ГЛАВНАЯ О ПРОЕКТЕ ВХОД / РЕГИСТРАЦИЯ
Вход

У меня есть логин и пароль

E-mail или логин

Пароль

Регистрация

Я новый пользователь

 

Восстановление пароля

Я забыл пароль

E-mail или логин


Верхняя Теча. Введенский женский монастырь.


Монастырь. Действует.  (все монастыри в каталоге →)
Год основания:1742.
Ссылки: Ссылка на портале prihod.ru 
Адрес:
641730, Курганская обл., Катайский р-н, с. Верхняя Теча

Координаты:55.9171, 62.58689




Добавить фотографию
Введенский женский монастырь - Верхняя Теча - Катайский район - Курганская область
Вид с Северо-Востока
Мунарев Сергей
12 июня 2008
Введенский женский монастырь - Верхняя Теча - Катайский район - Курганская область
При подъезде к монастырю с Восточной дороги
Мунарев Сергей
12 июня 2008
Введенский женский монастырь - Верхняя Теча - Катайский район - Курганская область

Мунарев Сергей
12 июня 2008
Введенский женский монастырь - Верхняя Теча - Катайский район - Курганская область
Сергей Лихота
12 марта 2005
Введенский женский монастырь - Верхняя Теча - Катайский район - Курганская область
Катка
4 августа 2013
Введенский женский монастырь - Верхняя Теча - Катайский район - Курганская область
Катка
4 августа 2013




Добавить статью/комментарий
Статью добавил(а): Сергей Лихота,  28 апреля 2008

Монастырь в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы (женский) в с. Верхняя Теча Катайского района Курганской области основан в 1742 году, закрыт в 1920-м. Вновь открыт по благословению Св. Синода от 22.02.1995 г.

Статью добавил(а): Мунарев Сергей,  3 января 2009

Верх-Теченский Введенский женский монастырь.


Попробую обобщить все найденные мной материалы о монастыре и Верхнее-Теченском селе и написать их ниже в некотором хронологическом порядке с ссылками на источник. Может, получится этакая летопись села и монастыря, которой с ходу не удалось найти на просторах Интернета.

1680г. Основание Введенского женского монастыря, упраздненного в начале царствования императрицы Екатерины II, в Шадринском уезде Пермской губернии, над р. Исеть при Далматовском мужском монастыре, которым содержался, подчиняясь также и его игумену (1).
1722г. Была проведена перепись всех 75 монахинь и послушниц обители, среди которых оказалось лишь 5 человек «книжному писанию ученых» и еще одна малолетняя послушница находилась «в книжном учении», т.е. всего 8% обитательниц монастыря можно считать грамотными. В XVIII в. в женские монастыри обычно поступали в юном возрасте (так, в Введенском женском монастыре из живущих в 1722 г. 30% пришли в обитель в возрасте до 20 лет). Большинство сестер были крестьянского происхождения. И если столь незначительный процент обитательниц самой обители обладал основами грамотности, то вряд ли при монастыре существовало училище для девочек-сирот. Вероятно, обучение проводилось в редких случаях в частном порядке (5).
1737г. 3 июля 1737 года отряд башкир атаковал укрепленное Верх-Теченское поселье Далматова монастыря. (видимо стена вокруг поселья уже существовала) После прибытия на выручку отряда поручика Гладыщева, башкиры отступили, ограбив еще раз деревни Анчукову и Ложечной бор, захватив в плен 4 крестьян, несколько человек убив (4).
1738г. Теперь небольшой рассказ о княжне Прасковье Юсуповой, сосланной в монастырь. Между людьми, сочувствовавшими попытке Голицына ограничить власть Анны Иоанновны, находился князь Григорий Дмитриевич Юсупов, который, как говорили, заболел и умер с горя, что попытка не удалась. Дочь его Прасковья бросилась к волшебству, чтоб чарами склонить к себе императрицу на милость. Дело открылось, и княжну Юсупову в 1730 году сослали в женский Тихвинский монастырь. В 1735 году ее взяли в Тайную канцелярию по доносу служанки и стряпчего: донесли что она жаловалась на Анну, говорила, что было бы лучше, если б царствовала Елисавета, бранила Бирона, рассказывала, что при Петре Великом Анну и сестер ее царевнами не называли, а просто Ивановнами. За это Юсупову высекли кошками, постригли, назвали Проклою и отправили в Сибирь, в Введенский девичий монастырь (при Успенском Далматове монастыре). Там она оказалась безчинна, монастырское платье сбросила, Проклою не называлась; за это в 1738 году ее высекли шелепами (2).
1742г. Сгорел (1)
1743г. Был возобновлен уже в нынешнем Верх-Теченском селе, в 45 верстах от Далматовского. Служил местом ссылки для распространительниц раскола, а при Бироне ссылались туда и другие лица, удаление которых признавалось необходимым, напр. княжна Прасковья Юсупова, в монашестве Прокла. Когда при Елисавете Петровне все сосланные в сибирские монастыри были возвращены, Проклу велено было все-таки оставить в монастыре. См. протоиерей Плотников, "Описание Далматовского Успенского монастыря и бывшего приписным к нему женского Введенского монастыря" и "Ссылочные в Далматовском монастыре" (1).
1755г. К 1755 г. в монастыре изменилось положение с грамотностью: среди сестер обители 18% были «учены грамоте», причем 10% (5 человек) были уроженцами самой монастырской вотчины. Это может служить косвенным свидетельством распространения начального образования среди девочек в монастырской вотчине (5).
1761г. Курс обучения в Далматовской школе был расширен за счет введения преподавания латыни. Школа таким образом стала называться «латинской» или семинарией. Чтобы справиться с увеличившимся потоком учеников, некоторые дети из младших классов обучались славяно-российской грамоте и чтению в женском Верхтеченском монастыре, а для постижения латыни переводились в Далматовский Успенский монастырь (5).
1764г. Монастырь упразднен в начале царствования императрицы Екатерины II. (3)
1860г. Основание женской общины при Теченской кладбищенской церкви, основанной Ксенией Зыряновой (после игумения Евсения) на месте бывшего с 1743-1764г.г. Введенского женского монастыря.(3)
1868г. Учрежден Свято-Троицкий Верхнетеченский монастырь, 3 класса, общ., при с. Верхнее-Теченское, в 70 верстах от Шадринска на р.Течь. При нем школа и свечной завод (3).
1870г. При вновь созданном на месте Верхтеченского Введенского монастыря Верхтеченском Свято-Троицком монастыре с 1870 г. фиксируется начальное училище для девочек, полностью содержавшееся на счет обители. Обучались в нем девочки из семей «окрестных поселян», училище было всесословным, а преподаванием занимались сестры обители и монастырский священник. В 1870 г. в училище было 12–14 девочек, в 1871 г. – 18, в 1881 г. – 23. Детей учили чтению, пению, письму и разным рукоделиям, иконописанию (5).
1907г. Верх-Теченское село — в Шадринском уезде Пермской губернии, на правом берегу р. Течи, в 68 верстах от города Шадринска; 166 дворов, около 1000 жит., 2 православные церкви, часовня, школа, по субботам базары, много лавок. Довольно важное торговое место. На торжках (два раза в год) и на базарах в большом количестве идет в продажу: хлеб, конопляное и льняное семя, коровье масло. Село принадлежало в старые годы Далматовскому монастырю под именем Теченского или монастырского поселья на Тече. Сюда был переведен женский монастырь из Далматова. Ныне в селе существует православная женская община, выделывающая для продажи много восковых свечей. В конце XVII и начале XVIII столетия. Верхне-Теченское село было обнесено стеной(1).
1914г. Также, как в Пермской, в Екатеринбургской епархии больницы располагались лишь при монастырях. В 1914 г. их было четыре при Верхотурском Николаевском на 15 кроватей, при Долматовском Успенском на - 5, при Екатеринбургском Ново-Тихвинском на - 20 и Троицком Верх-теченском монастыре на - 5 кроватей. Эти больницы предназначались в основном для священнослужителей и монашествующих. Однако в отчете правящего екатеринбургского архиерея было отмечено: "Больницы при монастырях оказывают, кроме всего, большую услугу окрестному населению, а именно: дети бедных родителей, преимущественно обучающиеся, пользуются бесплатным лечением в монастырских больницах" (6).
1920г. Монастырь закрыт.
1995г. Введенский женский монастырь вновь открыт 22 февраля 1995 года. Настоятельница — монахиня Серафима (Альховская)

