ГЛАВНАЯ О ПРОЕКТЕ ВХОД / РЕГИСТРАЦИЯ
Вход

У меня есть логин и пароль

E-mail или логин

Пароль

Регистрация

Я новый пользователь

 

Восстановление пароля

Я забыл пароль

E-mail или логин


Веретьево, урочище. Церковь Смоленской иконы Божией Матери.


Церковь. Не действует.  
Престолы:Смоленской иконы Божией Матери
Год постройки:1802.
Ссылки: Ссылка на temples.ru 
Адрес:
Владимирская область, Камешковский район, урочище Веретьево (с. Ряхово)

Координаты:56.46411, 40.78962
Проезд: Из райцентра Камешково западный выезд на Суздаль, 15км до д. Саулово, далее вправо на север по указателю "Ряхово" 2км. На северной оконечности Ряхово асфальт кончается, левее идёт более наезженная грунтовая дорога в леса к мосту через р. Возихма и в Суздальский район, строго прямо на север другая, м ... нажмите чтобы увидеть полное описание проезда Из райцентра Камешково западный выезд на Суздаль, 15км до д. Саулово, далее вправо на север по указателю "Ряхово" 2км. На северной оконечности Ряхово асфальт кончается, левее идёт более наезженная грунтовая дорога в леса к мосту через р. Возихма и в Суздальский район, строго прямо на север другая, мало наезженная колея на бывшее Веретьево. Через 2км в лесу левый малозаметный сильно заросший травой поворот под углом 60град, ещё 1.5 км на Веретьево. Дорога кончается болотиной, далее по кочкам пешком, в удачный сезон на джипе. Ориентиров в глухом лесу нет. Западный проезд к Веретьево вдоль поймы реки и восточный от дороги на д. Ивановскую зарос 20 лет назад и облесился, колеи нет, ориентироваться по спутниковым снимкам




Добавить фотографию
Сортировка:


