ГЛАВНАЯ О ПРОЕКТЕ ВХОД / РЕГИСТРАЦИЯ
Вход

У меня есть логин и пароль

E-mail или логин

Пароль

Регистрация

Я новый пользователь

 

Восстановление пароля

Я забыл пароль

E-mail или логин


Свобода. Рождества Пресвятой Богородицы Коренная пустынь.

Курская Коренная пустынь


Монастырь. Действует.  (все монастыри в каталоге →)
Престолы:Рождества Пресвятой Богородицы
Год основания:1597.
Ссылки: Официальный сайт 
Адрес:
Россия, Курская область, пос. Свобода, ул. Советская, 11

Координаты:51.97253, 36.31297
Проезд: Добраться до Курской Коренной пустыни можно из Курска — или на электричке до станции Свобода, или с Северного автовокзала города до поселка Свобода. Время в пути — около одного часа. Если вы хотите в тот же день вернуться в Курск, будьте внимательны: из Свободы последний автобус уходит довольно рано ... нажмите чтобы увидеть полное описание проезда Добраться до Курской Коренной пустыни можно из Курска — или на электричке до станции Свобода, или с Северного автовокзала города до поселка Свобода. Время в пути — около одного часа. Если вы хотите в тот же день вернуться в Курск, будьте внимательны: из Свободы последний автобус уходит довольно рано, в седьмом часу вечера.
На автомобиле из Курска следует выезжать по ул. Дубровинского. До монастыря от города — около тридцати километров. Поворот к нему следует искать сразу после села Долгого. Коренная пустынь находится несколько в стороне от дороги, поэтому рассчитывать на то, что она будет заметна с трассы, не стоит.





Добавить фотографию
Сортировка:


Рождества Пресвятой Богородицы Коренная пустынь - Свобода - Золотухинский район - Курская область
Сергей Зорин
6 июня 2014
Рождества Пресвятой Богородицы Коренная пустынь - Свобода - Золотухинский район - Курская область
Федорищев Дмитрий
3 января 2014
Рождества Пресвятой Богородицы Коренная пустынь - Свобода - Золотухинский район - Курская область
Д.Ширяев
1 ноября 2011
Рождества Пресвятой Богородицы Коренная пустынь - Свобода - Золотухинский район - Курская область
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Василий Шелёмин
16 марта 2009
Рождества Пресвятой Богородицы Коренная пустынь - Свобода - Золотухинский район - Курская область
Фото В.Б.Никольского
Виктор Судариков
1 июля 2005
Рождества Пресвятой Богородицы Коренная пустынь - Свобода - Золотухинский район - Курская область
Фото В.Б.Никольского
Виктор Судариков
1 июля 2005
Рождества Пресвятой Богородицы Коренная пустынь - Свобода - Золотухинский район - Курская область
Вид на монастырь от деревни Березовки.
Римма Ильинична (Белова)
15 января 2005
Рождества Пресвятой Богородицы Коренная пустынь - Свобода - Золотухинский район - Курская область
Олег Трегубов
2 февраля 2013
Рождества Пресвятой Богородицы Коренная пустынь - Свобода - Золотухинский район - Курская область
Собор Рождества Пресвятой Богородицы (слева) и Церковь Всех Святых (справа)
Аксюхин А.А.
9 августа 2011
Рождества Пресвятой Богородицы Коренная пустынь - Свобода - Золотухинский район - Курская область
Купальня
Юрий Анцух
28 августа 2010
Рождества Пресвятой Богородицы Коренная пустынь - Свобода - Золотухинский район - Курская область
Купальня
Юрий Анцух
28 августа 2010
Рождества Пресвятой Богородицы Коренная пустынь - Свобода - Золотухинский район - Курская область
Фото В.Б.Никольского
Виктор Судариков
1 июля 2005
Рождества Пресвятой Богородицы Коренная пустынь - Свобода - Золотухинский район - Курская область
Фото В.Б.Никольского
Виктор Судариков
1 июля 2005
Рождества Пресвятой Богородицы Коренная пустынь - Свобода - Золотухинский район - Курская область
Фото В.Б.Никольского
Виктор Судариков
1 июля 2005
Рождества Пресвятой Богородицы Коренная пустынь - Свобода - Золотухинский район - Курская область
Роспись колокольни
Илга Гондарева
27 июня 2009
Рождества Пресвятой Богородицы Коренная пустынь - Свобода - Золотухинский район - Курская область
Роспись колокольни
Илга Гондарева
27 июня 2009
Рождества Пресвятой Богородицы Коренная пустынь - Свобода - Золотухинский район - Курская область
Роспись колокольни
Илга Гондарева
27 июня 2009
Рождества Пресвятой Богородицы Коренная пустынь - Свобода - Золотухинский район - Курская область
Роспись колокольни
Илга Гондарева
27 июня 2009
Рождества Пресвятой Богородицы Коренная пустынь - Свобода - Золотухинский район - Курская область
Роспись колокольни
Илга Гондарева
27 июня 2009
Рождества Пресвятой Богородицы Коренная пустынь - Свобода - Золотухинский район - Курская область
Роспись колокольни
Илга Гондарева
27 июня 2009
Рождества Пресвятой Богородицы Коренная пустынь - Свобода - Золотухинский район - Курская область
Роспись колокольни
Илга Гондарева
27 июня 2009
Рождества Пресвятой Богородицы Коренная пустынь - Свобода - Золотухинский район - Курская область
Роспись колокольни
Илга Гондарева
27 июня 2009
Рождества Пресвятой Богородицы Коренная пустынь - Свобода - Золотухинский район - Курская область
Фото В.Б.Никольского
Виктор Судариков
1 июля 2005
Рождества Пресвятой Богородицы Коренная пустынь - Свобода - Золотухинский район - Курская область
Памятник установлен в октябре 2015
Сергей Меркулов
2 апреля 2016
Рождества Пресвятой Богородицы Коренная пустынь - Свобода - Золотухинский район - Курская область
Олег В
2 февраля 2013
Рождества Пресвятой Богородицы Коренная пустынь - Свобода - Золотухинский район - Курская область
Олег В
2 февраля 2013
Рождества Пресвятой Богородицы Коренная пустынь - Свобода - Золотухинский район - Курская область
Олег Трегубов
19 октября 2011
Рождества Пресвятой Богородицы Коренная пустынь - Свобода - Золотухинский район - Курская область
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Сергей и Маша Поповы
23 февраля 2008
Рождества Пресвятой Богородицы Коренная пустынь - Свобода - Золотухинский район - Курская область
Фото В.Б.Никольского
Виктор Судариков
1 июля 2005
Рождества Пресвятой Богородицы Коренная пустынь - Свобода - Золотухинский район - Курская область
Alex
28 июня 2005
Рождества Пресвятой Богородицы Коренная пустынь - Свобода - Золотухинский район - Курская область
Alex
28 июня 2005
Рождества Пресвятой Богородицы Коренная пустынь - Свобода - Золотухинский район - Курская область
Фото из журнала "Кормчий".
Андрей Агафонов
1 января 1907
Рождества Пресвятой Богородицы Коренная пустынь - Свобода - Золотухинский район - Курская область
Фото из журнала "Кормчий".
Андрей Агафонов
1 января 1907
Рождества Пресвятой Богородицы Коренная пустынь - Свобода - Золотухинский район - Курская область
Фото из иллюстрированного приложения к газете "Новое Время"
Андрей Агафонов
1 января 1902
Рождества Пресвятой Богородицы Коренная пустынь - Свобода - Золотухинский район - Курская область
http://shpl.dlibrary.org/ru/nodes/161-t-2-srednerusskaya-chernozemnaya-oblast-kurskaya-orlovskaya-tulskaya-ryazanskaya-tambovskaya-voronezhskaya-i-penzenskaya-gub-1902#page/360/mode/grid/zoom/1
Андрей Агафонов
1 января 1902
Рождества Пресвятой Богородицы Коренная пустынь - Свобода - Золотухинский район - Курская область
http://нэб.рф/catalog/000200_000018_RU_NLR_DIGIT_115456/viewer/
Андрей Агафонов
1 января 1892




