ГЛАВНАЯ О ПРОЕКТЕ ВХОД / РЕГИСТРАЦИЯ
Вход

У меня есть логин и пароль

E-mail или логин

Пароль

Регистрация

Я новый пользователь

 

Восстановление пароля

Я забыл пароль

E-mail или логин


Тотьма. Церковь Рождества Христова.


Церковь. Действует.  
Престолы:Рождества Христова, Николая Чудотворца
Архитектурные стили:Барокко, Тотемский
Год постройки:Между 1746 и 1793.
Адрес:
Вологодская обл., Тотемский р-н, г. Тотьма, ул. Ленина, 31

Координаты:59.974763, 42.754572


Добавить фотографию
Сортировка:


Церковь Рождества Христова - Тотьма - Тотемский район - Вологодская область
Я счастлив, что побывал на своей малой Родине - в Тотьме Вологодской области - и посетил действующий храм Рождества Христова.
Сергей Зайцев
24 июня 2012
Церковь Рождества Христова - Тотьма - Тотемский район - Вологодская область
вид с колокольни Входоиерусалимской церкви
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)uchazdneg
13 мая 2012
Церковь Рождества Христова - Тотьма - Тотемский район - Вологодская область
вид с колокольни Входоиерусалимской церкви
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)uchazdneg
13 мая 2012
Церковь Рождества Христова - Тотьма - Тотемский район - Вологодская область
Nordprod
20 июня 2009
Церковь Рождества Христова - Тотьма - Тотемский район - Вологодская область
Маресев Юрий
10 сентября 2008
Церковь Рождества Христова - Тотьма - Тотемский район - Вологодская область
Вид в ночной подсветке
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Турбаев Роман
3 мая 2016
Церковь Рождества Христова - Тотьма - Тотемский район - Вологодская область
Вид с юго-востока
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Pashkin
3 августа 2013
Церковь Рождества Христова - Тотьма - Тотемский район - Вологодская область
вид с юго-востока, на заднем плане слева - Входоиерусалимская церковь
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)uchazdneg
22 мая 2012
Церковь Рождества Христова - Тотьма - Тотемский район - Вологодская область
восточный фасад, вид с улицы Ленина
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)uchazdneg
22 мая 2012
Церковь Рождества Христова - Тотьма - Тотемский район - Вологодская область
северный фасад
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)uchazdneg
13 мая 2012
Церковь Рождества Христова - Тотьма - Тотемский район - Вологодская область
на фоне Входоиерусалимской церкви
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)uchazdneg
13 мая 2012
Церковь Рождества Христова - Тотьма - Тотемский район - Вологодская область
вид с северо-востока
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)uchazdneg
13 мая 2012
Церковь Рождества Христова - Тотьма - Тотемский район - Вологодская область
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Василий Шелёмин
20 марта 2006
Церковь Рождества Христова - Тотьма - Тотемский район - Вологодская область
Ярослав
3 января 2005
Церковь Рождества Христова - Тотьма - Тотемский район - Вологодская область
Александр П.
1 июня 2003
Церковь Рождества Христова - Тотьма - Тотемский район - Вологодская область
Фото В.В. Лелецкого
Андрей Агафонов
1 июля 1991
Церковь Рождества Христова - Тотьма - Тотемский район - Вологодская область
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Юрий Булкин
13 июня 2015
Церковь Рождества Христова - Тотьма - Тотемский район - Вологодская область
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Юрий Булкин
13 июня 2015
Церковь Рождества Христова - Тотьма - Тотемский район - Вологодская область
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Юрий Булкин
13 июня 2015
Церковь Рождества Христова - Тотьма - Тотемский район - Вологодская область
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Юрий Булкин
13 июня 2015
Церковь Рождества Христова - Тотьма - Тотемский район - Вологодская область
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Юрий Булкин
13 июня 2015
Церковь Рождества Христова - Тотьма - Тотемский район - Вологодская область
алтарная апсида
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)uchazdneg
13 мая 2012
Церковь Рождества Христова - Тотьма - Тотемский район - Вологодская область
крыльцо, западный фасад
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)uchazdneg
13 мая 2012
Церковь Рождества Христова - Тотьма - Тотемский район - Вологодская область
средний пояс картушей, южный фасад
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)uchazdneg
13 мая 2012
Церковь Рождества Христова - Тотьма - Тотемский район - Вологодская область
наличники зимней церкви и нижний пояс картушей, южный фасад
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)uchazdneg
13 мая 2012
Церковь Рождества Христова - Тотьма - Тотемский район - Вологодская область
Фото из экспозиции тотемского музея мореходов
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Турбаев Роман
3 мая 2016




