ГЛАВНАЯ О ПРОЕКТЕ ВХОД РЕГИСТРАЦИЯ

Беседы. Церковь Рождества Христова.

Христорождественская церковь


Беседы. Церковь Рождества Христова
Церковь. Действует.  
Престолы:Рождества Христова, Илии Пророка, Покрова Пресвятой Богородицы, "Всех скорбящих Радость" иконы Божией Матери
Архитектурный стиль:Годуновский
Год постройки:Между 1598 и 1599.
Ссылки: Официальный сайт 
Адрес:
Московская область, Ленинский район, Беседы

Координаты: 55.614007, 37.790822
Проезд:от станции метро "Домодедовская" на автобусе № 95 остановка "с.Беседы"



Сортировка:

Церковь Рождества Христова, , Беседы, Ленинский городской округ, Московская область
Алексей Кротов
18 декабря 2023
Церковь Рождества Христова, Вид со стороны дороги МКАД<br>, Беседы, Ленинский городской округ, Московская область
Вид со стороны дороги МКАД
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Александр Качалин
16 июля 2014
Церковь Рождества Христова, , Беседы, Ленинский городской округ, Московская область
Тимофей Черепанов
6 февраля 2005
Церковь Рождества Христова, Вид с запада<br>, Беседы, Ленинский городской округ, Московская область
Вид с запада
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Валерий Долженко
30 сентября 2023
Церковь Рождества Христова, , Беседы, Ленинский городской округ, Московская область
Олег Трегубов
29 сентября 2013
Церковь Рождества Христова, , Беседы, Ленинский городской округ, Московская область
strusto
8 января 2008
Церковь Рождества Христова, , Беседы, Ленинский городской округ, Московская область
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Павел
9 октября 2005
Церковь Рождества Христова, , Беседы, Ленинский городской округ, Московская область
Алексей Кротов
18 декабря 2023
Церковь Рождества Христова, Окно апсиды храма<br>, Беседы, Ленинский городской округ, Московская область
Окно апсиды храма
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Евгений Ермаков
2 мая 2022
Церковь Рождества Христова, , Беседы, Ленинский городской округ, Московская область
strusto
8 января 2008
Церковь Рождества Христова, , Беседы, Ленинский городской округ, Московская область
strusto
8 января 2008
Церковь Рождества Христова, , Беседы, Ленинский городской округ, Московская область
strusto
8 января 2008
Церковь Рождества Христова, , Беседы, Ленинский городской округ, Московская область
strusto
8 января 2008
Церковь Рождества Христова, , Беседы, Ленинский городской округ, Московская область
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Павел
9 октября 2005
Церковь Рождества Христова, , Беседы, Ленинский городской округ, Московская область
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Павел
9 октября 2005
Церковь Рождества Христова, , Беседы, Ленинский городской округ, Московская область
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Павел
9 октября 2005
Церковь Рождества Христова, , Беседы, Ленинский городской округ, Московская область
Андрей Агафонов
1 апреля 1998
Церковь Рождества Христова, Главный иконостас<br>, Беседы, Ленинский городской округ, Московская область
Главный иконостас
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Валерий Долженко
30 сентября 2023
Церковь Рождества Христова, Правый придельный иконостас<br>, Беседы, Ленинский городской округ, Московская область
Правый придельный иконостас
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Валерий Долженко
30 сентября 2023
Церковь Рождества Христова, Левый придельный иконостас<br>, Беседы, Ленинский городской округ, Московская область
Левый придельный иконостас
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Валерий Долженко
30 сентября 2023
Церковь Рождества Христова, Шатровый свод<br>, Беседы, Ленинский городской округ, Московская область
Шатровый свод
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Валерий Долженко
30 сентября 2023
Церковь Рождества Христова, Лестница в притворе<br>, Беседы, Ленинский городской округ, Московская область
Лестница в притворе
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Валерий Долженко
30 сентября 2023
Церковь Рождества Христова, Часть церковной ограды<br>, Беседы, Ленинский городской округ, Московская область
Часть церковной ограды
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Евгений Ермаков
2 мая 2022
Церковь Рождества Христова, Фото из книги Грабарь И.Э. "История русского искусства." т.2 М 1910.<br>, Беседы, Ленинский городской округ, Московская область
Фото из книги Грабарь И.Э. "История русского искусства." т.2 М 1910.
Андрей Агафонов
1 января 1900
Церковь Рождества Христова, http://нэб.рф/catalog/000199_000009_006502660/viewer/<br>, Беседы, Ленинский городской округ, Московская область
http://нэб.рф/catalog/000199_000009_006502660/viewer/
Андрей Агафонов
1 января 1850



