ГЛАВНАЯ О ПРОЕКТЕ ВХОД РЕГИСТРАЦИЯ

Ольшаны. Церковь Николая Чудотворца.

Никольская церковь


Ольшаны. Церковь Николая Чудотворца
Церковь. Действует.  
Престолы:Николая Чудотворца
Год постройки:1753.
Адрес:
Украина, Харьковская область, Харьковский район, пгт Ольшаны, ул. Красная Заря, 3

Координаты: 50.045527, 35.880892



Сортировка:

Церковь Николая Чудотворца, , Ольшаны, Харьковский район, Украина, Харьковская область
Сергей Ковров
15 января 2017
Церковь Николая Чудотворца, , Ольшаны, Харьковский район, Украина, Харьковская область
Сергей Ковров
25 сентября 2016
Церковь Николая Чудотворца, , Ольшаны, Харьковский район, Украина, Харьковская область
Сергей Ковров
25 сентября 2016
Церковь Николая Чудотворца, , Ольшаны, Харьковский район, Украина, Харьковская область
V.Petrovich
9 мая 2013
Церковь Николая Чудотворца, , Ольшаны, Харьковский район, Украина, Харьковская область
als
30 октября 2005
Церковь Николая Чудотворца, , Ольшаны, Харьковский район, Украина, Харьковская область
als
30 октября 2005
Церковь Николая Чудотворца, , Ольшаны, Харьковский район, Украина, Харьковская область
als
30 октября 2005
Церковь Николая Чудотворца, , Ольшаны, Харьковский район, Украина, Харьковская область
als
30 октября 2005
Церковь Николая Чудотворца, , Ольшаны, Харьковский район, Украина, Харьковская область
als
30 октября 2005
Церковь Николая Чудотворца, , Ольшаны, Харьковский район, Украина, Харьковская область
Сергей Ковров
15 января 2017
Церковь Николая Чудотворца, , Ольшаны, Харьковский район, Украина, Харьковская область
Сергей Ковров
15 января 2017
Церковь Николая Чудотворца, Николаевская церковь. Фото С. Таранушенко, 1928 год <br>, Ольшаны, Харьковский район, Украина, Харьковская область
Николаевская церковь. Фото С. Таранушенко, 1928 год
Сергей Ковров
1 июня 1928
Церковь Николая Чудотворца, Николаевская церковь. Фото С. Таранушенко, 1928 год <br>, Ольшаны, Харьковский район, Украина, Харьковская область
Николаевская церковь. Фото С. Таранушенко, 1928 год
Сергей Ковров
1 июня 1928
Церковь Николая Чудотворца, Свод храма, фото С. Таранушенко, 1928 год<br>, Ольшаны, Харьковский район, Украина, Харьковская область
Свод храма, фото С. Таранушенко, 1928 год
Сергей Ковров
1 июня 1928
Церковь Николая Чудотворца, Иконостас храма, фото С. Таранушенко, 1928 год<br>, Ольшаны, Харьковский район, Украина, Харьковская область
Иконостас храма, фото С. Таранушенко, 1928 год
Сергей Ковров
1 июня 1928
Церковь Николая Чудотворца, Интерьер ригеля в бабинце. Рисунок С.А. Таранушенко, 1922 г. Опубликован в издании «Монументальная деревянная архитектура Левобережной Украины», 1976 г.<br>, Ольшаны, Харьковский район, Украина, Харьковская область
Интерьер ригеля в бабинце. Рисунок С.А. Таранушенко, 1922 г. Опубликован в издании «Монументальная деревянная архитектура Левобережной Украины», 1976 г.
Елена Григорьева
1 июня 1922
Церковь Николая Чудотворца, Николаевская церковь. Фото С. Таранушенко, 1928 год<br>, Ольшаны, Харьковский район, Украина, Харьковская область
Николаевская церковь. Фото С. Таранушенко, 1928 год
Сергей Ковров
.. - ..
Церковь Николая Чудотворца, Общий вид храма до перестройки. Фото С.А. Таранушенко, 1910 г. Адрес хранения: Институт рукописи Национальной библиотеки Украины имени В.И. Вернадского<br>, Ольшаны, Харьковский район, Украина, Харьковская область
Общий вид храма до перестройки. Фото С.А. Таранушенко, 1910 г. Адрес хранения: Институт рукописи Национальной библиотеки Украины имени В.И. Вернадского
Елена Григорьева
1 июня 1910



