ГЛАВНАЯ О ПРОЕКТЕ ВХОД / РЕГИСТРАЦИЯ
Вход

У меня есть логин и пароль

E-mail или логин

Пароль

Регистрация

Я новый пользователь

 

Восстановление пароля

Я забыл пароль

E-mail или логин


Рождественское. Церковь Рождества Пресвятой Богородицы.


Церковь. Не действует.  
Престолы:Рождества Пресвятой Богородицы, Рождества Иоанна Предтечи
Год постройки:между приблизительно 1690 и приблизительно 1699.
Адрес:
Кировская обл., Яранский р-н, с. Шошма (Рождественское)

Координаты:57.387856, 47.852134
Проезд:Выезд из г. Яранска (от Троицкого собора) по трассе Р-176 на Котельнич. Через 12км. левый поворот по указателю на Рождественское (напротив поворота на Опытное Поле), от поворота 3,5км. Остатки церкви и колокольня находятся по ул. Ваганова.


Добавить фотографию
Сортировка:


Церковь Рождества Пресвятой Богородицы - Рождественское - Яранский район - Кировская область
Вид с запада
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Дмитрий Анисимов
27 июля 2017
Церковь Рождества Пресвятой Богородицы - Рождественское - Яранский район - Кировская область
Вид с юга
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Дмитрий Анисимов
27 июля 2017
Церковь Рождества Пресвятой Богородицы - Рождественское - Яранский район - Кировская область
Вид с юга.
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Дмитрий Лоптев
10 мая 2015
Церковь Рождества Пресвятой Богородицы - Рождественское - Яранский район - Кировская область
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Василий Шелёмин
26 марта 2006
Церковь Рождества Пресвятой Богородицы - Рождественское - Яранский район - Кировская область
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Василий Шелёмин
26 марта 2006
Церковь Рождества Пресвятой Богородицы - Рождественское - Яранский район - Кировская область
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Василий Шелёмин
26 марта 2006
Церковь Рождества Пресвятой Богородицы - Рождественское - Яранский район - Кировская область
Фото В.В. Лелецкого
Андрей Агафонов
1 апреля 1991
Церковь Рождества Пресвятой Богородицы - Рождественское - Яранский район - Кировская область
Остатки апсид.
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Дмитрий Лоптев
10 мая 2015
Церковь Рождества Пресвятой Богородицы - Рождественское - Яранский район - Кировская область
А.Токарев
18 мая 2013
Церковь Рождества Пресвятой Богородицы - Рождественское - Яранский район - Кировская область
А.Токарев
18 мая 2013
Церковь Рождества Пресвятой Богородицы - Рождественское - Яранский район - Кировская область
А.Токарев
18 мая 2013
Церковь Рождества Пресвятой Богородицы - Рождественское - Яранский район - Кировская область
А.Токарев
18 мая 2013
Церковь Рождества Пресвятой Богородицы - Рождественское - Яранский район - Кировская область
А.Токарев
18 мая 2013
Церковь Рождества Пресвятой Богородицы - Рождественское - Яранский район - Кировская область
В колокольне.
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Дмитрий Лоптев
10 мая 2015
Церковь Рождества Пресвятой Богородицы - Рождественское - Яранский район - Кировская область
В храме.
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Дмитрий Лоптев
10 мая 2015
Церковь Рождества Пресвятой Богородицы - Рождественское - Яранский район - Кировская область
Остатки росписи.
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Дмитрий Лоптев
10 мая 2015
Церковь Рождества Пресвятой Богородицы - Рождественское - Яранский район - Кировская область
Фото с сайта: http://olnd.ru/04/12_rojd.html
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Дмитрий Лоптев
??




Добавить статью/комментарий
Статью добавил(а): Анонимный участник,  4 ноября 2006

В конце мая 1998 года произошло печальное событие в селе Рождественском. Обрушилась старая церковь. Случилось все внезапно, белым днем. Вот что рассказал один из жителей села: — За три часа до этого мои внуки ходили посмотреть на храм. Дети есть дети: им все интересно. Я в последние годы ребятишек из стен старого здания частенько гонял: разве, мол, не видите, что кирпичи падают? А вдруг — на голову? Спаси Боже! Ну, а что церковь вся разом обрушится, и не думал. Слава Создателю, обошлось без жертв. Удар, да такой силы, что в ближайших домах посуда подпрыгнула. Не все сразу сообразили, в чем тут дело, а вышли на улицу: мать честная... И что собой сегодня представляет Рождественское? Село, в котором церкви нет, уже и не село вовсе — деревня.