Церковь Смоленской иконы Божией Матери - Веретьево, урочище - Камешковский район - Владимирская область
Шумилов Дмитрий
10 марта 2014
Церковь Смоленской иконы Божией Матери - Веретьево, урочище - Камешковский район - Владимирская область
Геннадий.
2 июля 2011
Церковь Смоленской иконы Божией Матери - Веретьево, урочище - Камешковский район - Владимирская область
Kot33
20 июня 2010
Церковь Смоленской иконы Божией Матери - Веретьево, урочище - Камешковский район - Владимирская область
Kot33
20 июня 2010
Церковь Смоленской иконы Божией Матери - Веретьево, урочище - Камешковский район - Владимирская область
Ландшафная панорама с юго-запада
Щёлоков Олег Олегович
2 июня 2007
Церковь Смоленской иконы Божией Матери - Веретьево, урочище - Камешковский район - Владимирская область
Олег Худяков
23 августа 2015
Церковь Смоленской иконы Божией Матери - Веретьево, урочище - Камешковский район - Владимирская область
Вид с юго-востока
Щёлоков Олег Олегович
2 июня 2007
Церковь Смоленской иконы Божией Матери - Веретьево, урочище - Камешковский район - Владимирская область
Южный фасад основного объёма
Щёлоков Олег Олегович
2 июня 2007
Церковь Смоленской иконы Божией Матери - Веретьево, урочище - Камешковский район - Владимирская область
Апсида
Щёлоков Олег Олегович
2 июня 2007
Церковь Смоленской иконы Божией Матери - Веретьево, урочище - Камешковский район - Владимирская область
Колокольня, вид с юго-запада
Щёлоков Олег Олегович
2 июня 2007
Церковь Смоленской иконы Божией Матери - Веретьево, урочище - Камешковский район - Владимирская область
Рядом с церковью врыто в землю два креста, третий находится в алтарной части первого яруса
Щёлоков Олег Олегович
2 июня 2007
Церковь Смоленской иконы Божией Матери - Веретьево, урочище - Камешковский район - Владимирская область
Крещатая решётка одного из окон первого яруса
Щёлоков Олег Олегович
2 июня 2007
Церковь Смоленской иконы Божией Матери - Веретьево, урочище - Камешковский район - Владимирская область
Северный вход в церковь напоминает окно, однако имеются первоначальные кованые кулачки для дверной створки
Щёлоков Олег Олегович
2 июня 2007
Церковь Смоленской иконы Божией Матери - Веретьево, урочище - Камешковский район - Владимирская область
Карниз основного объёма
Щёлоков Олег Олегович
2 июня 2007
Церковь Смоленской иконы Божией Матери - Веретьево, урочище - Камешковский район - Владимирская область
Барабан юго-восточной главы пятиглавия основного объёма церкви
Щёлоков Олег Олегович
2 июня 2007
Церковь Смоленской иконы Божией Матери - Веретьево, урочище - Камешковский район - Владимирская область
Интерьер колокольни в уровне перехода четверика в восьмерик. Деревянные лестницы не сохранились.
Щёлоков Олег Олегович
2 июня 2007
Церковь Смоленской иконы Божией Матери - Веретьево, урочище - Камешковский район - Владимирская область
Интерьер второго яруса церкви. Южная стена трапезной
Щёлоков Олег Олегович
2 июня 2007
Церковь Смоленской иконы Божией Матери - Веретьево, урочище - Камешковский район - Владимирская область
Интерьер второго яруса церкви. Купол основного объёма
Щёлоков Олег Олегович
2 июня 2007
Церковь Смоленской иконы Божией Матери - Веретьево, урочище - Камешковский район - Владимирская область
Интерьер второго яруса церкви. Северная стена апсиды
Щёлоков Олег Олегович
2 июня 2007
Церковь Смоленской иконы Божией Матери - Веретьево, урочище - Камешковский район - Владимирская область
Интерьер второго яруса церкви. Вертикальная панорама основного объёма, вид на восток
Щёлоков Олег Олегович
2 июня 2007
Церковь Смоленской иконы Божией Матери - Веретьево, урочище - Камешковский район - Владимирская область
Интерьер нижнего яруса церкви. Основной объём, фрагмент росписи коробового свода помещения
Щёлоков Олег Олегович
2 июня 2007
Церковь Смоленской иконы Божией Матери - Веретьево, урочище - Камешковский район - Владимирская область
Интерьер нижнего яруса церкви. Основной объём, вид на алтарную часть
Щёлоков Олег Олегович
2 июня 2007
Церковь Смоленской иконы Божией Матери - Веретьево, урочище - Камешковский район - Владимирская область
Интерьер нижнего яруса церкви. Трапезная. Освещенность помещения настолько низкая, что фотоаппарат очень слабо воспроизвёл цветовые оттенки.
Щёлоков Олег Олегович
2 июня 2007
Церковь Смоленской иконы Божией Матери - Веретьево, урочище - Камешковский район - Владимирская область
Интерьер нижнего яруса церкви. Панорама в западном направлении
Щёлоков Олег Олегович
2 июня 2007
Церковь Смоленской иконы Божией Матери - Веретьево, урочище - Камешковский район - Владимирская область
Интерьер нижнего яруса церкви. Алтарная часть
Щёлоков Олег Олегович
2 июня 2007
Церковь Смоленской иконы Божией Матери - Веретьево, урочище - Камешковский район - Владимирская область
Из архива Касаткина Г.Я.
Фарафонов Роман
25 декабря 1970
Церковь Смоленской иконы Божией Матери - Веретьево, урочище - Камешковский район - Владимирская область
Фото 2-й половины XX века. http://www.youtube.com/watch?v=OipuC8hs_s4
Jelics
??
Церковь Смоленской иконы Божией Матери - Веретьево, урочище - Камешковский район - Владимирская область
Фото 1950-х гг. https://vk.com/pogost_veretevo?z=photo-106400504_407133335%2Fwall-106400504_109
Jelics
??




Добавить статью/комментарий
Статью добавил(а): Щёлоков Олег Олегович,  2 июня 2007

Храм заброшен, разорён, находится в крайне трудонодоступном и непроезжем месте. От изб остались лишь заросшие крапивой ямы, старинное кладбище пестрит древними памятниками, но неухожено, превратилось в ухабистое дикое поле.

На фоне глухой и обезлюдевшей местности храм в центре большой поляны поражает своими объёмами, двухярусной архитектурой, высокой колокольней, бывшим пятиглавием, массивными кирпичными конструкциями. Частично сохранились фресковые росписи в нижнем ярусе.

Географическая труднодоступность и отсутствие дорог некоторое время охраняла храм. Вынести с него уже нечего, но оголтелый вандализм как правило не успокаивается, пока строение не будет разобрано на кирпич под ноль.

Однако помимо местных вандалов с 2006 года храм стал желанным объектом посещения геокешеров, а параллельно с ними чёрных кладоискателей. Рядом с храмом отмечены многочисленные бессмысленные поджоги деревьев, муравейников, раскачанные и поваленные ногами надгробные памятники, туристы бросают мусор, кострищи.

Церковь Смоленской иконы Божией Матери в Веретьево давно находясь без кровель активно поражается атмосферными осадками, морозным выветриванием, кладка зарастает деревьями.

==================
(ред.2010г.)
Перспективы для сохранения храма имеются. Он окормляется Александровским мужским монастырем в Суздале. Для оказания посильной помощи следует обращаться к благочинному Суздальского монастырского благочиния, архимандриту Иннокентию (Яковлеву), настоятелю Свято-Александровского мужского монастыря. ==================
(ред.2012г.)
19 августа 2011 года архимандрит Иннокентий (Яковлев) назначен епископом Нижнетагильским и Серовским, 24 августа отбыл к месту нового служения. Попечительство Веретьевской Смоленской церкви на неопределенное время прекращено.