Карта и ближайшие объекты


Приблизить
Отдалить
Развернуть



Статьи


als  26 января 2008

В церковных ведомостях 1830 года о Свято-Николаевском храме записано: «Построена в 1753 году, а починена 1793 года тщанием прихожан оной церкви. Зданием деревянная с такою же колокольней, крепка и недостаточного в ней нет ничего». Население Олышаной началось не позже 1650 г., и в начале 18 столетия было так велико, что в 1724 г. существовало в Ольшаной 6 храмов: Рождества Богородицы, Покрова Богородицы, Воскресенский, Архангельский, Трехсвятительский и Николаевский». Главным храмом был храм Рождества Пресвятой Богородицы, называвшийся соборным. В 1815 г. его переименовали в храм Покрова Богородицы.

Существовавший недалеко от Рождественского, Покровский храм был закрыт в 1792 году, а его святыня была перенесена в Рождественский храм. В 1725 году храм Рождества Богородицы сгорел. Священник Кондратий Захарьевич и гг. Ковалевские: Харьковского полка есаул Иван, сотники: Ольшанский Федор, Золочевский Павел и Пересечанский Никита получили тогда же по просьбе своей благословение архипастырское построить новый храм, попрежнему деревянный, со всей утварью. Новый храм был освящен в 1736 году. Каменный храм в честь Рождества Богородицы был освящен в 1797 году. «Храм сей переименован в Покровский в 1815 году. В сем храме имеется напрестольный крест с частью животворящего древа креста Господня, принесенного из Иерусалима благочестивым странником, прихожанином сей церкви, Иоанном Крупой, который во второй раз возвратился из Иерусалима в 1836 году».

Воскресенский деревянный храм, предшествовавший каменному, был построен в 1722 году. «Но едва ли это был первый храм. Строители каменного храма и такой же колокольни с оградой, освященного в 1797 г., были майор Максим Иванович Ковалевский и протоиерей Иоанн Седаковский». 16 мая 1745 года было дано благословение на строительство нового храма во имя Трех Святителей. Предыдущий Трехсвятительский храм сгорел в 1743 году, но его иконостас и утварь успели спасти. В 1842 году на месте деревянного был построен каменный приходской храм. «По делу 1741 года видно, что древний Николаевский храм был с приделом положения ризы Богородичной». Метрики и исповедные росписи Николаевского прихода начинаются с 1726 года.

Ибрагимова А.Р., Дюкарев В.П. Твой Храм. - X.: Факт, 2005.


Анонимный участник  19 декабря 2016

Николаевская церковь построена в 1753 г. старанием прихожан, деревянная, однопрестольная. К сей церкви приписана Троицкая церковь слободы Протопоповки, построенная в 1770 г., деревянная, однопрестольная.

Земли усадебной 1200 кв. саж., пахотной 33 дес. и при приписной Троицкой церкви 33 дес. , всего 66 дес. Прихожан муж. пола 771 душа, жен. пола 775 душ, при приписной муж. пола 482 души и жен. пола 465.

Капитал причта 670 руб. Причта положено по штату: священник и псаломщик. Помещения для причта церковные. Имеется церковно-приходская школа, попечительства нет. При Протопоповке хутора: Ярошевка, Гуков и Безруков, при Ольшаной – Яровой.

Священник Антоний Минченко, на настоящем месте с 1904 г. Псаломщик в сане диакона Гавриил Торанский, на настоящем месте с 1893 г. Церковный староста Николаевской церкви крестьянин Евстафий Крамаренко с 1903 г. Церковный староста Троицкой приписной церкви крестьянин Дмитрий Безрук с 1901 г.

