ГЛАВНАЯ О ПРОЕКТЕ ВХОД / РЕГИСТРАЦИЯ
Вход

У меня есть логин и пароль

E-mail или логин

Пароль

Регистрация

Я новый пользователь

 

Восстановление пароля

Я забыл пароль

E-mail или логин


Кушалино. Церковь Смоленской иконы Божией Матери.

Смоленская церковь


Церковь. Действует.  
Престолы:Смоленской иконы Божией Матери, Варлаама Хутынского, Димитрия царевича
Год постройки:1597.
Ссылки: Ссылка на temples.ru 
Адрес:
Тверская обл., Рамешковский р-н, с.Кушалино. сайт прихода: http://kushalino.ru/

Координаты:57.121111, 36.077357
Проезд:Автобус Тверь-Кушалино; Тверь-Максатиха




Добавить фотографию
Сортировка:


Церковь Смоленской иконы Божией Матери - Кушалино - Рамешковский район - Тверская область
Илья Смирнов
28 марта 2004
Церковь Смоленской иконы Божией Матери - Кушалино - Рамешковский район - Тверская область
МОРПЕХ879
31 августа 2017
Церковь Смоленской иконы Божией Матери - Кушалино - Рамешковский район - Тверская область
Вид с юго-востока
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Pashkin
11 апреля 2015
Церковь Смоленской иконы Божией Матери - Кушалино - Рамешковский район - Тверская область
Андрей Агафонов
25 августа 2012
Церковь Смоленской иконы Божией Матери - Кушалино - Рамешковский район - Тверская область
Андрей Агафонов
25 августа 2012
Церковь Смоленской иконы Божией Матери - Кушалино - Рамешковский район - Тверская область
Андрей Агафонов
25 августа 2012
Церковь Смоленской иконы Божией Матери - Кушалино - Рамешковский район - Тверская область
Андрей Агафонов
25 августа 2012
Церковь Смоленской иконы Божией Матери - Кушалино - Рамешковский район - Тверская область
фрагмент южного фасада
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)uchazdneg
28 сентября 2011
Церковь Смоленской иконы Божией Матери - Кушалино - Рамешковский район - Тверская область
вид с северо-востока
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)uchazdneg
28 сентября 2011
Церковь Смоленской иконы Божией Матери - Кушалино - Рамешковский район - Тверская область
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Василий Шелёмин
21 августа 2007
Церковь Смоленской иконы Божией Матери - Кушалино - Рамешковский район - Тверская область
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Василий Шелёмин
21 августа 2007
Церковь Смоленской иконы Божией Матери - Кушалино - Рамешковский район - Тверская область
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Василий Шелёмин
21 августа 2007
Церковь Смоленской иконы Божией Матери - Кушалино - Рамешковский район - Тверская область
Харченко Геннадий
27 апреля 2012
Церковь Смоленской иконы Божией Матери - Кушалино - Рамешковский район - Тверская область
Харченко Геннадий
27 апреля 2012
Церковь Смоленской иконы Божией Матери - Кушалино - Рамешковский район - Тверская область
Харченко Геннадий
27 апреля 2012
Церковь Смоленской иконы Божией Матери - Кушалино - Рамешковский район - Тверская область
Харченко Геннадий
27 апреля 2012
Церковь Смоленской иконы Божией Матери - Кушалино - Рамешковский район - Тверская область
Харченко Геннадий
27 апреля 2012
Церковь Смоленской иконы Божией Матери - Кушалино - Рамешковский район - Тверская область
Алексей Кротов
22 апреля 2012
Церковь Смоленской иконы Божией Матери - Кушалино - Рамешковский район - Тверская область
апсиды
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)uchazdneg
28 сентября 2011
Церковь Смоленской иконы Божией Матери - Кушалино - Рамешковский район - Тверская область
венчания главного объема, вид с востока
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)uchazdneg
28 сентября 2011
Церковь Смоленской иконы Божией Матери - Кушалино - Рамешковский район - Тверская область
фрагмент южного фасада
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)uchazdneg
28 сентября 2011
Церковь Смоленской иконы Божией Матери - Кушалино - Рамешковский район - Тверская область
фронтонный пояс колокольни
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)uchazdneg
28 сентября 2011
Церковь Смоленской иконы Божией Матери - Кушалино - Рамешковский район - Тверская область
Илья Смирнов
28 марта 2004
Церковь Смоленской иконы Божией Матери - Кушалино - Рамешковский район - Тверская область
своды трапезной
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)uchazdneg
28 сентября 2011
Церковь Смоленской иконы Божией Матери - Кушалино - Рамешковский район - Тверская область
западный вход
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)uchazdneg
28 сентября 2011
Церковь Смоленской иконы Божией Матери - Кушалино - Рамешковский район - Тверская область
вход в главный объем
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)uchazdneg
28 сентября 2011
Церковь Смоленской иконы Божией Матери - Кушалино - Рамешковский район - Тверская область
Илья Смирнов
28 марта 2004
Церковь Смоленской иконы Божией Матери - Кушалино - Рамешковский район - Тверская область
Илья Смирнов
28 марта 2004
Церковь Смоленской иконы Божией Матери - Кушалино - Рамешковский район - Тверская область
Фото из книги "Отчет Общества организации путешествий учеников тверской гимназии за 1915-1916г."
Андрей Агафонов
1 января 1915
Церковь Смоленской иконы Божией Матери - Кушалино - Рамешковский район - Тверская область
Фото из книги "Отчет Общества организации путешествий учеников тверской гимназии за 1915-1916г."
Андрей Агафонов
1 января 1915




