

Пароль

Регистрация

Я новый пользователь

 

Восстановление пароля

Я забыл пароль

E-mail или логин


Большие Кемары. Церковь иконы Божией Матери "Знамение".

Знаменская церковь


Церковь. Не действует.  
Престолы:"Знамение" иконы Божией Матери, Михаила Архангела, Димитрия Солунского, Ризоположения (Положения ризы Христа Спасителя в Успенском соборе в Кремле), Сергия Радонежского
Архитектурные стили:Нарышкинский, Ампир
Год постройки:1701. Трапезная и колокольня - 1 пол. 19 в.
Адрес:
Нижегородская область, Перевозский район, село Большие Кемары

Координаты:55.522845, 44.651728
Проезд:Автобусом из Перевоза


Добавить фотографию
Сортировка:


Церковь иконы Божией Матери "Знамение" - Большие Кемары - Перевозский район - Нижегородская область
Елена-Алена
16 сентября 2015
Церковь иконы Божией Матери "Знамение" - Большие Кемары - Перевозский район - Нижегородская область
Вид с шоссе Большие Кемары - Пергалей
Владимир Бакунин
12 июня 2008
Церковь иконы Божией Матери "Знамение" - Большие Кемары - Перевозский район - Нижегородская область
Вид с северо-востока
Владимир Бакунин
12 июня 2008
Церковь иконы Божией Матери "Знамение" - Большие Кемары - Перевозский район - Нижегородская область
Владимир Бакунин
29 апреля 2007
Церковь иконы Божией Матери "Знамение" - Большие Кемары - Перевозский район - Нижегородская область
Вид с южной стороны.
Владимир Бакунин
29 апреля 2007
Церковь иконы Божией Матери "Знамение" - Большие Кемары - Перевозский район - Нижегородская область
Владимир Бакунин
29 апреля 2007
Церковь иконы Божией Матери "Знамение" - Большие Кемары - Перевозский район - Нижегородская область
Владимир Бакунин
29 апреля 2007
Церковь иконы Божией Матери "Знамение" - Большие Кемары - Перевозский район - Нижегородская область
Вид с южной стороны
Владимир Бакунин
29 апреля 2007
Церковь иконы Божией Матери "Знамение" - Большие Кемары - Перевозский район - Нижегородская область
Вид с северной стороны
Владимир Бакунин
29 апреля 2007
Церковь иконы Божией Матери "Знамение" - Большие Кемары - Перевозский район - Нижегородская область
Колокольня - вид из пристроя
Владимир Бакунин
12 июня 2008
Церковь иконы Божией Матери "Знамение" - Большие Кемары - Перевозский район - Нижегородская область
Купол пристроя - вид с колокольни
Владимир Бакунин
12 июня 2008
Церковь иконы Божией Матери "Знамение" - Большие Кемары - Перевозский район - Нижегородская область
Храм сильно пострадал от людей и времени: из пяти куполов уцелел лишь один, листы железа местами отвалились и кирпичная кладка находится в неприглядном состоянии, над трапезной нет крыши...
Владимир Бакунин
29 апреля 2007
Церковь иконы Божией Матери "Знамение" - Большие Кемары - Перевозский район - Нижегородская область
Пристройка с куполом и трехъярусная колокольня, построенные в XIX веке.
Владимир Бакунин
29 апреля 2007
Церковь иконы Божией Матери "Знамение" - Большие Кемары - Перевозский район - Нижегородская область
Внутри пристроя
Владимир Бакунин
12 июня 2008
Церковь иконы Божией Матери "Знамение" - Большие Кемары - Перевозский район - Нижегородская область
Интерьер пристроя - вид с колокольни
Владимир Бакунин
12 июня 2008
Церковь иконы Божией Матери "Знамение" - Большие Кемары - Перевозский район - Нижегородская область
Трапезная
Владимир Бакунин
29 апреля 2007




Добавить статью/комментарий
Статью добавил(а): Владимир Бакунин,  3 мая 2007

Село Кемары (ныне - Большие Кемары), церковь каменная, в честь Знамения Пресвятой Богородицы, построена в 1701 г., пятипрестольная.