Статью добавил(а): Николай,  24 ноября 2014

Веретевский Погост

Погост Веретево при колодцах и речках Печуге и Возотьме находился в 27 верстах от Коврова и в 50 верстах от Владимира. Еще в XVI веке он являлся вотчиной Суздальского Покровского женского монастыря. 31 августа 1606 царь Василий IV Иванович Шуйский подтвердил права этой обители на погост с прилегающими к нему деревнями. Спустя 19 лет,30 марта 1625 г., новый царь Михаил Федорович Романов вновь дал жалованную грамоту Покровскому монастырю на «волость Талецкую, а в ней погост церковь Николы Чудотворца да тепла церковь Ильи Пророка» с двенадцатью деревнями. В то далекое время Веретевский находился на оживленной дороге из Шуи и Холуя на Суздаль и был центром не только обширной волости, но и большого прихода. В окладных книгах патриаршего казенного приказа 1628г. значится: «церковь Николы Чудотворца в Талшевской волости в Веретеи на погосте в вотчине Покровского девича монастыря, что в Суздале». Окладные книги 1653 г. уточняют, что приход погоста составляли 108 дворов крестьянских и 21 двор бобыльский. В переписных книгах 1678 г. при церкви Веретева значится «поп Митрофан», сын и преемник священника Кузьмы Васильева. В 1719 г. при Никольской церкви погоста состоял причт из священников Ивана Иванова и Ивана Семенова, дьячков Семена Иванова и Афанасия Степанова, пономаря Ивана Иванова. В течение всего XVIII столетия в Веретеве существовали холодная Никольская и теплая Ильинская деревянные церкви. В 1764 г. веретевская вотчина перешла в ведение Государственной Коллегии Экономии, а в 1778 г. погост вошел в состав новообразованного Ковровского уезда. Со второй половины XVIII века в Веретеве служили священники Сергей Иванов (1734-1804 гг.) и Стефан Андреев (1734-1811 гг.). При них в погосте началось строительство внушительной двухэтажной каменной церкви. Пятиглавый храм с высокой шатровой колокольней был освящен в 1802 г. В верхнем, холодном этаже находились престолы в честь Смоленской иконы Божией Матери и придельный - во имя Св. Пророка Илии, в теплом, нижнем этаже размещался престол во имя Святителя и Чудотворца Николая. Старые деревянные церкви были упразднены и разобраны. В новоустроенном каменном храме служили священники: в 1809-1830 гг. - Алексей Васильевич Веретьевский, в 1830-1855 гг. - Алексей Андреевич Добровольский, в 1831-1850 гг. Иван Иванович Борисовский и в 1853-1864 гг. - Николай Александрович Харламов. Наиболее же известным настоятелем храма Веретевского погоста стал протоиерей Дмитрий Иванович Бережков, прослуживший там более 60 лет - с 1850 до начала 1910 гг. За свою ревностную пастырскую деятельность он получил множество положенных священнику наград, был возведен в сан протоиерея и в 1910 г. награжден палицею. Преемником о.Димитрия стал его сын, священник Иван Димитриевич Бережков, в 1915 г. награжденный набедренником, а в марте 1919 г., среди начавшихся гонений на Церковь, получивший еще и скуфью. И.Д. Бережков оказался, по-видимому, последним настоятелем Веретевской церкви, которая в конце 1920 - начале 1930-х гг. была закрыта. При церкви в конце XIX века была основана церковно-приходская школа. Из числа благотворителей и наиболее усердных в попечении о своем храме прихожан погоста можно назвать крестьян деревни Полушино Григория Лукича Фомина (церковного старосту в 1868-1879 гг.) и его сына Василия Григорьевича Фомина; крестьянина деревни Шелухино Ивана Мохова (церковного старосту в 1880-е гг.); крестьянина Ефимия Панова (церковного старосту в 1890-1900 гг., награжденного в 1900 г. золотой нагрудной медалью на Станиславской ленте); иваново-вознесенского купца Михаила Андреевича Зубкова, отставного солдата Петра Киприанова.

