ГЛАВНАЯ О ПРОЕКТЕ ВХОД РЕГИСТРАЦИЯ

Югостицы. Церковь Покрова Пресвятой Богородицы.

Покровская церковь


Югостицы. Церковь Покрова Пресвятой Богородицы
Церковь. Не действует.  
Престолы:Покрова Пресвятой Богородицы
Архитектурные стили:Эклектика, Русско-византийский стиль
Год постройки:Между 1847 и 1853.
Архитектор:Р.И. Кузьмин (?)
Адрес:
Ленинградская область, Лужский район, Югостицы

Координаты: 58.55101, 30.00427



Сортировка:

Церковь Покрова Пресвятой Богородицы, , Югостицы, Лужский район, Ленинградская область
Alex Yurko
1 июля 2020
Церковь Покрова Пресвятой Богородицы, , Югостицы, Лужский район, Ленинградская область
Alex Yurko
1 июля 2020
Церковь Покрова Пресвятой Богородицы, Вид с дороги (с юга)<br>, Югостицы, Лужский район, Ленинградская область
Вид с дороги (с юга)
Наталия
1 мая 2008
Церковь Покрова Пресвятой Богородицы, , Югостицы, Лужский район, Ленинградская область
Наталия
1 мая 2008
Церковь Покрова Пресвятой Богородицы, Примерно так она выглядит и по сей день<br>, Югостицы, Лужский район, Ленинградская область
Примерно так она выглядит и по сей день
Андрей
2 января 2003
Церковь Покрова Пресвятой Богородицы, , Югостицы, Лужский район, Ленинградская область
Alex Yurko
1 июля 2020
Церковь Покрова Пресвятой Богородицы, , Югостицы, Лужский район, Ленинградская область
Alex Yurko
1 июля 2020
Церковь Покрова Пресвятой Богородицы, Югостицы. Церковь Покрова Пресвятой Богородицы (Покровская церковь) - Ярлык<br>, Югостицы, Лужский район, Ленинградская область
Югостицы. Церковь Покрова Пресвятой Богородицы (Покровская церковь) - Ярлык
Галина Соколова
15 октября 2017
Церковь Покрова Пресвятой Богородицы, вид на вход с дороги <br>, Югостицы, Лужский район, Ленинградская область
вид на вход с дороги
Андрей
2 января 2003
Церковь Покрова Пресвятой Богородицы, Югостицы. Церковь Покрова Пресвятой Богородицы (Покровская церковь) - Ярлык<br>, Югостицы, Лужский район, Ленинградская область
Югостицы. Церковь Покрова Пресвятой Богородицы (Покровская церковь) - Ярлык
Галина Соколова
15 октября 2017
Церковь Покрова Пресвятой Богородицы, Элемент северного фасада<br>, Югостицы, Лужский район, Ленинградская область
Элемент северного фасада
Наталия
1 мая 2008
Церковь Покрова Пресвятой Богородицы, Фронтон над южным входом<br>, Югостицы, Лужский район, Ленинградская область
Фронтон над южным входом
Наталия
1 мая 2008
Церковь Покрова Пресвятой Богородицы, Югостицы. Церковь Покрова Пресвятой Богородицы (Покровская церковь) - Ярлык<br>, Югостицы, Лужский район, Ленинградская область
Югостицы. Церковь Покрова Пресвятой Богородицы (Покровская церковь) - Ярлык
Галина Соколова
15 октября 2017
Церковь Покрова Пресвятой Богородицы, Центральная часть<br>, Югостицы, Лужский район, Ленинградская область
Центральная часть
Наталия
1 мая 2008
Церковь Покрова Пресвятой Богородицы, , Югостицы, Лужский район, Ленинградская область
Наталия
1 мая 2008
Церковь Покрова Пресвятой Богородицы, Главный купол<br>, Югостицы, Лужский район, Ленинградская область
Главный купол
Наталия
1 мая 2008
Церковь Покрова Пресвятой Богородицы, Свод апсиды<br>, Югостицы, Лужский район, Ленинградская область
Свод апсиды
Наталия
1 мая 2008
Церковь Покрова Пресвятой Богородицы, , Югостицы, Лужский район, Ленинградская область
Наталия
1 мая 2008
Церковь Покрова Пресвятой Богородицы, , Югостицы, Лужский район, Ленинградская область
Наталия
1 мая 2008
Церковь Покрова Пресвятой Богородицы, Южная стена<br>, Югостицы, Лужский район, Ленинградская область
Южная стена
Наталия
1 мая 2008
Церковь Покрова Пресвятой Богородицы, Фото 1941 г. с аукциона e-bay.de<br>, Югостицы, Лужский район, Ленинградская область
Фото 1941 г. с аукциона e-bay.de
Михаил Мещанинов
4 декабря 1941
Церковь Покрова Пресвятой Богородицы, Фото 1941 г. с аукциона e-bay.de<br>, Югостицы, Лужский район, Ленинградская область
Фото 1941 г. с аукциона e-bay.de
Михаил Мещанинов
1 января 1941
Церковь Покрова Пресвятой Богородицы, 1927,Источник:Н. В. Мурашова, Л. П. Мыслина. Дворянские усадьбы Санкт-Петербургской губернии. Лужский район. — СПб: Блиц, 2001 с сайта https://pastvu.com/p/142833 <br>, Югостицы, Лужский район, Ленинградская область
1927,Источник:Н. В. Мурашова, Л. П. Мыслина. Дворянские усадьбы Санкт-Петербургской губернии. Лужский район. — СПб: Блиц, 2001 с сайта https://pastvu.com/p/142833
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Александр Качалин
1 января 1927



