ГЛАВНАЯ О ПРОЕКТЕ ВХОД / РЕГИСТРАЦИЯ
Вход

У меня есть логин и пароль

E-mail или логин

Пароль

Регистрация

Я новый пользователь

 

Восстановление пароля

Я забыл пароль

E-mail или логин


Никольское. Успенский Николо-Васильевский монастырь.


Монастырь. Действует.  (все монастыри в каталоге →)
Год основания:1998.
Ссылки: Официальный сайт 
Адрес:
Волновахский район, село Никольское

Координаты:47.750282, 37.301523
Проезд: 1)Автобусом из Донецка
С Крытого рынка (возле Мак Дональдса) 9:00 14:00 19:30.
С Южного автовокзала 9:22 14:43 19:00
2) Через Угледар (автобусы с Донецкой АС Центр). Из Угледара – можно пройтись пешком по степи 8км на юго-восток (дорогу у местных уточните) или доехать на автобусе. ... нажмите чтобы увидеть полное описание проезда
1)Автобусом из Донецка
С Крытого рынка (возле Мак Дональдса) 9:00 14:00 19:30.
С Южного автовокзала 9:22 14:43 19:00
2) Через Угледар (автобусы с Донецкой АС Центр). Из Угледара – можно пройтись пешком по степи 8км на юго-восток (дорогу у местных уточните) или доехать на автобусе.
3) По мариупольской трассе – до с. Новотроицкое, оттуда – через Велико-Анадоль до Никольского.(http://mainroad.org.ua/site/page802.html)



Храмы монастыря:
Собор Успения Пресвятой Богородицы
Церковь Всех Святых, в земле Российской просиявших
Церковь Иверской иконы Божией Матери
Церковь Василия Великого
Часовня схиархимандрита Зосимы
Часовня
Церковь Сампсона Странноприимца

Храмы монастыря, расположенные в его окрестностях:
Церковь Николая Чудотворца
Часовня Николая Чудотворца
Часовня Василия Великого



Добавить фотографию
Успенский Николо-Васильевский монастырь - Никольское - Волновахский район - Украина, Донецкая область
Дом схиархимандрита Зосимы, крестилка
Т.
12 сентября 2013
Успенский Николо-Васильевский монастырь - Никольское - Волновахский район - Украина, Донецкая область
Святой кладезь, освященный во имя преподобных Савватия и Зосимы Соловецких (на территории монастыря)
Т.
12 сентября 2013
Успенский Николо-Васильевский монастырь - Никольское - Волновахский район - Украина, Донецкая область
Ворота обители
natalitvinenko
31 января 2004
Успенский Николо-Васильевский монастырь - Никольское - Волновахский район - Украина, Донецкая область
Домик батюшки Зосимы
Inna
25 июля 2007
Успенский Николо-Васильевский монастырь - Никольское - Волновахский район - Украина, Донецкая область
Успенский собор
Inna
25 июля 2007




Добавить статью/комментарий
Статью добавил(а): natalitvinenko,  21 марта 2007

Жизнь и блаженная кончина старца Зосимы
«Прошу писать... ничего не искажая, дабы была восстановлена историческая правда моей прошедшей жизни».
Из завещания схиархимандрита Зосимы

На самом исходе минувшего лета отошел к Господу известный не только в Донбассе, но и далеко за его пределами схиархимандрит Зосима. Он был духовным отцом священства всей Донецкой епархии, братии и сестер двух основанных им монастырей, а также любимым батюшкой множества мирян, повсюду следовавших за ним на протяжении четверти века. В число его духовных чад входило немало известных бизнесменов и политиков, например - вице-спикер Верховной Рады Геннадий Васильев и премьер-министр Украины Виктор Янукович, которого старец самолично венчал.

Наша справка

Схиархимандрит Зосима (в миру Иван Алексеевич Сокур) родился 3 сентября 1944 г. в селе Косолманка Свердловской области. С 1951 года жил в г. Авдеевка Донецкой области, где в 1961 году окончил среднюю школу. Затем учился в Донецком сельхозтехникуме и занимался гражданской работой.
С 1968 по 1975 гг. учился в духовных семинарии и академии г. Ленинграда. Академию окончил со степенью кандидата богословских наук. В том же 1975 г. принял монашеский постриг с именем Савватий и был рукоположен сначала в иеродиаконы, затем - в иеромонахи. После учебы несколько месяцев прослужил в Одессе, после чего 25.12.75 г. был принят в клир Ворошиловградско-Донецкой епархии. Всю свою дальнейшую духовно-пастырскую деятельность вел в Донбассе. В 1980 г. возведен в сан игумена, в 1990 г. - в сан архимандрита. 21.08.92 г. пострижен в схиму с именем Зосима.
Преставился 29.08.02 г.

