ГЛАВНАЯ О ПРОЕКТЕ ВХОД / РЕГИСТРАЦИЯ
Вход

У меня есть логин и пароль

E-mail или логин

Пароль

Регистрация

Я новый пользователь

 

Восстановление пароля

Я забыл пароль

E-mail или логин


Москва. Церковь Казанской иконы Божией Матери в Узком.


Церковь. Действует.  
Престолы:Казанской иконы Божией Матери, Обретения Главы Иоанна Предтечи , Николая Чудотворца
Архитектурный стиль:Нарышкинский
Год постройки:1698.
Архитектор:О.Д. Старцев
Ссылки: Официальный сайт 
Адрес:
Россия, город Москва, улица Профсоюзная, дом 123б, территория усадьбы "Узкое".

Координаты:55.621572, 37.536708
Проезд:М. "Коньково",м. "Беляево", авт. 49, м. "Ясенево", авт. 639, 642, трол. 85


Добавить фотографию
Сортировка:


Церковь Казанской иконы Божией Матери в Узком - Москва - Юго-Западный административный округ (ЮЗАО) - г. Москва
Церковь Казанской иконы Божией Матери 1698г. Москва, улица Профсоюзная, дом 123б, усадьба "Узкое".
KONDORFOTO
2 июня 2013
Церковь Казанской иконы Божией Матери в Узком - Москва - Юго-Западный административный округ (ЮЗАО) - г. Москва
Валентина Лучина
22 февраля 2009
Церковь Казанской иконы Божией Матери в Узком - Москва - Юго-Западный административный округ (ЮЗАО) - г. Москва
Иванов Дмитрий
28 апреля 2008
Церковь Казанской иконы Божией Матери в Узком - Москва - Юго-Западный административный округ (ЮЗАО) - г. Москва
Иванов Дмитрий
28 апреля 2008
Церковь Казанской иконы Божией Матери в Узком - Москва - Юго-Западный административный округ (ЮЗАО) - г. Москва
Gal
28 июня 2006
Церковь Казанской иконы Божией Матери в Узком - Москва - Юго-Западный административный округ (ЮЗАО) - г. Москва
Андрей Агафонов
1 ноября 1997
Церковь Казанской иконы Божией Матери в Узком - Москва - Юго-Западный административный округ (ЮЗАО) - г. Москва
Андрей Агафонов
1 февраля 1987
Церковь Казанской иконы Божией Матери в Узком - Москва - Юго-Западный административный округ (ЮЗАО) - г. Москва
oldboy
10 декабря 2017
Церковь Казанской иконы Божией Матери в Узком - Москва - Юго-Западный административный округ (ЮЗАО) - г. Москва
Иванов Дмитрий
28 апреля 2008
Церковь Казанской иконы Божией Матери в Узком - Москва - Юго-Западный административный округ (ЮЗАО) - г. Москва
Иванов Дмитрий
28 апреля 2008
Церковь Казанской иконы Божией Матери в Узком - Москва - Юго-Западный административный округ (ЮЗАО) - г. Москва
Иванов Дмитрий
28 апреля 2008
Церковь Казанской иконы Божией Матери в Узком - Москва - Юго-Западный административный округ (ЮЗАО) - г. Москва
Иванов Дмитрий
28 апреля 2008
Церковь Казанской иконы Божией Матери в Узком - Москва - Юго-Западный административный округ (ЮЗАО) - г. Москва
Gal
28 июня 2006
Церковь Казанской иконы Божией Матери в Узком - Москва - Юго-Западный административный округ (ЮЗАО) - г. Москва
Строения на территории храма
Иванов Дмитрий
28 апреля 2008
Церковь Казанской иконы Божией Матери в Узком - Москва - Юго-Западный административный округ (ЮЗАО) - г. Москва
фото с сайта http://www.culture-uzao.ru/xram-kazanskoj-ikony-bozhej-materi-v-uzkom/
Андрей Агафонов
??
Церковь Казанской иконы Божией Матери в Узком - Москва - Юго-Западный административный округ (ЮЗАО) - г. Москва
Вдали от людной суеты, в убранстве зимнем...
Alex S.
3 января 2011