Добавить статью/комментарий
Статью добавил(а): Дмитрий Дроздецкий,  6 сентября 2007

Храм во имя Смоленской иконы Богоматери. Построен в 1597 г. Закрыт в 1930-е гг. Вновь открыт в 1991 г. Количество алтарей: 1. Чтимые святыни: иконы Божией Матери «Теребеньковская», святителя Николая Мирликийского Чудотворца. В тверском селе Кушалино живёт священник-серб, который по благословению Московской Патриархии восстанавливает здесь храм. Это довольно крупное село, здесь есть библиотека, школа, больница. И два храма, XVI и XIX веков. Их-то и возрождает отец Александр Коканович.


Статью добавил(а): Жукова Елена,  21 марта 2009

Смоленская церковь в Кушалино была построена в вотчине князя Симеона Бекбулатовича в 1597 году (различные источники называют также 1592 и 1594 годы), когда бывший великий князь Тверской уже жил в своем селе в опале. Это шатровая церковь; большая трапезная и колокольня были пристроены позднее.

Из "Истории Государства Российского" о строителе храма, Симеоне Бекбулатовиче. Основатель церкви Бек-Булатович был рода татарского и в вере магометанской, нося имя Саид-Булата. Но крещен в феврале месяце 153… года в Москве протопопом Аммосом, причем воспреемником ему был Митрополит Макарий. При крещении наречен Симеоном. На крещении Симеон был весьма благочестив во всю свою жизнь, а по вере Христианской беспримерно ревностен. Иоанн Васильевич Грозный, удаляясь в Александров со своею опричною, Симеона Бек-Булатовича сам короновал Патр. Касимский, и ему во власть поручил все государство, предоставив впрочем себе вспомоществовать Симеону советами. С сего времени Симеон и носит титул царя, но он был исполнителем только Иоанновых тайных повелений. Когда же Иоанн Васильевич, убежденный всеобщим молением и просьбою, вступил в управление царством, тогда царю Симеону, дав великие богатсва, пожаловал и город Тверь с новым титулом – Великий Князь Тверской. Таким образом, Симеон Бек-Булатович 157… года в Тверь и отправился. Тут имел он пышный двор и власть наместника с правом удельного князя.

В литовскую войну (1577-78) год, живши уже в уделе своем в Твери и назвавшись Великим Князем Тверским, был Симеон первым по Москве военачальником, предводительствующим многочисленную дружину. В следующих двух годах он находился беспрерывно в походах, которые однако не были ознаменованы блистательными победами. По смерти царя Иоанна Васильевича, Борис Годунов начал опасаться Князя Тверского, Симеона Бек-Булатовича, как наивернейшего и усерднейшего почитателя царской священной фамилии. Опасность Годунова была тем большая, что он слышал молву народную, что хотят Симеона возвести на царство. Сие дабы предотвратить, Годунов всем тем, кои отваживались говорить правду заграждал уста ссылкою, пытками и казнями. Поэтому-то Годунов, лишив Симеона удела города Твери, повелел его насильственно отвезти в село Кушалино, где тогда был монастырь Св. Архангела Михаила. Супруга Симеонова – Анастасия, дочь князя Ивана Федоровича Мстиславского, не могла перенести такового несчастья, добровольно удалилась в монастырь и в инокинях названа Александрою. Сам же царь Симеон Бек-Булатович, оставшись уединенно в селе Кушалине, прибегнул в горести душевной к небесной заступнице Пресвятой Богородице и в честь ея в селе Кушалине 1594 года построил каменную церковь, которая и доныне существует почти без всякого изменения. Известно, что Симеон Бекбулатович скончался в Соловецком монастыре, и был погребен в Симоновом монастыре в Москве.

Храм Смоленской Божией Матери был закрыт в 1930 году, использовался как клуб. В 1991 году в нем возобновились богослужения, но состояние интерьеров, мягко говоря, оставляет желать лучшего: полый шатер для утепления пришлось отгородить от основного помещения временным перекрытием, проход в трапезную (она сильно пострадала от пожара) заложен кирпичом, и у заложенного портала стоит печь, которой едва-едва хватает на то, чтобы протопить сильно уменьшенный объем храма. Все равно в алтаре очень холодно, и когда нет служб, зимой все покрывается инеем. Постоянного священника в Кушалино нет, так как не могут предоставить ему жилье, поэтому службы проводятся крайне редко - 2 раза в месяц. За храмом следит местная старушка - протапливает его, открывает во время Великого поста. Так что пока замечательный храм, к тому же интереснейший памятник истории, находится в очень плачевном состоянии.


