ГЛАВНАЯ О ПРОЕКТЕ ВХОД / РЕГИСТРАЦИЯ
Вход

У меня есть логин и пароль

E-mail или логин

Пароль

Регистрация

Я новый пользователь

 

Восстановление пароля

Я забыл пароль

E-mail или логин


Шунга. Церковь Покрова Пресвятой Богородицы.

Покровская церковь


Церковь. Действует.  
Престолы:Покрова Пресвятой Богородицы, Петра и Павла, Илии Пророка, Алексия, митрополита Московского
Год постройки:1788.
Адрес:
Костромская область, Костромской район, с. Шунга

Координаты:57.808576, 40.799918 (приблизительно)


Добавить фотографию
Церковь Покрова Пресвятой Богородицы - Шунга - Костромской район - Костромская область
JuNe
8 марта 2006
Церковь Покрова Пресвятой Богородицы - Шунга - Костромской район - Костромская область
JuNe
8 марта 2006
Церковь Покрова Пресвятой Богородицы - Шунга - Костромской район - Костромская область
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Василий Шелёмин
4 октября 2005
Церковь Покрова Пресвятой Богородицы - Шунга - Костромской район - Костромская область
JuNe
8 марта 2006
Церковь Покрова Пресвятой Богородицы - Шунга - Костромской район - Костромская область
JuNe
8 марта 2006




Добавить статью/комментарий
Статью добавил(а): Анонимный участник,  18 декабря 2006

Покровская с. Шунги построена в 1788 г. Костромскими купцами Ильею и Алексеем Савиными, при помощи приходских людей.
Данные по Покровской церкви с. Шунги взяты из перечня церквей Костромской губернии начала 20-го века.
Священником с 1917 года по 1929 год в этой церкви был Парийский Леонид Александрович, Костромской краевед. Одним из его исследований была беседа с сыном охотника, с которым охотился поэт Некрасов в с. Шода.

vit2101@yandex.ru Александр.

Статью добавил(а): Игорь Стрельников,  19 января 2013

Село Шунга - одно из наиболее интересных исторических сёл Костромского района с незаурядным храмовым комплексом в стиле классицизма и ценной жилой застройкой. Это бывший Мерский стан, а позже здесь была Шунгская волость, в которой стояли погосты Шунга, Самин, Вежи и Куниково. Шунга известна с 13 века, здесь был погост, принадлежавший Владимирскому княжеству. Погост с соседними деревнями в 1459 г. был дан Галичским князем Дмитрием Шемякой в вотчину боярину М.Ф. Сабурову, потомку мурзы Чета, по прозвищу Сабур. Сабуровы и Годуновы считались покровителями Ипатьевского монастыря. М.Ф. Сабуров завещал монастырю Яковлевское и двор в Шунге, а рядом два озера. В дальнейшем "погост Шунга" упоминается в 1581 г., когда царь Иван Грозный пожаловал погост Московскому Чудову монастырю, в чьём владении Шунга оставалась до 1764 года. В 1606 г. погост Шунга и ряд других владений Чудова монастыря были разорены отрядом польско-шляхетских интервентов. Было уничтожено 32 крестьянских двора, а "крестьян убили литовские люди с жёнами и детьми, а остальные люди сошли безвестно". Храм же в Шунге впервые упоминается в 1616 г., когда на погосте стояли "деревяны клетцки" церкви в честь Покрова Пресвятой Богородицы (летняя) и во имя свв. апп. Петра и Павла (зимняя), в приходе которых в 1653 г. было 133 крестьянских двора. Близ церквей располагались дворы церковнослужителей, монастырский двор и двор иконника Любима Агеева, видного мастера, одного из основоположников Костромской школы стенного писания 17 в. Известны имена и других шунгенских иконописцев 17 века: Якима Зажарского, Оксена Попова, Андрея и Ивана Елепенковых. Талантливым иконописцем 18 века был и крестьянин с. Шунги - Василий Никитич Вощин. В Чудовской вотчине было также немало и мастеров-каменщиков, строивших каменные церкви. Так, в 1688 г. крестьянин села Шунги Данил Тихонов вместе с Спиридоном Хрящевым построили Троицкую церковь в Москве на Мясницкой улице. В Шунгенской волости было также развито картофелеводство и картофель поступал не только в Кострому, но и использовался на приготовление крахмала. В 1909 г. здесь был построен первый в России картофелетёрочный завод. Из подсобных промыслов в волости было развито изготовление из лозы корзин, плетёнок, циновок и др., которые с успехом расходились по всей округе.

