ГЛАВНАЯ О ПРОЕКТЕ ВХОД РЕГИСТРАЦИЯ

Введенка. Церковь Введения во храм Пресвятой Богородицы.


Введенка. Церковь Введения во храм Пресвятой Богородицы
Церковь. Действует.  
Престолы:Введения во храм Пресвятой Богородицы
Год постройки:1777.
Адрес:
Украина, Харьковская область, Чугуевский район, пгт Введенка, ул. Озерная, 19

Координаты: 49.822713, 36.511027



Церковь Введения во храм Пресвятой Богородицы, , Введенка, Чугуевский район, Украина, Харьковская область
Сергей Ковров
5 марта 2017
Церковь Введения во храм Пресвятой Богородицы, , Введенка, Чугуевский район, Украина, Харьковская область
V.Petrovich
30 июня 2013
Церковь Введения во храм Пресвятой Богородицы, , Введенка, Чугуевский район, Украина, Харьковская область
V.Petrovich
30 июня 2013
Церковь Введения во храм Пресвятой Богородицы, , Введенка, Чугуевский район, Украина, Харьковская область
V.Petrovich
30 июня 2013
Церковь Введения во храм Пресвятой Богородицы, , Введенка, Чугуевский район, Украина, Харьковская область
V.Petrovich
2 июля 2009
Церковь Введения во храм Пресвятой Богородицы, , Введенка, Чугуевский район, Украина, Харьковская область
als
28 апреля 2006
Церковь Введения во храм Пресвятой Богородицы, , Введенка, Чугуевский район, Украина, Харьковская область
als
28 апреля 2006
Церковь Введения во храм Пресвятой Богородицы, , Введенка, Чугуевский район, Украина, Харьковская область
als
28 апреля 2006
Церковь Введения во храм Пресвятой Богородицы, , Введенка, Чугуевский район, Украина, Харьковская область
Сергей Ковров
5 марта 2017
Церковь Введения во храм Пресвятой Богородицы, , Введенка, Чугуевский район, Украина, Харьковская область
Сергей Ковров
5 марта 2017
Церковь Введения во храм Пресвятой Богородицы, С.А. Таранушенко «Монументальная деревянная архитектура Левобережной Украины». – К.: 1976 г. Фото автора<br>, Введенка, Чугуевский район, Украина, Харьковская область
С.А. Таранушенко «Монументальная деревянная архитектура Левобережной Украины». – К.: 1976 г. Фото автора
Елена Григорьева
1 июня 1929



Карта и ближайшие объекты


Приблизить
Отдалить
Развернуть



Статьи


als  27 января 2008

Свято-Введенский храм (Введенка, Чугуевский район)

Первый Свято-Введенский храм был заложен в 1647 году и построен в 1654 году. Еще 100 лет назад крепкое строение с отдельно стоящей колокольней и деревянной оградой собирало на службу местных прихожан. Но с шестидесятых годов XX века храм опустел. В 1987 году обветшавшее, разоренное здание представляло собой печальное зрелище. Руками настоятеля и прихожан храм восстанавливался из руин. Собственными силами они приводили в порядок стены, потолки, купола, интерьер. В 2001 году отремонтированный храм возрадовал сердца верующих. В таком виде он стал представлять архитектурно-историческую ценность и интересовать не только тех, кто приходит молиться.

Ибрагимова А.Р., Дюкарев В.П. Твой Храм. - X.: Факт, 2005


Максим2014  4 января 2015

Первая церковь Введения во храм Пресвятой Богородицы была построена в 1655 г. После пожара 1728 г. эту церковь восстановили, но уже в 1777 г. разобрали по причине ветхости. На ее месте построили новую, которая и дошла до наших дней.

В годы советской власти церковь продолжала действовать, ее закрыли только в 1961 г. В 1980 г. Введенский храм внесли в список памятников архитектуры, охраняемых государством, а в год 1000-летия Крещения Руси вновь передали верующим. Последующая реставрация вернула храму первозданную красоту.

