ГЛАВНАЯ О ПРОЕКТЕ ВХОД РЕГИСТРАЦИЯ

Сканово. Троице-Сканов женский монастырь.


Сканово. Троице-Сканов женский монастырь
Монастырь. Действует.  (все монастыри в каталоге →)
Год основания:не ранее 1650.
Ссылки: Официальный сайт  Ссылка на temples.ru 
Адрес:
442637, Пензенская область, Наровчатский район, с. Сканово

Координаты: 53.864846, 43.752707
Проезд:от Пензы рейсовым автобусом до посёлка Наровчат, или от города Ковылкино (республика Мордовия) рейсовым автобусом (25 км) до посёлка Наровчат. От п. Наровчат на попутном транспорте 5 км





Сортировка:

Троице-Сканов женский монастырь, Общий вид от Трубчевской часовни<br>, Сканово, Наровчатский район, Пензенская область
Общий вид от Трубчевской часовни
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Валерий Долженко
14 июня 2021
Троице-Сканов женский монастырь, , Сканово, Наровчатский район, Пензенская область
Константин С.
19 января 2015
Троице-Сканов женский монастырь, , Сканово, Наровчатский район, Пензенская область
Илья Киселёв
2 сентября 2013
Троице-Сканов женский монастырь, , Сканово, Наровчатский район, Пензенская область
Илья Киселёв
2 сентября 2013
Троице-Сканов женский монастырь, , Сканово, Наровчатский район, Пензенская область
олег алёхин
18 августа 2013
Троице-Сканов женский монастырь, , Сканово, Наровчатский район, Пензенская область
Олег Бирюков
20 сентября 2005
Троице-Сканов женский монастырь, Вид с востока<br>, Сканово, Наровчатский район, Пензенская область
Вид с востока
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Валерий Долженко
14 июня 2021
Троице-Сканов женский монастырь, , Сканово, Наровчатский район, Пензенская область
Илья Киселёв
2 сентября 2013
Троице-Сканов женский монастырь, , Сканово, Наровчатский район, Пензенская область
Алексей Кротов
27 апреля 2019
Троице-Сканов женский монастырь, , Сканово, Наровчатский район, Пензенская область
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Василий Шелёмин
22 апреля 2013
Троице-Сканов женский монастырь, , Сканово, Наровчатский район, Пензенская область
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Василий Шелёмин
22 апреля 2013
Троице-Сканов женский монастырь, , Сканово, Наровчатский район, Пензенская область
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Василий Шелёмин
22 апреля 2013
Троице-Сканов женский монастырь, , Сканово, Наровчатский район, Пензенская область
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Василий Шелёмин
22 апреля 2013
Троице-Сканов женский монастырь, июль 2011г.<br>, Сканово, Наровчатский район, Пензенская область
июль 2011г.
Елена Давыдова
??
Троице-Сканов женский монастырь, Фото 1926 года из фондов Музея-заповедника Наровчатского района<br>, Сканово, Наровчатский район, Пензенская область
Фото 1926 года из фондов Музея-заповедника Наровчатского района
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Василий Артамонов
1 января 1926
Троице-Сканов женский монастырь, Фотоснимок сделан с фотографии 1990-го года<br>, Сканово, Наровчатский район, Пензенская область
Фотоснимок сделан с фотографии 1990-го года
Алексей Кротов
1 июля 1990



Карта и ближайшие объекты


Приблизить
Отдалить
Развернуть



Статьи


Екатерина Рябикина  30 ноября 2005

Когда основан монастырь, определить трудно. Бывший пожар в 1676 году 26 апреля истребил все документы, по которым можно было бы проследить его первоначальную судьбу. Из грамот Патриарха Иоакима, данных на построение церквей, известно, что до пожара были три церкви и другие монастырские строения. На этом основании можно заключить, что этот монастырь существовал задолго до 1676 года и в это время уже имел вид благоустроенный. Первоначально эта обитель находилась в ведении Патриархов, в позднее время перешла в ведение Преосвященных Тамбовского, Нижегородского. По открытии же Пензенской губернии и утверждении г.Пензы в 1801 году губернским, упраздненный г. Наровчат был восстановлен к Пензенской губернии, с ним и Сканов монастырь перешел в ведение Пензенских епархиальных Преосвященных, в коем и доныне состоит.

Название Сканова монастыря, как значится в "Истории церковной Российской иерархии" (т. 5, стр. 136), произошло от речки Скановой, которой в настоящее время нет поблизости к монастырю. А также существует предание старожилов: название монастыря произошло от фамилии некоих бояр Исканских, которым принадлежала местность пустыни. Точных документов о названии Сканова монастыря не сохранилось. После пожара 1676 года были вновь построены деревянная церковь во имя Святой Троицы и церковь во имя Святителя Николая Чудотворца. Но Троицкая церковь около 1785 года опять сгорела, а Николаевская в 1802 году за ветхостью колокольни, в которой она находилась, была разобрана. Было принято решение строить все строения в монастыре каменные.

В 1795 году по резолюции Преосвященного Феофила, епископа Тамбовского, был заложен посреди обители новый соборный храм двухэтажный, о пяти главах, с росписью снаружи. В нижнем этаже храма престол во имя Успения Божией Матери, который был освящен настоятелем-строителем Корнилием 8 октября 1801 года. В верхнем храме престол во имя Живоначальной Троицы, освященный 29 мая 1808 года настоятелем архимандритом Израилем. Иконы в иконостасе, священные изображения на стенах и столпах были писаны казначеем монастыря иеромонахом Парфением. На северной стороне, среди ограды, прямо против собора, в колокольне, над святыми вратами была устроена небольшая церковь во имя Святителя и Чудотворца Николая. Она была освящена 23 апреля 1796 года. На южной стороне монастыря находится больничная церковь во имя Усекновения главы Иоанна Предтечи. Устроена она в 1809 году игуменом монастыря Корнилием и им освящена в 1812 году.

