ГЛАВНАЯ О ПРОЕКТЕ ВХОД / РЕГИСТРАЦИЯ
Вход

У меня есть логин и пароль

E-mail или логин

Пароль

Регистрация

Я новый пользователь

 

Восстановление пароля

Я забыл пароль

E-mail или логин


Новомосковск. Самарский Николаевский монастырь.


Монастырь. Действует.  (все монастыри в каталоге →)
Год основания:Дата постройки неизвестна.
Адрес:
322010, Украина, Днепропетровская обл., г. Новомосковск, Дом-интернат

Координаты:48.631171, 35.285683


Добавить фотографию
Самарский Николаевский монастырь - Новомосковск - Новомосковский район - Украина, Днепропетровская область
Рис. из журнала "Живописная Россия".
Андрей Агафонов
1 января 1902
Самарский Николаевский монастырь - Новомосковск - Новомосковский район - Украина, Днепропетровская область
Старая фотография монастыря ХІХ века с колокольней и снесённой позже коммунистами верхней частью храма.
Сергей Ковров
??
Самарский Николаевский монастырь - Новомосковск - Новомосковский район - Украина, Днепропетровская область
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Василий Шелёмин
2 сентября 2006




Добавить статью/комментарий
Статью добавил(а): Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Александр Богданов,  21 марта 2007

Самарский Пустынно-Николаевский монастырь, общежительный, заштатный, близ города Ново-Московска, на острове,который образуют реки Старая и Новая Самара, приписанный с 1791 года к архиерейскому дому. Основан во 2-й половине XVI века. Монастырь был самой высокой святыней Запорожцев, находился в зависимости от Запорожского войска и под управлением сечевого коша и считался «войсковым». Некоторые запорожцы, после бурной жизни, оканчивали ее в стенах этой тихой обители. Здесь находятся древние иконы: Ахтырская Божией Матери, именуемая «Самарскою», и св. Николая чудотворца. Ныне монастырь служит загородным архиерейским домом. При монастыре школа.

Из книги С.В. Булгакова «Русские монастыри в 1913 году»


Статью добавил(а): Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Александр Богданов,  22 августа 2011

Самарский Пустынно-Николаевский монастырь расположен за городом, на берегу р. Самары. В 1576 г. запорожцы получили в свое распоряжение обширные земли, куда входил и старинный город Самар с прилежащими лесами. Они стали укреплять город, и на островке в дубовом лесу основали небольшое укрепление с деревянной церковью и несколькими жилыми помещениями, куда по распоряжению коша Запорожского помещали «ранами скалеченных казаков, всех больных, на баталиях раненых». В 1602 г. крепость становится монастырем. На протяжении XVII в. монастырь неоднократно подвергался нападениям. В период национально-освободительных войн церковь разрушена, монастырь разграблен и опустошен. Но уже в 1670 г. он восстанавливается и вновь строится церковь.

Во второй половине XVII в. возникла необходимость в сильной крепости и в 1687 г. по соседству построен Богородицкий городок. Николаевская церковь заложена в 1782 г и освящена в 1787 г.

Каменная, крестовая в плане, развитый карниз делит стены на два яруса. Памятник значительно пострадал от времени. Утрачено купольное завершение, полностью перестроен интерьер, и видимо, в результате перестройки появились свойственные стилю классицизма треугольные фронтоны. Но сохранился лепной барочный декор на фасадах, арочное обрамление окон, характеризующие здание как пример архитектуры барокко.

В 1798 г. Я. Яковенко построил четырехъярусную колокольню, которая не сохранилась. В 1816—1820 гг. построены братские и настоятельные кельи. Это — сложное в плане, одноэтажное, каменное здание, общий абрис которого можно представить в виде буквы Н. Главный фасад акцентирован четырехколонным портиком, на остальных устроены лоджии. Внутренняя система планировки — коридорная.

Из книги: «Памятники градостроительства и архитектуры Украинской ССР», том 2, стр. 132, издательство "Будивэльнык", 1983-1986 г.


Статью добавил(а): Сергей Ковров,  12 октября 2017

Когда сей монастырь получил свое начало, неизвестно. Полагают, что монастырь получил свое начало между 1672-1688 годами. Об основателях монастыря говорят следующее. Среди дикого дубового леса поселились неизвестно откуда пришлые два отшельника-иеромонаха. Находясь здесь некоторое время, они совершенно никому не были известны, но наконец некоторые из запорожцев, которые занимались разбоями, нашли их в глуши леса. Разбойники назывались "каменниками" от укрывательства их между Днепровскими каменьями. Каменники старались охранять отшельников, построили им келию и ежедневно приносили им пищу. Узнав о беззаконном промысле своих благодетелей, отшельники решили сбежать от них. Каменники, полагая, что беззакония их скупятся молитвами отшельников, никак не отпускали их от себя и строго смотрели за ними. Позднее каменники были схвачены отрядом кошевых запорожских атаманов и отшельники остались жить на своих местах подвижничества спокойно. Этот случай, полагают, был главной причиной основания Пустынно-Николаевского монастыря, названного потому, что он находился в глуши леса при реке Самаре.