Веретевский погост, окруженный с трех сторон болотистой местностью, а с четвертой - речкой, сам по себе являлся небольшим поселением, гае проживал лишь местный церковный причт. В 1858 г. там еще имелось 8 дворов и 35 постоянных жителей, а к 1923 г. оставалось лишь 10 человек. После закрытия церкви погост стал терять своих последних обитателей. Последними веретевцами были учителя тамошней школы. В 1950 г. несколько граждан стали хлопотать перед районными и областными властями об открытии вновь храма в этом погосте. Уполномоченный по Владимирской области Совета по делам Русской Православной Церкви Тупиков направил во Владимирский облисполком следующий документ: «...Здание Никольской церкви (в погосте Веретево) построено в 1802 г., каменное, двухэтажное и довольно сохранившееся. В церкви также сохранилось все оборудование и церковная утварь. Церковь расположена на погосте, приблизительно в 2 км от селений. В церковной ограде находится здание бывшей церковно-приходской школы, где в данное время находится начальная 4-классная школа. Главные ходатаи об открытии Никольской церкви в погосте Веретево являются: гражданин Комиссаров И.О., не колхозник, работает на стороне на разных работах, и Никитин К.В., имевший в прошлом механическую мастерскую, раскулачен, лишался избирательных прав. Остальное население относится к открытию церкви совершенно безразлично. Гражданка Куликова М. П. заявила о том, что она лично не расписывалась, а за нее расписался кто-то другой. «Расстояние от погоста Веретево до действующей церкви села Филяндино Савинского района Ивановской области 7 км, где верующие и удовлетворяют свои религиозные потребности. На основании вышеизложенного полагал бы ходатайство верующих об открытии в погосте Веретево церкви отклонить». Так оно и было, церковь в погосте открыть не разрешили. Вскоре оттуда вывели школу, и Веретево обезлюдело. Последней обитательницей погоста была какая-то бабушка-монашка, жившая в избушке-келейке при церкви. В 1960 г. ночной порой нагрянули туда бандиты, ограбили церковь, а чтобы замести следы, подожгли все строения погоста. Полностью выгорела сохранявшаяся еще в целости церковь, сгорела и избушка вместе с монахиней. С тех пор на погосте тишина и безлюдье. Сгнили и пропали шедшие через болота к погосту гати, и он сегодня находится как бы на острове. По-прежнему высится громада двухэтажной Смоленской церкви, но потерявшая свое шатровое завершение колокольня напоминает крепостную башню и издали придает всему сооружению вид средневекового замка. До сих пор ведет к храму аллея из старых лип и еще целы одичавшие яблони бывшего школьного сада. С северо-западной стороны от церкви в соснячке сохранились остатки старого кладбища. Можно найти гранитные плиты надгробий Дмитрия Васильевича Швецова, родоначальника купеческой династии из крестьян приходской деревни Ряхово, и псаломщика Алексея Бережкова, родственника местных священников Бережковых. Сегодня добраться в Веретево трудно и даже жители соседних деревень почти забыли дорогу туда. В приходе Веретева состояли шесть деревень: Высоково и Ивановская к северо-востоку от погоста; Шелухино -к востоку, а Лужки - к северу от него; Полушино - к северо-западу и Гусево - к юго-западу от погоста. Из этих деревень две последние в административном отношении входили в состав Суздальского уезда. Сегодня из всех этих селений сохранилась лишь деревня Ивановская, остальные не существуют. Прежде Веретевский приход был гораздо обширнее, ибо из него выделились в 1861 г. Ряховский, а в 1864 г. - Тынцовский приходы.

Краткая историческая справка МО Сергеихинское сельское поселение
http://admsergeiha.ru/development_perspective/Master_plan/PZ_09.pdf


Статью добавил(а): Николай,  26 ноября 2014

Веретево погост

Погост Веретево, при колодцах, от уездного города находится в 27 верстах и от губернского города в 50 верстах.

Веретево, или Никольский на Верете погост, в старинных документах значится вотчиной Суздальского Покровского женскаго монастыря и принадлежало ему еще в ХVI столетии. Монастырь имел подтвердительные жалованныя грамоты на право владения Веретевым Царя Василия Иоанновича Шуйскаго, от 1606 года, и Царя Михаила Федоровича, от 1623 года. В последней «жалованной грамоте Покровскому монастырю» написано: «положили онъ ( игуменья Ульянея и сестры) пред нами Царя Василия Ивановича жалованные четыре грамоты 114 года…..А в третьей жалованной грамоте написано: вотчина их монастырская , в Володимерском уезде, волость Талецкая, а в ней погост, а на погосте церковь Николы Чудотворца да теплая церковь Ильи Пророка, а к тому погосту деревень: деревня Ряхово, деревня Лушки, на речке Возотме деревня Волково, деревня Скородня, деревня Заозерье, деревня Хмелинки над Кладковым болотом, деревня Чертовикъ, деревня Боблово, на обе стороны, деревня Ивишеново, деревня Мишино, на речке Ивешеневе, деревня Сереброво, деревня Леженица на реке Ступице, деревня Ступино на реке Ступенке, деревня Ямное на Веретеях, деревня Парфеново на речке Секше, деревня Скалозубово на речке на Секше, деревня Хмелинки, починок Елхов Мокрецо, пустошь Истопниче ….и Мы Великий Государь Царь и Великий Князь Михаил Федорович Покрова Пречистыя Богородицы девича монастыря игуменью Ульянею с сестрами пожаловали, велели те прежния жалованные грамоты переписать на наше Государево имя». Вотчиной Покровскаго монастыря Веретево, вероятно, оставалось до 1764 года.