"Справочная книга Харьковской епархии", составил Секретарь Харьковской Духовной Консистории Иван Самойлович. Литография И.М. Варшавчика, Николаевская ул. дом №3, 1904 г.


Сергей Ковров   26 июля 2018

В настоящее время в Ольшанах сохранилась только деревянная Николаевская церковь1753 г. постройки – одна из четырех древних деревянных храмов, чудом уцелевших в Харьковской области из более чем 200 памятников монументальной деревянной архитектуры, существовавших вначале XX ст. В 1913 г. к ней с юга, севера и запада пристроили три массивных кирпичных притвора и приземистую колокольню. Сохранился и снимок храма до перестройки, опубликованный С. А. Таранушенко вместе с обмерами.


Сергей Ковров   21 августа 2018

В начале ХХ века харьковский ученый протоиерей П. Фомин считал ольшанские иконы не слобожанскими памятниками. Анализ литературы, исследование иконографии и отдельных деталей изображений дает основание считать ольшанские иконы памятниками иконописи Слобожанщины второй четверти XVIII века. Находясь под влиянием иконописной мастерской Киево-Печерской лавры, ольшанские иконы демонстрируют самобытность иконографии, оригинальное решение орнаментального фона, атрибутов изображения.

В начале ХХ в. произошло открытие практически неизвестного феномена украинского сакрального искусства – Слобожанской иконы. Но вскоре исследования памятников были прерваны событиями 1917 г., а с 1920-х г.г. началась история их планомерного уничтожения. Сейчас 99% объектов церковного искусства Слобожанщины XVII–XVIII в. изучаются по черно-белым фотографиям, поэтому открытие новых памятников всегда сенсация.

В Свято-Николаевском храме в с. Ольшаны (ныне Дергачевский район Харьковской обл.), древнейшем деревянном храме Слобожанщины, сохранились иконы местного ряда иконостаса XVIII в. Несмотря на то, что еще в начале ХХ в. эти иконы вызывали живой интерес ученых, они до сих пор не стали объектом отдельного научного исследования. Учитывая, что до настоящего времени не сохранилось ни одного слобожанского иконостаса и известны лишь единичные иконы XVIII в., ольшанские памятники без преувеличения являются тем ключом, который делает возможным вход в исследование остальных 99% черно-белого наследия церковного искусства Слобожанщины.

Постройку деревянного храма св. Николая в Ольшанах харьковские ученые П. Фомин и С. Таранушенко относят к 1753 г. (освящен св. Иоасафом Белгородским). Однако харьковский историк К. Щелков считал, что в 1753 г. храм лишь перестраивался и, соответственно, был построен значительно ранее. Арх. Филарет (Гумилевский) сообщал, что храм св. Николая упоминается с 1724 г, метрики храма начинались с 1726 г. В 1877 г. был проведен капитальный ремонт фундамента храма, а в 1911–1913 г.г. храм был расширен.

В 1928 г. С. Таранушенко провел полевые исследования Свято-Николаевской церкви и других храмов с. Ольшаны. Первый, кто ввел ольшанские иконы в научный оборот, был арх. Харьковский и Ахтырский Филарет (Гумилевский). Ученый указывал на иконы как на произведения, заслуживающие особого внимания: "(иконы) написаны в греческом вкусе и, несмотря на давность, нисколько не потеряли в своей живописности".

В начале ХХ в. прот. П. Фомин писал, что основание Николаевского прихода в Ольшанах связано с переселением Заднепровских украинцев в конце XVII в. П. Фомин, вслед за Филаретом, обращает внимание на четыре старинные местные иконы храма, выдвигая гипотезу о Заднепровском происхождении икон: «(иконы) написаны на липовых досках по золотому рельефному фону. Поясные изображения на них почти в натуральную величину. Характер работы поражает тщательностью, отделанностью и пышным нарядным убранством. Техника иконы носит явственно черкасский стиль. Однако в манере изображения ликов, одеяний и, в особенности, наряда великомуч. Варвары сильно сказывается католическое влияние».