Карта и ближайшие объекты


Приблизить
Отдалить
Развернуть



Статьи


Наталия  5 июня 2008

Предпогалают, что название села Югостицы произошло во время Литовских войн, когда крестьяне постоянно опасались появления «гостей с юга». В 1817 году село перешло к князю Белосельскому-Белозерскому, который назвал усадьбу «Световид». Пятиглавая Покровская церковь с высокой колокольней была построена в 1853 году. В основание церкви положена медная доска с надписью: «В лето от Рождества Христова 1853 г., в царствование Его Императорского Величества, Самодержца Всероссийского Николая 1-го, заложен храм сей, во имя Покрова Божией Матери, усердием наследников князя Белосельского-Белозерского". Строил храм крестьянин Тверской губернии под наблюдением архитектора Романова. Храм освятили 1 октября (по старому стилю) 1859 г. Сначала он был холодным, но в 1874 году сделан теплым. До революции 29 октября в праздник Преподобной Анастасии вокруг погоста проходил Крестный ход и служился водосвятный молебен в часовне на берегу Череменецкого озера. Бытует легенда, что обычай этот возник когда «литовские люди», ограбив Петровский погост, хотели с добычей переправиться сразу в Югостицы, но потонули в болоте.

Информация: http://www.countrysite.spb.ru/ISS/Luga2.htm#17


Анонимный участник  4 ноября 2015

Село Югостицы находится в 155 верстах от Петербурга и в 25 верстах от Луги; называется так, по сказаниям старожилов, оттого, что во время Литовских набегов крестьяне постоянно опасались пришествия "гостей с юга". С 1817 г., когда село от помещика Неплюева перешло к князю Белосельскому - Белозерскому, оно названо "Световид" по видному своему положению. Посему, в официальных документах оно и теперь называется "село Световид, Югостицы тож". Село находится в 200 шагах от Череменецкого озера и близ реки Куксы, впадающей в озеро.

Прежняя деревянная церковь во имя Покрова, с 2 приделами Архистратига Михаила и св. Николая, устроена была в 1694 г. помещиком Стефаном Евстафиевичем Зиновьевым и в том же году, по благословению Новгородского митрополита Корнилия, освящена. Антиминсы главного и боковых престолов были позднейшие, освященные в 1826, 1842 и 1843 гг. Строенная без архитектора, она была самой незатейливой постройки. Ныне эта церковь уничтожена и едва приметно место, где она стояла.

Настоящая церковь пятиглавая, каменная, в 17 саж. высоты, во имя Покрова Божией Матери. На медной доске, положенной в основание церкви, написано: "В лето от Рождества Христова 1853 г., в царствование Его Императорского Величества, Самодержца Всероссийского Николая I, заложен храм сей во имя Покрова Божией Матери, усердием наследников князя Белосельского - Белозерского". Храм освящен 1 октября 1859 г.

Храм построен крестьянином Тверской губернии, под наблюдением архитектора Романова. Постройка стоила до 40 тыс. руб. сер. Церковь эта сперва была холодная, но в 1874 г., по уничтожении ветхой деревянной церкви, сделана теплою. Нынешний антиминс освящен епископом Арсением и подписан митрополитом Исидором.

В храме достопримечательны: икона Покрова Божией Матери, перенесенная из старой церкви. По сказанию престарелой просвирни города Луги, вдовы служившего в Югостицах священника Ульяны Мефодиевой, икона слыла чудотворною, так как при сгорении старой, в селе Югостицах часовни во имя Великомученика Георгия, найдена невредимою, только почерневшею от дыма. По уничтожении часовни, икона была перенесена в церковь. Впоследствии, когда один иконописец, Торопецкий мещанин Иван Кузмин захотел подновить икону, она не допустила его, не смотря на то, что целую неделю он приступал к работе. Так и осталась икона неподновленною; икона Анастасии Великомученицы, слывшая также чудотворною и перенесенная сюда из села Заполья. Она также взята из иконостаса старой церкви; старинные венцы брачные, из папки; два старинных евангелия, изданных в 1677 и 1751 гг.

Причт до штатов составляли: священник, дьячок, пономарь и просвирня; со штатов 1843 г. причт состоял из священника и дьячка. В 1859 г., по случаю причисления сюда от Передольского погоста деревень Великого села, Больших и Малых Шатнович, церковь переведена в 5 класс и к составу причта присоединен пономарь. С 1864 г., по бедности прихожан, церковь опять низведена в 6 класс, и вакансия пономарская уничтожена. До штатов причт пользовался скудными подаяниями прихожан; с утверждения штатов получает жалованья 193 руб. в год, да дополнительного жалованья от крестьян - 23 руб. в год.