В 1788 г. в центре села на месте деревянных церквей на средства Костромских купцов Ильи и Алексея Савиных был возведён каменный двухэтажный пятиглавый храм с четырёхъярусной колокольней, ныне существующий. В каменный храм перенесли три престола из деревянных церквей: 1) в верхнем (летнем) этаже - в честь Покрова Пресвятой Богородицы, в нижнем (зимнем) -2) во имя свв. апп. Петра и Павла, 3) во имя св. прор. Илии и свт. Алексия, митр. Московского (Ильинский престол, которого не было раньше, а также престол во имя св.Алексия, безусловно, посвящены небесным покровителям храмоздателей - Ильи и Алексия Савиным). Церковная территория, окружённая оградой, занимает довольно обширный участок, на котором сохранилось несколько надгробных памятников кон. 19 - нач. 20 вв., а также столб-часовня. В 30-40 гг. 19 века с западной стороны храма были возведены Святые ворота в виде изящной одноглавой часовни, позднее соединённые с церковью переходом с лестницей на второй этаж. На юго-западном углу участка в 1-й пол. 19 в. также построена часовня. Прясла ограды, сохранившейся вдоль западной стороны церковной территории, относятся, по-видимому, ко 2-й пол. 19 в. Все сооружения церковного комплекса кирпичные и оштукатуренные. Композицию Покровской церкви составляют пятиглавый храм, более узкие прямоугольные в плане апсида и трапезная, а также четырёхъярусная колокольня. Храм и колокольня отличаются стройными пропорциями, столь редкими для провинциальной архитектуры. Углы основных объёмов - четверика храма, апсиды и трапезной - скруглены. Квадратные в плане барабаны храма (центральный световой, боковые глухие) со срезанными углами завершены луковичными главками с чешуйчатым покрытием. Близкие по ширине квадратные в плане ярусы образуют столпообразную композицию колокольни, которую завершает световой барабан со шпилем.

Храм был расписан, судя по программе, ярославскими мастерами стенного письма в кон. 18 - нач. 19 вв. Авторская живопись сохранилась лишь на своде и стенах в палатке под колокольней. Несмотря на небольшие размеры помещения она ориентирована на программы росписи сводов основного храма. На восточном лотке - "Троица Новозаветная", под этой композицией летящие ангелы несут Тихвинскую икону Богородицы, на остальных - архангелы; в вершине свода - сонм порхающих серафимов и херувимов. На стене палатки помещён редкий для сельского храма сюжет "Видение Иоанна Лествичника", что, возможно, связано с тем, что Шунга была владением Патриаршего Чудова монастыря. На первом этаже на сводах и стенах живопись 2-й пол. - кон. 19 в. Композиции вписаны в архитектуру в виде отдельных картин,круглых медальонов с орнаментальными рамками и заполнением цветочным орнаментом между ними. Сюжеты росписи связаны с посвящением престола апостолам Петру и Павлу. В основе их иконографии - произведения академических мастеров и гравюры иллюстрированных библий. К началу 20 века храм в Шунге являлся одним из наиболее выдающихся памятников церковной архитектуры Костромского уезда.

Весной 1930 г. колхоз "По заветам Ильича" упорно пытался закрыть церковь, чтобы разместить в ней столовую и мастерские. Однако последовавшая после публикации статьи Сталина "Головокружение от успехов" частичная смена методов проведения коллективизации, осуждавшая, в частности, одновременное с организацией колхозов закрытие сельских церквей, спасло Покровский храм. Церковь в Шунге относится к числу немногих в районе, избежавших в советские времена закрытия.

По материалам: Н.А. Зонтиков "Храмы Костромского района"; Д.Ф.Белоруков "Деревни, сёла и города Костромского района"; "Памятники архитектуры Костромской области", выпуск 2, стр. 134-137.