Николаевская церковь погоста Веретева в окладных патриаршего казенного приказа книгах 1628 года записана так: « церковь Николы чудотворца в Талшевской волости в Веретеи на погост в вотчине Покровского девича монастыря, что в Суздале, дани двадцать деветь алтынъ пять денегъ»; а под 1653 годом в тех же книгах имеются следующие сведения о состоянии прихода: « 161 г. у Николаевской церкви на погосте Веретеневе дв. попов, дв. пономарев, дв. просвирницыне, крестьянских 108 дв., бобыльских 21 дв., пашни церковныя паханыя середния земли 14 чети в поле, а во двъ по тому же, сена промежь полъ и по речке по Вотемке 20 копенъ». По новому дозору 164 г. положено на Николаевскую церковь дани 2 рубля 26 алтынъ 3 денги заезда гривна», въ этом размере какъ показывают записи в указанных книгахъ, церковь платила дань до 1746 года. Николаевская холодная и Ильинская теплая церкви, зданием деревянные, существовали в погосте до 1802 года; а в этом же году за ветхостью были разобраны и, вместо них, усердие прихожан построена ныне существующая каменная двухэтажная церковь и освящена в честь Смоленской иконы Божьей Матери. При церкви колокольня, ограда и сторожка каменныя же.

В церкви три престола: в холодном верхнем этаже в честь Смоленской иконы Божьей Матери и придельный престол во имя Св. Пророка Илии, в теплом нижнем этаже престол во имя Святителя и Чудотворца Николая.

Церковные документы хранятся в целости: копии метрических книг с 1802 года и исповедных росписей с 1825 г. Опись церковнаго имущества составлена в 1895 году, - также хранится в церкви.

Земли при церкви имеется 145 десятин, 1,075 кв. саж., изъ коих усадебной 3 десятины, пахатной 38 десятинъ, сенокосной 34 десятины и под лесом и кустарником 70 десятинъ. Документы на землю имеются и хранятся в церкви.

Причиа по штату положено: священник и псаломщик.- На содержание причтъ получаетъ: проценты съ капитала в 2,445 руб., за требоисправления 948 руб., отъ земли 50 руб., отъ сборовъ хлебом 12 руб. и дров изъ церковного леса на 40 ; руб., а всего въ год до 1, 050 руб. Дома причтъ имеет собственные, построенные на церковной земле.

В приходе следующие деревни: Шелухино, Ивановская, Высоково, Лужки, Палушино и Гусеово. Разстоянием отъ церкви деревни находятся не далее 4 верстъ, препятствий къ сообщению съ ними нетъ. Дворовъ въ приходе 231, душъ мужеского пола 692 и женскаго пола 766 дущъ.

В погосте имеется церковно – приходская школа и помещается в церковной сторожке.

(Ист.-стат. описание церквей и приходов Влад. епархии. Вып. 5)

http://dlib.rsl.ru/viewer/01002889711#?page=2


Статью добавил(а): Шумилов Дмитрий,  28 июня 2015

Проезд: появилось много лесовозных дорог. Поворот к церкви уже накатан. С востока от дороги на д.Ивановская также идет неплохая дорога. Церковь приводят в порядок энтузиасты - выносят мусор, очищается местность от кустарника. На кладбище наблюдается установка новых памятников давно умершим людям.

Статью добавил(а): Николай,  5 ноября 2015

О чём умолчал Солоухин

Если взглянуть на карту Владимирской области, то севернее автомобильной дороги Суздаль - Камешково, в трех километрах выше села Ряхово, вы найдете Веретьевский погост. Веретьево, или Никольский на Веретее погост, известен с XVI века как вотчина Суздальского Покровского женского монастыря. Строительство каменного храма на месте ветхого деревянного было начато весной 1782 года и завершено в 1802 году.

Двухэтажный пятиглавый храм, соединенный с колокольней, по своей величественности даже сейчас превосходит многие ближайшие церкви. Всего в нем было устроено три придела: в 1789 году на нижнем этаже был освящен теплый придел во имя святителя и чудотворца Николая, в 1802 году – холодный верхний придел Смоленской иконы Божией Матери, в 1814 году в трапезной – придел во имя святого пророка Илии. Как повествует дошедшая до нас церковно-приходская летопись, рукописная тетрадь, ведшаяся священником погоста Дмитрием Ивановичем Бережковым с 1868 года на протяжении 42 лет, церковь была обнесена каменной оградой с двумя воротами с южной и восточной сторон. При восточных воротах была устроена каменная сторожка.

Здесь же находим описание колокольни: «Колокольня при храме каменная, осьмиугольная, устроена в соединении с храмом… Верх на ней устроен кумполом, длинный шпиль на кумполе венчается яблоком и железным осьмиконечным крестом, который вызолочен в одно время с церковными. Колоколов на ней семь, в большом 210 пудов, перелит в 1862 году из старого расколотого, в коем весу было гораздо меньше». К сожалению, верх колокольни в настоящее время утрачен, что до последнего времени давало исследователям повод считать, что колокольня была шатровой. Благодаря приведенному выше свидетельству, а также найденной фотографии 1970 года установлено реальное завершение в виде кумпола.