В 14 километрах от Яранска стоял один из самых выразительных художественных памятников древнерусского зодчества на территории современной Кировской области — церковь Рождества Пресвятой Богородицы в селе Шошма (Рождественском). Церковь видна уже издалека. Это, с его сложным построением, замечательный памятник прошлого. Над огромным восьмериком, венчающим центральную часть храма, высоко вознесен прекрасный венец причудливых фронтонов. Каждый из них обрамлен по наружному контуру лепестками.

Церковь Рождества Богородицы построена по одним источникам в 1646 году, по другим — в 1674 году, по третьим — в 1690 году. По штату церкви было положено: 2 священника, 1 дьяк, 2 псалмопевца. Земли усадебной 2 десятины, пахотной и сенокосов 64 десятины. Денежный доход священника — 600 рублей, псаломщика — 300 рублей. Собирали всего с земли до 140 пудов ржи, 120 пудов овса, 100 пудов ячменя. Прихожане русские, мужчин 1951 человек, женщин 1922 человека. Приход состоит из 34 селений, расстояния до них от 2 до 8 верст. По своему характеру Богородицкая церковь была очень близка Благовещенскому храму в Яранске. Однако, несмотря на их очевидное сходство, памятник старины в Шошме выглядит гораздо изысканнее, богаче. Здесь в изобилии применены резные белокаменные детали в наружной декорировке, а остатки лепнины внутри церкви говорят о некогда пышном убранстве интерьеров здания. В 1619 году в Яранск сослали первую невесту царя Михаила Романова — Марию Хлопову, невинно оклеветанную завистниками. Как долго она пробыла в Яранске и в самом ли городе жила — неизвестно. И кто знает, может быть, рождение в безызвестном сельце Шошминском одного из шедевров архитектуры всей Вятской земли и связано каким-либо образом с заточением здесь Марии Хлоповой?

Храм Рождества Богородицы содержит зрелые черты «московского барокко», типа «восьмерик на четверике», с изящной восьмигранной колокольней, наделенной тремя ярусами звона. Некоторые фасадные детали (коринфские канители колонок) вытесаны из белого камня. Главка храма сохранила старинную зеленую поливную черепицу. Но в целом убранство церкви не сходно с Москвой и Подмосковьем. Оно либо, как в рисунке наличников, сближается с казанскими и чебоксарскими храмами, либо вообще не имеет аналогов (как резные навершия граней восьмерика). По данным Кировского архива, в 1770 шла перестройка старого храма и церковь была обновлена. В 1874–75 гг. утвержден проект на строительство нового храма. В 1877 утвержден проект на соединение храмов в один теплый. В селе была церковно-приходская школа с 85 учащимися. В районе прихода находилась еще и земская школа в починке Красногорском (Аникино). При снятии колокола с церковной колокольни на нем обнаружили надпись: «Лето 173 марта 2 дня слит сей колокол в Яранском уезде село Рождества Пресвятой Богородицы весу сие 13 пудов». Что относится к 1665 году.

Подковырин Иван Васильевич, пенсионер, житель деревни М.Панчино, помнит, что в церковь ходил с мамой, когда был маленьким. Рядом с церковью, вправо, пристроили сторожку, а церковь огородили изгородью, фундамент которой до половины был кирпичный, а верх — из железных крестов. Ограда проходила у теперешней тропинки, что идет справа у церкви. В церкви было два входа: парадный и сбоку. В жаркую погоду боковые двери открывали. По праздникам священники ходили по деревням с иконами. Иконы были большие и тяжелые, носили их по двое, сменяя друг друга. Ходили под окнами домов и пели молебны. Зимой церковь отапливалась. Под полом были выложены кирпичом ходы, видимо, по ним и уходил дым. Когда шло говение, батюшки говельщиков кормили своим и на ночлег укладывали в своей прихожей. Хозяйство попов было большим: поле простиралось от Шошмы до плехановской тропинки, держали много скотины. Все работы выполняли многочисленные работники. Осенью попы ездили по деревням, собирали продукты с прихожан. У кого что было, тот то и давал: зерно, яйца, сметану... брали все, а кто мало давал, тому говорили, чтобы в другой раз кадочку побольше приберегали. Около церкви — кладбище, где хоронили священников. Холмики могил и сейчас заметны. На современной площади у церковного здания был сад, куда по вечерам ходили гулять. Сад называли Поповским. Внутри церкви было много икон.

В советское время церковь использовали как зерновой склад. Иван Васильевич вспоминает рассказ своей бабушки. В церкви проходили все обряды: крестили, венчали, отпевали. Бабушка рассказывала, что покойники одну ночь спали в церкви, и бывало, придут на следующий день, а покойник перевернутый лежит. Старожилы села рассказывают, что архитектор, проектировавший храм, завещал похоронить себя на входе в церковное здание, чтобы люди перешагивали через его могилу, желая увековечить память о себе. Что и было исполнено.