Ранее монастырь был мужским. В 1990 году по ходатайству и требованию общественности обитель была передана Русской Православной Церкви. По благословению Владыки Серафима, Архиепископа Пензенского и Кузнецкого, был учрежден женский монастырь. Первое богослужение в монастыре было совершено 12 апреля 1990 года в Великий Четверг на Страстной недели.

Особо почитаемой святыней в монастыре является икона Божией Матери, именуемая "Трубчевская", которая была писана в городе Трубчевске (Брянская область) монахом Челнского мужского монастыря Евфимием в 1765 году, как значится в надписи на иконе. Подробных сведений о том, как оказалась икона в Троице-Скановом монастыре, не сохранилось. Эта икона числится в списках чудотворных икон России, хотя письменных свидетельств о чудотворениях не сохранилось в связи с пожаром 26 апреля 1676 года, при котором сгорели все документы о монастыре. Но остались воспоминания и рассказы старожилов о чудесной помощи этой иконы.

В 2-3 км к северо-востоку от наземного монастыря расположены пещеры, где в прошлом подвизались монахи-отшельники. Гора Плодская, в которой и расположены подземные ходы, обрамлена лесом. Место живописное. У подножия находится целебный источник в честь святых преподобных Антония и Феодосия, Киево-Печерских чудотворцев. Когда-то здесь был вход в пещерный лабиринт, стояла часовня. На вершине горы были построены каменная церковь в честь этих святых, часовня и несколько келий для братии.

Старожилы рассказывают, что в начале века скановские пещеры имели очень привлекательный вид. Основной вход был выложен красивым орнаментом. Сводчатые потолки и стены пещер были побелены, в маленьких нишах перед каждой кельей в проходах стояли зажженные свечи. В августе 1980 года пещеры исследовала московская спелеологическая экспедиция, которая установила, что пещерный комплекс имеет искусственное происхождение, что подтверждается тщательным осмотром всех доступных полостей. Этот факт подтверждается и сведениями из "Пензенских епархиальных ведомостей" (№ 13 от 01.07.1877 г., стр. 20-21). "... Над ископанием их первый трудился послушник обители Иоанн, за ним и другие, но более всех монах Арсений, который почти всегда и жил здесь". На протяжении столетий подземные сооружения расширялись и перестаивались, появились новые галереи и кельи. В настоящее время лабиринт пещер представлен ходами и кельями, расположенными в трех ярусах, соединяющимися между собой. В различных ярусах зафиксирована устойчивая температура: 1-ый ярус - 11-12 град., 2-ой - 8-9 град., 3-ий - 6-7 град. Эта температура сохраняется неизменной и зимой, и летом. Внутренний микроклимат пещер неповторим. В подземелье воздух целительный, свежий и чистый. В ходе экспедиционных работ была определена протяженность подземных полостей - 670 метров (нынешняя протяженность в результате многих завалов составляет 590 метров).

Статья сформирована на основе выдержек из информации размещенной на официальном сайте Троице-Сканова монастыря http://troice-skanov.narod.ru и http://narovchat.h14.ru/


Александр Богданов
 
Александр БогдановАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)  19 марта 2007

Сканов Троицкий монастырь, заштатный, в местности, принадлежавшей ранее фамилии Исканских, в 3 верстах от города Наровчата, на берегу реки Мокши. Время основания его относится к половине XVII века. Здесь находится чудотворная Трубчевская икона Богоматери. По имеющейся на этой святой иконе надписи, она была написана священником города Трубчевска, Орловской губернии, Евфимием; празднование ей совершается 3 октября, по случаю освящения в этот день в честь ее храма.

Из книги С.В. Булгакова «Русские монастыри в 1913 году»


Анонимный участник  5 января 2009

При посещении Свято-Троицкого Сканова монастыря 3 октября 1999 года (празднование чудотворной Трубчевской иконы Божией Матери) Святейший Патриарх Алексий II назвал монастырь «жемчужиной» России. Первые упоминания о монастыре датированы XVII веком, хотя он имеет более древнюю историю. К сожалению, во время пожаров сгорели архивы и точную дату установить сложно. C момента основания до советского периода монастырь был мужским. В 30-е годы прошлого века его закрыли, а в храмах разместили птицефабрику, магазин, гараж, столовую, затем — склад, клуб. Последний настоятель мужского монастыря архимандрит Филарет, казначей и келейник остались при разрушенном соборе, но затем были сосланы и заключены в лагеря. В прошлые века более тысячи монахов занимались благоустройством монастыря, налаживанием быта и «установлением распорядка, благоприятствующего достижению духовного преуспеяния». Монастырский архитектурный комплекс включает в себя несколько жилых корпусов (архиерейский, священнический, настоятельский и трапезный), подсобные помещения, колокольню с надвратной Свято-Никольской церковью и небольшую кладбищенскую церковь чудотворной Трубчевской иконы Божией Матери.