Добавить статью/комментарий
Статью добавил(а): Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Сергей и Маша Поповы,  3 сентября 2011

Каменная двухэтажная церковь Рождества Христова в Тотьме расположена в центральной части города. Строилась церковь в два этапа. Первоначально, в 1746-1748 гг., была построена нижняя теплая церковь с престолом в честь Рождества Христова, позднее, в 1786-1793 гг., построена верхняя холодная церковь с престолом во имя святителя Николая Чудотворца. В 1790 году, отдельно от церкви была выстроена каменная колокольня, с устроенным в нижнем ярусе храмом во имя великомученицы Параскевы Пятницы.

Здание церкви построено в стиле русского регионального (тотемского) барокко. Нижний ярус, сильно вытянут в продольном направлении. Он включает в себя пятигранный алтарь, собственно храм и более широкую трапезную с папертью. От верхнего яруса он отделяется карнизом. Стены украшают парные и одиночные пилястры. Перспективный портал, выполненный в традиции 17 века, расположен с южной стороны паперти. Над трапезной надстроен двусветный четверик холодного храма, который заканчивается широким карнизом с полукружиями и покрыт куполом, над которым поднимается световой восьмерик, несущий еще два восьмерика, поставленных один на другой и увенчанных главкою. Основной объем церкви бесстолпный, алтарь пятигранный. Стены украшены тонкими вертикальными пилястрами, над окнами сложные картуши. К летнему (холодному) храму пристроена небольшая трапезная с крыльцом и лестницей на ползучей арке.

В 1930-е годы храм был закрыт, колокольня с храмом Параскевы Пятницы разрушена. В 1995 году передан Вологодской епархии. Восстановлен и освящен иерейским чином в 1999 году.

В год 1000-летия Крещения Руси в 1988 году Вологодский музей актом от 29 апреля передал Вологодской епархии мощи преподобного Феодосия, находящиеся в кипарисовом гробу. Их первоначально поместили в Лазаревский храм города Вологды, что на Горбачевском кладбище. В 1994 году по просьбе верующих тотмичей состоялось торжественное перенесение мощей из вологодского Лазаревского храма в Троицкую церковь города Тотьмы. Сейчас мощи преподобного Феодосия Тотемского (Феодосий Юлианович Суморин), основателя Спасо-Суморина монастыря, находятся в нижнем храме Рождества Христова.


Статью добавил(а): Марина Зуйкова,  6 мая 2016

По соседству с великолепной Входоиерусалимской церковью стоит более скромная церковь Рождества Христова. Она особенно характерна для северного зодчества, потому что строилась в два этапа, как и большинство тотемских церквей. В 40-е годы XVIII столетия построили нижний тёплый храм, а спустя еще 40 лет, на рубеже 80-х - 90-х годов над ним возвели стройную летнюю церковь. Отдельно стоящая колокольня не сохранилась. Нижний тёплый храм выглядит достаточно скромно. Его наличники, порталы и лопатки напоминают о традициях древнерусского зодчества. На него можно вообще не обратить внимания, увлёкшись верхним холодным храмом. Последний выполнен в виде высокого стройного четверика, прорезанного двумя ярусами вытянутых вверх окон и увенчанного тремя восьмериками. С востока к главному объёму примыкает гранёная алтарная апсида, с запада – прямоугольный притвор с изящным крылечком и двухпролётной лестницей. Крыльцо соединяется с церковью лестницей-переходом на ползучей арке. Стены храма богато изукрашены разнообразными картушами: внизу растянутыми, посередине звёздчатыми и, наконец, устремлёнными ввысь по типу фигурных фронтонов.