Церковь Знамения (Знаменский собор) Нижегородская область, Перевозский район, с. Большие Кемары. Дата строительства 1701 г. Архитектурный тип церквей середины XVII в. - здание с пятью декоративными глухими главами. Структура основного объема построенной в 1701 г. Знаменской церкви с ее четырехскатной кровлей и карнизом, собранным из ряда арочных ниш, близка церкви Одигитрии в с. Палец того же района. Обе они продолжают архитектурный тип церквей середины XVII в. с одинаковыми отклонениями от их архитектуры. Обрамления окон с колонками по бокам и завершением в виде фигурных фронтонов характерны для рубежа XVIII в. Трапезная имеет расширения для приделов; в первой половине XIX в. к ней с запада была добавлена пристройка с куполом над крышей, а также четырехугольная в плане четырехъярусная колокольня, которая, вероятно заканчивалась шпилем. В начале XX в. основное здание с пятью декоративными глухими главами и старая часть трапезной были обшиты кровельным железом, очевидно в целях экономии, чтобы не восстанавливать сложные кирпичные детали. 

museum.nnov.ru 

С постройкой церкви Знамения связана удивительная легенда. Как-то раз старый пастух с подпаском пасли коров около Больших Кемар. Захотелось мальчику пить, а недалеко колодец стоял. Он к нему. Стал воду черпать, смотрит, а по воде икона плавает, небольшая такая. Мальчик хотел ее достать, а она вниз ушла. Он напился, отошел и забыл об иконе. Потом спит ночью, и снится ему сон. Будто сама Божья Матерь, которая на этой иконе была изображена, к нему обращается. И сказала она ему, чтобы он собрал народ, попросил мать позвать священника, и чтоб шли они все к тому колодцу и вынули икону. Не обратил мальчик внимания на этот сон, но приснился он еще два раза. Тогда мальчик рассказал матери, и все сделали, как Богородица сказала. Пошли они к колодцу, ударили в колокол, поп отслужил молебен у этого колодца, и мальчик из него достал икону. Случилось это 9 июня. На этом месте церковь поставили, посреди церкви - колодец. И с тех пор отмечают этот день в Больших Кемарах как престольный праздник. Устраиваются там ярмарки, службу над колодцем до сих пор служат.

http://www.unn.ru/folklore/flegico.htm 

В настоящее время храм - уникальный памятник архитектуры и истории регионального значения - находится в большом запустении. Он сильно пострадал от людей и времени. Алтарь полностью разрушен - в восточной стене зияют три арки, из пяти главок сохранилась лишь одна, листы железа во многих местах отвалились, крыша над трапезной не сохранилась, отсутствует завершение колокольни. Судя по архивным фотографиям, в 1960-е годы церковь Знамения ещё находилась в более-менее приглядном состоянии (но уже без алтаря и завершения колокольни). Несмотря на тяжёлое состояние храма, он поражает своей древностью и красотой форм. Благодаря удачному расположению на высоком холме, храм виден издалека и притягивает взор.


Статью добавил(а): Марина Зуйкова,  24 мая 2017

Большие Кемары – село в Перевозском районе. Памятник градостроительства и архитектуры федерального значения – Знаменский собор (престолы: главный – Знамения Божией Матери, теплые приделы: правый – преподобного Сергия Радонежского, левый – Архангела Михаила, холодные приделы – правый в честь Ризы Господней (по преданию, небольшая часть ризы была приобретена Сергеем Ивановичем Милославским в конце XVI или первой половине XVII столетия, по наследству перешла в род Бахметевых. В честь этой святыни в 1827 году прихожане устроили в храме придел), левый – великомученика Дмитрия Солунского. Датировка объекта – 1701 год, первая половина XIX века. Документы о принятии на госохрану № 1327, № 176.

В книге «Святой преподобный Сергий и Нижегородская земля» (Нижний Новгород, 2015// Дёгтева О.В. «Сергиевские храмы Нижегородской епархии». С. 193): «Украшением села Большие Кемары по сей день является собор в честь иконы Божией Матери «Знамение», построенный в 1701 году. Церковь расположена на высокой горе и видна издалека, даже с шоссе Перевоз – Ичалки. Наряду с главным престолом здесь прежде были освящены еще несколько: в теплой трапезной части – в честь св. прп. Сергия Радонежского (правый) и в честь Архистратига Михаила (левый); а также в холодной части церкви – в честь праздника обретения Ризы Господней и св. вмч. Димитрия Солунского. Село Кемары, основанное в XVI веке и принадлежавшее поочередно боярину Морозову, а потом воспитателю государя императора Петра I князю Борису Алексеевичу Голицыну (1651–1714), прежде являлось волостным центром. В его окрестностях множество родников, которые наполняют кемарские пруды. Большими Кемары стали называть лишь в XIX столетии, когда рядом в нескольких километрах от них появилось поселение Малые Кемары.