В послереволюционный период ольшанские иконы специально не исследовались. В 1928 г. состоялась первая известная попытка их реставрации. Работа производилась неквалифицированно. В советское время была утрачена одна из икон: икона св. великомуч. Варвары. В 2009 г. иконы прошли реставрацию на каф. Реставрации станковой и монументальной живописи Харьковской государственной академии дизайна и искусств (реставратор ст. преп. Н. В. Берестюк).

На данный момент из четырех местных икон храма св. Николая в Ольшанах сохранилось три: икона Христа, Богородицы и св. Николая (утрачена икона св. Варвары). Иконы выполнены в стиле барокко, представляют собой поколенные изображения, написанные на рельефном позолоченном фоне, который покрыт лепным растительным орнаментом. Сверху и по бокам икон находится кайма. В нижней части кайма отсутствует, что заставляет предположить позднее изменение первоначального формата иконы. Нет сомнений в том, что четыре ольшанских иконы составляли местный ряд иконостаса. В 1911(?) г. после капитального ремонта храма был поставлен новый иконостас, который сохранился и по сей день. Местные иконы старого иконостаса заняли место в настенных киотах.

https://docplayer.ru/34519058-Ikony-mestnogo-ryada-starogo-ikonostasa-hrama-sv-nikolaya-v-s-olshany.html


Елена Григорьева
 
Елена Григорьева  2 марта 2019

Внешний вид этой церкви небольшой (длина строения 16 м, внутренняя высота центрального участка 13 м). Объём церкви тоже выдержан в спокойных пропорциях. Компактную массу, состоящую из трех умеренной стройности срубов, завершает три близко друг к другу посаженных верха. Внешние углы корпуса срубов стен, если рассматривать памятник с юга или севера, или с востока, или запада, имеют на середине высоты четко обозначены уступы. Над короткими, но стремительными заломами с плоскими гранями возвышаются тяжеловатые по форме восьмерики. Их массы очень умеренно уменьшают объемы срубов стен. Боковые восьмерики в плане ненамного уступают перед центральным, а высота всех трех одинакова. Снаружи восьмерики кажутся значительно выше, чем внутри. Карниз центрального восьмерика совсем незначительно возвышается над карнизами боковых восьмериков. Завершают каждый участок строения, очень близкие друг к другу по профилю, слегка выпуклые крыши. Итак, внешне как масса, так и высота центрального участка минимально преобладают крыла строения. Это - ещё одна характерная черта достопримечательности.

Таранушенко С. А. "Монументальная деревянная архитектура левобережной Украины". Киев, 1976 г., с. 142-146

В церковных ведомостях 1830 г. о Свято-Николаевском храме записано: «Построена в 1753 году, а починена 1793 года тщанием прихожан оной церкви. Зданием деревянная с такою же колокольней, крепка и недостаточного в ней нет ничего».

С уверенностью можно сказать, что деревянная Николаевская церковь принадлежит к числу древнейших и самых выдающихся архитектурных памятников Восточной Украины. Церковь построена, по официальным данным, в 1753 году (хотя метрические книги общины Святителя Николая начинаются чуть раньше), в традиционном стиле казацкого барокко. Некоторые особенности делают её более похожей на традиционные храмы центральной, Надднепрянской Украины, чем Слобожанщины, что лишний раз подтверждает происхождение первопоселенцев Ольшаны.

