Церковь Всех Святых, что на Кулишке, находится на Варварской площади при начале Солянки. Построена в княжение Димитрия Донского в память православных воинов, убиенных в сражении на Куликовом поле 8 сентября 1380 г. На хоругви, сохранявшейся еще в 1796 г., была надпись, что церковь за ветхостью перестроена в 1687 г. ноября в 20 день.
В летописях об этой церкви «на Кулишке» упоминается только с 1488 г. Рассмотрение подробностей архитектуры может подтвердить, что главный храм конца XIV ст., и что некоторые пристройки, переделки, а также обработка стен относятся к концу XVII ст. Все здание состоит из явно разновременных частей, присоединявшихся одна к другой без заранее обдуманного плана. Особенно обращает на себя внимание, что приделы выстроены в ряд и находятся с одной южной стороны главного храма.
Сначала церковь состояла из довольно просторного квадрата на подклете и одноабсидного алтаря. Были три входные двери с полукруглыми арками; арки сохранились, но их украшения на юге и на западе уже нет: они стесаны, когда эти выходы стали не наружу. При северной арке есть украшения, тождественные с украшениями западной входной арки внизу у Успения на Крутицах, т.е. позднейшие.
Окон было девять, все верхнего света. Старой формы сохранились только два окна с древними решетками крайние на северной стороне. Шесть окон расширены в 1687 г. и снабжены решетками, характерными для конца XVII ст. При рассмотрении нарушена симметрия, простенки оказались разной величины. Девятое окно заложено вследствие построения перед ним колокольни. Старая форма окон в полной ясности определяется снаружи по заложенному окну и по двум фальшивым окнам восточной стены над алтарем. Такие же фальшивые окна сделаны для украшения стен и на алтарной абсиде.
Одноглавая квадратная церковь с тремя входами, с окнами только верхнего света, узкими и с дуговыми перемычками, была похожа на Звенигородские церкви 1399 и 1404 гг. и на Симоновский собор 1404 г. Но Всехсвятская церковь не имела столбов, так как ее алтарь одноабсидный. Однако и в таком роде бывали древние церкви, напр. церковь Марии Египетской в Сретенском монастыре (1385 г.), имеющая южное заложенное окно той же формы, как на Кулишке.
Подобно Мариинской, переменившей свою главу в 1685 г. (из средств местного приказа), и Всехсвятская имеет новый купол, относящийся к 1687 г. Не позже XVI ст. при Всехсвятской церкви начали образовываться притворы, сначала западный, потом южный, в позднейшее время и северный. Сначала были, вероятно, только крыши, как бы некоторые зонты, вроде сохранившегося при северной стороне Златоустовского собора; затем зонты обратились в паперти с открытыми арками; паперти обратились в части самого храма, стали притворами.
Западный притвор окончательно образовался не позже конца XVI ст.: в XVII ст. строились уже трапезные длинные с востока на запад. Южный притвор, одинаковый по длине и ширине с западным, еще в древности был обращен в придел пророка Наума, упоминаемый под 1701 г. по поводу перемены антиминса, успевшего стать ветхим. Северный притвор в конце XVII ст. был еще папертью с открытыми арками на столбах: заполненное между столбами пространство имеет окна формы XVIII ст., а столбы украшены в духе XVII ст.
К пристройкам 1687 г. надо отнести колокольню, общею своею формою и отдельными украшениями вполне соответствующую этому году. Что колокольня поставлена не на оси всего здания, а при северо-западном угле, можно объяснить тем, что здесь стояла прежняя звонница.
В 1687 же году пристроен придел Николая чудотворца. Этот придел, чтобы не лишить света Наумовский, должен был составить с ним одно целое, «теплую церковь», как бы одностолбную трапезную.
Последнее значительное обновление всего храма было в 1845 г., когда устроен нынешний главный иконостас, сохранивший некоторые старые прекрасные иконы.
Александровский М.И. «Указатель древних церквей в местности Ивановского сорока». Москва, «Русская Печатня», Б. Садовая, дом 14, 1917 г.