ГЛАВНАЯ О ПРОЕКТЕ ВХОД / РЕГИСТРАЦИЯ
Вход

У меня есть логин и пароль

E-mail или логин

Пароль

Регистрация

Я новый пользователь

 

Восстановление пароля

Я забыл пароль

E-mail или логин


Константиново. Церковь Смоленской иконы Божией Матери.

Смоленская церковь


Церковь. Действует.  
Престолы:Смоленской иконы Божией Матери
Год постройки:Между 1670 и 1680.
Ссылки: Официальный сайт 
Адрес:
Московская область, Домодедовский район, ГПЗ "Константиново"

Координаты:55.4417, 37.71888
Проезд:От г.Домодедово на автобусе"№33 Домодедово - Племхоз" или маршрутном такси до с.Константиново


Добавить фотографию
Сортировка:


Церковь Смоленской иконы Божией Матери - Константиново - Домодедовский район - Московская область
Алексей Кротов
23 октября 2015
Церковь Смоленской иконы Божией Матери - Константиново - Домодедовский район - Московская область
reader
26 мая 2015
Церковь Смоленской иконы Божией Матери - Константиново - Домодедовский район - Московская область
Александр Носов
27 марта 2014
Церковь Смоленской иконы Божией Матери - Константиново - Домодедовский район - Московская область
Владимир Козлов
3 января 2006
Церковь Смоленской иконы Божией Матери - Константиново - Домодедовский район - Московская область
Владимир Козлов
3 января 2006
Церковь Смоленской иконы Божией Матери - Константиново - Домодедовский район - Московская область
Владимир Козлов
3 января 2006
Церковь Смоленской иконы Божией Матери - Константиново - Домодедовский район - Московская область
А уже так выглядела церковь через год после первой сьемки
Владимир Козлов
25 октября 2005
Церковь Смоленской иконы Божией Матери - Константиново - Домодедовский район - Московская область
Фотография была сделана буквально через несколько месяцев после передачи здания церкви
Владимир Козлов
25 июля 2004




Добавить статью/комментарий
Статью добавил(а): Анонимный участник,  6 сентября 2005

«Константиновское на речке Рожайе» — так названо село в старинных писцовых книгах. В разное время оно называлось также селом Богородское, или Рожай. История этого старинного села уходит в далекое прошлое — в XV или даже в XIV век. Уцелевшие документы свидетельствуют о том, что оно являлось старинной вотчиной Головиных, из рода которых в конце XVI в. селом владел сокольничий Федор Васильевич Головин. Он был известен и тем, что в 1612 году третьим подписал известное обращение видных людей России к народу с призывом не служить Лжедмитрию III, а прислать в Ярославль своих представителей и казну для содержания ратных людей. По переписи 1627–28 гг. в селе числилось 24 крестьянских двора с 33 мужскими душами да пять пустых мест дворовых, напоминавших о потерях села, понесенных в годы смуты. Еще четыре двора церковного причта стояли подле деревянной церкви во имя Пресвятой Богородицы Одигитрии с приделами Иоанна Предтечи и Николая Чудотворца и с деревянной же колокольней.

О времени строительства в селе каменной церкви длительное время можно было строить лишь догадки. В клировых ведомостях XIX в. из года в год отмечали: «когда и кем построена, неизвестно», а в метрике 1887 года уточнялось: «не более 200 лет». И лишь исследования последних лет позволили определить храмоздателя и время построения церкви. В делах Тайного приказа сохранилась запись от 8 мая 1670 года: «Великий Государь велел дать боярину князю Юрию Ивановичу Ромодановскому в вотчину его, что на р. Рожае, на церковное строение, оставшиеся с прошлых лет 505 камней, которые лежат в Пахрине». А через месяц по его челобитью дана благословенная грамота на строительство каменной церкви. В марте 1671 года по приказу царя Алексея Михайловича боярину отпущено из Пахрино еще 1300 штук камня «белого, стенового». Это подтверждает справедливость утверждения Холмогоровых о том, что каменная церковь в селе построена в 1680 году. Об этом же свидетельствуют и хранившееся в алтаре Евангелие большого формата, изданное в Москве в 1669 году, а также надпись на большом 107-пудовом колоколе: «Слит в 1689 году усердием помещика князя Ромодановского».

