История Каширского края наполнена множеством примечательных фактов, удивительных историй, и, конечно же, легенд, овеянных народной молвой и поверьями. И, наряду с древней Каширой, большой интерес представляет история сёл, многие из которых возникли еще в незапамятные времена. Поселение на месте нынешнего села Злобино, расположенное в 12 верстах от Каширы, существовало очень давно. Неоднократно оно подвергалось опустошению после вражеских набегов, однако всякий раз возрождалось, радуя красотой своего расположения на реке Жежельне и прудах, среди лесов и перелесков. Вызывает интерес и происхождение названия села. По легенде такое «злое» имя оно получило после истории с одной весьма знатной дамой, экипаж которой якобы тонул в болоте при проезде здешней местности. В гневе дама изрекла, чтобы отныне это село называлось Злобино. В действительности же название оно получило от первого своего владельца Злобы Злобина, причем Злоба – это прозвище, которое в древности получали люди суматошные и беспокойные, но вовсе не злые!
Первое письменное упоминание o селе Злобино и его первом владельце, относится к середине ХV века, а точнее к 1441 году, когда великий московский князь Василий Васильевич II Темный за ратные заслуги пожаловал эти земли Семену Писареву (Сенке Писарю), приехавшему в первой половине XV века из Польши. Что послужило основанием нынешнему названию села Злобиным, исторических указаний на это нет. По одной из легенд дошедшей до нас, село получило такое название якобы потому, что карета одной весьма знатной особы при проезде через село застряла в болотистой яме, и дама эта в раздражении и гневе нарекла село «злобным местом». Ранее это село называлось Архангельское. Более достоверным, пожалуй можно считать, что такое название село получило от одного из первых его владельцев — Злобы Злобина. Злоба — имя, которое в те времена встречалось довольно часто.
К XVI веку на злобинской земле уже стояли две деревянные церкви: Архангела Михаила и святой мученицы Параскевы Пятницы. В «Писцовых книгах Тульской губерни 1578 и 1579 гг.» есть запись: «Да в селе же церковь Михаила Архангела, древеная, клетцки, да другая церковь Пятница св., древеная, клетцки, стоят на царя и великого князя земле». Наименование «клетски» происходит от слова «клеть» — изба. Первые деревянные храмы были более похожи на обыкновенные избы и даже просто на амбары с сенями, с крышами на два ската. На князьке крыши устанавливается крест. Особо чтимыми иконами в приходы были — Черниговская икона Божией Матери и икона святителя Николая Чудотворца. В 1715 году семья Писаревых: стольник Иов Иванович Писарев и настоятель Спасского Ярославского монастыря архимандрит Тихон (Писарев) возводят в селе новый каменный храм Архангела Михаила. Село тогда называлось Архангельским.
Примечательный факт — несмотря на действовавший в то время запрет Петра I, новый каменный храм строился одновременно с первыми каменными зданиями Санкт-Петербурга. В храме три престола: главный придел освящен во имя Архистратига Михаила, в трапезной части – по правую сторону во имя св. апостола Иакова, Брата Господня, и по левую – во имя св. муч. Иоанна Воина. В каком году устроены приделы, неизвестно, но строителями их были: правого – местный помещик Яков Иванович Басаргин, а левого – Петр Дмитриевич, также местный помещик, благотворитель храма. Храм был полностью расписан фресковой живописью, а на полу были настелены чугунные полы.
Но наступили богоборческие времена... Подверглась тогда гонениям семья священника, служившего в храме последние годы перед закрытием — иерея Николая Лаврентьевича Меркулова, его семья была сослана в Пензенскую область, a сам он принял мученическую смерть в одном из многочисленных лагерей под Чимкентом, в феврале 1943 года. В богоборческие годы советской власти храм подвергся разграблению, были попытки и его разрушения, но они, к cчастью не увенчались успехом. Когда на правлении колхоза «Большевик», в начале 50-х годов прошлого ХХ века, обсуждался вопрос где же взять стройматериалы на коровник — было предложено разобрать храм. Начали ломать с западной стороны храма, с дверного проема на колокольню. Вот только не учли, что это не современная цементная кладка. Обезобразили проем, наломали безформенных кирпичных кусков, после чего бросили эту бесполезную затею. Во времена процветания колхоза на злобинской земле, бывшую церковь сначала использовали под зернохранилище, рядом был устроен крытый зерновой ток и телятник. В 1960 году здание, признанное памятником федерального значения, взято под государственную охрану.
К 1990-м годам здание храма Михаила Архангела было брошено на произвол судьбы, в связи с чем оно стало активно разрушаться... 25 октября 1991 года местной властью здание храма передано Церкви, после чего на средства образовавшейся православной общины и некоторых благотворителей, начался вялотекущий посредственный ремонт здания. Масштабные противоаварийные работы в Михайло-Архангельском храме начались лишь в начале октября 2017 года. До этого в течение полугода велась серьезная подготовка к этому этапу работ: обследован грунт вокруг храма, сделаны необходимые измерения, в том числе уклона колокольни, и получены необходимые допуски от министерства культуры, поскольку храм является историческим памятником федерального значения. За это время были проведены противоаварийные работы, вычинка кирпича, штукатурка фасадов храма и ряд других работ по фасаду и кровле церковного здания, а также побелка стен старинного храма.
Сейчас церковь Михаила Архангела полностью восстановлена и ждёт вновь своего Полного освящения... Построенный И. П. Иванчиным-Писаревым бесстолпный двусветный храм трапезной и ярусной колокольней принадлежит типу «восьмерик на четверике». В трапезной – приделы свщм. Иакова, брата Господня, и свщм. Иоанна Воина. Храм богато декорирован в духе «московского барокко»: четверик завершён рядом кокошников и увенчан двухъярусным восьмигранным барабаном с главкой, фасады украшают наличники окон и порталов.
С сайта: https://архангелмихаил-злобино.рф/history/