ГЛАВНАЯ О ПРОЕКТЕ ВХОД РЕГИСТРАЦИЯ

Изюм. Собор Спаса Преображения.

Преображенский собор


Изюм. Собор Спаса Преображения
Церковь. Действует.  
Престолы:Спаса Преображения
Архитектурный стиль:Украинское барокко
Год постройки:Между 1682 и 1684.
Ссылки: Страница на сайте епархии 
Адрес:
Украина, Харьковская область, Изюмский район, г. Изюм, ул.Старопочтовая, 56

Координаты: 49.188485, 37.276188



Сортировка:

Собор Спаса Преображения, , Изюм, Изюмский район, Украина, Харьковская область
als
16 июля 2006
Собор Спаса Преображения, , Изюм, Изюмский район, Украина, Харьковская область
Сергей Ковров
1 октября 2016
Собор Спаса Преображения, , Изюм, Изюмский район, Украина, Харьковская область
Сергей Ковров
1 октября 2016
Собор Спаса Преображения, , Изюм, Изюмский район, Украина, Харьковская область
V.Petrovich
23 мая 2009
Собор Спаса Преображения, , Изюм, Изюмский район, Украина, Харьковская область
als
16 июля 2006
Собор Спаса Преображения, , Изюм, Изюмский район, Украина, Харьковская область
Сергей Ковров
1 октября 2016
Собор Спаса Преображения, , Изюм, Изюмский район, Украина, Харьковская область
V.Petrovich
1 ноября 2012
Собор Спаса Преображения, , Изюм, Изюмский район, Украина, Харьковская область
als
16 июля 2006
Собор Спаса Преображения, , Изюм, Изюмский район, Украина, Харьковская область
als
16 июля 2006
Собор Спаса Преображения, , Изюм, Изюмский район, Украина, Харьковская область
als
16 июля 2006
Собор Спаса Преображения, , Изюм, Изюмский район, Украина, Харьковская область
als
16 июля 2006
Собор Спаса Преображения, , Изюм, Изюмский район, Украина, Харьковская область
Сергей Ковров
1 октября 2016
Собор Спаса Преображения, , Изюм, Изюмский район, Украина, Харьковская область
Сергей Ковров
1 октября 2016
Собор Спаса Преображения, , Изюм, Изюмский район, Украина, Харьковская область
Сергей Ковров
1 октября 2016
Собор Спаса Преображения, , Изюм, Изюмский район, Украина, Харьковская область
Сергей Ковров
1 октября 2016
Собор Спаса Преображения, , Изюм, Изюмский район, Украина, Харьковская область
Сергей Ковров
1 октября 2016
Собор Спаса Преображения, , Изюм, Изюмский район, Украина, Харьковская область
V.Petrovich
23 мая 2009
Собор Спаса Преображения, Фото 1942 г. с аукциона e-bay.de<br>, Изюм, Изюмский район, Украина, Харьковская область
Фото 1942 г. с аукциона e-bay.de
Михаил Мещанинов
22 августа 1942
Собор Спаса Преображения, Фото 1942 г. с аукциона e-bay.de<br>, Изюм, Изюмский район, Украина, Харьковская область
Фото 1942 г. с аукциона e-bay.de
Михаил Мещанинов
22 августа 1942
Собор Спаса Преображения, Вид со стороны абсиды. Фото 1942 г. с аукциона e-bay.de<br>, Изюм, Изюмский район, Украина, Харьковская область
Вид со стороны абсиды. Фото 1942 г. с аукциона e-bay.de
Михаил Мещанинов
22 августа 1942
Собор Спаса Преображения, Фото 1941 г. с аукциона e-bay.de<br>, Изюм, Изюмский район, Украина, Харьковская область
Фото 1941 г. с аукциона e-bay.de
Михаил Мещанинов
20 августа 1942
Собор Спаса Преображения, Фото 1920-х годов из фондов Института рукописи Национальной библиотеки Украины им. И. Вернадского<br>, Изюм, Изюмский район, Украина, Харьковская область
Фото 1920-х годов из фондов Института рукописи Национальной библиотеки Украины им. И. Вернадского
Михаил Мещанинов
7 апреля 1926
Собор Спаса Преображения, Тиражная почтовая открытка 1910-х годов<br>, Изюм, Изюмский район, Украина, Харьковская область
Тиражная почтовая открытка 1910-х годов
Михаил Мещанинов
6 июля 1911
Собор Спаса Преображения, Фото из журнала "Зодчий"<br>, Изюм, Изюмский район, Украина, Харьковская область
Фото из журнала "Зодчий"
Андрей Агафонов
1 января 1908
Собор Спаса Преображения, Иконостас церкви<br>, Изюм, Изюмский район, Украина, Харьковская область
Иконостас церкви
Сергей Ковров
??
Собор Спаса Преображения, Преображенский собор<br>, Изюм, Изюмский район, Украина, Харьковская область
Преображенский собор
Сергей Ковров
??