(1) Энциклопедический Словарь Ф.А.Брокгауза и И.А.Ефрона (В 86 томах с иллюстрациями и дополнительными материалами), С.-Петербургъ, 1890-1907,
(http://www.vehi.net/brokgauz/index.html)

(2) С. М. Соловьев, История России с древнейших времен, Том 20, Глава 1, Продолжение царствования имератрицы Анны Иоанновны (1732-1740), 1870г.,
(http://az.lib.ru/s/solowxew_sergej_mihajlowich/text_1200.shtml)

(3) Булгаков С.В. Настольная книга священно-церковно-служителей. Репринт. М., 1993. Ч.II. С. 1448–1449.

(4) Н. Швецов, независимый историк, "...И живем все от башкир в осаде с великим опасением..." (Об истинных причинах башкирских бунтов), 06.11.2007,
(http://www.ufagub.com/news/socium/1002/)

(5) Нечаева М. Ю. Начальные школы при монастырях Восточного Урала. Екатеринбург, 2000,
(http://atlasch.narod.ru/)

(6) Нечаев М. Г. Уральские монастыри в начале XX века, 2003,
(http://eparhia.permonline.ru/eparh/konf/seraphim/mon.html)


Статью добавил(а): Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Александр Богданов,  25 января 2011

Свято-Троицкий Верхтеченский монастырь. 3 класса, общежительный, при селе Верх-Теченском, в 70 верстах от города Шадринска, на реке Тече. Учрежден в 1868 году из существовавшей с 1860 года женской общины, основанной Ксенией Зыряновой (после игумения Евсевия) на месте бывшего с 1743 — 1764 годов Введенского женского монастыря; при нем школа и свечной завод.

Из книги С.В. Булгакова «Русские монастыри в 1913 году».

Комментарии и обсуждение



Внести изменения в объект

Что нужно изменить:

Пожалуйста, не забывайте указывать источник ваших данных.

Добавить статью или комментарий

Текст статьи

Если Вы не являетесь автором статьи – не забудьте, пожалуйста, указать источник


Пожалуйста, войдите на сайт или зарегистрируйтесь. Анонимно вы можете отправить лишь небольшое уточнение. Добавлять в каталог полноценные статьи могут лишь зарегистрированные авторы.




Добавить фотографию

Только зарегистрированные пользователи могут добавлять фотографии в каталог.