Наровчатский Троице-Сканов монастырь - наиболее интересный пример культовой архитектуры Пензенского края XVIII-XIX века. Расположен он на северной окраине современной Пензенской области, в 150 километрах от областного центра. Историю зодчества Пензенского края можно проследить, начиная со второй половины XVII века. С целью защиты юго-восточных окраин Московского государства здесь были устроены крепости и сторожевые остроги. Они то и положили начало городам будущей Пензенской губернии: Мокшану, Наровчату, Ломову, и самой Пензе, основанной в 1663 году. В одно время с появлением городов-крепостей края, происходит застройка монастырских комплексов, становившихся, при необходимости, боевыми форпостами.История строительства Наровчатского монастыря восходит ко времени царствования царя Алексея Михайловича. Вероятно, именно тогда на вотчинной земле князей Исканских был основан монастырь. Документов о названии монастыря, как и о дате его основания, не сохранилось. Возможно, это видоизмененное имя землевладельца, по другой версии название монастыря произошло от речки Скановой, протекавшей неподалеку.
Первые постройки монастыря были деревянными. В 1676 и 1785 они были полностью уничтожены пожарами, но неизменно, с огромными усилиями прихожан и молитвой монахов восстанавливались. Из грамот Патриарха Иоакима, данных на построение церквей, известно, что до пожара были три церкви и другие монастырские строения. После пожара 1676 года в монастыре был восстановлен храм во имя Живоначальной Троицы, а через два года церковь во имя св. Николая Чудотворца, разобранная в 1802 году. После пожара 1785 года, вторично уничтожившего деревянную постройку, Троицкую церковь возвели каменной. Тогда же по резолюции епископа Тамбовского преосвященного Феофила (монастырь относился к Тамбовской епархии) было принято решение все строения в монастыре возводить каменными. Каменные сооружения Троице-Сканова монастыря, сохранившиеся до наших дней, появились на рубеже XVIII — XIX веков. Комплекс монастыря сочетает в своей архитектуре элементы провинциальных и столичных построек, декоративные элементы барокко и классицизма, приемы культовой и светской архитектуры. История Сканова монастыря хранит многие чудесные явления и тайны. В конце XVII – начале XVIII веков Пензенский край из пограничной зоны постепенно превращается во внутреннюю область России. С этого времени начинается массовое каменное строительство, которое велось не только в крупных городах, но и в провинциальной глубинке. Это было связано с выходом в 1762 году манифеста “О вольности дворянства”. Освободившись от воинской обязанности дворянство, активно занялось хозяйством, строительством усадеб и возведением церквей в своих вотчинах.
Строительный период XVIII – первой половины XIX века для Пензенской губернии является наиболее значимым — именно в это время проводилась широкомасштабная застройка, формировался облик губернии. Стилистически этот период связан в губернии со становлением и развитием архитектурных стилей барокко и классицизма. Принято считать, что автором первых каменных построек Наровчатского Троице-Сканова монастыря – колокольни и собора был иеромонах Арсений I, принадлежащий к роду дворян Левицких. Видимо, этим и объясняются значительные пожертвования, позволившие в такой глуши возвести прекрасный культовый ансамбль. Загадкой является грамотная планировка столь крупного для скромной губернии монастырского комплекса. Сложное объемно-планировочное и конструктивное решение зданий и отдельные детали декора заставляют предполагать привлечение к проектированию монастыря столичных зодчих или мастеров, воспитанных на их творчестве. Искусствоведы часто проводят аналогии между застройкой Троице-Сканова монастыря и творчеством замечательного русского архитектора Василия Ивановича Баженова. Его влияние на становление русского зодчества было значимым не только в Москве, но и, возможно в большей степени, в провинциальных городах, где национальное самосознание порождало самобытность местных архитектурных школ. Кроме того, один из представителей многочисленного рода дворян Левицких, известный художник Д.Г. Левицкий входил в тот же кружок московских розенкрейцеров, что и В.И. Баженов. Скорее всего, эти творческие личности, разделявшие идеи масонства, входили в один круг общения в период 1770-1780 г. В этом случае вполне возможно предположение о консультациях великого мастера при строительстве монастыря и объяснимо присутствии в деталях собора каменных узоров, напоминающих масонскую символику.
