ГЛАВНАЯ О ПРОЕКТЕ ВХОД / РЕГИСТРАЦИЯ
Вход

У меня есть логин и пароль

E-mail или логин

Пароль

Регистрация

Я новый пользователь

 

Восстановление пароля

Я забыл пароль

E-mail или логин


Черевково. Церковь Троицы Живоначальной.


Церковь. Не действует.  
Престолы:Троицы Живоначальной, Илии Пророка, Николая Чудотворца
Архитектурный стиль:Барокко
Год постройки:Между 1727 и 1731.
Адрес:
Архангельская область, Красноборский район, с. Черевково, ул. Первомайская, 23

Координаты:61.783709, 45.271155


Добавить фотографию
Сортировка:


Церковь Троицы Живоначальной - Черевково - Красноборский район - Архангельская область
Никольский придел
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)uchazdneg
22 августа 2012
Церковь Троицы Живоначальной - Черевково - Красноборский район - Архангельская область
Ильинский придел
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)uchazdneg
22 августа 2012
Церковь Троицы Живоначальной - Черевково - Красноборский район - Архангельская область
вид с запада
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)uchazdneg
22 августа 2012
Церковь Троицы Живоначальной - Черевково - Красноборский район - Архангельская область
северный фасад
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)uchazdneg
22 августа 2012
Церковь Троицы Живоначальной - Черевково - Красноборский район - Архангельская область
вид с юга
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)uchazdneg
22 августа 2012
Церковь Троицы Живоначальной - Черевково - Красноборский район - Архангельская область
вид с северо-запада
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)uchazdneg
22 августа 2012
Церковь Троицы Живоначальной - Черевково - Красноборский район - Архангельская область
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Василий Шелёмин
24 марта 2007
Церковь Троицы Живоначальной - Черевково - Красноборский район - Архангельская область
завершение основного объема, вид с запада
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)uchazdneg
22 августа 2012
Церковь Троицы Живоначальной - Черевково - Красноборский район - Архангельская область
наличники, южный фасад
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)uchazdneg
22 августа 2012
Церковь Троицы Живоначальной - Черевково - Красноборский район - Архангельская область
внутренний входной портал
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)uchazdneg
22 августа 2012
Церковь Троицы Живоначальной - Черевково - Красноборский район - Архангельская область
Никольский придел
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)uchazdneg
22 августа 2012
Церковь Троицы Живоначальной - Черевково - Красноборский район - Архангельская область
в Никольском приделе
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)uchazdneg
22 августа 2012
Церковь Троицы Живоначальной - Черевково - Красноборский район - Архангельская область
в главном объеме
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)uchazdneg
22 августа 2012
Церковь Троицы Живоначальной - Черевково - Красноборский район - Архангельская область
Вид на храмы села с востока, из за Ериловой протоки (в былые времена сама Двина протекала у этого берега). Слева Петровская часовня, в центре Троицкая церковь, справа- Успенская деревянная церковь. Фотография 1910 года из фондов ЧКМ.
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Егор Сельский
??
Церковь Троицы Живоначальной - Черевково - Красноборский район - Архангельская область
Вид на храм с севера. Фотография 1920-х годов из фондов ЧКМ
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Егор Сельский
??




Добавить статью/комментарий
Статью добавил(а): Т.,  30 ноября 2012

Первое из сохранившихся подробных описаний Черевковской волости относится к началу XVII века. Это «Писцовая книга города Устюга Великого и Устюжского уезда 1623 -1626 г.г.» В данном источнике содержится самая ранняя информация о Черевковском погосте и его церквях. Сам приход тогда по главному храму именовался Никольским. Согласно описанию на погосте тогда находилось две деревянные церкви – холодная и теплая. Первая - во имя Николая Чудотворца «вверх о пяти верхах», то есть шатровая с пятью главками, являлась летней. Эта церковь считалась главной и имела три придела построенных во имя Ильи Пророка, во имя святых Фрола и Лавра и во имя Георгия Победоносца. Другой храм был зимним, воздвигнутым во имя Святых архиепископов Александрийских Афанасия Великого и Кирилла. В нем также имелся отдельный придел, посвященный Святому священномученику Власию Севастийскому.