Земли при церкви 33 десятины. Из них 3 дес. под усадьбами, 15 дес. пахотной, 10 - луговой и 5 - неудобной. Землю члены причта частью обрабатывают сами, частью отдают крестьянам „в напах", получая один сноп с 5-го. При устройстве храма, иждивением князей Белосельских, устроен для священника дом. Сперва дом считался господским, но когда крестьяне освободились, то князь Белосельский Константин Есперович отдал его священнику в собственность и утвердил эту дачу официальным документом. Постройка дома обошлась до 800 рублей. Дьячок помещается в старом, купленном у прихожан доме. В 1877 г. построен дом и для причетника.

Приход составляют деревни, стоящие от церкви в 2-3 верстах и самая дальняя в 7 верстах. Всех прихожан муж. пола 491 и 610 жен. В 1835 г. открыта была школа помещиком князем Эспером Александровичем Белосельским - Белозерским. Она помещалась в конторе и в ней обучали священник, дьячок и земской. Школа закрыта в 1862 г. В 1859 г. открыто две школы. Одна в сторожке церковной - от крестьянского общества, другая - в квартире священника Певцова, открытая его женой. Ныне дети крестьян учатся в домашних школах.

В приходе, не доезжая Великого села, есть старое кладбище, тут есть старая часовня, в которую 6-го августа бывает крестный ход из часовни, находящейся в деревне.

«Историко-статистические сведения о С.-Петербургской епархии». Выпуск 9, Санкт-Петербург, 1884 г. Типографии Департамента Уделов (Моховая ул., д. № 36).


Юрий БулкинАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)  5 сентября 2017

Югостицы Скребловской вол. – церковь во имя Покрова Пресвятой Богородицы, деревянная, до 1580-х гг. с приделом Свт. Николая; деревянная, 1694 г. с приделами Архангела Михаила и Свт. Николая, поновлена в 1755 г., разобрана в 1874 г.; каменная, 1859 г., закрыта в 1930-е гг., действовала в 1942–1944 гг., сохранилась с утратами купольных перекрытий.

Деревня Югостицы лежит на южном конце Череменецкого оз., на правом берегу впадающей в него р. Куксы. Через деревню проходит шоссе из г. Луги. Югостицы входили в Петровский погост Шелонской пятины. Первое упоминание о них встречается сравнительно поздно – в 80-е гг. XVI в., где они названы селом, при котором уже находилась церковь.

По поводу названия деревни до сих пор в ходу следующая версия, что село называется так, по сказаниям старожилов, оттого, что во время литовских набегов, крестьяне постоянно опасались пришествия «гостей с юга». Это народное объяснение топонима созвучными с ним словами. На деле же его основой могло быть новгородское мужское имя Уегость, относящееся, как и имена Нежегость, Радегость и т. п., к славянским именам балтского происхождения: «гость» – от немецкого «Gast» (гость, посетитель, пришелец и т. п.). Например, Радегаст («солнечный бог» или «небесный предок»), по А.С. Кайсарову, «было божество оботритов, или мекленбургских славян».

Что стало с древней, упомянутой в XVI в. церковью, неизвестно. Новый деревянный храм в Югостицах был устроен в 1694 г. помещиком Стефаном Евстафьевичем Зиновьевым. Как и прежний, он был посвящен Покрову Пресвятой Богородицы. Новая церковь имела два придела. К бывшему во имя Свт. Николая Чудотворца добавился еще один – во имя Архистратига Михаила. Церковь была освящена по благословению новгородского митрополита Корнилия в том же 1694 г. «Строенная без архитектора, она была самой незатейливой постройки».

Уже к середине XVIII в. церковь в Югостицах пришла в ветхость. В 1754–1755 гг. по челобитной югостицкого священника Гурия Аверкиева «с причетниками и приходскими людьми» в духовных инстанциях рассматривался вопрос о разрешении строительства в Югостицах каменного храма, на средства прихода и на более удобном месте, чем старая деревянная церковь. Дело закончилось ничем из-за вопроса о земле, так как выбранное под каменный храм место находилось между крестьянскими наделами, а не на церковном участке.

Тем не менее в современных публикациях можно встретить, что в 1783 г., когда Югостицы находились во владении помещика Фрола Исаковича Неплюева здесь «была уже другая, каменная церковь во имя св. Николая Чудотворца», на месте которой в 1874 г. «поставили каменную часовню». Это противоречит не только архивным материалам, но и епархиальным источникам, где говорится, что до 1859 г. в Югостицах находилась лишь одна старая деревянная церковь, та, что была построена С.Е. Зиновьевым и которая к 1874 г. была «уничтожена и едва приметно место, где она стояла».

В начале XIX в. Югостицы переходят от Неплюевых к княжескому роду Белосельских-Белозерских. В епархиальных сведениях сказано, что это произошло в 1817 г. Н.В. Мурашова называет более точную дату – 1802 г., когда владельцем югостицкого поместья стал князь Александр Михайлович Белосельский-Белозерский, выкупивший его у Дмитрия Николаевича Неплюева.