Введенская церковь принадлежит к типу трехсрубных с двухъярусным центральным «бабинцем», имеющим в плане восьмигранное очертание. К нему с двух сторон примыкают шестигранные срубы. Все три сруба перекрыты восьмигранными пирамидальными крышами, увенчанными маленькими луковичными главками и крестами. Небольшое по величине здание отличается гармоничностью пропорций и изысканным силуэтом. Скромный интерьер церкви украшают изящный резной иконостас с иконами работы чугуевских мастеров и великолепное деревянное паникадило.

http://guide.kharkov.ua/?object_id=184&from_street=1


Галина КлимочкинаАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)  5 января 2017

Введенская церковь построена в 1777 г., а в 1823 г. возобновлена старанием причта и прихожан; деревянная, однопрестольная. Земли усадебной нет, пахотной и сенокосной 30 дес. Прихожан муж. пола 1142 души, жен. пола 1101 душа. Неприкосновенного капитала 1000 руб., процентами пользуется причт.

Причта по штату положено: священник, диакон и псаломщик. Жалование священника 105 руб. 84 коп., псаломщика 35 руб. 28 коп. Священник помещается в общественном доме, псаломщик – в собственном. Имеются церковно-приходская школа и земское училище, попечительства нет.

Священник Николай Щепинский, на настоящем месте с 1892 г., состоит законоучителем церковно-приходской школы и земского училища, членом уездного отделения епархиального совета. Псаломщик Евграф Слюсарев, на настоящем месте с 1861 г. Церковный староста крестьянин Яков Колышкин с 1902 г.

"Справочная книга Харьковской епархии", составил Секретарь Харьковской Духовной Консистории Иван Самойлович. Литография И.М. Варшавчика, Николаевская ул. дом №3, 1904 г.


Елена Григорьева
 
Елена Григорьева  25 июля 2022

Введенская церковь построена в 1777 г. (Гумилевский Ф. «Историко-статистическое описание Харьковской епархии, т. IV, стр. 237).

По плану сооружение относится к распространенному в XVIII в. на Левобережье типу трёхсрубных зданий, состоящих из восьмигранника и двух шестигранников. Из обмеренных нами сюда относятся триверхие: в Зенькове (Покрова), малых Будках, Лебедине (Юра), Левковке, Коровинцах, Солоницевке, Соснице (на Вьюнищах), Печенюгах и одноверхие: в большом Усте, Будках, Кролевце (Покрова), Лозовом. Из обследованных нами, но обмеры которых потеряны или, у которых обмерен схематически лишь план, сюда надо отнести: триверхие – в Левченках. Шиловцах, Пустовойтовке, Гремячи, Коропе (Воздвиженская), Новом Ропске (Борисоглебская). Старой Жадовой. Из тех, которые известны нам только по фото, надо добавить: триверхие – в Воронькове, Бабайковом, Петриковцах, Веремеевке и одноэтажная в Деріївпі).

Восьмигранник имеет ширину, большую длины; алтарь - шестигранник, вписанный в квадрат; у шестигранного Бабинца длина заметно превышает ширину. В целом план здания вписывается в прямоугольник с отношением сторон 2:1. Внутренняя длина здания 19, ширина центральной части – 9 м, внутренняя высота центра – около 13,5 м, а алтаря 9 м. Однако внешне выглядит она умеренно стройной.

В интерьере объем Бабинца мастер в значительной мере отделяет от центра. Широкие заплечики центрального сруба оставляют узкий и невысокий проход (2,5 м ширины и высоты), оформленный в виде арки. Умеренно стройный сруб стен Бабинца завершает восьмигранный палаточный залом, перекрытый в Зените маленьким плафоном. Освещен Бабинец двумя окнами, прорезанными на середине высоты Южной и Северной граней сруба.

Сруб стен алтаря стройнее сруба Бабинца, потому что при одинаковой их высоте алтарь в плане короче. Палаточный залом алтаря на 1 м ниже залома бабинца, и перекрыт его плафоном вдвое большего диаметра. Освещение такое же, как и в притворе.