Статью добавил(а): Алексей Кротов,  30 июня 2018

Храм в честь Смоленской иконы Божией Матери появился в канун грозных испытаний для России - на пороге эпохи Смуты. Заказчиком храма стал крещёный касимовский царь, в то время уже носивший титул великого князя Тверского, Симеон Бекбулатович. Церковь является одним из наиболее интересных культовых сооружений конца ХVI столетия в целом и замечательным образцом шатровой архитектуры в частности. Точные даты возведения здания неизвестны, равно как неизвестны и имена строивших его архитекторов. Между тем есть основания считать, что над храмом трудились иноземные зодчие. Особенно показательно в этом отношении белокаменное подцерковье, выстроенное в типичных западноевропейских традициях. Древнейшие упоминания о Кушалине относятся к ХVI веку.

В Писцовой книге Тверского уезда 1539-1540 годов содержатся сведения о волости Кушалино. Ко времени составления Писцовой книги 1580 года Кушалино находилось во владении Симеона Бекбулатовича, великого князя Тверского, создавшего в селе свою резиденцию. В ней содержится интересное описание культовых построек Кушалина: "Село Кушалино на речке на Кушалке, а в селе церковь Никола Чудотворец, древяна клецки, да церковь Воскресенья Христова, а придел Благовещенья святой Богородицы, ветха и завалилася, а те оба храма у великого князя двора, да по конец посаду церковь Воздвиженье Честнаго Креста древяна клецки". Как видно, в селе существовали три церкви, две из которых являлись домовыми храмами Симеона Бекбулатовича. Время и обстоятельства их строительства неизвестны, однако указание на ветхость и аварийное состояние Благовещенской церкви дают возможность допустить, что она была выстроена за несколько десятилетий до описываемых событий. В современных текстах, посвящённых храму в честь Смоленской иконы Божией Матери, часто можно встретить указание на так называемую церковную летопись, в которой датой постройки храма указан 1592 год. К какому именно времени относится данная летопись, кем из священников составлена, сохранилась ли до нашего времени, неизвестно. С уверенностью можно сказать лишь то, что такой источник, происходивший из самого Смоленского храма, должен был относиться ко второй половине ХIХ - началу ХХ века. Именно в этот период "церковные летописи" получают особенное распространение, их ведение поощряется Святейшим Правительствующим Синодом.

После опалы Симеона Бекбулатовича и его пострижения в монашество Кушалинская волость отошла в казну. По окончании Смуты село Кушалино было выделено клинским дворянам Григорию и Гавриилу Козловским. Они отличились в войне с поляками в 1618 году, когда польский король Владислав предпринял безуспешную попытку восстановить свои права на московский престол. Польские отряды подходили к Твери, однако были отбиты храбрым местным воеводой Дмитрием Петровичем Пожарским-Лопатой. Вскоре братья Козловские уступили свою вотчину Дмитрию Лопате. Архивный документ свидетельствует: "За князем Дмитрием Петровичем Пожарским купленная вотчина, что купил у клинян у Григория да у Гавриила Ивановых детей Козловского, что было дано за московское осадное сидение королевича приходу село Кушалино на реке на Кушалке, а в нём церковь Пресвятые Богородицы Одигитреи каменная, да два придела Варлаама Хутынского да Дмитрия Солунского, строения князя Симеона Бекбулатовича Тверского, а другой храм святого пророка Илии древян строение князя Дмитриево, во дворе поп Иван, во дворе дьячек ивашко Иванов, во дворе пономарь Нестерко Иванов. А писана за ним та вотчина по купчим 1620-1621 и 1627-1628 году".

По всей вероятности, Смоленская церковь не сильно пострадала во время Смуты. В 1637 году Дмитрий Лопата передал Кушалино Суздальскому Спасо-Евфимиеву монастырю. Пожарские издревле благоволили этой обители, делали богатые вклады. Здесь же находится их усыпальница. Первые серьёзные изменения в облике Смоленской церкви произошли в 1741 году. Тогда были разобраны придельные престолы преподобного великомученика Димитрия Солунского и преподобного Варлаама Хутынского. Кроме того, стена между центральной и северной апсидами были разобрана. Чтобы избежать опасность обрушения сводов, верхняя часть кладки в этом месте была усилена толстой доской, закреплённой между стенами и принявшей на себя нагрузку. В то же время "для большего свету" растесали старые окна и добавили несколько новых. Ещё более существенные переделки произошли в 1790 году. Об этом кушалинский священник Иоанн Судаков написал через шестьдесят лет: "В церкви Смоленской Пресвятой Богородицы Одигитрии приделана трапезная церковь и с колокольнею, а поэтому и окна на западной стороне Смоленской церкви закрыты. В трапезе один поставлен престол св. великомученика Димитрия Солунского, который и освящён в 1792 году мая 24 дня Троицкого Калязина монастыря Архимандритом и Тверской семинарии ректором Арсением, прибывших тогда священниках Якове Кононове и Егоре Иванове и диаконе Петре Иванове".

