Один из немногочисленных фактов, имеющих отношение к датировке создания южной надвратной церкви Сергия Радонежского, заслуживает внимания. В 1897 году в газете "Новое время" появилось сообщение архимандрита Борисоглебского монастыря о том, что в монастырских клировых ведомостях указана дата постройки надвратной церкви Сергия - 1680 год. Эта же дата была выбита и на кресте под престолом в храме, причем надпись на нем указывала, что церковь построена при царе Федоре Алексеевиче (1676-1682). По сведениям монастырских архивов, освящение Сергиевского храма состоялось 7 сентября 1680 года.
Сергиевская церковь обладает множеством черт, характерных для ростовской архитектуры XVII века - например, широкими окнами с килевидными наличниками из полувала и декоративными розетками из белого камня на северном фасаде. Строгую гладь стен слегка оживляет скромный пояс антаблемента под закомарами. В конце XVIII века церковь была перекрыта четырехскатной кровлей, в 90-х годах ХХ века было восстановлено первоначальное позакомарное покрытие.
Пышное пятиглавие получило широкое распространение в культовом зодчестве во второй половине XVII столетия. Центральный световой и глухие угловые барабаны Сергиевской церкви украшены поясами из поребрика, городков и небольших арок на колонках с бусинами. Подобный аркатурный поясок появляется и на других монастырских зданиях XVII века. Пять мощных глав храма в старину были обиты деревянной чешуей, а в 1775 году, как видно из "Описи имущества" монастыря, опаяны белой жестью. Кровля тесовая, кресты на церкви железные, средний крест позолочен - отмечено в "Описи". За исключение покрытия, церковь почти не подвергалась переделкам.
Весь могучий куб храма вплотную придвинут к одной из башен. Образовавшееся с западной стороны пространство между церковью и второй фланговой башней занято широкой галереей с торжественной лестницей. Западная галерея соединяется с южной, расположенной перед фасадом здания. В композиции можно отметить еще один излюбленный прием прием ростовских зодчих XVII века: создание контраста в облике сооружений. Простая, почти суровая плоскость стен церкви подчеркивает пышность кирпичного узорочья южной галереи.
Пять квадратных в плане столбов, на которые опираются арки пролетов, поддерживают южную галерею, украшенную затейливым орнаментом из кирпичного "штучного набора". По верху галереи проходят два пояска из поребрика и городков, их рисунок перекликается с таким же декором антаблемента и барабанов. Череда окон галереи не кажется монотонной благодаря их различной ширине. Тяга из полувала с циркульными арочками над проемами окон создает впечатление наличников. А ниже окон, ближе к человеку, входящему в главные ворота ансамбля, каменный орнамент становится все разнообразнее, богаче, ярче. середина стен занята широким поясом из уступчатых ниш-ширинок с белокаменными фигурными розетками в них. Внутренняя плоскость арок, очерченных полуциркульными поясами из поребрика, занята также нишами и множеством арочек с висячими гирьками. Подобные арки с гирьками можно увидеть в монастыре почти на всех постройках того времени.
Массивные столбы галереи расчленены с лицевой стороны фигурными колонками из белого камня и круглыми нишами, в которых размещены белокаменные розетки с резным изображением двуглавого орла - герба Российского государства: недвусмысленный намек на значимость монастыря, близкого к царскому двору на протяжении всей его истории. Интересно отметить, что подобные, хотя и меньшие по размеру, белокаменные розетки с орлом вмонтированы в северную стену самого храма. Это еще одно свидетельство одновременности создания галереи и самой церкви.
Наравне с богатым кирпичным и белокаменным декором настоящим украшением храма служили и многоцветные наружные росписи на евангельские и библейские сюжеты. Их наличие указывает на особое значение, придававшееся храму, который был посвящен основателю монастыря - преподобному Сергию Радонежскому.
На южной галерее церкви над арками расположены три обрамленных профильными тягами трехлопастных киота, в которых размещена деисусная композиция. В центральном, более широком киоте написана поясная фигура Иисуса Христа в розовом гиматии и голубом хитоне, в левом киоте изображена склоненная в сторону Христа Богоматерь в коричневом мафории, в правом - Иоанн Предтеча в зеленом хитоне со свитком в руках.
Под церковью находятся два сводчатых проезда, ведущие на территорию монастыря. Подпружные арки расположены значительно ниже сводов проездов, пространство между ними образуют простенки с полуциркульным завершением, соответствующим сводам. На них со стороны въезда и и со стороны монастырского двора размещены четыре композиции. Своды арок тоже расписаны.