Белосельские-Белозерские в Югостицах устроили усадьбу, под которую отвели 25 десятин земли вдоль берега Череменецкого оз. В центральной части усадьбы поставили господский дом, на местоположение которого ныне указывает прямоугольник из рядов плотно посаженных двухсотлетних лип. Своей усадьбе Белосельские-Белозерские дали редкое название – «Световид». Это название заслуживает отдельного внимания. Традиционно оно объясняется расположением усадьбы «на красивом возвышенном месте», откуда открывается «светлый вид на озеро» и т. д., следуя версии, изложенной в «Сведениях о Санкт-Петербургской епархии», где говорится, что при Белосельских-Белозерских село Югостицы было «названо Световид по видному своему положению». В официальных документах село нередко называется: «Световид, Югостицы тож». Для нас же название «Световид» является как раз тем случаем, когда явление местного порядка следует рассматривать в контексте современной ему культуры.

Начало 1800-х гг. в русской истории характеризуется яркой вспышкой интереса к российским древностям, славянской языческой мифологии, усиленной находкой и первой публикацией в 1800 г. рукописи «Слова о полку Игореве». В 1804 г. выходят две книги, посвященные язычеству древних славян: «Славянская и российская мифология» М.С. Кайсарова, будущего профессора Дерптского университета, и «Древняя религия славян» Г.А. Глинки, предшественника Кайсарова по профессорской кафедре в Дерпте, затем помощника воспитателя при великих князьях Николае (будущем царе Николае I) и Михаиле Павловичах. И Кайсаров, и Глинка одним из главных славянских языческих богов называют Световида (Святовида, Святовича), уделив рассказу о нем несколько страниц – более, чем самому Перуну. Оба исследователя описывают известное изображение Световида как четырехликого (или четырехголового) истукана, сделанного из дерева, в одной руке которого был лук, в другой рог, выкованный из металла и наполняемый вином. Он почитался у славян оракулом. По наполненности его рога вином судили о видах на урожай будущего года. Кайсаров, отмечая почитание Световида «по всем отраслям славянских поколений», признается, что ему ничего не известно о культе этого бога на территории Польши и России. Глинка же, в свою очередь, пишет, что Световид «имел на Севере два славных храма: один на острове Ругене в городе Ахроне (от славянского «ухрон». – А.Н., О.Н.), а другой в Холмограде, который полагается на самом том месте, где село Бронницы, на находящемся оного холме, на коем теперь построена церковь св. Николая». Годом раньше, то есть в 1803 г., Г.А. Глинка поместил в журнала «Вестник Европы» свою статью «Храм Световида», из которой, по нашему мнению, А.М. Белосельский-Белозерский и заимствовал название для своей усадьбы в Югостицах, откуда действительно открывался красивый вид на Череменецкое оз., на широкую панораму его противоположного берега с храмами Петровского погоста.

Был ли знаком А.М. Белосельский-Белозерский с этой статьей Г.А. Глинки? Положительный ответ на этот вопрос возникает при знакомстве с личностью князя. Состоящий в переписке с великим Кантом, избранный в 1800 г. членом Петербургской Академии наук, в 1805 г. – Российской Академии словесности «за отличное знание языка Российского и рачительные в оном упражнении», Александр Михайлович, конечно же, должен был следить за публикациями в таком солидном журнале, каким был «Вестник Европы», и наверняка не обошел вниманием книги Кайсарова и Глинки. «Световид» – безусловно, замечательный пример в истории отечественной топонимики.

А.М. Белосельский-Белозерский умер в 1809 г. Его вдова Анна Григорьевна, урожд. Козицкая, в 1820-е гг. передала право на владение Югостицким имением их сыну Эсперу Александровичу, предварительно расширив имение покупкой деревень Чайково и Вяжище (последняя – к югу от д. Хвощни, за границей Ленинградской области)...

С именем Эспера Александровича связано начало школьного образования в Югостицах. Им в 1835 г. в сельской Световидской конторе Белосельских-Белозерских открыли школу для крестьянских детей, просуществовавшую до 1862 г. За три года до ее закрытия, то есть в 1859 г., в Югостицах открыли еще две школы – одна от крестьянского общества, размещавшаяся в церковной сторожке, другая в квартире священника Петрова, открытая его женой.

Эспер Александрович был женат на Елене Павловне, урожденной Бибиковой, которая, как сообщает Н.В. Мурашова, «в память о муже… решила выстроить в Югостицах вместо старой новую каменную церковь». Проект церкви разработан к маю 1847 г. Далее приводятся сведения о создании храма, которые, к сожалению, содержат ряд существенных ошибок. В частности, сообщается, что церковь была построена в 1853 г., но освящена лишь в 1859 г. Храм же не освящали потому, что место около церкви не было «усажено деревьями, а вместо ветхих гумен и бани построен в 250 саженях (то есть около полукилометра от храма! – А.Н., О.Н.) хлебный магазин деревянный, который загораживает вид церкви от села».

Между тем в «Историко-статистических сведениях о Санкт-Петербургской епархии» приводится надпись на памятной медной доске, что вмурована в цокольное основание храма: «В лето от Рождества Христова 1853 г., в царствование Его Императорского Величества, Самодержца Всероссийского Николая 1-го, заложен храм сей, во имя Покрова Божией Матери, усердием наследников князя Белосельского-Белозерского. Храм освящен 1-го октября 1859 г. Храм построен крестьянином Тверской губернии, под наблюдением архитектора Романова».