С 1751 года история обители становится гораздо яснее. Известно, что монастырь с самого своего основания назывался "войсковым" и остался в зависимости Запорожского войска под особым покровительством Сечевого Коша. "Кош вельможный" наделил его в вечное владение рыбными озерами, реками, лесами, дубовыми рощами, пахотными и сенокосными землями. Иноки пользовались дарственными угодиями свободно: построили водянные мельницы, скотные дворы и хутора. Казаков простых и знатных, которые особенно любили обитель, обитель принимала их, где они оставались до конца своей жизни. Кроме того, монастырю было дано право на оседлость, т.е. на обселение при монастыре людей вольных, невходящих в состав Запорожского войска.

Зависимость Самарского монастыря от Запорожского войска и Коша продолжалось до уничтожения Запорожской Сечи 1775 года 6 июня Российской империатрицей Екатериной II. После уничтожения Запорожской Сечи монастырь со всеми своими принадлежностями присоединился к ставропигиальному Киево-Межигорскому Спасо-Преображенскому мужскому монастырю. С тех пор Самарский монастырь, подчиняясь Спасо-Преображенскому монастырю, стал называться "приписным".

6 июня 1780 года иеромонах Феофан обратился письменно к настоятелю Киево-Межигорского монастыря архимандриту Гавриилу и монастырскому духовному собору, что соборная деревянная церковь во имя святителя Николая Чудотворца совершенно обветшала и пришла в негодность то и служение в ней совершать нельзя. Изложив сие, он просил архимандрита Гавриила и духовный собор позволить ему построить в монастыре такую же новую церковь с тем, чтобы на освящение ее было нужное благословение.

Но благословение, равное как и самое разрешение на постройку храма, зависило от Святейшего Правительственного Синода. 10 августа 1780 года Святейший Синод на имя настоятеля Межигорского монастыря дал Указ, что Пустынно-Николаевскому Самарскому монастырю разрешено вместо обветшавшей деревянной Николаевской церкви построить новую и "по построении освятить дозволить". Обрадованный, иеромонах Феофан собрал на строительство храма 2,856 рублей. Особые вкладчики были старики: бывший кошевой полковник Филипп Феодоров, Феодор Золотарь, Феодор Стовба и другие.

Между тем явился новый благотворитель, именно лейб-капитан священник Кирилл Тарловский, в народе называли его "диким попом", вероятно от того, что жил и имел свою землю в здешних степях. Он предложил построить Свято-Николаевский храм не деревянный, а каменный с пределом святых мучеников Кирика и Иулитты, мотивируя тем, что Святейший Синод не указал, какую церковь именно строить: деревянную или каменную. На этом условии он вызвался построить ее собственным и единственным коштом. Межигорский духовный собор согласился с мнением священника Кирилла Тарловского и позволил строить в монастыре каменную церковь и келию для успокоения его, о чем также просил отец Кирилл.

9 мая 1782 года началось строительство Свято-Николаевского храма, которое продолжалось около пяти лет. В четвертую неделю Великого поста храм был освящен настоятелем монастыря иеромонахом Феофаном по благословению Преосвященного Амвросия, архиепископа Екатеринославского и Таврического. С 1891 года Самарский Пустынно-Николаевский монастырь стал именоваться "Домом Екатеринославских архиереев" с возвышением ее в степень кафедрального Архиерейского дома. А по сему требовалось устроить дом для архиерея, дом для Семинарии и помещение для Консистории. В 1791 году по благословению Преосвященного Амвросия, архиепископа Екатеринославского и Таврического вместо предлогаемой Консистории передано было в Самарский монастырь Павлоградское духовное правление.

Летом 1798 года житель местечка Новых Кайдак Карл Яковенко по контракту выстроил на территории монастыря деревянную четырехэтажную колокольню, а среди лета 1799 года мещанин И.А. Гордиенко также по контракту покрыл ее под гребень листовым сибирским железом.

3 мая 1808 года по благословению правящего архиерея Платона (Любарского) Самарская обитель украсилась драгоценнейшею святынею, обогатилась редким небесным сокровищем, торжественным принесением в храм на поклонение верующим двух древних с незапамятных времен месточтимых икон Божией Матери Самарской и святителя Христова Николая чудотворца. 

