ГЛАВНАЯ О ПРОЕКТЕ ВХОД / РЕГИСТРАЦИЯ
Вход

У меня есть логин и пароль

E-mail или логин

Пароль

Регистрация

Я новый пользователь

 

Восстановление пароля

Я забыл пароль

E-mail или логин


Верхние Котицы. Церковь Казанской иконы Божией Матери.

Казанская церковь


Церковь. Действует.  
Престолы:Казанской иконы Божией Матери, Михаила Архангела, Николая Чудотворца
Архитектурный стиль:Барокко
Год постройки:Между 1774 и 1803.
Ссылки: Ссылка на temples.ru 
Адрес:
Тверская область, Осташковский район, село Верхние Котицы

Координаты:57.059, 33.2833
Проезд:из Осташкова примерно 15 км в сторону Торжка, поворот на Селижарово-Ржев (направо), от поворота 1-2 км. Село и церковь - сразу за мостом через Селижаровский плес Селигера и хорошо видны с дороги. Можно доехать из Осташкова автобусами на Селижарово или Ржев до остановки "Верхние Котицы"


Добавить фотографию
Сортировка:


Церковь Казанской иконы Божией Матери - Верхние Котицы - Осташковский район - Тверская область
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Жукова Анна
25 июня 2012
Церковь Казанской иконы Божией Матери - Верхние Котицы - Осташковский район - Тверская область
telly
10 июня 2007
Церковь Казанской иконы Божией Матери - Верхние Котицы - Осташковский район - Тверская область
telly
10 июня 2007
Церковь Казанской иконы Божией Матери - Верхние Котицы - Осташковский район - Тверская область
Юрий Красильников
8 августа 2004
Церковь Казанской иконы Божией Матери - Верхние Котицы - Осташковский район - Тверская область
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Юрий Булкин
2 мая 2016
Церковь Казанской иконы Божией Матери - Верхние Котицы - Осташковский район - Тверская область
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Юрий Булкин
2 мая 2016
Церковь Казанской иконы Божией Матери - Верхние Котицы - Осташковский район - Тверская область
yozik
1 июня 2013
Церковь Казанской иконы Божией Матери - Верхние Котицы - Осташковский район - Тверская область
yozik
1 июня 2013
Церковь Казанской иконы Божией Матери - Верхние Котицы - Осташковский район - Тверская область
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Жукова Анна
25 июня 2012
Церковь Казанской иконы Божией Матери - Верхние Котицы - Осташковский район - Тверская область
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Жукова Анна
25 июня 2012
Церковь Казанской иконы Божией Матери - Верхние Котицы - Осташковский район - Тверская область
Александр
20 сентября 2009
Церковь Казанской иконы Божией Матери - Верхние Котицы - Осташковский район - Тверская область
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Юрий Булкин
2 мая 2016
Церковь Казанской иконы Божией Матери - Верхние Котицы - Осташковский район - Тверская область
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Юрий Булкин
2 мая 2016
Церковь Казанской иконы Божией Матери - Верхние Котицы - Осташковский район - Тверская область
yozik
1 июня 2013
Церковь Казанской иконы Божией Матери - Верхние Котицы - Осташковский район - Тверская область
yozik
1 июня 2013
Церковь Казанской иконы Божией Матери - Верхние Котицы - Осташковский район - Тверская область
yozik
1 июня 2013
Церковь Казанской иконы Божией Матери - Верхние Котицы - Осташковский район - Тверская область
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Жукова Анна
25 июня 2012




Добавить статью/комментарий
Статью добавил(а): Юрий Красильников,  28 ноября 2005

В конце XVIII и в первой половине XIX века село Верхние Котицы принадлежало помещикам Елчаниновым. Казанская церковь в селе построена на средства вдовы полковника Елчанинова — Прасковии Авраамовны. Разрешение на ее строительство было дано в 1774 году. Строительство церкви растянулось на долгие годы. В 1789 году был освящен только придел, а сам храм — в 1803 году. Все здание, кроме северного придела, сделанного позднее, вероятно, строилось одной артелью каменщиков, хорошо знакомой с окрестной архитектурой и принимавшей участие в строительстве других церквей. Аналогией для этого памятника, вероятно, послужили постройки Житенного монастыря в Осташкове и некоторые церкви в Торопце.