Архитектурный ансамбль монастыря в стиле переходного периода от барокко к классицизму выстроен четырёхугольником и напоминает крепость. В центре комплекса расположен Свято-Троицкий собор, имеющий нижний — действующий храм Успения Божией Матери и верхний храм — во имя Живоначальной Троицы. Сегодня монастырь не узнать. Всё утопает в зелени — розах и садовых цветах, альпийских горках и вьющихся растениях... Удивительно чистый воздух и природная тишина. Сегодня в монастыре 70 насельниц, среди которых три схимонахини, 20 монахинь, семь инокинь, 15 послушниц, кандидаты в послушницы и постоянные паломницы. Много молодых в возрасте до 35 лет. Да и в монастыре они уже не один год. Получив благословление на монашество, съехались в Сканово со всей России. Почти у всех монахинь педагогическое образование. Многие умеют водить легковые и грузовые машины и по необходимости ездят на них. Работает своя воскресная школа. Кроме этого, монахини выезжают в шесть сёл по области, где открыты филиалы воскресных школ, и занимаются с деревенскими детишками. Уроки разные — от Закона Божия, основ нравственности и истории церкви до рукоделия и бисероплетения.

Жизнь здесь нелёгкая. Монастырский устав предполагает строгий распорядок дня. Уже в 5.30 — утреннее молитвенное правило, затем матушка-игуменья благословляет на послушания, и день проходит в трудах. Послушания — в трапезной, в просфорной, в швейной, в ризной, на скотном дворе. Летом — работа на огороде, на пастбищах, сенокосе. В свободное время сёстры занимаются рукоделием — златошвейным мастерством, вышивкой бисером икон и так далее. Завтрак, обед и ужин — по времени. Вечером день заканчивается общей молитвой. По благословению Патриарха Алексия II в мае 1993 года настоятельницей обители была назначена благочинная монахиня Евстолия. На ней лежит огромная ответственность за хозяйственные дела, душевное состояние и материальные нужды сестёр, встреча гостей и паломников. Обращаются к матушке и за духовным советом и помощью. Монастырь живёт натуральным хозяйством. Есть здесь скотный двор с коровами, овцами и козами, своя молочная мастерская (пахтают вручную масло, делают сыры, творог), пчельник. Огород и сад ухожены. Урожая ягод хватает на зиму. Современная теплица даёт к столу ранние овощи (к слову, в монастырях не едят мясного, заменяют его растительными белками — грибами, фасолью, баклажанами).

В паре километров от обители расположился уникальный пещерный комплекс протяжённостью 670 метров. Наровчатские монастырские пещеры по этому показателю превосходят знаменитые Киево-Печерские. Поднявшись по лестнице в 100 ступеней, через оформленный вход попадаешь в длинные галереи-ходы с 16 кельями. Пещеры представляют собой три уровня с определённой и постоянной температурой (независимо от времени года) на каждом уровне. По легенде, были ещё два уровня, на одном из которых располагалось подземное озеро. В советские времена здесь побывал даже Юрий Сенкевич (врач, путешественник, ведущий передачи «Клуб кинопутешествий»). В начале века пещеры имели несколько иной вид: на входе располагалась часовня, на вершине горы — каменная церковь. В 1930-е годы она была полностью разрушена.

В Скановом монастыре есть и своя святыня — Трубчевская икона Божией Матери, написанная монахом Челнского мужского монастыря Евфимием в 1756 году. В конце позапрошлого века в Наровчате дважды случилась эпидемия холеры. От повального мора население спасла икона, предваряющая крестный ход вокруг города… После закрытия храма святыня была утеряна, но в 1988 году всё же найдена в запасниках Наровчатского краеведческого музея изрядно пострадавшей. По благословению ныне почившего в бозе высокопреосвященнейшего владыки Серафима, архиепископа Пензенского и Кузнецкого, икона была отправлена на реставрацию в Троице-Сергиеву лавру. Сегодня она занимает в храме почётное место, для неё сделан искусной работы киот и прихожане имеют возможность помолиться святыне.

Елена Ермолаева


Алексей Кротов
 
Алексей Кротов  13 апреля 2018

Начальная история Троице-Сканова монастыря затерялась где-то в первой половине ХVII века. Пожар 1676 года, к большому сожалению, уничтожил все имеющиеся тогда в монастыре документы. Название местности, где была основана обитель, истолковывается так: Местность, вместе с селом и монастырскими землями, исстари принадлежала боярам Исканским, и монастырь прежде носил именно это название, а село именовалось Искановым. Но с течением времени в народе повелось называть местность Сканью. Скановым стал и монастырь. Благодаря активности настоятелей монастырь довольно быстро отстроился после пожара и даже умножил свои владения. В частности, в 1688 году, как известно из документов Приказа Большого Дворца, "против челобития Нижнеломовского городища, Живоначальные Троицыскановой пустыни строителя старца Кирилла с братиею, велено им в Наровчатском городище из пустого огороду, на котором прежде сего севали на обиход Великих Государей анис, отвесть под двор и часовню 40 саж. в длину и 20 саж. в ширину". А еще прежде того, в 1673 году, Сканову монастырю по челобитью "черного попа Феодосия с братией да старца Кирилла" отвели "земли пашенностей и лесной поросли в полянках девяносто десятин, да сенных покосов по смете на семьсот копен".

В ХVIII веке обитель не только не запустела, но оказалась способна принять насельников из упразднённых по реформе 1764 года Краснослободского Предтеченского монастыря и Инсарской пустыни, и в 1786 году епископ Пензенский Афанасий (Корчанов) представил в Синод прошение об увеличении штатного числа монашествующих для Сканова монастыря. Предварительно здесь был введён строгий общежительный устав. Тем не менее, монастырские постройки вплоть до конца ХVIII века оставались деревянными, в том числе возведённые после пожара Троицкая и Никольская церкви. При этом Троицкая церковь простояла только до 1785 года, когда обитель снова погорела, хотя и не столь масштабно, как сто лет назад.