Церковь Рождества Христова действующая, в ней регулярно проходят богослужения.

http://kraeved1147.ru/totma-hramyi/


Статью добавил(а): Алексей Кротов,  10 октября 2017

Старинный "адрес" церкви Рождества Христова был таким: "На левом берегу Киселёва (Рождественского) ручья, в Ерзове переулке". Сегодня эти топонимы в городе забыты, зато здание храма уцелело и даже отреставрировано. Возведение первого деревянного храма на этом месте предположительно датируется 1560-ми годами. Строительство нижнего этажа каменной церкви относится к 1746-1748 годам. В декоре его древнерусские формы смешаны с раннебарочными. Какой-то период тёплая Рождественская церковь размещалась под временной крышей; затем, с 1786 по 1793 год, на средства купца Алексея Нератова был достроен двусветный второй этаж с холодным Николаевским храмом, возвышающимся стройным завершением из трёх поставленных друг на друга восьмериков с маленькой изящной главкой. Все стены Николаевской церкви богато украшены рядами клейм, очень характерных для тотемского баркко. Под нижними окнами они вытянуты в длину и напоминают ещё обычные филёнки, зато картуши межоконного пространства уже узорчатые, звёздчатые, пятиконечные, да к тому же разные на северной и южной сторонах здания! Фронтоны над верхними окнами стали фигурными, устремлёнными ввысь, и превратились тоже в подобие картушей. В 1786-1795 годах к югу от двухэтажного храма была построена церковь-колокольня, освящённая в честь великомученицы Параскевы Пятницы. Возможно, она также имела декор в стиле тотемского барокко, но после пожара 1843 года была значительно перестроена в духе классицизма.

Христорождественская церковь не раз подновлялась и отчасти переделывалась, но после 1793 года крупных перестроек не было. Оконные проёмы нижнего храма частично утратили обрамление, были растёсаны и приобрели арочное завершение. Было изменено первоначальное покрытие алтаря и паперти холодной церкви. На храме была устроена крытая железом сферическая главка с перетяжкой и "юбкой" в основании. В советские годы было утрачено навершие храма. Реставрация Христорождественской церкви выполнялась на протяжении 1990-х годов. Огромная заслуга по реставрации этого тотемского шедевра принадлежит научному руководителю всех реставрационных работ храмов в Тотьме - Игорю Борисовичу Медведеву, окончившему в 1975 году Московский архитектурный институт и приехавшему в Тотьму сразу же после его окончания. На деньги ВООПИК, благодаря привлечённым им студентов-волонтёров и профессиональных строителей, постепенно реставрировались старинные храмы Тотьмы. Немалая заслуга в реставрации храмов принадлежит и Леониду Александровичу Лукину, возглавлявший в то время Тотемский производственный реставрационный участок Вологодской СНРПМ объединения "Росреставрация". После проделанной колоссальной работы, в послужном списке этих реставраторов значится и Христорождественская церковь. Была воссоздана главка с крестом, восстановлен первоначальный вид проёмов нижнего храма, выполнена реставрация фасадов, заменены кровли и заполнения оконных и дверных проёмов. В храмах установлены новые иконостасы.