Архитектура провинциальных культовых зданий России, построенных в концеXVIII- начале XIX века, отличается многообразием объемных типов и хорошими пропорциями. Во многих из них «читается» влияние творчества В.И. Баженова и М. Ф. Казакова. Это подражание в формировании композиций фасадов и копирование отдельных элементов и деталей: “баженовский” тип портиков с прямоугольными окнами первого света и круглыми второго света. Целое поколение губернских архитекторов было воспитано на творчестве великих мастеров. Так, пензенский губернский архитектор Урюпин в течение трех лет работал под руководством Баженова, что не могло не сказаться на характере провинциальной пензенской архитектуры. В архитектуре пензенского края, как и в других губерниях, наблюдается некоторое стилевое «отставание» от столичного зодчества. В среднем оно составляет 30-35 лет. Поэтому переход от барокко к классицизму происходит в провинции в концеXVIII- начале XIX века. В Пензенской губернии это наиболее заметно в планировочном решении культовых зданий. Так, до конца XVIII века храмы имели характерное для древнерусского зодчества продольно-осевое построение по оси восток-запад. Центричная планировка появилась в пензенских соборах при переходе от барокко к классицизму, а затем только к концу века, в период классицизма. Черты перехода от барокко к классицизму органично сочетаются в постройках Троице-Сканова монастыря. Уникальный Наровчатский ансамбль — единственный отголосок позднего барокко, в котором присутствуют элементы классического стиля. Стиль барокко в Пензенской губернии никогда не принимал роскошных «растреллиевских» декоративных форм, это, скорее, интерпретация рационального «петровского» барокко. В целом, архитектурно-художественная идея ансамбля восходит к традиции больших монастырских комплексов эпохи барокко, наиболее яркими образцам которых являются Смольный монастырь в Петербурге и Новодевичий монастырь в Москве. В архитектуре Троице-Сканова монастыря, как и в московском зодчестве, присутствует величественная силуэтность застройки. Общую композицию определяет интересная видовая панорама, полномасштабно открывающаяся со стороны дороги из Наровчата и от реки Мокши, бывшей некогда судоходной. Самые старые каменные постройки Наровчатского Троице-Сканова монастыря – колокольня и собор, занимают особое место среди архитектурных памятников, построенных в Пензенской губернии в конце XVIII века. Уникальные, не имеющие аналогов в провинции, они являются наиболее ярким примером сложного сочетания традиционных элементов этого стиля и местных архитектурных традиций. Застройка монастырского комплекса традиционно организована по периметру и объединена каменной оградой длиной около 400 метров. Доминирующим элементом композиции является здание Троицкого собора, расположенного в центральной части ансамбля.
Свято-Троицкий собор-традиционный для российского зодчества того времени двухэтажный пятиглавый четырехстолпный храм соборного типа. Собор стал самым крупным в XVIII веке храмом Пензенской губернии. Его размеры в плане — 35 х 21 м, высота около 40 метров. Он был заложен в 1795 году по резолюции Преосвященного Феофила, на месте сгоревшего деревянного собора. Но в том же 1795 году неудачно начатая церковь пошла трещинами и начала разрушаться. В том же году постройка была разобрана настоятелем Темниковой Санаксарской пустыни иеромонахом Вениамином , а на ее месте был заложен и возведен существующий монастырский собор. Проектов собора не сохранилось. Неизвестно, участвовали ли в строительстве архитекторы-профессионалы. Предположительно, создателями собора и колокольни были настоятели монастыря. Так, Арсений I возвел собор до окон первого этажа. Достроен и освящен собор при настоятеле Корнилии. В строительстве предполагается также участие казначея монастыря иеромонаха Парфения и настоятеля соседнего монастыря Вениамина. По легенде, каждый камень, укладывавшийся в стену нового собора, сопровождался молитвой. В нижнем зимнем (отапливаемом) храме расположен престол во имя Успения Божией Матери, освященный в 1801 году настоятелем – строителем Корнилием. В светлой верхней (летней, не отапливаемой) церкви разместился престол во имя Живоначальной Троицы, освященный в 1808 году настоятелем архимандритом Израилем.Интересна архитектура собора. В отличие от всех ранее построенных культовых зданий губернии, план собора имеет не продольно — осевое, вытянутое с запада на восток, а центричное построение. К квадратной центральной части здания примыкают равные по величине прямоугольники — алтарь и притвор. Это самостоятельные объемы, перекрытые полуциркульными сводами. Видимо, строители учли неудачный опыт первой постройки и решили «подстраховаться», придав конструкции некую разобщенность и дополнительную прочность. Арки не только обогащают пластику фасадов, но и выполняют роль контрфорсов, на которые опираются деревянные конструкции, поддерживающие покрытие сложной криволинейной формы, напоминающее покрытия «петровского» барокко. Тип храма “восьмерик на четверике”, когдана смену более тяжеловесному нижнему объему приходит стремление к объединению форм по вертикали, ступенчатости композиции. Идея ступенчатости подчеркивается купольным завершением: доминирует больший по размерам центральный купол, 4 меньших купола окружают его. В результате перспективного сокращения при близком подходе к северному и южному фасадам купола сливаются в цельный объем, напоминая эффект визуального восприятия церкви Иоанна Предтечи в Ярославле (памятник ЮНЕСКО, см. рисунок на банкноте в 1000 рублей).