В 1795 году на месте сгоревшей Троицкой церкви был заложен ныне существующий собор. После этого пожара 1785 года, было принято решение постепенно отстраивать основные монастырские здания из кирпича. Последний деревянный храм обители, Никольский, разобрали "за ветхостью" в 1802 году. В 1792 году заложили первую каменную постройку обители - колокольню в четыре яруса. К 1796 году колокольню достроили, а в нижнем ярусе её устроили Никольскую церковь. По-видимому, в деревянном Никольском храме тогда уже не служили, предназначив его к сносу. Одновременно строился Троицкий собор, в одном с колокольней "сложносочиненном" стиле. Через несколько месяцев после его завершения, в 1809 году, с южной стороны монастырского двора началось возведение трапезной церкви в честь Усекновения главы Иоанна Предтечи. Её освятил в 1812 году игумен Корнилий. При нём же была построена и освящена больничная церковь с кельями при ней. Он, как говорится о нём в описании монастыря, "устроил, украсил и позлатил иконостасы, как в соборе, так и в больничной церкви, украсил церкви настенной росписью, им же приобретены колокола, хорошая ризница, ковчеги и паникадила и прочая церковная утварь".

Следующий этап формирования Троице-Сканова монастыря как единого архитектурного целого падает на середину ХIХ века, на довольно продолжительную эпоху настоятельства архимандрита Филарета (1827-1854), которого в монастырской истории принято называть "первым", поскольку впоследствии обителью управлял ещё один архиманрит Филарет (именно ему пришлось пережить закрытие обители). Главным памятником деятельности Филарета I в Скановой обители стала кладбищенская церковь, освящённая в 1853 году в честь главной монастырской святыни - Трубчевской иконы Божией Матери, к тому времени уже прославленной многочисленными чудотворениями. Разрастался монастырь, ведя довольно обширную хозяйственную деятельность и принимая большое число паломников, в том числе и за пределы ограды. "Вне ограды", - читаем в краткой летописи монастыря, - для посетителей были построены четыре двухэтажных каменных гостиных корпуса. В одном из корпусов находилась больница для братии и посетителей и иконописная. На берегу реки Мокши стояла деревянная кузница. Близ монастыря были расположены: хлебный амбар, каменная рига, гостиный, скотный и конный двор, каменный ледник и хозяйственные строения. При монастыре был разведен сад, огород и имелись сенокосные луга и лесные угодья". Последнее, впрочем, к монастырской архитектуре относится лишь опосредованно, составляя как бы её обрамление. Что же касается мельницы на реке Шелдаис, то её пожаловал Троице-Скановой обители в 1797 году император Павел I. Наконец, на небольшом удалении от ограды находилась пасека на 80 ульев, в избытке дававшая мёд и воск для монастырских нужд.

Богослужебная жизнь в монастыре была довольно напряжённой, однако, помимо молитвенных трудов, иноки несли ещё труды в общечеловеческом смысле этого слова: косили, пахали, огородничали, ловили рыбу, ухаживали за скотиной. Число насельников к началу ХХ века всё более увеличивалось. Особенно людно бывало в Сканове на праздники, сопровождавшиеся крестными ходами. Крестных ходов в прежнее время здесь совершалось три (помимо общепринятых) - на Троицу и Успение (вокруг монастыря) и 3 октября, в день Трубчевской иконы Божией Матери, - к кладбищенской церкви, посвящённой ей. Всё это разом рухнуло с приходом большевиков.

В 1928 году Троице-Сканов монастырь был закрыт. Насельникам предложили убираться подобру-поздорову. Некоторое время несколько монахов, включая настоятеля, архимандрита Филарета (Игнашкина), ещё оставались в обители, живя в притворе Троицкого собора. Все жилые корпуса советская власть к концу 1920-х годов уже прибрала к рукам. В начале 1930-х годов в распоряжении новых хозяев жизни поступил и собор. Здесь устроили склад и птицеферму. Корма для птиц готовили в кладбищенской церкви, а в Иоанно-Предтеченском храме действовал клуб, в котором проводились танцы. Остальные монастырские здания были заняты магазином, столовой, гаражом и жильём для работников птицефермы. Кроме того, расчищая монастырскую территорию до состояния пустыря, её тогдашние хозяева утопили в реке почти все надгробья.

В 1990 году полуразрушенную обитель вернули Церкви. Возобновлена она была как женская. Пришедши в Сканово, инокини обнаружили Троицкий собор без крестов, без окон, почти без крыши, не говоря о том, что - без некогда существовавших росписей (частью забеленых, частью сбитых). До уровня первого этажа храм был завален землёй. В столь же унылом состоянии пребывали и другие монастырские постройки. Первое богослужение в возрождаемом монастыре было совершено 12 апреля 1990 года, в Великий Четверг. Монастырский хор в тот день составляли всего три человека, регентовала игумения Митрофания. С этого дня молитва в Скановом монастыре не прерывалась. Богослужения совершаются ежедневно, читается неусыпная Псалтирь. Молитвой - в пять часов утра, когда по двору разносится звон монастырского колокола, - начинается каждый новый день. После молитвенного правила сёстры расходятся на послушания. В свободное от послушания время сёстры занимаются рукоделием: плетут чётки и пояса, вышивают бисером иконы, делают поделки из природного материала, учатся золотошвейному мастерству, переплетают книги... Кроме того, в монастыре есть воскресная школа для детей, занятия в которой также ведут инокини.

Из журнала "Православные Храмы. путешествие по Святым местам". Выпуск №112, 2014 г.