Десять лет спустя
Сам я впервые увидел батюшку в феврале 1992 года, в самый разгар церковной смуты, спровоцированной тогдашним предстоятелем Украинской Православной Церкви митрополитом Филаретом (Денисенко), которого впоследствии предали анафеме за учиненный раскол и другие прегрешения. Филарет стремился порвать с Русской Православной Церковью и навязать украинской пастве автокефалию. В то время, когда большая часть духовенства «страха ради иудейска» поддержала его или же заняла выжидательную позицию, отец Савватий (так звали старца Зосиму до того, как он принял великую схиму) был одним из немногих, кто твердо и непоколебимо стоял за единство Церкви. Батюшка открыто заявил, что «Филарету захотелось стать Патриархом» - мол, именно поэтому он и добивается автокефалии.
К слову, еще в числе очень немногих священнослужителей, которые в те смутные дни и словом, и делом бескомпромиссно отстаивали единство Церкви, был и тогдашний благочинный Донецкого округа протоиерей о.Геннадий (Тимков). В самый напряженный период противостояния, когда выступившего против автокефалии правящего владыку Алипия отлучили от донецкой кафедры, он оказался в епархии самой заметной фигурой среди инакомыслящих и своими страстными проповедями вселял в людей надежду и укреплял стойкость. Всего на полтора месяца отец Геннадий пережил старца Зосиму и в неполных 49 лет скончался в самый канун праздника Покрова Пресвятой Богородицы. Говорят, что находившийся в последние время в коме протоиерей в день, когда отмечали сороковины со дня кончины батюшки Зосимы, неожиданно пришел в себя. Ему сообщили, что сегодня поминают новопреставленного схиархимандрита. А он ответил: «Я знаю, мы сегодня с ним ТАМ встретились». Меньше чем через неделю протоиерей тоже почил в Бозе...
Узнав о кончине старца Зосимы, я вспомнил, что лет десять назад он давал мне разные советы, к которым я тогда сильно не прислушивался, ибо еще даже и крещен-то не был, а просто симпатизировал Православию и писал о нем в газетах. Несколько таких наставлений для меня батюшка продиктовал некой Валентине Ивановой, которая часто ездила к нему в село Никольское Волновахского района, где он уже тогда служил. Она записала их на листочках бумаги и принесла мне в редакцию. В этих маленьких посланиях батюшка перечислял мои грехи, обращался к Господу с просьбами вразумить меня, а также давал указания по поводу дальнейших газетных публикаций о Православии. Однако тогда я не придал всему этому особого значения.
Лишь после смерти старца, перелопатив свои бумаги, я с трудом отыскал эти записки. В самом конце последней из них, датированной 23 ноября 1992 года, было написано: «Следующая статья будет о великих подвижниках последнего, нынешнего времени...» И вот только теперь, спустя десять лет, я выполнил этот наказ батюшки и написал статью об одном из подвижников «последнего, нынешнего времени». О самом схиархимандрите Зосиме.

