По плану относится к распространенному типу строений, состоящих из трех прямоугольников (из обмеренных автором сюда надо отнести триверхие церкви в Калиновке, Смоляниновой, Избицком, одноверхую в Чернещине, а из не обмеренных - триверхие в Белополье( Михаила), Гринцево, Старых Кодаках, Чуровичах, одноверхие в Москаловке, Новгород-Северском (Варвары), Лосогонах, Моровске, Водяном, Безгиновом, Карпиливпе, Запосолье. Часто план из трёх прямоугольников имели и каменные церкви, воспроизводившие формы деревянных).
Церковь Николая в 70-х г.г. XIX в. подвесили и подвели под неё кирпичный подмурок (фундамент). В 1911-1913 г.г. с юга, севера и запада пристроены притворы и соединены бабинец с колокольней.
Построена церковь из дубовых брусьев. Внутри на стенах алтаря, бабинца и центрального участка заметно срезаны цинали.
Характерная черта плана церкви в том, что длина всех трех прямоугольников (а не только центрального, как то чаще всего бывало) – апофема равностороннего треугольника со стороной, равной ширине прямоугольника. Вторая характерная примета церкви в том, что прямоугольные срубы стен Бабинца и алтаря на половине высоты срубов стен становятся шестигранными. Эта черта встречается еще в церквях Избицкого, Мены, в церкви Покрова в Седневе трансформирован прямоугольный сруб не алтаря и Бабинца, а центрального участка, поэтому он на середине высоты переходит не в шести-, а в восьмигранник.
Срубы стен всех участков церкви Николая одной высоты. Ознакомимся с интерьером церкви. Срубы стен центра и алтаря связаны в угол без остатка, но просвет между ними – низенький, он достигает лишь половины высоты сруба стен. В юго-восточном и северо-восточном углах алтарь на половине высоты сруба стен с помощью врубленных в смежные грани сруба клиньев переходит в шестигранник. В брусьях, которыми начинаются Юго-Восточная и Северо-Восточная грани, выбрано по две полочки и четвертьвалка, кроме того, они украшены сочно резными зубчиками и подковками. Западные верхние углы сруба стен алтаря с помощью врубленных наклонных клиньев переводят шестигранник сруба стен в восьмигранный залом. На границе перехода сруба стен в залом перед узкими гранями врублены ригели, отделанные снизу фестонами, а с лицевой стороны – зубчиками. Ригели заложены на расстоянии 30 см от стены и пришиты к срубу циналями. Сруб стен алтаря умеренно стройный.
Заломы всех трех верхов преломлены под углом 60° независимо от того, какая форма придана их граням. Грани первого залома алтаря прогнулись к середине строения, образовав легкую выпуклость. Эта выпуклость оживляет процесс развертывания вверх внутреннего объема алтаря. Короткий залом переходит в просторный, ярко освещенный и невысокий на вид восьмерик. Покрытые сочной резьбой ригели, врубленные против узких граней, отграничивают восьмерик от второго залома, завершающего алтарь. Второй залом в Зените перекрыт маленьким плафоном.
Форма второго залома сложна и далека от геометрической правильности срезанной пирамиды. Все узкие грани на середине высоты залома становятся шире, а широкие, наоборот, сужаются. Благодаря этому в нижней части залома широкие грани приобретают легкую выпуклость внутрь строения, а узкие выгибаются наружу. Выше широкие грани прогибаются внутрь, а узкие – наружу. Верхняя часть залома образует выпуклую наружу граненую баньку. Такой взаимный обмен широких и узких граней оживляет и усложняет ритмичную игру составных элементов верха. Линия стыка граней не вытянута под шнур, а вьется змейкой.
Кривизна граней заломов центрального верха, заломов алтаря и Бабинца в натуре имеет совсем не такой вид, как на чертежниках. Эта кривизна профиля граней в натуре воспринимается в ракурсе, к тому же заломы освещены рефлекторным, а не прямым освещением; это скрадывает, умягчает резкость кривизны.
Бабинец подобен алтарю, только западная грань его в 1911-1913 г.г. вырезана снизу на 2/3 высоты; в верхней части ее сохранились остатки западного окна. По размеру и форме оно было таким же, как и восточное окно алтаря. Первый залом Бабинца выглядит повторением первого залома алтаря. Восьмерик Бабинца имеет такой же размер в плане, как и восьмерик алтаря, а высота его на один венец меньше, чем в алтаре. Второй залом Бабинца на 0,5 м ниже верхнего зала алтаря. Форма второго залома Бабинца, характерные его приметы такие, как и у второго залома алтаря. Следовательно, разница в высоте верхов алтаря и Бабинца не является результатом более поздних переделок: она вызвана потребностью уравновесить массы верхов в зависимости от рельефа местности. Церковь стоит на холме. Подход к ней с южного (или Северного) Запада. Чтобы верх алтаря не западал, Мастер и сложил его выше, чем Бабинца.