Алексей Кротов
 
Алексей Кротов  3 мая 2019

Около 1786 года в Троицком-Сканове монастыре вводится Устав строгого общежития, как значится об этом в Представлении Святейшему Правительствующему Синоду Пензенского епископа Афанасия на предмет увеличения штатного числа монашествующих. В ХIХ веке штатное число монашествующих в обители ещё более увеличилось. До этого, в 1764 году в Троице-Сканову обитель были переведены монашествующие упразднённых обителей: Краснослободского Предтеченского монастыря и Инсарской пустыни. Хранение монашеских традиций и духовная жизнь в монастыре привлекали в обитель всех, ищущих вечного спасения. Божественная служба совершалась в обители по общему Церковному Уставу. Всенощное бдение было довольно продолжительное, потому что в продолжение его читалось постоянно Толковое Евангелие и житие святого по Прологу. Ранние Литургии совершались в 5 часов утра: зимою - в больничной церкви, летом - в кладбищенской. В зимнее время, с Покрова Божией Матери, к Литургии благовест начинался в 9 утра в праздники и в летнее время - в 8 часов. В воскресные дни перед поздней Литургией всегда служился молебен Пресвятой Богородице настоятелем со всей братией перед чудотворным Трубчевским образом Божией Матери. На Литургиях всегда читалось поучение. Вечерняя начиналась летом в 17, а зимой в 16 часов. После вечернего богослужения читалось правило: каноны Иисусу Сладчайшему, Божией Матери и Ангелу Хранителю, Акафисты же читались накануне воскресного дня, на среду и пятницу - акафист Спасителю, на понедельник же, вторник, четверг и субботу - акафист Божией Матери. После вечерней трапезы, по звону малого колокола, братия опять собиралась в церковь, где читалось малое повечерие, затем - помянник и вечерние молитвы. Крестных ходов, кроме совершаемых по всей России в три известные дня, т. е. 6 января, 1 августа и в день Преполовения Пятидесятницы, совершалось в Скановом монастыре ещё три: два вокруг монастыря в храмовые праздники Святой Троицы и Успения Божией Матери (эти ходы введены издревле) и один - в честь Трубчевской иконы Божией Матери, во вновь построенную кладбищенскую церковь, в день освящения её (3 октября). Этот ход введён по устному благословению епископа Амвросия II с 1854 года.

Монастырь обладал богатой ризницей, основательной библиотекой и архивом. Среди архивных рукописей стоит отметить слудующие: 1. Две рукописи от 31 октября и 4 ноября 7181 (1673) года об отводе Скановой обители "земли пашенной и лесной поросли в полянках девяносто десятин, да сенных покосов по смете на семьсот копен", по Указу Царя Алексея Михайловича, вследствие "челобития черного попа Феодосия с братией да старца Кирилла". 2. Две выписки с писцовых 7187 (1679) и 7188 (1680) гг. в книге Семена Секиотова на отведённую выше землю "двадцати десятин с полдесятиною": первая - от 19 декабря 7189 (1681) года, данная "черным попом Феодосию и строителю Иоанну с братией", вторая - от 31 июля 7197 (1689) года, данная строителю иеромонаху Моисею с братией. 3. Два Указа Великих Государей и Великих Князей Иоанна Алексеевича, Петра Алексеевича и Великой Государыни Софии Алексеевны. Содержание их изложено в грамоте, из Приказа Большого двора: "против челобития Нижнеломовского уезда Наровчатского городища, Живоначальные Троицыскановой пустыни строителя старца Кирилла с братиею, велено им в Наровчатском городище из пустого огороду, на котором, прежде всего севали на обиход Великих Государей анис, отвесть под двор и часовню 40 саженей в длину и 20 саженей в ширину". Первый дан строителю старцу Кириллу с братией 7192 (1684) года 19 февраля, второй - строителю иеромонаху Иоанну с братией 7196 (1688) года 10 февраля. После пожара 1676 года были вновь построены деревянные церкви во имя Святителя Николая Чудотворца. Но Свято-Троицкая церковь около 1785 года опять сгорела, а Свято-Никольская в 1802 году за ветхостью колокольни, в которой она находилась, была разобрана. В 1792 году на северной стороне, среди ограды, была заложена, а затем построена высокая каменная колокольня. В ней над святыми вратами, с 1793 до 1996 года, устроена была Свято-Никольская церковь, которая, по благословению епископа Тамбовского Феофила, строителем монастыря иеромонахом Назарием 23 апреля 1796 года была освящена. С 1795 года посредине монастыря на месте разобранной одноэтажной каменной Свято-Троицкой церкви началось строительство каменного двухэтажного, о пяти главах, Свято-Троицкого собора. Нижний храм собора был с двумя престолами: в честь Успения Божией Матери и трёх святителей. Освящён 8 октября 1801 года строителем монастыря игуменом Корнилием. 29 мая 1808 года, по благословению епископа Пезенского Моисея, архимандритом Израилем был освящён верхний храм собора во имя Святой Живоначальной Троицы. На южной стороне монастыря в 1809 году была построена трапезная церковь в честь Усекновения главы Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна, которая игуменом монастыря Корнилием в 1812 году была освящена. В 1853 году при игумене монастыря Филарете, по благословению епископа Пензенского Амвросия, построена и тем же Преосвященным освящена каменная кладбищенская церковь Трубчевской иконы Божией Матери.