До середины XIX века приход погоста Веретьево составляли 12 деревень, а до 1918 года – 6 деревень (Шелухино, Ивановская, Высоково, Лужки, Гусево, Полушино). Прошло несколько десятилетий, и жизнь в этих краях затихла: уехали в города люди, заросли дороги, разрушились дома, исчезли окормляемые погостом деревни. О пребывании здесь человека рассказывают лишь полуразрушенный храм, покосившиеся могильные памятники, да изредка встречающиеся все еще плодоносящие садовые культуры: яблони, малина, смородина. Просто удивительно, до чего быстро история стирает все наносное, суетное, оставляя лишь материальные свидетельства духовной работы!

С погостом Веретьево связана жизнь ряда замечательных людей. На протяжении нескольких столетий на погосте служили потомки одного священнического рода, получившие по месту служения фамилии Веретьевских и Смоленских. Есть на погосте захоронение и основателя династии местных купцов и фабрикантов Дмитрия Васильевича Швецова, сыновья которого построили церковь в селе Ряхово и много жертвовали на храм в Веретьево.

Сотрудник Камешковского районного историко-краеведческого музея Сергей Сергеевич Харитонов провел работу по изысканию сведений о роде Харламовых. Дело в том, что с 1853-го по 1864 год в Веретьево священствовал Николай Николаевич Харламов, у которого 18 апреля (по старому стилю) 1854 года родился будущий писатель-народник Иван Николаевич Харламов (1854-1887). Творчество И.Н. Харламова практически неизвестно современному читателю, а во второй половине XIX века он находился в самой гуще литературных кружков. И.Н. Харламовым было написано несколько десятков различных статей и очерков, а женитьба на сестре владимирского писателя Н.Н. Златовратского еще больше расширила круг его знакомств. В письме к родным Н.Н. Златовратский отметит: «Толстой очень нами интересуется. Ив. Ник. с ним уже знаком». Существуют воспоминания И.Н. Харламова о погосте Веретьево, опубликованные в журнале «Вестник Европы» за 1884 год (№№ 5-6) под заголовком «Без начала и без конца». Вот выдержки из этого очерка:

«Я родился в маленьком погосте, затерянном в лесу одного из глухих мест средней полосы. Я был, говорят, в детстве спокойным ребенком, что, по всей вероятности, происходило оттого, что у меня был нянькой чуть ли не весь маленький погост…

Совершенно идиллический характер имеют все мои личные воспоминания о маленьком погосте… Солнце уже спустилось за лес, только остался багряный рассвет там, где дорога идет к погосту, да верхушка высокой колокольни еще горит огнем заката… Или вот еще вечер – в церкви. В верхний ряд церковных окон ударили последние лучи заката и осветили фантастическими отблесками темнеющую внутренность».

Брат писателя, Николай Николаевич Харламов (1863 г.р.), стал художником, академиком живописи, принимал участие в росписи храмов, его работу можно наблюдать, в частности, в храме Воскресения Христова в Санкт-Петербурге.

Ровно 160 лет назад, в октябре 1865 года, к службе в Веретьево приступил Дмитрий Иванович Бережков, прослуживший бессменно на одном месте 57 лет. Д.И. Бережков пользовался авторитетом у руководства епархии, вел общественную и просветительскую деятельность. В 1890 году архиепископом Владимирским и Суздальским Феогностом Д.И. Бережков был произведен в сан протоиерея. Уважал Д.И. Бережкова и простой народ.

Когда в 2002 году участники владимирского велотурклуба оказались в селе Тынцы, то от местного жителя они услышали примерно такие слова: «Если вы поедете через Ряхово, обязательно отыщете в лесу заброшенный храм. Там была когда-то резиденция патриарха». Можно простить незнание, но памятью и уважением к этому месту пренебречь было нельзя. Так состоялось первое знакомство владимирских туристов с погостом.

Примечательно, что недалеко от Веретьево в 1956 году ходил Владимир Солоухин, отобразивший свой маршрут во «Владимирских проселках». Приведем отрывок (в сокращении) его путевых заметок.

«Начался лес. По извилистой лесной тропинке мы углубились в зеленый массив Дюкова бора. Хорошо утоптанная тропинка привела к живописному болоту, образовавшемуся из лесной заплывшей речки. Над болотом – лава. Как скоро кончилась лава, тропинка взбежала на беслесный пригорок и, у стремившись по нему наискось влево, привела к крайнему дому неведомой нам деревни.

После Сергеихи деревня эта произвела невыгодное впечатление. Дома старые, почерневшие, в большинстве покосились… Возле одного дома сидело на лавочке несколько женщин. Мы спросили их, почему так запущена деревня.