Карта и ближайшие объекты


Приблизить
Отдалить
Развернуть



Статьи


als  26 июля 2006

Одно из первых сооружении изюмской крепости 1681 г. Сходство архитектурных деталей изюмского и харьковского соборов, несмотря на принципиальное различие объемно-пространственного решения, дает основание исследователям считать, что оба памятника строились одним мастером либо народными зодчими под руководством одного мастера. В 1751 г. капитально отремонтирован. В 1886 г. с западной стороны были пристроены притвор и колокольня. В 1902—1903 гг. собор был перестроен инж. М.И. Ловцовым. Главы XVII в. за исключением барабана центральной главы, были разобраны, возведены новые с луковичными главками, по верху стен надстроены кокошники. Все это изменило архитектурный облик здания.

Собор в стиле украинского барокко. Кирпично-побеленный по затирке, крестовый в плане. пятиглавый. Традиционные формы украинской деревянной архитектуры нашли отражение в пятибашенном объеме этого памятника, с пятигранниками боковых ветвей, примыкающими к центральному в плане объему, а также конструктивном решении трапециевидных сводов, компактно размещенных глав, напоминающих плоские грани деревянных рубленых сводов. В декоре фасадов широко применен зубчатый кирпичный поребрик, присутствующий в венчающих карнизах основного объема и глав, в профилированном цоколе и в аркатурном поясе, расположенном под окнами. Все углы фасадов акцентированы плоскими лопатками и выступающими трехчетвертными колонками с перехватом посередине, поддерживаемыми кронштейнами из местного камня. Оконные проемы и ниши обрамлены наличниками и декорированы полуколонками, поддерживающими трех- и пятилопастные кокошники. Три входа решены как нарядные порталы, карнизы и арки которых поддерживают резные колонки. Декоративное убранство выполнено из лекального кирпича. В интерьере высоко раскрытое пространство воспринимается единым благодаря высоким и широким трехцеитромм подпружным аркам, объединяющим ветви собора с центральным объемом. Во время Великой Отечественной войны были разрушены восточная и западная главы, притвор с колокольней.

В 1953-1955 г. здание реставрировано в первоначальных формах, очищено от поздних наслоений, восстановлены хладная ветвь собора, главы и утраченный декор. В 1983 г. железное покрытие крыши было заменено медным. Для реставрации собора был специально изготовлен большемерный и лекальный кирпич по образцам существующего. Памятник является самым ранним из сохранившихся памятников архитектуры г. Изюма Харьковской области, одним из произведении такого типа в стиле барокко на Украине.

Информация с сайта "Дали зовут"


als  14 апреля 2007
Спасо-Преображенский собор (1684-1686) в Изюме крестообразный, пятикупольный, построен артелью мастеров, которые ранее сооружали Николаевский собор Святогорского монастыря, а потом и Покровский собор в Харькове. Со средним, квадратным в плане помещением граничат четыре гранёных рукава. Фасады сооружения на уровне хора декорированы аркатурой. Грани объёмов, плоские ниши и окна украшены полуколоннами с перекладиной. Масcы собора очень живописны, пластика их энергично выявлена, в них последовательно проводится борьба вертикальних и горизонтальних линий, где вертикальные переобладают, что придает объёмам сооружения утончённость и грациозную лёгкость. Храм является одним из наилучших крестообразных сооружений украинского барокко.

Информация с сайта "Welcome to Kharkov"

Галина КлимочкинаАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)  28 декабря 2016

Преображенская церковь каменная, построена в 1680 г. старанием изюмских полковников Константина Донца и Федора Шидловского, а в 1846 и 1866 гг. на средства доброхотных дателей расширена. Престолов в ней четыре: главный – во имя Преображения Господня, второй – вмч. Димитрия Мироточивого, Солунского чудотв., третий – пророка Илии и четвертый – Анны Пророчицы, а под отдельною колокольнею – в память явления Тихвинской иконы Божией Матери.

Земли нет. Прихожан муж. пола 2094 души, жен. пола 2076 душ. Неприкосновенного капитала 16 200 руб., из него процентами на 3 600 руб. пользуется причт, остальными церковь.