По материалам похода рождественских школьников в 1997 году, и по публикации в газете «Отечество» №67 за 4 июня 1998 года

История. Из записок яранского краеведа Сумарокова П.Н. Церковь села Рождественского Шешургской волости. Находится в ведении общины верующих, на которой также лежит ответственность по охране. Церковь пока не требует никаких ремонтов, мелкие ремонты производятся общиной верующих. Железная решетка ограды в некоторых местах начинает разрушаться. Непосредственно относится к памятнику старины. Внутренность церкви, за исключением алтаря, изменена, раскрашена так, что совершенно потеряла вид древности. По летописи и сохранившейся архитектуре внутри можно установить, что рядом с приходской церковью была молельня и боярские покои. Имеются иконы византийского письма, иконы старообрядческие, старинный нательный крест с частицами мощей, иконостас, слюдовые окна и книги, относящиеся к 17 веку. Большой интерес как памятник старины представляет собою могила, находящаяся в церкви. Раскопки ее производились в 1913 году, когда обнаружили несколько костей, которые вновь были зарыты. Ныне она провалилась, есть предположение, что тут имеется склеп (могила). Относится к новгородскому зодчеству конца 14-го - начала 15-го веков.

«Наш край», №3, декабрь 1926 г. Краеведческий сборник «Наш край» № 2, 1998, г. Яранск Кировской области


Статью добавил(а): А.Токарев,  20 февраля 2014

История возникновения яранских сел и строительства в них храмов еще не написана. Именно это обстоятельство побудило автора взяться за тему. Яранские села различаются по времени возникновения. Среди них есть очень старые (применительно наших мест) — Рождественское, Лом и молодые — Турма, Энгенер. По национальному составу из 15 сел, что насчитываются на территории района (в его современных границах) 13 основаны русскими поселенцами и лишь два возникли на месте старых марийских поселений. В 14 километрах от Яранска находится старинное село Рождественское, получившее название от церкви в честь Рождества Пресвятой Богородицы. Ранее село называлось Шошма (Шошминское) по одноименной речке. На всю округу оно было знаменито своим замечательным каменным храмом — Рождественской церковью, самым старым культовым сооружением из сел всего уезда. И вот в мае 1998 года мы этот памятник потеряли. Навсегда. Что толку теперь говорить о его архитектурных достоинствах, — все уже в прошлом. И произошло это не в тридцатые или пятидесятые годы воинствующего атеизма, а в 90-е, когда православные храмы возрождались. Произошло по нашей прямой вине. Недоглядели. Неблагодарные мы все-таки потомки! Достоверными сведениями о точном возникновении села мы не располагаем.

В переписной книге Г.М. Юшкова 1646 года «Яранский посад и уезд» о нем сведений нет. Но в церкви до 30-х годов XX века имелся древний колокол с надписью «лето 173 марта 2 дня слит сей колокол в Яранский уезд село Рождества Пресвятыя Богородицы весу сие 13 пудов», что относится к 1665 году. Таким образом, к этому времени село уже существовало и была построена деревянная церковь. А когда в селе появилась каменная — точно неизвестно. В «Настольной книге о церквях и духовенстве Вятской епархии» В.И. Шабалина указано лишь, что «в начале XVIII столетия была Рождество-Богородицкая церковь». И далее: «Настоящая церковь каменная, неизвестно когда построенная (освящена в 1724 году). Престолов в церкви два: главный во имя Рождества Пресвятой Богородицы и придел. В 1719 году старая деревянная Рождество-Богородицкая церковь переведена в село Ломовское». Таким образом, к 1719 году каменный храм в селе уже существовал, так как прихожане и причт решили продать свою старую деревянную церковь. Почему храм освящен поздно? Может статься, что в 1724 году освятили один из престолов, а другой — гораздо раньше. По архитектурным особенностям вятские архитекторы датируют каменный храм 90-ми годами XVII века. И это, считаю, верно.