Карта и ближайшие объекты


Приблизить
Отдалить
Развернуть



Статьи


Приделы: прор. Илии, Покрова Божией Матери, иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость».

После победы в Куликовской битве князь Димитрий Донской повелел на месте «беседы» (военного совета, на котором был составлен план сражения) поставить церковь в честь Рождества Христова. Каменная церковь в честь Рождества Христова была построена в Беседах в 1598—1599 гг. Годуновыми. Храм схож с церковью Вознесения в Коломенском. Его кирпичный шатровый верх, украшенный теремками и бочками, увенчан маленьким куполом и восьмиконечным позолоченным крестом на полумесяце. Белый камень для постройки был доставлен из ближней Мячковской каменоломни. Первоначально основание здания храма окружала каменная открытая ходовая паперть с одним задним входом, над которым высилась шатровая звонница. Эта обширная паперть соединяла небольшие пристроенные два придела, которые были освящены во имя великомученика Феодора Стратилата, небесного покровителя царя Феодора, и великомученика Димитрия Солунского, святого покровителя Дмитрия Годунова, владельца Бесед. Третий придел, в подклете церкви, освятили во имя преподобной Феодосии.

В 1646 г. Беседы стали дворцовым селом. В 1765 г. Екатерина II пожаловала его графу Алексею Григорьевичу Орлову-Чесменскому. В 1815 г. старая каменная ходовая паперть вокруг храма была разобрана, с южной стороны пристроили небольшой придел во имя святого пророка Илии. В 1820 г. был построен более обширный северный придел в честь Покрова Богородицы и сооружена трехъярусная шатровая колокольня.

В 1930-е гг. храм был закрыт и нижнее его помещение, где находилась церковь и прилегающая к ней обширная площадь, превращено в овощехранилище.

В 1943 г. храм Рождества Христова был передан в пользование верующим. В последнее время силами прихожан церковь восстановлена, и в нижней части храма освящен престол в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость». Одновременно при Скорбященской церкви создан учебный класс. На целебном источнике сооружена часовня во имя пророка Божия Илии.

http://www.mepar.ru/eparhy/temples/?temple=9


Алексей Кротов
 
Алексей Кротов  25 апреля 2017

Более шести столетий минуло со дня возведения деревянной церкви на бесединском холме и более четырёхсот лет - со дня завершения строительства каменного храма, освящённого в честь Рождества Христова. После смерти Бориса Годунова и последующей опалы всего его рода, Беседы несколько лет прозябали без хозяина. Лишь с окончанием Смутного времени и воцарением на русском престоле Романовых, а именно в 1623 году, в писцовых книгах Московского уезда появляется запись, что Беседская вотчина пожалована князю Дмитрию Тимофеевичу Трубецкому. Тот самый Трубецкой, который вместе с Дмитрием Пожарским возглавил войско ополчения, освободившее от поляков Москву. В писцовой книге от 1623 года записано: "...боярина князя Дмитрия Тимофеевича Трубецкого за княгиней Анной Васильевной", которые живут "в вотчине, село Беседы на реке на Москве, а в селе церковь каменная Рождество Христово да придел Димитрия Солунского, да Фёдора Стратилата, да преподобной Феодосии..." Упоминает писарь и "строение вотчинников", в котором живут люди - "его служилые и конюхи", есть также "двор скотской, а в нём живёт пастух, во дворе приказчик Нагай Смагин". Спустя два года Беседы в другой писцовой книге упоминаются уже как "вотчина княгини Анны Васильевны, жены боярина князя Дмитрия Тимофеевича Трубецкого". И это означает, что к тому времени сам князь отошёл в мир иной - он умер летом 1625 года в Тобольске. История, увы, умалчивает о вкладе заслуженного полководца в обустройство усадьбы Беседы и храма.