Причта по штату положено: 2 священника, диакон и 2 псаломщика. Жалования 1-й священник получает 127 руб., второй - 107 руб., диакон 58 руб. 80 коп., первый псаломщик – 47 руб. 4 коп., второй – 29 руб. 40 коп. Церковный причт помещается в собственных домах, один псаломщик в наемном. Имеются церковно-приходская школа и приходское попечительство. В приходе хутора Наддонецкий и Донецкий.

Священник Стефан Коханов, на настоящем месте с 1881 г., состоит законоучителем и заведующим церковно-приходской школы и окружного благочинного. Священник Алексей Рубинский, на настоящем месте с 1902 г., состоит законоучителем частного училища, содержимого В. Ю. Мураховским. Диакон Василий Костюков, на настоящем месте с 1895 г., состоит учителем церковно-приходской школы. Псаломщик в сане диакона Иаков Дюков, на настоящем месте с 1896 г. и псаломщик Михаил Скрыпник, на настоящем месте с 1902 г. Церковный староста мещанин Александр Олизаренко с 1903 г.

"Справочная книга Харьковской епархии", составил Секретарь Харьковской Духовной Консистории Иван Самойлович. Литография И.М. Варшавчика, Николаевская ул. дом №3, 1904 г.


Сергей Ковров   8 марта 2018

Пятиглавый собор, имеющий в плане форму креста, освящён в 1684 году, в 1751 году обновлен после ремонта. После Полтавской битвы Петр I подарил храму напрестольное Евангелие. На стенах храма до революции висели трофеи, полученные полком в военных походах. C 12 по 25 сентября 1825 года в соборе молился Александр I, который останавливался в Изюме по дороге на юг России.

C 1846 года по 1866 год на сборы пожертвований храм расширили пристройкой притвора и колокольни с западной стороны. В 1902-03 гг. здание перестроено по проекту инженера М.И. Ловцова: грушевидные главы заменены луковичными, по верху сводов проведены кокошники. В 1866 году в храме имелись четыре престола: в честь Преображения Господня, в честь Святого Великомученика Дмитрия Солунского, в честь Святого пророка Илии, в честь Святого протиеерея Анны.

В 1930-х годах церковь закрыта для служб. К началу войны собор разграбили и использовали как склад. Осенью 1941 года советская армия при отступлении взорвала колокольню и притвор.

В 1953-55 годах восстановлен из большемерного лекального кирпича в том виде, который собор, по мнению реставраторов, имел до поновлений начала XX века. Железное покрытие кровли в 1983 году заменено на медное.

По милости Божией Спасо-Преображенский собор возвращен Украинской Православной Церкви и освящен 8 октября 1991 года. По благословению Владыки Никодима, митрополита Харьковского и Богодуховского, в освященном храме начались совершаться богослужения и он стал возрождаться и обновляться.

https://boristv.wordpress.com/


Сергей Ковров   8 марта 2018

Преображенская церковь, каменная, построена в 1682 году, освящена в 1684 году - стараниями изюмских полковников Константина Донца и Фёдора Шидловского. Храм построен в византийском стиле с пятью куполами, покоящимися на пяти высоких тумбах. Величественный иконостас его, богато украшенный золотом и резьбой, был устроен в 1765 году. В 1846-1866 гг. церковь на средства доброхотных дателей была расширена. В то время было четыре престола: главный во имя Преображения Господня; второй Св. Великомученика Дмитрия Солунского; третий — Св. пророка Илии; четвёртый — Св. прот. Анны.

Под отдельною колокольнею в середине 19 века был построен тёплый храм в честь Тихвинской иконы Божьей Матери — дар благодарности изюмских жителей Господу и Пречистой Матери Его за спасение их от холеры в 1831 году. Особое участие при построении часовни принимали: поручик Даниил Ефимович Зозуля, собравший на сей предмет 7 тысяч рублей серебром; изюмский купец Яков Иванович Дехтярёв, пожертвовавший до 700 рублей серебром и помещик Фёдор Николаевич Дурнов, пожертвовавший до 628 рублей серебром. В народе Тихвинский храм ещё называли «тёплым», или «полковым». Кроме поручика Зозули денежные пожертвования делали и другие офицеры и солдаты гусарского полка.

Тихвинский храм не был похож на обычную церковную постройку, а выглядел как башня из четырёх ярусов. Вместо церковного креста на небольшом куполе башни стоял длинный штиль, увенчанный двуглавым российским орлом. В «полковом» храме, как в музее, сохранялись знамёна Изюмского козачьего Слободского полка, сражавшегося в 1709 году со шведами под Полтавой; знамёна и серебрянные трубы гвардейского Изюмского гусарского полка, который сражался в России с французами и первый вошел в покорённый Париж. Все военные реликвии двух полков из Тихвинского храма разобрали по разным музеям (в Полтаву, в Ленинград, в Москву).