Добавить статью/комментарий
Статью добавил(а): Gal,  28 июня 2006

История церкви в честь Казанской иконы Божией Матери в селе Узком насчитывает более трех столетий. Владелец усадьбы, по повелению которого была построена в 1698 году каменная церковь - видный государственный деятель, родственник Петра I боярин Тихон Никитич Стрешнев. Он хотел видеть ее соборным храмом будущего монастыря. Так возник в Узком великолепный храм, подлинная шедевр русского зодчества конца XVII столетия, создателем которого, вероятно является выдающийся русский зодчий О.Д. Старцев.

Кисти крупнейших русских мастеров - жалованных царских иконописцев Оружейной палаты Григория Зиновьева, Николая Соломонова и Василия Леонтьева принадлежала роспись величественных резных иконостасов, установленных в трех приделах храма. После прекращения в храме богослужений иконы были вывезены, и современное местонахождение этого бесценного собрания остается неизвестным. Из святынь храма сохранилась лишь одна - Казанский образ Божией Матери. Он находится на западной наружной стене над главным входом в храм.

В 1930-е годы в храме были прекращены богослужения и здание его использовалось под хозяйственные нужды Академии наук СССР. По окончании второй мировой войны в храме разместили хранилище богатейшего книжного собрания, в составе которого находились и издания мировой ценности и архивы немецких городов, вывезенные из Германии.

В 1990 году храм был возвращен Русской Православной Церкви. Богослужения стали совершаться с 22 апреля 1992 года, когда силами прихожан были вывезены книги, и храм был подготовлен к освящению.

В настоящее время в Казанской церкви по образцам XVII века воссоздаются иконостасы. По благословению Святейшего Патриарха Алексия Второго в храм переданы из Фонда “Сохранение” отреставрированные иконы, и здесь вновь начинается их благодатная жизнь.

По материалам http://postman.ru/~ezh/hram/


Статью добавил(а): Т.,  14 февраля 2013

Имение «Узкое» известно с начала XVI в., деревянный храм в нем – с 1641 г. Ныне существующий каменный храм построен в 1698 г. боярином Тихоном Никитичем Стрешневым, дядей Петра I, в стиле «московское барокко» (возможно, арх. О.Д. Старцев). На протяжении двух столетий храм был центром духовной жизни усадьбы «Узкое», владельцами которой в разные годы являлись древние фамилии русских князей: Голицыны, Гагарины, Стрешневы, Оболенские, Нееловы, Толстые, Трубецкие. История храма и усадьбы связана и с именем гениального русского религиозного философа Владимира Соловьева. В этой подмосковной усадьбе 31 июля 1900 г. в возрасте 47 лет В. Соловьев скончался. Кроме храма в «Узком» сохранился усадебный дом и старинный парк XVIII в. Храм был закрыт в 1928 г. и использовался как хранилище ценнейших книг, которые в разные годы были изъяты из научного и культурного обращения. Возвращен Церкви в сентябре 1990 г. Богослужения возобновлены в день Пасхи 1992 г.

Главный Престол освящен в честь Казанской иконы Божией Матери, приделы – Первого и Второго обретения главы Иоанна Предтечи, свт. Николая.
Святыни: Казанская икона Божией Матери на западной наружной стене храма.

Источник: сайт Андреевского благочиния


Статью добавил(а): Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Качалин Александр Анатольевич,  8 октября 2016

Казанской иконы Божией Матери в Узком церковь (Профсоюзная улица, дом № 1236).

Впервые село упоминается в конце XVII века как пустошь Уское, позднее известно как село Узкое. В 1698 г. деревянный сельский храм был заменен каменным в стиле барокко (возможно, автором проекта был архитектор О.Д. Старцев). Владелец усадьбы, видный государственный деятель и родственник Петра I боярин Тихон Никитич Стрешнев, по велению которого был построен храм, хотел видеть его собором будущего монастыря. Храм имеет довольно необычные черты, сближающие его с украинскими церквями. Он состоит из четырех башнеобразных двух-ярусных зданий, окружающих центральный кубический объем, имеющий закругления по углам, которые на втором ярусе переходят в восьмигранник и завершаются пятью крупными главами. Вся постройка имеет монументальный, торжественный характер. В одной из боковых глав устроена звонница. Наличники и колонки характерны для московского барокко, но их оформление более лаконично, нежели у построек, возводившихся Нарышкиными.