Из книги: Кузнецов А.В. "По следам тотемского барокко: альбом-путеводитель". - Вологда: Древности Севера, 2016


Статью добавил(а): Алексей Кротов,  11 августа 2018

Рождественская церковь неоднократно была описана историками-искусствоведами. Одним из самых подробных является её описание в книге Г. Н. Бочарова и В. П. Выголова "Сольвычегодск. Великий Устюг. Тотьма" (Л., 1983), которая вышла в знаменитой книжной "Белой" серии "архитектурно-художественные памятники городов СССР". Описание Рождественской церкви там следующее: "Нижний ярус храма сильно вытянут в продольном направлении и включает традиционный пятигранный алтарь, собственно храм-наос и более широкую трапезную с папертью. Архитектура нижнего яруса принадлежит раннему этапу развития местного зодчества, сочетая в себе скромные барочные формы с формами древнерусскими. Стены украшают парные и одиночные пилястры с консолями, пояс поребрика над цоколем и карниз. Оригинальны обрамления арочных оконных проёмов в виде прямоугольной рамки, непосредственно переходящей вверху в килевидное завершение. Нижний ярус выступает как подклет верхнего храма - исключительно стройного и лёгкого, отличающегося особой цельностью, единством композиционного построения в стиле зрелого тотемского барокко. Двусветный четверик сильно развит в высоту и господствует над пониженными частями с небольшими главками - пятигранным алтарём и короткой трапезной с крыльцом перед западным фасадом. Таким образом, обычная композиция трёхчастного храма с двусветным бесстолпным основным объёмом получает здесь подчёркнутую устремлённость вверх и уникальное для Тотьмы трёхъярусное венчание. Этому же впечатлению во многом служит и архитектурное убранство церкви, выдержанное в традиционных для местного барокко формах. Тонкие пилястры на углах и между окон четверика особенно динамично возносятся вверх, достигая широкого карниза с зубчиками и раскреповками, изгибающегося в центре фасада. Вертикализм постепенно нарастает и в рисунке пышных узорчатых картушей: под нижними окнами они ещё растянуты в ширину, между ярусами - звездчатые, пятиконечные, уже с преобладанием вертикальной направленности, а над верхними окнами - типа фигурных фронтонов, рвущихся ввысь. Оригинальный вход в верхний, основной храм выполнен в виде двухъярусного восьмигранного крыльца с крытой лестницей-всходом в два марша. Крутой всход ведёт на второй ярус крыльца с проёмами, соединённый со зданием лестницей-переходом на ползучей арке".

На фасаде стоит обратить внимание на наличники окон нижнего яруса, которые не вполне традиционны. Килевидное завершение рамы здесь не отсечено горизонтальным профилем от боковых частей и является их непосредственным продолжением. Карниз первого яруса - простой, многопрофильный, с рядом фестончиков вдоль нижней границы и с раскреповками. Четверик верхнего яруса, свободно несущий венчающий восьмерик - "башню", оба украшены картушами. Пышный перспективный портал выполнен в русле традиций ХVII столетия. Расположен с южной стороны паперти. Грушевидная купольная кровля четверика завершается малым световым восьмериком, несущим ещё два последовательно уменьшающихся стройных восьмигранника с главкой. На главке установлен шестиконечный крест.

В верхнем, Никольском храме Рождественской церкви сейчас ведутся восстановительные работы, и доступ туда закрыт. Для богомольцев и туристов открыт тёплый нижний храм. Проход через перспективный портал с южной стороны храма ведёт в пронаос (или крытую паперть). Из пронаоса можно попасть в трапезную, которая в свою очередь примыкает к основной части храма. За основной частью следует алтарь.

Внутреннее дореволюционное убранство Рождественской церкви не сохранилось до наших дней. Тот самый "первоначальный иконостас в стиле барокко", имевший, "кроме крупной резьбы", пластичные декоративные вставки "красного рисунка", о котором писал сто лет назад местный краевед Д. М. Григоров, утрачен - как утрачены и древние иконы из этого храма. Единственным исключением из этого грустного правила является образ "Николы Зарайского в житии", относящийся к концу ХVI - началу ХVII веков. После революции он был изъят из храма, а ныне находится в собрании Тотемского музея церковных древностей. В наши дни в Рождественской церкви установлен новый трёхъярусный иконостас пирамидальной формы. Интересна его конструкция - деисусный ряд, состоящий всего из трёх образов, как бы врезан в центральную часть праздничного ряда. В праздничном ряду - по четыре иконы с каждой его стороны. Примечательна барочная лепнина розетки над паникадилом в основной части храма. Неизвестно, существовала ли когда-нибудь в нижней части Рождественского храма роспись. В наши дни стены и потолки покрашены.