Преображенский храм является одним из лучших крестовых сооружений украинского барокко. Между утварью храма были царские дары государя императора Петра I: напрестольное Евангелие, печ. М., 1707 г., оправленное серебром (сейчас оно находится в Историческом музее г.Изюм); и священная риза сутозолотой парчи. По преданию, царь прислал эти дары после того, как в мае 1709 года сам был в Изюме на пути из Азова к Полтаве, накануне знаменитой Полтавской битвы. В храме также хранились турецкие значки, доставленные Яковом Федоровичем Долгоруковым после завоевания Азова: эти значки напоминали об участии Изюма в Азовской войне.

В 1825 году 12/25 сентября в Преображенском храме молился государь император Александр I Благословенный, на пути в Таганрог. А в следующем 1826 году 5 января суждено было здесь же над его останками совершать моления о упокоении души его в обителях праведников.

До 1917 года Преображенский собор был величественный и знаменитый. Но когда начались гонения за веру Христову, то пострадали не только верующие люди, но многое храмы и монастыри. Разрушительная сила коснулась и Преображенского собора. В 30-х годах прошлого столетия прекратились богослужения. В 1938 году была полностью разрушена часовня во имя Тихвинской иконы Божьей Матери. Преображенский собор был осквернён, разграблен и часто использовался под склады. Осенью 1941 года при отступлении советских войск колокольню (которая примыкала к правой стороне алтарного купола) взорвали сапёры Изюмского истребительного отряда. Но самое страшное, что ранее величественный собор был лишен благодати православных богослужений и постоянно подвергался разрушениям.

В 1962 году Комитет по делам Архитектуры принял решение о восстановлении храма в первоначальном виде. (В 1902-1903 гг. собор был перестроен по проекту епархиального архитектора). Строительные работы длились около 30 лет, храм был восстановлен в первоначальном виде, в каком он был построен ещё в 1682 году.

Преображенский храм возвращен Украинской Православной Церкви и освящен 08.10.1991 года. По благословению Владыки Никодима, митрополита Харьковского и Богодуховского, в освящённом храме начались совершаться богослужения и он стал возрождаться и обновляться.

Информация взята из архива Исторического музея г.Изюм. http://izum.church.ua/ru/izyumskoe-blagochinie/


Елена Григорьева
 
Елена Григорьева  5 октября 2022

Строительство Преображенского собора в г. Изюме связано непосредственно с основанием самого города Изюма. Он был основан полковником Харьковского слободского казачьего полка Григорием Ерофеевичем Донец-Захаржевским в 1680 г. Строительством в Изюме крепости и заселением его он несколько обезопасил от татарских набегов территорию Харьковского полка, да и строили его также казаки Харьковского полка. Уже в 1685 г. Изюм становится полковым городом, а на год ранее началось строительство соборного Преображенского храма.

Получив право управления Изюмским казачьим полком самостоятельно, без участия воевод, Г.Е. Донец-Захаржевский первоначально сам управляет в Изюме, оставаясь харьковским полковником, а накануне учреждения Изюмского полка передаёт его в управление своему сыну Константину. В 1685 г. К.Г. Донец-Захаржевский пребывал в Москве во главе делегации от Изюмского полка, куда входило 28 человек. В Москве изюмчан приняли ласково и дали грамоту на изюмское полковництво К.Г. Донец-Захаржевскому. По резолюции в Изюмский полк из Харьковского было выделено 13 городов и местечек с 2200 казаками.

Серьёзность намерений в управлении новым полком на границе мог подтвердить новопостроенный собор. В первой половине XIX ст. считалось, что Преображенский собор основан Петром Великим. Очевидно от того, что им были подарены в собор Евангелие в серебряном с позолотой окладе, колокол (якобы даже отлитый лично будущим императором), облачения и ряд церковных вещей. Кроме того, он был неоднократно на службе в соборе. Сюда же по его распоряжению доставлены были несколько трофейных знамён, в частности из турецкой крепости Азова.