В 1646 году в одном из документов Беседская вотчина упомянута в числе дворцовых, то есть она принадлежит уже двору царя Алексея Михайловича Романова. А известный исследователь старины, живший в первой половине ХIХ века, пишет о том периоде так: "Некогда здесь стояло Царское место. Судя по прежнему устройству этого села и по вкладам в этот храм Царя Алексея Михайловича, сей Государь, его предки и потомки любили и посещали Беседы, доставлявшие им приволье для отдыха и охоты..." Эта цитата взята из книги известного историка, этнографа и искусствоведа Ивана Снегирёва "Русская старина в памятниках церковного и гражданского зодчества". Одна из главок книги полностью посвящена храму в Беседах. Что же это за вклады царя, о котором говорит автор? "Об усердии к этому храму Царя Алексея Михайловича свидетельствуют две служебные книги, - сообщает нам Снегирёв. - Это: "Евангелие напрестольное, печатное в Москве в 1658 г.". Сообщает Снегирёв и многое другое, например, такую подробность: "На запрестольном кресте, имеется следующая надпись: Освящена церковь Рождества Христова в лето 7161 (1653 по современному календарю) при державе Благоверного и Христолюбивого Государя нашего царя и великого князя Алексея Михайловича всея России Самодержца, при святейшем патриархе Никоне Московском и всея Руси, святил церковь протопоп Макей села Коломенского мая во 8 день..." На двух больших досках иконописцы написали лики тезоименитых святых семейства Алексея Михайловича Романова: "св. Алексия, человека Божия и Марии Египетской, св Феодора Стратилата и св. мучениц Ирины и Софии". Эти лики, по мнению Снегирёва, напоминали царя и его первую супругу Марию Милославскую, а также детей - царевича Фёдора, царевну Софью и великую княжну Ирину Михайловну и были паписаны "старинным пошибом". Далее Иван Снегирёв пишет: "Время и пожары истребили Царское хозяйственное заведение; от прежнего быта остался единственный памятник - каменная древняя церковь..."

До наших дней дошёл императорский Указ, датированный 23 февраля 1767 года. Согласно ему, владельцем этих мест становится граф Алексей Григорьевич Орлов. Орлов, правда, предпочитал Петербург Москве и практически не бывал в Беседах. В 1807 году граф Орлов-Чесменский скончался, а бесединские владения перешли по наследству к его дочери Анне, "камер-фрейлине Двора Его Императорского Величества". После Отечественной войны 1812 года, через 3 года, в 1815 году, с южной стороны к храму пристроили небольшой придел во имя пророка Илии, а в 1820-м году - северный придел в честь Покрова Пресвятой Богородицы и трёхъярусную колокольню, увенчанную, как и сам храм, восьмигранным шатром. Анна Алексеевна продаёт имение в Беседах государству за 1 400 000 рублей. По наблюдениям Ивана Снегирёва, к середине ХIХ века внутри храма ещё сохранились следы древностей. Но белёные известью стены уже скрыли былые росписи, а сверху храм освещали три окна "в коих прежде были слюдяные оконницы". Окна же, смотрящие на север и юг, "теперь закладены". Далее Снегирёв сообщает, что "алтарный иконостас не древнее ХVIII века, в четыре пояса", хотя "прежде было всего два". Иконы в иконостасе старые, "из них древни местные греческого пошиба, в медных окладах, но не отличные по искусству: Спасителя, Одигитрия Божья Матерь, храмовый Рождества Христова и св. Николая Можайского с чудесами..." На исходе ХIХ века церковь расписали на темы евангельской истории в классическом стиле. Собственно, в эти годы храм и приобретает ту внешность, которую мы видим сегодня. До настоящего времени в храме сохранены старинные иконы ХVIII века в золочёных окладах: это икона Рождества Христова, а также святителя Николая Чудотворца с житием.