19 июля 1838 года из-за небрежности одной из крестьянок во время топки печи в Кушалине произошёл большой пожар, уничтоживший более сотни (из ста пятидесяти) домов. Пострадало не только село - горели и местные храмы. Ильинская церковь, выстроенная Дмитрием Лопатой, сгорела до основания. В Смоленской церкви серьёзно пострадал иконостас, колокола с колокольни все упали: малые медные расплавились, а большой хоть и упал, но остался цел, иконы из иконостаса были вынесены и спасены прихожанами. Годом позже на месте Ильинской церкви была заложена большая церковь во имя Сошествия Святого Духа с тремя престолами. Она сохранилась до наших дней, хотя и в плачевном состоянии. В 1854-1862 годах вместо старой трапезной Смоленской церкви, оказавшийся тесной, была построена новая, с новой же высокой колокольней по проекту губернского архитектора Ивана Фёдоровича Львова. Храм приобрёл тот облик, в котором существует и поныне.

Последнее свидетельство о службе в храмах до их закрытия относится к 1929 году. Тогда обе церкви пострадали от урагана, но купола и кресты на них восстановили стараниями мастера из деревни Юрьево Михаила Рязанцева. Однако уже в начале 1930-х годов службы в храмах не проводились. Последний священник Николай Флеров был выслан. В Смоленской церкви разместили клуб, в Духовской - склад. Древняя шатровая церковь, оставленная без внимания и ремонта, ветшала. В 1973 году произошла трагедия - первоначальный кирпичный шатёр рухнул. Считается, что виной тому стали сотрясения, вызванные стрельбами на соседнем полигоне и вибрацией от двигателей боевых вертолётов, пролетавших прямо над храмами. Шатёр восстановили достаточно быстро. Это сделал известный мастер советской реставрации Борис Альтшуллер. Однако на комплексное восстановление всего ансамбля денег не хватило.

25 декабря 1990 года Рамешковский районный Совет народных депутатов, рассмотрев обращение православных жителей Кушалина, постановил: "Передать церковь Смоленской Божией Матери в с. Кушалино верующим для удовлетворения религиозных потребностей". В древней Смоленской церкви начались службы, но серьёзных работ по восстановлению кушалинской церкви так никто и не проводил. Настоятели менялись часто, некоторые из них относились к своему служению потребительски. В народе в то время даже родилась присказка - "искушалинские попы". В 2010 году в Кушалино получил назначение священник Александр Юрков, и жизнь в храме наконец затеплилась. К Рождеству 2012 года в южной части трапезной, окружающей здание постройки эпохи Симеона Бекбулатовича, оборудовали престол во имя великомученика Димитрия Солунского. Почти всю столярную работу отец Александр делал сам. Приходу по-прежнему нелегко. Постоянных богомольцев всего 10-15 человек. Финансирования храма нет. В основном своими силами приходится поддерживать хоть в каком-то состоянии оба храма - и Смоленский, и Духовский.

Из журнала "Православные Храмы. Путешествие по святым местам". Выпуск №152, 2015 г.


Статью добавил(а): Алексей Кротов,  30 июня 2018

Смоленская церковь в Кушалине, наряду с собором Болдино-Дорогобужского монастыря и усадебными храмами Бориса Годунова в Больших Вязёмах и в Московском Хорошёве, относятся к числу построек, основной темой фасадов которых становится какой-нибудь из главных мотивов Архангельского собора Московского Кремля, воплощаемый со всеми подробностями. Если в Хорошёве и Вязёмах, как указывает историк архитектуры А. Л. Баталов, цитируется первый ярус Архангельского собора (аркадные ниши, разделённые пилястры, импосты), то в Кушалине впервые появляются раковины в закомарах как наиболее узнаваемый мотив образца. Данные мотивы несут в себе необходимое заказчику смысловое значение, играют роль символов царственности. Это происходит на фоне превращения итальянских мотивов в художественный язык русской архитектуры: гладкие поверхности стен, а часто и поверхности лопаток практически повсеместно расчленяются нишами с профилированными рамками. В те десятилетия такой стиль становится всеобщим. Существует предположение, что сознательное копирование кушалинскими зодчими мотивов Архангельского собора обусловлено желанием Симеона Бекбулатовича создать в своей усадьбе усыпальницу по типу царской. По-видимому, именно для этой цели в храме было устроено обширное подцерковье. Можно обратить внимание на то, как передаётся образ двухъярусного фасада Архангельского собора в Смоленской церкви. Здесь нет попытки передать межъярусный антаблемент. Акцент переносится на двухъярусность пилястр, разделённые поясом-тягой. Верхняя часть пилястры отличается от нижней профилировкой филёнки: вверху - валик, внизу - валик и две полочки.