В 7181 (1673) году по Указу Царя Алексея Михайловича, Феодора, Петра Алексеевича и Царицы Софии Алексеевны была отведена монастырю земля: "а по мере той земли в той округе, что отказано Сканову монастырю, пашенной и лесной поросли в полянках девяносто десятин, да сенных покосов по смете по семьсот копен", и как сказано в другом документе, "распашные земли и редколесья сорок десятин с полутретью десятиною в поле, а в дву потому ж", т. е. как яснее выражено ещё в другом акте, "распашной земли и редколесья сто двадцать десятин с полдесятиною подле черного большого леса около нея". Земля, пожалованная в 7192 (1684) году в селе Наровчат и составляющая три десятины, имела площадь в длину 40, а в ширину 20 сажень. Со времени же генерального межевания монастырь имел во владении 480 десятин, 820 квадратных сажень для посева ржи, овса и гречихи. В летнее время братия занималась землепашеством и рыбной ловлей в реке Мокше. Недалеко от обители находился пчельник (до 80 ульев), дающий мёд и воск для монастырских свечей. На реке Шелдаис, при селе Монастырское находилась пожалованная монастырю в 1797 году Императором Павлом I водяная деревянная мельница. Вне ограды, для посетителей были построены четыре двухэтажных каменных гостиных корпуса. В одном из корпусов находилась больница для братии и посетителей и иконописная. На берегу реки Мокши стояла деревянная кузница. Близ монастыря были расположены: хлебный амбар, каменная рига, гостинный, скотный и конный двор, каменный ледник и хозяйственные строения. При монастыре был разведён сад, огород, имелись сенокосные луга и лесные угодья. Такой благоустроенный вид имел монастырь до революции 1917 года. С наступлением же советского времени из-за притеснений монашеская жизнь Свято-Троицкого Сканова монастыря постепенно стала угасать...

Из книги "Свято-Троицкий Сканов женский монастырь", 2016.


Алексей Кротов
 
Алексей Кротов  7 декабря 2023

Наровчатский Троице-Сканов монастырь - наиболее интересный пример культовой архитектуры Пензенского края XVIII-XIX века. Расположен он на северной окраине современной Пензенской области, в 150 километрах от областного центра. Историю зодчества Пензенского края можно проследить, начиная со второй половины XVII века. С целью защиты юго-восточных окраин Московского государства здесь были устроены крепости и сторожевые остроги. Они то и положили начало городам будущей Пензенской губернии: Мокшану, Наровчату, Ломову, и самой Пензе, основанной в 1663 году. В одно время с появлением городов-крепостей края, происходит застройка монастырских комплексов, становившихся, при необходимости, боевыми форпостами.История строительства Наровчатского монастыря восходит ко времени царствования царя Алексея Михайловича. Вероятно, именно тогда на вотчинной земле князей Исканских был основан монастырь. Документов о названии монастыря, как и о дате его основания, не сохранилось. Возможно, это видоизмененное имя землевладельца, по другой версии название монастыря произошло от речки Скановой, протекавшей неподалеку.

Первые постройки монастыря были деревянными. В 1676 и 1785 они были полностью уничтожены пожарами, но неизменно, с огромными усилиями прихожан и молитвой монахов восстанавливались. Из грамот Патриарха Иоакима, данных на построение церквей, известно, что до пожара были три церкви и другие монастырские строения. После пожара 1676 года в монастыре был восстановлен храм во имя Живоначальной Троицы, а через два года церковь во имя св. Николая Чудотворца, разобранная в 1802 году. После пожара 1785 года, вторично уничтожившего деревянную постройку, Троицкую церковь возвели каменной. Тогда же по резолюции епископа Тамбовского преосвященного Феофила (монастырь относился к Тамбовской епархии) было принято решение все строения в монастыре возводить каменными. Каменные сооружения Троице-Сканова монастыря, сохранившиеся до наших дней, появились на рубеже XVIII — XIX веков. Комплекс монастыря сочетает в своей архитектуре элементы провинциальных и столичных построек, декоративные элементы барокко и классицизма, приемы культовой и светской архитектуры. История Сканова монастыря хранит многие чудесные явления и тайны. В конце XVII – начале XVIII веков Пензенский край из пограничной зоны постепенно превращается во внутреннюю область России. С этого времени начинается массовое каменное строительство, которое велось не только в крупных городах, но и в провинциальной глубинке. Это было связано с выходом в 1762 году манифеста “О вольности дворянства”. Освободившись от воинской обязанности дворянство, активно занялось хозяйством, строительством усадеб и возведением церквей в своих вотчинах.

Строительный период XVIII – первой половины XIX века для Пензенской губернии является наиболее значимым — именно в это время проводилась широкомасштабная застройка, формировался облик губернии. Стилистически этот период связан в губернии со становлением и развитием архитектурных стилей барокко и классицизма. Принято считать, что автором первых каменных построек Наровчатского Троице-Сканова монастыря – колокольни и собора был иеромонах Арсений I, принадлежащий к роду дворян Левицких. Видимо, этим и объясняются значительные пожертвования, позволившие в такой глуши возвести прекрасный культовый ансамбль. Загадкой является грамотная планировка столь крупного для скромной губернии монастырского комплекса. Сложное объемно-планировочное и конструктивное решение зданий и отдельные детали декора заставляют предполагать привлечение к проектированию монастыря столичных зодчих или мастеров, воспитанных на их творчестве. Искусствоведы часто проводят аналогии между застройкой Троице-Сканова монастыря и творчеством замечательного русского архитектора Василия Ивановича Баженова. Его влияние на становление русского зодчества было значимым не только в Москве, но и, возможно в большей степени, в провинциальных городах, где национальное самосознание порождало самобытность местных архитектурных школ. Кроме того, один из представителей многочисленного рода дворян Левицких, известный художник Д.Г. Левицкий входил в тот же кружок московских розенкрейцеров, что и В.И. Баженов. Скорее всего, эти творческие личности, разделявшие идеи масонства, входили в один круг общения в период 1770-1780 г. В этом случае вполне возможно предположение о консультациях великого мастера при строительстве монастыря и объяснимо присутствии в деталях собора каменных узоров, напоминающих масонскую символику.