Из журнала "Православные Храмы. Путешествие по святым местам". Выпуск №137, 2015 г.


Статью добавил(а): Алексей Кротов,  11 августа 2018

Знаменитый историк искусства Русского Севера В. П. Выголов для датировки храма Рождества Христова использовал два материала, обнаруженные случайно им в фондах Тотемского краеведческого музея. Речь идёт о рукописи местного историка, краеведа и искусствоведа Д. М. Григорова "Город Тотьма. Исторический очерк", созданной в 1910-1920-е годы, и о буклете "Памятка о достопримечательностях города Тотьмы и его окрестностей", вышедшем здесь же, в Тотьме, в 1916 году. Выголов на основе анализа смог установить, что храм строился в два приёма, с большим временным промежутком между этапами. Так, нижний этаж здания был сооружён в 1746-1748 годах, верхний - в 1786-1793 годах. Одновременно с верхним этажом появилась и колокольня, к сожалению, не сохранившаяся до наших дней. Имена зодчих, строивших церковь, до сих пор остаются неизвестными. Интересно, что архитектору (или архитекторам), трудившимся над верхней частью здания, удалось весьма органично совместить разновременные части - при всех заметных отличиях нижнего и верхнего ярусов; постройка тем не менее выглядит цельной. Также не известно и имя заказчика тотемского храма во имя Рождества Христова. Есть некоторая вероятность, что возведение этого храма как-то связано с тотемским купцом Алексеем Нератовым, но достоверность довольно сомнительна.

Шедевр тотемского барокко Рождественская церковь, - не первый храм с таким посвящением в Тотьме. Есть сведения, что древнейшая Рождественская церковь, уже существовала в начале ХVII века, неподалёку стоял храм во имя Николая Чудотворца, а причт у обеих церквей был общим. В переписной книге 1646 года упомянута перестройка Никольской церкви: "В том же Ерзовском переулке... церковь вновь ставят о два придела - Николая Чудотворца да великомученицы Параскевы, нарицаемой Пятницы". При этом писец не называет причину возведения нового здания. Кроме этого сообщается, что на церковной земле поставлены пять келий, в которых живут старицы и вдовы. Дальнейшая судьба этих храмов не известна. Есть основания предполагать, что они сгорели в сильнейшем тотемском пожаре 1743 года. Деревянные Рождественская и Никольская церкви возродились в едином каменном здании в том же ХVIII веке. Престол храма нижнего этажа был освящён в честь Рождества Христова, и по этому посвящению называют всю церковь целиком, а престол верхнего храма, устроенного позже, стал Никольским.

Выгодное расположение Тотьмы способствовало торговому расцвету города. Когда-то здесь проходила важная дорога из Москвы на север, она вела из столицы Русского государства к главнейшему и долгое время единственному внешнему порту державы - Архангельску. Помимо прочего, от Великого Устюга шёл речной путь на Урал и в Сибирь. В этих местах издревле разрабатывались соляные источники. В середине ХVI века тотьмичи перебрались с прежнего места обитания на современную территорию города. "Переселяхуся людие из старого посада от вариниц на берег Сухоны реки иде же ныне стоит град Тотьма", - свидетельствует один из древних источников. На новом месте был выстроен острог, окружённый рвом и деревянными стенами с башнями, появились торговые ряды и причалы для судов, развозящих добываемую в варницах соль. В остроге поднялись деревянные храмы, упоминаемые в Писцовой книге Тотьмы 1623 года: "Соборная церковь Рождества Пречистыя Богородицы... древяна клецки с папертью. Да другая церковь теплая Богоявления". В 1743 году страшный пожар уничтожил большую часть Тотьмы. В огне погибли оба соборных храма, сгорели и другие церкви. Но нет худа без добра. Тотьма в это время переживает пик своего расцвета. Местные промышленники и купцы обладают достаточными средствами для восстановления города и украшения его новыми, уже каменными храмами. Каменное строительство начинается ещё до пожара, в 1730-е годы, а разгул огненной стихии, надо полагать, только поспособствовал дальнейшему разворачиванию строительства.

