ГЛАВНАЯ О ПРОЕКТЕ ВХОД РЕГИСТРАЦИЯ

Филяндино. Церковь Николая Чудотворца.


Филяндино. Церковь Николая Чудотворца
Церковь. Действует.  
Престолы:Николая Чудотворца, Флора и Лавра
Год постройки:Между 1794 и 1884.
Адрес:
Россия, Ивановская область, Савинский район, с. Филяндино

Координаты: 56.515541, 40.913089





Церковь Николая Чудотворца, , Филяндино, Савинский район, Ивановская область
Геннадий.
24 августа 2014
Церковь Николая Чудотворца, Общий вид с востока<br>, Филяндино, Савинский район, Ивановская область
Общий вид с востока
Jelics
11 сентября 2016
Церковь Николая Чудотворца, Общий вид с северо-востока<br>, Филяндино, Савинский район, Ивановская область
Общий вид с северо-востока
Jelics
23 сентября 2012
Церковь Николая Чудотворца, , Филяндино, Савинский район, Ивановская область
Иван Матершев
26 июня 2006



Карта и ближайшие объекты


Приблизить
Отдалить
Развернуть



Статьи


Александр Богданов
 
Александр БогдановАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)  25 апреля 2007

Церковь Николая Чудотворца сооружена на месте деревянного храма 1705 г. Во 2-й пол. 19 в. были разобраны своды четверика и изменен его верх. Первоначальная часть здания примечательна соединением древнерусских и барочных мотивов. В композиции главенствует высокая шатровая колокольня с квадратным основанием и восьмигранным ярусом звона на высоком глухом столпе аналогичной формы. Колокольня замыкает нанизанные на единую ось основные объемы: квадратные в плане трапезную и центральный четверик и удлиненный алтарь, имеющий форму полуэллипса. Первые два объема равны по площади, причем односветный главный четверик, завершенный поздней миниатюрной главкой, незначительно поднимается над примыкающими трапезной и алтарем.

Пристроенный с севера придел во имя Флора и Лавра, полностью закрывший соответствующий фасад, очень близок по структуре первоначальной части и лишь немного уступает ей по площади. Стены четверика пересекает промежуточный карниз (ранее, видимо, венчающий), который отделяет первоначальную кладку от позднейшей (в верхней четверти объема). Смещение вертикалей рустованных пилястр в точке примыкания карниза трапезной, пояс ширинок под карнизом, квадратная ниша-киот в рамке и пара окон, сдвинутых с оси симметрии фасада, восходят к древнерусскому зодчеству. Ярче всего эти традиции воплотились в облике колокольни. Прямоугольные ниши и ширинки разных размеров и пропорций узорным ковром покрывают грани столба. Шатер прорезан двумя ярусами слухов (верхние - круглые). Наличники основного четверика и трапезной барочные, с необычной лучковой нишкой между перемычкой окна и сандриком-бровкой с дугообразным подвышением и плечиками. Те же формы, хотя и более жестко, повторены в наличниках северного придела. Его фасад, соответствующий центральному объему, увенчан тремя крупными килевидными кокошниками, имитирующими древнерусские закомары.

Вход в храм и придел устроен через пристройку к северной стене колокольни. Нижний ярус последней перекрыт коробовым сводом с шелыгой по оси север-юг. В трапезной свод полулотковый; в четверике - коробовый с шелыгой по оси запад-восток. Алтарь перекрывает конха. В приделе эта схема повторяется. От первоначальной живописи 2-й пол. 19 в. сохранилась композиция "Первый Вселенский собор" в юго-восточной части свода, мало распространенная в стенописи этого времени. Роспись маслом в храме и приделе, выполненная в нач. 20 в., — типичный образец живописи в позднеакадемической манере. Поновлялась во 2-й пол. 20 в. В цветовой гамме преобладают светло-голубые, разбеленные розовые, вишневые тона. На сводах, в западных лотках и в конхах апсид размещены крупномасштабные композиции. Живопись на стенах расположена в один ярус. Иконографическая программа довольно разнообразна: сцены из Нового Завета и жития Николая Чудотворца, Сергия Радонежского и св. Пантелеймона дополнены композициями из жития Серафима Саровского, редко встречающимися в монументальной живописи. Двухъярусные иконостасы в основном объеме и в приделе, относящиеся к кон. 19 - нач. 20 в., типичны для русского стиля. Они декорированы витыми колонками между иконами (того же времени), сквозной резьбой на царских вратах и накладной во фризах. Обрамления икон второго яруса решены в виде трехлопастных арок. В церкви сохранились две деревянные скульптуры "Распятия" 19 в.

Березин, Добронравов, 1898, с. 214-216; Токмаков, 1903, с. 97. Из книги «Свод памятников архитектуры и монументального искусства России. Ивановская область. Часть 3». - М., Наука, 2000, с. 229-234.