Усадебный комплекс, включавший господский дом, хозяйственные постройки, пруды, парк, сложился во второй половине XVIII века. Тогда же внешний вид храма претерпел некоторые изменения, в том числе купола заменили на меньшие по размеру и более пологие. Внутри храм был богато украшен, роспись трех величественных резных иконостасов исполнили лучшие мастера Оружейной палаты – Григорий Зиновьев, Николай Соломонов и Василий Леонтьев. Эти иконостасы, работа над которыми была завершена к 1698 г., были последней большой и прекрасной работой иконописцев Оружейной палаты. «К концу XVII века, – с горечью пишет историк искусства А.И. Успенский, – царские иконописцы, можно сказать, сошли на нет». В XIX веке вся усадьба реконструировалась и достраивалась. В самом начале XX века в храме были произведены большие ремонтные и реставрационные работы, устроены новые печи, оштукатурены стены, позолочен главный иконостас, отреставрировано 150 икон. Обновленную церковь вновь освятили 22 декабря 1902 г. В 1909 г. в ней был устроен придел благоверной княгини Анны Кашинской.

В 1922 г. имение занял санаторий Центральной комиссии улучшения быта ученых. В нем в 1923 г. отдыхал художник и знаток истории Москвы А.М. Васнецов, который изучив Казанский храм, писал, что «иконопись мало пострадала, в общем, хорошо сохранилась, особенно в приделах, которые остаются неотапливаемыми. В левом приделе есть образ Николая Чудотворца, удивительный по выразительности. Придельные иконостасы трехъярусные, образа в них тоже хороших мастеров. Хороши изображения архидиаконов Евпла и Стефана на диаконских дверях. На колокольне есть один небольшой старый колокол с надписью о том, что он вылит к Троицкому собору. На колоколе есть следы от удара ядром, вероятно, во времена Наполеона, от какового удара колокол несколько сдвинут в сторону».

Храм закрыли для верующих в 1929 г., и впоследствии его интерьер был утрачен. В 1960 г. Узкое вошло в черту Москвы. А за год до этого знаменательного события усадебный храм был обезглавлен. Но через двадцать лет реставраторы восстановили шлемовидные купола XVII века и старинное изображение Казанской иконы Божией Матери над входом в храм. В 1990 г. храм был возвращен Русской Православной Церкви, и с Пасхи 22 апреля 1992 г. в нем возобновились богослужения. В церкви установлен резной иконостас работы современных мастеров из Палеха. Освящены приделы: святителя Николая и Первого и Второго обретения главы Иоанна Предтечи, которые существовали здесь с давних пор.

Михаил Вострышев. Москва православная. Все храмы и часовни.

http://iknigi.net/avtor-mihail-vostryshev/107075-moskva-pravoslavnaya-vse-hramy-i-chasovni-mihail-vostryshev/read/page-21.html


Статью добавил(а): Алексей Кротов,  5 апреля 2018

Церковь Казанской иконы Божией Матери в усадьбе Узкое - одно из интереснейших произведений нарышкинского стиля в Москве и Подмосковье, единственное строение стрешневского периода истории усадьбы. Она торжественно парит над усадьбой, подчиняя себе все усадебные постройки. Об этом памятнике существует много небылиц, кочующих по путеводителям и сайтам в Интернете, которые пересказывают ошибочные гипотезы столетней давности, разбавляя их буйными фантазиями современных авторов. Подлинная история этого храма ничуть не менее удивительна, только она опирается на документы.