Церковь поставлена на ровном месте, на левом берегу р. Рожай. Сооружена она равносторонним крестом в один этаж. Стены выложены из кирпича, а пахринский белый камень пошел на их облицовку снаружи. Шатровые своды церкви и глава на глухом фонаре были покрыты железом. Главу венчал 8-конечный железный крест. В церковь вели три двери, устроенные с западной стороны. Алтарь от храма отделяла каменная стена с тремя пролетами. Трапеза была выполнена в виде палаты, отделенной от храма глухой стеной, имевшей один пролет. В стенах строители сделали специальные впадины, в которых можно было устанавливать иконы. Пол повсюду выложили лещадью, а стены расписали богатой живописью. Одновременно с церковью построена и кирпичная с белокаменной облицовкой колокольня, в которую вел ход из притвора. Видимо, в новопостроенную церковь наиболее ценную утварь перенесли из старой деревянной. Здесь примечателен обложенный золоченым серебром кипарисовый крест с мощами, на задней стороне которого было вычеканено: «Мощи пресвятого Даниила мученика, Христофора, Федора Стратилата, животворяща древа, Амвросия Медиоланского, Иоанна Златоустного, Андрея Первозванного, Иакова брата Господня, евангелиста Матфея, Антония Великого, преподобного мученика Пантелеимона, Никиты и Игнатия Богоносца». Надпись на рукоятке креста гласила: «Лета 1505 марта 1 дня строил сей животворящий крест преосвященный Амвросий, митрополит Рязанский и Муромский в поминовение души своей и вечный помин». Был в церкви еще один старинный кипарисовый крест с мощами, также обложенный золоченым серебром, но без надписи. Среди ее утвари находился серебряный вызолоченный потир, надпись по краям которого гласила: «Лета 1702 июня в 24 день построил сосуд в церковь Пресвятой Богородицы Одигитрии по обещанию своему стольник князь Федор Юрьевич Ромодановский в подмосковную свою вотчину в село Богородское».

Прихожанами церкви были последние представители рода Ромодановских — князь Иван Федорович, унаследовавший от отца титул «князя-кесаря», внук известного историка статский советник Ростислав-Михаил Евграфович Татищев, известный тем, что в 1812 году за свой счет обмундировал и вооружил для Московского народного ополчения 66 своих крестьян, его зять Иван Федорович Похвистов. Последний на сельских выселках построил несколько кирпичных дворов для крестьян, а в усадьбе — каменный мост, обновил церковь и перестроил ее колокольню. При нем были обновлены резной трехъярусный иконостас и царские двери с накладкой на них разноцветной фольги, перекрыта и окрашена в зеленый цвет крыша. С 1870 года в церковной сторожке крестьянин села Андрей Иванов обучал началам грамоты сельских детей, а в 1898 году в селе была открыта земская школа, в работе которой деятельное участие принимал священник Василий Васильевич Успенский.

«Учитывая ходатайство местного населения, — значится в постановлении президиума Мособлсовета от 1 марта 1930 г., — а также постановление общего собрания рабочих и служащих Константиновской фабрики о закрытии церкви в селе Константиново и использовании ее помещения в культурно-просветительских целях и, принимая во внимание пригодность для этого церкви и возможность ее использования без специального переоборудования, названную церковь закрыть, а здание ее после фотографирования передать местному райисполкому для использования в культурно-просветительских целях… В случае жалобы верующих во ВЦИК в двухнедельный срок со дня объявления им настоящего постановления, ликвидация церкви может быть произведена не ранее рассмотрения жалобы ВЦИКом». С образованием Константиновской фабрики игрушек здание церкви было передано ей. К церковному зданию пристроены фабричные корпуса, архитектурный облик старинной церкви был обезображен.

10 сентября 2002 г. указом митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия в храм в честь Смоленской иконы Пресвятой Богородицы назначен настоятель священник Александр Казаченко. 9 октября того же года в день преставления апостола и евангелиста Иоанна Богослова и памяти святителя Тихона, патриарха Московского и Всея Руси, был отслужен первый молебен с водоосвящением и чтением акафиста Смоленской Божией Матери. 10 августа 2003 г. была отслужена первая Божественная Литургия. Работы ведутся в главном и в южном приделе храма, параллельно с целью воссоздания богатой истории старинной церкви исследуются Московские и Санкт-Петербургские архивы.