Статью добавил(а): Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Галина Борисовна Климочкина,  12 марта 2014

Покровская церковь с. Шунги каменная, двухэтажная, с такою же колокольнею. Построена в 1788 году костромскими купцами Ильею и Алексеем Савиновыми при помощи приходских людей, обнесена каменной оградой, внутри коей приходское кладбище, без особой церкви. Престолов в церкви три: в верхнем этаже в честь Покрова Божией Матери, в нижнем во имя апостолов Петра и Павла и во имя св. пророка Илии и св. Алексия, митрополита Московского. Средства церкви - капитал в процентных бумагах разных кредитных учреждений на 1625 руб. 12 коп.

Причт: священник, диакон и псаломщик. Средства причта постоянные: жалование от казны священнику 108 руб., псаломщику 36 руб., диакон жалования не получает. Общий причтовый капитал 2729 руб. 50 коп. в разных процентных бумагах. Причтовые помещения свои, квартирных денег не получается. Церковной земли, состоящей в пользовании причта: луговой 20 десятин, пахотной 12 десятин, вся земля пахотная – песчаная, малоплодородная, сенокосная – болотистая. Вся почти земля отдается в аренду за 450 руб. в год. Планов на церковную землю три, межевых книг четыре.

Прихожан муж. пола 819, жен. пола 895, приход по характеру занятий сельскохозяйственный. Приходских селений 10, дальнейшие от церкви в 4 верстах. Школа при церкви земская.

«Краткие статистические сведения о приходских церквах Костромской епархии». Справочная книга, Кострома, Губернская типография 1911 г.


Статью добавил(а): Алексей Кротов,  3 мая 2017

В некогда богатом волостном центре Шунгской волости - селе Шунга, известном с ХIII века сохранилась величественная Покровская церковь. Вернее, это целых два храма, объединённых в двухэтажное здание: внизу - тёплый Петропавловский, вверху - летний Покровский. Так что действует церковь, и правда, круглый год. Построена она была в 1788 году костромскими купцами Ильёй и Алексеем Савиными. Те, надо полагать, имели знатный вкус в архитектуре - очень уж хороши получились пропорции и обводы крупной пятиглавой церкви, кораблём плывущей над деревней, возносящей в небо шпиль четырёхъярусной колокольни! Многие отмечали, что такая церковь и город бы украсила - не было в ней характерного для провинции упрощения, стремления сэкономить труд и деньги, или хуже того, попытки сверхпышным (до аляповатости) декором "закамуфлировать" безыскусные простецкие архитектурные формы. Нет этого в Покровском храме! А что есть? Есть скруглённые углы основных объёмов, в том числе трапезной. Есть такие же "сглаженные" барабаны, в плане квадратные, но визуально превращённые в восьмиугольники. Есть чешуйчатые главки с "шейками". Есть эффектное, вынесенное далеко за линию западного фасада колокольни крыльцо с лестницей (конечно, не ХVII век, но всё же)... Есть, наконец, значительной частью сохранившаяся роспись рубежа ХVII-ХVIII веков. Все это в наши дни поддерживается усилиями жителей, благо храм никогда не закрывался и избежал запустения, которое обычно оказывается роковым для отдалённых сельских церквей. Но Шунге, повторимся, повезло, несмотря на упорные попытки местного колхоза "По заветам Ильича" весной 1930 года забрать помещение себе, чтобы разместить в ней авторемонтные мастерские. Есть информация, что отстоять храм помогла статья... Сталина. Да-да, то самое "Головокружение от успехов", в котором вождь, помимо прочего, требовал прекратить ликвидацию церквей, "фиктивно прикрываемую общественно добровольным желанием населения".

Журнал "Православные Храмы. Путешествие по Святым местам". Выпуск №238, 2017 г.

Комментарии и обсуждение

Церковь 2 этажная - внизу Покровская, вверху св. Петра и Павла. Поэтому в Шунге 2 годовых праздника: 12 июля и 14 октября.
Обычно зимой действует нижняя церковь, а летом верхняя.
17 января 2007.


Внести изменения в объект

Что нужно изменить:

Пожалуйста, не забывайте указывать источник ваших данных.

Добавить статью или комментарий

Текст статьи

Если Вы не являетесь автором статьи – не забудьте, пожалуйста, указать источник


Пожалуйста, войдите на сайт или зарегистрируйтесь. Анонимно вы можете отправить лишь небольшое уточнение. Добавлять в каталог полноценные статьи могут лишь зарегистрированные авторы.




Добавить фотографию

Только зарегистрированные пользователи могут добавлять фотографии в каталог.