Преображенский собор, сооружённый в 1682-1684 г.г. в стиле народного украинского зодчества, древнейший памятник архитектуры Харьковской области. Собор кирпичный, побеленный по затирке, крестчатый в плане, пятиглавый, размер в плане 17,5×21,5 м. Двухъярусные световые главы венчают гранёный крестчатый объём, составляя компактную башенную композицию. Изюмский собор стал пятым каменным храмом на Левобережье, имевшем подобную архитектурную композицию после Николаевского собора в Нежине (1668 г.), Троицкого собора Густынского монастыря (1672–1677 г.г.), собора Крупицко-Батуринского монастыря и Троицкого собора в г. Белгороде.

Два последних имели архаичные формы, и Изюмский собор, несмотря на малые размеры, повторял и развивал композиционные принципы наиболее совершенного Нежинского храма. В Изюмском соборе наиболее полно воплощены народные представления об идеальном храме, сложившиеся в деревянной архитектуре в середине XVII ст. Так, почти точную копию его мы видим в росписях 1740-х г.г., сохранившихся в Михайло-Архангельском приделе Софии Киевской.

Каменные конструкции храма ажурны, плоские трапециевидные своды и плоские треугольные паруса напоминают рубленые заломы деревянных храмов. Наряду с этим в конструкциях применены полукруглые паруса, трампы, сомкнутые своды, – что говорит о высокой квалификации зодчего и каменщиков, сумевших возвести подобную постройку всего за один сезон.

Завершения храма, кроме барабана центральной главы, разрушены при перестройке в 1901-1902 г.г., а реставрация 50-х г.г. XX ст. не смогла вернуть им первоначальные пропорции.

Как в деревянных постройках, стены боковых ветвей имеют слабый наклон вовнутрь, составляющий 12-15 см. В декоре фасада широко применён зубчатый кирпичный поребрик, присутствующий в карнизе основного объёма и глав, в профилированном цоколе и в аркатурном поясе, размещенном под окнами. Все углы фасадов акцентированы плоскими лопатками и выступающими трёхчетвертными колонками с перехватом, опирающимися на кронштейны из местного камня. Высокие, до трёх метров, оконные проёмы и ниши обрамлены профильной рамкой и завершаются трёх- и пятилопастными фронтонами, поддерживаемыми полуколонками. Три входа в собор оформлены как богатые порталы, карнизы и арки которых поддерживают резные белокаменные колонки. Тело колонок покрыто довольно тонкой резьбой в виде спиралей геометрического орнамента. Такой орнамент дожил в народной архитектуре до начала XX ст. и был зарисован В.Г. Кричевским в Хорошеве.

Оформление восточного барабана ранее отличалось от других: на пяти его гранях располагалось 12 крупных шестигранных зеркал, явно предназначенных под роспись. Ниши барабанов издавна расписывались в русских храмах вместе с полями закомар. Из памятников левобережья ниши с росписями были на центральном барабане Успенского собора Киево-Печерской Лавры, перестроенном в 1638-1651 г.г. Октавиано Манчини. Росписи, выполненные клеевыми красками, первоначально, видимо, были и в других нишах фасада, а также в полукруглых тимпанах порталов. При окончательной отделке храма была возведена деревянная галерея-опасання. Как и в Святогорском монастыре, она, видимо, представляла собой открытую аркаду. Слабые следы её кровли видны на фасадах на высоте 4,4 м, сразу под аркатурным поясом. Нет сомнений, что галерея не входила в первоначальный замысел зодчего, а была выполнена по желанию заказчиков. Так же, по-видимому, случилось и при постройке Троицкого собора Густынского монастыря.

Интерьер Изюмского храма ранее отличался особой «звонкостью». Все части собора открываются в центральный квадрат арками десятиметровой высоты. Арки, кроме восточной, опираются непосредственно на стены. Высота центрального верха от уровня отмостки ранее была 25 м, высота боковых верхов – 22 м. Первоначально крупные барабаны глав опирались на стены с помощью крутых, почти вертикальных заломов – сводов. В боковых приделах, освещённых только четырьмя окнами, царил полумрак, как в русских шатровых храмах. Огромные окна первого яруса заливали нижнюю часть храма светом. В западной части, доходя почти до поперечной оси здания, на высоте 4,5 м от пола размещались хоры в виде узкого деревянного балкона. Так же делались хоры и в деревянных храмах такого типа вплоть до середины XVIII ст. Такие же хоры были устроены и в Покровском храме в Харькове взамен первоначальных, расположенных над бабинцем. Видимо, это наследие оборонных храмов – чем старались обеспечить максимальный доступ обороняющихся к верхним проёмам здания. Вертикальную напряженность интерьера подчеркивали высокие ниши в простенках между окнами. Скорее всего, они также предназначались под роспись – фигуры святителей высотой более трёх метров смотрелись бы в них особенно монументально. Краткий пропорциональный анализ форм храма не оставляет сомнений в наличии архитектурного чертежа.