Церковь подверглась серьезной реконструкции в конце ХІХ - начале ХХ века. В 70-х г.г. XIX ст. её подняли и подвели под неё кирпичный фундамент. В 1911-1913 г.г. с юга, севера и запада пристроены притворы и соединили колокольню и бабинец. А последняя реконструкция - конца ХХ века представляется довольно сомнительной - колокольня, что не соответствует ни одному архитектурному стилю и непутёвый пластик, которым обшили деревянное сооружение, отнюдь не предоставляют памятнику старины эстетического вида. К тому же, дерево под пластиком усиленно гниёт, что не способствует сохранению памятника.

http://vilshany.info/arhitektura/mikola-vska-cerkva.html


Елена Григорьева
 
Елена Григорьева  29 марта 2020

19 марта 1913 года Харьковская консистория (управление Харьковской епархии) выступила с воззванием о помощи в сохранении старинного храма Харьковской губернии:

«В слободе Ольшане Харьковскаго уезда с 1753 года существует деревянная церковь во имя Св. Николая Чудотворца. В настоящее время она пришла в ветхость так, что отправление в ней богослужения в недалеком будущем должно быть совсем прекращено. Прихожане сей церкви, не желая остаться без собственнаго дома молитвы, озабочены устройством новаго храма, но, к сожалению, по малочисленности и бедности своей, не располагают для этого достаточными средствами.

Необходима посторонняя помощь, нужны жертвы христолюбцев! Приходское попечительство твердо уверено в том, что не до конца еще перевелись на св. Руси еще истинные христиане, любящие благолепие дома Господня, взывает о помощи ко всем, без различия сословий и состояний, добрым людям - до слуха коих дойдет настоящая мольба.

Благолюбивые христиане! Откликнитесь и чем можете окажите ваше содействие сооружению храма во имя св. Николая Чудотворца в слободе Ольшане Харьковскаго уезда. Всякая жертва, даже самая малая примется с великою благодарностью и имена жертвователей, а также указанных ими близких, дорогих лиц будут поминаться в молитвах перед святым престолом. Пожертвования просим направлять по следующему адресу: Ст. Люботинъ Южных ж.д., сл. Ольшана Харьковскаго уезда, Ольшанскому Николаевскому церковно-приходскому попечительству или вручать сборщику, Калине Назаровичу Гончару» (Выдержка из газеты за 19 марта 1913 года, приведена с корректировкой знаков старого алфавита. Типография «Знание», г. Харьков).

Слобода Ольшана - отнюдь не обычная уездная деревушка. По свидетельствам архивных источников, ещё в XVII веке здесь существовала крепость, а храмов было целых шесть: соборный Рождества Богородицы, Архангельский, Покровский, Воскресенский, Трёхсвятительский и Николаевский.

По итогам сбора средств новый Николаевский храм построен не был, но к существовавшему деревянному храму были пристроены каменные приделы уже в следующем, 1914 году. Храм в Ольшанах, памятник архитектуры XVIII века, чудом сохранился до наших дней, только его деревянные стены были обшиты железом, что лишило его первоначального вида. Первоначальный вид храма мы можем представить благодаря снимкам Стефана Таранушенко, выполненным им в 1928 году.


Елена Григорьева
 
Елена Григорьева  31 марта 2020

К числу древнейших трехкупольных храмов края принадлежит Николаевский храм в с. Ольшаны, Харьковского уезда. Он устроен в 1753 г. и освящен лично Святым Иосафом Белгородским. Архитектура его очень понравилась местному черкасскому населению: по образцу его был построен целый ряд храмов в окрестных селах: Гавриловке, Синолицевке (сохранившиеся доныне), Удах (сгоревший), Люботине (уже несуществующий) и другие.

Ольшанский храм состоит из трех двухсрубных (двухярусных) башен почти одинаковой высоты, но с более объемистой средней. Башни расположены вдоль по линии с запада на восток. Только нижний сруб средней башни четырехсторонний – квадратный, все же остальные срубы башен квадратные с обсеченными углами. Своды над первым ярусом, шатровые и осьмигранные, снаружи крытые железной крышей с легким отгибом над карнизом. Срубы же второго яруса, сведенные также осьмигранными шатровыми сводами, покрыты снаружи широкими овальными куполами с отгибами над карнизами. На куполах глухие маленькие фонари м остроконечными покрытиями, главами на них и большими четвероконечными крестами. Особенностью этого храма являются хоры, устроенные в западной башне с внутренним входом на них. Храм освещается небольшими окнами с четырех сторон верхних срубов, в двух сторон нижнего среднего и с трех сторон крайних нижних срубов. По местным преданиям храм был покрыт гонтой. Сравнивая этот храм с другими подобными, можем видеть, что как в этих последних, так и в Ольшанском первоначальные купола были не овальные, а вытянутые осьмигранные или покатые или же с заметным перехватом у основания.