...И народ следовал за ним
Старцем он прослыл едва ли не в 40 лет, если даже не раньше. В Православии ведь старец - понятие не возрастное. Так народ называет тех, кто видит грехи приходящих к нему людей, мудро наставляет своих духовных чад, отличается прозорливостью и особым даром молитвы...
В Донбасс выпускник Ленинградской духовной академии, иеромонах Савватий (будущий Зосима) прибыл в середине 70-х - тогда ему шел 32-й год. В те самые глухие времена «застоя», когда Церковь плотно «опекали» органы, редко кто из священнослужителей отваживался на «вольности» - они ограничивались совершением богослужений и исполнением треб. Отец же Савватий принялся за дело энергично, ревностно и неформально. И хотя служить ему определили на отшибе Донецка - в поселке Александровка Марьинского района, уже очень скоро молва о молодом настоятеле храма св. Александра Невского стала быстро распространяться среди верующих областного центра и за его пределами.
- Я с мамой тогда жила в Калининском районе Донецка, - рассказывает схимонахиня Феофания из основанного батюшкой Свято-Никольского монастыря. - До нас дошел слух, что в Александровке появился священник, который исповедует каждого по отдельности. Это в то время было большой редкостью - в основном практиковали общие исповеди. Мама попросила меня свозить ее туда. И вот на праздник Воздвижения мы выбрались. Впечатлила нас и сама служба, и проникновенная проповедь батюшки, и его радушие. Стали мы ездить в Александровку регулярно.
Потянулись в александровский храм и другие верующие, тяготившиеся царившей тогда формальной церковностью и искавших подлинной духовной жизни. Постепенно вокруг отца Савватия образовалась целая группа духовных детей, которые во всем слушались его и помогали ему, а также следовали за ним везде, куда его переводили.
Потом почти все они стали первыми насельниками основанных старцем обителей в селе Никольском Волновахского района. Так, наместником Успенского Свято-Васильевского мужского монастыря о.Зосима завещал назначить иеромонаха Фаддея, который с детства воспитывался на его глазах. Экономом монастыря служит послушник Виктор Иванович Григоренко, который с 1976 года был при батюшке, делил с ним все тяготы и помогал ему во всех хозяйственных делах. Много духовных чад старца живут и в созданной при обителях богадельне. «Когда-то эти старухи меня кормили, отдавали мне свои последние копейки, - говорил во время одной из своих проповедей о.Зосима. - А теперь моя очередь заботиться о них».
Естественно, растущая популярность батюшки не могла понравиться компетентным органам, боровшимся с «религиозным дурманом». Праведный гнев вызывало у «чекистов» и то, что он не соглашался с ними сотрудничать. Иеромонаху стали всячески усложнять жизнь, настояли на его переводе в другой храм, затем - в третий, четвертый... Ссылали в дальние глухие села, в надежде на то, что почитатели о.Савватия отстанут от него. Но эффекта добились прямо противоположного - не только его прежние духовные чада следовали за гонимым священником, но к ним присоединялось и много новых верующих. Мучеников и страдальцев на Руси всегда любили.
- Чтобы сломить батюшку, его переводили в основном зимой, причем в неотапливаемые полузаброшенные храмы, - вспоминает Виктор Иванович Григоренко. - Например, в декабре 1985 года отправили в село Андреевка Великоновоселковского района. Тогда на улице стоял 30-градусный мороз - и такая же температура была в тамошнем деревянном храме. Несмотря на это, батюшка служил литургию. Ноги в валенках мерзли, руки прилипали к чаше с Причастием - погреет он их немного у обогревателей, которые мы расставляли на полу, и продолжает дальше служить... Почти такие же морозы стояли, когда его - опять же в декабре! - направили в Никольское, но он и там сразу начал служить. А в каком ужасном состоянии был там старинный Свято-Васильевский храм! Когда батюшка вошел туда и открыл в алтаре Царские врата - одна створка отвалилась и рухнула. Полы были прогнившие, кровля вся дырявая - во время дождя так текло, что приходилось расставлять по всему храму тазы.

