ГЛАВНАЯ О ПРОЕКТЕ ВХОД / РЕГИСТРАЦИЯ
Вход

У меня есть логин и пароль

E-mail или логин

Пароль

Регистрация

Я новый пользователь

 

Восстановление пароля

Я забыл пароль

E-mail или логин


Тотьма. Спасо-Суморин монастырь. Собор Вознесения Господня.


Собор. Действует.  
Престолы:Вознесения Господня, Николая Чудотворца, Антония и Феодосия Печерских, Петра, митрополита Московского, Тихвинской иконы Божией Матери, Тихона Задонского, Феодосия Тотемского, Всех Вологодских святых, Надежды
Архитектурный стиль:Классицизм
Год постройки:Между 1796 и 1801.
Адрес:
161300, Вологодская область, Тотьма, пос. Лесотехникума, Спасо-Суморин монастырь

Координаты:59.972676, 42.733308




Добавить фотографию
Сортировка:


Спасо-Суморин монастырь. Собор Вознесения Господня - Тотьма - Тотемский район - Вологодская область
Вид с колокольни Входоиерусалимской церкви. Слева - юго-западная башня монастыря.
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)uchazdneg
13 мая 2012
Спасо-Суморин монастырь. Собор Вознесения Господня - Тотьма - Тотемский район - Вологодская область
vertuniya
30 апреля 2018
Спасо-Суморин монастырь. Собор Вознесения Господня - Тотьма - Тотемский район - Вологодская область
Алексей Кротов
28 сентября 2017
Спасо-Суморин монастырь. Собор Вознесения Господня - Тотьма - Тотемский район - Вологодская область
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Турбаев Роман
5 июня 2016
Спасо-Суморин монастырь. Собор Вознесения Господня - Тотьма - Тотемский район - Вологодская область
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Турбаев Роман
5 июня 2016
Спасо-Суморин монастырь. Собор Вознесения Господня - Тотьма - Тотемский район - Вологодская область
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Турбаев Роман
5 июня 2016
Спасо-Суморин монастырь. Собор Вознесения Господня - Тотьма - Тотемский район - Вологодская область
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Турбаев Роман
5 июня 2016
Спасо-Суморин монастырь. Собор Вознесения Господня - Тотьма - Тотемский район - Вологодская область
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Юрий Булкин
13 июня 2015
Спасо-Суморин монастырь. Собор Вознесения Господня - Тотьма - Тотемский район - Вологодская область
вид с юго-востока
Матишо
4 сентября 2014
Спасо-Суморин монастырь. Собор Вознесения Господня - Тотьма - Тотемский район - Вологодская область
восточный фасад
Матишо
4 сентября 2014
Спасо-Суморин монастырь. Собор Вознесения Господня - Тотьма - Тотемский район - Вологодская область
вид с юго-запада
Матишо
4 сентября 2014
Спасо-Суморин монастырь. Собор Вознесения Господня - Тотьма - Тотемский район - Вологодская область
Ячменёв Владимир
6 октября 2013
Спасо-Суморин монастырь. Собор Вознесения Господня - Тотьма - Тотемский район - Вологодская область
Вид с юга, с правого берега Песьей Деньги
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)uchazdneg
13 мая 2012
Спасо-Суморин монастырь. Собор Вознесения Господня - Тотьма - Тотемский район - Вологодская область
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Василий Шелёмин
29 марта 2007
Спасо-Суморин монастырь. Собор Вознесения Господня - Тотьма - Тотемский район - Вологодская область
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Турбаев Роман
5 июня 2016
Спасо-Суморин монастырь. Собор Вознесения Господня - Тотьма - Тотемский район - Вологодская область
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Турбаев Роман
5 июня 2016
Спасо-Суморин монастырь. Собор Вознесения Господня - Тотьма - Тотемский район - Вологодская область
Nordprod
20 июня 2009
Спасо-Суморин монастырь. Собор Вознесения Господня - Тотьма - Тотемский район - Вологодская область
Роспись свода Вознесенского собора
Климов Михаил
3 июня 2018
Спасо-Суморин монастырь. Собор Вознесения Господня - Тотьма - Тотемский район - Вологодская область
интерьер Вознесенского собора
Климов Михаил
3 июня 2018




Добавить статью/комментарий
Статью добавил(а): Марина Зуйкова,  6 мая 2016

Каменный храм Вознесения Господня построили на месте деревянной церкви в середине XVIII века. Однако при строительстве зодчие допустили ошибку, не учтя слабость грунта. Храм начал оседать и трескаться, поэтому в 1796-1801 годы на его месте возвели новый собор в торжественном классическом стиле. Считается, что автором проекта собора был сын Матвея Казакова Василий, умерший ещё при жизни отца.

Во время строительства Вознесенского собора случайно обрели мощи Феодосия Тотемского. 25 лет спустя к собору пристроили массивную двусветную трапезную. Внутреннее убранство храма разрушили и разграбили, уничтожили монастырскую колокольню, вторую по высоте в Вологодской губернии. Строили её 43 года, разрушали тоже долго: с 30-х по 60-е годы XX столетия.

http://kraeved1147.ru/totma-hramyi/


Статью добавил(а): Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Юрий Булкин,  5 октября 2019

Главную роль в ансамбле играет соседний Вознесенский собор. Эта монументальная, значительных размеров постройка безраздельно господствует в общей панораме монастыря и особенно эффектно смотрится из-за речки. Первый деревянный храм Вознесения появился здесь вскоре после 1690 года. В 1757—1764 годах его сменило каменное сооружение, которое, однако, стало быстро оседать и разрушаться из-за слабого грунта. Поэтому в 1796—1801 годах был построен новый собор. Свой нынешний облик он приобрел к 1825 году, после пристройки к нему с западной стороны обширной трапезной с приделами и портиком. Вознесенский собор, своеобразный памятник зрелого классицизма, выполнен на достаточно высоком профессиональном уровне и, видимо, по проекту какого-то столичного зодчего. Архитектор И. Б. Медведев недавно установил, что этим зодчим был В. М. Казаков, сын прославленного М. Ф. Казакова.