Архитектура провинциальных культовых зданий России, построенных в концеXVIII- начале XIX века, отличается многообразием объемных типов и хорошими пропорциями. Во многих из них «читается» влияние творчества В.И. Баженова и М. Ф. Казакова. Это подражание в формировании композиций фасадов и копирование отдельных элементов и деталей: “баженовский” тип портиков с прямоугольными окнами первого света и круглыми второго света. Целое поколение губернских архитекторов было воспитано на творчестве великих мастеров. Так, пензенский губернский архитектор Урюпин в течение трех лет работал под руководством Баженова, что не могло не сказаться на характере провинциальной пензенской архитектуры. В архитектуре пензенского края, как и в других губерниях, наблюдается некоторое стилевое «отставание» от столичного зодчества. В среднем оно составляет 30-35 лет. Поэтому переход от барокко к классицизму происходит в провинции в концеXVIII- начале XIX века. В Пензенской губернии это наиболее заметно в планировочном решении культовых зданий. Так, до конца XVIII века храмы имели характерное для древнерусского зодчества продольно-осевое построение по оси восток-запад. Центричная планировка появилась в пензенских соборах при переходе от барокко к классицизму, а затем только к концу века, в период классицизма. Черты перехода от барокко к классицизму органично сочетаются в постройках Троице-Сканова монастыря. Уникальный Наровчатский ансамбль — единственный отголосок позднего барокко, в котором присутствуют элементы классического стиля. Стиль барокко в Пензенской губернии никогда не принимал роскошных «растреллиевских» декоративных форм, это, скорее, интерпретация рационального «петровского» барокко. В целом, архитектурно-художественная идея ансамбля восходит к традиции больших монастырских комплексов эпохи барокко, наиболее яркими образцам которых являются Смольный монастырь в Петербурге и Новодевичий монастырь в Москве. В архитектуре Троице-Сканова монастыря, как и в московском зодчестве, присутствует величественная силуэтность застройки. Общую композицию определяет интересная видовая панорама, полномасштабно открывающаяся со стороны дороги из Наровчата и от реки Мокши, бывшей некогда судоходной. Самые старые каменные постройки Наровчатского Троице-Сканова монастыря – колокольня и собор, занимают особое место среди архитектурных памятников, построенных в Пензенской губернии в конце XVIII века. Уникальные, не имеющие аналогов в провинции, они являются наиболее ярким примером сложного сочетания традиционных элементов этого стиля и местных архитектурных традиций. Застройка монастырского комплекса традиционно организована по периметру и объединена каменной оградой длиной около 400 метров. Доминирующим элементом композиции является здание Троицкого собора, расположенного в центральной части ансамбля.

Свято-Троицкий собор-традиционный для российского зодчества того времени двухэтажный пятиглавый четырехстолпный храм соборного типа. Собор стал самым крупным в XVIII веке храмом Пензенской губернии. Его размеры в плане — 35 х 21 м, высота около 40 метров. Он был заложен в 1795 году по резолюции Преосвященного Феофила, на месте сгоревшего деревянного собора. Но в том же 1795 году неудачно начатая церковь пошла трещинами и начала разрушаться. В том же году постройка была разобрана настоятелем Темниковой Санаксарской пустыни иеромонахом Вениамином , а на ее месте был заложен и возведен существующий монастырский собор. Проектов собора не сохранилось. Неизвестно, участвовали ли в строительстве архитекторы-профессионалы. Предположительно, создателями собора и колокольни были настоятели монастыря. Так, Арсений I возвел собор до окон первого этажа. Достроен и освящен собор при настоятеле Корнилии. В строительстве предполагается также участие казначея монастыря иеромонаха Парфения и настоятеля соседнего монастыря Вениамина. По легенде, каждый камень, укладывавшийся в стену нового собора, сопровождался молитвой. В нижнем зимнем (отапливаемом) храме расположен престол во имя Успения Божией Матери, освященный в 1801 году настоятелем – строителем Корнилием. В светлой верхней (летней, не отапливаемой) церкви разместился престол во имя Живоначальной Троицы, освященный в 1808 году настоятелем архимандритом Израилем.Интересна архитектура собора. В отличие от всех ранее построенных культовых зданий губернии, план собора имеет не продольно — осевое, вытянутое с запада на восток, а центричное построение. К квадратной центральной части здания примыкают равные по величине прямоугольники — алтарь и притвор. Это самостоятельные объемы, перекрытые полуциркульными сводами. Видимо, строители учли неудачный опыт первой постройки и решили «подстраховаться», придав конструкции некую разобщенность и дополнительную прочность. Арки не только обогащают пластику фасадов, но и выполняют роль контрфорсов, на которые опираются деревянные конструкции, поддерживающие покрытие сложной криволинейной формы, напоминающее покрытия «петровского» барокко. Тип храма “восьмерик на четверике”, когдана смену более тяжеловесному нижнему объему приходит стремление к объединению форм по вертикали, ступенчатости композиции. Идея ступенчатости подчеркивается купольным завершением: доминирует больший по размерам центральный купол, 4 меньших купола окружают его. В результате перспективного сокращения при близком подходе к северному и южному фасадам купола сливаются в цельный объем, напоминая эффект визуального восприятия церкви Иоанна Предтечи в Ярославле (памятник ЮНЕСКО, см. рисунок на банкноте в 1000 рублей).