Самый ранний храм в Узком: "деревянную клецки" церковь Казанской иконы Божией Матери с приделом во имя Николая Чудотворца выстроил Максим Федорович Стрешнев между 1629 и 1641 гг. При его сыне Григории Стрешневе эта церковь сгорела во время грозы от удара молнии. По "отказной книге" это событие произошло в 1665-1666 гг. Видимо, сильный дождь в значительной мере способствовал борьбе с огнём, т.к. крестьянам удалось спасти значительную часть внутреннего убранства: "...образы, и книги, и ризы, и колокола от огня унесены...". Следующая церковь Казанской иконы с приделом того же имени была отстроена в Узком на месте сгоревшей, братом предыдущего владельца Яковом Стрешневым к 1676-1677 гг. Как и предыдущая, она была "древяна клецки". В 1698 г. её разобрали и перевезли из Узкого в находившийся к западу от усадьбы, у реки Сетуни, погост Покровский, который вместе с соседним селом Орловым составлял вотчину Московского Чудова монастыря (ныне Староорловская ул. в черте Москвы). Её перенос на погост объясняется тем, что к тому времени в Узком было завершено строительство сохранившегося до наших дней каменного храма Казанской иконы Божией Матери, сооружённого на средства Тихона Стрешнева. В Покровском эта церковь простояла до 1768 г., полностью сгорев. Точная дата закладки нынешней церкви в Узком неизвестна. Можно предположить, что это событие совпало с выделением Т. Н. Стрешневым, купившим Узкое в 1693 г., участка пашни для церковного причта на пустоши Борисовка. Земля эта считалась церковной при всех последующих владельцах Узкого, они выплачивали за пользование ею церковному причту денежную ругу. Из-за этого в 1696 г. патриаршим указом увеличены "прибавочные данные деньги", собирающиеся с причта. Из 24 десятин "удобными", т.е. пригодными для земледелия, были только 17. К 1696 г. уже была подведена под крышу каменная церковь Узкого, а иконы в храме уже писал жалованный иконописец грек Николай Соломонович Вургаров. Он писал образа для её правого придела - Иоанна Предтечи. Этот престол получил своё наименование в честь святого, одноимённого сыну вотчинника - стольника Ивана Тихоновича Стрешнева. С другой стороны, то же имя носил и брат Петра I царь Иоанн Алексеевич, т.е. престол Иоанна Предтечи может являться свидетельством близости Стрешневых и царской семьи. Все работы были завершены в 1697 г., т.к. только после их окончания и освящения церкви предыдущая могла быть, согласно указу патриарха Адриана, перенесена на Покровский погост.

Декоративные приёмы нарышкинского стиля, сочетающиеся в архитектуре церкви в Узком с необычной для Москвы и Подмосковья композицией, отразившей украинское влияние, сделали её памятником уникальным, имеющим своё особое место в истории русской архитектуры. Её архитектура представляется явлением локальным. Это принципиально новый тип бесстолпного, центрического, репрезентативного по внешнему облику храма замыкает собой одну из ветвей развития данной типологии, восходящую к собору Николая Чудотворца в Нежине - самому раннему подобному сооружению, завершённому к 1668 г. Этот тип храма, так полюбившийся на Украине, воспроизведён в различных формах и многочисленных модификациях: на Черниговщине, Слобожанщине, Киевщине. Отсюда он попал и в южные регионы России... Ещё одним памятником, отразившим украинское влияние, является Новый собор Донского монастыря, выстроенный в 1684-1698 гг.: большой квадратный в плане храм, со всех сторон обстроенный выступающими полукруглыми башнеобразными притворами, вторящими форме апсиды, и главами, ориентированными по сторонам света, но сохранивший четырёхстолпную компоновку. Судя по датам проведения работ, оба этих храма ориентировались не друг на друга, а сооружались параллельно. Дальнейшего развития эта линия внутри нарышкинского стиля не получила. Благодаря приезду в Россию западноевропейских архитекторов, начавшемуся с "Великого посольства" 1698 г. и не прерывавшемуся всё петровское царствование, очень скоро появилось много образцов новых, более современных вариантов барокко, заметно отличающихся по композиции и декору. В результате нарышкинский стиль целиком оказался выдавлен в провинцию. Единственным прецендентом применения архитектурной композиции, восходящей к Новому собору Донского монастыря, в Подмосковье является церковь Тихвинской иконы Божией Матери в усадьбе Бурцево, сооружённая в 1730-1733 гг. на средства М.С. Аничкова (её боковые главы поставлены не по сторонам света, как у Нового собора, а традиционно - по углам основного четверика). А вот в Казанском храме мы видим повышенную центральную часть и четыре примыкающих к ней двухъярусных башнеобразных объёма, ориентированные по сторонам света, они то композиционно и составляют единое здание, имеющее очень красивый план в виде квадрата с четырьмя трёхчетвертными "лепестками". Скруглённые нижние части башнеобразных объёмов объединены спаренными полуколоннами большого ордера, контрастирующего с малым ордером оконных наличников и порталов сложного рисунка, а также с простой плоской декорацией восьмериков и барабанов. В отличие от большинства других "вотчинных храмов" колокольня устроена не в центральной главе, а в юго-западной, находящейся над главным входом. Её купол является резонатором звука. Просторный высокий интерьер освещён преимущественно верхним светом.