Старец-строитель
Но священник никогда не унывал и не опускал руки, а сразу же принимался приводить каждое новое свое место в Божеский вид.
- Меня всегда поражало его храмостроительство, - говорит митрополит Донецкий и Мариупольский Иларион. - Куда бы он ни пришел служить, везде сразу же затевал капитальные ремонты и строительство. Помню, как в 1980 году, когда я служил еще псаломщиком в Свято-Успенском храме Донецка, на праздник Почаевской иконы Божией Матери мы поехали к отцу Савватию в Александровку - на освящение нового престола. Ему удалось сделать этот престол в тот самый период, когда церкви в СССР только закрывали да разрушали. По тем временам это было чуть ли не сенсацией.
Вообще, по словам В.Григоренко, этот александровский храм стараниями батюшки изнутри стал выглядеть «как шкатулочка». Много чего он там понастроил, хоть власти это и запрещали. Например, часовеньку, которую соорудили над колодцем, вообще разобрали - дескать, «не положено». Даже в великоновоселковской Андреевке, где о.Савватий и полгода не прослужил, он успел обложить кирпичом храм и благоустроить домик для священника. После занимался благоукрасительством и в другой Андреевке (возле Снежного) - пока его не перевели в Никольское.
А уж там его строительный талант проявился в полную силу. В первый же год отремонтировали храм: перекрыли крышу, восстановили иконостас и снесенную еще большевиками колокольню, провели электричество, расширили домик для священника, построили крестилку, потом сделали забор и ворота с арками, чертеж которых батюшка нарисовал сам. Поначалу специалистов на стройке почти не было, но зато приходили потрудиться во славу Божию по сто и более человек - как местные жители, так и приезжие духовные дети, многие из которых здесь жили неделями или месяцами.
Так постепенно в Никольском стала как бы сама собой образовываться обитель. К концу 90-х здесь, по сути, на одной территории, были основаны сразу два монастыря: мужской Свято-Васильевский и женский Свято-Никольский. Подобных прецедентов в православном мире очень мало.
Какими ударными темпами ведется здесь строительство в последние годы и сколько уже всего понастроено - с трудом поддается описанию, это надо только видеть. Приезжающие сюда впервые поначалу не могут поверить своим глазам – настолько увиденное не совпадает с устоявшимися представлениями о монастырях. Новый трапезный храм в память всех святых, в земле Российской просиявших, и остальные монастырские здания сделаны из светлого облицовочного кирпича, кровли – из зеленой металлочерепицы, окна и двери - из модного дорогого металлопластика. Во всех кельях и других помещениях установлены колонки, через которые транслируются совершающиеся в Свято-Васильевском храме службы – для тех монахов и обитателей богадельни, которые по каким-либо причинам не могут присутствовать на них. В кельях у монахов есть также магнитофоны с наушниками, чтобы они могли слушать записи с акафистами, канонами и другими песнопениями.
Впрочем, не все технические достижения и современные технологии здесь принимают. Телевизоры и видеомагнитофоны старец Зосима заводить запрещал, и даже в своем завещании подчеркнул, что их «в монастыре никогда не должно быть».
Согласно его последней воле, изложенной в этом завещании, строительство в обители продолжается и сегодня. Заложен фундамент еще одного храма, возводится гостиница для паломников и новая богадельня: в старой уже тесновато. Строится своя почта и даже свой пункт охраны правопорядка, разные хозяйственные помещения. Уже есть тут больница, библиотека, пекарня, мастерские, иконная лавка. Все это - тоже из дорогого кирпича, черепицы и металлопластика.
Но так «по-богатому» здесь строят, конечно, не для того, чтобы монахи утопали в роскоши и наслаждались прелестями жизни. И в прежние времена храмы и обители всегда делали из самых красивых, добротных и долговечных материалов, стремясь отдать Богу все лучшее. Кстати, хотя кельи тут и сделаны в «евростиле», само убранство в них довольно аскетическое. Да и бывают в них насельники в основном только вечером и ночью – когда молятся и спят. Все остальное время они исполняют различные послушания или участвуют в богослужениях, которые тут длятся порой по шесть-семь часов кряду.
Напрашивается вопрос: как, за какие средства и всего за несколько лет старцу Зосиме удалось почти на пустом месте возвести этот, как его шутливо называют, евромонастырь? Он не обивал пороги в поисках денег, не ходил на поклон в высокие кабинеты, не просил ничего ни у кого. Кроме Бога, которому неустанно молился. Благодетели находились сами: вдохновленные примером деятельной любви к Богу и людям, они предлагали бескорыстную помощь. Это были не те спонсоры, которые занимаются благотворительностью чаще всего из-за каких-либо маркетинговых соображений, желания набрать политические очки или просто из тщеславия. Обычно к отцу Зосиме приходили такие состоятельные люди, которые не афишировали свои добрые дела, а скорее наоборот, по евангельской заповеди, стремились скрыть их. Так, до сегодняшнего дня даже в самом Никольском очень мало кто знает, что обе здешние обители, а также многие храмы в Донецке и далеко за его пределами построены главным образом силами концерна «Энерго», который возглавляет Виктор Леонидович Нусенкис – духовный сын батюшки Зосимы.
С благодарностью принимая помощь и пожертвования от меценатов, старец, однако, беспокоился не только о благолепии своей обители, но наказывал благодетелям позаботиться и о других храмах и монастырях. Сначала он благословил восстановить Свято-Успенский монастырь в донецком Святогорске, помочь отреставрировать русский Свято-Пантелеймоновский монастырь на святой горе Афон в Греции и Горненский монастырь Русской Миссии в Иерусалиме, и только потом было развернуто широкое строительство в Никольском. По благословению Зосимы (и, конечно, правящего владыки Илариона) также построены или продолжают строиться храмы Агапита Печерского, Иоанна Воина и Иверской иконы Божией Матери (в Донецке), церковь в честь благоразумного разбойника (в Селидовской исправительной колонии в поселке Острое). Кроме этого, схиархимандрит дал благословение на восстановление Свято-Донского монастыря в станице Старочеркасской Ростовской области и создание православной гимназии «Плесково» в Подмосковье.

«По благословению легко жить»
Вообще о благословении батюшки надо сказать особо. Некоторые и приезжали в Никольское прежде всего ради того, чтобы его получить. Здешние паломники и насельники охотно рассказывают истории из своей жизни – с разным содержанием, но с похожим финалом. Мол, долгое время у них что-то не ладилось на работе или дома, а вскоре после встречи со старцем Зосимой и его благословения они с удивлением начинали замечать, что казавшиеся неразрешимыми проблемы как бы сами собой рассеиваются, дела спорятся, болезни отступают, в общем - жизнь налаживается.
Никакой особой мистики тут не было, просто старец умел с первого взгляда понять каждого человека, подсказать ему именно то, в чем он в данный момент нуждается, утешить, напитать благодатью. Ну и, конечно, горячо помолиться за каждого. Люди выходили от него радостные и окрыленные, у них возникало как бы второе дыхание, помогающее с легкостью преодолевать все трудности. Они воочию убеждались, что, как сказал эконом Виктор Иванович, «по благословению легко жить!»
Желающих попасть на прием к Зосиме всегда было очень много. В основном в очередь к нему выстраивался бедный и болезный простой люд. Но нередко приезжали к старцу и бизнесмены, и генералы, и политики... Будучи губернатором Донецкой области, довольно часто бывал в Никольском с неофициальными визитами новый премьер-министр Украины Виктор Янукович. Более того - батюшка Зосима даже повенчал его с женой Людмилой Александровной, которая тоже любила посещать монастырь. Наведывался к старцу и вице-спикер Верховной Рады Геннадий Васильев.
Для каждого у него находились нужные слова и ответы на мучающие его вопросы. Но, конечно, не всех они удовлетворяли. Ведь некоторые приезжали к старцу в надежде на то, что он одобрит их собственные, не совсем богоугодные замыслы. Над такими он подшучивал или вообще выгонял. Бывали просто анекдотические случаи. К примеру, одна старушка просила: «Батюшка, не хватает денег за свет заплатить - благословите отмотать назад показания счетчика»....