Статью добавил(а): Анонимный участник,  23 августа 2014

Храм капитально перестроен в стиле ампир в 1825-27 гг. Приделы церкви - Рождества Иоанна Предтечи и Николая Чудотворца.

К.В. Аминов


Статью добавил(а): Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Галина Борисовна Климочкина,  8 июля 2018

В селе Константиновском по писцовым книгам 1627 – 28 гг. находилась «церковь во имя Пресвятой Богородицы Одигитрии с приделами: Иоанна Предтечи и Николая чудотворца древянна, клетцки, в церкви образы и свечи, и книги, и на колокольнице колокола и всякое строенье вотчинников и приходных людей, у церкви был во дворе поп Козма Семенов, во дворе церковный дьячок Нефедка Федоров, во дворе пономарь Ганка Родионов, во дворе просвирница Пелагея Емельянова; пашни церковной земли по 8 четвертей в поле».

В приходных окладных книгах Патриаршего казенного приказа писалось за 1628 г.: «церковь Пречистой Богородицы Одигитрии в селе Константиновском, дани 3 алтына 3 деньги, кормовая гривна, 27 февраля на нынешний год те деньги взято»; за 1635 г. – «в приделе Иоанна Предтечи и Николы чудотворца в вотчине Алексея да Ивана Ивановичей и Петра и Василия Петровичей Головиных, в селе Константиновском, у речки Рожай, дани 16 алтын 5 денег, заезда гривна».

14 июня 1670 г. запечатана благословенная грамота на 3 престола, по челобитью боярина князя Юрия Ивановича Ромодановского, велено в Московском уезде, в вотчине его в селе Богородском построить церковь каменную во имя Пресвятой Богородицы Одигитрии, да в приделах Рождества Иоанна Предтечи да Николая чудотворца.

По дозорным книгам Патриаршего казенного приказа за 1680 г.: «церковь Пресвятой Богородицы Одигитрии с приделами каменная, в вотчине боярина князя Юрия Ивановича Ромодановского в селе Константиновском, а по сказке той церкви попа Михаила Григорьева, та де церковь Пехрянской десятины, Ростовской волости, церковное строение боярина князя Юрия Ивановича Ромодановского, а церковной земли у него, попа, нет, а дается ему боярской руги с дьяконом и с причетники денег по 34 руб., да хлеба 102 четверти ржи и овса».

Село Константиновское, Рожай тож, на речке Рожае, в 1627 г. Московского уезда, Ростовской волости, находилось во владении за Алексеем и Иваном Ивановичами, Иваном Никитичем, Василием и Петром Петровичами Головиными, как старинная их вотчина, что было за дядею их окольничим Федором Васильевичем Головиным; в селе было 2 двора вотчинниковых и 17 дворов крестьянских. В 1646 г. – за стольниками Петром и Василием Петровичами, Дмитрием Алексеевичем, Алексеем, Никитою и Иваном Ивановичами Головиными; в селе числилось 27 дворов крестьянских.

В 1655 и 1657 гг. село Константиновское куплено князем Юрием Ивановичем Ромодановским; при нем в селе состояло: в 1678 г. 26 дворов крестьянских и двор мельника. По смерти князя Ю. И. Ромодановского этим селом владели в 1683 г. его сын Федор, в 1722 г. – внук князь Иван Федорович и в 1731 г. - жена последнего вдова княгиня Настасья Федоровна Ромодановская.

Холмогоров В. И., Холмогоров Г. И. «Исторические материалы о церквах и селах XVII – XVIII ст.». Выпуск 8, Пехрянская десятина Московского уезда. Москва, Университетская типография, Страстной бульвар, 1892 г.

Комментарии и обсуждение



Внести изменения в объект

Что нужно изменить:

Пожалуйста, не забывайте указывать источник ваших данных.

Добавить статью или комментарий

Текст статьи

Если Вы не являетесь автором статьи – не забудьте, пожалуйста, указать источник


Пожалуйста, войдите на сайт или зарегистрируйтесь. Анонимно вы можете отправить лишь небольшое уточнение. Добавлять в каталог полноценные статьи могут лишь зарегистрированные авторы.




Добавить фотографию

Только зарегистрированные пользователи могут добавлять фотографии в каталог.