Переход от этого типа объемистых трехкупольных храмов в тип более изящный мы находим в Преображенском храме сл. Алешни, Лебединского уезда и в Георгиевском – города Лебедина.

П. Фомин, «Церковные древности Харьковского края»


Елена Григорьева
 

По плану относится к распространенному типу строений, состоящих из трех прямоугольников (из обмеренных автором сюда надо отнести триверхие церкви в Калиновке, Смоляниновой, Избицком, одноверхую в Чернещине, а из не обмеренных - триверхие в Белополье( Михаила), Гринцево, Старых Кодаках, Чуровичах, одноверхие в Москаловке, Новгород-Северском (Варвары), Лосогонах, Моровске, Водяном, Безгиновом, Карпиливпе, Запосолье. Часто план из трёх прямоугольников имели и каменные церкви, воспроизводившие формы деревянных).

Церковь Николая в 70-х г.г. XIX в. подвесили и подвели под неё кирпичный подмурок (фундамент). В 1911-1913 г.г. с юга, севера и запада пристроены притворы и соединены бабинец с колокольней.

Построена церковь из дубовых брусьев. Внутри на стенах алтаря, бабинца и центрального участка заметно срезаны цинали.

Характерная черта плана церкви в том, что длина всех трех прямоугольников (а не только центрального, как то чаще всего бывало) – апофема равностороннего треугольника со стороной, равной ширине прямоугольника. Вторая характерная примета церкви в том, что прямоугольные срубы стен Бабинца и алтаря на половине высоты срубов стен становятся шестигранными. Эта черта встречается еще в церквях Избицкого, Мены, в церкви Покрова в Седневе трансформирован прямоугольный сруб не алтаря и Бабинца, а центрального участка, поэтому он на середине высоты переходит не в шести-, а в восьмигранник.

Срубы стен всех участков церкви Николая одной высоты. Ознакомимся с интерьером церкви. Срубы стен центра и алтаря связаны в угол без остатка, но просвет между ними – низенький, он достигает лишь половины высоты сруба стен. В юго-восточном и северо-восточном углах алтарь на половине высоты сруба стен с помощью врубленных в смежные грани сруба клиньев переходит в шестигранник. В брусьях, которыми начинаются Юго-Восточная и Северо-Восточная грани, выбрано по две полочки и четвертьвалка, кроме того, они украшены сочно резными зубчиками и подковками. Западные верхние углы сруба стен алтаря с помощью врубленных наклонных клиньев переводят шестигранник сруба стен в восьмигранный залом. На границе перехода сруба стен в залом перед узкими гранями врублены ригели, отделанные снизу фестонами, а с лицевой стороны – зубчиками. Ригели заложены на расстоянии 30 см от стены и пришиты к срубу циналями. Сруб стен алтаря умеренно стройный.

Заломы всех трех верхов преломлены под углом 60° независимо от того, какая форма придана их граням. Грани первого залома алтаря прогнулись к середине строения, образовав легкую выпуклость. Эта выпуклость оживляет процесс развертывания вверх внутреннего объема алтаря. Короткий залом переходит в просторный, ярко освещенный и невысокий на вид восьмерик. Покрытые сочной резьбой ригели, врубленные против узких граней, отграничивают восьмерик от второго залома, завершающего алтарь. Второй залом в Зените перекрыт маленьким плафоном.