На протяжении всего XVIII века пятиглавие было одним из ведущих типов завершений в русской культовой архитектуре, однако во второй половине XVIII века в Пензенской губернии встречается только в этом соборе. В общей композиции фасада здания лежат приемы, характерные как для столичных, так и для многих храмов пензенской губернии. Торжественно-нарядные фасады собора имеют двухосевое построение композиции. В результате этого фасады, обращенные в разные стороны, воспринимаются как равноценные. Окна собора имеют декор, характерный для построек петровской эпохи, например здание 12 коллегий, Летний дворец Петра I. А вот оконные проемы первого этажа оформлены рустом – прием, характерный для классицизма. Второй и третий этажи объединены широкими плоскими лопатками с каннелюрами. Прием замены пилястр на лопатки очень часто встречается в провинциальной классической архитектуре. Видоизмененные капители и база лопаток носят элементы масонской символики, характерной для архитектуры второй половины XVIII века — времени расцвета масонства в России. База выполнена в форме прямоугольной пирамидки с «объемной» росписью. В масонской символике пирамида — символ вечности и человеческой жизни. Хотя подобные пирамидки встречаются в русской архитектуре XVI – XVII веков, и, скорее всего, связаны с подражанием итальянской архитектуре, например Грановитая палата в Кремле и палаты Романовых на Варварке. А вот капители в виде квадратов и вписанными в них кругами с изображениями херувимов – несомненно, масонский прием. Круг, вписанный в квадрат, — символ вселенной. Венчают фасады фронтонные завершения, которые «поддерживают» объемы притвора и алтаря. На боковых фасадах (северном и южном) фронтоны размещены над небольшими ризалитами, заменившими в провинциальной архитектуре портики. Небольшие по своим размерам, они подчеркивают ступенчатый характер всего сооружения.

Трехъярусная каменная колокольня расположена к северу от собора. Она является наиболее ранним из ныне существующих сооружений обители. Монастырская доминанта была заложена в 1792 году на месте деревянной, которая была разобрана в 1795 году. 23 апреля 1796 г. в ней была освящена надвратная церковь во имя св. Николая Чудотворца. В архитектуре колокольни, как и в оформлении собора, заметны черты переходного периода от барокко к классицизму. Колокольня представляет собой традиционное для русской архитектуры столпообразное, трехъярусное сооружение высотой более 40 метров. Нижний ярус имеет сквозной проезд – Святые ворота. Над ними разместился Никольский храм. Над вторым глухим ярусом легко парит ротонда со звонами, завершенная вытянутым куполом с медальонами и ложными люкарнами. Венчает купол изящная главка на сквозном барабане. Своеобразный план, в котором два нижних яруса квадратные, со скошенными, закругленными внутрь углами, интересное завершение колокольни ротондой не встречались ранее в губернской архитектуре. В декоре фасадов ясно читается тектоника здания,- легкость деталей навершия поярусно сменяется фундаментальностью цокольной части. Ярусы четко разделены горизонталями антаблементов и украшены пилястрами и фронтонами, созвучными оформлению собора. Впервые в архитектуре Пензенской губернии так настойчиво подчеркивается высотная перспектива. Постепенно уменьшается высота и размеры пилястр, уже становится расстояние между ними, подчеркивается стройная уступчатость композиции. Благодаря этим приемам колокольня кажется выше собора, хотя их высота практически одинакова. Следует отдать должное изобретательности мастеров, использовавших самые разнообразные приемы в оформлении фасадов. Оригинально и завершение колокольни: медальоны, украсившие купол, дублированы полукруглыми выступами пояса, расположенного над карнизом верхнего яруса. Декор колокольни, как и собора, содержит, возможно, масонскую символику — прямоугольные пирамидки с «объемной» росписью в антаблементе нижнего двухэтажного яруса, круги на фронтонах.

Традиционно в монастырский комплекс входят настоятельский и братские корпуса, трапезная, пекарня, больничный корпус, церковь Иоанна Предтечи. Небольшие угловые башни подчеркивают ансамблевое единство комплекса, решенного в формах раннего классицизма. В середине XIX века у северо – восточного угла монастыря, за его стенами для богомольцев были построены четыре двухэтажных гостиничных корпуса, а в 1853 году – кладбищенская церковь в честь иконы Трубчевской Божией Матери. Икона была написана в городе Трубчевске Брянской области иеромонахом Чолнского мужского монастыря Евфимием в 1765 году. Неизвестно как икона оказалась в Троице-Скановом монастыре в Наровчате. Икона Трубчевской Божией Матери почитается как чудотворная, ей приписывается прекращение эпидемий холеры в Наровчате в 1831 и 1848 годах. Сейчас икона находится в главном соборе, обратиться к ней о даровании здоровья приезжают паломники со всей страны. Еще одна необычная икона находится в притворе храма. После ремонта стены его с обветшавшими росписями были закрашены. Однако через какое-то время лик иконы вдруг начал сам выступать на стене. Насельницы монастыря, а сегодня их здесь около 70, спокойно и сдержанно относятся к заинтересованным, а то и любопытным вопросам посетителей – паломников и туристов. Проведя по небольшой, полюбовно очень ухоженной, в цветниках и газонах территории, они всегда с гордостью рассказывают историю монастыря, о том, как благодаря тяжелому и кроткому труду сестер, эти, некогда руины, превратились в кусочек рая на земле.

С сайта: sa58ru/publication/troise-skanov-monastyr/



Комментарии и обсуждение


Интересный факт: в 2008 году в России была выпущена почтовая марка из серии "Регионы России", посвященная Пензенской области, на которой изображен Троице-Сканов женский монастырь.

2 апреля 2014, Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное) Александр Богданов.