Добавить статью/комментарий
Статью добавил(а): Глен,  31 марта 2006

В 1295-м году некий Рыльский охотник на берегу Тускари у корней большого вяза нашёл икону Божьей Матери, лежавшую ликом вниз. Как только охотник поднял икону, там где она лежала, тут же потекла вода источника. Здесь выстроили часовню. Икона хранилась в часовне и охраняла её. Крымские татары не раз пытались поджечь часовню, но та не загоралась. Узнав у священника причину своих неудач, татары вынесли икону и разрубили её на две части, после чего часовня загорелась. Спустя много лет тот священник, вернувшись из татарского плена, нашёл половинки иконы. Когда он составил их вместе, икона срослась так крепко, что место соединения на ней едва различимо. В 1597-м году царь Фёдор Иванович, сын Ивана IV Грозного привозил икону в Москву и, отправив обратно, повелел заложить мужской монастырь. Так началась Коренная пустынь. В 1611-м году её разрушили Крымские татары, а в XVIII-м веке обитель потрясли разорительные реформы Петра I и Екатерины II. Но монастырь всё же рос и богател, умножая братию. Над источником и пнём знаменитого вяза стояла обветшалая деревянная церковь Иконы Богоматери "Живой Источник", которую перестроил в камне фельдмаршал Б.П.Шереметев, возвращавшийся в Москву после Полтавской победы. В XIX-м веке это был один из самых больших и известных монастырей в России. Его развитию способствовала также собственная ярмарка, которая была по размаху второй в России, после Нижегородской. Советская власть обошлась с монастырём жёстче, чем все напасти до этого. Собор был взорван, место паломничества и Святой источник оцеплены нарядами милиции. В 1989-м году остатки монастыря были возвращены Церкви, и началось восстановление обители. К сегодняшнему дню восстановлено очень много.

Статью добавил(а): Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Александр Богданов,  18 марта 2007

Коренная Рождество-Богородицкая пустынь, общежительная, в 27 верстах от Курска, при реке Тускари. Основана в 1597 году, в том месте, где при корне дерева явилась некогда чудотворная икона Знамения Божией Матери, именуемая Коренною или Курскою (см. выше). В смутные времена самозванщины на Руси Коренная пустынь была разрушена до основания. С 1618 по 1764 годы пустынь была приписана к Курскому Знаменскому монастырю. В 1792 году в ней устроено было общежитие. Здесь находится копия с Знаменской иконы Божией Матери, присланная в 1664 году царями Иоанном и Петром Алексеевичами. В церкви Живоносного Источника, сооруженной близ места явления святой иконы, находится посредине квадратный водоем, огражденный железною решеткой, в который протекает вода от места явления. С южной стороны храма пристроена часовня, сооруженная, по преданию, на том самом месте, где явилась святая икона.

Из книги С.В. Булгакова «Русские монастыри в 1913 году».