В 1809 году Новомосковской соборной Свято-Троицкой церкви диакон Никита Баранов с попечителем новомосковским купцом П.С. Золоторевым за 1.500 рублей устроил в монастырской соборной церкви отличной и величественной работы Горнее место. Вдова А.В. Шапотинникова и протоиерей Ковалевский в 1812 году внесли благотворительность обители священную, церковную утварь и обогатили ризницу.

В 1814 году проживавший в монастыре полковой хорунжий Аламахин на помин своей души пожертвовал в обитель значительную сумму денег. В 1815 году на эту сумму наместник монастыря иеромонах Хрисанф построил в обители трапезную церковь в честь Преображения Господня, а в 1816 году тот же наместник вне монастыря построил гостиницу и заезжий дом для приходящих и приезджающих богомольцев. В сентябре 1821 года, усердием благотворителей и благодетелей, выписан из Москвы для колокольни Самарской обители большой колокол весом 169 пудов.

Среди лета 1825 года в монастыре была разобрана старая деревянная колокольня и на место ее положено основание каменной. В 1828 году в обители началось строительство каменного Архиерейского дома. При Архиерейских келиях в 1838 году в обители была построена каменная церковь.

В 1830 году по благословению епархиального архиерея в Самарском монастыре была учреждена церковная школа.

В мае-июне 1826 года в Новомосковске и уезде его сильно действовала холера. Все явно нуждались в подкреплении духа и желали видеть совершения Крестных ходов с монастырскими иконами Самарской Божией Матери и святителя Николая чудотворца. Согласно общему желанию протоиерей города Новомосковска Феодосий Бершацкий предложил расписание Крестных ходов для Новомосковска и окрестностей его. С 28 июня начались Крестные ходы и продолжались до тех пор, пока скоро ослабела и совершенно прекратилась холера. То же было среди лета 1848 и 1872 годов.

Под полом главной монастырской Свято-Николаевской церкви, особо устроенной усыпальнице, в четырех отдельных гробах почивали прахи Екатиринославских святителей: Афанасия (Иванова) +18 августа 1805 года, Платона (Любарского) +20 апреля 1811, Иова (Потемкина) +28 марта 1823 года и Онисифора (Боровика) +20 апреля 1828 года.

С приходом советской власти в 1927 году монастырь был закрыт и превращен в дом-интернат, а росписи пещерного храма были уничтожены. Местночтимая икона Самарская после закрытия монастыря перевезли в Свято-Троицкий собор в Новомосковске, а в 1931 году она была утерена.

Во время Великой Отечественной войны храм святого Георгия Победоносца сгорел, остался лишь только один фундамент. С 1941 по 1958 годы в монастыре жили немцы-колонисты, затем репрессированные советские граждане. С 1958 по 1980 годы в обители размещался дом-интернат для престарелых ветеранов-металлургов, а с 1980 по 2000 годы – интернат для детей-инвалидов от рождения, в котором проживало до 200 сирот.

В 1989 году, в праздник Сретения Господня главня святыня обители - Самарская икона была возвращена. Все это время она хранилась на чердаке дома, где тайно проживали бывшие монахини Святого Иосифа Обручника женского монастыря села Марьевки Магдалиновского района Днепропетровской области.

Обитель очень своеобразна: под ней расположены подземные помещения, в частности, под Спасо-Преображенским храмом находится подземная церковь во имя святых мучеников Кирика и Иулиты. Все стены монашеского храма, куда не было доступа мирянам, в то время были расписаны. Корпуса и храмы в монастыре плотно прилегают друг ко другу, объединяясь как бы в единый комплекс, под которым на глубине 3-4 метров расположена система подвалов. Считается, что здесь в древние времена укрывались запорожцы. По преданию под монастырем когда-то существовал также тайный ход к берегу реки.

После 2001 года территория Пустынно-Николаевского монастыря полностью освобождена и передана Украинской Православной Церкви. В день празднования иконы "Всех скорбящих радость” чудотворный образ обносят вокруг монастыря Крестным ходом.

http://church-site.kiev.ua/

Комментарии и обсуждение



Внести изменения в объект

Что нужно изменить:

Пожалуйста, не забывайте указывать источник ваших данных.

Добавить статью или комментарий

Текст статьи

Если Вы не являетесь автором статьи – не забудьте, пожалуйста, указать источник


Пожалуйста, войдите на сайт или зарегистрируйтесь. Анонимно вы можете отправить лишь небольшое уточнение. Добавлять в каталог полноценные статьи могут лишь зарегистрированные авторы.




Добавить фотографию

Только зарегистрированные пользователи могут добавлять фотографии в каталог.