Но, может быть, епархиальный источник ошибается, и храм действительно закончен строительством в 1853 г.? Нет, никакой ошибки здесь нет, ибо причт старой деревянной церкви в феврале 1852 г. обратился в Главное управление заводами и вотчинами наследников Белосельского-Белозерского с запросом «где будет сооружаться новый храм и на чьей земле, на церковной или на крестьянской». Это говорит о том, что ни о каком завершении строительства церкви в 1853 г. не может быть и речи.

Попытаемся восстановить порядок событий. 8 мая 1847 г. от княгини Е. П. Белосельской-Белозерской поступает прошение к митрополиту Новгородскому, Санкт-Петербургскому, Эстляндскому и Финляндскому Антонию разрешить по желанию прихожан и при пожертвовании наследников князя Белосельского-Белозерского соорудить в с. Световид вместо ветхой приходской деревянной Покровской церкви новую каменную «на более возвышенном месте в конце того же селения, где находится теперь деревянная и уже очень ветхая часовня». К прошению были приложены фасады и планы с разрезами храма с тем, чтобы вести его строительство под надзором специально присланного княгиней архитектора. Выбранное княгиней место осмотрел лужский благочинный Андрей Ласкин, который счел его неподходящим для строительства церкви. Как и 100 лет назад, вопрос о том, где стоять новому храму, стал препятствием для его постройки.

Поиск места под церковь длился почти шесть лет. То, что устраивало причт и прихожан, не нравилось княгине, и, наоборот, предложения Елены Павловны подвергал сомнению благочинный. Наконец стороны нашли компромиссный вариант – построить храм к югу от села, за развилкой дорог, ведущих в деревни Чайково и Дубровку (последняя ныне значится урочищем). Освидетельствовать выбранное место был отправлен художник-архитектор Яков Барышев. Он решительно отклонил с таким трудом найденное место и предложил построить храм там, где он и был вскоре построен – по правую сторону, со стороны задворок села, в 100 саженях от ветхой церкви, на церковной земле. Предложение Барышева было принято вопреки возражениям благочинного А. Ласкина и причта, ибо Елена Павловна предупредила духовные инстанции, что в противном случае она откажется от своего намерения внести пожертвование на строительство храма.

К земляным, а точнее, к камнеломным работам под основание церкви приступили в сентябре 1852 г. На следующий год начались собственно строительные работы, завершившиеся через шесть лет. Правда, на одной из страниц архивного дела читаем, что «в селе Световид… в 1853 г. построена каменная церковь», но здесь мы имеем дело с очевидной ошибкой.

В июне 1859 г. разработали колокольню старой церкви. Снятые колокола временно установили отдельно на столбах, до помещения на колокольню вновь выстроенного храма. Постройка церкви стоила 40 000 руб. серебром.

Церковь освятили, несмотря на то, что территория вокруг нее была еще не до конца обнесена оградой, расчищена от сараев и других построек, не обсажена деревьями, не благоустроена водоотводами.

Приведем выдержки из «Описи новопостроенного иждивением наследников князя Белосельского-Белозерского храма в селе Югостицах Лужского уезда», где даются данные по его постройке и его краткое описание. «Новоосвященный, во имя Покрова Пресвятой Богородицы 1 октября 1859 г. храм в селе Югостицы построен с разрешения Епархиального начальства от 8 мая 1851 года… начат постройкою 1853 года на церковной земле и окончательно отстроен со всеми к нему принадлежностями сего же 1859 года, каменный зданием с таковою же колокольнею, холодный об одном приделе и о пяти главах, на фундаменте из плитного цоколя с тремя в оный входами, плитнокаменными со ступенями крыльцами, и двумя в каждый вход одними полустеклянными, а другими закрытыми, выкрашенными на масле под ясень дверями… Крыши… окрашены масленою под цвет чугуна краскою, а главы с куполами зеленою краскою; кресты на главах церкви и колокольни чугунные – позлащенные; ограда около храма устроена на цокольной шлифованной плите с таковыми же столбами, четырехугольными, и решетками, окрашенными зеленою краскою, чугунными…». Упомянутый в «Описи» придел – скорее всего, трапезная, объединяющая храм и колокольню.

Церковь освятили, но, вопреки указу Духовной консистории, освидетельствование ее постройки не производилось, без чего построенный и освященный храм не мог считаться узаконенным. Церковный причт также не мог принять храм на свою ответственность, ибо, как рапортовал благочинный А. Ласкин, данную церковь «при ее величине и высоте средствами прихода поддерживать невозможно». Ласкин предлагал обязать устроителей церкви, то есть наследников князя Э. А. Белосельского-Белозерского, сделать вечное пожертвование на церковь.

Кроме того, отмечал Ласкин, церковь построена холодною, без печей, зимою «при ее каменном полу служить в ней трудно», из-за отсутствия проветриваемого подполья здание было подвержено сырости. Далее благочинный доносит: «Строители не исполнили по указу условия… местность около церкви не усажена деревьями, а вместо снесенных строений гумна и бани построен в 25 саженях (но никак не в 250. – А.Н., О.Н.) хлебный, запасной для всей вотчины деревянный магазин, который от села загораживает вид церкви». При этом Ласкин ссылается на сообщение церковного причта, подписанное священником церкви Симеоном Певцовым и дьячком Герасимом Шубиным от 2 июня 1861 г.