Кушалинский храм сложен из кирпича, а подвал и основные профилированные части декора - из белого камня. Церковь квадратная в плане. С востока к ней примыкают три удалённые апсиды. Переход от основного объёма к восьмерику обеспечен парусами полуконической формы. На невысокий восьмерик установлен открытый снизу шатёр, который заканчивается световым барабанчиком с четырьмя окошками. Лопатки, членящие фасады, близки по своему решению к ордерным пилястрам. Отдельные элементы декора церкви типичны не только для Архангельского собора, но и для тверского зодчества ХVI века. Так, обрамление окон на барабанах повторяет сходный элемент церкви Белая Троица в Твери. Формы продолговатых окон типичны для того времени. Круглое окно над киотцем заимствовано также с западной стены Архангельского собора. Лопатки украшены на всём своём протяжении филёнкой, явно стремящейся имитировать карниз, обрамляющий по краям пилястры Архангельского собора. Раковины в русской архитектуре впервые появились также на Архангельском соборе. Вот и на кушалинской церкви мы можем видеть закомары, украшенные раковинами. Привлекают внимания церковные кокошники. Каждая группа кокошников имеет небольшой наклон к шатру и слегка изогнута в плане, так что её общая поверхность становится сферически выгнутой; этим нейтрализуется неизбежное при вертикальном и плоскостном построении впечатление, будто кокошники наклонились вперёд от шатра.

Смоленская церковь в Кушалино в плане образует квадрат 8,27 х 8,40 метра. Основной материал - кирпич средней величины, размера 7,2 х 12,8 х 26,8 (колебания до 1,5 см). Отношение высоты нижней части храма (до восьмигранника) к его общей высоте составляет 1:9. Композиция основных объёмов кушалинской церкви довольно проста. Это куб с тремя сильно выступающими апсидами, на которой поставлен широкий восьмигранник, завершающийся восьмигранным же шатром. Восьмигранник покоится на стенах, образующих в плане почти правильный квадрат. Шатёр световой, четыре узких вертикальных окна прорезывают "шейку" под главкой. Центральная часть здания представляет внутри законченное единое пространство, устремлённое ввысь. Однако полностью рассмотреть его в настоящее время невозможно. Примерно на уровне 4,5 метров от пола сооружён ложный дощатый потолок. Восточная стена четверика не образует единой плоскости. Её правая и левая части в тех местах, где находятся дверные проёмы, ведущие в северную и южную апсиды, образуют значительные выступы прямоугольной формы, каждый из которых больше двух метров в высоту. Выступы обработаны перспективно направленным кирпичным профилем. Эту необычную структуру объяснил в 1930-е годы архитектор С. С. Чижов. По его мнению, первоначальный иконостас эпохи Бекбулатовича занимал лишь "вдавленную" часть восточной стены, закрывая центральную дверь и распространяясь над дверями боковых апсид в форме буквы Т, причём нижнее тябло иконостаса опиралось на верхние края выступов. Сами же выступы, оставаясь открытыми, должны были напоминать входные порталы. Апсиды (в боковых помещались первоначально два придела) перекрыты коробовыми сводами. Каждая апсида образует отдельное, ориентированное параллельно продольной оси здания и сильно вытянутое по высоте замкнутое пространство.

Под центральной частью храма имеется подклет (подцерковье) - белокаменная палата, перекрытая сомкнутым сводом, с входом с северной стороны, с окнами и нишами. Окна прорезаны под большим наклоном, но в настоящее время едва выходят наружу над самой землёй. Пяты свода заканчиваются декоративными гирьками. Согласно местному преданию, в последние годы своего пребывания в Кушалине Симеон жил в этой палате. В южной апсиде, пространство которой служило ризницей после упразднения здесь придела, сохранились проделанные для иконостаса углубления, делящие апсиду на две части - алтарь и помещение для молящихся. Последнее настолько мало, что вряд ли способно вместить более восьми человек. Оно имеет своё окно, маленькое и узкое. Место заказчика храма когда-то находилось напротив правой трети иконостаса, где была расположена храмовая икона Смоленской Богоматери.

Кушалинская церковь относится к числу тех храмов, которые в годы советской власти были закрыты, утратили внутреннее убранство и растеряли все святыни. Какие-то реликвии, возможно, сохранились в музейных коллециях или собраниях частных коллекционеров, но в самом возрождённом храме нет даже их копий!

Из журнала "Православные Храмы. Путешествие по святым местам". Выпуск №152, 2015 г.


