Как писал, опираясь на хранившиеся в монастыре документы, в конце ХIХ столетия настоятель Успенской обители игумен Арсений (Завьялов): "В начале ХII столетия, именно в 1110 году, пришли на урочище Старый бор два инока из Киевских пещер Трифон и Никандр и стали там жить и слову Божию учить приходящих к ним". Постепенно вокруг них собралась братия, явившаяся тем зерном, из которого выросла впоследствии обширная обитель. В 1160-х годах, когда обителью управлял инок Феодорит, в монастыре был построен храм, освящённый в честь Успения Пресвятой Богородицы. "Самая церковь, - отмечает отец Арсений, - без сомнения, была деревянная. Храм предположено было создать во имя Успения Пречистыя, т. е. в то самое наименование, которое носила и носит доныне соборная церковь Киево-Печёрской Лавры". На освящении собора присутствовал почётный гость - князь Андрей Боголюбский. О нём знали, что он "любил церкви украшати, монастыри созидати, кормилец бе чернецем и черницам и убогим". После постройки Успенского собора обитель начала стремительно возвышаться. Вскоре ею уже управляли не простые иноки, а игумены. Число братии во второй половине ХIII века возросло до полутора сотен человек. Однако расцвет продолжался недолго.
В 1292 году татары напали на Успенский монастырь и перебили всех насельников (124 инока) во главе с игуменом Серапионом. Тела мучеников бросили в Волгу. Впрочем, в последние годы ХIII столетия, как свидетельствует древний монастырский синодик, обитель всё ещё действовала. Записи в нём обрываются в 1312 году. Лишь в ХVI столетии, при князе Андрее Ивановиче Старицком, Успенский монастырь был возобновлён. Князь перенёс его на новое место - ближе к Волге, - построив здесь каменный собор в честь Успения Божией Матери, надвратную кирпичную церковь, деревянную колокольню и каменные корпуса для братии. Все здания обнесли оградой. Привести дело к завершению князь Андрей не успел. В 1537 году он умер в тюрьме, куда был заключён по приказу Елены Глинской, матери Ивана Грозного. Старица перешла к его сыну Владимиру. Последний в то время был ещё молод, поэтому продолжить начатое отцом устроение обители смог лишь в середине ХVI века - в 1550-х годах было завершено оформление Успенского собора.
В 1551 году в монастыре собралась, наконец братия, во главе которой встал постриженник Иосифо-Волоцкого монастыря игумен Герман, будущий святитель Казанский. Ещё за три года до окончательной расправы с князьями Старицкими Иван Грозный совершил справедливую, на его взгляд, "мену" с князем Владимиром Андреевичем, забрав у него Старицу в опричнину и дав взамен Дмитров и Звенигород. Свою жестокость по отношению к двоюродному брату он, к счастью, не распространил на его бывший уезд - Грозный царь полюбил этот город на Волге и нередко здесь бывал. И не просто бывал, но и жил - особенно во времена Ливонской войны, когда затеял тут строительство крепости. Примерно в эти годы и именно по повелению Ивана Васильевича из подвала Успенского собора прорыли подземный ход, который вёл под Волгой к Борисоглебскому собору на городище, на другом берегу реки. Позже этот подземный ход за ненадобностью оказался заброшен. В конце ХIХ века архимандрит Агафангел, настоятельствовавший в обители с 1884 года и очень интересовавшийся древностями, пытался его открыть: удалось освободить из земляного плена лишь несколько ступеней, уходивших вниз, после чего в подвал хлынула вода и работы пришлось прекратить, засыпав землёй то, что уже откопали. С 1609 по 1617 года, на протяжении семи лет обитель оставалась без настоятеля; поставить его было просто некому, так как Тверская кафедра осиротела с гибелью владыки Феоктиста, зверски убитого интервентами. Город был сожжён и находился всё это время под властью поляков. В 1605 году в монастырь вернулся отрешённый от Патриаршества и чуть живой от произведённой над ним расправы святитель Иов, здесь он и скончался в 1607 году.
Дальнейшая история Успенского собора - до самой революции 1917 года - это по преимуществу история ремонтов и поновлений. Долгое время большая глава соборного храма была опаяна жестью, а четыре боковых обложены черепицей; в 1762 году (за два года до секуляризационной реформы, в ходе которой монастырь причислили к третьему классу, положив ему по штату двенадцать насельников) все главы покрыли листовым железом. В 1798 году была устроена железная крыша - взамен пришедшей в совершеннейшую ветхость тёсовой. В 1820-х годах собор ремонтировался внутри, тогда оштукатурили его стены. В 1870-х годах был исправлен свод осыпавшегося подвального этажа, а в 1890-х, стараниями уже известного нам игумена Арсения (Завьялова), храм расписали настенной живописью. При этом в точности не известно, когда же производились поздейшие переделки, довольно сильно исказившие первоначальный облик Успенского собора. В частности, это касается четырёхскатного покрытия, скрывшего выразительную систему закомар и кокошников, которую восстановили лишь в новейшее время.
