Татищев Погост уже в первой половине XVII века, отвечая своему названию, принадлежал известному дворянскому роду Татищевых. Прах одного из видных представителей этой фамилии – российского дипломата первой половины XIX века Д.П.Татищева покоиться у алтаря Сергиевской церкви. Сергиевская церковь строилась как усадебный храм, предназначенный для узкого круга лиц. Она входила в состав большого усадебного комплекса, от которого ныне осталось лишь две-три, словно забытые липы.
Церковь Сергия Радонежского, освященная в 1810 году, - прекрасный образец русского классицизма. Стройная ротонда, перекрытая пологим куполом, имела четыре портика, расположенные по сторонам света, Удачно найденные пропорции, умеренное использование декоративных деталей придают зданию необычайную гармоничность и целостность архитектурного образа. Строгая симметрия фасада и плана, отсутствие привычного алтарного выступа и трапезной, которая была пристроена лишь в середине XIX века, делали Сергиевскую церковь похожей на языческие храмы Древнего Рима. Это с возмущением отметил ярославский епископ, осмотревший храм вскоре после его завершения. Такого рода сходство далеко не случайно. Архитектура Сергиевской церкви лежит в русле так называемого «русского палладинства». Это течение архитектурной мысли, получившее особое развитие во второй половине XVIII века, широко использовало опыт одного из крупнейших итальянский архитекторов эпохи Возрождения Андреа Палладио (1508-1580). Через творчество Палладио, а также путем непосредственного изучения древних образцов русские зодчие екатерининской эпохи приобщались к великому архитектурному наследию античности.
Внутри Сергиевская церковь богато украшена изящной «гипсовой уборкой»: розетками, гирляндами, тонкопрофилированными карнизами и фризом. Интерьер украшали так же колонны, полуколонны и пилястры, выполненные в духе строгого классицизма. Архитектурное совершенство Сергиевской церкви заставляет искать авторов ее проекта среди ведущих зодчих того времени. История постройки храма и его композиция позволяют высказать некоторые предположения на сей счет. Проект Сергиевской церкви, по-видимому, был готов уже в 1802 году, когда Д.П. Татищев, находившийся в это время на службе в коллегии иностранных дел в Петербурге, подал в Ярославскую консисторию прошение о разрешении на постройку в Татищевом Погосте каменной церкви. В 90-е годы XVIII века Татищев служил под началом известного дипломата графа А.А.Безбородко и пользовался его расположением и доверием. Если учесть знатность происхождения и большие родственные связи Татищева, то не остается сомнений в том, что он был частым гостем в доме графа Безбородко, славившегося своим хлебосольством и «открытым» образом жизни. Вполне вероятно, что в доме Безбородко Татищев, живо интересующийся искусством, познакомился с замечательным русским архитектором конца XVII века Николаем Александровичем Львовым (1751-1803), крупнейшим представителем «русского палладинства». Львов был близко знаком с графом Безбородко, как и Татищев, служил под его началом, проектировал по заказу графа здание Почтамта в Петербурге.
Сергиевская церковь очень напоминает храмы и мавзолеи, выстроенные по проектам Львова. Как и другие творения этого зодчего, она отличается гармонической ясностью и уравновешенностью композиции. Именно ротонда – излюбленная Львовым архитектурная форма – положена в основу замысла Сергиевской церкви. Эта форма более всего соответствовала и мемориальному характеру храма, предназначено стать местом захоронения Татищева.
По книге Н.С. Борисова «Окрестности Ярославля. Диево Городище - Красное - Некрасовское - Карабиха - «Великое Село» - Филиппово»