Южные ворота Борисоглебского монастыря расписывались в конце XVII века в соответствии с системой росписи, характерной для ярославских и ростовских храмов. Над арками ворот размещены многофигурные композиции, а на самих арках, в медальонах - погрудные изображения ангелов, митрополитов, святых и чудотворцев. На лопатках, переходящих в арки, написаны могучие (примерно в полтора раза больше натуральной величины) фигуры апостолов в рост. Все композиции обрамлены коричневой разгранкой, по низу лопаток идут белые полотенца с орнаментом в кругах - так авторы этих фресок формально переносят схему росписи и столбов из интерьера храмов на внешние стены ворот.
Над главными (левыми) въездными воротами расположен киот с изображение Христа. Над первой аркой этих ворот изображена Новозаветная Троица в лучах, которую окружают крылатые херувимы. Слева и справа от центральной группы помещены коленопреклоненные фигуры в коричневых монашеских мантиях и со свитком в руках - основатели монастыря Федор и Павел. На арке написан образ Нерукотворного Спаса с двумя летящими в облаках ангелами в голубом и коричневом одеянии. Ниже, на лопатках в кругах изображены два неизвестных святителя в крещатых омофорах. У одного из них в руках свиток, у другого - Евангелие.
Над второй аркой написан Спас на престоле, слева от него - Богоматерь, справа - Иоанн Предтеча, а по сторонам - по три коленопреклоненных фигуры святых в голубых, зеленых, охристых, коричневых одеяниях. На арке - Троица в виде трех погрудных изображений ангелов в медальонах. Абрис голов, их наклон и поворот, цветовое решение одеяний (голубое, коричневое, зеленое) указывают на то, что трактовка этих фигур восходит к "классическим" образцам, берущим свое начало от "Троицы" Рублева. Ниже, на лопатках, размещены две фигуры апостолов в рост с книгами в руках. Над первой аркой правых ворот, в центре, изображена Богоматерь Знамение, по сторонам - обращенные к ней ростовские чудотворцы в коричневых монашеских мантиях, белых клобуках и белых крещатых омофорах. На арке, в центральном медальоне помещено изображение Иисуса Христа, на восточном склоне арки - Исидора Блаженного (ростовского чудотворца), на западном склоне - Иринарха (борисоглебского чудотворца). Фрески этой арки арки имеют красноватый колорит, отличный от колорита всех остальных композиций, где превалирует золотистый цвет охры. Изменение колорита росписи произошло в результате сильного пожара - под воздействие огня золотистая охра переродилась в охру красную, изменились и некоторые другие краски.
Со стороны монастырского двора над аркой этих же ворот находится фреска с изображением Иисуса Христа на престоле с раскрытой книгой в левой руке. По сторонам от него - царь Давид в белой царской мантии и короне на голове, первосвященник Мельхиседек, князья Борис и Глеб. В нижней части точно так же, как и во всех предыдущих композициях, изображены две припадающие к ногам Иисуса Христа фигуры монахов со свитками в руках. Это, надо полагать (надписи не сохранились), основатели монастыря Федор и Павел.
По своему колористическому строю эта композиция производит наиболее сильное впечатление. Превосходны здесь фигуры в зеленых, голубых, коричневых, белых одеяниях. Кое-где на одеждах видны слабые следы орнамента, который, несомненно, еще больше обогащал колорит этой фрески. В центральном медальоне арки изображен Спас "Благое молчание", а на ее левом и правом склонах - два московских святителя - митрополиты Петр и Алексей в митрах с белыми опушками и в белых крещатых омофорах. Ниже, на лопатках, помещены погрудные изображения еще двух неизвестных митрополитов. Надписи здесь также, как и краски на одеждах, почти полностью утрачены.
Два входа, обрамленных перспективными порталами со скромными капителями, ведут с широких галерей в Сергиевскую церковь, представляющую собой четырехстолпный двухсветный храм. Композиция этой церкви своеобразна: световой барабан смещен к алтарю, восточные столбы совмещены с каменной алтарной преградой, вместо традиционных трех апсид существует лишь центральный алтарный выступ, настолько маленький, что при взгляде снаружи он почти теряется на фоне массивных форм храма. В нижней части размещена небольшая ризница, в которую ведет из алтаря узкая лестница внутри стены.
Интерьер церкви никогда не был расписан. Высокие стены и своды храма покрыты легкой известковой затиркой, позволяющей рассмотреть все неровности кирпичной кладки. В отсутствии фресок есть своя прелесть: обычно росписи сужают интерьер, давят своей многоцветной тяжестью, скрывают от глаз конструкции архитектурных членений. Здесь же, в Сергиевской церкви, много света и девственной белизны, стены и своды кажутся необычайно высокими и легкими.
Громада Сергиевского храма, вознесенного над двумя арками ворот, с могучими фланкирующими башнями, с галереями, богато украшенными каменным узорочьем, придает главному въезду в монастырь величественность и торжественность.
По материалам книги В.Т. Кривоносова "Борисоглебский монастырь. Архитектурный ансамбль.", издательство "Северный паломник", 2007 г., стр. 37-45.