Внутреннее пространство церкви удивительно едино и цельно, боковые приделы открываются в интерьер арками полуциркульных очертаний. Над наружной стеной на входом в наличнике помещён современный зданию образ Казанской Божией Матери. Внешнее декоративное убранство церкви в Узком довольно однообразно и сосредоточено преимущественно в нижнем ярусе здания. Убранство второго яруса значительно проще и строже, а белые барабаны глав почти лишены украшений. Это далеко не самый пышный памятник нарышкинского стиля. В нём не использован белый камень, тогда обычно в изобилии применявшийся в церковном декоре, в т.ч. в расположенной недалеко от Узкого церкви в усадьбе Сергиевское (Коньково-Сергиевское). Это объясняется желанием заказчика не затягивать постройку. Косвенным доказательством этого является прошение Анны Лукиничны Стрешневой, матери тогдашней владелицы Узкого Софьи Стрешневой, поданое в Патриарший Казённый приказ в 1720 г., о проведении ремонта внутренних помещений храма. Ей было разрешено "иконостас разобрать, и вместо ветхого пола построить вновь пол и престол утвердить на прежнем престольном месте, среди олтаря и сотворить в той церкви посвящение Большого Успенского собора протопопу Феодору с братиею...". Чуть больше двадцати лет для белокаменного пола - срок ничтожный! Необходимость ремонтных работ позволяет утверждать, что при строительстве храма были допущены серьёзные просчёты, скорее всего, также объясняющиеся спешкой. К счастью для мастеров, его заказчика, сурового и властного Тихона Стрешнева, уже не было в живых... В отличие от композиции церкви в Узком, убранство её интерьеров являлось традиционным для памятников нарышкинского стиля. По свидетельству историка М. И. Александровского, центральный четырёхъярусный иконостас был таким же, как в церкви Покрова в Филях, "...но черный с позолотой". В нём было 62 иконы, в придельных трёхъярусных иконостасах по 40. Иконы для них писали царские жалованные иконописцы Оружейной палаты: Георгий (Егор) Терентьевич Зиновьев, грек Николай Соломонович Вургаров и Василий Леонтьев, участвовавшие во всех крупных иконописных работах того времени. Иконостасы в Узком - последнее их крупное произведение. А уже в апреле 1698 г. Н.С. Вургаров и В. Леонтьев, чтобы заработать на пропитание, "торговали на Ивановской площади "печатной" бумагой непрестанно и в воскресные дни и в Господские праздники".