- Село наше Гусево оченно обеднело мужиками, - несколько нараспев ответила одна женщина лет сорока. – Все мы, бабы, здесь вдовые. Где уж нам срубы рубить!..

За время похода мы заметили, что лесные деревни вообще гораздо беднее полевых. Да оно и понятно: земля не та. Земля серая, как пепел, под тонким слоем подзола – чистый песок. Солнце садилось за бугор, начиналась заря. На её фоне силуэтно увиделись нами дома и сарая Полушина. Речка, выбежав из леса, устремилась вдоль села.

Ночью опять пошел дождь. Идти [утром] было почти невозможно. Ноги разъезжались на осклизлой дороге, и мы с трудом добрались до Ивановской – центра объединенного колхоза, в который входит и Полушино.

Я забыл сказать, что, начиная с Сергеихи, мы оказались, если можно так выразиться, в краю деревянных кружев. Деревня Ивановская особенно поразила нас. Вот стоит изба. Сама по себе она ничего особенного не представляет. Обыкновенный пятистенок, срубленный вкрест и обшитый тесом. Но хозяин украсил свой дом, как иной жених не украшает любимой невесты».

Здесь содержатся упоминания трех приходских деревень погоста Веретьево – Гусево, Полушино, Ивановская, из которых в настоящее время жизнь теплится только в последней. Как обидно, что Солоухин прошел в Полушино буквально в полутора-двух километрах от погоста Веретьево, по другую сторону речки Возехмы, обойдя храм своим вниманием! Но не доказал ли сейчас храм свою важность и, в какой-то мере, историческую правоту тем, что продолжает стоять, тогда как деревни, удостоенные славы, стерты и забыты? Нет, конечно же, неверно говорить о том, что важнее – село или церковь, поскольку одно без другого нормально не функционирует. Как было сказано одним из участников последнего выезда на место, храм освящается людьми, а точнее, их службой Богу внутри этих стен, без прихожан же храм подобен незажженной свече.

Как только участники велотурклуба «открыли» для себя Веретьево, словно в калейдоскопе начали одно за другим сменяться события, так или иначе относящиеся к истории погоста. В первом случае Геннадию Алексеевичу Стахурлову, руководителю клуба «Велес» (г. Владимир), передают на хранение церковно-приходскую летопись Смоленской церкви, в другом - сотрудник камешковского музея Сергей Сергеевич Харитонов приступает к поиску информации по Харламовым, в третьем - объявился внук бывшей жительницы Веретьева Вячеслав Кондратьев, в четвертом – шло обсуждение, на каких объектах воспитывать молодежь.

Вспоминает Андрей Владимирович Большаков, руководитель молодежного православного лагеря «Суворовец» при Георгиевском храме г. Владимира:

- Долгие годы мы с ребятами трудились в Судогодском районе. Одну смену организуем, скажем, на расчистке одного храма, другую – уже на ином храме. У нас в приходе есть стенд с информацией, где отмечены места, на которые мы выезжали. Их порядка десяти, таких объектов. И всякий раз приходилось сталкиваться с бумажками, различными согласованиями. В прошлом году нам напрямую отказали. И вдруг мы вышли на погост Веретьево, где работы не на одну смену, а на многие года, где ребят можно по-настоящему привлечь к труду.

Так из разрозненных энтузиастов и задумок сложилась инициативная группа людей, готовых к совместному выезду. И случай представился довольно скоро: на могильном памятнике протоиерея Д.И. Бережкова, что на погосте Веретьево, была замечена высеченная надпись: «Скончался 12 октября 1915 года». В память столетия со дня кончины протоиерея было решено ехать на уже известное место.

25 октября паломники из Владимира, Камешково и других окрестных мест приехали в Суздальский Александровский мужской монастырь на утреннюю службу. Контакт с монастырем и его настоятелем отцом Авелем также неслучаен – погост Веретьево подчинен, по церковной юрисдикции, суздальскому монастырскому благочинию, хотя территориально и находится в Камешковском районе. Кортеж из десяти машин проследовал по камешковской дороге до села Ряхово, а затем медленно поехал вглубь леса. В полукилометре от погоста началось топкое место, и люди дальше двинулись пешком. После заболоченного места ясно обозначилась старая дорога, которая выводила прямо к храму. Вот кроны деревьев впереди разомкнулись, и участники похода вступили на территорию погоста.

Храм стоял в ожидании гостей прибранным: вокруг него был вырублен кустарник, расчищен от крупной растительности верх, из колокольни вынесено до 40 сантиметров наносной земли, из битого кирпича выстелена дорожка к храму, сделан подход к дверному проему. Эти и многие другие явственные преобразования были сделаны в летнее время молодежным лагерем «Суворовец», членами клуба «Велес», прихожанами Георгиевского храма г. Владимира и просто людьми доброй воли.