Статью добавил(а): Алексей Кротов,  31 марта 2017

Среди древних русских обителей одной из самых известных с давних пор была Курская Коренная Рождества Пресвятой Богородицы мужская пустынь. Над высоким песчаным берегом реки Тускарь, на фоне обширного коренского леса сияют кресты монастырских церквей, белокаменные сходы стройными уступами спускаются к реке и надкладезной церкви Живоносного Источника, чем-то напоминая сходы в пещеры Киево-Печёрской лавры или прибрежные афонские монастыри... "Курскаго уезду Обмяцкаго стану, - пишется в старинной рукописи, - от Московской проезжей дороги разстояниемъ шесть вёрстъ, в Чёрном Коренном лесу, на вышедшемъ съ небольшихъ двухъ логовъ вышнемъ холме, над рекою, прозываемой тускорь, по имянному блаженныя и высокодостойныя памяти благочестиваго и Великаго Государя Царя и Великаго Князя Феодара Иоанновича Самодержца Всероссийскаго указу, лета отъ Рождества Христова 1597, сооружёнъ общежительный монастырь и учреждено игуменство и во ономъ монастыре первый бысть игуменъ Евфимий. Онаго монастыря пространство въ длину трёхаршинныхъ сажней 53, а попереченъ 18" (113х38 м). Сама Царица Небесная указала на это место чудесным явлением Своего Образа на опушке глухого леса, с тех самых пор уже более семи столетий не умолкает здесь молитва.

Начало Курской Коренной пустыни положило чудо обретения в глухом лесу, "в половине песчаной горы" на берегу реки Тускарь небольшого образа Богоматери. Образ этот напоминал известную своими чудотворениями новгородскую икону "Знамение" Божией Матери. Святая икона лежала "прикорени" большого вяза ликом вниз. В таком положении нашёл её один рыльский житель, промышлявший в здешних дубравах охотой на дикого зверя со своими товарищами. Жители этих мест уходили за много вёрст от своих жилищ, чтобы охотой и бортничеством добывать себе средства к существованию, о чём в рукописи сообщается так: "творяху хождения прибытка ради своего, зверей и мёда". Одним из таких промысловиков и был этот благочестивый охотник. Как только он поднял с земли чудный Образ, то, по слову безвестного летописца, на том самом месте "искипе источникъ и потече". Обретение иконы в глухом лесу было для охотников явным чудом Божьим, не меньшим чудом было и то, что именно на месте обретения её и именно в тот самый момент забил столь полноводный и чистый источник...

Благочестивый и богобоязненный царь Феодор Иоаннович по праву считается основателем Курской Коренной Рождества Пресвятой Богородицы мужской пустыни. Заботясь об укреплении южных рубежей державы от набегов татар, государь в числе других южных русских городов, таких как Ливны, Кромы, Воронеж, Белгород, велел отстроить и Курск. Произошло это в 1597 году. В том же году по царскому повелению чудотворный образ Божией Матери Курской был перенесён из пустыни в Москву. Когда икона была уже вблизи первопрестольной, государь встретил её вместе с патриархом Иовом, ближними боярами и войском. После совершения в царских палатах торжественного молебного пения перед святыней царь повелел, чтобы вокруг небольшой по размерам иконы был сделан кипарисовый оклад, а на нём царскими изографами были изготовлены образы Господа Саваофа, Святого Духа и девяти ветхозаветных пророков, которые возвещали бы пришествие в мир Христа Спасителя. Икона была также украшена серебряно-позлащённым окладом, жемчугом и драгоценными каменьями. Супруга государя благоверная царица Ирина Фёдоровна привесила к иконе собственноручно вышитую золотом и серебром пелену, которая была украшена также жемчугом и драгоценными камнями... Украсив икону, государь отпустил её с подобающими почестями из Москвы в Курский край, где повелел построить своим иждивением монастырь с церковью во имя Рождества Пресвятой Богородицы, а первым настоятелем обители стал иерей города Рыльска Георгий, который подобно Боголюбу имел великое усердие к иконе и месту её явления. В монашестве он был наречён Евфимием. Так была основана "пустынька, что на корню" - Курская Коренная Рождество Богородицкая пустынь. Во время Смутного времени икона была вытребована самозванцем в Путивль, а потом перевезена в Москву. А сам монастырь разорили татары в 1611 году. К 1617 году "Пустынь" была вновь отстроена. Повелением царя из рода Романовых Михаила Феодоровича чудотворная икона была перенесена по прошению курских жителей из Москвы в Курск. С тех пор она постоянно пребывала в Курском Знаменском монастыре, посещая летом Коренную пустынь и оставаясь там на некоторое время. Крестные ходы со святыней стали собирать многие тысячи богомольцев. И первый такой крестный ход прошёл уже почти четыреста лет тому назад...

