Венец - место с таким названием, представляющее собой высокий красивый обрыв над Клязьмой, известно в «песенной столице» России в Вязниках. Куда меньше знаком туристам другой Венец на той же реке посередине между Ковровом и Мстерой.
Сегодня туда нет проезжих дорог и добраться до этого немного таинственного и овеянного множеством преданий места можно лишь пешком или на лодке, причем, даже обладая картой и навигатором почти неизбежно придется изрядно поплутать в прибрежной чаще. И лишь колокольня венецкого Преображенского храма, хотя и давно потерявшая свой купол, до сих пор видна над кронами деревьев, служа единственным ориентиром.
В старину судоходство по Клязьме было весьма интенсивным - ладьи, барки и баржи разных типов при помощи парусов и весел, а то и волоком, поднимались от устья до Владимира с различными грузами, в том числе муки и соли, которые доставлялись с низовьев Волги через Оку. Однако клязьминское русло изобиловало опасными для судоходства мелями, из которых самым серьезным препятствием на пути купеческих караванов по праву считалась Венецкая мель. Река в том месте делала крутой поворот меж лесных берегов, из-за чего заметить перекат издали было невозможно, особенно в темноте или тумане. Не раз случалось, что тяжелогруженые барки выносило прямо на песчаную банку, где они разламывались или переворачивались. Некоторые суда, пытаясь уклониться от мели, врезались в береговую кручу, вообще разбиваясь в щепы.
Именно поэтому на высокой круче правобережье Клязьмы напротив Венецкой мели примерно четыре столетия назад и построили деревянный храм в честь Архангела Михаила, который стал уникальным речным маяком. Вечерами на его звоннице зажигали слюдяной фонарь, а в туман и с наступлением темноты оттуда по временам раздавались тревожные удары сигнального колокола. Во всяком случае, в 1628 году этот храм на Венце уже стоял: писцовые книги говорят о «церкви Михаила архангела на Венце на погосте». Несколько раз она ветшала или сгорала огне пожаров, но каждый раз на месте утраченного храма возводился новый. В 1820 году по инициативе тогдашнего настоятеля венецкого храма Симеона Кирилловича Венецкого началось строительство каменной церкви.
За помощью батюшка обратился к прихожанам - крестьянам соседних деревень Карики, Красная Грива и Федюнино. Мужики вняли просьбе пастыря-земляка. Так как офенский промысел тогда переживал расцвет, то и денежки у венецких прихожан водились немалые. Документы Государственного архива Владимирской области сохранили имена тех, кто жертвовал на новую церковь. Особое старание о благолепии будущего храма проявили приходские крестьяне: деревни Карики церковный староста Василий Григорьев, Федор Савельев, Козьма Федоров, Максим Сидоров; деревни Красной Гривы строитель Анисим Кондратов, Захар Лукьянов, Никифор Маркелов; деревни Федюнино Василий Васильев, Ефим Васильев. Все вместе они собрали значительную по тем временам сумму 9600 рублей. На храм пожертвовали также местные помещики Симоновы, Хотяинцевы и Шестаковы.
К 1830 году каменная церковь на Венце была закончена постройкой и тогда же освящена по благословению епископа Владимирского и Суздальского Парфения (Черткова) в честь Преображения Господня (его стали называть Спас на Венце), а Михаило-Архангельский престол стал придельным. Храм представлял собой ротонду на четверике с «фонариком» над куполом и двумя колонными портиками с северного и южного фасадов. Особенностью здания стала необычно высокая для затерянного в лесах погоста четырехъярусная колокольня, которая по-прежнему использовалась в качестве импровизированного маяка и придавала храму особенно величавый, парадный вид.
Старожилы, с которыми довелось беседовать более 20 лет назад, рассказывали, что колокольный звон Преображенского храма был слышен окрест на десятки верст, особенно на низменном левом берегу, служа часами и ориентиром для жителей многих деревень. Преображенский храм на Венце нельзя было спутать по внешнему виду и его внутреннему великолепию ни с одним другим храмом Ковровского уезда. Проводящие свои барки купцы считали своим долгом жертвовать дорогую церковную утварь в храм-маяк, и даже те из них, кто во второй половине XIX века после упадка судоходства на Клязьме переселился в другие губернии, продолжали поддерживать Спас на Венце.
Преображенскому храму на Венце принадлежали две часовни, одна из них стояла на месте прежней деревянной церкви, а также два деревянных на каменном фундаменте дома, построенные в 1898 году. Один из домов служил церковной сторожкой, другом - приютом для богомольцев.
В середине 1900-х гг. на Венце началось строительство двух солидных каменных зданий. Соединенные коридором, они имели по переднему фасаду около 70 аршин длины. Стройка началась по инициативе священника Ефима Белороссова и производилась под его наблюдением на средства местных уроженцев Алексея и Елены Морозовых, купцов города Бийска Томской губернии. Священник Белороссов умер 27 августа 1908 года, а вскоре скончались и благотворители Морозовы. Купец Алексей Морозов — уроженец и благотворитель прихода Венецкого погоста Елена Морозова — супруга А. Морозова.
Перед смертью Елена Морозова поручила заведование стройкой проживавшему на Венце во время летних каникул помощнику инспектора Московского императорского технического училища Александру Ефимовичу Покровскому - местному уроженцу, сыну диакона Преображенской церкви. К концу 1908 года одно здание уже было закончено и покрыто. Первоначально предполагалось в этих зданиях открыть профессиональную женскую школу с сиротским приютом, но потом было решено устроить богадельню для престарелых.
После 1917 года начатое священником Белороссовым и купчихой Морозовой благотворительное дело оказалось заброшенным. Сейчас от здания богадельни не осталось и следа, хотя его подвалы кладоискатели ищут до сих пор, так как существует легенда о том, что в них в 1930-е годы были спрятаны церковные ценности. Трагически сложилась и судьба Покровского, под чьим надзором завершалось строительство богадельни. Он погиб во время пожара, случившегося в Венце 14 октября 1928 года, в возрасте 70-ти лет.
Преображенская церковь на Венце была закрыта уже после начала Великой Отечественной войны 14 июля 1941 года. Еще в марте 1941 года располагавшийся по соседству колхоз «Прогресс» просил продать ему на слом церковное здание, но война помешала осуществить этот проект. С тех пор прежде великолепный венецкий храм медленно разрушается, оказавшись в лесной безлюдной глуши. Заросли кустов и травы окружили церковное здание почти вплотную, поэтому его даже толком сфотографировать сегодня нельзя.
Близ ветшающих кирпичных стен скрываются старинные надгробные камни и плиты, на большинстве из которых надписи уже не разобрать. Однако некоторые из них, еще поддающиеся прочтению, подчас складываются в проникновенные эпитафии. Например, на разбитой беломраморной плите с именем Григория Игнатьевича Зайцева, скончавшегося «25 мая 1839 г. 30-ти лет от роду» выбит несовершенный, но трогающий глубиной чувства стих: «Ты умер, оставив меня одинокой/ Дни коротать без тебя./ Кто даст забвенье в скорби глубокой?/ Кто приласкает меня?»
На Венце деревья шумят как будто с особенной грустью, и сам заброшенный погост представляет собой печальное зрелище. На современной топографической карте к маленькому крестику с надписью «погост Венец» ведет лишь тоненькая прерывистая линия исчезающей непроезжей и почти непроходимой дороги. А охотникам и рыбакам, как говорят, и в наши дни порой чудится звон венецких колоколов…
Автор: Николай Фролов