Статью добавил(а): Марина Зуйкова,  23 марта 2019

Смоленская церковь - яркий памятник так называемой «годуновской» школы зодчества, имеющий ряд уникальных особенностей. Она сложена из кирпича (подвал белокаменный), фасады храма имеют четкое (почти ордерное) членение, что связано, вероятно, с ориентацией на Архангельский собор Московского кремля. Отсюда же «раковины» в закомарах и профилированные карнизы и лопатки. Формы шатра с низким восьмериком имеют много общего с Богоявленской церковью в селе Красное под Костромой (1592) или с более поздними храмами Архангела Михаила в Нижнем Новгороде (1628) или Покрова в Медведкове (1640). Вероятно, Смоленский храм возводили местные мастера под руководством какого-то столичного зодчего. На тверской земле это один из всего двух уцелевших шатровых храмов (второй - Введенская церковь в Старице).

Кушалино - старинное село в 30 километрах к северу от Твери. Основано во времена Тверского у княжества, было центром тверской административной единицы «Кушальского стана». Известность Кушалино приобрело в последней четверти XVI века, когда здесь поселился опальный «касимовский царь» Симеон Бекбулатович (по происхождению татарский царевич Саин Бейт Булат) (1530-1616), в 1575-1576 гг. занимавший волею Ивана Грозного русский престол. С 1576 года Симеон был отправлен в почетную ссылку в Тверь. Кушалино стало одним из крупных сел, где располагались резиденции Симеона. В 1580 году здесь был княжеский двор и небольшая деревянная церковь святителя Николая.

В 1592 году на княжеском дворе строится каменная церковь, во имя Смоленской иконы Божией Матери с приделами в честь преподобного Варлаама Хутынского и великомученика Дмитрия Солунского. Для мирских треб существовала деревянная церковь во имя святителя Николая с приделом пророка Илии. Каменный храм строился как личная молельня и усыпальница владельца, но преставиться в Кушалине Симеону не привелось. В 1605 году бывшего царя постригли в Кирилло-Белозерском монастыре, в 1606 году он переведен в Соловецкий, в 1615 году - в Симонов монастырь, где и скончался 5 января 1616 года.

В Кушалине сохранялось немало преданий о благочестии Симеона Бекбулатовича. По одному из них, он лично принял участие в строительстве храма и внес на место храмовый образ Божией Матери «Смоленская», тот самый, которым он был благословлен при крещении. По другому преданию, в период опалы от царя Бориса Годунова Симеон был ослеплен и посажен на цепь в подвале каменного храма, после чего его увезли из Кушалина и постригли в монахи. Кольцо от цепи показывали путешественникам и паломникам (в настоящее время подвал засыпан). До революции Симеон числился среди местночтимых угодников Божиих.

В 1854–1862 годах вместо старой трапезной, оказавшейся тесной, была построена новая, с новой высокой колокольней по проекту губернского архитектора Ивана Федоровича Львова. В трапезной были освящены приделы, когда-то упраздненные в древнем храме: святого великомученика Димитрия Солунского и преподобного Варлаама Хутынского.

В 1930-х годах храм разделил участь других православных церквей Тверской области – его закрыли, разместив в самом храме склад, в трапезной – клуб, а под колокольней – киноустановку.

Ансамбль храмов пострадал от урагана 1929 года, когда с храмов были сорваны кровли и купола. Ремонт был произведен под руководством известного реставратора С.С. Чижова, произведшего обмер древнего храма и подготовившего о нем первую научную публикацию. Вскоре храмы были закрыты. Разрушение их продолжилось.

В 1975 году рухнул шатер Смоленской церкви. Реставрация была начата под руководством реставратора Б.Л. Альтшуллера, им был восстановлен обрушившийся шатер. С 1982 года работы велись Калининской реставрационной мастерской, но очень медленно, в итоге, из-за развала СССР и прекращения финансирования оставшись незавершенными. В 1991 году храм был передан православному приходу. Малочисленный приход и отсутствие постоянного священника, который бы озаботился восстановлением храма, пока не позволяют полностью воссоздать пышный облик и нарядный интерьер старинной церкви Смоленской иконы Божьей Матери.

http://safe-rgs.ru/5041-hramovyy-kompleks-v-sele-kushalino.html


Статью добавил(а): Елена Григорьева,  3 апреля 2019

Смоленская церковь в селе Кушалино была построена в 1597 г. (различные источники называют также 1592 и 1594 г.г.). Строителем храма был князь Симеон Бекбулатович, один из виднейших политических деятелей времен Ивана IV Грозного. В летописях он неоднократно упоминается, сначала как касимовский хан Саин-Булат, потомок Чингизидов, а позднее, после принятия крещения – Симеон, Великий Князь Тверской. Храм был построен, когда бывший великий князь Тверской уже жил в своем селе Кушалино в опале после смерти Грозного.