По свидетельству художника А.М. Васнецова, побывавшему в храме в 1923 году во время отдыха тогда в Узком, образ Николая Чудотворца из одноимённого придела церкви в Узком был "удивительный по выразительности", кроме того, по его мнению, "хороши изображения архидиаконов Евпла и Стефана на диаконских дверях. На колокольне есть один небольшой старый колокол с надписью о том, что он вылит к Троицкому собору", кроме того, "сохранились жилищные ставни с жуковинами. В западной главе устроена колокольня. Стенных росписей в храме не было, за исключением фигур евангелистов, написанных на парусах храма. Над наружной стеной над входом в наличнике помещён образ Казанской Божьей Матери. По-видимому, так же как и в церкви Филей, внутри на западной стене находился балкончик владельца (в Филях он назывался царской ложей!), ныне на этом месте - простая балюстрада". К сожалению, из внутреннего убранства церкви ничего не сохранилось, кроме кованой цепи от главного паникадила. Небольшие строительные работы были проведены в церкви князьями Голицыными в последней трети ХVIII в. При Алексее Борисовиче Голицыне церковь обнесли белокаменной папертью с парапетом "изящного рисунка", а при его сыне Егоре Алексеевиче, в 1799 г., была заново покрыта железом кровля и установлены новые купола вместо проржавевших первоначальных. Новые купола были высокими, устремлёнными вверх, очень удачно вписанные в композицию здания, вполне могли быть копией своих предшественников или созданы по их рисункам. При следующих владельцах усадьбы, Толстых, во время Отечественной войны 1812 года в церкви побывали французы, отступавшие из Москвы по Старой Калужской дороге. По местной легенде, в Узкое заехал сам Наполеон и лично наблюдал за движением "великой армии" с храмовой колокольни. Французы сняли с икон центрального иконостаса и придела Иоанна Предтечи "оклады и венцы серебряные" и забрали с собой часть церковной утвари. Поэтому после их ухода богослужения проходили только в приделе Николая Чудотворца, который не пострадал, более того, настоятелю И. Соколову удалось спасти основную святыню - Казанскую икону Божией Матери из центрального иконостаса. Только 8 июля 1813 года в день престольного праздника Казанской иконы Божией Матери были заново освящены центральный престол и придел Иоанна Предтечи. После Отечественной войны 1812 года, судя по воспоминаниям местных жителей, в Узкое каждый год летом привозили знаменитую Иверскую икону, находившуюся в Иверской часовне на Красной площади. Икону привозили монахи Николо-Перервинского монастыря, которому она принадлежала, направлявшиеся в сёла Сергиевское (Коньково-Сергиевское) и Коньково (Коньково-Троицкое). Со стороны соседнего села Ясенева, настоятель Казанского храма встречал её под колокольный звон и служил у иконы молебен.

В 1852 году церковная паперть была реконструирована: "каменщики переделали последнее крыльцо и выстлали лещадью от первого крыльца до второго несколько рядов". Тогда же были заново окрашены кровли и купола. По инициативе П.Н. Трубецкого в Комиссии по сохранению древних памятников Императорского Московского археологического общества в 1899 г. было поручено разрешение на реставрацию интерьеров церкви, проведённую "под наблюдением" члена Комиссии известного московского архитектора А.Ф. Мейснера. Она началась в том же году. Только 22 октября 1902 года, после завершения всех ремонтных и реставрационных работ в церкви, настоятелем С. Беляевым был заново освящён центральный престол. К тому времени были "возобновлены", т.е. заново позолочены иконостасы, отреставрированы их иконы, отремонтированы стены внутри храма, в средней части храма устроено духовое отопление (до того тёплым был лишь придел Иоанна Предтечи). Кроме того, были устроены новые входы в ризницу и на колокольню, для которых были пробиты проёмы. 2-3 августа 1900 г. в приделе Иоанна Предтечи (другие части здания из-за реставрационных работ не функционировали) находился гроб с телом выдающегося отечественного философа В.С. Соловьёва. Утром 3 августа после панихиды гроб был поставлен на катафалк и отправлен в Москву по Старому Калужскому шоссе для захоронения на старом Новодевичьем кладбище.