Краткий пропорциональный анализ

Объемно-архитектурное построение здания, близкое к деревянным храмам Киевской школы, – Николаевская церковь в Виннице, собор в Тараще, но в то же время явственно проступают черниговско-северские черты - внутренняя высота стен составляет почти 1/3 общей наружной высоты (соответственно 11,2 и 31 м), внутренний объём объединен в ничем не разделенное единое пространство,как в Троицкой церкви в Пакуле или Вознесенской в Березне. При пропорционировании храма применены великая косая сажень ~ 250 см; сажень Нижегородская равна 220 см; и Простая сажень как дополнительная мера - 152,7 см. Все размеры постройки кратны этим величинам или их сумме. Внутренние размеры подкупольного квадрата – 6×6 м; глубина северной и южной ветвей равна половине её диагоналей; глубина алтаря и бабинца – половина диагонали с ограждающими стенами 124 см. Высота, внутренняя, среднего объёма равна десяти великим косым саженям, боковых – десяти нижегородским саженям. Высота подоконников окон от пола, кроме западных – 5 м. Внутренняя высота стен до начала заломов ~ 11,2 м – пять Нижегородских саженей. Внутренняя высота 1-го и 2-го заломов центрального верха – по 4,1 м, – сумма великой косой и простой саженей. Внутренняя высота барабанов – по 3 м, внутренняя высота их фонарей – 2,5 м. Высота наружных стен собора – 12 м, общая, реконструируемая без крестов, для центрального верха 31 м, для боковых – 26 м. Высота первого залома кровли снаружи была 2,2 м, для бокового и 3,3 м, для центрального верха (соответственно 1 и 1,5 нижегородских саженей). Наружная высота стен боковых барабанов – 3,3 м. Отметка карниза центрального превосходила их по высоте примерно на 1,5 м. Похожие соотношения в вертикальной разбивке силуэтов завершения, но с использованием других, больших размеров, саженей были и в Покровском храме в Харькове. Именно эту схожесть силуэтов храмов, а совсем несовпадение размеров барабанов и глав (обмеры памятников тогда ещё никто не производил), отмечали дореволюционные исследователи.

К середине XVIII ст. собор требовал ремонта, который был произведен в 1751 г. Видимо, тогда была разобрана деревянная галерея-опасання, а вместо ниш - киотов в нижней части стен пробиты две пары арочных окон. Это было скорее данью моде - именно тогда, по примеру гражданских построек, нижние объёмы украинских каменных храмов становятся двухсветными, например, Николаевская церковь в Старом Селе Сумского уезда, 1753 г. В восточных закрестьях храма, между ветвями креста, были встроены низкие пятигранные объёмы. Северо-Восточный объём был каменным – это был капитальный придел или часовня-усыпальница, видимо имевшая световой барабан. Такой же придел мы видим в деревянной крещатой трёхверхой Троицкой церкви в Черкасском Бишкине Харьковской области. В 1765 г. был сделан «величественный иконостас, богато украшенный золотом и резьбой», его общая длина по полу была более 16 м, а высота центральной части достигала 15 м, поднимаясь выше парусов.

Пятиярусный, завершенный распятием, иконостас уходил ввысь симметричной кривой с гребешками-арками, в которых помещались изображения пророков. Несмотря на постоянные переделки (так на деньги купца Извекова стены собора отштукатурили и выкрасили в ярко-голубой цвет, а элементы декора – в красно-кирпичный) и пристройку с запада тяжёлых по форме притвора и колокольни, к концу XIX ст. основной объём храма сохранял первоначальные формы. Железные кровли конца XVIII ст. были выкрашены зеленым свинцовым суриком, а главы с тисненными золотыми звездами в темно-голубой цвет. В нишах фасада ещё были видны фигуры святителей, написанные клеевыми красками.

Роковой для памятника стала перестройка 1902-1903 г.г. по проекту архитектора М. Ловцова. Главы и своды XVII ст., за исключением барабана центральной главы были разобраны и заменены новыми с тяжелыми луковичными завершениями. По верху стен и центрального барабана надстроены кокошники. Проект М. Ловцова был ориентирован на официально утвержденные тоновские образцы – «казацкое» барокко явно раздражало епархиальное начальство. После этого один из лучших в украинской архитектуре крещатых храмов был безнадёжно испорчен и как памятник архитектуры фактически перестал существовать. Во время войны 1941-1945 г.г. храм был сильно поврежден, западная ветвь разрушена почти до основания, пострадали завершения. Проведенная в 1953-1955 г.г. реставрация памятника в свое время считалась большим достижением советской реставрационной школы. Из специально изготовленного кирпича была восстановлена западная ветвь, своды и двухъярусные световые главы, детали наружного декора.