По своему архитектурному облику Знаменская церковь относится к концу XVII – началу XVIII века. Трапезная часть имеет расширения для дополнительных приделов. В первой половине XIX века к храму с западной стороны была добавлены пристройка с куполом над крышей и четырехугольная в плане трехъярусная колокольня, прежде увенчанная шпилем с крестом. В начале XX века основное здание с пятью декоративными глухими главами и старая часть трапезной были обшиты кровельным листовым железом с повторением архитектурных элементов. Очевидно, это было сделано, чтобы не восстанавливать кирпичную кладку и пышные украшения стен храма.

В 1887 году голицынское поместье было приобретено помещицей Аглаидой Лукиничной Томановской, которая окружила усадьбу ягодниками и фруктовым садом. Около храма можно увидеть надгробие одного из помещиков – Дмитрия Григорьевича Бахметева (1771–1819). Последним владельцем Больших Кемар был Владимир Петрович Цейдлер – известный российский академик архитектуры (1857–1914). Он прибыл в Нижний Новгород в 1894 году после того, как был назначен правительством главным производителем строительных работ на Всероссийской торгово-промышленной и художественной выставке 1896 года.

В наши дни храм недействующий и, к большому сожалению, несмотря на то, что является памятником архитектуры федерального значения, находится в аварийном состоянии. Алтарная часть была утрачена еще в советское время, в 2008 году под влиянием погодных условий уничтожены и все главки церкви, в том числе на колокольне».

В 1980 году в справочнике «Памятники градостроительства и архитектуры Горьковской области» под редакцией В.П. Фадеева отмечено, что «в начале XX века основное здание и старая часть трапезной были обшиты кровельным железом, а на верху поставлены пять декоративных глав. Фасады с их сложными кирпичными деталями были, в целях экономии, закрыты гладкими, окрашенными масляной краской железными листами. Они наглухо закрыли кирпичную кладку, которая под таким кожухом подвергается еще большему разрушению».

Согласно «Адрес-календарю Нижегородской Епархии» за 1904 год у кладбища в Больших Кемарах – на Гремячем Ключе – в 1810 году был возведен деревянный кладбищенский храм (престолы: главный – иконы Божией Матери Одигитрии Смоленской, приделы: правый – пророка Ильи, левый – святого Николая Чудотворца).

В «Адрес-календаре» за 1888 год говорится еще об одной святыне Больших Кемар – иконе Божией Матери Одигитрии Смоленской, находившаяся в церкви на Гремячем ключе, написанной около 1706 года и прославившейся исцелениями более 10 людей. Сейчас этого храма нет, но над ключом находится часовня.

http://www.gttp.ru/map_NN/perevoz.htm

Комментарии и обсуждение

Имел счастье лицезреть красоту храма (не зная о его запустении) с 1963 г. (времени начала своего реального земного ощущения)  по 1968 г. из окна отчего дома д. Знаменка, которая находилась в 3-5 км на северо-восток. А в 1968 году не стало и нашей деревни, но до сих пор согревают душу в минуты ненастья картины старого Знаменского Храма.
12 февраля 2012.

Не девятого числа обретена икона, а в четверг на девятой неделе после Пасхи. Поэтому праздник отмечается в разные числа, но обязательно в четверг.
8 декабря 2014.


Внести изменения в объект

Что нужно изменить:

Пожалуйста, не забывайте указывать источник ваших данных.

Добавить статью или комментарий

Текст статьи

Если Вы не являетесь автором статьи – не забудьте, пожалуйста, указать источник


Пожалуйста, войдите на сайт или зарегистрируйтесь. Анонимно вы можете отправить лишь небольшое уточнение. Добавлять в каталог полноценные статьи могут лишь зарегистрированные авторы.




Добавить фотографию

Только зарегистрированные пользователи могут добавлять фотографии в каталог.