В 1930-х годах советские власти Христорождественский храм закрыли для прихожан и оборудовали в нём овощехранилище. Но в отличие от большинства других российских церквей, бесединскому повезло - в разгар Великой Отечественной войны, а именно, в 1943-м году, её вернули верующим. С тех пор богослужебная жизнь здесь не прекращалась. Сегодняшний облик храма Рождества Христова сформировался в начале ХIХ века, когда к основному объёму здания, представляющего собой бесстолпный четверик на высоком круглом подклете, на котором стоял кирпичный восьмерик с шатровым завершением, были пристроены два больших придела и колокольня. Ещё раньше, примерно в ХVIII веке к четверику пристроили три апсиды. В 1980-х годах в подклете устроили храм с престолом, освящённым во имя иконы Божией Матери "Всех скорбящих Радость", куда ведёт отдельный вход.

Здание церкви вытянуто по оси восток-запад и кажется двухэтажным из-за окон подклета. Северная часть, где находится трапезная и придел Покрова Пресвятой Богородицы, больше, чем южная с приделом во имя пророка Илии, поэтому в плане наблюдается небольшая ассиметрия. Восьмерик центральной части завершается шатром, увенчанным небольшим восьмигранным глухим барабаном, декорированным рядом полукруглых кокошников, и луковкой с восьмиконечным позолоченным крестом на полумесяце. Переход от четверика к восьмерику украшают два ряда полукруглых кокошников, над уровнем которых подняты тромпы. Кокошники меньшего размера закрывают грани восьмерика. Стены восьмерика украшены квадратными филёнками, в трёх из них прорезаны окна. Северный и южный приделы имеют свои миниатюрные главки, установленные прямо на крыше и выполненые в стилистике главы на шатровом завершении восьмерика, только выкрашены они в голубой цвет и декорированы золотистыми звёздами. Трёхъярусная колокольня построена в стиле позднего классицизма. Завершающий её шатёр сделан аналогично завершению храма, только в уменьшенном виде, это создаёт в целом гармоничный стройный силуэт. Переход от третьего яруса колокольни к шатровому завершению обозначен пинаклями - декоративными башенками, часто увенчиваемыми украшением в виде стилизованного цветка так называемого фиала. Очень распространённая деталь в романской и готической архитектуре, пинакли ставились в основном наверху контрфорсов, также на уступах контрфорсов и башен, на коньках и столпах стен. Первый и второй ярусы колокольни завершаются классическими треугольными фронтонами со всех четырёх сторон. На втором ярусе располагается звонница, три новых колокола которой были отлиты на пожертвования прихожан храма. Торжественное освящение колоколов состоялось 9 июля 2006 года. Чин освящения совершил митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий. Один из основных архитектурных элементов церкви - кокошники. Два ряда больших полукруглых кокошников служат своеобразной границей между четвериком и восьмериком. Кокошники поменьше скрывают грани восьмерика, делая его округлым. Белоснежные апсиды украшены полуколонками и оконными карнизами голубого цвета. Первоначальный каменный храм был с одной апсидой, похоже её разобрали вместе со старыми приделами и папертью.

В начале 2000-х годов рядом с храмом в овраге, на месте святого источника, была построена кирпичная надкладезная часовня, освящённая во имя святого пророка Илии, и купальня. Войдя в церковь и поднявшись по крутой лестнице, вы попадаете в просторную трапезную. На её сводах - роскошная многофигурная композиция, посвящённая Пресвятой Троице: на фоне голубого небосвода - облака, на которых восседает Бог Отец, Саваоф Иисус Христос, над ними голубь - Святой Дух. Вокруг, тоже на облаках, изображены святые. Тут и Богоматерь с апостолами и евангелистами, архангелы, пророк и креститель св. Иоанн Предтеча в окружении пророков, святители, преподобные, херувимы... На многочисленных иконах и стеновых фресках изображены лики святых, а также сцены из библейских сюжетов. Росписи на стенах дополняют орнаменты и фризы. В центральной части храма - тот самый четверик, построенный несколько веков назад. Если встать в центре его, то вы окажетесь прямо под куполом и "лицом к лицу" с главным иконостасом. В 1988 году в результате пожара серьёзно пострадали приделы в честь Покрова Божией Матери и во имя пророка Илии. После капитального ремонта художники обновили роспись стен и потолков, а в Ильинском приделе соорудили новый иконостас. Ещё раньше был капитально отремонтирован подклет храма. Во время Великой Отечественной войны здесь размещалось овощехранилище, и только в 1979 году силами прихожан и настоятеля протоирея Василия (Изюмского) помещение очистили и устроили здесь храм в честь чудотворной иконы Божией Матери "Всех скорбящих Радость". Сегодня Беседский храм имеет четыре престола, а в главном алтаре по сей день стоит древний каменный престол, которому уже более четырёхсот лет.