В 1640 году обитель вновь была разорена крымскими татарами. При приближении непрошенных гостей насельники разбежались и попрятались кто куда. Обитель в то время была настолько бедна, что грабителям нечем было в ней поживиться. В злобе они решили сжечь монастырь, начав с церкви Рождества Богородицы. Но сколько бы они не старались, поджечь церковь не смогли. То же самое произошло и с другими монастырскими строениями. Варвары были поражены этим явным чудом заступничества Божией Матери за православные святыни, их внезапно обуял такой неодолимый страх, что они в панике бежали, не причинив обители никакого вреда. После этого события обитель больше долго никто не тревожил. Монастырь жил своей тихой размеренной жизнью. Лишь в начале ХVIII века обитель имел возможность посетить один видный человек. Монастырское предание повествует: "После знаменитой на шведами под Полтавою победы, его светлость граф Б.П. Шереметьев изволил проезжать в Москву мимо Коренной пустыни. И заехав в оную помолиться, усмотрел на столь важном и святом месте деревянную, совсем обветшалую церковь, пожалел о сем и по усердию своему к Пресвятой Богородице, повелел на весь свой кошт построить каменную церковь, под присмотром своих приставников". В алтаре этого храма до самой революции хранилось напрестольное Евангелие в дорогом, богато украшенном окладе, с собственноручной подписью фельдмаршала. От храма наверх поднимались знаменитые величественные крытые каменные "сходы" - памятник трудов настоятеля Коренной пустыни архимандрита Паисия. Сходы состояли из восьми каменных уступов. Когда паломники поднимались наверх или спускались к роднику, то с левой (правой) стороны они видели на стенах сходов четырнадцать больших картин, изображавших наиболее важные моменты из истории иконы и чудеса от неё. Против каждой картины - большое венецианское окно, служащее для освещении изображений. Сами сходы в архитектурном отношении были устроены весьма примечательно: с любого места была хорошо видна середина нижней церкви "Живоносного Источника", и во время праздничных акафистов перед чудотворной иконой сходы становились естественным продолжением храма, вмещая добрых две тысячи богомольцев, которые все могли видеть, что делается внизу, и следить за богослужением.

В центре монастыря возвышается величественный двухпрестольный собор в честь Рождества Пресвятой Богородицы с приделом св. Иоанна Предтечи, законченном постройкой в 1860 году по проекту знаменитого архитектора Константина Тона. Придел в храме был сооружён с правой стороны, а с левой, симметрично ему, была устроена большая и очень красивая сень для чудотворного образа или для его точного списка в зимнее время. Красавец собор был взорван в 1925 году. Вокруг собора расположены игуменские и братские трёхэтажные каменные корпуса. Прямо от собора, немного в гору, на запад ведёт широкая дорожка со ступенями, обсаженная по бокам деревцами, к высокой многоярусной колокольне, выстроенная в том же стиле, что и собор. Под колокольней находятся святые ворота, по стенам украшенные фресковой живописью. После Октябрьской революции новая власть запретила крестные ходы со святыней.