Если ХIХ столетие не принесло монастырю и его соборному храму каких-либо существенных перемен, то ХХ век оказался даже слишком богатым на них. Начинался он, впрочем, весьма благополучно: в 1907 году Старицкая обитель праздновала 300-летие преставления первого патриарха Московского и всея Руси Иова, а в 1910 году - восьмисотлетний юбилей самого монастыря. Но уже в августе 1918 года последний старицкий настоятель, архимандрит Павел, принял мученическую смерть от рук большевиков. В 1923 году из монастыря изгнали братию. Монастырские здания предполагалось приспособить под гостиницу и столовую, но до этого не дошло: храмы ещё на некоторое время остались "в пользовании" верующих. Позже церкви отдали под склады, колокола отправили на переплавку, монастырскую ограду разобрали. Во время Великой Отечественной войны Старица находилась под гитлеровской оккупацией более двух месяцев. Окончание войны обитель встретила полуразрушенной. Проведённые в 1944 году реставрационные работы в основном сводились к консервации памятников до лучших времён. Лучшие времена наступили лишь в 1960-1970-е годы, но, в сущности, монастырь вместе с его храмами оставался в запустении вплоть до возрождения в нём полноценной монашеской жизни, начавшегося в 1997 году.
В 2003 году "проведён комплекс восстановительных работ в Успенском соборе": укреплены аварийные конструкции, настелены полы, произведено временное остекление, проведено освещение, установлен временный иконостас. Этот же год ознаменовался совершением пасхального богослужения в соборе - первого за 80 лет. В 2004 году "полностью завершена реставрация колокольни, на ней установлены колокола". В 2006 году окончилась реставрация интерьеров Успенского собора. В 2010 году Старицкий Свято-Успенский монастырь праздновал своё 900-летие. Расположение Старицкого монастыря глубоко символично. Его великолепный архитектурный ансамбль окружён белыми стенами, напоминает одновременно и корабль, омываемый волжскими волнами, и пристань, к которой каждый, чья душа томится в плену мятежного и суетного света, может направить свой утлый челн. Центр этого ансамбля - разумеется, Успенский собор. Но он не смотрится отдельным зданием, а вкупе с колокольней и Троицким храмом образует как бы "ансамбль в ансамбле". Каменную колокольню возвели в 1686 году рядом с папертью собора, в его юго-западном углу. В самом её низу, на месте погребения Патриарха Иова, была устроена часовня.
Давно замечено - Успенский собор в Старицкой обители князь Андрей Иванович Старицкий строил, ориентируясь на Успенский собор Московского Кремля, возведённый в 1475-1479 годах итальянским зодчим Аристотелем Фиорованти. Тому может быть два объяснения: либо Андрей Старицкий с детских лет был очарован творением итальянца, приглашённого в Москву его отцом, либо, в некоторых чертах повторяя московский собор, стремился подчеркнуть важность своего удела и его как бы "равновеликость" великокняжеской столице. Впрочем, имели место быть обе причины одновременно. Вместе с тем, о прямом копировании тут говорить не приходится.
Несмотря на обилие ордерной декорации в интерьере старицкого храма, всё его пространственное решение и композиционные черты экстерьера в большей степени характерны для так называемого "раннемосковского зодчества": тут и пониженные боковые компартименты, и горки килевидных кокошников, и даже сам материал, из которого строился храм (белый камень, а не почти привычный тогда уже кирпич)... То есть всё-таки это не просто "соревновательная рифма" кремлёвскому собору, а вполне оригинальное и, более того, в чём-то даже необычное сооружение, являющее нам творческую встречу двух стилей - древнерусского "архаизирующего", но не утратившего при этом своих художественных достоинств и не "автоматизовавшегося" во многих повторениях, с новомодным "итальянским", завезённым в Москву фряжскими мастерами, которые активно работали в России, с последней четверти ХV столетия. Внутреннее пространство храма невелико, но стеснённо, здесь себя не чувствуешь - благодаря широко расставленным столпам и повышенным подпружным аркам. Любопытно, что классический четырёхстолпный крестово-купольный храм стремится стать щестистолпным - за счёт того, что стены, разделяющие алтарное пространство, выполнены в виде пилястр с базами и капителями и похожи на дополнительную пару столпов. Это сближает старицкий собор с родственными ему "по духу" шестистолпными Успенским собором Ростова Великого и Спасо-Преображенским собором новгородского Хутынского монастыря, построенными в начале ХVI столетия - с явной оглядкой на тот же Успенский собор Московского Кремля. Напоследок стоит заметить, что собор стоит на подклете, который изначально, видимо, предполагалось использовать под княжеские захоронения. Увы, князьям Старицким выпала иная судьба.
Из журнала "Православные Храмы. Путешествие по святым местам". Выпуск №148, 2015 г.