Журнал "Православные Храмы. Путешествие по Святым местам". Выпуск №237, 2017 г.


Александр Качалин
 
Александр КачалинАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)  21 июня 2017

На этом месте, где расположено с. Беседы, по преданию, великий кн. Димитрий Донской собрал свое войско и держал военный совет перед выступлением на битву с Мамаем. Этим и объясняется название села — Беседы. В XVI-XVII вв. Беседы были «государевым дворцовым селом», где находился дворец и при нем ряд хозяйственных построек. От древних сооружений сохранилась лишь церковь, построенная в начале XVI в. при Иване Грозном (по другим источникам — в 1599 г. при Годуновых).

Каменный храм в честь Рождества Христова с шатровым верхом, украшенным теремками и бочками, очень близок по архитектуре к Вознесенской церкови в Коломенском. Первоначально церковь окружала каменная открытая паперть с одним задним входом, над которым высилась шатровая звонница. Эта паперть соединялась с двумя приделами: во имя вмч. Феодора Стратилата и вмч. Димитрия Солунского. Третий придел, в подклете церкви, освятили во имя прп. Феодосии.

В 1765 г. Екатерина II пожаловала село гр. Алексею Григорьевичу Орлову-Чесменскому. В 1815 г. старая каменная ходовая паперть вокруг храма была разобрана, с южной стороны пристроили придел во имя пророка Илии. В 1820 г. к храму пристроили обширный северный придел в честь Покрова Богородицы и соорудили трехъярусную колокольню.

В 1930-х гг. храм закрыли и приспособили под овощехранилище. В 1943 г. его передали верующим.

В настоящее время на средства прихожан храм восстановили, в нижней его части освятили престол в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость». При храме имеется Ильинский святой источник, над которым сооружена часовня во имя пророка Илии.

http://www.vidania.ru/temple/temple_mosobl/leninskii_raion_hristorozdenskaya_zerkov_besedy.html


Алексей Кротов
 
Алексей Кротов  28 марта 2024

Меньше километра отделяет подмосковное село Беседы, раскинувшееся среди оврагов на крутом берегу реки Москвы, от Московской кольцевой автодороги и столичных спальных районов Братеево и Орехово-Борисово Южное. В Беседах находится старинная шатровая церковь Рождества Христова, построенная в конце XVI века. В советские годы храм почти не закрывался, сохранив убранство и святыни.

Существует несколько вариантов значения названия села. Согласно словарю подмосковных топонимов Б. Вагнера, «беседой» называли сторожку – легкое временное сооружение. В сходном значении употребляется слово беседка. Начало поселению могли дать шалаши, из которых потом выросла деревня. В русских народных говорах слово «беседа» обозначало и водную пристань. Этот вариант вполне подходит для села, расположенного на берегу реки Москвы. В пользу такой версии говорит и то, что в Тверской области тоже есть одноименное село у Волги. В то же время, в городском округе Черноголовка Московской области находится деревня Беседы, но поблизости от нее не протекает полноводной реки.

Предание связывает появление названия села со святым благоверным Дмитрием Донским. В 1380-м году перед битвой с Мамаем на Куликовом поле великий московский князь остановился на высоком и крутом берегу реки Москвы и беседовал с союзником Владимиром Андреевичем Серпуховским и дружиной. С именем святого князя связывают также название стоящего на противоположном берегу Москвы Николо-Угрешского монастыря. Перед Куликовской битвой на месте будущей обители великому князю явилась икона Николая Чудотворца. «Сия вся угреша сердце мое», – произнес князь: чудесное явление образа согрело сердце полководца и уверило в победе.