«Я не прозорлив, а прожорлив»
Иногда схиархимандрит предупреждал приходящих к нему, что если они будут и дальше поступать «по своему хотению», а не по Божьему велению, то это может для них плохо кончиться. Так, по словам одного из близких к старцу монахов, в 1996 году дважды к нему приезжал известный тогда донецкий бизнесмен, народный депутат Украины Евгений Щербань. Выслушав его, батюшка дал ряд советов, однако высокий гость не внял им.... А спустя полгода Евгения Щербаня вместе с женой расстреляли в Донецком аэропорту.
Вообще о прозорливости старца Зосимы ходят легенды. Сам он при жизни очень не любил такие разговоры. Однажды высказался об этом с присущим ему юмором: «Я не проЗорлив, а проЖорлив!» Между тем обитатели монастыря и миряне, знавшие схиархимандрита, подтверждают, что дар предвидения у него несомненно был. Однако они советуют относиться к рассказам о случаях прозорливости старца с благоразумной осторожностью, особенно - к восторженным «бабьим басням», в которых его изображают чуть ли не пророком.
Конечно, больше всего впечатляет то, что о.Зосима предсказал свою смерть - с точностью до дня и часа. Еще задолго до кончины ему открылось, что умрет он в дни праздника Успения Богородицы. Где-то за год или два до своей смерти он распорядился каждую среду петь нараспев акафист Успению Божией Матери. Вообще, после Пасхи, этот праздник был у него самый любимый. За неделю до него батюшка отмечал день своего Ангела. В 2002 году прибывших его поздравить, в том числе владыку Илариона, Зосима неожиданно пригласил приехать и на Погребение Божией Матери (оно совершается на следующий день после Успения) - мол, Ее похороните и меня заодно. А в самый канун этой даты, когда старца увозили в больницу, он распорядился, чтобы чин Погребения на сей раз совершили вечером, а не днем, как в прежние годы. Уезжая, батюшка сказал: «Вы служите Погребение, а я к Литургии приеду». Так в точности и произошло. Он скончался в больнице в 11-45 вечера, как раз в те минуты, когда в Никольском заканчивалась погребальная служба, а гроб с его телом привезли в обитель рано утром, перед началом Литургии.
- Отец Зосима предвидел и смерть моей мамы. - рассказывает владыка Иларион. - Она тяжело болела, была парализована. Я собирался ехать к ней в Луганск на второй день Пасхи, так как в сам праздник Светлого Христова Воскресения должен был служить в Мариуполе. А тут накануне звонит по телефону отец Зосима и так категорично заявляет: «Поезжайте, владыка, к маме прямо на Пасху, а то потом жалеть и каяться будете!» Я хоть и занят был в тот день и устал сильно, но все-таки послушал его и проведал маму в праздник - похристосовался с ней, съел освященное яичко... А буквально на следующий день она скончалась.
Рассказывают, что батюшка не только предвидел какие-то отдельные события, а часто с первого взгляда на человека мог проникнуть в его душу, догадаться, что ее терзает и мучает. Одних смущало то, что он сходу начинал перечислять все их грехи, причем - не «взагалi», а конкретные, других удивляло, что он как бы читает их мысли...
- Когда я впервые попала к отцу Зосиме, он, помимо прочего, предупредил, чтобы я боялась «травмы и отторжения», - вспоминает схимонахиня Ефросиния. - А мне как раз незадолго до этого пересадили почку, которую отдала мне моя мама. И вот когда через две недели после поездки в Никольское я спешила в больницу на процедуры, я упала прямо на проезжей части и порвала связку на ноге. Тогда же стала хуже работать и донорская почка... Потом я еще раз приехала в монастырь, стояла там в храме, молилась о том, чтобы Господь открыл мне Свою волю и помог определиться в жизни, и тут же корила себя за то, что все время бросает меня из стороны в сторону - то вправо, то влево. Я тогда раздумывала - то ли мне поступать в педучилище, то ли проситься в обитель. И в то же время боялась, что такая больная я ни там, ни там никому не нужна. Захожу я после этого к батюшке, а он и говорит: «Да тебе учиться, как мне жениться!» (А он ведь был монах, давший обет безбрачия). И продолжает буквально теми же словами, которые я перед этим мысленно произносила: «Ну чтобы тебя не бросало ни вправо, ни влево - я тебя подстригу в монахини».