Освидетельствовать храм назначили епархиального архитектора Г.И. Карпова, от Белосельских-Белозерских – их приказчик Елисей Барышев, родственник или однофамилец вышеуказанного художника-архитектора Якова Барышева. Но, как показывает благочинный Ласкин в рапорте от 31 августа 1864 г., на освидетельствование Карпов не прибыл. Церковь вновь осталась непринятой епархиальным ведомством.

1 апреля 1869 г. было решено обратить церковь в теплую, в связи с чем состоялось ее освидетельствование отставным инженер-капитаном Савицким, избранным церковным старостой. 18 марта 1874 г. был составлен акт о том, что «церковь по прочной и величественной архитектуре своей безусловно заслуживает тщательной… поддержки и без излишних затрат может быть обращена в теплую». Савицким была составлена смета на устройство печей. Он же руководил работами по их устройству, завершенными в том же 1874 г.

Дело по освидетельствованию и узаконению каменной церкви в Югостицах закрыли лишь 31 октября 1877 г. на основе освидетельствования храма инженером Савицким 1869 г. и с учетом «18-летнего в ней священнодействия». Антиминс освятил епископ Арсений и подписал митрополит Исидор. Прежнюю деревянную церковь к 1874 г. разобрали. На ее месте и из оставшихся от нее материалов установили часовню.

Если судить по фотографиям, каменная церковь в Югостицах не зря воспринималась величественной. Это был белокаменный пятиугольный храм с трапезной и шатровой колокольней. Внешне она отвечала образцовым проектам церквей в русско-византийском стиле, разработанным ведущим архитектором первой половины – середины XIX в. К. А. Тоном. Особенно это касается колокольни. Наибольшей оригинальностью отличается форма куполов, напоминающих императорские короны. Их пластика во многом смягчает строгость декоративного решения фасадов.

Как было сказано выше, строительные работы вел подрядчик «крестьянин Тверской губернии, под наблюдением архитектора Романова». Н. В. Мурашова называет его Александром Никитичем Романовым. Однако то, что архитектор Романов наблюдал за строительством церкви вовсе не означает, что он был автором ее проекта. Авторство каменной Покровской церкви в Югостицах было определено петербургским исследователем Н.А. Яковлевым, любезно поделившимся с нами своим открытием. Церковь была построена под наблюдением архитектора Романа Ивановича Кузьмина (1810–1868), создателя собора св. Павла в г. Гатчине и Греческой церкви в Петербурге, к сожалению, снесённой в связи со строительством БКЗ «Октябрьский». В своих отчетах Академии художеств за 1852–1853 гг. академик Кузьмин сообщал, что он «строил каменную церковь в имении Княгини Белосельской». В следующем годовом отчете в перечне его работ снова фигурирует «постройка каменной церкви в Лужском уезде в имении Княгини Бело-сельской». Наконец, в отчете за 1854–1855 гг. Р.И. Кузьмин указывает, что он «занимался окончанием постройки церкви в имении Княгини Белосельской» в Лужском уезде. Не исключено, что Р.И. Кузьмин и упомянутый в епархиальных статистических сведениях «архитектор Романов» одно и то же лицо. Возможно, что в тексте на закладной доске имя архитектора – Роман было по ошибке переиначено в фамилию Романов.

По мнению Н.А. Яковлева, есть два косвенных подтверждения того, что Кузьмин не только руководил строительством югостицкого храма, но и был автором его проекта. Во-первых, в начале – середине 1840-х гг. Кузьмин вел проектирование и строительство церкви в Троицко-Сергиевой пустыни и особняка на Сергиевской улицы в Петербурге по заказу князя Михаила Викторовича Кочубея и его брата Льва Викторовича. В 1846 году вдова Э. А. Белосельского-Белозерского Елена Павловна вторично вышла замуж за третьего из братьев Кочубеев, Василия Викторовича, который, зная о работах Р.И. Кузьмина для своих братьев, и мог порекомендовать его для строительства Покровской церкви в Югостицах. Во-вторых, по верному наблюдению Н.А. Яковлева, есть определённое сходство между церковью в Югостицах и гатчинским собором Св. Павла, проект которого был утвержден Николаем I в мае 1846 года. Оба храма построены в так называемом тоновском направлении русского стиля, который господствовал в отечественном церковном зодчестве с 1830-х годов. Особенно роднит гатчинский и югостицкий храмы форма церковных куполов – приплюснутая, похожая на корону, с ребрами, которые соответствуют граням барабанов.

Однако сам Р.И. Кузьмин в академических отчетах не говорит о себе как об авторе проекта югосицкой церкви. Более того, в своем «представлении в совет Академии он сообщает, находящийся при нем помощник Василий Дейнека занимался не только «составлением практических чертежей для постройки Гатчинского дворца», но и «составил все практические рисунки для построения церкви в имении Княгини Белосельской, где и само производство работ производилось под его надзором».