В клировых ведомостях церквей Хлыновского, Слободского и Яранского уездов за 1779 год говорится лишь о Шошминском причте. В клировых ведомостях за 1806 год читаем: «В селе Шошминском церковь каменная, во именование Рождества Пресвятой Богородицы и приют по левую сторону от придела теплый Рождеству Иоанна Предтечи. В подобном документе за 1816 год содержится следующая информация: «Яранской округи село Шошминское. Церковь и колокольня каменные во именование Рождества Пресвятыя Богородицы и при ней придел по левую сторону... Построены по какому дозволению и когда, о том никаких сведений в архиве не отыскалось. Освящена настоящая церковь в 1724 году, а придел в 1719 (! — авт.) Преосвященным Тихоном, Митрополитом Казанским и Свияжским. В клировых ведомостях церквей за 1825 год о храме и селе говорится: «Село Шошминское, Рождественское, Андреюшково, Белое село тож. Оная церковь Рождества Пресвятыя Богородицы в таком виде: готической архитектуры, крыша железная, пол кирпичный. Обнесена каменной оградою, подле коею другая, деревянная, где погребаются умершие. Прихожане ясашные русские крестьяне и часть небольшая черемис–новокрещан. В клировых ведомостях за 1829 год про храм в селе Шошминском записано: «Церковь сия неизвестно когда и коим тщанием построена. По спискам населенных мест Вятской губернии, по сведениям 1859–73 г. г. село Рождественское (Шошминское) насчитывало 14 дворов и 160 жителей (78 + 82). В селе имелись каменная церковь и сельское училище. В 1891 году село Рождественское административно и территориально относилось к Рождественскому сельскому обществу Комаровской волости Яранского уезда и насчитывало 38 дворов и 203 жителя. В 1912 году приход села включал в себя 34 селения расстоянием от села от 2 до 8 верст. Причт состоял из двух священников, дьякона и двух псаломщиков. К церкви относилась сельская входная часовня.

Достопримечательностями церкви были: антиминс, освященный Варфоломеем, Епископом Вятским и Великопермским, и вышеупомянутый колокол. Село располагалось на левом берегу небольшой реки Шошмы, в безлесной местности. В известные времена великой Страны Советов Рождественский храм не был разрушен, а превращен в колхозный склад. Однако доброго хозяина у здания за эти 80 лет не появилось — ремонт не велся. Лишь ветер трепал железную кровлю, а дождь и влага делали свое разрушительное дело, подтачивая не только деревянные части сооружения, но и кирпич. Если учесть, что Рождественскому храму перевалило за 300 лет, все это и обернулось бедой весною 1998 года. Дальнейшие комментарии тут излишни.

Всеволод Егошин, преподаватель географии, посёлок Санчурск. http://olnd.ru/04/12_rojd.html


Статью добавил(а): Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Галина Борисовна Климочкина,  3 июня 2014

Богородицкая церковь каменная, расстоянием от гор. Вятки в 200 верст, от уездного города в 10 верстах, от благочиния в 30 верстах. Часовня сельская. Причта по штату положено: 2 священника, 1 диакон, 2 псаломщика; дома у священников казенные, а у прочих членов причта свои. Земли усадебной 2 десятины, пахотной и сенокосной 64 десятины. Братский денежный доход: священника 900 руб., диакона 600 руб., псаломщика 300 руб. Руги собирается на весь причт до 140 пуд. ржи, 120 пуд. овса и 100 пуд. ячменя. Прихожан: православных русских 1951 муж. пола, 1922 жен. пола, приход состоит из 34 сел., расстоянием до 8 верст.

Село расположено на левом берегу небольшой речки Шошмы, в безлесной местности. В селе церковно-приходская школа с 85 учениками, в районе прихода земская школа в починке Красногорском (Аникино) в 6 верстах и церковно-приходская при мужском Пророчинском монастыре в 3,5 верстах от села. Главное занятие прихожан – землепашество и некоторые ремесла: плотничество, катка шерстяной обуви и шитье крестьянской одежды.

Археологические предметы: антиминс 1770 года, освященный Варфоломеем, Епископом Вятским и Великопормским, и колокол с надписью: "лето 173 марта 2 дня слит сей колокол в Яранский уезд село Рождества Пресвятые Богородицы весу сие 13 пудов", что относится к 1665 году.

В. И. Шабалин «Вятская епархия. Историко-географическое и статистическое описание. Вятка, 1912 г.»

Комментарии и обсуждение

Церковь в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 20 февраля 1995 года N 176 «ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПЕРЕЧНЯ ОБЪЕКТОВ ИСТОРИЧЕСКОГО И КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ ФЕДЕРАЛЬНОГО (ОБЩЕРОССИЙСКОГО) ЗНАЧЕНИЯ» внесена в Раздел III. ПАМЯТНИКИ ГРАДОСТРОИТЕЛЬСТВА И АРХИТЕКТУРЫ по Кировской области: ЯРАНСКИЙ РАЙОН, Церковь Рождества Богородицы, с. Рождественское кон. XVIII в.
19 января 2008, Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное) Анатолий Мыльников.


Внести изменения в объект

Что нужно изменить:

Пожалуйста, не забывайте указывать источник ваших данных.

Добавить статью или комментарий

Текст статьи

Если Вы не являетесь автором статьи – не забудьте, пожалуйста, указать источник


Пожалуйста, войдите на сайт или зарегистрируйтесь. Анонимно вы можете отправить лишь небольшое уточнение. Добавлять в каталог полноценные статьи могут лишь зарегистрированные авторы.




Добавить фотографию

Только зарегистрированные пользователи могут добавлять фотографии в каталог.