Чужую боль он принимал как свою
Со схимонахиней Ефросинией батюшку Зосиму объединяла еще и общая болезнь - как и у нее, у старца тоже были большие проблемы с почками. Со временем у него развилась острая почечная недостаточность, и он жил только благодаря тому, что через день ему по четыре часа делали гемодиализ - с помощью аппарата «Искусственная почка» очищали кровь от токсинов и шлаков.
Еще батюшка сильно страдал от остеомиелита костей ног, незаживающие язвы на которых у него появились еще тогда, когда он служил в Александровке. А в последнее время эта напасть так усугубилась, что он уже почти не мог сам ступать ногами, и его возили на коляске. Эти недуги сопровождались еще целым «букетом» других болезней. Периодически поднималась высокая температура - до 41 градуса. Довелось ему пережить даже клиническую смерть.
Но несмотря на все эти невыносимые страдания, до самых своих последних дней он не переставал совершать Литургию, проповедовать, беседовать с людьми и еще строить сразу две обители. Даже из здоровых людей очень редко кто способен на такое.
Едва после очередного тяжелого кризиса и обострения болезней отцу Зосиме становилось чуть лучше, как он сразу же становился веселым и рвался в храм, на службу. Его радостный дух и его стойкость поражали лечащих врачей, и они, глядя на старца и общаясь с ним, тоже обретали веру. Некоторые из них стали его духовными детьми. Потом он нередко пользовался этим «блатом» - просил знакомых докторов бесплатно полечить или сделать операцию страждущим, которые обращались к нему за помощью. Таким образом батюшка спас немало жизней.
А других он просто вымаливал. Люди, находившиеся на грани жизни и смерти, рассказывали, что отчетливо ощущали его молитвенную помощь, которая помогла им выкарабкаться. Например, когда батюшка еще служил в Александровке, привезли к нему в храм женщину с Трудовских, которая была больна белокровием. Врачи сказали родственникам, что она уже безнадежна, не протянет и неделю - и выписали домой. Умирать. Просидела она в коляске всю Литургию, во время которой старец молился за нее у престола, - состояние заметно не улучшилось, но и не умерла за неделю, как предрекали. В следующее воскресенье женщина исповедалась и причастилась. Стало ей чуть лучше. В общем, месяца через два она уже ходила на службу своими ногами. И говорят, жива до сих пор, хотя с тех пор прошло уже больше 20 лет.
Но чаще вспоминают более «заурядные» истории. Вроде такой. Молодой парень переусердствовал в занятиях со штангой, и у него вылезла паховая грыжа. Пожаловался отцу Зосиме. Тот пообещал помолиться за него. Утром парень проснулся - грыжи, словно и не бывало. Но потом, говорят, она появилась у самого старца. Вообще большинство духовных чад батюшки уверены в том, что потому он так сильно и болел, что принимал на себя чужие немощи и страдания.

Обыкновенные чудеса
Сам же Зосима ругал тех, кто отзывался о нем как о целителе. Его всегда возмущал этот не совсем здоровый интерес к чудесным исцелениям и прочим сверхъестественным явлениям.
Он любил повторять: «Настоящее чудо это то, что Господь приводит в Свою Церковь великих грешников. Посмотрите, кто здесь в обители собрался? Бывшие воры, блудники, проститутки, в общем - всякий сброд, мусор рода человеческого. И все служат и молятся Господу!»
Но самое главное чудо для верующих, постоянно подчеркивал отец Зосима, - это Евхаристия и служба Божия, на которой она совершается.
Сам он очень благоговейно относился к богослужению и ко всему, что связано с Церковью. Еще в «застойные» времена, когда трудно было что-либо достать, он ходил по комиссионкам, ездил в Мариуполь, куда моряки привозили товары из загранки, - искал парчу и другие ткани для священнических облачений, сам мотался в Москву за церковной утварью и книгами. Очень любил, чтобы в храме было все благолепно. А лично себе вещей никогда не покупал. Ходил в латанном-перелатанном подряснике и выношенном полушубке.
Еще батюшка собирал разные православные святыни, а также старинную утварь, древние намоленные иконы, ветхие ризы, хоругви, книги... Одних только частичек мощей святых в монастыре больше сотни - почти во всех иконах они есть. Удалось отцу Зосиме найти даже иконы, принадлежавшие святым, в частности, богородичный образ «Трех радостей», принадлежавший самому царю-страстотерпцу Николаю II. Каким-то образом попала в монастырь шляпа праведного Иоанна Кронштадтского, которую в день его памяти надевают на голову всем участвовавшим в богослужении.
Кстати, царственные страстотерпцы и праведный Иоанн входили в число самых любимых батюшкиных святых. А дневник кронштадтского пастыря «Моя жизнь во Христе» был его настольной книгой. Он даже старался ему подражать. Тоже мечтал построить возле монастыря Дом трудолюбия, с разными мастерскими - иконописными, златошвейными, кузнечными, резьбы по дереву... Близко знавшие его говорят, что отец Зосима был близок святому праведнику и по духу - был такой же радостный, веселый и неунывающий.
Своей пастве во время проповедей батюшка тоже не уставал повторять: «Никогда не унывайте, не оскорбляйте милосердие Божье своим нытьем. Будьте радостными и светлыми! Молитесь Господу, но только не перемаливайтесь, не безумствуйте в молитвах - не впадайте в эту духовную прелесть, которая приводит к еще большему унынию и отчаянию».