На протяжении всего XVIII века пятиглавие было одним из ведущих типов завершений в русской культовой архитектуре, однако во второй половине XVIII века в Пензенской губернии встречается только в этом соборе. В общей композиции фасада здания лежат приемы, характерные как для столичных, так и для многих храмов пензенской губернии. Торжественно-нарядные фасады собора имеют двухосевое построение композиции. В результате этого фасады, обращенные в разные стороны, воспринимаются как равноценные. Окна собора имеют декор, характерный для построек петровской эпохи, например здание 12 коллегий, Летний дворец Петра I. А вот оконные проемы первого этажа оформлены рустом – прием, характерный для классицизма. Второй и третий этажи объединены широкими плоскими лопатками с каннелюрами. Прием замены пилястр на лопатки очень часто встречается в провинциальной классической архитектуре. Видоизмененные капители и база лопаток носят элементы масонской символики, характерной для архитектуры второй половины XVIII века — времени расцвета масонства в России. База выполнена в форме прямоугольной пирамидки с «объемной» росписью. В масонской символике пирамида — символ вечности и человеческой жизни. Хотя подобные пирамидки встречаются в русской архитектуре XVI – XVII веков, и, скорее всего, связаны с подражанием итальянской архитектуре, например Грановитая палата в Кремле и палаты Романовых на Варварке. А вот капители в виде квадратов и вписанными в них кругами с изображениями херувимов – несомненно, масонский прием. Круг, вписанный в квадрат, — символ вселенной. Венчают фасады фронтонные завершения, которые «поддерживают» объемы притвора и алтаря. На боковых фасадах (северном и южном) фронтоны размещены над небольшими ризалитами, заменившими в провинциальной архитектуре портики. Небольшие по своим размерам, они подчеркивают ступенчатый характер всего сооружения.
Трехъярусная каменная колокольня расположена к северу от собора. Она является наиболее ранним из ныне существующих сооружений обители. Монастырская доминанта была заложена в 1792 году на месте деревянной, которая была разобрана в 1795 году. 23 апреля 1796 г. в ней была освящена надвратная церковь во имя св. Николая Чудотворца. В архитектуре колокольни, как и в оформлении собора, заметны черты переходного периода от барокко к классицизму. Колокольня представляет собой традиционное для русской архитектуры столпообразное, трехъярусное сооружение высотой более 40 метров. Нижний ярус имеет сквозной проезд – Святые ворота. Над ними разместился Никольский храм. Над вторым глухим ярусом легко парит ротонда со звонами, завершенная вытянутым куполом с медальонами и ложными люкарнами. Венчает купол изящная главка на сквозном барабане. Своеобразный план, в котором два нижних яруса квадратные, со скошенными, закругленными внутрь углами, интересное завершение колокольни ротондой не встречались ранее в губернской архитектуре. В декоре фасадов ясно читается тектоника здания,- легкость деталей навершия поярусно сменяется фундаментальностью цокольной части. Ярусы четко разделены горизонталями антаблементов и украшены пилястрами и фронтонами, созвучными оформлению собора. Впервые в архитектуре Пензенской губернии так настойчиво подчеркивается высотная перспектива. Постепенно уменьшается высота и размеры пилястр, уже становится расстояние между ними, подчеркивается стройная уступчатость композиции. Благодаря этим приемам колокольня кажется выше собора, хотя их высота практически одинакова. Следует отдать должное изобретательности мастеров, использовавших самые разнообразные приемы в оформлении фасадов. Оригинально и завершение колокольни: медальоны, украсившие купол, дублированы полукруглыми выступами пояса, расположенного над карнизом верхнего яруса. Декор колокольни, как и собора, содержит, возможно, масонскую символику — прямоугольные пирамидки с «объемной» росписью в антаблементе нижнего двухэтажного яруса, круги на фронтонах.
Традиционно в монастырский комплекс входят настоятельский и братские корпуса, трапезная, пекарня, больничный корпус, церковь Иоанна Предтечи. Небольшие угловые башни подчеркивают ансамблевое единство комплекса, решенного в формах раннего классицизма. В середине XIX века у северо – восточного угла монастыря, за его стенами для богомольцев были построены четыре двухэтажных гостиничных корпуса, а в 1853 году – кладбищенская церковь в честь иконы Трубчевской Божией Матери. Икона была написана в городе Трубчевске Брянской области иеромонахом Чолнского мужского монастыря Евфимием в 1765 году. Неизвестно как икона оказалась в Троице-Скановом монастыре в Наровчате. Икона Трубчевской Божией Матери почитается как чудотворная, ей приписывается прекращение эпидемий холеры в Наровчате в 1831 и 1848 годах. Сейчас икона находится в главном соборе, обратиться к ней о даровании здоровья приезжают паломники со всей страны. Еще одна необычная икона находится в притворе храма. После ремонта стены его с обветшавшими росписями были закрашены. Однако через какое-то время лик иконы вдруг начал сам выступать на стене. Насельницы монастыря, а сегодня их здесь около 70, спокойно и сдержанно относятся к заинтересованным, а то и любопытным вопросам посетителей – паломников и туристов. Проведя по небольшой, полюбовно очень ухоженной, в цветниках и газонах территории, они всегда с гордостью рассказывают историю монастыря, о том, как благодаря тяжелому и кроткому труду сестер, эти, некогда руины, превратились в кусочек рая на земле.
С сайта: sa58ru/publication/troise-skanov-monastyr/