В сентябре 1919 году в Курск вошли части Белой армии во главе с генералом Кутеповым, и уже 31 октября 1919 года Коренская икона Божией Матери покинула Знаменский собор. Красные подходили всё ближе к Курску. По благословению владыки Знаменского монастыря Феофана, святыню в сопровождении монахов перенесли в город Обоянь, а оттуда в Белгород. Далее - Таганрог, Ростов, Ектеринодар, Новороссийск... И наконец, 1 марта 1920 года Курская Коренная Чудотворная икона в сопровождении епископа Феофана и иноков, на пароходе "Святой Николай" покинула берега России и из Новоросийска через Константинополь прибыла в Салоники. Последний раз на русскую землю икона прибыла в сентябре 1920 года, чтобы поддержать последних защитников Крыма. В дальнейшем она разделит судьбу русских изгнанников и станет их Одигитрией и утешением в нелёгких условиях жизни на чужбине... 9 мая 1922 года состоялось изъятие ценностей из Коренной пустыни "в порядке Декрета ВЦИК от 16 февраля 1922 года". Были изъяты напрестольные кресты, ризы с больших и малых икон, лампады, украшения с Евангелий, митры, подсвечники, дарохранительницы... Всего было отобрано сто десять драгоценных предметов общим весом более шести пудов. А в 1923 году обитель была и вовсе закрыта. Знаменитые сходы были разобраны, величественный храм Рождества Пресвятой Богородицы взорван, купол колокольни снесён, а на ней устроена смотровая площадка для отдыхающих в доме отдыха, каковым стала Коренная пустынь. Да и сам посёлок, называвшийся по имени монастыря, переименовали, дав ему глумливое название "Свобода". Богородицкий лес был вырублен, пруды в нём высохли, Тускарь обмелела, потому что выстроенную монахами плотину никто не досматривал и её в половодье прорвало... В 1930-е годы на месте взорванного храма разбили клумбу и "украсили" её гипсовыми изваяниями двух медведей...

29 апреля 1953 года на имя Н.С. Хрущёва поступила докладная записка с предложением разработать план "ликвидации и локализации" святых источников. Через пять лет вышло постановление ЦК КПСС "О мерах по прекращению паломничества к так называемым "святым местам". Уже через полгода территория вокруг источника в Коренной пустыни была огорожена, выставлена милицейская охрана, источник срыт и зацементирован. Будучи не в силах справиться с народным почитанием святыни, несмотря на все репрессивные меры, власти планировали даже измененить русло реки с тем, чтобы под водами реки Тускарь навсегда похоронить место обретения чудотворной иконы и целебный источник. К счастью, этим зловещим планам не суждено было сбыться... Последовательно сменявшие друг друга новые хозяева старого монастыря - от дома отдыха красных кавалеристов до ПТУ - нанесли ему большой урон, но никто не смог уничтожить в народе почитание этого святого места.

7 августа 1989 года исполком областного Совета народных депутатов принял решение о передаче епархиальному управлению "архитектурного комплекса" (вернее того, что от него осталось!) "Курская Коренная Рождество-Богородицкая пустынь". И уже через неделю, 15 августа прошло первое богослужение и рукоположение на месте разрушенного храма Пресвятой Богородицы.

По книге: "Коренная пустынь. Чудесные Знамения в прошлом и настоящем", Курск, 2016 г.

Комментарии и обсуждение

Духовное торжество Курского края. Традиционный ежегодный крестный ход со списком с чудотворной иконы Божией Матери «Знамение» Курской-Коренной собрал сотни людей. Со святыней они отправились из Знаменского мужского монастыря в Коренную Рождества Пресвятой Богородицы мужскую пустынь. (Видеосюжет на телеканале СОЮЗ http://tv-soyuz.ru/videonews/eparhy/at38064)
11 июля 2013, Т..


Внести изменения в объект

Что нужно изменить:

Пожалуйста, не забывайте указывать источник ваших данных.

Добавить статью или комментарий

Текст статьи

Если Вы не являетесь автором статьи – не забудьте, пожалуйста, указать источник


Пожалуйста, войдите на сайт или зарегистрируйтесь. Анонимно вы можете отправить лишь небольшое уточнение. Добавлять в каталог полноценные статьи могут лишь зарегистрированные авторы.




Добавить фотографию

Только зарегистрированные пользователи могут добавлять фотографии в каталог.