Ему молятся как святому
Схиархимандрит оставил множество духовных заветов. Когда в последние годы поняли, что кончина старца уже близка, некоторые монахи и миряне стали записывать его длинные проповеди.
А те, кто просто внимал его словам, то и дело поражались, что во время этих обращенных ко всем проповедей батюшка давал очень конкретные ответы на волнующие их, но не высказанные вслух вопросы. Старец как бы видел сокровенные мысли и чаяния каждого. Поэтому многие, чтобы лишний раз не докучать своими проблемами тяжелобольному батюшке, даже перестали рваться к нему на прием, ибо не сомневались, что он их все равно услышит и вразумит.
Нередко во время этих проповедей отец Зосима обличал - как стоящих в храме, так и всех тех, кого считал врагами Церкви. Особенно доставалось от него, как он их называл, «националистам-бандеровцам, филаретовцам, автокефалистам, сектантам, экстрансенсам»... Бывало, ругал и нерадивых православных попов. Он вообще был очень прямолинейным, резал правду-матку, невзирая на лица. Поэтому, конечно, нажил себе немало недоброжелателей. Многие взгляды старца расценивали как «неполиткорректные», не вписывающиеся в современные политические реалии. Порой приезжающих в обитель коробили и некоторые его довольно соленые шутки и крепкие словечки. Понятное дело, как и у всех, недостатков и грехов у батюшки тоже хватало - един Господь без греха. Даже и у святых угодников их было много. А ведь отец Зосима не святой! Впрочем, как знать...
Некоторые еще при жизни считали старца чуть ли не святым. А как только схиархимандрит отошел к Господу, то возле гроба стали молиться не как об умершем, а как уже прославленному угоднику Божьему. И сейчас монахи и паломники приходят к часовенке, в которой покоится старец, не только для того, чтобы помолиться об упокоении его души, а чтобы попросить у почившего помощи и совета. Как привыкли делать это при его жизни.
Одни говорят, что батюшка является им во сне, другие просто ощущают его живую помощь.
- Отец Зосима говорил, что на том свете он уже не будет болеть, и поэтому там ему останется только молиться за всех нас, - рассказывает Зинаида Ивановна Онопчук, председатель общества инвалидов Киевского района Донецка. - И не только те, кто знал старца, чувствуют эту его молитвенную помощь. Жаловалась мне недавно на жизнь одна измученная беспросветной нищенской жизнью многодетная мать. Я ей посоветовала обращаться к батюшке - как к живому. Он пожала плечами - дескать, как я буду к нему обращаться, если я его никогда не знала?! А через некоторое время звонит мне такая радостная и говорит: «Попробовала я по вашему совету помолиться старцу - и действительно ощутила, что он где-то рядом и поддерживает меня».
Это не единственный пример того, как даже абсолютно незнакомые с отцом Зосимой люди находят у него благодатное утешение. А потому поток паломников, приезжавших в Никольское увидеть и услышать старца, не иссякает и после его кончины. Часовня с могилой батюшки стала новой святыней обители.