 Помимо храмов, по общепринятым тогда нормам, на погосте возвышалась отдельно церковная колокольня. Очевидно, что это не первое поколение черевковских церквей, а возможно даже и не второе, об этом косвенно свидетельствует сложность архитектурного ансамбля погоста.

С давних времен Черевковский приход имел одну отличительную особенность от соседних. Она заключалась в том, что служба в храме проходила ежедневно и совершалась духовенством по очереди, в то время как в соседних приходах богослужение проводилось лишь в воскресные, праздничные и высокоторжественные дни.

С построением в Черевкове каменной Троицкой церкви зародился еще один местный обычай: в продолжение Великого поста в каждый воскресный и праздничный день совершалось крестное хождение в Успенскую церковь, где при многочисленном стечении народа служился молебен к Пресвятой Богородице.

На протяжении столетий в день Святой Троицы перед Литургиею прихожане посещали с крестным ходом место, где ранее стояла Троицкая пустынь, а в последствии после сооружения в1891 году на том месте часовни посещали оную с совершением торжественного молебна.

Революция 1917 года положила начало трагические событиям. Первым пострадало приходское кладбище, оно было закрыто и поругано еще в 1925 -1926 г.г., тогда же была разобрана и церковная ограда.

 Во второй половине 1928 года Черевковский райисполком, согласовав свои действия с вышестоящим руководством, начал подготовительную работу по ликвидации приходских храмов. В 1931 году решили снять с колокольни ненавистный им крест. В 1932 году специально прибывшая из г. Котласа бригада сбросила колокола с церковной звонницы.

Тогда же, в начале тридцатых годов в целях дальнейшего «просвещения темных масс» храм Успения Пресвятой Богородицы просто-напросто разобрали на бревна, которые использовали для строительства на том же месте здания новой школы, открывшейся в 1936 году. А в знак глумления над всем святым, для пущей наглядности в фундамент строившейся школы были уложены собранные с приходского кладбища каменные надгробия с могил уважаемых земляков.

И всё же, несмотря на все ограничения и напасти последних лет, черевковская приходская община продолжала свою деятельность. Вопреки желаниям местных безбожников богослужения в Троицком храме не останавливались и совершались практически ежедневно.

Тогда в начале 1937 года Архангельский облисполком с подачи своих черевковских коллег предпринял попытку закрыть Троицкую церковь по причине её «ветхости» и «непрочности». Местные власти и сотрудники НКВД сфабриковали уголовное дело против бывшего тогда настоятелем Троицкой церкви протоиерея Николая Ивановича Кирикова и всего приходского актива. 25 сентября 1937 года Кирикова арестовали и после скорого суда отправили в «исправительно-трудовые лагеря».

Оставшаяся без духовного окормления община оказалась фактически обречена. Не теряя времени даром, черевковские безбожники в 1938 году приступили к его разрушению. Главный удар пришелся на церковную звонницу, в короткий срок разобранную до самого основания. Кирпич оставшийся от нее новая власть использовала на местные «стройки социализма», а большей частью для ремонта дороги, так как основная масса «полученного» материала была колотой. В связи с отсутствием ожидаемого экономического эффекта дальнейшее разрушение храма было прекращено, и безбожники наконец-то отступились от него, решив использовать здание церкви «более практично».

Решением президиума Архангельского облисполкома от 27 июля 1939 года за № 305 поруганный и полуразрушенный к этому времени Троицкий храм «по ходатайству» местных активистов официально закрыли. Оставшийся «культинвентарь» было предписано уничтожить, а здание самой церкви передать Черевковскому сельсовету для использования под овощехранилище и школьные мастерские.

Летом 1965 года была предпринята очередная попытка разобрать церковь на кирпичи. В результате чего были разрушены церковная трапеза и частично Ильинский придел.

 В 70 – 80 г.г. в главном храме, окна которого были заделаны деревянными иконами, размещался склад, в Никольском приделе слесарные мастерские Черевковской средней школы, а у левой алтарной стены устроен общественный туалет.