За короткий период, начавшийся в конце 1730-х годов, в городе Тотьме сформировалась удивительная провинциальная школа зодчества, по своему художественному значению зачастую превосходящая подобные школы других северных русских городов того времени. Одной из чётко выраженных её особенностей стал архитектурный декор церковных стен, выполненный из долговечного фигурного кирпича, - тотемские картуши. Во внешнем убранстве тотемских храмов (в том числе и Рождественской церкви) нет лепки. Декор - это кладка, барочное "узорочье" из кирпича цвета тёмноствольной сосны или ели. Картуши избавили каменные стены от сухости и холода, которые резко контрастировали с живой теплотой деревянных построек. Нижний этаж храма Рождества Христова выстроен в эпоху становления каменной тотемской архитектуры. Это было время, когда фасадное убранство являлось ещё сравнительно лаконичным, а отдельные барочные детали сочетались с приёмами и формами древнерусской архитектуры.

Историк архитектуры П. А. Тельтевский обратил внимание на то, что Рождественская церковь Тотьмы имеет много общего в объёмно-пространственном построении с тёплой церковью Преображения Господня в Великом Устюге (1725-1739) и Иоанно-Предтеченской церковью в селе Красном (1728), ныне в городской черте Соликамска. Эти храмы, помимо единства в построении, имеют похожие композиции фасадов и детали их декоративного убранства. Можно было бы предположить, что над их возведением трудилась одна артель мастеров. Однако надо учитывать разновременность нижнего и верхнего этажей Рождественской церкви, постройку которых разделяет сорок лет. Во всяком случае, нижний этаж точно строился не тотьмичами, ибо во второй четверти ХVIII столетия в Тотьме не было и не могло быть своей зодческой артели - каменные постройки здесь отсутствовали, за исключением собора Спасо-Суморина монастыря, явно возведённого приглашёнными архитекторами. Скорее всего, нижний ярус Рождественской церкви - это творение устюжских мастеров. Исследователи северного русского зодчества сходятся в том, что разновременность возведения основных частей культовых построек характерна для многих церквей, выстроенных в ХVIII веке не только в Тотьме, но также в Сольвычегодске и Великом Устюге. Вероятно, замысел соорудить над нижним ярусом верхний существовал изначально в каждом из подобных случаев. Иначе было бы просто невозможно использовать тёплый храм в качестве подклета для строительства более крупного холодного. Другое дело, что большие перерывы между двумя строительными этапами, конечно, были вызваны в каждом случае своими особыми причинами. Вряд ли есть основания предполагать, что окончательное строительство намерено отодвигалось на годы и десятилетия.

О дореволюционном прошлом Рождественского храма можно узнать из короткого обзора тотемского историка Д. М. Григорова: "Первоначально у новопостроенной церкви крыша была деревянная, а стены внутри только отбелены; позднее же были сделаны железное покрытие и настенная живопись. Вот и все сведения за первое столетие существования каменной церкви. По летописи Предтеченская церковь, к которой Рождественская в ХIХ веке была приписана, в 1843 году 7 июня она сильно пострадала от пожара: верхний храм внутри весь выгорел, колокольня тоже обгорела, вследствие чего здания церкви подверглись значительным переделкам. Кроме этого, поправки и переделки производились и в другое время. Так, например: крыльцо в верхний этаж перестроено, и, вследствие этого, красивый наличник входной арки верхнего храма испорчен, в начале ХХ века в нижнем этаже были увеличены окна, и вместо прямых перемычек в них сделаны полукруглые; вход в нижний этаж с южной стороны тоже сделан позднее. Следы этих переделок и остатки прежней входной двери и окна в нижней церкви можно заметить, если вы войдёте в сени сторожки. В верхнем Никольском храме иконостас, иконы и живопись, кроме иконы святителя Николая в трапезе, новые, ХIХ века. Первоначальный иконостас, в стиле барокко, сохранился в нижнем храме. Кроме крупной резьбы, гладкие плоскости иконостаса покрыты ещё мелкою прорезью красивого рисунка. В этом иконостасе сохранились и более древние иконы: Знамения Пресвятой Богородицы, Николая Чудотворца, Седмичная, влмч. Параскевы и другие".