О том, как Симеон Бекбулатович оказался в Кушалино и как решил построить храм, говорится в «Истории Государства Российского» Н. М. Карамзина и в «Истории России с древнейших времен» С. М. Соловьева. Борис Годунов начал опасаться Великого Князя Тверского, Симеона Бек-Булатовича, «как наивернейшего и усерднейшего почитателя царской священной фамилии». В летописи говорится, что «его свели в село Кушалино, дворовых людей было у него не много, жил он в скудости». Супруга Симеона, Анастасия, дочь князя Ивана Федоровича Мстиславского, от перенесенных лишений и тягот удалилась в монастырь и приняла постриг как инокиня Александра. Сам же «царь Всея Руси» «прибегнул в горести душевной к небесной заступнице Пресвятой Богородице» и в честь ее Смоленской иконы воздвиг в своей скромной вотчине замечательную шатровую церковь.

По преданиям, Симеон Бекбулатович Смоленскую церковь строил как свой домовый храм, соединенный переходом с его палатами, а также выстроил в селе еще две деревянные церкви, которые вскоре сгорели. Под Смоленской церковью было устроено большое подвальное помещение, которое Симеон Бекбулатович использовал для молитв и умерщвления плоти. Известно, что опальный Симеон Бекбулатович позднее был сослан и насильно пострижен в Соловецком монастыре, где и скончался; его прах был перевезен в Москву и погребен в Симоновом монастыре рядом с уже умершей супругой.

Смоленская церковь в основном объёме своём сохранилась без изменений. Это шатровая церковь, выстроенная в манере Ивана Грозного, который возвел немало шатровых храмов-памятников во многих городах. Шатёр обрамляют белокаменные кокошники, по верху четверика идут украшения-раковины, сходные с декором Архангельского собора в Московском Кремле. Большая просторная трапезная и колокольня с маленьким шатровым завершением были пристроены позднее, сначала в 1799 г. (в 1833 г. они были уничтожены пожаром), а потом в 1850-х г.г. по проекту тверского губернского архитектора Ивана Федоровича Львова. Колокольню украшают кокошники, перекликающиеся с убранством древней части храма.

В документах о храме перечисляются «достопамятные вещи», хранящиеся в нём. Среди них – такие уникальные предметы, как: Св. Евангелие, напечатанное в царствование царя Михаила Федоровича; животворный напрестольный крест, серебряный с царскими гербами; св. мощи Св. Максима Блаженного Московского Чудотворца, вложенные в образ его; письменные акты: храмоизданная грамота Преосвященного Силеверста, Митрополита богоспасаемых градов Твери и Кашина; инструкция поповская Преосвященного Гавриила, Архиепископа Тверского, за собственноручной его подписью; грамота Петра I, выданная селу Кушалину священникам Иосифу Спиридонову и Алексею Никифорову на владение церковною землею и другие акты из коих видно, что существующая Смоленская Богородицкая церковь построена по вышеуказанному царем и Великим князем Симеоном Бек-Булатовичем. Где сейчас все эти ценности – неизвестно.

Храм Смоленской Божией Матери был закрыт в 1930 г. В настоящее время храм медленно, но восстанавливается.

https://geocaching.su/?pn=101&cid=18873


Статью добавил(а): Елена Григорьева,  12 апреля 2019

Православный Смоленский храм, выстроенный в конце XVI в. в селе Кушалино, закрыт в 1930-х г.г., возвращён верующим в начале 1990-х г.г.. В настоящее время является действующим храмом Максатихинского благочиния Бежецкой епархии и имеет статус памятника истории и архитектуры Тверской области.

Живописная церковь Смоленской иконы Божьей Матери появилась в тогдашней вотчине Великого князя Тверского Симеона Бекбулатовича – селе Кушалино – в 1592 г.г. Её возведение связано с периодом опалы бывшего хана из рода Чингизидов Саин-Булата, принявшего православие и наречённого Симеоном Бекбулатовичем. Марионеточный правитель эпохи Иоанна IV Грозного, каким считали его современники и каковым он, видимо, являлся по сути, сыграл на политической арене свою роль «подсадного царя», за что и был жалован по её завершению Иоанном Грозным землями и титулом Великого князя Тверского.

Именно в селе Кушалино – самом богатом селе его вотчины, помимо дворца в Твери, была обустроена великокняжеская резиденция, которую владелец всячески благоукрашал. До самой смерти покровителя, царя Иоанна Грозного, Симеон Бекбулатович пользовался привилегиями удельного князя, самолично распоряжаясь тверскими землями и верша суд над своими подданными. Но после прихода к власти Бориса Годунова князю Симеону была уготована незавидная участь – он сразу попал в опалу к новому правителю, был лишён титулов и сослан в своё имение Кушалино, где и находился безвыездно. Стоит отметить, что Симеон Бекбулатович, после крещения ставший ревностным христианином, постоянно вносил богатые пожертвования на обустройство существующих и возведение новых церквей в своём уделе. Так, одним из новых храмов, возведённым по указу князя в 1592 г. в Кушалино и стала каменная церковь, главный престол которой освятили в честь Смоленской иконы Божьей Матери, правый – во имя св. Дмитрия Солунского, левый – во имя прп. Варлаама Хутынского. Сам князь пожертвовал церкви икону Смоленской Божьей Матери и Царские врата для приделов.