Одна загадка наслоилась на другую. Кем же был этот помощник Дейнека и мог ли он составить проект, за реализацией которого наблюдал его наставник, сам академик Р.И. Кузьмин? Н.А. Яковлеву удалось обнаружить важнейшие факты биографии этого ученика Кузьмина. В.П. Дейнека – сын купца 3-й гильдии П.И. Дейнеки из г. Литин Подольской губернии в 1834 г., следовательно в 1851 г., на момент утверждения проекта югостицкой церкви ему было всего 17 лет, из них лишь два последних года он находился в чертёжной при Кузьмине, будучи вольноприходящим учеником Академии художеств. Лишь в сентябре 1853 г. по рекомендации Кузьмина Совет Академии художеств удостоил его звания неклассного художника с правом производить строения.

Талант Василия Дейнеки не вызывает сомнений. Об этом говорит его деятельность как помощника Кузьмина. Судя по всему, она заключалась в выполнении практических чертежей (практических рисунков) по эскизным проработкам учителя. По сути, Василий Дейнека в годы сотрудничества с Р.И. Кузьминым выполнял достаточно ответственные обязанности техника. Поэтому будет вполне справедливым считать создателем Покровской церкви в Югостицах архитектора Р.И. Кузьмина при участии В.П. Дейнеки. Добавим, что В. Дейнека оказался достойным своего учителя. Им подписаны чертежи Владимирского собора в Киеве. В 1876 г. он назначается епархиальным архитектором Киевской епархии.

О достопримечательностях, содержащихся в каменной Покровской церкви в Югостицах, имеются следующие сведения. В церкви находились две чудотворные иконы. Одна из них – Покрова Божией Матери – была перенесена из старой церкви. Еще ранее она находилась в сельской часовне и оказалась невредимой после того, как часовня полностью сгорела. «Впоследствии, когда один иконописец, торопецкий мещанин Иван Кузьмин, захотел подновить икону, она не допустила его, несмотря на то что целую неделю он приступал к работе». Считалось, что икона исцеляла от болезни глаз. Вторая чудотворная икона – во имя Анастасии Великомученицы – также взяли из иконостаса старой югостицкой церкви, до этого она находилась в с. Заполье. Хранились в церкви и старинные книги XVII – первой половины XVIII вв.: два Евангелия, Общая Минея, Постная Триодь.

В 1859 г. в приход югостицкой церкви включили три вышеупомянутые деревни от Передольского погоста – Великое Село, Большие и Малые Шатновичи. Югостицкая церковь была причислена к церквам 5-го класса, но в 1864 г. из-за бедности прихожан ее низвели в 6-й класс с урезанием штата церковнослужителей.

До переведения в классность священники и церковнослужители пользовались «скудными подаяниями прихожан». С присвоением класса причт стал получить жалованье – 193 руб. в год. Еще 23 руб. дополнительного годового жалованья стало поступать от крестьян. Церковный доход исчислялся до 150 руб. серебром в год. «Земли при церкви 33 десятины. Из них 3 дес. под усадьбами, 15 дес. – пахотной, 10 – луговой и 5 – неудобной». Землю частью обрабатывали сами члены причта, частью арендовали ее крестьянам за определенную долю урожая.

В приходе «празднуют часовенные праздники с крестными ходами… Приходское попечительство считается и пишется существующим, чинов в попечительстве 15; они ничего не жертвуют; словом, попечительство ничем не обнаруживает признаков своего существования…». При этом отмечался хороший уровень церковного пенья, содержания церковной библиотеки и архива. Зато пасторское воздействие на прихожан признали слабым, «собеседование и проповеди бывают редко».

В 1861 г. владельцем югостицкого поместья стал Константин Эсперович Белосельский-Белозерский (1843–1920). С отменой крепостного права он отдал землю и усадьбу в Югостицах крестьянам, оставив за собой лишь лесной массив в Вяжищах. Передал он в собственность священнику Югостицкого храма и церковный дом, построенный иждивением Белосельских и считавшийся господским имуществом. К. Э. Белосельский-Белозерский пожертвовал средства на ремонт и окраску церковной кровли, на постройку печи, другие ремонтные работы в храме.

Приход на 1884 г. составляли 1100 человек. Прихожане праздновали дни Покрова и Преподобной Анастасии. «В день Анастасии (29 октября) бывает крестный ход вокруг погоста и служится водосвятный молебен в часовне у Череменецкого озера. По преданию, это соблюдается в память того, что некогда литовцы, ограбив Петровский погост и желая с награбленной добычей переправиться прямо в Югостицы, потонули в болотах».

О состоянии церкви в Югостицах есть свидетельства начала XX в. «Село стоит на очень красивом месте… Церковь одна, каменная, величественная, снаружи красивая, внутри просторная, теплая, ныне только что окрашенная. Поэтому в церкви чисто, но голо, так что церковными орнаментами бедна. Утварью и ризницей церковь тоже небогата…

Кладбище находится в 1,5 версты от села, недавно обнесено булыжной оградой… Прихожане мало усердны к храму и религиозная жизнь их проявляется слабо. Они жертвуют в церковь лишь мелкие вещи. Жертвуют собственно лишь проживающие в Петербурге…»

Закрытая в 1930-е гг. югостицкая Покровская церковь действовала в годы оккупации, частично разрушена в ходе боевых действий...