Источник: сайт Архангельской и Холмогорской епархии http://www.arh-eparhia.ru/monasteries_and_parishes/temples/?ELEMENT_ID=14862


Статью добавил(а): Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)uchazdneg,  30 апреля 2013

Черевковская трехклирная Успенская церковь находится к северу в 106 верстах от города Сольвычегодска и лежит на левом берегу реки Северной Двины. Существование свое восприяла она ранее семнадцатого столетия. Около половины XVII века уже были в Черевкове две церкви: холодная во имя Николая Мирликийского Чудотворца, - и теплая во имя Афанасия Великого и Кирилла, и приходских людей было уже восемьсот четыре человека, как свидетельствует писцовая книга. Обе эти церкви истреблены пожарами. Церковь Николая Чудотворца сгорела в 1657 году, в времени сгорения теплой церкви неизвестно. Вместо их построена была церковь во имя пророка Илии, которая также сгорела, неизвестно когда. После этой 1691-го года построена и освящена ныне существующая холодная деревянная Успенская церковь. Она замечательна по своей древности, величественности и приличному благолепию, без поправки продолжающемуся до сего времени и по особенному благоговению к ней здешних жителей. Каменная холодная построена 1734 года и освящена тогда же, а вторично, при новом устройстве, 1802-го года. При ней два теплые придела каменные, построены  1763 года, а освящены в 1768-м году и колокольня каменная же в связи с церковью. Теперь вся церковь имеет вид четвероугольника, украшенного тремя куполами. Внутренность ее расположена крестообразно и заключает в себе три придела. В холодной престол во имя Живоначальной Троицы, над коим висит искусной резной работы золоченая сень, с живописью и четырьмя колоннами, поддерживающими оную. А над сенью в своде живописью изображено Всевидящее Око. Иконостас величественный, отличной резной работы и весь золочен. Иконы писаны прекрасной греческой кистью и от всех, посещающих этот храм заслуживает особенное уважение местная икона Воскресения Господня и другая по древности икона Живоначальной Троицы. Об ней повествуют, что ранее вышеозначенных церквей была церковь во имя Святой Троицы деревянная, находившаяся в полуверсте, которая сгорела от неизвестной причины и из всего церковного имущества вынесена одна только эта икона. В воспоминание чего церковь наша имеет святой обычай посещать это св. место крестными ходами с означенной иконой каждогодно пред литургией в день Пятидесятницы, где совершается молебное соборное пение при многочисленном стечении поклонников. Стены в оной церкви и свод расписаны прекрасной живописью из евангельских происшествий. В теплой церкви, - в средине заключается обширная трапеза с иконоставом. С правой стороны придел во имя Пророка Божия Илии, в нем иконостав золоченый и иконы грческого письма. С левой, во имя Николая Мирликийского Чудотворца, в нем украшение весьма хорошее. Колокольня высока (около 30 сажен со шпилем) и звон богатый. 

Церковно-историческое и статистическое описание церквей Сольвычегодского уезда Вологодской епархии. 1854 год. (ГАВО. Ф 496. Оп. 1. Д. 12596. Л. л. 58-61). http://parishes.mrezha.ru


Статью добавил(а): Марина Зуйкова,  13 июля 2016

С давних времен Черевковский приход имел одну отличительную особенность от соседних. Она заключалась в том, что служба в храме проходила ежедневно и совершалась духовенством по очереди, в то время как в соседних приходах богослужение проводилось лишь в воскресные, праздничные и высокоторжественные дни. С построением в Черевкове каменной Троицкой церкви зародился еще один местный обычай: в продолжение Великого поста в каждый воскресный и праздничный день совершалось крестное хождение в Успенскую церковь, где при многочисленном стечении народа служился молебен к Пресвятой Богородице. На протяжении столетий в день Святой Троицы перед Литургиею прихожане посещали с крестным ходом место, где ранее стояла Троицкая пустынь, а в последствии после сооружения в1891 году на том месте часовни посещали оную с совершением торжественного молебна.