Здание отличает подчеркнутая парадность и строгая торжественность. Особенно эффектен основной объем храма с характерно центрическим построением и особой трактовкой форм, свойственной рубежу XVIII—XIX веков. Его крупный двусветный четверик поставлен на невысокий подклет и имеет с востока в центре большой полукруглый выступ апсиды. Массивность и нерасчлененность собора подчеркивает плоский, довольно Скромный декор. Лишь красивые четырехколонные портики коринфского ордера с крутыми фронтонами оформляют северный и южный фасады. Особенно выразительно завершение здания. Большой цилиндрический барабан с куполом, увенчанный малым барабанчиком и главкой типа вазы, возвышается над центром храма; его окружают четыре таких же барабанчика с главками, расположенные над углами. Все барабаны украшает рустовка, которая контрастирует с гладкими стенами храма, оживленными лишь треугольными сандриками над крупными нижними окнами.

Трапезная своей могучей монументальностью прямо-таки противопоставлена собственно храму. Она имеет крупные, чисто ампирные тройные окна с полуциркульным проемом верхнего света и руст в межоконных простенках. С запада расположен более широкий, чем у собора, четырехколонный входной портик. К сожалению, интерьер Вознесенского собора почти не сохранил своего прежнего богатого убранства, кроме лепнины в стиле классицизма в отделке стен. Мощные угловые пилоны, украшенные полуколоннами и пилястрами, несут опирающиеся на них арки с хорами и легко возносящийся вверх купол. Стены и купол покрывают сильно испорченные росписи, выполненные в 1860-х годах академиком живописи П. С. Тюриным.

Весь монастырский холм со стоящими на нем церквами охватывала ограда высотой около 7,5 м, некогда имевшая четыре башенки. Она была сооружена между 1829 и 1849 годами и служила подпорной стеной подножия холма. В силу своей небольшой высоты и местоположения ограда как бы являлась своеобразной «оправой» всего ансамбля, лишь обрамляющей, но не закрывающей его постройки. Ныне уцелели лишь остатки стен и классически строгая изящная башенка на юго-западном углу, которая красиво рисуется на фоне окружающей пышной зелени, Основанием ее ярусного объема служит массивный четверик с парными пилястрами по краям, легко несущий двусветный цилиндр с различной формы проемами. Круглый верхний ярус с арочными окнами завершен купольной полусферической кровлей. Венчает башню невысокий, характерный для того времени шпиль с флажком-флюгером, превосходно довершавший общий облик этого типично ампирного сооружения.

С северной стороны границу монастыря образуют корпуса келий — настоятельский и братский, возведенные в течение XIX века. Крупный настоятельский корпус в два этажа с мощным рустованным «подиумом» возвышается над речкой Песьей Деньгой. Построенный в первой четверти столетия и возобновленный после пожара 1829 года, он во второй половине XIX века был расширен с юга пристройкой с домовым храмом. Позднеклассический декор здания, предельно строгий и лаконичный, состоит из рустованных пилястр, арочных ниш, простых наличников окон и карнизов. Также скромен и строг низкий одноэтажный корпус братских келий, возникший около 1830-х годов в северо-западном углу монастыря. Его центр отмечен небольшой надстройкой с мезонином, которая разделяет здание на помещения для монахов и для приезжих (гостинные кельи). С северной стороны этого корпуса прежде возвышалась огромная монастырская колокольня в четыре яруса, сооружение которой продолжалось с 1801 по 1844 год (разобрана в 1930-х гг.).

К первой половине XIX века относятся и въездные ворота монастыря, расположенные прямо против мостика через речку, рядом с настоятельскими кельями. Их однопролетную арку с легким ступенчатым аттиком украшают парные пилястры. Справа от ворот, на невысоком холме над речкой стоит одноэтажное здание с мезонином. Это бывшая гостиница для богомольцев, с кельями «для рабочего люда», в мезонине которой одно время помещалась церковно-приходская школа. Построенная в третьей четверти XIX века, гостиница сохранила позднеклассические формы: портик с восемью пилястрами и треугольным фронтоном, украшающий повышенную центральную часть, и скромные наличники окон. Несмотря на сухость и жесткость форм, особенно в деталях, здание удачно дополняет общий ансамбль монастыря.

Бочаров Генрих Николаевич, Выголов Всеволод Петрович "Сольвычегодск. Великий Устюг. Тотьма". - М.: Искусство, 1983 (Художественные памятники XIII-XIX веков)

Комментарии и обсуждение



Внести изменения в объект

Что нужно изменить:

Пожалуйста, не забывайте указывать источник ваших данных.

Добавить статью или комментарий

Текст статьи

Если Вы не являетесь автором статьи – не забудьте, пожалуйста, указать источник


Пожалуйста, войдите на сайт или зарегистрируйтесь. Анонимно вы можете отправить лишь небольшое уточнение. Добавлять в каталог полноценные статьи могут лишь зарегистрированные авторы.




Добавить фотографию

Только зарегистрированные пользователи могут добавлять фотографии в каталог.