Форма второго залома сложна и далека от геометрической правильности срезанной пирамиды. Все узкие грани на середине высоты залома становятся шире, а широкие, наоборот, сужаются. Благодаря этому в нижней части залома широкие грани приобретают легкую выпуклость внутрь строения, а узкие выгибаются наружу. Выше широкие грани прогибаются внутрь, а узкие – наружу. Верхняя часть залома образует выпуклую наружу граненую баньку. Такой взаимный обмен широких и узких граней оживляет и усложняет ритмичную игру составных элементов верха. Линия стыка граней не вытянута под шнур, а вьется змейкой.

Кривизна граней заломов центрального верха, заломов алтаря и Бабинца в натуре имеет совсем не такой вид, как на чертежниках. Эта кривизна профиля граней в натуре воспринимается в ракурсе, к тому же заломы освещены рефлекторным, а не прямым освещением; это скрадывает, умягчает резкость кривизны.

Бабинец подобен алтарю, только западная грань его в 1911-1913 г.г. вырезана снизу на 2/3 высоты; в верхней части ее сохранились остатки западного окна. По размеру и форме оно было таким же, как и восточное окно алтаря. Первый залом Бабинца выглядит повторением первого залома алтаря. Восьмерик Бабинца имеет такой же размер в плане, как и восьмерик алтаря, а высота его на один венец меньше, чем в алтаре. Второй залом Бабинца на 0,5 м ниже верхнего зала алтаря. Форма второго залома Бабинца, характерные его приметы такие, как и у второго залома алтаря. Следовательно, разница в высоте верхов алтаря и Бабинца не является результатом более поздних переделок: она вызвана потребностью уравновесить массы верхов в зависимости от рельефа местности. Церковь стоит на холме. Подход к ней с южного (или Северного) Запада. Чтобы верх алтаря не западал, Мастер и сложил его выше, чем Бабинца.

Сруб стен центрального участка кажется пропорционально приземистее сруба алтаря или Бабинца потому, что при одной высоте срубов стен центр на 1/3 длиннее их и шире. В сторону Бабинца сруб центра открывается высоким, но узким просветом; на границе с бабинцем сруб центра имеет широкие заплечики. Ширина просвета чуть больше половины ширины Бабинца, а высота его лишь на 0,5 м не достигает залома. Структура верха центрального участка не отличается от композиции верха алтаря или Бабинца, но размеры частей верха больше и четче, хоть высота восьмериков одинакова во всех трех участках (как и высота срубов стен). Короткий, но энергично возведенный первый залом центра переходит в широкий и длинный восьмерик. Ширина и длина восьмерика повторяют ширину и длину плана Бабинца, высота равна лишь половине длины. Высота второго залома центрального участка равна половине высоты целого верха. Нижняя половина второго залома центра демонстрирует тенденцию создавать форму, приближенную к бане, в то время как верхняя часть имеет форму тонкой восьмиугольной пирамиды. В целом объем верха выдержан в спокойных пропорциях и его форма не подчеркивает энергичное разворачивание объема. Даже второй залом в натуре воспринимается совсем не таким стройным, каким мы видим его на чертежиках сечений.

Ригели во всех трёх участках размещены на границе срубов стен и первых заломов и между верхами восьмериков и вторыми заломами. Все они покрыты искусной резьбой. Ригели выполняют роль цезур, обозначающие этапы, на которые ритмично распределен объем.

Внешний вид этой небольшой церкви (длина строения 16 м, внутренняя высота центрального участка 13 м) выдержан в спокойных пропорциях. Компактную массу, состоящую из трех умеренной стройности срубов, завершает три близко друг к другу посаженных верхом. Внешние углы корпуса срубов стен, Если рассматривать достопримечательность с юга или севера или с востока или Запада, имеют на середине высоты четко обозначенные уступы. Над короткими, но отвесными заломами с плоскими гранями возвышаются тяжеловатые по форме восьмерики, их массы очень умеренно уменьшают объемы срубов стен. Боковые восьмерики в плане ненамного уступают перед центральным, а высота всех трех одинакова. Внешне восьмерики кажутся значительно выше, чем изнутри. Карниз центрального восьмерика совсем незначительно возвышается над карнизами боковых восьмериков. Завершают каждый участок строения очень близкие друг к другу по профилю выпуклые крыши. Следовательно, внешне, как масса, так и высота центрального участка минимально превосходят боковые.