26 апреля 1922 года все серебряные вещи из церкви Узкого (золотых не было), в т.ч. дароносица, потир и напрестольный крест из центрального алтаря (серебро вызолоченное, вес в грубом виде 24 1/2 фунта) "изъяты в фонд помощи голодающим... согласно имеющейся при общине заверенной описи, причём при приёме оказалось всё налицо, правильно. Со стороны представителей общины верующих жалоб нет". Церковь оставалась действующей до 1930 г., когда её последний настоятель Д. Соколов был выслан в Сибирь. Первоначально власти предполагали устроить в церкви клуб. Местным жителям разрешили разобрать по домам иконы, после чего комсомольцы уничтожили убранство интерьеров, в том числе сожгли часть оставшихся икон и сбросили колокола. После этого один раз в церкви показали кинофильм. Затем в ней размещались магазин и общежитие. В 1933 году на совещании в строительном секторе Комиссии содействия учёным было принято решение превратить церковь в водонапорную башню, для чего "установить напорные баки один над другим в одном и крайних приделов церкви...". Это давало возможность обеспечить водой все номера санатория "Узкое". С.И. Вавилов, ставший президентом Академии наук в 1945 г., попытался добиться реставрации церкви, тогда занятой подсобными мастерскими санаториями. В 1950 г. специалисты Всесоюзного научно-реставрационного комбината провели обследование церкви в Узком. Но после смерти С.И. Вавилова, скончавшегося в 1951 году, все работы прекратились. В начале 1950-х гг. Фундаментальная библиотека по общественным наукам АН СССР перевезла в церковь Узкого часть своих фондов. В их числе были книги из объединённой городской и университетской библиотеки Кёнигсберга, в т.ч. книги из Валленродтского книжного собрания ХVI-ХVII вв., на латинском и немецком языках. Доступу влаги в хранилище способствовали проржавевшие купола. В 1959 году они были сняты и заменены невысокими конусообразными кровлями.

Во 2-ой пол. 1970-х гг. церковь была косметически отреставрирована Всесоюзным реставрационным комбинатом (в 1979 г. все работы были завершены). В ходе реставрации частично восстановили жуковины на ставнях, икона над входом была расчищена и застеклена, здание побеленное внешне, получило новые купола, выполненные по проекту архитектора С.С. Кравченко. Но восстановлены они были не на основе документальных данных, а по аналогам ХVII в. Предыдущие купола конца ХVIII в. - настоящие украинские бани - гораздо лучше гармонировали с пропорциями храма и, возможно, являлись повторением первоначальных куполов. После реставрации здание церкви осталось книгохранилищем.

Казанская церковь была передана Патриархии 2 августа 1990 г., но вывоз книгохранилища начался лишь в феврале 1992 г. В праздник Пасхи 22 апреля 1992 г. церковь Казанской иконы Божией Матери была освящена. В настоящее время в ней установлены два резных иконостаса, в основной части и в приделе Николая Чудотворца (последний иконостас выполнен палехскими мастерами). Перед ними устроены мраморные подиумы. К сожалению, в ходе работ по восстановлению здания были допущены искажения его исторического облика. В нарушение законодательства об охране памятников была уничтожена белокаменая паперть 2-й половины ХVIII в., заменённая в 1998 г. новой, более широкой (остатки старой паперти частично использованы при оформлении цветников и палисадников за церковью). Облик памятника не улучшили нелепые двойные заборчики, которыми храм был обнесён со стороны входа в санаторий; диссонирующий с внешним обликом козырёк над главным входом и мраморные ступени. Кроме того, восприятию здания с западной стороны мешают современные дом священника и церковная лавка.

Материал из книги: Коробко М.Ю. Усадьба Узкое (Усадьбы, дворцы, особняки Москвы). - М.: Вече, 2013.