Фасады церкви украшены пилястрами, при этом капители пилястр на апсиде сделаны с четырьмя волютами, а на четверике храма — с пятью волютами. Эта небольшая деталь убранства говорит о многом. Мастер, строивший церковь, обращается с формами классического ордера так же свободно, как он привык обращаться с декором XVII века. Для него важна прежде всего не строгая система построения ордера, а то, что можно извлечь из него, декорируя плоскость. Чтобы разместить такое количество волют, мастеру пришлось буквально «прилепить» их перпендикулярно к плоскости пилястры, и волюты эти в его руках превратились в орнаментальный узор, утратив свое классическое назначение — завершение колонны или пилястры в местах наибольшего конструктивного напряжения. Такое истолкование классических форм проще всего было бы объяснить незнанием мастером самых простых вещей. Но это далеко не так. Те же самые капители на восьмерике и на колокольне сделаны правильно — с двумя волютами, почти в соответствии с классическими образцами. Однако и тут мастер остается верен себе и вводит небольшую деталь орнамента — поребрик, — заимствованную из архитектурной декорации предшествующего столетия. Другой вопрос — насколько удачно это получилось, чем были вызваны эти поиски. Но достаточно вспомнить, в каком направлении шло развитие русской архитектуры XVII века, с какой жадностью она переосмысливала все привнесенное извне, и сопоставить это с зодчеством середины XVIII столетия, развивавшимся вдали от Петербурга, чтобы почувствовать однородность этих явлений, то, как сильна была тяга к наследию, как любили узоры прошлого и насколько «своими» их считали. Примерно то же самое можно наблюдать, рассматривая наличники окон трапезной и южного придела и сопоставляя их с декорацией церкви в селе Рогожа. В первый момент покажется, что они тут такие же, как и там. Но, приглядевшись, сразу поймешь, что это лишь добротная копия, взявшая от оригинала самые общие формы. Не меньший интерес вызывает и декорация наличников северного придела. Определить время его возникновения, то есть когда была расширена трапезная, достаточно трудно.

Северный придел, скорее всего, выстроен спустя какое-то время после освящения церкви в 1803 году. Декор наличников похож по формам на прежний примерно так же, как наличники похожи в свою очередь на наличники церкви в селе Рогоже. Аналогичные по композиции обрамления окон встречались на соборе Житенного монастыря и на городских соборах в Осташкове. Получается как бы цепочка постепенного изменения одних и тех же декоративных форм на протяжении более ста лет. Но изменения произошли не в сторону насыщения их деталями, а в сторону все большего обобщения и схематизации.

Иконостас церкви в Верхних Котицах — редкий пример местного убранства интерьера — отдаленно напоминает по композиции иконостас Успенской церкви Ново-Девичьего монастыря в Москве, тогда как некоторые детали характерны для искусства осташковских резчиков по дереву.

Текст является переработкой отрывка из книги А.А. Галашевича "Художественные памятники селигерского края".

Комментарии и обсуждение



Внести изменения в объект

Что нужно изменить:

Пожалуйста, не забывайте указывать источник ваших данных.

Добавить статью или комментарий

Текст статьи

Если Вы не являетесь автором статьи – не забудьте, пожалуйста, указать источник


Пожалуйста, войдите на сайт или зарегистрируйтесь. Анонимно вы можете отправить лишь небольшое уточнение. Добавлять в каталог полноценные статьи могут лишь зарегистрированные авторы.




Добавить фотографию

Только зарегистрированные пользователи могут добавлять фотографии в каталог.