Однако с позиций сегодняшнего дня результаты реставрации нельзя назвать удовлетворительными. Существующий сейчас храм, лишь похож на существовавший до 1902 г. В то время пропорциональный анализ древних каменных храмов Слободской Украины ещё никем не производился. Неопубликованные до сих пор материалы искусствоведа С.А. Таранушенко были проигнорированы. Аналогом для восстановления завершений послужили обмерные чертежи Покровского храма в Харькове и проект М. Ловцова. В результате боковые главы оказались непропорционально вытянутыми - они потеряли около 1/4 размера в поперечнике и приблизительно 1/3 части объёма.

Высота центрального верха, по сравнению с первоначальным, уменьшилась примерно на 3 м, в результате чего он просел, как и при восстановлении собора в Новомосковске. Уменьшение площади граней барабанов закрыло возможность восстановления в полной мере их декора, декор восточного фасада теперь вообще не соответствует первоначальным формам. Нарушение пропорций безнадёжно испортило интерьер боковых завершений, впечатление дополнила грубая ремесленная живопись, выполненная в последние годы.

Несмотря на это, Спасо-Преображенский собор в Изюме остается одним из лучших древних памятников Слободской Украины. Впоследствии, в архитектуре Российской империи известно не более двенадцати крещатых храмов с двухъярусным завершением центральной или всех пяти глав. Среди них такие, как: Церковь в Петровском-Дурневе (Дальнем, под Москвой), 1688 г., не сохранилась; Церковь Покрова в Филях под Москвой, зодчий О.Д. Старцев, 1690–1694 г.г.; Церковь в Тешилове Московской области, 1703 г.; Собор Войска Донского в Старочеркасской, 1706-1719 г.г.; Собор Крестовоздвиженского монастыря в Москве, 1701-1725 г.г., не сохранился. Из храмов Слободской Украины к этому архитектурному типу относились: Троицкий собор Николаевского монастыря в г. Белгороде, 1660-80-е г.г.; Спасо-Преображенский собор Куряжского монастыря, 1760-1762 г.г.; Церковь Рождества Богородицы в уездном г. Валках, 1778 г.; Христорождественская церковь в г. Харькове, 1781-1783 г.г., предположительно архитектор П.Я. Ярославский; Успенская церковь в уездном г. Богодухове, 1798 г. Ни один из этих храмов, кроме перестроенных руин Куряжского собора, не сохранился.

А. Парамонов, А. Парийский «Истоки каменной храмовой архитектуры Слободской Украины»


Елена Григорьева
 
Елена Григорьева  24 апреля 2023

Второй старейшей достопримечательностью каменного строительства является Преображенский собор в Изюме. Строитель избрал здесь тип крестчатой пятибанной постройки. Нам кажется, что этот храм является творением того же мастера, который построил Покровский собор в Харькове. На это указывают одинаковая объемно-пространственная структура бань, абсолютно тождественные архитектурные детали и ряд других подробностей. В литературе изюмский собор датируется 1684 годом, следовательно, на пять лет старше Покровского. По нашему мнению, этот неизвестный мастер построил сначала изюмский храм, а затем харьковский. От Покровского собора изюмский отличается более тяжелыми пропорциями бань и не таким тонким рисунком. Он стоит на высоком правом берегу Донца, посреди города, представлявшего собой форпост на границе с бывшим «Диким полем», поэтому он строже и тяжелее.

В интерьере изюмская церковь отличается от харьковской не только тем, что ее крестное пространство увенчивает пять бань, но и тем, что движение их не так грациозно и стремительно, как в Покровском соборе. Самым сильным декоративным акцентом на строгой и пуритански бедной архитектуре интерьера выступал большой иконостас с очень пышной резьбой. Основным ритмическим мотивом, на который накладывались другие, является шаг трех арочных дверей в центре. «Праздники» над ними повторяют их форму, но в апостольском ряду ритм арочных очертаний становится более спокойным, превращаясь в кроткий кривой ряда пророков. Во многих иконостасах, упомянутых нами выше, – в Гамалеевке, Чернигове и других – движение, динамика ярусов тем сильнее, чем выше расположен ярус. В изюмском иконостасе, напротив, чем выше ярус, тем спокойнее его линии.