Высота срубов стен всех трех участков одинакова, поэтому более просторное помещение центрального участка в срубе стен пропорционально кажется несколько ниже алтаря или Бабинца. Но благодаря гранености плана каждая отдельная грань всех срубов, следовательно и центрального, приобретает удлиненную по вертикали форму и тем усиливает стройность сруба. Коротким и очень стремительным (70°) заломом объем центрального сруба переходит в относительно высокий (его высота равна половине высоты стен сруба) восьмерик, вытянутый, в отличие от плана сруба стен, по оси восток – запад.

При переходе восьмерика во второй залом над узкими гранями врублены брусья, превышающие ширину этих граней; они начинают собой залом и выполняют роль ригелей, под ними образовались своеобразные глухие пазухи.

Грани второго залома заломлены наклонно (40°), в зените залом перекрывает плафон, меньше алтарного и больший, чем в притворе. Центральный участок освещен щедрее, чем алтарь или бабинец: здесь в Южной и Северной гранях сруба стен прорублено по два окна, да еще в восьмерике прорезаны по сторонам света четыре круглых окна.

Внешне здание решено скромно, в простых лаконичных формах и гармоничных пропорциях. Церковь имеет три верха.

Срубы стен восточного и западного участков перекрыты отвесными восьмигранными стожковыми крышами и завершаются глухими фонарями с главками. Центральная часть имеет верх более развитой формы, что состоит из залома, восьмерика, второго залома и глухого фонаря с главкой. Верхний залом центрального верха имеет тоже крышу стожковой формы. Верх центрального участка заметно преобладает высотой верхом алтаря и Бабинца.

Грани крыш всех заломов - плоские, прямолинейные в контурах, они, возможно, сохранили облик первоначальных деревянных крыш. Срубы стен и восьмерика обрисованы сторч. Все грани стен на середине их высоты опоясывает поясок. На нем лежат подлокотники окон. Центры круглых окон восьмерика, размещенные в южной и северной гранях, лежат на высоте, равной половине длины строения.

Исходный размер для построения плана - ширина центра. План центральной части – восьмигранник, вписанный в прямоугольник, у которого длина – апофема равностороннего треугольника со стороной, равной ширине участка. Половина диагонали этого прямоугольника дает длину плана бабинца. Половина диагонали квадрата со стороной, равной длине центральной части, дает длину и ширину алтаря и ширину бабинца.

Высота срубов стен всех частей одинакова, она равна полусумме длины плана центра и алтаря. Высота залома вместе со срубом стен – полной длине плана центра. У восьмерика длина равна высоте стен сруба, ширина – в лиофеме равностороннего треугольника со стороной, равной длине восьмерика. Следовательно, пропорциональное отношение длины к ширине у восьмерика такое же, как и у плана участка. Высота восьмерика составляет 1/2 высоты стен сруба, а вместе с высотой первого залома равна длине южной грани плана участка. Внутренняя высота центральной части равна полной длине плана центра и алтаря, вместе взятых, плюс толщина одного бруса, то есть значительно меньше длины здания. Внутренняя высота алтаря равна ширине плана центра.

Внутренняя высота бабинца равна длине плана бабинца плюс половина длины плана центра. Внутренняя высота алтаря – катет прямоугольного треугольника, внутренняя высота бабинца – второй катет и высота центральной части – гипотенуза того же треугольника. Срубы стен алтаря и бабинца начинают переходить в восьмигранник на высоте, равной длине плана бабинца. Окна в срубах стен заложены на высоте половины полной длины плана Бабинца. Центр круглого окна в восьмерике лежит от пола на высоте, составляющей половину длины здания.

С.А. Таранушенко «Монументальная деревянная архитектура Левобережной Украины». – К.: 1976 г., перевод с украинского.



Комментарии и обсуждение


Ваш комментарий будет первым.