Сергей Голоха

Этот материал позаимствован с сайта http://www.ortodox.donbass.com/

Статью добавил(а): natalitvinenko,  21 марта 2007

Старец

29 августа 2002 года умер схиархимандрит Зосима. Настоятеля Свято-Васильевского храма в селе Никольское Волновахского района знал весь православный мир. Его знали и в Иерусалиме, и на Святом Афоне, и Москве, и Киеве. Но в самом Донбассе о нем слышали далеко не все, и только малая горсточка жителей Никольского ходили в родной сельский храм, в котором по молитвам Старца вылечивались многие человеческие души.
«Ему было всего 58 лет. Но мудрость, сила веры и знание души человеческой сделали его Старцем в людском понимании. К нему приходили отовсюду. За советом, помощью, благословением. Имевшие великое счастье общаться с ним, возвращались в мирную жизнь добрее, чище, светлее. Он лечил людские души, тем самым исцеляя и тела. Его слова часто были пророческими. А происходящие события походили на чудеса. Он безгранично любил людей. Всех. Тех, кто пытал его, заставляя стоять сутками босиком на бетонном полу, и тех, кто посылал служить из прихода в приход, подальше от магистралей и цивилизации – чтобы быстрее сломить. Он не ломался. Он нес свой крест достойно, ни на йоту не поколебавшись в вере. Он крестил детей своих палачей. Он отпускал грехи и верил в светлое естество каждого человека. Он жил, испытывая нечеловеческие страдания. Он прошел четыре клинические смерти и борьбу с болезнью. Врачи становились верующими, общаясь с ним, и поражались его мужеству. А он, умирая, вставал и служил. Его путь – это путь праведника. А праведники сейчас большая редкость. Отца Зосиму называли последним святым Руси, в единство которой он свято верил. Он заронил добрые зерна. И они дадут свои плоды. Плоды Добра и Веры». Так писала одна из газет Донбасса о Старце в годовщину его смерти.
Надежда – петрозаводчанка не коренная. Давно уже, еще в те времена, когда между Украиной и Россией границы и в помине не было, приехала она в холодную и далекую Карелию. Ее женская доля оказалась нелегкой. Осталась одна, с больным ребенком на руках. Скорбей претерпела немало. И когда особенно было невмоготу со своей душевной болью отправлялась в родной Донецкий края – к старцу Зосиме. За советами.
Впервые приехала она в монастырь восемь лет назад. «По молитвам Старца, - говорит Надежда, - я получила квартиру. Для меня это было самое трудное время. Когда я впервые увидела отца Зосиму — растерялась. Хочу высказать все, что наболело на душе, и не могу слова вымолвить, а только горько плачу. «Благословляю вас на устроение», — сказал тогда Старец, и мы сразу же получили квартиру. А когда узнал, что я из Петрозаводска, сказал, что с архиепископом Мануилом учился в Ленинградской духовной академии в одно и то же время, и передал Владыке поклон».
Старец всегда ходил в простенькой старой шубке, приговаривая: «Как я могу надеть что-то добротное, если вокруг вижу нищету и человеческую боль». На его ногах были открытые раны. Но он терпел боль, забывая о себе ради помощи людям.
«Ох, моя горемыка», - часто говорил он, когда я подходила к нему под благословение. Старец чувствовал мою боль, и переживал за нас с сыном. Он очень обрадовался, когда я сообщила ему, что сын согласился работать в церкви и ласково приговаривал: «Смотри, чтобы моего малыша не обижали».
«Помню, - рассказывает Надежда, - как Старец, проходя мимо молившейся женщины, уже долгое время жившей в монастыре, сказал: «Соберись в кучу и тогда молись. Усердно молились». Говорил он всегда с состраданием к своему собеседнику. Выйдет из келии и сразу же подходит к людям, которые тут же окружали его со всех сторон. По молитвам его многие исцелялись. Но некоторых он и обличал. Хочешь, слушай, не хочешь — как знаешь. Он говорил о грехах, а люди радовались, каялись, плакали и благодарили его. Обличением и советом, он вытаскивал людей из бездуховного болота. За это многие были благодарны Старцу.

Ольга АНДРЕЕВА

Материал с сайта Петрозаводской и Карельской епархии http://eparhia.onego.ru (а именно http://eparhia.onego.ru/zosma.htm)

Комментарии и обсуждение

Еще несколько ссылок по батюшке Зосиме и Никольскому:
http://www.pravoslavie.ru/put/060412174909
http://www.ortodox.donbass.com/news/200608/zosima.htm
http://www.forestpark.com.ua/ru/sights/
http://pravoslavye.org.ua/index.php?
action=fullinfo&r_type=news&id=13274
21 марта 2007, natalitvinenko.

Среди верующих прошла информация о воззвании старцев Свято-Никольского монастыря к блаженнейшему митрополиту Владимиру о непонимании монахами его жеста подписи бумаги против союза с Россией. Где найти этот документ.
29 октября 2013.

Заявление церковной общины Свято-Успенской Обители можно прочесть на сайте обители http://obitel-nikolskoe.ru/?chapter=reading&reading_id=88
20 декабря 2013.


Внести изменения в объект

Что нужно изменить:

Пожалуйста, не забывайте указывать источник ваших данных.

Добавить статью или комментарий

Текст статьи

Если Вы не являетесь автором статьи – не забудьте, пожалуйста, указать источник


Пожалуйста, войдите на сайт или зарегистрируйтесь. Анонимно вы можете отправить лишь небольшое уточнение. Добавлять в каталог полноценные статьи могут лишь зарегистрированные авторы.




Добавить фотографию

Только зарегистрированные пользователи могут добавлять фотографии в каталог.