Статью добавил(а): Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Галина Борисовна Климочкина,  5 августа 2018

Село Узкое (Уское тож) в конце XVI ст. было пустошью московского уезда Сосенского стана, принадлежавшею князю Афанасию Гагарину и Петру Очин-Плещееву. В 1627 г. «пустошь Уское» значится в числе порозжих земель. В 1629 г. она продана из Поместного приказа Максиму Федоровичу Стрешневу, при нем в этой пустоши были поселены крестьяне и построена новая церковь во имя Казанской Пресвятой Богородицы. Время построения церкви неизвестно…

После Максима Федоровича Стрешнева вотчиною владел в 1658 г. его сын Григорий, а от него перешло к его родному брату Якову Максимовичу Стрешневу и за ним утверждено отказною книгою 1666 г., в которой упоминается: «в селе Уском была церковь древянна, клетцки, во имя Казанской Пречистой Богородицы да придел великого чудотворца Николы и та церковь в 1665 г. сгорела от молнии, а Божие милосердие образы, и книги, и ризы и колокола от огня унесены… крест с церкви обит железом, три колокола разбиты. Церковное строение Максима Стрешнева».

При Якове Максимовиче Стрешневе в селе Уском была построена новая деревянная церковь во имя Казанской Пресвятой Богородицы, которая и была обложена данью. В книге Патриаршего казенного приказа под 1676 – 77 г. записано: «по книгам Чудова монастыря уставника иеродиакона Моисея прибыла вновь церковь во имя Казанской Пресвятой Богородицы в селе Уском, в вотчине стольника Якова Максимова сына Стрешнева, дани положено 9 алтын 4 деньги, заезда гривна».

В 1678 г. в селе Ускове находились: «двор вотчинников с 18 чел. и 5 дворов крестьянских и бобыльских, в них 14 чел.». После Я. М. Стрешнева имение досталось его сыну Дмитрию и за ним оно утверждено в 1688 г. отказною книгою, в которой упоминается, что «в селе Уском церковь Казанской Пресвятой Богородицы и в приделе Николая чудотворца деревянная, а та церковь строение Якова Стрешнева».

В 1692 г. село это куплено боярином Тихоном Никитичем Стрешневым, он же продал из своей вотчины в том же селе пашенной земли к церкви Казанской Богородицы диакону Луке Осипову на пропитание 3 четверти и священнику с причетниками по 6 четвертей в поле. В 1698 г. церковь Казанской Богородицы из села Ускова была перевезена в село Орлово – вотчину Чудова монастыря, а в селе Уском построена новая церковь.

По переписным книгам 1704 г.: «в селе Уском церковь во имя Казанской Богородицы да два придела: Иоанна Предтечи и Николая чудотворца, да в селе крестьян 8 дворов; из того же села вывезены крестьяне в 1701 г. и поселены вновь на большой калужской дороге на Теплых станах 3 двора, да 7 дворов пустых, построенных для постоя проезжих людей».

В записной книге исходящих бумаг казенного приказа за 1720 г. значится: «6 июля запечатан указ о строении церкви, по челобитью стольника Ивана Тихонова сына Стрешнева жены его вдовы Анны Лукиничны, велено ей в Московском уезде, в вотчине ее, в селе Уском, в церкви Преосвященной Богородицы Казанской иконостас разобрать и, вместо ветхого пола, построить вновь пол и престол утвердить на прежнем престольном месте, среди алтаря, и сотворить в той церкви посвящение Большого Успенского собора протопопу Федору с братьею; пошлин гривна взято».

Селом Уским владели в 1741 г. князя Бориса Васильевича Голицына жена Софья Ивановна, урожденная Стрешнева, и в 1756 г. – их дети князья: Василий, Владимир, Алексей, Иван и Александр Борисовичи Голицыны.

Холмогоров В. И., Холмогоров Г. И. «Исторические материалы о церквах и селах XVII – XVIII ст.». Выпуск 8, Пехрянская десятина Московского уезда. Москва, Университетская типография, Страстной бульвар, 1892 г.

Комментарии и обсуждение



Внести изменения в объект

Что нужно изменить:

Пожалуйста, не забывайте указывать источник ваших данных.

Добавить статью или комментарий

Текст статьи

Если Вы не являетесь автором статьи – не забудьте, пожалуйста, указать источник


Пожалуйста, войдите на сайт или зарегистрируйтесь. Анонимно вы можете отправить лишь небольшое уточнение. Добавлять в каталог полноценные статьи могут лишь зарегистрированные авторы.




Добавить фотографию

Только зарегистрированные пользователи могут добавлять фотографии в каталог.