Церковь в честь Рождества Христова была закрыта в 1930-е годы. Стоявшую рядом с ней колокольню с храмом во имя святой Параскевы Пятницы в нижнем ярусе вовсе разрушили. Практически всё внутреннее убранство оказалось утрачено. Церковное здание использовалось в хозяйственных целях.

В 1990-х годах эпоха безвременья закончилась. В 1995 году Рождественская церковь была передана Вологодской епархии, началось восстановление храма. Его освящение иерейским чином состоялось в 1999 году. Пожалуй, самое значительное церковное событие в современной жизни Рождественской церкви связано с перенесением в неё мощей покровителя Тотьмы преподобного Феодосия (Суморина). В 1988 году, в ознаименование празднования 1000-летия Крещения руси, Вологодский музей передал Вологодской епархии мощи святого. Первоначально их поместили в Лазаревский храм Вологды, а в 1994 году, по просьбе верующих тотьмичей, состоялось торжественное перенесение святых останков в Тотьму. До возобновления полноценной церковной жизни Рождественского храма они находились в Троицкой церкви Зеленской слободы. До сентября 2016 года мощи святого почивали в нижнем ярусе Рождественского храма, после чего 15 сентября 2016 года были перенесены с крестным ходом в основанную прп. Феодосием Спасо-Суморину обитель.

Из заметных "гражданских" событий стоит отметить участие Рождественского храма в конкурсе "Россия 10". Точнее, в конкурсе принимала участие не сама церковь, а её картуши вместе с картушами других храмов. Мультимедийный проект "Россия 10" проводился с 25 марта по 6 октября 2013 года телеканалом "Россия 1" и Русским географическим обществом. Проект задумывался с целью развития устойчивого интереса к России в качестве объекта внутреннего и международного туризма, должен был способствовать продвижению образа России как самобытнейшей страны. Картуши не только прошли предварительное голосование, но и вышли в финал в числе 30-ти других памятников. Более того, они заняли итоговое 20-е место после окончательного голосования! Результат поистине великолепный, ведь маленькой Тотьме и её не самым известным каменным кружевам пришлось сражаться с такими "зубрами" русского культурного и природного наследия, как Петергоф, Кижи, озеро Байкал, комплекс Троице-Сергиевой лавры и т. д. Свою роль в этом культурном прорыве сыграл и Рождественский храм.

Из журнала "Православные Храмы. Путешествие по святым местам". Выпуск №137, 2015 г.

Комментарии и обсуждение

На втором этаже скоро откроется летняя церковь в честь свт. Николая. Иконостас уже почти полностью готов!
2 сентября 2011, м.Любовь.

Это единственный храм, где служат. Там находятся мощи прп. Феодосия Тотемского. Напротив храма Рождества Христова пустая площадка. Здесть стоит поклонный крест, на месте уничтоженого в советское время храма вмц. Параскевы.

2 сентября 2011.


Внести изменения в объект

Что нужно изменить:

Пожалуйста, не забывайте указывать источник ваших данных.

Добавить статью или комментарий

Текст статьи

Если Вы не являетесь автором статьи – не забудьте, пожалуйста, указать источник


Пожалуйста, войдите на сайт или зарегистрируйтесь. Анонимно вы можете отправить лишь небольшое уточнение. Добавлять в каталог полноценные статьи могут лишь зарегистрированные авторы.




Добавить фотографию

Только зарегистрированные пользователи могут добавлять фотографии в каталог.