Несколько десятилетий после войны церковь все еще сохраняла свой величественный, стройный вид благодаря уцелевшему куполу над центральным барабаном, возвышавшемуся над кронами обступавших храм деревьев. В таком виде церковь предстает на снимке, выполненном в 1960-е гг. замечательным лужским фотографом и краеведом Ю.В. Андреевым.

К концу 1980-х гг. купол над храмом исчез. Деревья словно взяли в плен разрушающуюся церковь. «Природа вбирает руины в живой пейзаж», – так сказала об этом в своем стихотворении, посвященном Югостицам, Элла Крылова.

Вид гибнущего и безусловно интересного в архитектурном отношении храма не оставляет равнодушными искренне желающих сохранить исторические памятники родного края. Несколько лет назад группа энтузиастов-лужан очистила югостицкую церковь от завалов мусора, попытались перекрыть пробоины центрального свода. То, что можно было сделать малыми силами, они сделали. Что дальше?

Напомним, что Югостицы находятся на территории Череменецкого ландшафтного заказника. Это дает надежду, что когда-нибудь будет разработан и утвержден план работ по его сохранению, включая восстановление югостицкой церкви.

Набокина О.В. Луга и окрестности. Из истории населенных мест Лужского района / О.В. Набокина, А.В. Носков. — М.: ЗАО Изд-во Центрполиграф, 2015.


Марина Зуйкова  5 сентября 2017

Югостицы. Церковь во имя Покрова Пресвятой Богородицы.

Первая деревянная церковь с приделом святителя Николая была построена на этом месте еще до 1580 года. Позднее она перестраивалась в 1694 году, когда была расширена постройкой придела Архангела Михаила, и в 1755 году. К середине XIX века храм полностью обветшал и в 1874 году был разобран. Рядом с ним в 1847-1853 годах было сооружено каменное здание Покровской церкви. Освящен храм был лишь в 1859 году, так как "место около церкви не усажено деревьями, а вместо ветхих гумна и бани построен в 250 саженях хлебный магазин деревянный, который загораживает вид церкви от села".

Белокаменная, пятикупольная с трапезной и шатровой колокольней, церковь была решена архитектором А.Н. Романовым в "русско-византийском" стиле и в своих формах следовала направлению, разработанному К.А. Тоном. В обработке фасадов архитектор сочетал классические приемы - пилястры, тяги, широкие карнизы, арочные и круглые проемы с килевидными завершениями фронтонов, закомарами, ширинками, аркатурным поясом. Строгость и холодность рисунка смягчалась пластичным завершением: главный и боковые купола, поставленные на восьмигранные барабаны, были увенчаны приземистыми бочкообразными, восьмигранными же, куполами, а восьмигранная колокольня, поставленная на четверик, завершалась шатровым куполом, устремлённым ввысь. Эта разнохарактерность силуэта придала крупномасштабному сооружению некоторую теплоту, столь необходимую сельскому храму. В 1874 году на месте старой церкви поставили каменную часовню, а территорию церкви и кладбища обнесли железной в каменных столбах оградой.

Храм действовал до 1930-х годов. Во время войны (1942-1944 гг.) церковь вновь временно открывалась. И сейчас, несмотря на утраты, храм производит сильное впечатление своей торжественностью и масштабом.

http://al-spbphoto.narod.ru/Hram/lohram-luga.html


Светлана Бубликова
 
Светлана Бубликова  5 сентября 2017

Югостицы (то же) – часовня во имя Св. вмч. Георгия Победоносца, деревянная, сгорела в 1-й пол. XIX в.

Часовня предположительно построена в начале – середине XVIII в. Местоположение ее неизвестно. По преданию, в ней находилась икона Покрова Божией Матери, слывшая чудотворной, так как лишь она одна была найдена после того, как часовня сгорела. Часовня больше не восстанавливалась. Икону сначала поместили в деревянную, позже в каменную югостицкую церковь.

Югостицы (то же) – часовня неустановленного наименования, 1870-е гг., деревянная, не сохранилась.

Часовню построили на месте разобранной ветхой деревянной Покровской церкви в Югостицах из оставшихся от нее материалов.

Югостицы (то же) – часовня во имя Св. вмц. Анастасии, 2-я пол. XVIII в. (?), деревянная, не сохранилась.

Древность часовни подтверждается ее состоянием на 1847 г., когда ее назвали «очень ветхой часовней». Она находилась на перекрестке дорог, на расстоянии 210 сажен от деревянной югостицкой церкви. Возможно, именно о ней говорится в «Историко-статистических сведениях о Санкт-Петербургской епархии» в связи с празднованием местными крестьянами дня преподобной Анастасии (29 октября (11 ноября)). Место, где стояла часовня, рассматривалось как первоначальный вариант для постройки каменной церкви в Югостицах, но было отклонено, в том числе и из-за своей близости к крестьянским домам.

Набокина О.В. Луга и окрестности. Из истории населенных мест Лужского района / О.В. Набокина, А.В. Носков. — М.: ЗАО Изд-во Центрполиграф, 2015.



Комментарии и обсуждение


Ваш комментарий будет первым.