Основная часть каменного Рождественского храма была возведена в годы правления Бориса Годунова. Бесединская церковь – одна из трех шатровых в этой части Подмосковья. На том же правом берегу в селе Остров стоит великолепный шатровый Спасо-Преображенский храм, а на противоположном берегу в Лыткарино – Никольская шатровая церковь в усадьбе Петровское. В XIX столетии старинный каменный шатер Рождественской церкви был обстроен со всех сторон приделами и колокольней. В это же время к Преображенскому храму в селе Остров тоже пристроили новую колокольню, которая отдаленно напоминает бесединскую.

Оба села в первой четверти XIXвека принадлежали графине Анне Алексеевне Орловой-Чесменской и пристройки к церквям совершались, возможно, по одной схеме. Как выглядела церковь без поздних орловских пристроек можно представить по гравюре археолога А. А. Мартынова, размещенной в сборнике «Русская старина в памятниках церковного и гражданского зодчества» с текстами известного этнографа И. М. Снегирева.

В 1840-е годы выпуски «Русской старины» Мартынова и Снегирева стали первыми изданиями в России, специально посвященными памятникам русской архитектуры. С 1848 по 1860 года было издано шесть выпусков с описанием и гравюрами семидесяти памятников Москвы, окрестных сел и городов, включая Владимир, Переславль-Залесский и другие. Из семидесяти памятников, отобранных для сборника, девять находятся в границах нынешней Московской области: Успенский собор в Звенигороде, Введенская и Пятницкая церкви у Троице-Сергиевой лавры, собор в селе Микулине Лотошинского района, церковь села Тайнинское в Мытищах, церкви в Софрине Пушкинского района и Деулине Сергиево-Посадского, а также несохранившаяся Стефанова часовня, стоявшая за селом Воздвиженским на Ярославском шоссе. Бесединский храм Рождества Христова также вошел в число девяти выдающихся подмосковных достопримечательностей издания Мартынова-Снегирева.

И. М. Снегирев писал, что в храме в XVII веке было специальное место для молитвы царя, так как Алексей Михайлович любил этот храм и сделал много вкладов в церковь. Его предки и потомки посещали Беседы, когда плыли по реке Москве для охоты в соседнее царское село Остров. Польский этнограф Зориан Доленга-Ходаковский предполагал, что в дохристианскую эпоху на месте церкви стояло языческое городище, а значит мольбище и требище – алтарь для жертвоприношений. Православные храмы часто ставились на привычных для бывших язычников местах поклонения. В частности, в прославленном преподобным Сергием Городке-Радонеже тот же Ходаковский исследовал дохристианское городище, где неподалеку якобы стояли пять каменных истуканов в урочище Белые боги.

Церковь Рождества Христова в Беседах закрыли в 1930-е годы, но во время Великой Отечественной войны власти решили вернуть молитвенное здание верующим. С 1943 года и до сего дня богослужения в храме больше не прерывались. Внутри храма сохранились старые иконы, среди которых немало редких: Богородица «Страстная», образ мученика Трифона, сидящего на коне, икона Богородицы «Всех скорбящих Радость». В храме помимо центрального престола, освященного в честь праздника Рождества Христова, есть еще три придела: пророка Илии, Покрова Пресвятой Богородицы и иконы «Всех скорбящих Радость».

В 2000-м году рядом с церковью появился колодец с ключевой водой и часовенкой пророка Илии. Внутри этого небольшого помещения висит картина с библейским сюжетом вознесения Илии на небо на огненной колеснице, с которой пророк бросает милоть своему преемнику – пророку Елисею.

С сайта: https://mosregtoday.ru/news/Истории святынь Подмосковья/Антон Саков. Бесединский храм Рождества Христова.



Комментарии и обсуждение


Поставлена на средства боярина Дмитрия Годунова. Имеются перестройки позднейшего времени. В советское время не закрывалась, поэтому сохранились два старинных иконостаса.
7 марта 2008.