Внутри храма частично сохранились росписи, расставлено несколько принесенных за последние годы иконок Смоленской иконы Божией Матери. Паломники зажгли свечи, и отец Авель начал службу. Затем все собравшиеся прошли к надгробному памятнику Д. И. Бережкову. Могильный камень запечатлел и имя погребенного тут же сына Д.И. Бережкова - псаломщика Алексея Бережкова.

- Вот и минул век как одно мгновение, - заметил о. Авель. – Сегодня мы отслужили панихиду по протоиерею Димитрию Бережкову. Считайте, что мы - его духовные чада и он нас, своих детей, решил тут собрать.

Беседу с обсуждением дальнейших планов перенесли вновь в Александровский монастырь г. Суздаля. Во время трапезы прозвучал не то вопрос, не то удивление по поводу того, как же совершенно незнакомые прежде люди (а было около 40 человек) смогли в этот день объединиться в едином порыве. Ответ был, вроде, очевиден и в то же время оставлял место для раздумий более глубокого содержания.

Слово взял Г.А. Стахурлов, идейный вдохновитель данного мероприятия. Начал он с рассказа об упомянутой выше встречи с тынцовским мужиком, потом перешел к повествованию об отданной ему вдовой краеведа В.Д. Лапшина церковно-приходской летописи Смоленской церкви Веретьевского погоста, с которой, собственно, и началось его, так сказать, деятельное краеведение.

- Вот эта летопись попала мне в руки. Я ее - она же рукописная – я ее долго-долго прочитывал. Сначала сканировал, не разобрать почерк было, вникал. И стал я после этого немножко собирать материал по храму, по священникам Бережковым. Все у нас было потихоньку.

В 2012 году мы с Колей Парфеновым небольшой поход первый организовали, чтобы что-то там сделать полезное. На велосипедах прокатились. Много не сделали, но деревья повырубали. Я тогда почитал ребятам, сидя у костра, фрагменты этой летописи, что разобрал. И тогда же я напечатал такой листочек: краткую историю, призыв не осквернять и свои координаты указал в конце этого листочка.

И вот в прошлом году, где-то в декабре, наверное, - да, Андрей? – ты на меня вышел, позвонил по телефону.

- На день святителя Николая, - уточняет сидящий рядом Андрей Владимирович Большаков.

- Да. И говорит: вот, мы были, увидели ваш телефон. Начала складываться дружба. Все так медленно, потихоньку, постепенно. Сначала в январе планировали выйти – не получилось, потом в марте – не получилось. В марте мы уже запланировали 12 июня выйти туда с лагерем молодежным. Выехали, поработали. Все остались довольны. Многие, кто там был, сегодня пришли. Нас было 35 человек.

Вдруг рождается идея такая: о, 10 августа праздник Смоленской иконы Божией Матери, престольный праздник, давай выйдем! Давай. Второй лагерь молодежный, человек 20 пришло. И тогда первый молебен отслужили. Отец Авель приехал, Андрей его привез.

Потом, вдруг, откуда это взялось – не знаю… Да, появились новые люди – Володя Крылов загорелся. Бригада собралась, человек 15. Мужики все такие работящие. Четыре бригады.

И вдруг – опять идея! Я посмотрел: 12 октября 1915 года Дмитрий Иванович Бережков, протоиерей, умер. Сложили тринадцать и двенадцать – получилось 25-е, воскресенье. Надо отметить. Вот так и получилось.

Даже не подумаешь, что это все случайно. Есть здесь какая-то закономерность. Нас захватывает, нас все больше и больше. Сначала вот Коля говорил, это все романтика нас, туристов. Что нас романтика привела. А сейчас я даже не знаю, романтика это или нет, или промысел какой-то.

В качестве послесловия хотелось бы обратиться к людям, владеющим любой интересной информацией о погосте Веретьево. Мы были бы рады выйти на родственников протоиерея Д.И. Бережкова или на уроженцев этого места, узнать больше о прошлой жизни погоста, увидеть старые снимки храма. Если кто-то располагает подобными сведениями, свяжитесь с нами, пожалуйста, по тел. 8(910)185-10-52 (Геннадий Алексеевич) или по электронной почте irinayershova@yandex.ru

Автор: Ирина Ершова

По материалам сайта Телерадиокомпании «Губерния-33»

http://trc33.ru/~9XBHU

Комментарии и обсуждение



Внести изменения в объект

Что нужно изменить:

Пожалуйста, не забывайте указывать источник ваших данных.

Добавить статью или комментарий

Текст статьи

Если Вы не являетесь автором статьи – не забудьте, пожалуйста, указать источник


Пожалуйста, войдите на сайт или зарегистрируйтесь. Анонимно вы можете отправить лишь небольшое уточнение. Добавлять в каталог полноценные статьи могут лишь зарегистрированные авторы.




Добавить фотографию

Только зарегистрированные пользователи могут добавлять фотографии в каталог.