Исходный размер в построении плана церкви - ширина центрального участка. План центрального участка-прямоугольник; его длина-апофема равностороннего треугольника со стороной, равной ширине прямоугольника. Алтарь и бабинец в плане – прямоугольники одного размера. Ширина их составляет половину диагонали центрального четырехугольника, а их длина – апофема равностороннего треугольника со стороной, равной ширине участка.

Размеры срубов стен, заломов и восьмериков определяются размерами плана. Высота всех срубов стен одинакова, она равна полусумме длины плана центра и Бабинца, или апофеме равностороннего треугольника со стороной, равной длине плана центра. Сруб центрального участка начинает переходить в восьмигранник на высоте, равной длине плана бабинца.

Высота первого залома центрального участка равна 1/4 высоты сруба стен. Высота сруба стен и первого залома центрального участка равна длине плана участка. Высота восьмерика равна половине его длины, а высота восьмерика и первого залома вместе – половине ширины плана центра. Высота восьмерика, первого залома и сруба стен равна удвоенной длине плана бабинца. Высота второго залома центрального верха-апофема равностороннего треугольника со стороной, равной длине восьмерика (вверху). Высота верхней части центрального участка приближается к ширине плана центра, а внутренняя высота участка приближается к удвоенной длине плана центра.

У бабинца четырехгранная призма сруба стен переходит в шестигранную на половине высоты сруба. Высота первого залома Бабинца равна 1/4 длины сруба стен бабинца (вверху), а высота залома и сруба стен вместе – длине плана центра. У восьмерика бабинца длина и ширина равны половине диагонали плана бабинца. Высота восьмерика на один венец меньше высоты восьмерика центрального верха. Высота восьмерика и первого залома бабинца равна половине полной длины сруба стен центра (вверху). Высота второго залома равна высоте восьмерика участка, а высота второго залома и восьмерика вместе – половине диагонали западной половины плана центра. Высота верха бабинца равна ширине плана участка. Внутренняя высота Бабинца равна удвоенной полной ширине плана участка.

В алтаре четырехгранник сруба стен переходит в шестигранник на той же высоте, что и в бабочке. Первый залом алтаря ниже, чем у бабинца. Высота первого залома алтаря на один венец ниже высоты первого залома бабинца. Высота первого залома и сруба стен и алтаря вместе равна длине плана центрального участка. У восьмерика алтаря длина равна половине ширины сруба стен участка (вверху). Высота восьмерика равна высоте восьмерика центрального верха, высота восьмерика и первого залома вместе – половине длины плана центра, высота восьмерика, первого залома и сруба стен вместе – расстоянию между серединой восточной грани плана алтаря и серединой южной грани плана центра. Высота верха алтаря равна высоте сруба стен, или полусумме длины плана алтаря и центра. Внутренняя высота алтаря равна длине плана алтаря и центра, взятых вместе.

Окна в срубах стен заложены: в алтаре – на высоте, равной половине высоты сруба; в бабинке – на один венец выше. Окна в восьмерике бабинца над верхним венцом сруба стен заложены на высоте, равной 1/3 полной длины сруба стен участка (вверху). Окна в восьмерике центрального верха заложены над верхним венцом сруба стен на высоте, равной 1/3 высоты сруба стен. Низ этих окон лежит на высоте, составляющей ширину плана центра, а центр их – на высоте, равной половине длины строения. Центр окна в восьмерике алтаря и бабинца лежит на высоте, равной ширине плана центра.

С.А. Таранушенко «Монументальная деревянная архитектура Левобережной Украины». – Киев, 1976 г., перевод с украинского, орфография сохранена.



Комментарии и обсуждение


Ваш комментарий будет первым.