Тот, кто украшал Изюмское Евангелие, был вполне самобытным художником с четко очерченной манерой. Он любил переливы золотых плоскостей и потому не перегружал их ни орнаментами, ни рельефами. Особенно показательна в этом отношении обратная доска Евангелия, на которой размещена композиция «Дерево Иесея». В невысоком рельефе Иесея изображено в нижней части доски. Из него вырастает дерево, разветвленное на две симметричные ветви, грациозно закручивающиеся в двенадцать кругов. В них помещены рельефные фигуры. Небольшие фигурки и хрупкие ветви и листики, изредка рассыпанные по золотому полю, удивительно легкие. Все свидетельствует здесь о тонком художественном вкусе и ощущении пластичности.

Г.Н. Логвин «По Украине». – М.: «Искусство», 1968 г., перевод с украинского.


Елена Григорьева
 
Елена Григорьева  24 апреля 2023

Прекрасным пятикупольным храмом Слобожанщины является Спасский собор в Изюме (1684 г.). По объемно-пространственной композиции это типичный памятник рассматриваемой группы. Здесь хорошо выражены характерные черты: симметрия, пирамидальность, пятикупольность, крестообразность плана, граненность наружных объемов. Это здание позже было изуродовано пристройкой западного притвора и колокольни. Собор опоясывает аркатура, иллюзорно разделяющая здание на два этажа. Грани собора оформлены на углах полуколонками, которые на середине высоты заканчиваются профилированными базами-гирьками. Такими же удлиненными полуколонками обрамлены оконные проемы. Это декоративное убранство вместе с четырехрядным зубчатым карнизом создает гармоничное решение. Можно предположить, что по традиционному украинскому обычаю здание первоначально имело «опасание», т.е. галерею, опоясывающую здание.

Архитектурные детали Спасского собора в Изюме являются точным воспроизведением деталей харьковского Покровского собора. Учитывая, что эти здания почти одновременны, можно предположить, что они строились одним мастером или группой народных зодчих под руководством одного мастера. В обоих памятниках явственны черты русской архитектуры. В этом нет ничего удивительного, ибо в этих районах всегда было сильно русское влияние. Уже в XVII в. здесь находились русские гарнизоны и русскими мастерами создавались укрепления так называемой украинской линии.

М. Цапенко «Архитектура левобережной Украины XVII–XVIII веков». – М.: 1967 г.


Елена Григорьева
 
Елена Григорьева  25 апреля 2023

Преображенский собор крестовый, пятиверхий, построен артелью мастеров, сооружавших затем Покровский собор в Харькове. К среднему, квадратному в плане помещению примыкают четыре граненых пятистенных рукава. Длина храма по оси восток-запад 29 м. Верхи на соборе с двумя заломами и с третьим, декоративным. Высота среднего верха в интерьере от пола до зенита 25 м; извне, вместе с крестом, 35 м. Фасады здания на уровне хор декорированы аркатурой. Грани объемов, плоские ниши и окна украшены полуколонками с перехватом. Над окнами расположены фигурные фронтончики. В интерьере высотно раскрытое пространство воспринимается единым благодаря высоким и широким аркам, объединяющим рукава креста с центральным помещением. Массы собора необычайно живописны, пластика их энергично выявлена, в них последовательно проведена борьба вертикальных и горизонтальных линий, где первые преобладают, что придает объемам сооружения изящество и легкость. Храм является одним из лучших крестовых сооружений украинского барокко.

Г.Н. «Логвин Украина и Молдавия». – М.: «Искусство», 1982 г.



Комментарии и обсуждение


Это первый каменный храм на Слобожанщине. Фото храма сегодняшнего дня не передает его былой красоты. Реставрировали храм в 1966 году и сильно изменили облик сооружения. Во времена социализма не смотрели на традиции православия и реставрацию проводили лишь исходя из условий сохранения исторических памяток. Архитектурно церкви в плане имеют крест, главный купол всегда в центре креста, как символ головы распятого Иисуса. В ногах колокольня. Остальные купола бывают пониже. Таким был храм до 1920 года. Сейчас вход в храм с тыльной стороны (со стороны бывшей колокольни). Купола вместо профиля луковицы, выполнены как попало. У меня есть фото 192… года, с неиспорченной архитектурой и в комплексе с колокольней и рядом стоящей Тифлинской церковью. Фото сделано с парадной стороны, со стороны парка. Есть фото 1915 года и 1941 года за месяц до войны, где на горизонте видно купола. В 1941 году Тифлинской церкви уже не было. Её разломали и как стройматериал использовали при строительстве школы №5.

schibrya@mail.ru Леонид Иванович

15 декабря 2007.