Вадим кр
 
Вадим кр  24 августа 2020

В самом селе рассказывают легенду о том, что Филяндино будто бы получило свое название по фамилии некоего помещика, заблудившегося в бескрайних лесах и болотах и молившего о помощи Святителя Николая Чудотворца, обещая выстроить храм в его честь за избавление. Барин спасся, после чего в 1700-е годы, мол, и выстроил Никольский храм, положивший начало нынешнему Филяндино. Однако на самом деле село имеет гораздо более древние корни. Селение существовало, по всей видимости, еще в XV столетии в составе великокняжеской волости Тальша, названной так по протекающей здесь реке. В 1550 году великий князь Московский и всея Руси Иван Васильевич (будущий Иван Грозный) пожаловал эту волость, и в том числе «деревню Филяндину над Токовым болотом», Суздальскому Покровскому девичьему монастырю. Игуменья этой обители Василиса с сестрами получили волость с «черными деревнями», общим числом 21, то есть местные черносошные крестьяне были государевыми податными людьми, а стали — монастырскими. Тогда деревня Филяндино состояла всего из шести крестьянских дворов. Причем обитатели трех дворов занимались бортничеством — сбором меда лесных пчел, а самым значительным был промысел филяндинца Васюка Васильева Онтропова.

Бортники всех деревень Тальшинской волости платили оброк в 8 пудов с четвертью медом и пошлины по пяти денег с каждого добытого пуда меда. Оброк и пошлины первоначально вносились «на Москве на Дворец цареву и великого князя ключнику». А после государева указа 1550 года — в Суздальский Покровский монастырь. Вотчиной суздальской обители Филяндино оставалось вплоть до секуляризации церковных имений при Екатерине II в 1764 году, а вот селом стала, действительно, в царствование Петра Великого. К августу 1705-го там была построена деревянная церковь в честь св. Николая Чудотворца, однако в окладных книгах патриаршего казенного приказа значится, что этот храм возвели «в деревне Филяндино крестьяне», так что предание про заблудившегося помещика Филяндина — не более чем сказка. Первым настоятелем этой церкви стал иерей Иоанн Петров, родившийся еще в 1655 году, а потом в Никольской церкви до середины 1720-х гг. священствовал его сын Никифор.

Каменный Никольский храм с шатровой квадратной в основании и восьмигранной в основном объеме колокольней филяндинцы соорудили в 1794 году при настоятеле Иоанне Степанове, а спустя еще 30 лет, в 1824-м, рядом встала еще одна каменная пятиглавая церковь в честь Владимирской иконы Божией Матери. С тех пор окруженный каменной оградой с аркой святых ворот с кованой решеткой, внутри которой теснятся белокаменные резные памятники старого кладбища, филяндинский погост существует почти в неприкосновенности, точно от невзгод и волнений бурного XX века его чудесным образом укрывали гигантской шапкой-невидимкой.

Впрочем, подобное впечатление во многом все же обманчиво. В конце 1930-х гг. там арестовали последнего священника и почти шесть лет храмы стояли затворенные без службы и, как говаривали в старину, «без пения». В лихую годину со звонницы сбросили колокола, и теперь там подают голос лишь 4 небольших даже не колокола, а скорее колокольчика. А позже местный совхоз, точно нарочно носивший название «Безбожник», пытался разобрать на кирпич церковную ограду, хотя сломать успели только отдельный участок (его потом заменили обычным дощатым забором), а большая часть уцелела. И несколько раз, в том числе уже в наше время, нападали на уединенный лесной погост лихие люди, унося иконы и церковную утварь. Правда, в последний раз года четыре с половиной назад воров поймали по «горячим следам», и украденный ими ценный образ вернули настоятелю иерею Анатолию Кирпе. Немалый интерес вызывает местный некрополь, на котором, к примеру, можно видеть надгробие в виде аналоя с библией и крестом из белого мрамора местного настоятеля Василия Неаполитанского, заслуженного батюшки, имевшего множество наград и прожившего в Филяндино 36 лет до своей кончины в 1908 году.

Резная скульптура, сбереженная в храмах, могла бы составить экспозицию небольшого музея, равно как и старые, еще уцелевшие образа, из которых примечательна икона местного уроженца святителя Митрофана Воронежского в массивном серебряном окладе, а также чеканные посеребренные барельефы на темы Священного Писания. Особого упоминания заслуживает прекрасно сохранившаяся настенная роспись, выполненная известными боголюбовскими мастерами братьями Шороховыми в академической манере. Особенно впечатляет масштабная картина «Избиение младенцев» на западной стене Владимирской церкви.

https://www.prizyv.ru/2013/10/filyandino-pogost-na-krayu-zapovednogo-lesa/



Комментарии и обсуждение


Ваш комментарий будет первым.