Церковь св. мученика и чудотворца Трифона, что на Напрудной, занимает у нас выдающееся, по своему всемосковскому богомолью, место. Она построена на краю Москвы, недалеко от Сокольников, близ Крестовской заставы, Марьиной рощи и Лазаревского кладбища, в местности, которая называлась слободой Напрудной, а в древности была пригородным селом наших государей. Здесь, по старинным свидетельствам, находился громадный пруд… занимавший площадь в 200 саж. длины и в 140 ширины. Из этого «великого» некогда пруда вытекала река Рыбная или Напрудная. На одном из холмов этого урочища и была построена эта церковь.
Издавна существовало устное предание… «что она построена каким-то сокольником, который упустил любимого государева сокола и должен был заплатить за это головою, если не сыщет птицы. В конце данного ему этого срока несчастный пришел к Великому пруду… в ту местность, где наши государи охотились на «мокрую», т. е. водяную птицу, и горячо молился своему ангелу св. мученику Трифону и при его помощи нашел здесь улетевшего сокола».
Одни относят это событие ко времени Иоанна Грозного, скорого на казни; другие – к царствованию Алексея Михайловича… который чрезвычайно любя соколиную охоту… мог действительно грозить смертью неисправному сокольнику…
В книге патриаршего приказа под 1625 г. значится церковь Трифона великомученика в селе Напрудном, но существует много письменных доказательства, что этот храм существовал и ранее И. Грозного. В целом ряде духовных завещаний великих московских князей, начиная с Иоанна Даниловича Калиты, в числе других государевых сел каждый раз упоминается «село Напрудское или Напрудное». То, что оно называется селом, доказывает, что здесь был храм, ибо села отличаются от деревень именно храмами.
К какому именно времени относится происхождение этого храма, за отсутствием письменных указаний когда храм именно в честь мученика Трифона построен – можно решить только тщательным археологически-архитектурным его исследованием.
По типу зодчества он относится к псковско-новгородским постройкам, бывшим в ходу в Москве до прихода сюда итальянских архитекторов. Следы этого видны во всем: и в самой стройке, и в материале его, и в кладке последнего, и в его склейке.
Храм этот имеет вид правильного четвероугольника, стороны которого делятся пилястрами на три части. Сообразно с этим верхи стен сведены тремя дугами, кои были покрыты черепицею, как кремлевские башни. Но… эти дуги выровняли кирпичною кладкою в одну линию, на которую оперлась четырехскатная кровля. Она скрывает теперь под собою характерную и древнюю восьмигранную трибуну, на которой возвышалась глава с закомарами. Под тою же позднейшего происхождения крыши стоит доныне маленькая звонница, состоящая из двух столбиков, на которой сел колокол Ясак, с проведенной отсюда прямо в алтарь веревкой.
Размер храма 8 кв. аршин. В своде его сделана выемка правильным четырехконечным крестом. Фундамент состоит из огромных диких камней, связанных глиной, смешанной с соломой. Вся церковь, за исключением позднейшей надстройки, сложена из белого камня без всякого кирпича, который начинают выделывать во времена Иоанна III.
К этой, очевидно, охотничьей церкви (для сокольников) пристроены были в настоящем столетии два придела: один во имя Николая чудотворца, другой во имя св. Филарета Милостивого, освященный митрополитом Филаретом в 1861 г.
В настоящее время эти два придела и старая колокольня разобраны до основания, и на их месте строится новый храм. Размер этой новой церкви более соответствует увеличившемуся и упрочившемуся здесь богомолью, не из одной только Москвы, а из других городов России.
Примечательно, что это богомолье развилось во второй половине нынешнего (XIX) столетия, главным образом в 60-х гг., хотя церковь еще при императоре Александре Благословенном, по его Высочайшему повелению, получила частицы мощей от главы св. мученика Трифона, находящейся в кафедральном соборе в Которе, принадлежащем в начале настоящего столетия князю и митрополиту Черногории Петру Петровичу Негошу. Частицы этих мощей были присланы князем-владыкой московскому купцу Трифону Семеновичу Добрякову, который, будучи серебряником, соорудил на свой счет дорогой ковчег для главы своего ангела и отправил его в Черногорию. Этот благотворительный москвич поднес эти мощи императору Александру I, а тот приказал передать их в Трифоновскую церковь, что и совершилось 14 сентября 1819 г.
Эта святыня еще долго не привлекала богомольцев, и приход церкви был так мал и беден, что, по словам составителя исторической о ней записки протоиерея И. Приклонского, ее «предполагалось или приписать к какому-либо приходу, или совсем упразднить». И. Приклонский в своей книжке говорит: «Трифоновская церковь доныне имеет весьма немного собственных прихожан… какие живут по краям города, например, крестьян, занимающихся возделыванием … огородов, или мелких ремесленников, не имеющих достатка к найму более дорогих квартир внутри города».
Таким образом, церковь эта, с течением времени обеспечила свое существование и подняла свое значение иноприходным богомольем, которое начинает быстро развиваться в 60-х гг. начало его относится ко времени севастопольской войны, когда сюда стали приезжать богомольцы из иных приходов.
После смерти настоятеля церкви М. В. Быстрова митрополит Филарет, знавший эту церковь ранее, назначил ее настоятелем протоиерея В. Г. Назаревского. Новоназначенный настоятель храма… в котором только два раза в неделю совершалась служба, где богомольцы принуждены были молиться… только в незапиравшейся наружной часовенке, установил ежедневную неопустительную службу. Было установлено, чтобы каждый желавший отслужить молебен, как бы он ни был беден, не получал отказа. Установлено было хорошее чтение и пение в церкви в будние дни, заведены были проповеди и поучения по праздникам.
Для того чтобы судить о быстроте и прочности его развития, приведем данные о финансовой стороне этой церкви в течение 20 лет с 1861 – 1881 гг. В 1860 г. она имела прибыли от продажи свеч всего 39 руб., а в 1880 г. уже 10 000 руб. Кружечный и кошельковые ее сборы в первом году давали 3 000 руб., а в последнем 6 000руб. До этого церковь имела большой долг по постройке нового придела, а к 1881 г. имела капитал в 40 000руб. с 2 000 руб. ежегодных процентов.
Таким образом, церковь, прежде небогатая, стала выдаваться из ряда других московских церквей своими финансовыми средствами… Церковь была расширена большими пристройками, обведена каменной оградой. Были выстроены два больших моста, построены дома для причта, капитально реставрированы иконостасы, содержалась вновь построенная богадельня для бедных, отсылались значительные суммы на содержание духовно-учебных заведений, делались значительные пожертвования на содержание бедных духовного звания, на храмы в Западном и Прибалтийском крае и другие благотворительные дела.
В последующее время… Трифоновская церковь приобрела возможность содержать двухкомплектный причет, выстроить два новых для него дома, учредить церковно-приходскую школу, построить новую колокольню и начать стройку заново двух ставших тесными приделов: св. Николая чудотворца и св. Филарета Милостивого. В настоящее время настоятелями церкви состоят: протоиерей И. И. Приклонский, занимающий должность благочинного, и священник Г. М. Дьяченко, цензор духовных книг и составитель учебников по закону Божию и книг для народного чтения.
«Московская Трифоновская церковь». Москва. Типография Высочайше утв. Т-ва И. Д. Сытина, Валовая ул., свой дом. 1895 г.