Сруб стен центрального участка кажется пропорционально приземистее сруба алтаря или Бабинца потому, что при одной высоте срубов стен центр на 1/3 длиннее их и шире. В сторону Бабинца сруб центра открывается высоким, но узким просветом; на границе с бабинцем сруб центра имеет широкие заплечики. Ширина просвета чуть больше половины ширины Бабинца, а высота его лишь на 0,5 м не достигает залома. Структура верха центрального участка не отличается от композиции верха алтаря или Бабинца, но размеры частей верха больше и четче, хоть высота восьмериков одинакова во всех трех участках (как и высота срубов стен). Короткий, но энергично возведенный первый залом центра переходит в широкий и длинный восьмерик. Ширина и длина восьмерика повторяют ширину и длину плана Бабинца, высота равна лишь половине длины. Высота второго залома центрального участка равна половине высоты целого верха. Нижняя половина второго залома центра демонстрирует тенденцию создавать форму, приближенную к бане, в то время как верхняя часть имеет форму тонкой восьмиугольной пирамиды. В целом объем верха выдержан в спокойных пропорциях и его форма не подчеркивает энергичное разворачивание объема. Даже второй залом в натуре воспринимается совсем не таким стройным, каким мы видим его на чертежиках сечений.
Ригели во всех трёх участках размещены на границе срубов стен и первых заломов и между верхами восьмериков и вторыми заломами. Все они покрыты искусной резьбой. Ригели выполняют роль цезур, обозначающие этапы, на которые ритмично распределен объем.
Внешний вид этой небольшой церкви (длина строения 16 м, внутренняя высота центрального участка 13 м) выдержан в спокойных пропорциях. Компактную массу, состоящую из трех умеренной стройности срубов, завершает три близко друг к другу посаженных верхом. Внешние углы корпуса срубов стен, Если рассматривать достопримечательность с юга или севера или с востока или Запада, имеют на середине высоты четко обозначенные уступы. Над короткими, но отвесными заломами с плоскими гранями возвышаются тяжеловатые по форме восьмерики, их массы очень умеренно уменьшают объемы срубов стен. Боковые восьмерики в плане ненамного уступают перед центральным, а высота всех трех одинакова. Внешне восьмерики кажутся значительно выше, чем изнутри. Карниз центрального восьмерика совсем незначительно возвышается над карнизами боковых восьмериков. Завершают каждый участок строения очень близкие друг к другу по профилю выпуклые крыши. Следовательно, внешне, как масса, так и высота центрального участка минимально превосходят боковые.
Исходный размер в построении плана церкви - ширина центрального участка. План центрального участка-прямоугольник; его длина-апофема равностороннего треугольника со стороной, равной ширине прямоугольника. Алтарь и бабинец в плане – прямоугольники одного размера. Ширина их составляет половину диагонали центрального четырехугольника, а их длина – апофема равностороннего треугольника со стороной, равной ширине участка.
Размеры срубов стен, заломов и восьмериков определяются размерами плана. Высота всех срубов стен одинакова, она равна полусумме длины плана центра и Бабинца, или апофеме равностороннего треугольника со стороной, равной длине плана центра. Сруб центрального участка начинает переходить в восьмигранник на высоте, равной длине плана бабинца.
Высота первого залома центрального участка равна 1/4 высоты сруба стен. Высота сруба стен и первого залома центрального участка равна длине плана участка. Высота восьмерика равна половине его длины, а высота восьмерика и первого залома вместе – половине ширины плана центра. Высота восьмерика, первого залома и сруба стен равна удвоенной длине плана бабинца. Высота второго залома центрального верха-апофема равностороннего треугольника со стороной, равной длине восьмерика (вверху). Высота верхней части центрального участка приближается к ширине плана центра, а внутренняя высота участка приближается к удвоенной длине плана центра.
У бабинца четырехгранная призма сруба стен переходит в шестигранную на половине высоты сруба. Высота первого залома Бабинца равна 1/4 длины сруба стен бабинца (вверху), а высота залома и сруба стен вместе – длине плана центра. У восьмерика бабинца длина и ширина равны половине диагонали плана бабинца. Высота восьмерика на один венец меньше высоты восьмерика центрального верха. Высота восьмерика и первого залома бабинца равна половине полной длины сруба стен центра (вверху). Высота второго залома равна высоте восьмерика участка, а высота второго залома и восьмерика вместе – половине диагонали западной половины плана центра. Высота верха бабинца равна ширине плана участка. Внутренняя высота Бабинца равна удвоенной полной ширине плана участка.
В алтаре четырехгранник сруба стен переходит в шестигранник на той же высоте, что и в бабочке. Первый залом алтаря ниже, чем у бабинца. Высота первого залома алтаря на один венец ниже высоты первого залома бабинца. Высота первого залома и сруба стен и алтаря вместе равна длине плана центрального участка. У восьмерика алтаря длина равна половине ширины сруба стен участка (вверху). Высота восьмерика равна высоте восьмерика центрального верха, высота восьмерика и первого залома вместе – половине длины плана центра, высота восьмерика, первого залома и сруба стен вместе – расстоянию между серединой восточной грани плана алтаря и серединой южной грани плана центра. Высота верха алтаря равна высоте сруба стен, или полусумме длины плана алтаря и центра. Внутренняя высота алтаря равна длине плана алтаря и центра, взятых вместе.
Окна в срубах стен заложены: в алтаре – на высоте, равной половине высоты сруба; в бабинке – на один венец выше. Окна в восьмерике бабинца над верхним венцом сруба стен заложены на высоте, равной 1/3 полной длины сруба стен участка (вверху). Окна в восьмерике центрального верха заложены над верхним венцом сруба стен на высоте, равной 1/3 высоты сруба стен. Низ этих окон лежит на высоте, составляющей ширину плана центра, а центр их – на высоте, равной половине длины строения. Центр окна в восьмерике алтаря и бабинца лежит на высоте, равной ширине плана центра.
С.А. Таранушенко «Монументальная деревянная архитектура Левобережной Украины». – Киев, 1976 г., перевод с украинского, орфография сохранена.