Революция 1917 года положила начало трагические событиям. Первым пострадало приходское кладбище, оно было закрыто и поругано еще в 1925 -1926 гг., тогда же была разобрана и церковная ограда. Во второй половине 1928 года Черевковский райисполком, согласовав свои действия с вышестоящим руководством, начал подготовительную работу по ликвидации приходских храмов. В 1931 году решили снять с колокольни ненавистный им крест. В 1932 году специально прибывшая из г. Котласа бригада сбросила колокола с церковной звонницы. Тогда же, в начале тридцатых годов в целях дальнейшего «просвещения темных масс» храм Успения Пресвятой Богородицы просто-напросто разобрали на бревна, которые использовали для строительства на том же месте здания новой школы, открывшейся в 1936 году. А в знак глумления над всем святым, для пущей наглядности в фундамент строившейся школы были уложены собранные с приходского кладбища каменные надгробия с могил уважаемых земляков.

И всё же, несмотря на все ограничения и напасти последних лет, черевковская приходская община продолжала свою деятельность. Вопреки желаниям местных безбожников богослужения в Троицком храме не останавливались и совершались практически ежедневно.
Тогда в начале 1937 года Архангельский облисполком с подачи своих черевковских коллег предпринял попытку закрыть Троицкую церковь по причине её «ветхости» и «непрочности». Местные власти и сотрудники НКВД сфабриковали уголовное дело против бывшего тогда настоятелем Троицкой церкви протоиерея Николая Ивановича Кирикова и всего приходского актива. 25 сентября 1937 года Кирикова арестовали и после скорого суда отправили в «исправительно-трудовые лагеря».

Оставшаяся без духовного окормления община оказалась фактически обречена. Не теряя времени даром, черевковские безбожники в 1938 году приступили к его разрушению. Главный удар пришелся на церковную звонницу, в короткий срок разобранную до самого основания. Кирпич оставшийся от нее новая власть использовала на местные «стройки социализма», а большей частью для ремонта дороги, так как основная масса «полученного» материала была колотой. В связи с отсутствием ожидаемого экономического эффекта дальнейшее разрушение храма было прекращено, и безбожники наконец-то отступились от него, решив использовать здание церкви «более практично». Решением президиума Архангельского облисполкома от 27 июля 1939 года за № 305 поруганный и полуразрушенный к этому времени Троицкий храм «по ходатайству» местных активистов официально закрыли. Оставшийся «культинвентарь» было предписано уничтожить, а здание самой церкви передать Черевковскому сельсовету для использования под овощехранилище и школьные мастерские. Летом 1965 года была предпринята очередная попытка разобрать церковь на кирпичи. В результате чего были разрушены церковная трапеза и частично Ильинский придел. В 1970-80 гг. в главном храме, окна которого были заделаны деревянными иконами, размещался склад, в Никольском приделе слесарные мастерские Черевковской средней школы, а у левой алтарной стены устроен общественный туалет.

Источник: сайт Архангельской и Холмогорской епархии

http://arhispovedniki.ru/gallery/?PAGE_NAME=section&SECTION_ID=306

Комментарии и обсуждение

На конец августа 2015 г. на церкви нет купола и креста. В церкви ведут работы по восстановлению.

Зимой 2014/2015 гг многоярусное завершение церкви обрушилось.
Самый северный из сохранившихся памятников Устюжского барокко обращен в руины.

17 ноября 2015, Виктор Судариков.

В 2014 году своды главного объема рухнули внутрь храма.

20 ноября 2017, Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное) Егор Сельский.


Внести изменения в объект

Что нужно изменить:

Пожалуйста, не забывайте указывать источник ваших данных.

Добавить статью или комментарий

Текст статьи

Если Вы не являетесь автором статьи – не забудьте, пожалуйста, указать источник


Пожалуйста, войдите на сайт или зарегистрируйтесь. Анонимно вы можете отправить лишь небольшое уточнение. Добавлять в каталог полноценные статьи могут лишь зарегистрированные авторы.




Добавить фотографию

Только зарегистрированные пользователи могут добавлять фотографии в каталог.