Поставленное на белокаменный цоколь кирпичное здание крестово-купольного Смоленского храма с полукруглыми апсидами русские зодчие выстроили в интересном классицистическом «годуновском» стиле, где наряду со строгой симметричностью, компактностью и пропорциональностью здание храма обильно украшено декоративными деталями – раковинами в закомарах, профилированными карнизами и лопатками и шатровым навершием. Кстати, Смоленская церковь в Кушалино и Введенский храм Свято-Успенского мужского монастыря в Старице являются единственными в Тверской области сохранившимися до наших дней шатровыми храмами.

О дальнейшей судьбе Смоленского храма в XVII–XVIII столетиях сохранились лишь отрывочные сведения. Например, известно, что в 1741 г. с благословения епископа Тверского и Кашинского Митрофана (Слатвинского) были упразднены древние приделы храма, расширена его алтарная часть и устроены в клиросах окна, а в 1790 г. пристроена колокольня и трапезная, причём в 1792 г. в трапезной был освящён придел во имя св. Дмитрия Солунского. В 1790-х г.г. были расписаны и стены храма, причём эти росписи на тему притч Христовых в виде многоярусных клейм частично сохранились до наших дней и являются единственным образцом тверской монументальной живописи того периода.

К началу XIX столетия причт храма состоял из двух священников и диакона, а в собственности храма числились усадебная и полевая земля, а также пасека на 30 ульев. В июле 1838 г. в Кушалине случился большой пожар, в результате которого были повреждены огнём многие крестьянские дома и сельские храмы. Сильно пострадала и древняя Смоленская церковь – её крыша, полы и лестница на колокольне полностью сгорели, поплавились колокола. Иконы уцелели благодаря прихожанам, успевшим вынести их из огня, лишь при переносе немного повредились главный и придельный иконостасы. Вскоре храм был восстановлен, а в 1854–1862 г.г. его трапезную разобрали и выстроили наново с новой колокольней по проекту тверского архитектора Ивана Фёдоровича Львова, причём в трапезной освятили упразднённые когда-то приделы во имя св. Дмитрия Солунского и прп. Варлаама Хутынского. В 1890-х годах храм благоукрасили – расписали трапезную и вызолотили главный и придельные иконостасы.

В первые годы минувшего столетия к кушалинской Смоленской церкви были приписаны 295 дворов с 2505 прихожанами обоих полов, а в её причте числились священник, диакон и псаломщик.

Уже при советской власти в 1929 г. над Кушалино пронёсся ураган, наделавший много бед. Смоленская церковь лишилась кровли и куполов, но вскоре была отремонтирована (что удивительно, учитывая агрессивную политику большевиков в отношении Русской Православной Церкви и массовое закрытие храмов в тот период). Но в 1930-х г.г. храм разделил участь других православных церквей Тверской области – его всё-таки закрыли, разместив в самом храме склад, в трапезной – клуб, а под колокольней – киноустановку. На этом перипетии старинной Смоленской церкви не закончились – в 1975 г. обрушился её шатёр, который, правда, уже спустя год был восстановлен.

После развала Советского Союза в 1991 г. денег, выделенных из бюджета на ремонт и реставрацию здания храма, не стало и многие работы на тот период остались незавершёнными. И даже после того, как в 1991 г. Смоленский храм передали верующим, его состояние осталось практически без изменений. Малочисленный приход (а отсюда и малые пожертвования) и отсутствие постоянного священника, который бы озаботился восстановлением храма, пока не позволяют полностью воссоздать пышный облик и нарядный интерьер старинной церкви Смоленской иконы Божьей Матери. Поэтому жители Кушалино очень надеются на финансовую помощь всех неравнодушных к судьбе уникального памятника истории и архитектуры XVI столетия людей.

http://www.bankgorodov.ru/sight/cerkov-smolenskoi-ikoni-bojiei-materi-kyshalino

Комментарии и обсуждение

Каждое воскресенье в храме Литургия. Поскольку прихожан мало, священнику очень нужна помощь в восстановлении трех приходских храмов. Предлагаем Вашему вниманию сайт кушалинского прихода: http://kushalino.ru/ А также видео о восстановлении кушалинских храмов (2016 год): https://youtu.be/GM1VskD5VtI

31 марта 2017.


Внести изменения в объект

Что нужно изменить:

Пожалуйста, не забывайте указывать источник ваших данных.

Добавить статью или комментарий

Текст статьи

Если Вы не являетесь автором статьи – не забудьте, пожалуйста, указать источник


Пожалуйста, войдите на сайт или зарегистрируйтесь. Анонимно вы можете отправить лишь небольшое уточнение. Добавлять в каталог полноценные статьи могут лишь зарегистрированные авторы.




Добавить фотографию

Только зарегистрированные пользователи могут добавлять фотографии в каталог.